Доклад доктора социологических наук романова и а

Обновлено: 05.07.2024

3-41 История социологии: Учебник. — М.: Гардарики, 2004. — 608 с.

ISBN 5-8297-0180-4 (в пер.)

В учебнике рассматривается процесс возникновения и развития социологи­ческой науки от 1830-х гг. до наших дней. Анализируются основные периоды, а в их границах — парадигмы и направления социологической науки. Значительное внимание уделяется анализу творчества классиков мировой социологии XIX— XX вв.: О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса, М. Вебера, Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма,В. Парето, П. Сорокина, Т. Парсонса, Р. Мертона и др. Особое место занимает из­ложение истории отечественной социологии второй половины XIX—XX в.

УДК 316(075.8) ББК 60.5

Учебник обладает рядом важных особенностей. Во-первых, он написан в соответствии с содержанием и требованиями Государственного образователь­ного стандарта 2000 г. и охватывает практически все темы курса истории со­циологии.

Во-вторых, он содержит материал, в котором анализируются процессы Становления и развития социологии как в Западной Европе и США, так и в России XIX—XX вв. У читателя появляется возможность сравнить, сопоста­вить и систематизировать социологическое знание, созданное в это время практически во всех странах, где возникала и развивалась эта наука.

В-третьих, в учебнике сочетается анализ характерных черт этапов, периодов, направлений, школ, парадигм и творчества отдельных персоналий (прежде все­го классиков мировой социологии), наиболее ярко выражающих специфику каждого из них. Например, при рассмотрении позитивизма в социологии внача­ле дается его общая характеристика, а затем анализируется творчество О. Конта, Г. Спенсера и других социологов позитивистского толка. Это же делается при рассмотрении натурализма, психологического направления, классической не­мецкой социологии, основных социологических парадигм середины и второй половины XX в. и т.д. В главах, посвященных развитию российской социологии второй половины XIX — начала XX в., раскрываются особенности основных на­правлений и течений (позитивизма, натурализма, субъективного.направления, неокантианства, психологической социологии и др.) в отечественной общест­венной мысли. Их трактовка осуществляется на материалах социологического творчества ее наиболее крупных представителей.

В-четвертых, при изложении основных идей ученых XIX—XX вв. исполь­зуются в первую очередь те первоисточники, фрагменты из которых опубли­кованы в целом ряде хрестоматий по зарубежной и отечественной социологии, изданных во второй половине 90-х гг. минувшего столетия. Это книги, содер­жащие тексты, отрывки из работ социологов XIX — начала XX в. либо неболь­шие их произведения целиком. Они имеются во многих библиотеках, были в широкой продаже, некоторые из них уже переиздавались. Акценты именно на этих текстах делались для того, чтобы читателю было легче и удобнее, работая с учебником, обращаться одновременно к первоисточникам для более глубо­кого осмысления обсуждаемых вопросов. Конечно, при работе с хрестоматия­ми по истории зарубежной и отечественной социологии в ряде случаев утра­чивается целостное восприятие произведений социологической мысли. Но в перечне литературы, рекомендуемой в конце каждой главы для самостоятель­ного изучения, они указываются, и желающие изучить работы ведущих соци­ологов XIX — начала XX в. могут это сделать не по фрагментам, опубликован­ным в хрестоматиях, а на основе их произведений в целостном виде.

В-пятых, в конце каждой главы содержатся не только списки рекоменду­емой литературы (первоисточники, учебники и учебные пособия, моногра­фии, статьи), но также вопросы и задания. По ним можно успешно готовить­ся как к семинарским занятиям, так и к контрольным и курсовым работам, зачетам и экзаменам. Немалую методическую и справочную помощь окажет студентам содержание, в котором указано название не только глав, но и со­ставляющих их разделов.

В-шестых, при рассмотрении творчества выдающихся и просто крупных представителей социологической науки, работавших в условиях классическо­го и современного этапов ее развития, приводятся краткие жизнеописания ученых (даются биографические очерки, описываются вехи жизненного пути, раскрываются общие особенности творчества). Все это делается для того, что­бы за схематичным изложением теорий, идей и взглядов социологов читате­ли видели живых людей — с их подчас сложным жизненным путем, коллизи­ями личной судьбы и профессиональной карьеры.

В-седьмых, перед автором стоял принципиальный вопрос: в какой форме высказывать собственное отношение к творчеству социологов и мыслителей прошлого и настоящего? Конечно же, был соблазн определить собственную позицию по целому ряду научных и практических, теоретических и эмпири­ческих проблем, полемизировать с рассматриваемыми социологическими идеями, не соглашаться с ними и даже их критиковать. Тем более, что речь идет о точках зрения, многие из которых сегодня выглядят в определенной степени наивными. Однако путь был избран иной: показ реальных достиже­ний социологической мысли, позитивное отношение к ним и формирование у читателя аналогичной позиции применительно ко всей истории социологии. Основным критерием здесь стала положительная оценка вклада в развитие социологической науки того или иного ученого, а также школ и направлений

социологической мысли. Исключение было сделано только в отношении тех теорий и идей, которые содержали в себе антисоциальную направленность. С такими взглядами в учебнике ведется полемика, а некоторые из них (к при­меру, расистские по своему характеру теории) подвергаются критике.

К сожалению, в отличие от общего курса социологии, где имеются переводы лучших зарубежных учебников (Смелзер Н. Социология. М., 1994; Гидденс Э. Социология. М., 1999), по истории социологии нет ни одного переведенного из­дания подобного рода. Правда, следует отметить, что и на Западе учебников и книг такого характера не так уж много.

Не подвергая сомнению научный уровень ни одной из названных выше и иных отечественных работ по истории социологии, считая их крайне важны­ми для изучения этой базовой общепрофессиональной дисциплины, необхо­димо отметить, что они не соответствуют второму поколению государствен­ных образовательных стандартов высшего профессионального образования (хотя бы потому, что все упомянутые книги были написаны и опубликованы до принятия этих стандартов в 2000 г.). Далее, большинство из них посвяще-

но изложению истории либо западной, либо отечественной социологии без учета их взаимосвязи. Многие опубликованные работы представляют собой по жанру скорее монографии и книги, чем учебники и учебные пособия, по­скольку не преследуют специально поставленных целей формирования ана­литического мышления студентов, их умения самостоятельно разбираться в существе поставленных вопросов, не содержат в себе необходимого методиче­ского обеспечения (к темам либо главам не указаны вопросы для повторения, обсуждения, закрепления или контрольные вопросы и задания, нет перечня источников и списка рекомендуемой для изучения литературы и т.д.).

Все это предопределило, с одной стороны, необходимость использования автором имеющихся в нашей литературе работ по истории социологии XIX— XX вв., с другой — целесообразность написания нового учебника, соответст­вующего сегодняшним задачам изучения этого курса. Получился ли такой учебник — судить не нам. Для этого и существуют критики — специалисты в области истории социологии.

Автор же постоянно видел перед собой читателя этого учебника — студен­та, начинающего подготовку в сфере профессионального социологического образования. Более 10 лет он имел дело со слушающими его лекции по исто­рии социологии и иным социологическим дисциплинам студентами ряда университетов. Им он выражает глубокую признательность и благодарность за понимание и, хотелось бы очень надеяться, любовь к социологии и ее исто­рии. Им — уже окончившим университет, а также тем, кто учится и придет по­лучать профессию социолога, посвящается этот учебник.


- На одном из недавних масштабных заседаний, посвящённых перспективам развития Северного Кавказа, Владимир Путин подчеркнул, что в СКФО слабая координация в действиях власти. Получается, такой координации не сложилось? Как нет и ожидаемого рывка.

- Действительно, рывка не случилось. Как ни странно, но при той стратегии, которая воплощалась все это время на Северном Кавказе, в этом есть и определенный позитив. Во всяком случае, не реализован ряд весьма сомнительных затей, наподобие попытки организовать за государственный счет расселение жителей северокавказских республик в других регионах России.

Вся политика развития СКФО с момента образования округа была сосредоточена на обеспечении экономического рывка. Самые ключевые вопросы - межнациональные и в целом социокультурные отношения - рассматривались как вторичные. Об этом свидетельствует содержание Стратегии социально-экономического развития СКФО и не так давно принятой Госпрограммы.

Вообще доминирование экономического подхода к государственной политике изначально определяет ущербность в развитии страны, региона, города. А нередко ведет к социокультурной катастрофе. Сегодня мы наблюдаем это на примере стран Европы, где население просто замещается выходцами из совершенно иных по своему культурному укладу территорий. Видим это и у себя - в угоду экономическим интересам бизнеса носители чужеродной культуры, по сути, замещают наше коренное население.

Не бизнесмены должны заниматься государственными делами в России. Стране сегодня, как никогда, необходимы люди, обладающие государственным мышлением, настроенные на служение Отечеству. В первую очередь такие люди нужны здесь - на Кавказе.

- О близкой смене полпреда Александра Хлопонина говорят многие политологи, указывая именно на отсутствие экономического позитива. Где инвестиционные потоки, где обещанное развитие социальной сферы? Не так давно учителям столицы округа Пятигорска задержали зарплату. Люди нашли простое объяснение - деньги уходят на многочисленные праздники, пускание пыли в глаза. В связи с чем отношение к власти - городской и окружной - скорее негативное, чем позитивное.

Однако какие бы карательные меры государство ни разрабатывало, как бы не ужесточались законы, в отношении государственных и муниципальных служащих, при отсутствии внутренних духовно-нравственных ограничителей, воровство, коррупция будут усугубляться.

- Далека от стабильности ситуация с терроризмом и экстремизмом, коррупцией. Для инвесторов Северный Кавказ остаётся зоной риска именно по этой причине. Возможны ли изменения? Что для этого необходимо сделать?

- Терроризм и экстремизм на Северном Кавказе - следствие ослабления здесь основ российской государственности. Не враг силен, а мы слабы. Путь к укреплению российской государственности лежит не через инвестиции.

Исторически фундаментом России является Православие и русский народ. И на Кавказе мир и согласие существовали тогда, когда здесь было прочное скрепляющее ядро - русское население. Сегодня русские уходят, вытесняются, выдавливаются. Следствием этого становятся раздоры среди народностей, проживающих здесь. Все чаще мы слышим о возникающих конфликтах уже между различными этническими группами северокавказских республик. Кстати, сегодняшние межнациональные проблемы - это порождение все той же советской политики. Тогда были устроены границы между регионами по национальному признаку. И тогда у русских выбили их главную опору - Православие.

Но требования нужно предъявлять не только к государству. Мы должны уважать сами себя. В первую очередь мы должны стать русскими по духу. И это возможно в Русской Православной Церкви. При духовном окормлении Церковью, надо возрождать приходские общины.

Необходимо, чтобы пришли в действие механизмы самоорганизации русских и всех народов, кто заинтересован в мире на Кавказе. Нужно заняться допризывной подготовкой к армии. Инициативные люди есть, но необходимо, чтобы весь этот процесс был систематизирован. Чтобы эти люди были в Церкви - ведь только там сохранилась связь с поколениями наших предков. Там самые яркие примеры защиты нашего Отечества - Александр Невский, Димитрий Донской, Илия Муромский, Феодор Ушаков, наш современник - мученик Евгений Родионов.

Нельзя исключать, что довольно скоро нас ждут очень суровые испытания. И уезжать, убегать некуда и незачем. Чтобы сохранить Россию, освоенный нашими предками Кавказ, нужно выстоять.

- Есть точка зрения, что после Олимпиады в Сочи округ ждут глобальные перемены - и в территориальном смысле (границы), в экономическом и в политическом. Ваша точка зрения?

- Глобальные перемены уже давно происходят. Самой глобальной переменой для всех народов России был октябрьский переворот 1917-го года. В результате чего мы сейчас находимся в такой неприятной ситуации. В СССР ведь проводилась по сути своей антирусская политика. Акцент был сделан на поддержке национальных меньшинств, а подавляющее большинство населения страны - русские - не имели даже своего правового статуса. Сегодня эта традиция сохраняется.

Сейчас в экспертных кругах существует мнение о необходимости пересмотра административно-территориальных границ, но это не должно происходить по национальным критериям. Хотя республиканские элиты в этом не заинтересованы.

Сокращение бюджетных вливаний в республики наверняка вызовет возмущение элит. Да еще усилия наших геополитических противников, которые стимулируют экстремистские настроения в регионе. Конечно социально-политическая ситуация здесь может обостриться. Можно предположить, что после Олимпиады, процессы на Кавказе пойдут в ускоренном темпе.

Потрясает то, что на почти безжизненном месте, где нет ни дров, ни пресной воды, тысячи наших людей - представители многих сословий - смогли самоорганизоваться. Смогли наладить свой быт на этом острове. И жили, трудились, несли службу несколько лет. Потом уже им пришлось уходить дальше и рассеяться в чужих странах. Но эти люди были с Богом. Они молились, они даже в тяжелейших условиях шли в церкви, которые были устроены на острове.

И на Кавказ, и на Тихий океан Россия пришла с Богом! Ведь первым делом наши предки на новом месте ставили церковь. Вот то были настоящие русские! Пока мы не станем такими как множество поколений наших замечательных предков, вряд ли можно будет надеяться на какие-то глобальные перемены в лучшую сторону.

- Сфера межэтнических и межконфессиональных отношений также далека от стабильности. Идет наступление неформального ислама, на Ставрополье отсутствует поддержка властями традиционного, продолжаются конфликты на почве национализма. Разве можно это умалчивать? Русские покидают край, в трех субъектах процент их численности ниже 3%. Каким может быть выход?

Сегодня коренное население России нуждается в национальной стратегии, основанной на традиционных, веками формировавшихся стержневых ценностях. И эта стратегия должна быть сосредоточена в первую очередь на возрождении русского социокультурного ядра. От этого зависит благополучие всех народов, населяющих нашу страну. Этим определяется прочность российской государственности на Кавказе и, соответственно, возможность подавления и искоренения экстремистских настроений.

Если сейчас государство хотя бы на информационном уровне даст адекватную оценку существующим тенденциям в межнациональных отношениях на Кавказе, это уже станет серьезным шагом к укреплению основ российской государственности.

- Так есть ли шансы у Северного Кавказа на развитие и рывок, хотя бы поступательное движение вперёд, или так и будем при огромном потенциале пожинать дотационные плоды? Что это за загадка Кавказа? Лень, коррупционная паутина, внешние и внутренние тормоза - реальны они или надуманны? Как и куда двигаться, как сдвинуть тяжёлый воз?

- Северный Кавказ - одна из ключевых территорий России, наряду с Сибирью и Дальним Востоком. Это важнейший геополитический узел, мощный ресурсный потенциал. Сюда направлено внимание всего западного мира, всех наших оппонентов и недоброжелателей. Нужно осознавать, что, сталкиваясь с различными угрозами здесь, мы противостоим тем силам, которые стремятся разрушить Россию. И это разрушение ведется в первую очередь на духовном уровне. Кавказ посредством различных информационно-идеологических инструментов вырывается из исторически сформировавшегося духовно-культурного пространства нашей страны. И порой невольно мы начинаем воспринимать эти земли, как что-то отдельное, совершенно особое. Но надо помнить, что государственность здесь образовалась лишь с приходом России. Отдельные этносы и народности, которые жили на этих территориях, лишь в составе Российской империи обрели общий вектор своего цивилизационного развития - развития в русле Русской цивилизации.

И сегодня нужно изо всех сил, включив все государственные и личные возможности, встать на восходящий путь Русской цивилизации.

- Печально, что внутренней политике в округе уделяется крайне мало внимания. Никакого стремления что-либо изменить нет.

- Ряд экспертов утверждает, что создание Северо-Кавказского округа - это и есть попытка развернуться к нашему успешному дореволюционному опыту на Кавказе. Однако это ошибочное утверждение. Ведь реальные границы между регионами остались прежними. Сохранился все тот же критерий административно-территориального деления - по национальному признаку. Не произошло реального обращения власти к наиболее здоровым силам на Кавказе, русские никакой выраженной поддержки не получили.

Сегодня необходим более глубокий подход. Вероятно, критическая ситуация в регионе оправдывает самый стремительный разворот государственной политики в сторону возрождения здесь русского православного ядра, формирования института генерал-губернаторства и единой административно-территориальной единицы, наподобие Терской области, существовавшей в исторической России.

Опыт показывает, что институт генерал-губернаторства в наиболее важных в стратегическом плане участках нашего государства позволяет эффективно решать на местах не только социально-административные, но и военно-оборонительные вопросы. Очевидно, что на таком важнейшем участке, государственное управление должен осуществлять профессионал, имеющий не только государственно-политический, но и военно-командный опыт. Судьба Кавказа - это судьба всей России. Конечно, это должен быть человек государственного масштаба. Не куратор, а настоящий генерал-губернатор, государственный руководитель, любящий и знающий Россию, ее духовные корни.

И сегодня в России нужен целый слой управленцев - не западно-менеджерской закваски, а людей готовых к самопожертвованию ради своего Отечества, воспринимающих власть как тяжелейший Крест. Но такие люди вряд ли появятся путем механического подбора, в результате выдвижений по партийной линии или за счет какого-то лоббирования. Вероятно, само грозное время, которое, видимо, уже не за горами, выдвинет таких людей.

Беседу вела Елена Евдокимова

В комнате с пасмурным Океаном под окном раздался телефонный звонок. Звонили из Москвы. Поделились новостью, о том, что Президент подписал Указ об освобождении от должности директора РИСИ - руководителя института, где мы с супругой еще недавно трудились. Шесть лет нам довелось проработать в Российском институте стратегических исследований под началом генерал-лейтенанта, кандидата исторических наук Леонида Петровича Решетникова, почти с момента его назначения на должность. Шесть лет настоящей школы отечественной аналитики и стратегической мысли. Новость огорчила. Хотя возникло ощущение, что это начало кого-то нового более масштабного этапа.

Безусловно, РИСИ - это тоже весьма масштабная и широкоформатная площадка профессиональных возможностей. Во всяком случае, уже через пару лет работы Решетникова Институт действительно превратился в крупный аналитический центр Президента России, который является учредителем этой федеральной научно-исследовательской бюджетной организации. При довольно широком спектре проблем, связанных с национальной безопасностью страны и с внешнеполитическими процессами, в РИСИ сразу наметились ведущие темы. Среди них оказались вопросы идеологической и информационной войны США и всего западного мира против России, фальсификация отечественной истории, стратегический анализ мировой геополитической ситуации, угрозы духовной, культурной и экономической безопасности нашей страны.

Довольно быстро РИСИ превратился в экспертную площадку, где проходили дискуссии по крупнейшим международным проблемам. Помимо сугубо аналитического производства, Институт стал привлекательным, уютным местом встреч экспертного сообщества России и тех зарубежных представителей, мнение которых интересовало наши высшие органы государственной власти.

Динамичная и интенсивная жизнь Института, конечно, создавала напряжение и для директора, и для сотрудников. Однако работа содержательная, интересная, творческая и главное - востребованная Отечеством. Востребованность чувствовалась и в обратной связи, которая приходила из высоких кабинетов федеральной власти. И в воплощенных предложениях наших записок и обзоров, которые мы порой наблюдали уже в реальных и успешных политических действиях руководства страны. Конечно, иногда, при подготовке аналитической записки или обзора возникал риск быть непонятым где-нибудь в большой администрации или в аппарате правительства из-за слишком категоричных выводов или смелых предложений. Но многоступенчатая фильтрация текста, которая завершалась в кабинете директора, позволяла доводить документ до взвешенного, сбалансированного состояния. Самому Решетникову приходилось прочитывать колоссальный объем аналитики по всем направлениям работы Института. Нам казалось, что это выше человеческих возможностей. Однако у него была очень серьезная Школа. Все аналитические материалы он читал полностью, все проходили через него. При этом еще и постоянные публичные выступления, зарубежные и внутрироссийские командировки, встречи экспертов в стенах Института, роль ведущего на многих наших конференциях, административно-хозяйственное управление организацией.

Динамичное развитие РИСИ подтверждалось постоянными награждениями сотрудников грамотами, благодарностями Администрации Президента России. Довольно часто приходили награды и благодарности из Совбеза, Министерства обороны, МИДа, Россотрудничества.

За несколько лет директор сумел собрать целое ядро талантливых и уже весьма известных в стране экспертов-аналитиков. Одним из основных качеств этих людей было не только профессиональное умение видеть суть геополитических или каких-либо иных процессов. Эти люди обладали не так уж часто встречающимися сегодня свойствами - глубоким государственническим настроем и любовью к России. Многим патриотам России и аналитическому сообществу хорошо знакомы имена наших сотрудников, таких как, например, выдающийся историк, доктор исторических наук Александр Николаевич Боханова и кандидат исторических наук Петр Валентинович Мультатули.

В РИСИ при наличии единой стратегии в работе наблюдался очень широкий набор мировоззренческих позиций среди сотрудников. Признаться, меня порой смущала какая-нибудь окололиберальная точка зрения кого-либо из наших экспертов. И нередко возникали острые внутренние дискуссии по идеологическим вопросам. Однако директор умел находиться над всякой внутриинститутской полемикой, находя нужный язык в общении с любым сотрудником и сохраняя баланс интересов и мнений в коллективе. Иногда казалось, что он излишне добр к тем, кто, на мой взгляд, не всегда этого заслуживал. В реальности, чем мудрее руководитель, тем спокойнее и терпимее он относится к своим подчиненным. Похоже, Леонид Петрович просто по-христиански любит всех своих сотрудников. Во всяком случае, его уважительное отношение к каждому и умение ценить кадры располагает к нему многих.

Государственная безопасность определяется не только военной мощью государства и его правоохранительных органов. Она существенно, а может и в первую очередь зависит от уровня нравственности народа, от его духовного выбора. И коррупция, и аборты, и нерадивое отношение к своей работе - все это лежит в нравственной сфере, обусловлено духовным выбором человека. Вопросам духовно-нравственного порядка в жизни России в нашем Институте уделялось внимание ничуть не меньше, чем проблемам экономического или оборонного характера. Да и сам директор, благодаря своему православному началу и семейному воспитанию, является в этом отношении весьма требовательным человеком.

Многие сотрудники РИСИ за свои собственные средства стремились попасть на Лемнос. Конечно, эти дни проводятся не ради геополитических интересов России. Это священная память о наших предках, это возможность собраться вместе многим зарубежным представителям сегодняшнего Русского мира, чьи родственники покоятся в лемносской земле. Укреплению братской любви и дружбы между русскими и греками эти дни способствуют куда больше, чем множество заявлений и лозунгов с высоких политических трибун.

Вообще Институт за последние годы немало потрудился в плане укрепления международных связей России с различными странами дальнего и ближнего зарубежья: Грецией, Сербией, Болгарией, Китаем, Индией, Ираном, Приднестровьем, Арменией, Узбекистаном, Казахстаном, Южной Осетией, Абхазией и многими другими. И на этих направлениях осуществляется не только аналитика, но реальные практические действия: совместные международные конференции, подписания договоров о сотрудничестве с ведущими исследовательскими государственными центрами и институтами, обмены делегациями, публикации научных статей, стажировки. В РИСИ была создана и работает уже несколько лет Школа молодого политолога. Непосредственно в стенах Института и дистанционно Школа работает с активной, интересующейся политикой молодежью из ряда стран мира. И уже сейчас выстраивается добрый диалог с теми, кто возможно в будущем станет представлять политическую элиту других стран.

Институт в своей аналитической и информационно-коммуникативной деятельности использует потенциал не только своих научных сотрудников, работающих непосредственно в Москве в здании на улице Флотской. РИСИ сформировал прочную систему региональных российских и зарубежных филиалов. И одна из ключевых задача этих региональных подразделений - привлечение профессиональных возможностей аналитического сообщества на местах. В Европе, в Азии, на Севере и на Дальнем Востоке у РИСИ есть свои информационно-аналитические площадки, которые уже стали удобными местами встреч региональных экспертов и даже центрами, заметно способствующими укреплению российской государственности и национальной безопасности страны. Через региональные центры РИСИ в России и за рубежом ведется информационно-просветительская работа, в которой активно используется весь книгопечатный потенциал Института. Книжная серия РИСИ насчитывает уже более трех десятков объемных монографий современных авторов и лучших образцов аналитики государственной мысли XIX века. В России и за рубежом хорошо известны научные труды сотрудников РИСИ, вошедшие в книжную серию Института. Вот эти авторы: Л.П. Решетников, Л.М. Воробьева, В.Д. Кузнечевский, Н.В. Бондарев, А.Н. Боханов, П.В. Мультатули, В.П. Козин, К.А. Залесский, П.В. Захаров, Э.А. Попов, Д.М. Володихин, Р.Н. Рахимов и другие. Все научные труды наших сотрудников отличаются несколькими ключевыми особенностями, по которым легко узнается стиль РИСИ: глубокая аналитика, стратегическое видение затрагиваемых вопросов, научность и аргументированность, прочная фактологическая основа, и вместе с тем легко воспринимаемая форма подачи материала.

Решетников создал уникальный, весьма эффективный и сензитивный к мировой динамике инструмент информационно-аналитического обеспечения высших органов государственной власти России и политики укрепления национальной безопасности страны. Теперь тому, кто приходит на смену Решетникову, нужно лишь умело пользоваться этим тонким и умным инструментом, настроенным по камертону многовековых традиций отечественной аналитики.

Игорь Анатольевич Романов, доктор социологических наук, в прошлом советник директора РИСИ

3-41 История социологии: Учебник. — М.: Гардарики, 2004. — 608 с.

ISBN 5-8297-0180-4 (в пер.)

В учебнике рассматривается процесс возникновения и развития социологи­ческой науки от 1830-х гг. до наших дней. Анализируются основные периоды, а в их границах — парадигмы и направления социологической науки. Значительное внимание уделяется анализу творчества классиков мировой социологии XIX— XX вв.: О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса, М. Вебера, Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма,В. Парето, П. Сорокина, Т. Парсонса, Р. Мертона и др. Особое место занимает из­ложение истории отечественной социологии второй половины XIX—XX в.

УДК 316(075.8) ББК 60.5

Учебник обладает рядом важных особенностей. Во-первых, он написан в соответствии с содержанием и требованиями Государственного образователь­ного стандарта 2000 г. и охватывает практически все темы курса истории со­циологии.

Во-вторых, он содержит материал, в котором анализируются процессы Становления и развития социологии как в Западной Европе и США, так и в России XIX—XX вв. У читателя появляется возможность сравнить, сопоста­вить и систематизировать социологическое знание, созданное в это время практически во всех странах, где возникала и развивалась эта наука.

В-третьих, в учебнике сочетается анализ характерных черт этапов, периодов, направлений, школ, парадигм и творчества отдельных персоналий (прежде все­го классиков мировой социологии), наиболее ярко выражающих специфику каждого из них. Например, при рассмотрении позитивизма в социологии внача­ле дается его общая характеристика, а затем анализируется творчество О. Конта, Г. Спенсера и других социологов позитивистского толка. Это же делается при рассмотрении натурализма, психологического направления, классической не­мецкой социологии, основных социологических парадигм середины и второй половины XX в. и т.д. В главах, посвященных развитию российской социологии второй половины XIX — начала XX в., раскрываются особенности основных на­правлений и течений (позитивизма, натурализма, субъективного.направления, неокантианства, психологической социологии и др.) в отечественной общест­венной мысли. Их трактовка осуществляется на материалах социологического творчества ее наиболее крупных представителей.

В-четвертых, при изложении основных идей ученых XIX—XX вв. исполь­зуются в первую очередь те первоисточники, фрагменты из которых опубли­кованы в целом ряде хрестоматий по зарубежной и отечественной социологии, изданных во второй половине 90-х гг. минувшего столетия. Это книги, содер­жащие тексты, отрывки из работ социологов XIX — начала XX в. либо неболь­шие их произведения целиком. Они имеются во многих библиотеках, были в широкой продаже, некоторые из них уже переиздавались. Акценты именно на этих текстах делались для того, чтобы читателю было легче и удобнее, работая с учебником, обращаться одновременно к первоисточникам для более глубо­кого осмысления обсуждаемых вопросов. Конечно, при работе с хрестоматия­ми по истории зарубежной и отечественной социологии в ряде случаев утра­чивается целостное восприятие произведений социологической мысли. Но в перечне литературы, рекомендуемой в конце каждой главы для самостоятель­ного изучения, они указываются, и желающие изучить работы ведущих соци­ологов XIX — начала XX в. могут это сделать не по фрагментам, опубликован­ным в хрестоматиях, а на основе их произведений в целостном виде.

В-пятых, в конце каждой главы содержатся не только списки рекоменду­емой литературы (первоисточники, учебники и учебные пособия, моногра­фии, статьи), но также вопросы и задания. По ним можно успешно готовить­ся как к семинарским занятиям, так и к контрольным и курсовым работам, зачетам и экзаменам. Немалую методическую и справочную помощь окажет студентам содержание, в котором указано название не только глав, но и со­ставляющих их разделов.

В-шестых, при рассмотрении творчества выдающихся и просто крупных представителей социологической науки, работавших в условиях классическо­го и современного этапов ее развития, приводятся краткие жизнеописания ученых (даются биографические очерки, описываются вехи жизненного пути, раскрываются общие особенности творчества). Все это делается для того, что­бы за схематичным изложением теорий, идей и взглядов социологов читате­ли видели живых людей — с их подчас сложным жизненным путем, коллизи­ями личной судьбы и профессиональной карьеры.

В-седьмых, перед автором стоял принципиальный вопрос: в какой форме высказывать собственное отношение к творчеству социологов и мыслителей прошлого и настоящего? Конечно же, был соблазн определить собственную позицию по целому ряду научных и практических, теоретических и эмпири­ческих проблем, полемизировать с рассматриваемыми социологическими идеями, не соглашаться с ними и даже их критиковать. Тем более, что речь идет о точках зрения, многие из которых сегодня выглядят в определенной степени наивными. Однако путь был избран иной: показ реальных достиже­ний социологической мысли, позитивное отношение к ним и формирование у читателя аналогичной позиции применительно ко всей истории социологии. Основным критерием здесь стала положительная оценка вклада в развитие социологической науки того или иного ученого, а также школ и направлений

социологической мысли. Исключение было сделано только в отношении тех теорий и идей, которые содержали в себе антисоциальную направленность. С такими взглядами в учебнике ведется полемика, а некоторые из них (к при­меру, расистские по своему характеру теории) подвергаются критике.

К сожалению, в отличие от общего курса социологии, где имеются переводы лучших зарубежных учебников (Смелзер Н. Социология. М., 1994; Гидденс Э. Социология. М., 1999), по истории социологии нет ни одного переведенного из­дания подобного рода. Правда, следует отметить, что и на Западе учебников и книг такого характера не так уж много.

Не подвергая сомнению научный уровень ни одной из названных выше и иных отечественных работ по истории социологии, считая их крайне важны­ми для изучения этой базовой общепрофессиональной дисциплины, необхо­димо отметить, что они не соответствуют второму поколению государствен­ных образовательных стандартов высшего профессионального образования (хотя бы потому, что все упомянутые книги были написаны и опубликованы до принятия этих стандартов в 2000 г.). Далее, большинство из них посвяще-

но изложению истории либо западной, либо отечественной социологии без учета их взаимосвязи. Многие опубликованные работы представляют собой по жанру скорее монографии и книги, чем учебники и учебные пособия, по­скольку не преследуют специально поставленных целей формирования ана­литического мышления студентов, их умения самостоятельно разбираться в существе поставленных вопросов, не содержат в себе необходимого методиче­ского обеспечения (к темам либо главам не указаны вопросы для повторения, обсуждения, закрепления или контрольные вопросы и задания, нет перечня источников и списка рекомендуемой для изучения литературы и т.д.).

Все это предопределило, с одной стороны, необходимость использования автором имеющихся в нашей литературе работ по истории социологии XIX— XX вв., с другой — целесообразность написания нового учебника, соответст­вующего сегодняшним задачам изучения этого курса. Получился ли такой учебник — судить не нам. Для этого и существуют критики — специалисты в области истории социологии.

Автор же постоянно видел перед собой читателя этого учебника — студен­та, начинающего подготовку в сфере профессионального социологического образования. Более 10 лет он имел дело со слушающими его лекции по исто­рии социологии и иным социологическим дисциплинам студентами ряда университетов. Им он выражает глубокую признательность и благодарность за понимание и, хотелось бы очень надеяться, любовь к социологии и ее исто­рии. Им — уже окончившим университет, а также тем, кто учится и придет по­лучать профессию социолога, посвящается этот учебник.

Читайте также: