Доклад артюхина на коллегии 2021
Обновлено: 15.05.2024
Федеральное казначейство подвело итоги своей модернизации
Основными темами прошедшей вчера коллегии Федерального казначейства (ФК) стали прямые и косвенные эффекты разворачивания службой в последние годы системы казначейских платежей (СКП) — основного модернизационного проекта ведомства. Перевод под управление ФК всей бюджетной ликвидности сделал возможным оперативное перераспределение средств в зависимости от потребностей бюджета, ускорил расчеты, а также начал оказывать влияние и на сам бюджетный процесс. Так, по словам главы курирующего ФК Минфина Антона Силуанова, рост оперативности в управлении бюджетом уже делает возможным перенос подведения итогов его исполнения с осени на весну — это должно произойти в 2022 году.
По словам главы Минфина Антона Силуанова, модернизация возглавляемого Романом Артюхиным казначейства позволяет существенно ускорить бюджетный процесс
Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ / купить фото
По словам главы Минфина Антона Силуанова, модернизация возглавляемого Романом Артюхиным казначейства позволяет существенно ускорить бюджетный процесс
Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ / купить фото
Запуск системы казначейских платежей в 2021 году стал наиболее масштабным и значимым проектом Федерального казначейства в последние годы, признали вчера участники расширенной коллегии ведомства. На протяжении 2020 года ФК работало над созданием инфраструктуры для перевода на сторону ведомства всех расчетов участников бюджетного процесса и незаметного для них переноса более 45 тыс. лицевых счетов на единый казначейский счет в Банке России, что позволило ФК консолидировать всю бюджетную ликвидность. Первые итоги этой работы вчера подвел глава ведомства Роман Артюхин.
Так, теперь казначейству в режиме реального времени доступны данные о передвижении средств и остатке на едином казначейском счете — например, вчера утром он составлял 807 млрд руб., баланс казначейского счета при этом оценивается в 11,9 трлн руб., указал вчера глава ведомства Роман Артюхин.
Консолидация в ФК всех бюджетных средств уже позволила ведомству разместить наибольший объем временно свободных средств за все время — 5 трлн руб. (депозиты, сделки репо), доходы от которых будут распределены между субъектами бюджетного процесса.
Для государства запуск СКП будет иметь как минимум два эффекта. Первый связан с экономической эффективностью использования бюджетных средств — как за счет управления ликвидностью, так и сокращения издержек на трансакции при переводах средств между участниками бюджетного процесса и ускорения расчетов в целом. Ожидается, что с 2022 года такие расчеты будут возможны круглосуточно вне зависимости от местонахождения субъектов за счет централизации расчетно-платежных функций в специализированных территориальных управлениях ФК.
Вместе с тем СКП как источник оперативных данных о госфинансах может повлиять на качество управленческих решений и сдвинуть формальные сроки начала бюджетного планирования.
Все крупные госинвестиции с 2022 года будут полностью прозрачны для казначейства
В 2021 году казначейство продолжит донастройку СКП для обеспечения бесперебойности ее работы. Также предполагается развивать ее в сторону интеграции с платежными системами в соответствии с требованиями о развитии сервисной составляющей ФК. Речь идет о запуске сервиса быстрых платежей физлиц в пользу государства через систему быстрых платежей. ФК и Банк России ожидают, что первые операции пройдут уже в 2022 году с участием пилотных банков — сервис должен увеличить скорость зачисления и улучшить качество мониторинга средств.
В целом же приоритеты ведомства будут связаны с повышением бюджетной дисциплины и прозрачности госфинансов.
Для этого ведомство продолжит работу по бухучету федеральных органов власти с учетом цифровизации сектора — за два года бухучет в ФК делегировали уже 48 ведомств, в 2021 году к ним присоединятся еще 50. Ожидается, что это также позволит оптимизировать численность сотрудников в ведомствах. Вторым направлением станет работа по цифровизации госзакупок, предполагающая перевод документооборота в электронный вид от планирования до приемки, а также расширение практики казначейского сопровождения контрактов (см. “Ъ” от 27 января) — проекты поправок к законодательству по инициативам сегодня были одобрены в Госдуме. Также от ФК ожидают автоматизации финансового контроля. Пока же Антон Силуанов попросил уделить особое внимание расходам на нацпроекты и мероприятия Единого плана восстановления экономики, а также дотациям субъектам РФ — поскольку это нецелевые трансферты, регионы часто не выполняют условия их выдачи.
— Одна из самых обсуждаемых сейчас тем — цифровизация. Что Федеральное казначейство предпринимает для развития цифровых технологий внутри ведомства?
— Я думаю, смело можно заявить, что Казначейство России — одно из самых продвинутых в сфере IT ведомств в ведении правительства. Самые зримые результаты нашей работы — это прежде всего Единая информационная система в сфере закупок. Например, по количеству накопленной информации система уже включает 350 терабайт — это ничто иное, как big data, "большие данные". А ежегодный объем контрактов — около 25 триллионов рублей.
Кроме того, цифровизация дает множество возможностей. Например, это прозрачность. Та степень прозрачности в сфере закупок, которая существует в России, не имеет аналогов в мире. Есть вся информация о каждом государственном заказчике, о каждой закупке — от объявления закупки, какие были ценовые предложения, какова цена контракта, о самом контракте и о его исполнении. Поэтому я уверен, что Россия за эти годы достигла впечатляющих результатов в сфере управления закупками, прозрачности закупок и возможности контролировать эти закупки не только со стороны регулирующих органов, но и со стороны граждан.
— Как будет развиваться система госзакупок?
— В декабре прошлого года были приняты поправки, которые предполагают обязательный перевод с 1 января 2019 года в электронный вид всех форм и способов размещения заказа. Правда, это еще не цифровизация — мы различаем цифровизацию и электронную форму. В чем их отличие: если сейчас какие-то действия совершаются на бумаге, а потом информация размещается в электронной форме, то теперь сами действия будут осуществляться путем электронного взаимодействия только через Единую информационную систему.
— Первый вице-премьер, министр финансов РФ Антон Силуанов заявлял, что к 2020 году Федеральное казначейство должно стать полноценной платежной системой в России для упрощения и ускорения бюджетных расчетов. Что уже сделано и что планируется сделать?
— Такая цель была поставлена на коллегии Казначейства — перевод нашей казначейской системы на современные платежные технологии. Все многочисленные счета Казначейства в Банке России, необходимые для обслуживания всех наших клиентов, а это порядка 70 тысяч всевозможных видов счетов, будут переведены на баланс Казначейства. И должен быть открыт единый корреспондентский счет Казначейства в Центральном банке. Появляется огромное количество преимуществ.
Задача этого года — прежде всего нормативно-правовое регулирование. Проект поправок в Бюджетный кодекс уже разработан, мы получили позиции ключевых федеральных органов исполнительной власти. Теперь мы должны все эти предложения и замечания максимально учесть. Сразу отмечу — с Банком России у нас единая позиция по механизму и будущей архитектуре казначейских счетов. Более того, мы обязаны на самом деле такую реформу осуществить, потому что эта реформа будет связана с перспективной платежной системой Банка России, с теми изменениями, которые проводятся в банковском секторе.
Но закон следовало бы принять в этом году. Как минимум год нужен на разработку подзаконных нормативных актов, доработку бизнес-процессов, изменение всех платежных технологий внутри Казначейства. Не менее года требуется, чтобы этот закон реализовать, после чего он смог бы безболезненно работать.
— В декабре правительство РФ разрешило Федеральному казначейству покупать валюту напрямую на организованных торгах, а не в ЦБ РФ. Есть ли необходимость для Казначейства в том, чтобы выходить на валютный рынок напрямую?
Кратко об основном. Итоги 2021 г. и планы на 2022 г.
В 2022 финансирование будет увеличено. Предусмотрено 1 млрд 196,4 млн рублей (в том числе 553,4 млн рублей из федерального бюджета и 643 млн рублей из республиканского бюджета).
- На базе Коми республиканского института развития образования открыт центр, на базе которого осуществляется повышение квалификации и обмен опытом педагогических работников республики.
- В 2022 году будут открыты две школы - в с. Помоздино на 400 мест и с. Объячево на 600 мест.
- В региональный реестр одаренных детей включено 2766 детей, более 99 тысяч детей охвачены услугами дополнительного образования.
- Завершен ремонт 3 спортивных залов, установлены 3 спортивные площадки в сельских школах. Еще столько же будет отремонтировано и установлено в 2022 году.
- Охват детей дополнительным образованием составил 72,8%. Готовятся к созданию 307 новых мест дополнительного образования детей.
- Оснащены современным оборудованием 80 образовательных организаций. Еще 53 будут оснащены в 2022 году.
- Во всех профессиональных образовательных организациях Республики Коми в образовательном процессе применяются современные цифровые технологии.
- В 2021 году открыты 8 профессиональных мастерских на базе Воркутинского политехнического техникума и Сыктывкарского колледжа сервиса и связи. Еще 12 новых профессиональных мастерских появятся в 6 профессиональных образовательных организациях региона в 2022 году.
Мероприятия проектов позволили уже в этом году в 98% образовательных организациях внедрить программы воспитания обучающихся, провести цикл мероприятий патриотической направленности, создать дополнительные условия для развития и поддержки добровольчества (волонтерства).
Подробно с материалами Коллегии можно ознакомиться по ссылке 1, ссылке 2, ссылке 3.
Об итоговом расширенном заседании коллеги Росавиации
12 марта 2021 состоялось расширенное заседание коллегии Федерального агентства воздушного транспорта.
В заседании приняли участие представители Совета Федерации Федерального собрания РФ, Счетной Палаты РФ, Генпрокуратуры России, Минтранса России, Росавиации и территориальных управлений Росавиации, федеральных органов исполнительной власти и региональных властей, также руководители авиапредприятий и аэропортов.
Александр Нерадько проинформировал собравшихся о принятых Росавиацией мерах, направленных на сохранение операционной деятельности авиационных предприятий в 2020 году, в том числе мерах по недопущению банкротств и сокращений квалифицированного персонала.
При непосредственном участии Росавиации совместно с федеральными органами исполнительной власти, российскими авиакомпаниями и аэропортами были разработаны и приняты постановления Правительства Российской Федерации о предоставлении в 2020 году субсидий российским авиакомпаниям и аэропортам на частичную компенсацию расходов. На поддержку авиакомпаний был выделен почти 21 млрд рублей, 46 российских авиакомпаний получили субсидии. На поддержку аэропортов - 10,6 млрд рублей, 108 аэропортов получили субсидии.
В своем докладе руководитель Росавиации сообщил участникам заседания о ходе реализации в 2020 году программ по субсидированию авиаперевозок, направленных на обеспечение доступности воздушного транспорта для населения. По итогам 2020 года Росавиацией были достигнуты плановые показатели государственной программы "Развитие транспортной системы" и федерального проекта по авиаперевозкам.
"Рос объем перевозок по маршрутам, минуя Москву: 18,2 млн пассажиров, план был 9 млн. По итогам прошлого года доля межрегиональных регулярных авиарейсов, минуя Москву, составила 45,5%, при плановых показателях в 42% от общего количества внутренних регулярных маршрутов ", - сообщил руководитель Александр Нерадько.
Александр Нерадько также остановился на реализации Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ) на период до 2024 года. Отметил, что несмотря на сложности 2020 года продолжались работы по реализации инвестиционных проектов. Введены в эксплуатацию после реконструкции три взлетно-посадочные полосы в аэропортах г. Хабаровск, п. Оссоры и с опережением плана на Соловецком архипелаге. Завершена реконструкция взлетно-посадочной полосы в аэропорту Зея Амурской области, куда не выполнялись полеты на самолетах 10 лет. Введены в эксплуатацию объекты аэропортовой инфраструктуры в аэропортах Норильск, Челябинск и Минеральные Воды. Смонтированы модульные АВК в аэропортах Диксон и Тура. Завершена работа по дооборудованию аэропорта г. Саратов (Гагарин) до требований II категории посадки ИКАО.
Продолжались работы по модернизации и поддержанию эксплуатационной готовности технических средств и систем объектов ЕС ОрВД. В декабре прошлого года завершены работы по созданию и вводу в эксплуатацию Укрупненного Якутского центра ЕС ОрВД, включающие выполнение работ по строительству нового технологического здания и оснащению АС районного и аэродромного центров обслуживания воздушного движения.
Приоритетной задачей Росавиации и ее территориальных органов является обеспечение безопасности полетов, авиационной и транспортной безопасности. В 2020 году при выполнении регулярных и нерегулярных коммерческих воздушных перевозок пассажиров на самолетах в России не погиб ни один пассажир и ни один член экипажа.
При выполнении Росавиацией в 2020 году сертификационных работ приоритетное внимание уделялось перспективной отечественной авиационной технике.
К сожалению, сохраняется проблема дефицита летно-инструкторского состава для образовательных организаций, осуществляющих подготовку коммерческих пилотов самолетов, а также недофинансирование учебных заведений. Работа по данному направлению будет продолжена в 2021 году с целью принятия системных решений.
Основные итоги деятельности Росавиации, задачи на 2021 год и среднесрочную перспективу содержатся в официальном докладе, который ранее был рассмотрен и одобрен Общественным советом при Росавиации.
Заместитель Министра транспорта Игорь Чалик отметил значительный вклад Росавиации в подготовку мер поддержки предприятиям отрасли в 2020 году. Минтрансом России совместно с Росавиацией в 2021 году будут приниматься меры для дальнейшего поступательного восстановления авиаперевозок.
В завершение Руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько поблагодарил участников расширенного заседания коллегии и в их лице коллективы организаций гражданской авиации, также специалистов взаимодействующих организаций и федеральных органов исполнительной власти, за слаженную и сплоченную работу, которая осуществлялась в 2020 году.
Кроме того, Александр Нерадько отметил, что режим оперативного взаимодействия и принятия решений, который был выработан в 2020 году, показал свою эффективность, следует сохранить его и в 2021 году и на среднесрочную перспективу.
Читайте также: