Государство в организации сетевого взаимодействия вузов доклад

Обновлено: 02.07.2024

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и школы – один из факторов социализации личности воспитанников.

В современных сложных социально-экономических условиях социализация подрастающего поколения требует особого внимания к успешной адаптации Социальный педагог принимает активное участие в этой работе , .

Проект Основные формы организации и направления научно - методической деятельности педагогического коллектива - главный инновационный ресурс развития общеобразовательного учреждения

ПРОЕКТ Основные формы организации и направления научно - методической деятельности педагогического коллектива - главный инновационный ресурс развития общеобразовательного учрежденияГосударственное бюд.

«Взаимодействие центра дополнительного образования детей с общеобразовательными организациями по обеспечению внешкольной занятости обучающихся, находящихся в социально опасном положении.

В результате социально-экономических преобразований в России в особенно в уязвимом положении оказались семьи и дети, проживающие в отдаленных территориях. Для многих из этих регионов характерны наличи.

форма проведения - круглый стол (24.12.16).


Статья "Выявление и сопровождение одаренных детей в рамках взаимодействия вуза и школы

УДК 371 ВЫЯВЛЕНИЕ И СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В РАМКАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗА И ШКОЛЫ THE IDENTIFICATION AND SUPPORT OF GIFTED CHILDREN THE FRAMEWORK OF INTERACTION BETWEEN THE UNIVERSITY AND S.


Взаимодействие семьи и школы как фактор успешной социализации ребенка


Сетевое взаимодействие образовательных организаций, как фактор всестороннего развития личности ребёнка

Именно сейчас сетевая организация совместной деятельности рассматривается как наиболее актуальная и эффективная форма достижения целей в образовательной сфере.Цель сетевого взаимодействия образователь.

Материал опубликован в журнале №104 от 25.06.2018.

КРАСНОВА Гульнара Амангельдиновна, главный научный сотрудник, доктор философских наук, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

БАЙКОВ Андрей Анатольевич, проректор по магистерским и международным программам Московского государственного института международных отношений (университета) МИД РФ, кандидат политических наук, доцент.

АРАПОВА Екатерина Яковлевна, начальник отдела экспертизы магистерских программ управления магистерской подготовки Московского государственного института международных отношений (университета) МИД РФ, кандидат экономических наук.

Описание моделии цели её реализации

С принятием в 2012 году нового закона об образовании сетевое взаимодействие российских вузов получило большое распространение.[1]

​В настоящее время с участием российских вузов функционируют следующие сетевые университеты: Университет Шанхайской организации сотрудничества, Российско-Французский университет, Вьетнамо-Российский технологический университет, Российско-Китайский университет, Сетевой университет СНГ, Евразийский сетевой университет, Сетевой университет БРИКС.

Основные направления сетевого взаимодействия в рамках вузовских консорциумов – это, прежде всего, развитие академической входящей и исходящей мобильности студентов. Перспективные направления этого взаимодействия: реализация программ трансграничного образования (франчайзинг, валидация и другие) на территории Российской Федерации, довузовская подготовка, а также организация и проведение обучения рус­скому языку как иностранному на базе вузов-партнеров.

Источниками финансирования сетевого взаимодействия могут быть как бюджетные, так и внебюджетные средства. Благодаря тому, что сетевое взаимодействие охватывает национальные вузы разных стран, в рамках рекрутинговых кампаний это дает вузам дополнительную возможность набора студентов из вузов-партнеров. Кроме того, как правило, деятельность образовательных организаций в рамках сетевых партнерств поддерживается ректоратом, на нее выделяются организационные и финансовые ресурсы.

​Финансово-экономические факторы оказывают серьезное влияние на развитие сетевого взаимодействия. В настоящее время отсутствуют механизмы финансирования сетевых университетов с участием российских вузов.

Крайне активно ряд вузов использует участие в консорциуме сетевых университетов в приемной кампании. Например, проводят дни открытых дверей в кампусах университетов-партнеров, организуют летние школы для студентов университетов-партнеров, а также ознакомительные поездки и краткосрочные академические обмены. Все эти мероприятия повышают международную узнаваемость вуза и могут стать одним из инструментов рекрутинга.

Большое преимущество набора студентов в рамках сетевых университетов также заключается в том, что для студентов создается целый ряд преференций, предоставляются гранты, условия поступления на обучение оговариваются и принимаются всеми вузами-участниками сети. Минусы зак­лючаются в том, что не все образовательные программы вуза реализуются в рамках сетевого взаимодействия. Кроме того, могут быть ограничения по числу участвующих в этих образовательных программах студентов.

​За рубежом лидерами по числу сетевых университетов являются Франция – Франко-Немецкий университет (год создания – 1999), Франко-Итальянский университет (1998), Научно-технологический университет в Ханое (2010) и Германия – Германо-Иорданский университет (2004), Вьетнамско-Германский университет (2008), Турецко-Германский университет (2014).

Страновой опыт

В настоящее время с участием российских вузов функционируют следующие сетевые университеты: Университет Шанхайской организации сотрудничества, Российско-Французский университет, Вьетнамо-Российский технологический университет, Российско-Китайский университет, Сетевой университет СНГ, Евразийский сетевой университет, Сетевой университет БРИКС. Все они были созданы в разное время и находятся на разных этапах становления и развития.

Если проанализировать состав российских вузов-участников сетевых консорциумов, можно увидеть, что в основном это одни и те же ведущие университеты страны. Например, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина и Российский университет дружбы народов являются участниками Сетевого университета СНГ, Университета Шанхайской организации сотрудничества и Сетевого университета БРИКС. В целом же большая часть российских вузов слабо развивает сетевое взаимодействие с зарубежными вузами-партнерами. Вместе с тем участие в сетевом проекте может стать важным инструментом рекрутинга иностранных студентов.

Большой потенциал кроется в развитии двустороннего сетевого взаимодействия, когда в создании сетевого университета участвуют два вуза из двух стран. Такое сотрудничество имеет целый ряд преимуществ: согласование образовательных программ, условий для поступления и прочего происходит гораздо быстрее из-за небольшого числа вузов-участников; меньше ограничений, которые вводятся на сетевое взаимодействие между вузами-участниками. Такая практика не получила массового распространения в России, где в основном функционируют большие многосторонние консорциумы вузов, объединенные в совместный сетевой университет.

Создание консорциумов вузов часто происходит на межгосударственном уровне: решение принимается руководством двух или нескольких государств путем подписания многосторонних и двусторонних межгосударственных соглашений государств. Или на институциональном уровне, когда решение принимается руководством вузов разных стран на основании действующего национального законодательства государств местонахождения участников, их уставов и локальных норм, применяемых в процессе образовательной, административной и иной деятельности, путем подписания соглашений о консорциуме. Вузы реализуют сетевое взаимодействие через подписание договоров о консорциумах без создания отдельного юридического лица и с созданием его.

За рубежом лидерами по числу сетевых университетов являются Франция – Франко-Немецкий университет (год создания – 1999), Франко-Итальянский университет (1998), Научно-технологический университет в Ханое (2010) и Германия – Германо-Иорданский университет (2004), Вьетнамско-Германский университет (2008), Турецко-Германский университет (2014).

​Перспективные направления сетевого взаимодействия: реализация программ трансграничного образования (франчайзинг, валидация и другие) на территории Российской Федерации, довузовская подготовка, а также организация и проведение обучения русскому языку как иностранному на базе вузов-партнеров.

Потенциальные риски и возможности

РИСКИ

ВОЗМОЖНОСТИ

  • Для российских вузов создание и развитие международных и региональных стратегических партнерств позволит увеличить потоки академической мобильности (исходящей и входящей), стимулировать участие в международных совместных научных и образовательных проектах.
  • Использование новых образовательных технологий в учебном процессе.
  • Расширение номенклатуры предлагаемых образовательных программ за счет программной интеграции с другими вузами.
  • Повышение качества образования, в том числе с учетом контроля качества обучения со стороны вузов-партнеров.
  • Расширение возможностей международного сотрудничества.
  • Дополнительная рекламная акция по набору студентов.
  • Объединение материально-технических (аудитории, библиотеки, технические средства обучения, общежития и прочее) и человеческих ресурсов образовательных организаций-участников сетевого взаимодействия (преподаватели, учебно-вспомогательный и административный персонал).

[2] A. Clausen, B. Schindler-Kovats, N. Stalf. Transnational Education ‘made in Germany’ A policy perspective on challenges, best practices and success stories // Journal of the European higher education area. – № 1 (4) 2011. – P. 1-20.


1. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: монография. – Новосибирск: Изд-во НИПК и ПРО, 2005. – 230 с.

2. Зиятдинова Ю.Н. Выявление критериев эффективности сетевой формы сотрудничества в поликультурной образовательной среде / Ю.Н. Зиятдинова, А.С. Сухристина // II Международный форум по педагогическому образованию. Программа форума: Программа и тезисы II Международного форума по педагогическому образованию, Казань, Казанский федеральный университет, 19–21 мая 2016 г. – Казань: Куранты, 2016. – С. 396-397.

4. Кочнев А.М. Образование на основе сетевого взаимодействия / А.М. Кочнев // Высшее образование в России. – 2015. – № 5. – С. 69-74.

6. Осипов П.Н. По пути интернационализации инженерного образования (опыт КНИТУ) / П.Н. Осипов, В.Г. Иванов, Ю.Н. Зиятдинова // Высшее образование в России. – 2014. – № 3. – С. 117-123.

В настоящее время концепция всестороннего партнёрства становится основной чертой реализации сотрудничества во всех областях жизнедеятельности, включая государственную политику в сфере образования. Всестороннее партнерство в области образования подразумевает интегрированную систему горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающую доступ к качественному образованию для студентов различных категорий. Такое сетевое сотрудничество дает множество преимуществ для достижения эффективных положительных результатов. Оно предоставляет уникальные возможности перераспределения ресурсов среди участников сетевого взаимодействия, позволяет использовать потенциал каждого партнера, а также организует прямые контакты между ними.

В 21 веке, когда глобализация затрагивает все стороны жизни человека, а интернационализация образования становится ответом общества на глобализационные вызовы, сетевое взаимодействие приобретает особое значение. В контексте создания партнёрских связей между странами сетевое взаимодействие может стать эффективным инструментом продвижения сотрудничества на уровне отдельно взятых регионов. Не последнюю роль здесь играют учреждения высшего профессионального образования, особенно университеты, реализующие инженерные программы. Современные вузы, реагируя на глобальные изменения на международном рынке труда, вынуждены отвечать новым условиям к подготовке современных конкурентоспособных специалистов. Интернационализация инженерного образования выступает в качестве одного из инструментов адаптации академического научно-образовательного пространства к реалиям нашего времени, одновременно представляя собой феномен, процесс и тенденцию развития высшего образования. Сетевое взаимодействие при этом становится принципом развития сотрудничества между региональными партнерами разных стран [6].

Сотрудничество в форме сетевого взаимодействия чрезвычайно эффективно при совместной образовательной деятельности с международными партнерами, так как позволяет учитывать и адаптироваться к межкультурным особенностям, политико-экономическим различиям, использовать зарубежные ресурсы и технологии, а также решать возникающие проблемы наиболее быстрым и удобным способом [4].

Цель исследования – разработать и обосновать педагогическую модель сетевого взаимодействия региональных вузов как фактора, способствующего интернационализации инженерного образования.

Методы исследования. В данной работе авторы используют следующие материалы и методы исследования:

- теоретические: анализ литературных источников по изучаемой проблеме, обобщение инновационного педагогического опыта, сравнение, синтез, прогнозирование, моделирование;

- моделирование и проектирование образовательных систем, направленное на выявление педагогических проблем и причин их появления, поиск методов и путей реализации педагогических проектов;

- эмпирические: изучение опыта реализации сетевого подхода в образовании на примере российских вузов, наблюдение, анкетирование, беседа;

- методы статистической обработки данных, систематизация и обобщение полученных данных.

Результаты исследования. Процессы проектирования и моделирования часто связаны с проблемами изучения педагогических процессов, их преобразования и совершенствования; применением новых подходов в образовании; внедрением инновационных процессов, направленных на развитие системы образования. Сетевое взаимодействие является одним из наиболее сложных и перспективных направлений реализации сотрудничества в сфере образования, которое требует изучения, анализа и переосмысления в современных условиях развития общества [1]. Поэтому, принимая во внимание теоретические предпосылки педагогического проектирования и моделирования, применение данного метода научного исследования к сетевому взаимодействию в контексте сотрудничества региональных вузов из различных стран может представлять интерес для исследователей и сотрудников российских вузов, задействованных в международном образовательном сотрудничестве.

Для разработки модели сетевого взаимодействия в контексте интернационализации высшего образования необходимо принимать во внимание следующие аспекты:

- интернационализация инженерного образования, в первую очередь, подразумевает академическую мобильность, которая включает такие виды деятельности (связи), как набор иностранных студентов, наем зарубежных преподавателей, мотивирование студентов на приобретение опыта учебы заграницей, проведение международных конференций, участие в международных грантовых программах, публикации в международных научных изданиях и сотрудничество с зарубежными промышленными компаниями;

- в качестве узлов сети могут выступать университеты, промышленные предприятия, органы управления, административные и государственные структуры и пр.;

- процесс интернационализации состоит из нескольких уровней, таким образом, сеть может увеличиваться со временем. С точки зрения структуры, это означает увеличение количества узлов и увеличение диапазона связей, их видоизменение и добавление новых видов деятельности (связи сети).

Соответственно, модель сетевого взаимодействия в контексте интернационализации образования должна обеспечивать прогресс университета на пути интернационализации посредством принятия взвешенных решений, учитывающих требования сети.

Для разработки модели сетевого взаимодействия региональных вузов из разных стран будем использовать различные подходы с учетом опыта современных западных компаний и университетов.

а) Создание представительства

Западные бизнесмены уже давно исследуют наиболее эффективные пути выхода на международную арену. Одним из наиболее оправданных приемов оказалось открытие представительства головной организации в зарубежном государстве. По аналогии с коммерческими организациями, представительство российского университета за рубежом может стать ключевым звеном в организации сети сотрудничества, регулируя и сглаживая возможные разногласия, координируя сотрудничество с научно-образовательными организациями и перераспределяя обязанности сторон.

б) Уровни интернационализации

Анализ деятельности по интернационализации университетов, входящих в рейтинг QSTop-100, показал, что эти вузы задействуют четыре различных подхода, каждый из которых свидетельствует об определенном качественном изменении [3]:

Данные подходы позволили разработать четыре последовательных уровня модели сетевого взаимодействия с целью интернационализации инженерного образования:


Модель сетевого взаимодействия для интернационализации инженерного вуза

Основными компонентами модели являются:

- уровни сетевого взаимодействия (4);

- группы сетевого взаимодействия (университеты, промышленные компании и правительственные структуры);

Эффективность модели может быть оценена с помощью таких показателей международной деятельности, как [2]:

• увеличение количества студентов, занимающихся научной работой;

• привлечение финансирования от российских научных фондов на проведение международных исследований;

• увеличение количества публикаций по исследованию особенностей поликультурной образовательной среды и интернационализации высшего образования;

• участие в международных научных конференциях.

Апробация описанной модели сетевого взаимодействия между региональными вузами была проведена на примере сотрудничества России и Вьетнама. Рассмотрение опыта реализации модели сетевого взаимодействия Казанского национального исследовательского технологического университета и научно-образовательных центров Вьетнама будет выполнено в дальнейших работах авторов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

«Сетевое взаимодействие образовательных организаций:

Зиннурова Гульназ Акдасовна

«Сетевое взаимодействие образовательных организаций:

Сетевое взаимодействие сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям не только выживать, но и динамично развиваться.

Сетевое взаимодействие – это совместная деятельность образовательных учреждений (организаций), направленная на обеспечение возможности освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. Учреждения дополнительного образования заинтересованы в использовании ресурсов других организаций: школ, детских садов, вузов, которые имеют лицензии на образовательную деятельность другого вида, а кроме этого в сотрудничестве с не образовательными организациями: музеями, библиотеками (лесничество, агроферма, строймонтаж сервис) и многими другими, не имеющими лицензий на образовательную деятельность.

Итак, целью сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования является – создание единого образовательного пространства для обеспечения качества и доступности образования, выполнение заказа общества на формирование успешной личности.

Задачи, решаемые в процессе сетевого взаимодействия:

Анализ спектра запросов партнеров по организации сетевого взаимодействия;

Обмен опытом, совместная реализация образовательных проектов и социальных инициатив;

Повышение качества образования, доступности услуг;

Расширения круга общения обучающихся, позволяющего им получить социальный опыт, способствующий формированию их мировоззрения;

Совершенствовать управление учреждением, научно-методического психологического сопровождения учебного процесса, переход от управления образовательным учреждением к управлению образовательными программами.

Формы и методы сетевого взаимодействия.

Реализация образовательной программы с привлечением учреждений сети.

Взаимодействие в использовании материально-технических ресурсов.

Сетевое образовательное событие – разовые несистемные мероприятия совместной деятельности: акции, экскурсии, практики, стажировки и т.д.

Сетевой образовательный проект – определенная по времени совместная деятельность по достижению определённой образовательной цели.

Сетевые формы взаимодействия набирают обороты в системе образования, сегодня их рассматривают в ряду инноваций, приписывая значительное число возможностей и достоинств. В современном информационном обществе, где информация распространяется с огромной скоростью, без сетевого взаимодействия невозможно представить инновационные процессы. Любая организация всегда испытывает дефициты – ресурсные, кадровые, материально-технические. Не являются исключением и образовательные организации.

Основной проблемой реализации сетевого взаимодействия образовательных организаций является слабая разработанность правовой базы.

Комплекс организационно-правовых механизмов и нормативно- правовых документов:

Договор с учредителем, государственное или муниципальное задание;

Договора о сотрудничестве;

Договоры возмездного оказания услуг, трудовые договоры, договоры гражданско-правового характера;

Планы, проекты, программы;

Должностные инструкции сотрудников организации, участвующих в программах сетевого взаимодействия.

Сетевое взаимодействие даёт возможность повышения качества деятельности учреждений и реализации программ дополнительного образования, оптимизирует образовательное пространство. Участие в сетевых проектах – дополнительная возможность собственного развития формирование источников внебюджетного финансирование, обеспечение занятости педагогов в реализации проектов взаимодействия образовательных организаций. Это обмен опытом, расширение возможностей для профессионального диалога педагогов, реализующих программы ДО, родителей, общественных организаций.

Интеграция основного и дополнительного образования

Ориентация основного образования на достижение планируемых результатов:

- личностные, мета предметные, предметные.

Ориентация дополнительного образования на результат:

- интересы, достижения, способности.

Дополнительное образование выступает тем фактором (условием), которое дополняет образовательное пространство до его целостности и полноты.

Глобальным вызовом современной цивилизации являются постоянные изменения. Скорость изменений хорошо иллюстрируют следующие цифры. За 50 тыс. лет существования человека сменилось около 1600 поколений. Из них: 1100 – провели жизнь в пещерах; 800 – применяют огонь; 400 – используют энергию животных; 300 – владеют энергией воды и ветра; 150 – осуществляют эффективную связь поколений благодаря письменности (из них 12 – через печатное слово); 16 – применяют порох; 8 – измеряют время; 6 – используют искусственные источники энергии; 4 – пользуются электромоторами; 2 – владеют атомной энергией, реактивной авиацией, телевидением, лазерами, антибиотиками; только 1 поколение использует персональные компьютеры, космические технологии, телекоммуникацию, Интернет, генную инженерию [1].

Для соответствия динамике социокультурных глобальных процессов и вызовам ХХI века России необходим переход к инновационному типу развития.

М. Кастельс [2] отмечал, что высокая динамичность и открытость для инноваций характерна для социальной структуры, имеющей сетевую основу. Именно сети, по его мнению, составляют новую социальную структуру наших обществ, а логика их распространения и существования в значительной мере сказывается на ходе и результатах процессов, связанных с производством, повседневной жизнью, культурой и властью. Материальную основу для всестороннего проникновения сетей в структуру общества обеспечивают развивающиеся информационные и коммуникационные технологии.

Итоговым результатом программы заявлено наличие широкого спектра возможностей использования информационных технологий в производственных, научных, образовательных и социальных целях.

В этих условиях сети оказываются институтами, способствующими развитию целого ряда областей: экономики, политики, – ориентированных на усвоение новых ценностей и общественных запросов; сферы образования, нацеленной на развитие человека, отвечающего требованиям того общества, в котором он живет.

Изменяется место человека в обществе – он становится генератором инновационных идей и тем самым превращается в движущую силу прогресса. В ближайшее время основным фактором социокультурной динамики должны стать творческие инициативы, самоактуализация человека, инновационные внедрения. Чрезвычайно актуальными являются социальные проекты, направленные на формирование формальных и неформальных инновационных структур, развитие креативных трудовых способностей личности, инновационной культуры хозяйственных организаций и объединений [8].

В этой ситуации формулируются вызовы учреждениям профессионального педагогического образования, среди которых – требования к качеству подготовки педагогических работников; изменение студенчества; конкуренция вузов, учреждений дополнительного профессионального образования и других организаций; управление в новых условиях; приобретение актуальных личных практик.

Очевиден вывод о том, что в ближайшей перспективе наиболее острая социально-экономическая проблема российского общества связана с несоответствием человеческого фактора требованиям формирующегося инновационного общества. В условиях нового экономического уклада и социальной модернизации возникает потребность в человеке, способном к самоактуализации, творческому труду, самообразованию, саморазвитию, самоуправлению, непрерывному образованию на рабочем месте, поиску, обработке, аккумуляции, внедрению новых профессиональных знаний, ведению коллективной и самостоятельной деятельности, умеющем сочетать личные мотивации с общественными.

– интеллектуальный потенциал общества;

– стремительно развивающиеся информационные технологии, которые, в свою очередь, являются одним из существенных катализаторов обновления;

– возможности образования, нацеленные на интеллектуальное и духовно-нравственное развитие членов общества, которые образуют важнейшую составляющую новой экономики – человеческий капитал.

Новая экономика – это инновационная экономика, экономика знаний, интеллектуальная экономика, основанная на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве высокотехнологичной продукции и самих технологий, на новой организации информационных и производственных взаимодействий.

Из определения новой экономики видно, что современное образование понимается как одна из высокоэффективных подотраслей экономики, следовательно, система образования тоже должна быть инновационной. А на ее развитие и функционирование наибольшее влияние оказывают такие факторы, как современное общество, современное производство, человек как личность.

Таким образом, важнейшую роль в переходе страны к инновационному пути развития призвана сыграть система образования. Социальные трансформации, происходящие в российском социуме на протяжении последних десятилетий, многочисленные внутрисистемные противоречия обнаружили существенные изъяны сложившейся системы управления. Например, громоздкость системы, ее чрезмерная инерционность, нарушение связи звеньев управления, неразвитость демократических процедур руководства. Кроме этого очевиден дисбаланс между внешними, директивными и внутренними, самоорганизующимися началами общественной жизни, что закономерно привело к нарушению равновесия между институтом администрирования и общественным самоуправлением.

Универсальность взаимодействия, его многоплановость, разноуровневость, чрезвычайная сложность его представленности выдвигают проблемы его изучения в разряд наиболее актуальных. В современном социальном мире взаимодействие приобретает особые, принципиально новые характеристики в связи со спецификой всех взаимодействующих сил. И прежде всего, когда носителем этих сил выступает сам человек, как активно действующий и проектирующий свои действия социальный субъект.

В современном социуме происходят глобальные преобразования, как следствие, изменяются уровневые характеристики его системного развития, открываются новые возможности развития и новые ситуации для осуществления системной самоорганизации и решения задач самоуправления. Таким образом, возникает необходимость организации множественности взаимодействий на новом уровне.

Феномен взаимодействия во всей своей сложности включает субъектов, ресурсы, пространство взаимодействия, его формы, структуру, временные факторы, предполагает критерии эффективности, выстраивание реальной ситуации по достижению результативности. По-видимому, дальнейшее изучение феномена взаимодействия предполагает введение новых теоретических парадигм и подходов.

Нынешняя модернизация системы образования способствует перестройке деятельности образовательных учреждений, поиску новых форм работы, новой модели, позволяющих не только обеспечить сохранение и укрепление традиций отечественного образования, но и увеличить его потенциал за счет взаимодействия всех участников образовательной деятельности и формирования сетевой организации научно-методического и практического обеспечения педагогического образования.

В этой связи проблема разработки теоретико-методологических основ сетевого взаимодействия учреждения педагогического образования является актуальной научной проблемой современного инновационного развития России, модернизации системы образования и относится к числу приоритетных направлений исследований, проводимых в ИПООВ Российской академии образования.

Среди ключевых моментов, лежащих в основе востребованности сетевого взаимодействия образовательных учреждений, можно выделить следующие [7, с. 159–160]:

1. Пересматриваются способы причинно-следственных объяснений явлений действительности. Прямые линейные причинно-следственные связи уже недостаточны и не могут объяснить процессы и явления, происходящие в сложных системах. Важно уметь видеть, понимать и использовать возможность взаимодействия множества факторов, учитывать влияние многочисленных обратных связей, взаимосвязь причин и следствий.

2. Происходит ориентация на внутреннюю многозначность позиций, которые взаимодополняют понимание сложных систем. Любой человек склонен считать свою точку зрения истиной, над ним довлеют сложившиеся стереотипы. Признать же факт разнообразия восприятия действительности другими людьми – это значит быть готовым к сотрудничеству и взаимодействию: обсуждать, принимать или аргументированно отвергать другие мнения.

3. Осознается внутренняя альтернативность принимаемых решений. Стало понятным, что негативные последствия бурных технико-технологических нововведений неотделимы от позитивных. Благо и зло в данном случае неразделимы и одновременны. Важной установкой при разработке и реализации новых решений становится тщательный учет всех достоинств и рисков, которые сопровождают это решение.

4. Происходит осознание не только ближайших, но и отдаленных последствий принимаемых решений, особенно глобального характера.

Выделенные положения диктуют определенные посылы для формулировки, обоснования и иерархизации принципов сетевого взаимодействия.

Предлагаются две группы принципов: общие (методологические) и специфические (определяющие развертывание и функционирование сетевого взаимодействия в современном информационно-образовательном пространстве).

В обозначении этих групп принципов отражаются современные тенденции развития и реформирования системы профессионального педагогического образования.

Группа общих (методологических) принципов содержит принципы, отражающие определенную связь между философским и специально-научным знанием. В них отражаются основные тенденции и особенности развития системы современного профессионального педагогического образования, через реализацию которых формируется новое качество подготовки специалистов образования. Это принципы культуросообразности, гуманизации, дуализма, дополнительности.

Принцип культуросообразности требует максимального использования в процессе становления профессионала идеальных и материальных средств культуры той среды, общества, страны, региона, в которой находится конкретное учреждение педагогического образования.

Принцип гуманизации требует организации оптимального доступа к информационным ресурсам – многочисленным источниками информации различной природы (аудиальным, визуальным, аудиовизуальным, печатным, электронным), а также создания условий, обеспечивающих быстрый и эффективный поиск и освоение нужной информации с целью удовлетворения образовательных потребностей для личностного и профессионального развития специалиста образования.

Принцип дуализма требует осознания и учета огромных потенциальных возможностей, которые заключены в самой природе сетевого взаимодействия.

Принцип дополнительности, как один из методологических принципов, для воспроизведения целостности явления сетевого взаимодействия на определенном этапе его познания требует применять взаимодополняющие и взаимоограничивающие друг друга классы понятий, которые могут использоваться обособленно в зависимости от условий, но только взятые вместе исчерпывают всю поддающуюся осмыслению информацию.

Группа специфических принципов представлена принципами, отражающими многомерность сетевого взаимодействия как любого значимого явления в современном меняющемся мире.

Принципы этой группы дихотомичны по своей природе и могут быть представлены как пары антонимов:

линейности (последовательности) – нелинейности;

Эти принципы выступают как собственно принципы становления и развития сетевого взаимодействия. Они только на первый взгляд исключают друг друга. Включенные же в единую систему, они взаимодополняют друг друга при разумном соотношении пропорций.

Например, линейность – нелинейность. При становлении сетевого взаимодействия, с одной стороны, важны последовательность, непротиворечивость, логика развития, а, с другой стороны, нелинейная структура информационно-образовательного пространства, наличие внешних связей обусловливают нелинейность процесса развертывания и, соответственно, функционирования сетевого взаимодействия.

Предметность – глобальность. Ресурсы учреждений педагогического образования, в широком смысле, имеют предметный характер, они в конечном счете ориентированы на воспроизведение в познавательном образе предметной реальности. Но, включенные в систему информационно-образовательного пространства, являются принадлежностью глобальной системы. Таким образом, являясь элементом глобальной структуры, ресурсы способствуют ее осмыслению через заданную направленность.

Свойства пар упорядоченность – хаотичность, управляемость – самоорганизация требуют объяснения с позиций открытых нелинейных систем (а таковой и является сеть).

Коллективность – индивидуальность. Ресурсы образовательных учреждений в конечном счете – это продукт коллективного творчества, но для личности их разработка/освоение всегда идет индивидуально. Разработка/освоение ресурсов человеком осуществляется посредством как сотрудничества, межличностных коммуникаций, так и индивидуальной деятельности.

Рациональность – иррациональность. Современная социальная сеть – это сфера возникновения, аккумуляции и реализации социального капитала. Накопление социального капитала происходит за счет сетевых взаимодействий субъектов сети, которые ориентируются, с одной стороны, на конкретные объекты, процессы, взаимоотношения, с другой стороны, на общие идеи, ценности, качества.

2. Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе : антология / под ред. В. Л. Иноземцева. – М., 1999. – С. 494–505.

8. Тарасова О. И. Взаимодействие социальных институтов в развитии систем образования взрослых// Отечественные традиции гуманитарного знания: история и современность: материалы VIII науч.-практ. конф. 25 мая 2012 г. / ред. кол.: М. П. Горчакова-Сибирская (отв. ред.) [и др.] – СПб.: СПбГИЭУ, 2012. С. 282–288.

Читайте также: