Доклад артюхина на коллегии 2021

Обновлено: 15.05.2024

Федеральное казначейство подвело итоги своей модернизации

Основными темами прошедшей вчера коллегии Федерального казначейства (ФК) стали прямые и косвенные эффекты разворачивания службой в последние годы системы казначейских платежей (СКП) — основного модернизационного проекта ведомства. Перевод под управление ФК всей бюджетной ликвидности сделал возможным оперативное перераспределение средств в зависимости от потребностей бюджета, ускорил расчеты, а также начал оказывать влияние и на сам бюджетный процесс. Так, по словам главы курирующего ФК Минфина Антона Силуанова, рост оперативности в управлении бюджетом уже делает возможным перенос подведения итогов его исполнения с осени на весну — это должно произойти в 2022 году.

По словам главы Минфина Антона Силуанова, модернизация возглавляемого Романом Артюхиным казначейства позволяет существенно ускорить бюджетный процесс

По словам главы Минфина Антона Силуанова, модернизация возглавляемого Романом Артюхиным казначейства позволяет существенно ускорить бюджетный процесс

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ / купить фото

По словам главы Минфина Антона Силуанова, модернизация возглавляемого Романом Артюхиным казначейства позволяет существенно ускорить бюджетный процесс

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ / купить фото

Запуск системы казначейских платежей в 2021 году стал наиболее масштабным и значимым проектом Федерального казначейства в последние годы, признали вчера участники расширенной коллегии ведомства. На протяжении 2020 года ФК работало над созданием инфраструктуры для перевода на сторону ведомства всех расчетов участников бюджетного процесса и незаметного для них переноса более 45 тыс. лицевых счетов на единый казначейский счет в Банке России, что позволило ФК консолидировать всю бюджетную ликвидность. Первые итоги этой работы вчера подвел глава ведомства Роман Артюхин.

Так, теперь казначейству в режиме реального времени доступны данные о передвижении средств и остатке на едином казначейском счете — например, вчера утром он составлял 807 млрд руб., баланс казначейского счета при этом оценивается в 11,9 трлн руб., указал вчера глава ведомства Роман Артюхин.

Консолидация в ФК всех бюджетных средств уже позволила ведомству разместить наибольший объем временно свободных средств за все время — 5 трлн руб. (депозиты, сделки репо), доходы от которых будут распределены между субъектами бюджетного процесса.

Для государства запуск СКП будет иметь как минимум два эффекта. Первый связан с экономической эффективностью использования бюджетных средств — как за счет управления ликвидностью, так и сокращения издержек на трансакции при переводах средств между участниками бюджетного процесса и ускорения расчетов в целом. Ожидается, что с 2022 года такие расчеты будут возможны круглосуточно вне зависимости от местонахождения субъектов за счет централизации расчетно-платежных функций в специализированных территориальных управлениях ФК.

Вместе с тем СКП как источник оперативных данных о госфинансах может повлиять на качество управленческих решений и сдвинуть формальные сроки начала бюджетного планирования.

Все крупные госинвестиции с 2022 года будут полностью прозрачны для казначейства

В 2021 году казначейство продолжит донастройку СКП для обеспечения бесперебойности ее работы. Также предполагается развивать ее в сторону интеграции с платежными системами в соответствии с требованиями о развитии сервисной составляющей ФК. Речь идет о запуске сервиса быстрых платежей физлиц в пользу государства через систему быстрых платежей. ФК и Банк России ожидают, что первые операции пройдут уже в 2022 году с участием пилотных банков — сервис должен увеличить скорость зачисления и улучшить качество мониторинга средств.

В целом же приоритеты ведомства будут связаны с повышением бюджетной дисциплины и прозрачности госфинансов.

Для этого ведомство продолжит работу по бухучету федеральных органов власти с учетом цифровизации сектора — за два года бухучет в ФК делегировали уже 48 ведомств, в 2021 году к ним присоединятся еще 50. Ожидается, что это также позволит оптимизировать численность сотрудников в ведомствах. Вторым направлением станет работа по цифровизации госзакупок, предполагающая перевод документооборота в электронный вид от планирования до приемки, а также расширение практики казначейского сопровождения контрактов (см. “Ъ” от 27 января) — проекты поправок к законодательству по инициативам сегодня были одобрены в Госдуме. Также от ФК ожидают автоматизации финансового контроля. Пока же Антон Силуанов попросил уделить особое внимание расходам на нацпроекты и мероприятия Единого плана восстановления экономики, а также дотациям субъектам РФ — поскольку это нецелевые трансферты, регионы часто не выполняют условия их выдачи.

Руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин

— Одна из самых обсуждаемых сейчас тем — цифровизация. Что Федеральное казначейство предпринимает для развития цифровых технологий внутри ведомства?

Генеральный директор Clover group Денис Касимов

— Я думаю, смело можно заявить, что Казначейство России — одно из самых продвинутых в сфере IT ведомств в ведении правительства. Самые зримые результаты нашей работы — это прежде всего Единая информационная система в сфере закупок. Например, по количеству накопленной информации система уже включает 350 терабайт — это ничто иное, как big data, "большие данные". А ежегодный объем контрактов — около 25 триллионов рублей.

Кроме того, цифровизация дает множество возможностей. Например, это прозрачность. Та степень прозрачности в сфере закупок, которая существует в России, не имеет аналогов в мире. Есть вся информация о каждом государственном заказчике, о каждой закупке — от объявления закупки, какие были ценовые предложения, какова цена контракта, о самом контракте и о его исполнении. Поэтому я уверен, что Россия за эти годы достигла впечатляющих результатов в сфере управления закупками, прозрачности закупок и возможности контролировать эти закупки не только со стороны регулирующих органов, но и со стороны граждан.

— Как будет развиваться система госзакупок?

— В декабре прошлого года были приняты поправки, которые предполагают обязательный перевод с 1 января 2019 года в электронный вид всех форм и способов размещения заказа. Правда, это еще не цифровизация — мы различаем цифровизацию и электронную форму. В чем их отличие: если сейчас какие-то действия совершаются на бумаге, а потом информация размещается в электронной форме, то теперь сами действия будут осуществляться путем электронного взаимодействия только через Единую информационную систему.

— Первый вице-премьер, министр финансов РФ Антон Силуанов заявлял, что к 2020 году Федеральное казначейство должно стать полноценной платежной системой в России для упрощения и ускорения бюджетных расчетов. Что уже сделано и что планируется сделать?

— Такая цель была поставлена на коллегии Казначейства — перевод нашей казначейской системы на современные платежные технологии. Все многочисленные счета Казначейства в Банке России, необходимые для обслуживания всех наших клиентов, а это порядка 70 тысяч всевозможных видов счетов, будут переведены на баланс Казначейства. И должен быть открыт единый корреспондентский счет Казначейства в Центральном банке. Появляется огромное количество преимуществ.

Задача этого года — прежде всего нормативно-правовое регулирование. Проект поправок в Бюджетный кодекс уже разработан, мы получили позиции ключевых федеральных органов исполнительной власти. Теперь мы должны все эти предложения и замечания максимально учесть. Сразу отмечу — с Банком России у нас единая позиция по механизму и будущей архитектуре казначейских счетов. Более того, мы обязаны на самом деле такую реформу осуществить, потому что эта реформа будет связана с перспективной платежной системой Банка России, с теми изменениями, которые проводятся в банковском секторе.

Но закон следовало бы принять в этом году. Как минимум год нужен на разработку подзаконных нормативных актов, доработку бизнес-процессов, изменение всех платежных технологий внутри Казначейства. Не менее года требуется, чтобы этот закон реализовать, после чего он смог бы безболезненно работать.

— В декабре правительство РФ разрешило Федеральному казначейству покупать валюту напрямую на организованных торгах, а не в ЦБ РФ. Есть ли необходимость для Казначейства в том, чтобы выходить на валютный рынок напрямую?



Кратко об основном. Итоги 2021 г. и планы на 2022 г.



В 2022 финансирование будет увеличено. Предусмотрено 1 млрд 196,4 млн рублей (в том числе 553,4 млн рублей из федерального бюджета и 643 млн рублей из республиканского бюджета).



- На базе Коми республиканского института развития образования открыт центр, на базе которого осуществляется повышение квалификации и обмен опытом педагогических работников республики.

- В 2022 году будут открыты две школы - в с. Помоздино на 400 мест и с. Объячево на 600 мест.

- В региональный реестр одаренных детей включено 2766 детей, более 99 тысяч детей охвачены услугами дополнительного образования.

- Завершен ремонт 3 спортивных залов, установлены 3 спортивные площадки в сельских школах. Еще столько же будет отремонтировано и установлено в 2022 году.

- Охват детей дополнительным образованием составил 72,8%. Готовятся к созданию 307 новых мест дополнительного образования детей.

- Оснащены современным оборудованием 80 образовательных организаций. Еще 53 будут оснащены в 2022 году.

- Во всех профессиональных образовательных организациях Республики Коми в образовательном процессе применяются современные цифровые технологии.

- В 2021 году открыты 8 профессиональных мастерских на базе Воркутинского политехнического техникума и Сыктывкарского колледжа сервиса и связи. Еще 12 новых профессиональных мастерских появятся в 6 профессиональных образовательных организациях региона в 2022 году.

Мероприятия проектов позволили уже в этом году в 98% образовательных организациях внедрить программы воспитания обучающихся, провести цикл мероприятий патриотической направленности, создать дополнительные условия для развития и поддержки добровольчества (волонтерства).

Подробно с материалами Коллегии можно ознакомиться по ссылке 1, ссылке 2, ссылке 3.

Версия для слабовидящих

Об итоговом расширенном заседании коллеги Росавиации

12 марта 2021 состоялось расширенное заседание коллегии Федерального агентства воздушного транспорта.

В заседании приняли участие представители Совета Федерации Федерального собрания РФ, Счетной Палаты РФ, Генпрокуратуры России, Минтранса России, Росавиации и территориальных управлений Росавиации, федеральных органов исполнительной власти и региональных властей, также руководители авиапредприятий и аэропортов.

Александр Нерадько проинформировал собравшихся о принятых Росавиацией мерах, направленных на сохранение операционной деятельности авиационных предприятий в 2020 году, в том числе мерах по недопущению банкротств и сокращений квалифицированного персонала.

При непосредственном участии Росавиации совместно с федеральными органами исполнительной власти, российскими авиакомпаниями и аэропортами были разработаны и приняты постановления Правительства Российской Федерации о предоставлении в 2020 году субсидий российским авиакомпаниям и аэропортам на частичную компенсацию расходов. На поддержку авиакомпаний был выделен почти 21 млрд рублей, 46 российских авиакомпаний получили субсидии. На поддержку аэропортов - 10,6 млрд рублей, 108 аэропортов получили субсидии.

В своем докладе руководитель Росавиации сообщил участникам заседания о ходе реализации в 2020 году программ по субсидированию авиаперевозок, направленных на обеспечение доступности воздушного транспорта для населения. По итогам 2020 года Росавиацией были достигнуты плановые показатели государственной программы "Развитие транспортной системы" и федерального проекта по авиаперевозкам.

"Рос объем перевозок по маршрутам, минуя Москву: 18,2 млн пассажиров, план был 9 млн. По итогам прошлого года доля межрегиональных регулярных авиарейсов, минуя Москву, составила 45,5%, при плановых показателях в 42% от общего количества внутренних регулярных маршрутов ", - сообщил руководитель Александр Нерадько.

Александр Нерадько также остановился на реализации Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ) на период до 2024 года. Отметил, что несмотря на сложности 2020 года продолжались работы по реализации инвестиционных проектов. Введены в эксплуатацию после реконструкции три взлетно-посадочные полосы в аэропортах г. Хабаровск, п. Оссоры и с опережением плана на Соловецком архипелаге. Завершена реконструкция взлетно-посадочной полосы в аэропорту Зея Амурской области, куда не выполнялись полеты на самолетах 10 лет. Введены в эксплуатацию объекты аэропортовой инфраструктуры в аэропортах Норильск, Челябинск и Минеральные Воды. Смонтированы модульные АВК в аэропортах Диксон и Тура. Завершена работа по дооборудованию аэропорта г. Саратов (Гагарин) до требований II категории посадки ИКАО.

Продолжались работы по модернизации и поддержанию эксплуатационной готовности технических средств и систем объектов ЕС ОрВД. В декабре прошлого года завершены работы по созданию и вводу в эксплуатацию Укрупненного Якутского центра ЕС ОрВД, включающие выполнение работ по строительству нового технологического здания и оснащению АС районного и аэродромного центров обслуживания воздушного движения.

Приоритетной задачей Росавиации и ее территориальных органов является обеспечение безопасности полетов, авиационной и транспортной безопасности. В 2020 году при выполнении регулярных и нерегулярных коммерческих воздушных перевозок пассажиров на самолетах в России не погиб ни один пассажир и ни один член экипажа.

При выполнении Росавиацией в 2020 году сертификационных работ приоритетное внимание уделялось перспективной отечественной авиационной технике.

К сожалению, сохраняется проблема дефицита летно-инструкторского состава для образовательных организаций, осуществляющих подготовку коммерческих пилотов самолетов, а также недофинансирование учебных заведений. Работа по данному направлению будет продолжена в 2021 году с целью принятия системных решений.

Основные итоги деятельности Росавиации, задачи на 2021 год и среднесрочную перспективу содержатся в официальном докладе, который ранее был рассмотрен и одобрен Общественным советом при Росавиации.

Заместитель Министра транспорта Игорь Чалик отметил значительный вклад Росавиации в подготовку мер поддержки предприятиям отрасли в 2020 году. Минтрансом России совместно с Росавиацией в 2021 году будут приниматься меры для дальнейшего поступательного восстановления авиаперевозок.

В завершение Руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько поблагодарил участников расширенного заседания коллегии и в их лице коллективы организаций гражданской авиации, также специалистов взаимодействующих организаций и федеральных органов исполнительной власти, за слаженную и сплоченную работу, которая осуществлялась в 2020 году.

Кроме того, Александр Нерадько отметил, что режим оперативного взаимодействия и принятия решений, который был выработан в 2020 году, показал свою эффективность, следует сохранить его и в 2021 году и на среднесрочную перспективу.

Читайте также: