Государственный доклад о состоянии и охране окружающей среды в красноярском крае в 2013 году

Обновлено: 28.06.2024

  • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1-4)
    • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
    • Статья 2. Правовая основа регулирования отношений в области охраны окружающей среды
    • Статья 3. Экологическая безопасность
    • Статья 4. Принципы деятельности органов государственной власти края в области охраны окружающей среды
    • Статья 5. Полномочия Законодательного Собрания края в области охраны окружающей среды
    • Статья 6. Полномочия Правительства края в области охраны окружающей среды
    • Статья 7. Полномочия органа исполнительной власти края в области охраны окружающей среды
    • Статья 8. Участие граждан в принятии решений о размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде
    • Статья 9. Краевой общественный совет по охране окружающей среды
    • Статья 10. Общественные советы по охране окружающей среды
    • Статья 11. Общественный экологический контроль
    • Статья 12. Общественный экологический инспектор
    • Статья 13. Общественная экологическая экспертиза
    • Статья 14. Планирование и финансирование деятельности в области охраны окружающей среды
    • Статья 15. Обязанности природопользователей в области охраны окружающей среды при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности
    • Статья 16. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
    • Статья 17. Эколого-хозяйственное зонирование
    • Статья 18. Краевые нормативы качества окружающей среды
    • Статья 19. Вопросы экономического регулирования в области охраны окружающей среды
    • Статья 20. Экологическое образование и просвещение
    • Статья 21. Особенности обеспечения радиационной безопасности в крае
    • Статья 22. Кадастр отходов Красноярского края
    • Статья 23. Организация краевого государственного экологического мониторинга окружающей среды на территории края
    • Статья 24. Контроль за радиационной обстановкой на территории края
    • Статья 25. Ведение Красной книги Красноярского края
    • Статья 26. Издание Красной книги края
    • Статья 27. Охрана объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу края
    • Статья 28. Ответственность за причинение вреда объектам животного и растительного мира, занесенным в Красную книгу края
    • Статья 29. Право на информацию о состоянии окружающей среды
    • Статья 30. Информация о состоянии окружающей среды
    • Статья 31. Порядок формирования и использования краевых информационных ресурсов о состоянии окружающей среды
    • Статья 32. Доклад об экологической ситуации в Красноярском крае
    • Статья 33. Вступление в силу настоящего Закона.
    • Статья 34. Признание утратившими силу законов края, отдельных положений законов края

    Закон Красноярского края
    от 20 сентября 2013 г. N 5-1597
    "Об экологической безопасности и охране окружающей среды в Красноярском крае"

    С изменениями и дополнениями от:

    29 мая 2014 г., 25 июня, 2 декабря 2015 г., 21 апреля 2016 г.

    ГАРАНТ:

    Принят Постановлением Законодательного Собрания Красноярского края от 20 сентября 2013 г. N 5-1596П

    26 сентября 2013 г.

    Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

    Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

    Определены полномочия органов государственной власти Красноярского края и порядок их реализации, а также отношения, связанные с участием граждан и общественных объединений в деятельности по охране окружающей среды.

    Решение о размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, принимается с учетом мнения населения или результатов референдума.

    Референдум по вопросам, связанным с размещением объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, проводится в порядке, установленном Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Уставным законом края от 10 ноября 2011 г. N 13-6401 "О референдумах в Красноярском крае".

    Выявление мнения населения осуществляется в форме публичных (общественных) слушаний, опросов граждан, собраний и конференций граждан, путем проведения народного обсуждения, а также в иных формах, предусмотренных федеральными законами, законами края и (или) уставами муниципальных образований.

    Порядок проведения указанных мероприятий определяется законами края, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами края и (или) муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральным законодательством.

    Выявление мнения населения при размещении объектов, подлежащих экологической экспертизе, осуществляется с учетом особенностей, установленных законодательством об экологической экспертизе.

    Обязательным является выявление мнения населения по вопросам размещения на территории края опасных производственных объектов.

    Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования в краевой государственной газете "Наш Красноярский край".

    Закон Красноярского края от 20 сентября 2013 г. N 5-1597 "Об экологической безопасности и охране окружающей среды в Красноярском крае"

    Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования в краевой государственной газете "Наш Красноярский край"

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Закон Красноярского края от 23 ноября 2021 г. N 2-176

    Изменения вступают в силу с 24 декабря 2021 г.

    Закон Красноярского края от 8 июля 2021 г. N 11-5338

    Изменения вступают в силу с 8 августа 2021 г.

    Закон Красноярского края от 11 февраля 2021 г. N 11-4743

    Изменения вступают в силу с 20 февраля 2021 г.

    Закон Красноярского края от 19 ноября 2020 г. N 10-4435

    Изменения вступают в силу с 8 декабря 2020 г.

    Положения статьи 7.1 настоящего Закона применяются в течение срока проведения эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух на основе сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2019 г. N 195-ФЗ

    Положения пунктов 1-4, 7 статьи 23.1 настоящего Закона при проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух на основе сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2019 г. N 195-ФЗ не применяются в городских округах город Красноярск и город Норильск Красноярского края

    Закон Красноярского края от 9 июля 2020 г. N 9-4013

    Изменения вступают в силу с 23 июля 2020 г.

    Изменения вступают в силу с 20 декабря 2019 г.

    Изменения вступают в силу с 16 ноября 2019 г.

    Закон Красноярского края от 1 ноября 2018 г. N 6-2155

    Изменения вступают в силу с 2 декабря 2018 г.

    Закон Красноярского края от 11 октября 2018 г. N 6-2053

    Изменения вступают в силу с 11 ноября 2018 г.

    Закон Красноярского края от 11 октября 2018 г. N 6-2018

    Изменения вступают в силу с 11 ноября 2018 г.

    Закон Красноярского края от 7 июня 2018 г. N 5-1710

    Изменения вступают в силу с 7 июля 2018 г.

    Закон Красноярского края от 17 мая 2018 г. N 5-1631

    Изменения вступают в силу с 16 июня 2018 г.

    Закон Красноярского края от 22 марта 2018 г. N 5-1474

    Изменения вступают в силу с 17 апреля 2018 г.

    Закон Красноярского края от 21 апреля 2016 г. N 10-4455

    Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона в краевой государственной газете "Наш Красноярский край"

    Закон Красноярского края от 2 декабря 2015 г. N 9-3983

    Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона в краевой государственной газете "Наш Красноярский край"

    Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

    Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона в краевой государственной газете "Наш Красноярский край"

    Закон Красноярского края от 29 мая 2014 г. N 6-2287

    Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона в краевой государственной газете "Наш Красноярский край"

    от 30 сентября 2013 года N 512-п

    Об утверждении государственной программы Красноярского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов"

    (с изменениями на 26 октября 2021 года)

    1. Утвердить государственную программу Красноярского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов" согласно приложению.

    2. Признать утратившими силу:

    3. Опубликовать Постановление в "Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края".

    4. Постановление вступает в силу с 1 января 2014 года, но не ранее дня, следующего за днем его официального опубликования.

    Первый заместитель
    Губернатора края -
    председатель
    Правительства края
    В.П.ТОМЕНКО

    Приложение
    к Постановлению
    Правительства Красноярского края
    от 30 сентября 2013 г. N 512-п

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ВОСПРОИЗВОДСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ" (ДАЛЕЕ - ПРОГРАММА)

    1. ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

    Наименование государственной программы

    "Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов" (далее - программа)

    Основания для разработки программы

    Ответственный исполнитель программы

    министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края (далее - Министерство)

    министерство строительства Красноярского края;

    министерство здравоохранения Красноярского края;

    министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края

    Перечень подпрограмм и отдельных мероприятий программы

    1. "Обращение с отходами".

    2. "Обеспечение радиационной безопасности населения края и улучшение социально-экономических условий его проживания".

    3. "Охрана природных комплексов и объектов".

    4. "Использование и охрана водных ресурсов".

    5. "Охрана, государственный надзор и регулирование использования объектов животного мира и среды их обитания".

    6. "Обеспечение реализации государственной программы и прочие мероприятия".

    7. "Охрана атмосферного воздуха, мониторинг окружающей среды".

    8. "Экологическое образование и воспитание".

    Реализация отдельных мероприятий программы не предусмотрена

    обеспечение охраны окружающей среды, экологической и радиационной безопасности населения Красноярского края, безопасности гидротехнических сооружений и сохранение биологического разнообразия на территории Красноярского края

    1. Снижение негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье населения Красноярского края.

    2. Выявление, предупреждение и ограничение воздействия источников радиационной опасности на население Красноярского края и окружающую среду, улучшение экологической и социально-экономической ситуации на территории Красноярского края.

    3. Сохранение и восстановление биологического разнообразия, создание условий, направленных на удовлетворение потребности Красноярского края в природных ресурсах, охрану окружающей среды, сохранение и охрану природных комплексов и объектов.

    4. Защита населения и объектов экономики Красноярского края от негативного воздействия поверхностных вод и охрана поверхностных водных объектов.

    5. Охрана и обеспечение воспроизводства объектов животного мира, включая водные биологические и охотничьи ресурсы, а также организация их рационального использования.

    6. Создание условий для эффективного, ответственного и прозрачного управления финансовыми ресурсами в рамках выполнения установленных функций и полномочий, улучшение состояния окружающей среды.

    7. Оздоровление окружающей среды в промышленных центрах Красноярского края и обеспечение населения Красноярского края информацией о состоянии окружающей среды.

    8. Формирование экологической культуры на территории Красноярского края, осуществление мероприятий в области экологического образования и просвещения

    Этапы и сроки реализации программы

    2014 - 2030 годы, без деления на этапы

    Перечень целевых показателей программы с указанием планируемых к достижению значений в результате реализации программы

    1. Доля населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях Красноярского края, защищенного в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общем количестве населения, проживающего на таких территориях Красноярского края, увеличится с 37,66% в 2021 году до 40,38% в 2030 году.

    2. Доля установленных водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в протяженности береговой линии, требующей установления водоохранных зон (участков водных объектов испытывающих антропогенное воздействие), увеличится с 99,29% в 2021 году до 100% в 2030 году.

    3. Доля населения, проживающего на территории муниципальных районов, муниципальных и городских округов Красноярского края, охваченной при оценке радиационной безопасности территории Красноярского края, составит 100% в период 2021 - 2030 годов.

    4. Площадь особо охраняемых природных территорий увеличится с 14443,0 тыс. га в 2014 году до 15498,8 тыс. га в 2030 году.

    5. Количество объектов, построенных в рамках реализации территориальной схемы в области обращения с отходами, увеличится с 60 шт. в 2017 году до 97 шт. в 2030 году.

    6. Доля населения, проживающего на территории городских округов Красноярского края, охваченной наблюдениями за загрязнением атмосферного воздуха краевой системы наблюдения, увеличится с 29% в 2018 году до 70,74% в 2030 году.

    7. Количество жителей Красноярского края, охваченных эколого-просветительскими мероприятиями, увеличится с 66910 чел. в 2017 году до 545000 чел. в 2030 году.

    8. Доля утилизированных твердых коммунальных отходов в общем объеме твердых коммунальных отходов в Красноярском крае увеличится с 0,6% в 2017 году до не менее 34% в 2030 году.

    Перечень целевых показателей программы с указанием планируемых к достижению значений в результате реализации программы представлен в приложении к паспорту программы

    Информация по ресурсному обеспечению программы, в том числе по годам

    Общий объем финансирования программы за период 2014 - 2023 годов составляет 9684533,5 тыс. рублей, в том числе:

    2014 год - 625930,8 тыс. рублей, в том числе:

    федеральный бюджет - 115700,8 тыс. рублей;

    краевой бюджет - 510230,0 тыс. рублей;

    бюджеты муниципальных образований - 0,0 тыс. рублей;

    2015 год - 704596,3 тыс. рублей, в том числе:

    федеральный бюджет - 153930,1 тыс. рублей;

    краевой бюджет - 550666,2 тыс. рублей;

    бюджеты муниципальных образований - 0,0 тыс. рублей;

    2016 год - 547398,2 тыс. рублей, в том числе:

    федеральный бюджет - 119541,9 тыс. рублей;

    краевой бюджет - 427252,6 тыс. рублей;

    бюджеты муниципальных образований - 603,7 тыс. рублей;

    2017 год - 697624,4 тыс. рублей, в том числе:

    федеральный бюджет - 86004,6 тыс. рублей;

    краевой бюджет - 605264,1 тыс. рублей;

    бюджеты муниципальных образований - 6355,7 тыс. рублей;

    2018 год - 847167,5 тыс. рублей, в том числе:

    федеральный бюджет - 152399,9 тыс. рублей;

    краевой бюджет - 644482,6 тыс. рублей;

    бюджеты муниципальных образований - 4554,1 тыс. рублей;

    внебюджетные источники - 45730,9 тыс. рублей;

    2019 год - 893396,0 тыс. рублей, в том числе:

    федеральный бюджет - 108637,1 тыс. рублей;

    краевой бюджет - 770518,3 тыс. рублей;

    бюджеты муниципальных образований - 1629,6 тыс. рублей;

    внебюджетные источники - 12611,0 тыс. рублей;

    2020 год - 1235172,8 тыс. рублей, в том числе:

    федеральный бюджет - 272883,6 тыс. рублей;

    краевой бюджет - 949468,8 тыс. рублей;

    бюджеты муниципальных образований - 209,4 тыс. рублей;

    внебюджетные источники - 12611,0 тыс. рублей;

    2021 год - 1622432,2 тыс. рублей, в том числе:

    федеральный бюджет - 134134,0 тыс. рублей;

    краевой бюджет - 1467742,1 тыс. рублей;

    бюджеты муниципальных образований - 4555,1 тыс. рублей;

    внебюджетные источники - 16001,0 тыс. рублей;

    2022 год - 1434178,4 тыс. рублей, в том числе:

    федеральный бюджет - 116976,0 тыс. рублей;

    краевой бюджет - 1297850,9 тыс. рублей;

    бюджеты муниципальных образований - 3350,5 тыс. рублей;

    внебюджетные источники - 16001,0 тыс. рублей;

    2023 год - 1076636,9 тыс. рублей, в том числе:

    федеральный бюджет - 110876,1 тыс. рублей;

    краевой бюджет - 948207,2 тыс. рублей;

    бюджеты муниципальных образований - 1552,6 тыс. рублей;

    внебюджетные источники - 16001,0 тыс. рублей

    2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОБЛАСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ, ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

    По уровню негативного воздействия на компоненты природной среды Красноярский край занимает одно из лидирующих мест как в Сибирском федеральном округе, так и в Российской Федерации.

    Красноярский край устойчиво входит в первую десятку регионов по объему валового регионального продукта, занимая лидирующие позиции Российской Федерации по объему производства цветных металлов, в регионе интенсивно развивается нефтегазодобывающая отрасль, а также располагаются крупные объекты теплоэнергетики, что, в основном, и определяет наибольший уровень выбросов загрязняющих веществ в регионе по сравнению с другими субъектами Российской Федерации.

    В 2019 году от источников загрязнения атмосферы (стационарных и передвижных), расположенных на территории Красноярского края, поступило более 2,5 млн тонн загрязняющих веществ.

    От стационарных источников в атмосферный воздух в 2019 году поступило 2313,7 тыс. тонн загрязняющих веществ, что на 5,2 тыс. тонн меньше, чем в 2018 году. В 2019 году выбросы от автотранспорта Красноярского края составили 188,2 тыс. тонн, что меньше, чем в 2018 году, на 107,6 тыс. тонн.

    Основная масса всех выбросов (74%, или 1,84 млн тонн, в 2019 году) приходится на г. Норильск, из них 98,9% (или 1,82 млн тонн в 2019 году) составляют выбросы Заполярного филиала публичного акционерного общества "Горно-металлургическая компания "Норильский никель" (далее - ПАО "ГМК "Норильский никель"). Норильск возглавляет рейтинг городов Российской Федерации с наибольшим объемом выбросов от стационарных источников.

    Индустриальные города Красноярского края: Норильск, Лесосибирск, Минусинск, входят в список городов Российской Федерации с "очень высоким" уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Уровень загрязнения атмосферного воздуха в городе Красноярске в 2019 году характеризовался как "высокий".

    Качество воды поверхностных водотоков в результате ежегодного сброса 450 - 500 млн м3 без очистки и недостаточно очищенных загрязненных сточных вод оценивается как "загрязненная - грязная", местами "очень грязная". Значительный объем загрязняющих веществ поступает с трансграничными водами из Иркутской области, Республики Хакасия.

    По количеству образования отходов в год Красноярский край входит в десятку субъектов Российской Федерации - крупнейших производителей отходов. Современная система нормирования не способствует и не обеспечивает снижение воздействия на окружающую среду в части уменьшения образования отходов. Деятельность по сбору, сортировке, переработке и использованию отходов в качестве вторичного сырья и энергоносителей на территории Красноярского края развита слабо, хотя в последние годы наметилась положительная тенденция роста количества утилизированных отходов, снижения количества захороненных отходов на специализированных объектах.

    Количество объектов размещения отходов на территории Красноярского края явно недостаточно, особенно полигонов твердых бытовых отходов. Отмечается высокая степень заполнения отходами ряда ключевых полигонов. Ежегодно в Красноярском крае выявляется более 300 новых мест несанкционированного размещения отходов.

    Радиационная обстановка в Красноярском крае характеризуется рядом особенностей, к числу которых относятся:

    наличие радиационного воздействия на территории Таймырского, Долгано-Ненецкого муниципального района и южных районов Красноярского края от испытаний ядерного оружия на Новоземельском и Семипалатинском полигонах, соответственно;

    наличие объектов 8 подземных ядерных взрывов, проведенных в мирных целях в 70 - 80-е годы прошлого столетия;

    осуществление организациями на территории Красноярского края хозяйственной деятельности с использованием значительного количества радиационных источников, а также деятельности по обращению с радиоактивными отходами;

    осуществление на территории Красноярского края деятельности трех объектов Госкорпорации "Росатом";

    наличие радиоактивного загрязнения техногенными радионуклидами 1000-километровой поймы реки Енисей от точки сброса федерального государственного унитарного предприятия "Горно-химический комбинат" (далее - ФГУП "Горно-химический комбинат"), к которому привели многолетние сбросы ФГУП "Горно-химический комбинат" при создании "ядерного щита" страны.

    К природным особенностям относится наличие на территории Красноярского края большого количества рудопроявлений урана и природных радиоактивных аномалий, а также глубинных разломов земной коры, облегчающих поступление радиоактивного газа радон к поверхности земли, что потенциально оказывает влияние на формирование дозовой нагрузки населения в части воздействия от природных источников излучения.

    Составляющей дозовой нагрузки является также медицинское облучение населения и персонала медицинских организаций при работе с источниками ионизирующего облучения, рентгенорадиологического медицинского оборудования.

    Обеспечение радиационной безопасности населения Красноярского края и окружающей среды от радиационного воздействия источников природного и техногенного происхождения требует решения разносторонних задач, таких как рекультивация территорий Красноярского края, характеризующихся высоким содержанием техногенных и природных радионуклидов, мониторинг радиационного загрязнения среды, поэтапное уменьшение риска радиационного воздействия на население, улучшение качества жизни населения Красноярского края. Значительные объемы и необходимая последовательность работ предполагают осуществление системы масштабных и взаимосвязанных мероприятий в рамках настоящей программы.

    Красноярский край имеет хорошо развитую речную сеть, принадлежащую бассейну Северного Ледовитого океана. К числу наиболее значительных рек этой сети относятся: Енисей, Ангара, Чулым, Кан, Пясина, Хатанга и др. Суммарная протяженность 3590 рек длиной свыше 25 км составляет 238048 км. Общая площадь 128494 озер превышает 13,8 тыс. км2, а зеркала наиболее крупных водохранилищ: Красноярского, Саяно-Шушенского и Курейского, достигает 3300 км2.

    В Красноярском крае одна из самых длинных рек России - р. Енисей протяженностью 4102 км. Ее основные притоки: справа - Туба, Мана, Кан, Ангара, Большой Пит, Подкаменная и Нижняя Тунгуски, Курейка и Хантайка, слева - Абакан, Сым, Елогуй, Турухан, Большая Хета. По территории Красноярского края протекают также Чулым и Кеть (верхнее и среднее течение), относящиеся к бассейну Оби. На Севере Красноярского края крупные реки - Хатанга, Пясина и Таймыра.

    Площадь территории - 2 366,8 тыс. км 2 . Численность населения - 2 876,5 тыс. человек, из них сельское население составляет 650,4 тыс. человек (на 01.01.2018). Плотность населения - 1,2 чел./1 км 2 . Валовый региональный продукт - 1 767 908,2 млн руб. (по состоянию на 2016 г.).

    Атмосферный воздух

    Мониторинг состояния атмосферного воздуха проводился в 6 городах на 18 станциях наблюдения. В 2017 г. общий объем выбросов загрязняющих веществ (включая выбросы от ж/д транспорта) составил 2 631,8 тыс. т. По сравнению с 2016 г. объем выбросов практически не изменился. В последние годы наблюдается небольшое сокращение выбросов от стационарных источников на 4,8%, объем выбросов от автомобильного транспорта снизился на 15,4%.

    В структуре выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников прослеживается рост содержания СО на 55,1% и оксидов азота на 1,6%. Сократились выбросы твердых веществ на 12,5%, диоксида серы - на 11,6%, выбросов ЛОС - на 9,4%.

    Выбросы, тыс. т 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
    Всего 2491,0 2516,8 2582,7 2497,3 2355,8 2475,9 2363,3 2370,8
    твердые 141,8 133,9 140,0 115,6 112,7 124,2 115,4 124,1
    СО 189,9 199,8 244,0 242,3 201,6 226,0 229,8 294,6
    SO2 2010,3 2034,7 2035,3 1983,5 1894,6 1961,1 1860,1 1777,6
    NOx 96,2 98,2 93,9 94,2 88,9 90,3 92,6 97,7
    ЛОС 19,3 17,1 16,2 14,9 12,7 16,2 17,8 17,5

    Водные ресурсы

    Среднее многолетнее значение водных ресурсов составляет 930,2 км 3 /год, ресурсы речного стока в 2017 г. были на уровне 941,3 км 3 /год, отклонение от среднего многолетнего значения составило 1,2%. Забор пресной воды из всех источников в 2017 г. составил 2 182,91 млн м 3 .

    Год Забор воды Использование пресной воды Оборотное и повторно-последовательное водоснабжение
    из подземных источников из поверхностных источников
    2010 327,62 2176,68 2295,67 3250,58
    2011 332,42 1994,16 2218,35 3370,56
    2012 325,64 2137 2348,6 3355,5
    2013 324,75 1864,4 2084,42 3322,01
    2014 317,37 1713,94 1931,17 3098,53
    2015 398,44 1882,06 2114,06 3224,23
    2016 418,71 1667,87 1916,69 2987,19
    2017 423,68 1759,23 2006,13 2860,14

    Общее использование свежей воды в 2017 г. составило 2 006,24 млн м 3 .

    По левой оси - потребление воды (млн м 3 ); по правой оси - бытовое водопотребление на душу населения (м 3 /год на чел.).

    Показатель водоотведения с 2010 г. сократился на 19,8%.

    Биологическое разнообразие

    Растительный и животный мир

    Растительный мир насчитывает 14 видов древесных, 148 видов кустарниковых форм, 43 вида полукустарников, более 3 000 видов травянистых форм высших сосудистых растений, более 2 000 видов грибов, около 1 000 видов лишайников, более 800 видов мхов. Животный мир включает 92 вида млекопитающих, 413 видов птиц, 6 видов пресмыкающихся, 6 видов земноводных, 56 видов и подвидов рыб. Охраняемыми являются 10,3% видов сосудистых растений, 6,4% видов мхов, 5,3% видов лишайников, 3,2% видов грибов 27,2% видов млекопитающих, 21,5% видов птиц, 7,1% видов рыб, 16,7% видов рептилий, 50% видов амфибий.

    Наименование Кол-во,ед.
    Млекопитающие 25
    Птицы 89
    Рыбы 4
    Пресмыкающиеся 1
    Земноводные 3
    Беспозвоночные 19
    Сосудистые растения 330
    Прочие 168
    Итого: 639
    Из них: Вероятно исчезнувшие 4
    Находящиеся под угрозой исчезновения 60
    Сокращающиеся в численности 135
    Редкие 326
    Неопределенные по статусу 112
    Восстанавливаемые и восстанавливающиеся 2

    Лесные ресурсы

    Земли лесного фонда в 2017 г. занимали 158 743,3 тыс. га (67,1% площади края), из них покрыты лесной растительностью 104 913,9 тыс. га, что на 73,6 тыс. га или менее 0,1% меньше, чем в 2010 г. Площадь защитных лесов - 54 447 тыс. га. Лесистость по всем землям - 45,1%. Преобладают спелые и перестойные леса (7 954,64 млн м 3 ), по породному составу - хвойные (9 534,8 млн м 3 ).

    Особо охраняемые природные территории

    Площадь ООПТ регионального и местного значения в крае составила 2 995,02 тыс. га.

    Отходы

    Количество образованных отходов выросло с 2010 г. более чем на 84,856 млн т или на 28%. Отмечен рост доли утилизированных отходов на 42,4% с 2010 г.

    Год Показатель
    образование утилизация хранение захоронение
    2010 302,684 244,37 49,900 5,709
    2011 317,607 254,345 67,216 3,024
    2012 430,506 366,635 56,112 6,474
    2013 354,823 297,613 48,409 3,745
    2014 450,064 401,269 30,094 0,781
    2015 371,229 331,808 27,638 0,993
    2016 366,823 314,328 48,821 0,947
    2017 387,54 348,078 17,869 1,044

    В 2017 г. твердых коммунальных отходов было вывезено на 29,4% больше, чем в 2010 г. Вывоз ТКО на предприятия по переработке отходов увеличился в 2,4 раза по сравнению с 2013 г. (до этого не осуществлялся).

    Затраты на охрану окружающей среды

    Из общего количества инвестиций на охрану окружающей среды в 2017 г. в размере 11 606 894 тыс. руб., большая часть затрачена на охрану атмосферного воздуха - 59,4%, значительная часть инвестиций пошла на охрану и рациональное использование водных ресурсов - 13,6%. Текущие природоохранные затраты в 2017 г. составили 24 907 269 тыс. руб. Большую часть текущих затрат на охрану окружающей среды составили затраты на обращение с отходами - 45,6%, а также на сбор и очистку сточных вод - 28,1%.

    Площадь территории - 2 366,8 тыс. км 2 . Численность населения - 2 876,5 тыс. человек, из них сельское население составляет 650,4 тыс. человек (на 01.01.2018). Плотность населения - 1,2 чел./1 км 2 . Валовый региональный продукт - 1 767 908,2 млн руб. (по состоянию на 2016 г.).

    Атмосферный воздух

    Мониторинг состояния атмосферного воздуха проводился в 6 городах на 18 станциях наблюдения. В 2017 г. общий объем выбросов загрязняющих веществ (включая выбросы от ж/д транспорта) составил 2 631,8 тыс. т. По сравнению с 2016 г. объем выбросов практически не изменился. В последние годы наблюдается небольшое сокращение выбросов от стационарных источников на 4,8%, объем выбросов от автомобильного транспорта снизился на 15,4%.

    В структуре выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников прослеживается рост содержания СО на 55,1% и оксидов азота на 1,6%. Сократились выбросы твердых веществ на 12,5%, диоксида серы - на 11,6%, выбросов ЛОС - на 9,4%.

    Выбросы, тыс. т 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
    Всего 2491,0 2516,8 2582,7 2497,3 2355,8 2475,9 2363,3 2370,8
    твердые 141,8 133,9 140,0 115,6 112,7 124,2 115,4 124,1
    СО 189,9 199,8 244,0 242,3 201,6 226,0 229,8 294,6
    SO2 2010,3 2034,7 2035,3 1983,5 1894,6 1961,1 1860,1 1777,6
    NOx 96,2 98,2 93,9 94,2 88,9 90,3 92,6 97,7
    ЛОС 19,3 17,1 16,2 14,9 12,7 16,2 17,8 17,5

    Водные ресурсы

    Среднее многолетнее значение водных ресурсов составляет 930,2 км 3 /год, ресурсы речного стока в 2017 г. были на уровне 941,3 км 3 /год, отклонение от среднего многолетнего значения составило 1,2%. Забор пресной воды из всех источников в 2017 г. составил 2 182,91 млн м 3 .

    Год Забор воды Использование пресной воды Оборотное и повторно-последовательное водоснабжение
    из подземных источников из поверхностных источников
    2010 327,62 2176,68 2295,67 3250,58
    2011 332,42 1994,16 2218,35 3370,56
    2012 325,64 2137 2348,6 3355,5
    2013 324,75 1864,4 2084,42 3322,01
    2014 317,37 1713,94 1931,17 3098,53
    2015 398,44 1882,06 2114,06 3224,23
    2016 418,71 1667,87 1916,69 2987,19
    2017 423,68 1759,23 2006,13 2860,14

    Общее использование свежей воды в 2017 г. составило 2 006,24 млн м 3 .

    По левой оси - потребление воды (млн м 3 ); по правой оси - бытовое водопотребление на душу населения (м 3 /год на чел.).

    Показатель водоотведения с 2010 г. сократился на 19,8%.

    Биологическое разнообразие

    Растительный и животный мир

    Растительный мир насчитывает 14 видов древесных, 148 видов кустарниковых форм, 43 вида полукустарников, более 3 000 видов травянистых форм высших сосудистых растений, более 2 000 видов грибов, около 1 000 видов лишайников, более 800 видов мхов. Животный мир включает 92 вида млекопитающих, 413 видов птиц, 6 видов пресмыкающихся, 6 видов земноводных, 56 видов и подвидов рыб. Охраняемыми являются 10,3% видов сосудистых растений, 6,4% видов мхов, 5,3% видов лишайников, 3,2% видов грибов 27,2% видов млекопитающих, 21,5% видов птиц, 7,1% видов рыб, 16,7% видов рептилий, 50% видов амфибий.

    Наименование Кол-во,ед.
    Млекопитающие 25
    Птицы 89
    Рыбы 4
    Пресмыкающиеся 1
    Земноводные 3
    Беспозвоночные 19
    Сосудистые растения 330
    Прочие 168
    Итого: 639
    Из них: Вероятно исчезнувшие 4
    Находящиеся под угрозой исчезновения 60
    Сокращающиеся в численности 135
    Редкие 326
    Неопределенные по статусу 112
    Восстанавливаемые и восстанавливающиеся 2

    Лесные ресурсы

    Земли лесного фонда в 2017 г. занимали 158 743,3 тыс. га (67,1% площади края), из них покрыты лесной растительностью 104 913,9 тыс. га, что на 73,6 тыс. га или менее 0,1% меньше, чем в 2010 г. Площадь защитных лесов - 54 447 тыс. га. Лесистость по всем землям - 45,1%. Преобладают спелые и перестойные леса (7 954,64 млн м 3 ), по породному составу - хвойные (9 534,8 млн м 3 ).

    Особо охраняемые природные территории

    Площадь ООПТ регионального и местного значения в крае составила 2 995,02 тыс. га.

    Отходы

    Количество образованных отходов выросло с 2010 г. более чем на 84,856 млн т или на 28%. Отмечен рост доли утилизированных отходов на 42,4% с 2010 г.

    Год Показатель
    образование утилизация хранение захоронение
    2010 302,684 244,37 49,900 5,709
    2011 317,607 254,345 67,216 3,024
    2012 430,506 366,635 56,112 6,474
    2013 354,823 297,613 48,409 3,745
    2014 450,064 401,269 30,094 0,781
    2015 371,229 331,808 27,638 0,993
    2016 366,823 314,328 48,821 0,947
    2017 387,54 348,078 17,869 1,044

    В 2017 г. твердых коммунальных отходов было вывезено на 29,4% больше, чем в 2010 г. Вывоз ТКО на предприятия по переработке отходов увеличился в 2,4 раза по сравнению с 2013 г. (до этого не осуществлялся).

    Затраты на охрану окружающей среды

    Из общего количества инвестиций на охрану окружающей среды в 2017 г. в размере 11 606 894 тыс. руб., большая часть затрачена на охрану атмосферного воздуха - 59,4%, значительная часть инвестиций пошла на охрану и рациональное использование водных ресурсов - 13,6%. Текущие природоохранные затраты в 2017 г. составили 24 907 269 тыс. руб. Большую часть текущих затрат на охрану окружающей среды составили затраты на обращение с отходами - 45,6%, а также на сбор и очистку сточных вод - 28,1%.

    Читайте также: