Государственные языки в россии и субъектах федерации и языки народов россии доклад

Обновлено: 08.07.2024

АВ 2010г. Выпуск 24 Языковое многообразие Российской Федерации: проблемы и перспективы

Конституция Российской Федерации устанавливает статус языков, функционирующих на территории Российской Федерации: государственный язык Российской Федерации, республиканские государственные языки, родные языки. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык (ст. 68 ч. 1). Русский язык в многонациональной (многоэтничной) России выступает как основное средство массовой коммуникации в персональном и общественном развитии. Владение русским языком обеспечивает гражданину вне зависимости от его этнической идентичности на всей территории России социальную адаптированность и профессиональную конкурентоспособность, предоставляет возможности получения высшего образования и приобщения к общероссийским и мировым культурным ценностям.
Однако в законах, принятых в большинстве республик, русский язык определяется не как язык государства - Российской Федерации, а как государственный язык республики, занимая при этом вторую по значимости позицию. Так, в Законе Республики Татарстан О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан правовое положение языков определяется в статье 3: Государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки . Аналогичные формулировки содержатся в законах республик Алтай, Башкортостан, Бурятия, Ингушетия и др. Русский язык в республиканских законах не рассматривается в своем самостоятельном федеральном статусе и в таком толковании имеет статус республиканского государственного языка, имеющего вспомогательные функции.
Школьные учебники и учебно-методические пособия по русскому языку, изданные в республиках, часто не раскрывают богатое содержание и духовные ценности российской культуры, и это не способствует формированию положительного отношения к ней. Такие учебники сужают, минимизируют цели обучения русскому языку, ведут к упрощению духовного содержания русского языка и русской культуры. При таком подходе к обучению учащиеся не осознают исторически обусловленной консолидирующей роли русского языка и русской культуры в едином многонациональном государстве.
Ценность взаимообогащения культур народа Российской Федерации, о которой сказано в Федеральном Законе О государственном языке Российской Федерации , упускается составителями республиканских учебников. В учебниках обязательного использования в учебном процессе общеобразовательных учреждений в ряде случаев отмечаются тексты произведений русской классики с некорректными высказываниями о национальной культуре, обычаях, традициях народов России. Практически с 5-го по 10-й класс в учебниках русской литературы встречаются выражения, задевающие национальное самосознание представителей различных этносов ( ворующие киргизы , жидовские побуждения , злы татаровья , незваный гость хуже татарина , свирепым татарином , татары или убьют, или уведут в горы , чтобы бусурманов били, и турков били, и татарву били бы , вонючая татарская спина и т.д.). Хотя татарва в XVIII - XIX веках и был собирательным образом, но на современном этапе развития общества это понятие ассоциируется с представителями татарского этноса. Все вышеописанные факты не способствуют формированию у обучающихся в общеобразовательных учреждениях с полиэтничным составом учащихся положительного отношения к русской культуре, русскому языку, консолидации полиэтничного общества.
_________________________
Федеральный Закон от 1 июня 2005 г. 53-ФЗ О государственном языке Российской Федерации . Приказ Минобрнауки России от 13 декабря 2007 г. 349.

Конституция Российской Федерации признает за республиками Российской Федерации право устанавливать свои государственные языки и использовать их в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком Российской Федерации (ст. 68 ч. 2). Однако это не означает равноправия статуса государственных языков федерального и республиканского уровней. Федеральный Закон О языках народов Российской Федерации закрепляет только функциональное равноправие языков народов Российской Федерации в статусе родных языков, без подмены статуса государственного языка или исключения функций русского языка.
Государственный язык субъекта Российской Федерации - государственный язык республики в составе Российской Федерации. Статусом государственных языков в республиках Российской Федерации наделены 25 языков в 19 республиках (см. табл. 5). Их статус закреплен Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе Российской Федерации и республиканскими законами о языках. Республиканские законы закрепляют равноправное положение и равноправное функционирование государственных языков (включая русский) на всей территории субъекта Российской Федерации. Республиканские законы уравнивают количество часов на преподавание русского языка и республиканского государственного языка, предполагая их функциональное равноправие.
_________________________
Кроме того, в Республике Карелия не имеют статуса государственного, но пользуются аналогичными преференциями (имеются программы поддержки и развития) карельский, вепсский, финский языки. В Республике Дагестан та же ситуация в отношении 14 наиболее крупных по количеству носителей языков.

Конституция Российской Федерации гарантирует также всем народам Российской Федерации право на сохранение родного, в том числе и русского, языка, создание условий для его изучения и развития (ст. 68 ч. 3). При этом конституционные основы правового статуса личности включают равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств, в том числе национальности, языка и места жительства (ст. 19 ч. 2). Кроме того, указаны право на пользование родным языком, право на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ст. 26 ч. 2).
Как видно, вопросы, касающиеся правового статуса государственных языков республик, затрагивают конституционные права как граждан - носителей соответствующего государственного языка республики, в том числе проживающих в Российской Федерации за пределами данной республики, так и граждан, проживающих в ней и не владеющих этим языком. Это, в первую очередь, конституционные права граждан в области общения, воспитания, обучения, творчества, изучения и развития родных языков, а также в сфере культуры, включая право на доступ к культурным ценностям (ст. 44 ч. 2 Конституции РФ).
Для снятия возможных противоречий Конституция Российской Федерации определяет предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, за пределами которого субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование. К ведению Российской Федерации Конституция относит регулирование прав и свобод человека и гражданина, а значит, прав в языковой и образовательной сферах, и установление основ федеральной политики в области культурного и национального развития Российской Федерации, составной частью которой являются государственная языковая и образовательная политика (ст. 71 пп. в , е ), а защиту прав и свобод человека и гражданина и общие вопросы образования, культуры и языка как ее компоненты - к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 пп. б , е ).
Таким образом, по смыслу указанных положений Конституции Российской Федерации федеральный законодатель вправе устанавливать основы правового регулирования языков народов Российской Федерации, включая общие вопросы языковой политики, в том числе относящиеся к статусу государственных языков республик в его соотношении со статусом государственного языка Российской Федерации. Статус государственных языков республик Российской Федерации как затрагивающий статус государственного языка Российской Федерации, права и свободы её граждан в сфере образования и культуры не может быть предметом исключительного ведения субъектов Российской Федерации. В реальной практике все вопросы, связанные с правовым регулированием языков народов Российской Федерации, статуса государственных языков республик, отданы в компетенцию субъекта Российской Федерации.
С введением в 1992 году Закона РФ Об образовании , гарантировавшего всем гражданам Российской Федерации право на получение основного общего образования на родном языке, а также выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования (ст. 6 п.2 Закона), роль родных языков в общеобразовательном процессе заметно возросла. В субъектах Российской Федерации понимание термина родной язык , как правило, толкуется как родной нерусский язык, вне зависимости от того, обладает ли он статусом государственного языка в данном субъекте. Таким образом, право получения образования на любом языке народов России предусмотрено федеральным законодательством.

© Аналитическое управление Аппарата Государственной Думы, 2008
© Правовое управление, Информационно-аналитическое управление 2000-2008

I.Введение
II.Главная часть.
1) Государственный язык как основа публично-языковых отношений.
2) Носители государственного языка.
3) Языковая проблема в нынешнем законодательстве.
4) Государственная языковая политика.
III. Заключение.
IV. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Государственный язык РФ.docx

  1. Государственный язык как основа публично-языковых отношений.
  2. Носители государственного языка.
  3. Языковая проблема в нынешнем законодательстве.
  4. Государственная языковая политика.

IV. Список использованной литературы.

Цели данной работы:

Основную часть источников составляют труды отечественных ученых, а так же нормативно-правовые акты Российской Федерации.

  1. Государственный язык как основа публично-языковых отношений.

Любая власть, стремясь достичь успехов в эффективности управления должна, прежде всего, добиться взаимопонимания с подчинёнными субъектами. Здесь основополагающим является единый язык общения. Иными словами, власть должна говорить на том языке, который должен быть понятен любому подчиненному.

Вышеназванное положение применимо к государству, в качестве отношений между государством и его гражданами .И средством для этого общения должен быть, вне всякого сомнения ,государственный язык.

Появление языка, его выделение в качестве государственного среди других языков достаточно долгий процесс. И мы попробуем его проследить.

Однако этого недостаточно, чтоб язык стал государственным. Ведь он к тому же должен быть относительно развитым. Показателем этого являются: наличие богатой лексики, наличие научно-проработанной грамматики, сочетание относительной гибкости языка и его консерватизма, выраженное в устойчивости к внешним языковым влияниям и заимствованиям.

Только при этих обстоятельствах язык может стать государственным.

Так что же есть государственный язык? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выделить его необходимые признаки.

Во-первых, это государственный язык должен быть одним из национальных языков, употребляемых на данной территории.

Во-вторых, как уже указывалось в признаках развитости языка, государственный язык должен отличаться устойчивостью и стабильностью, то есть относительная продолжительность жизни языка вполне может быть длиннее относительной продолжительности жизни государства или даже цивилизации.

В-третьих, государственный язык является, прежде всего, языком официального делопроизводства государства и, как следствие, это язык официального общения внутри него. Ведь использование иного языка в качестве языка официального общения внутри государства лишь может породить излишнюю волокиту и недопонимание, что, в конце концов, может свести на нет эффективность всякого управления.

Исходя из признаков государственного языка, можно выделить его задачи: обеспечение делопроизводства внутри государства, взаимодействия государственных органов власти и управления с гражданами; официального общения внутри государства; обеспечение нормотворческой деятельности на территории всего государства; обеспечение эффективности управления на территории всего государства.

Таким образом, государственный язык направлен на решение задач общегосударственного значения.

Существуют объективные предпосылки выделения русского языка в качестве государственного. Русский язык— это родной язык большинства населения страны. По данным переписи населения 1989 года, в Российской Федерации русским языком владело 143,7 млн. человек, то есть 97,8 процента всего населения, а также 88 млн. человек в государствах, входивших в СССР. В Российской Федерации 16,4 млн. нерусских свободно владеют русским языком, а 7,5 млн. нерусских назвали его родным.5

Русский язык достаточно богат и разнообразен, а так же достаточно разработан. Ведь именно благодаря богатому словарному запасу русского языка можно достаточно просто и точно изложить ту или иную мысль.

Русский язык достаточно распространён в мире, по оценкам лингвистов (данные на 1995 г.) русский язык занимает 7 место в 10 самых распространённых языков мира, а так же является одним из официальных языков ООН.7

Как уже указывалось выше, язык формируется, живёт и развивается только в условиях общества.

Прогресс общества, рост населения, конечно, влияют на развитие самого языка. И совершенствование, языка возможно только тогда, когда развивается его носитель. Ведь именно развитие носителя языка открывает, позволяет обретать новую лексику, и тем самым совершенствует общение. Поэтому достаточно важно исследовать вопрос носителя государственного языка.

Носитель языка— это субъект, который наделён возможностью общаться на том или ином языке, вступая тем самым в те или иные языковые отношения.

К носителям языка относится любое физической лицо или их совокупность, представляющая собой племя, народность, в конце концов целая нацию.

Учитывая, что государственный язык имеет национальные корни, то и признаки его носителей должны примерно совпадать с признаками носителей национального языка и иметь примерные характерные черты. Субъект должен свободно владеть языком Причём человек должен владеть как письмом, так и разговорной речью. Человек должен быть адаптирован к данной языковой среде, воспринимать её как свою родную, не иметь затруднений с общением в этой среде. В конце концов должна быть потребность носителя в самом языке, в сохранении языковых традиций, в стремлении к самовыражению на данном языке, заинтересованность в его совершенствовании и развитии, расширению сфер использования.

Таким образом, можно констатировать, что только при соблюдении данных условий можно будет признать индивида носителем и хранителем того или иного языка.

    1. Языковая проблема в нынешнем законодательстве.

Россия - многонациональное государство, поэтому почти все проблемы национальной политики фокусируются в языке. Не случайно реформирование российского общества, практически началось с языковой реформы.

Таким образом, в России юридически получил конституционное закрепление один из важнейших институтов государственного строительства - государственный язык.

Академик Е.П. Челышев очень точно и емко характеризовал значение и роль русского языка как государственного языка в современном мире:

Анализ современных тенденций языкового развития как на территории Российской Федерации, так и за рубежом, показывает, что в настоящее время русский язык подвержен различным негативным воздействиям: засорению терминами и словесными оборотами иностранного происхождения, не свойственными русской словесности, широкому использованию в публичной речи слов и оборотов жаргонного происхождения, сокращению русскоязычного информационного, образовательного и культурного пространства во многих странах СНГ, определенной утрате позиций в качестве одного из мировых языков.

Государственным языком России на всей её территории в соответствии со статьей 68 Конституции является русский язык. Республики в составе страны вправе устанавливать свои государственные языки.

Несмотря на отсутствие прямого закрепления в Конституции права автономных округов, автономной области устанавливать собственные государственные языки, указанные субъекты Российской Федерации устанавливают их собственными уставами.

Содержание

Список государственных языков субъектов Российской Федерации

    (Карачаево-Черкесия) (Адыгея) (Республика Алтай) (Башкирия) (Бурятия) (Ингушетия) (Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия) (Калмыкия) (Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия) (Республика Коми) (Марий Эл) (Мордовия) (Карачаево-Черкесия) (Северная Осетия) (Татарстан) (Тува) (Удмуртия) (Хакасия) (Чечня) (Чувашия) (Мордовия) (Якутия)
  • языки Дагестана. По Конституции Республики Дагестан государственными на территории республики являются русский язык и все языки народов Дагестана [1] . К письменным языкам Дагестана относятся аварский, агульский, азербайджанский, даргинский, кумыкский, лакский, лезгинский, ногайский, рутульский, табасаранский, татский, цахурский и чеченский языки.

Языки с официальным статусом

    (Карелия). Может использоваться органами местного самоуправления [2] (Якутия). Признаётся местным официальным языком в местах проживания этого народа и используется наравне с государственными [3] . (Республика Алтай). Используется в официальных сферах общения в местах компактного проживания его носителей [4] . (Карелия). Может использоваться органами местного самоуправления [2] (Коми-Пермяцкий округПермского края). Может использоваться в официальных сферах общения [5] . (Якутия). Признаётся местным официальным языком в местах проживания этого народа и используется наравне с государственными [3] . (Карелия). Может использоваться органами местного самоуправления [2] (Якутия). Признаётся местным официальным языком в местах проживания этого народа и используется наравне с государственными [3] . (Якутия). Признаётся местным официальным языком в местах проживания этого народа и используется наравне с государственными [3] . (Якутия). Признаётся местным официальным языком в местах проживания этого народа и используется наравне с государственными [3] .

Официальный статус языков нацменьшиств (без перечисления оных) в местах их компактного проживания установлен также законодательством республик Марий Эл и Татарстан, а также Чукотского АО.

Примечания

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Список государственных языков России" в других словарях:

Список государственных языков — См. государственный язык. В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Список стран по числу городов-миллионеров — показывает распределение городов миллионеров по странам. Первым городом, достигшим населения 1 миллион человек, был Рим примерно на рубеже нашей эры[1], однако к V VI векам население Рима значительно уменьшилось. Близкую к миллионной численность… … Википедия

Список стран и зависимых территорий по площади — Содержание 1 Список государств членов ООН 2 Полный список стран и территорий … Википедия

Список известных бакинцев — Содержание 1 Деятели культуры 1.1 Музыканты 1.2 Художники и архитекторы … Википедия

Список профессиональных образовательных учреждений Кирова — Список высших, средних и начальных профессиональных образовательных учреждений, расположенных в городе Кирове. Содержание 1 Высшее образование 2 Среднее специальное образо … Википедия

Список выдающихся учёных и профессоров — Список выдающихся учёных и профессоров, связанных с Ташкентом Основная статья: Известные личности, связанные с Ташкентом Ташкент посещали, в нём жили и работали многие выдающиеся учёные и профессора. В том числе: Содержание 1 Геологи и горняки 2… … Википедия

Список похороненных на Новодевичьем кладбище — Эта страница информационный список. См. также основную статью: Новодевичье кладбище Содержание … Википедия

Список русскоязычных санскритологов — В список включены русскоязычные ученые, основным предметом исследований которых была Индия периода господства древнеиндийских языков, прежде всего санскрита как литературного языка (с конца II тысячелетия до н. э. до XII века… … Википедия

Гост

ГОСТ

Основные сведения

Языковые семьи России – это языковые семьи, на языках которых разговаривают народы, населяющие территорию Российской Федерации.

Российская Федерация (Россия) представляет собой крупнейшее государство на планете Земля – её территория составляет более 17,1 миллиона квадратных миллионов. Этот факт обуславливает значительную численность населения России – более 146 миллионов человек, которые, в свою очередь, представляют более чем 190 национальностей (этнических групп).

Таким образом, национальным (этническим) разнообразием населения Российской Федерации вызвана многочисленность обращающихся в России языков, поскольку у каждой национальности сохранился и используется свой коренной язык. Поэтому не является удивительным соответствие между численностями этнических групп и носителей соответствующих языков.

Государственным языком Российской Федерации, на котором ведётся деятельность всех публичных организаций и проводятся общественные мероприятия, является русский язык. Кроме того, в субъектах Российской Федерации другим языкам может быть придан официальный статус, приравнивающий их на территории субъекта к русскому языку.

Всего таких языков в данный момент насчитывается 52 (37 языков в республиках Российской Федерации и 15 языков с официальным статусом в других субъектах Российской Федерации).

Языковой состав населения Российской Федерации

По данным официальной статистики все языки, распространённые на территории Российской Федерации, представляют следующие языковые семьи:

  • индоевропейская языковая семья;
  • алтайская языковая семья;
  • уральская языковая семья;
  • юкагиро-чуванская языковая семья;
  • картвельская языковая семья;
  • абхазо-адыгская языковая семья;
  • нахско-дагестанская языковая семья;
  • сино-тибетская языковая семья;
  • семитская языковая семья;
  • эскимосско-алеутская языковая семья;
  • чукотско-камчатская языковая семья;
  • енисейская языковая семья;
  • австроазиатская языковая семья;
  • айнская языковая семья.

Готовые работы на аналогичную тему

Единственным исключением выступает нивхский (гиляцкий) язык, на котором говорит народ нивхи, проживающий в Приамурье и на острове Сахалин. Этот язык является изолированным, хотя неоднократно делались попытки причислить его к той или иной языковой семье.

Подавляющее большинство языков охватывается тремя языковыми семьями: индоевропейская (89%), алтайская (7%), уральская (2%), а также географическим объединением кавказских языков (картвельская, абхазо-адыгская и нахско-дагестанская языковые семьи – всего 2%).

Благодаря проведённой в 2010 году Всероссийской переписи населения, в рамках которой производили учёт не только её численности, но и её национального состава и языков, на которых говорило население, в настоящее время имеется исчерпывающий объём данных о количественно-качественном составе языковых семей России.

Основным языком на территории Российской Федерации выступает русский язык, на котором разговаривают более 137 миллионов россиян. Он относится к славянской ветви индоевропейской семьи. Другими её представителями в России являются украинский (1,1 миллион носителей), белорусский (170 тысяч) и польский (70 тысяч) языки. Носители всех других славянских языков в своей совокупности не превышают 50 тысяч человек.

Среди других ветвей индоевропейской семьи относительно широкое распространение в России получили армянская (около 700 тысяч говорящих), иранская (более 600 тысяч говорящих; в первую очередь представлена осетинским и таджикским языками), индоарийская ветвь (в основном, цыганский язык – 130 тысяч говорящих).

Кроме того, в России довольно широко представлены германская (английский и немецкий языки) и романская (французский, испанский и итальянский языки) ветви, которые, за исключением молдавского По данной теме мы уже выполнили работу Фольклор молдавского села подробнее языка (около 100 тысяч говорящих) в основном представлены языками, которые изучаются в качестве иностранного (смотреть ниже) или используются временно пребывающими в России иностранцами.

Основными языками, которые употребляются на территории Российской Федерации и входят в состав алтайской языковой семьи, являются:

  • татарский (4,2 миллиона носителей);
  • башкирский (1,1 миллиона носителей);
  • чувашский (свыше 1 миллиона носителей);
  • азербайджанский (470 тысяч носителей);
  • якутский (450 тысяч носителей);
  • кумыкский (420 тысяч носителей);
  • казахский (400 тысяч носителей);
  • карачаево-балкарский (300 тысяч носителей);
  • узбекский (270 тысяч носителей).

Уральская языковая семья главным образом представлена финно-угорскими языками (в первую очередь: мордовский – 430 тысяч носителей, марийский – 390 тысяч носителей, удмуртский По данной теме мы уже выполнили реферат Происхождение удмуртского народа подробнее – 320 тысяч носителей).

На основе географического районирования относительно самостоятельные абхазо-адыгская, нахско-дагестанская и картвельская языковые семьи были объединены под единым определением – кавказские языки. Наиболее распространёнными в России среди кавказских языков являются чеченский (1,3 миллиона носителей), аварский (710 тысяч носителей), кабардино-черкесский (510 тысяч носителей), лезгинский (470 тысяч носителей), ингушский (300 тысяч носителей) и грузинский (170 тысяч носителей) языки.

Иностранные языки в Российской Федерации

Также необходимо учитывать степень освоения и распространённости в Российской Федерации иностранных языков. Согласно данным социологических исследований, 57% россиян в принципе владеют иностранным языком. Однако степень владения иностранным языкам распределяется следующим образом:

Читайте также: