Государственные образовательные стандарты как инструмент контроля качества образования доклад

Обновлено: 04.07.2024

ФГОС

ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты. Они разработаны, чтобы жители и крупных городов, и небольших населенных пунктов учились по одной программе и получали равноценные знания. Объясняем, как работает система, что нового в ней и как это применять на практике.

Общее описание системы ФГОС

Сегодня Стандарты позволяют:

составлять учебники и задачи для школьных и университетских экзаменов;

формировать методические пособия;

выяснять, сколько часов потребуется, чтобы освоить ту или иную дисциплину;

разъяснять, что получит ученик или студент после освоения каждой ступени образования;

проводить аттестацию персонала учебных заведений, контролировать качество их работы.

Кроме того, в документе зафиксировано все то, что учащийся должен освоить на той или иной ступени: так, без знаний начальной школы ученик не сможет заниматься в средней, без знаний средней — в старшей.

Сегодня ситуация кардинальным образом изменилась. Стандарты объединяют разные программы, упорядочивают их части, вносят новое, затрагивают и такие ценности, как патриотизм, толерантность, традиции и нормы общества. ФГОС изменяются минимум раз в 10 лет.

Виды и содержание ФГОС

ФГОС ДОО

Дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) — воспитатели развивают у детей речь, должны заниматься с ними физкультурой, прививать базовые навыки самообслуживания, общения, игры в коллективе.

ФГОС НОО

Начального общего образования (1-4 класс) — здесь у детей формируются знания о языке и культуре страны, закладываются базовые математические навыки и развивается логическое мышление.

ФГОС ООО

Основного общего образования (5-9 класс) — на этом этапе у детей формируется ответственное отношение к учебе и самообразованию, экологическая культура, развитие эстетического сознания, начинается изучение литературного наследия и иностранных языков.

ФГОС СОО

Среднего общего образования (10-11 класс) — ученики должны уметь самостоятельно решать сложные задачи, понимать функции и значение различных социальных институтов, следить за своей речью, знать основы государственной системы.

ФГОС ОВЗ

Стандарты для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в детских садах, школах, учреждениях дополнительного образования.

Также разработаны госстандарты для бакалавриата, магистратуры, ординатуры — всего 12 документов.

Все ФГОС опубликованы на официальном сайте и состоят из четырех разделов:

Общие положения — что включено, какова цель документа.

Требования к результатам освоения основных образовательных программ — что после обучения должны знать и уметь учащиеся, есть ли у них собственная позиция по ключевым вопросам, умеют ли они общаться, чего достигли за время обучения.

Требования к структуре этих программ — как составить учебный план, что в него включить, как помочь детям учиться.

Требования к условиям реализации программ — какое количество пособий и книг понадобится в школе, количество учителей, хватит ли места всем ученикам в учреждении, какое оборудование необходимо.

Кем разрабатываются и утверждаются ФГОС

Разработкой Стандартов занимается Минобрнауки России совместно с учебно-методическими объединениями, образовательными, научными организациями, родителями. При формировании учитывают и положения профстандартов.

Стандарты могут разрабатывать по образовательным уровням, ступеням образования, профессиям, направлениям подготовки, специальностям. Специалисты разрабатывают проект, который направляется на рассмотрение экспертам Минобрнауки. Они размещают проект на своем портале, после чего ждут результатов независимой экспертизы, корректируют и утверждают сам проект.

Три поколения ФГОС: что меняется

Принято делить ФГОС на три поколения.

Первое поколение - 2004-2009 годы

Как таковых ФГОСов еще не было — были государственные образовательные стандарты, которые стали неактуальными, поскольку во главу угла ставился предметный результат. Личности обучающихся не уделялось никакого внимания. Основой была обязательная для изучения информация, а требования приводились как к пособиям, так и к темам внутри них.

Второе поколение - 2009-2020 годы

Эти ФГОС действовали вплоть до 2020 года. Здесь главными стали универсальные учебные навыки: самостоятельное изучение информации, коммуникация, проектная и факультативная работа. Акцент был направлен на личность ребенка, который должен уважать страну, быть терпимым, вести здоровый образ жизни.

Третье поколение - с 2021 года

Официальный переход на новые ФГОС состоится в сентябре 2021 года. Упор в них делается на уточнении требований к учащимся. До сих пор в документы включались лишь общие рекомендации: школа сама могла определять, когда и что изучать. Программы различались, и было сложно оценивать результаты: вроде бы ЕГЭ для всех один, а нужных знаний кому-то не хватает.

Требования ФГОС третьего поколения содержат:

четкие обязательства детского сада, школ, вузов перед учащимися и их семьями;

список навыков ученика в рамках школьных дисциплин — решать, доказывать, оперировать понятиями, а также рекомендации по развитию этих навыков;

конкретные результаты, которых должен достичь ученик, — сколько слов узнать за год, какие сочинения писать;

указания, какие знания в какой момент нужно освоить ребенку — причем, менять содержание тем не рекомендовано;

время, необходимое для реализации основных образовательных и воспитательных программ;

данные по коррекционной работе с детьми с ОВЗ.

Новые нормы предполагают, что школа учитывает особенности каждого ученика: как психологические, так и возрастные. Предполагается, что нагрузка на детей снизится. Вероятно, новые ФГОС изменят образовательную систему и конкретизируют ее задачи.

Как применяются ФГОС на практике

Чтобы соблюсти необходимые требования, школе нужно разработать основную образовательную программу (ООП) с учебным планом, программами учебных предметов, курсов, дисциплин, а также оценочные и методические материалы по ним.

Учитель должен составлять рабочую программу и проводить уроки в соответствии с требованиями ФГОС.

Для формирования программы по своему предмету учитель должен:

Изучить ФГОС соответствующего уровня образования для понимания того, какими знаниями должен будет обладать ученик. Узнать требования к целям программы, задачам обучения.

Установить порядок изучения учебного материала.

Распределить общее количество часов на все темы и разделы.

Включить в программу региональные материалы.

Использовать формы обучения, педагогические технологии, методы контроля.

В указанные сроки предоставить программу на экспертизу и согласовать ее.

ФГОС устанавливает требования и к структуре программы по учебным дисциплинам. В ней должно быть:

место дисциплины в общем плане;

содержание дисциплины или курса, а также результаты его освоения;

все необходимое для обучения как с методической точки зрения, так и с материально-технической стороны;

указано, какая литература обязательна к изучению.

Школьные уроки нужно проводить по ФГОС. Вы можете упростить свою работу и сделать себе несколько шпаргалок с их структурой. Например, на уроке усвоения новых знаний должно быть время на определение целей и задач занятия, актуализацию знаний, объяснение новой темы, проверку ее понимания, на инструкцию к выполнению домашнего задания, обсуждение урока.

Курсы для педагогов по ФГОС

Все программы в Академии бизнеса и управления системами разрабатывались в соответствии с профстандартами и требованиями ФГОС. Помимо этого, во время обучения педагогам объяснят, как применять Стандарты в работе: составлять план обучения, проводить уроки, проверять знания учеников.

Например, в Академии можно пройти программу повышения квалификации по методике преподавания биологии в условиях реализации ФГОС. За две недели педагог узнает все необходимое о преподавании, итоговой аттестации по биологии и инновационных образовательных технологиях. Учиться можно без отрыва от основной работы в любое удобное время.

Академия работает по государственной образовательной лицензии. После курсов педагог получает свидетельство о должности служащего или удостоверение о повышении квалификации. Все документы об образовании вносятся в государственную систему ФИС ФРДО и позволяют устроиться на работу в любую школу или детский сад.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Виды, формы и методы государственного контроля качества образования.

Педагог дополнительного образования Крячек Е.В

Раздел 1. Виды, формы и методы контроля…………………………….4

Раздел 2. Особенности государственного контроля в сфере образования………………. .…………. 6

Список использованной литературы ……………………………..…. 11

Актуальность темы. Вопросы совершенствования управления и контроля занимают солидное место среди сегодняшних проблем развития системы российского образования. Получение объективной информации о качестве образования в стране позволяет принимать аргументированные решения для обеспечения эффективности образования, его эквивалентности не только лишь в пределах России, но и во всем мире, конкурентоспособности российских специалистов на мировом рынке труда. Поддержание образования на довольно высоком уровне – это немаловажная предпосылка динамичного развития общества. Результативность системы образования проявляется в подготовке хорошо обученной молодежи, дееспособной, инициативной в ходе проведения экономических реформ.

Цель работы – раскрыть систему государственного контроля качества образования.

В соответствии с целью были поставлены задачи:

1. Рассмотреть виды, формы и методы контроля.

2. Проанализировать особенности государственного контроля в сфере образования.

Теоретическая значимость реферата – раскрытие системы государственного контроля в сфере образования.

Практическая значимость реферата заключается в возможности использования результатов анализа учебной литературы для решения практических задач.

Реферат структурно состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованной литературы.

Раздел 1. Виды, формы и методы контроля

Как и в остальных областях общественной деятельности, в сфере образования реализовывается контроль исполнения решений, плана намеченных действий, которые утверждены целевой программой.

Целью контроля считается разработка и осуществление результативного управленческого воздействия, который в свою очередь призван способствовать максимальному снижению и ликвидации вероятных нежелательных профессиональных (образовательных), экономических, а также финансовых и других последствий обнаруженных нарушений и недостатков.

В ходе контроля решаются следующие задачи 1 :

1) выбор конкретного объекта контроля;

2) определение проверяемых параметров (направления развития системы образования в целом и данного образовательного учреждения, утвержденные сроки, а также показатели);

3) применение самой эффективной методики контроля;

4) обнаружение и документальное оформление отклонений;

5) подготовка предложений о принятии необходимого управляющего воздействия;

6) утверждение соответствующим руководителем предложенного управляющего воздействия и организация его реализации 2 .

На практике нет контроля вообще, а есть контроль конкретного содержания и вида, в том числе административный, технический, экологический, профессиональной деятельности (например, образовательной), экономический, финансовый и прочие специализированные виды контроля 3 .

В зависимости от субъектов, которые осуществляют контроль, распознают следующие его виды - государственный и негосударственный. По регламенту осуществления контроль можно подразделить на внешний и внутренний, на инициативный и обязательный.

По времени проведения и проверяемому периоду контролирующие органы исполняют следующие формы контроля 4 :

- предварительный контроль - в ходе обсуждения, подготовки, принятия управленческого решения;

- текущий контроль - в процессе реализации управленческих решений, путем проверки выполнения запланированных действий и сроков;

- последующий контроль – осуществляется по окончании срока действий управленческого решения путем анализа, а также проверки достижения намеченных целей, результативности использования для этого материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обнаружения размеров и причин отклонений от заданных параметров, определения возможных негативных последствий.

Отдельное контрольное действие называется методом. По способу организации распознают следующие методы контроля: обследование, анализ, экспертиза, наблюдение (мониторинг), надзор, ревизия и проверка.

Можно подметить, что наибольший эффект достигается проверяющими, использующими такие оправдавшие себя на практике методы контроля, как:

- плановая и oc внезапная oc проверка;

- oc тематическая oc и oc комплексная oc проверка;

- oc документальная oc и oc фактическая oc проверка;

- oc выборочная oc и oc сплошная oc проверка;

- oc сквозная oc и oc встречная oc проверка 5 .

Таким образом, контроль как функция управления объективно необходим. Контроль - это система наблюдения и проверки процесса профессионального функционирования соответствующего объекта с целью ликвидировать его отклонения от заданных параметров, скорректировать поведение подконтрольного объекта.

Раздел 2. Особенности государственного контроля в сфере образования

Контроль профессиональной (образовательной) деятельности реализовывается как внешний, так и внутренний, предварительный, текущий и последующий, путем специальных инспекционных проверок и в ходе комплексных ревизий 6 . Такой контроль реализовывается как в органах управления образованием, так и непосредственно в образовательных учреждениях.

При oc этом oc проверяющие oc руководствуются oc в oc своей oc деятельности oc требованиями oc законодательства oc об oc образовании oc и oc высшей oc школе, oc положениями oc о oc Минобрнауке oc России, oc Федеральном oc агентстве oc по oc образованию, oc Федеральной oc службе oc по oc надзору oc в oc сфере oc образования oc и oc науки, oc нормативными oc правовыми oc актами oc субъектов oc РФ oc и oc органов oc местного oc самоуправления, oc типовыми oc положениями oc об oc образовательных oc учреждениях 7 .

- ведению Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и органов управления образованием подлежит контроль исполнения законодательства РФ в области образования и федеральных компонентов государственных образовательных стандартов (ст.28);

- федеральные государственные органы управления образованием вправе в пределах своей компетенции инспектировать на территории РФ любые образовательные учреждения и любой орган управления образованием в порядке надзора, а также предоставлять это право другим государственным органам управления образованием (ст.30);

- образовательное учреждение несет ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников (ст.32);

- в случае нарушения образовательным учреждением законодательства РФ в области образования и (или) своего устава государственные органы управления образованием вправе своим предписанием приостановить в этой части деятельность образовательного учреждения до решения суда (ст.37).

Соответственно в числе основных целей инспектирования можно выделить:

- исполнение законодательства, а также осуществление принципов государственной политики в области образования;

- соблюдение государственных образовательных стандартов, которые утверждены образовательными программами и учебными планами;

- улучшение механизма управления качеством образования (формирование условий и результатов образования);

- анализ, а также экспертная оценка эффективности результатов деятельности органов управления образованием и подведомственных образовательных учреждений, их должностных лиц;

- акция и прогнозирование тенденций развития системы образования и образовательного процесса.

Положением о Министерстве образования и науки РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 июля 2018 г. N 884 9 , определено, что министерство осуществляет: функции oc по oc выработке oc государственной oc политики, oc нормативно-правовому oc регулированию oc в oc сфере oc образования; oc координацию oc и oc контроль oc деятельности oc находящейся oc в oc его oc ведении oc Федеральной oc службы oc по oc надзору oc в oc сфере oc образования oc и oc науки.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 N 594) 10 рассматриваемая служба исполняет надзор и контроль за исполнением законодательства РФ в области образования; за качеством образования в образовательных учреждениях и подготовки выпускников по окончании каждого уровня образования.

Управление финансами считается составной частью общей системы управления образованием. Целями финансового контроля можно считать: обеспечение oc проведения oc единой oc финансовой oc политики oc государства, oc законности, oc целевого oc и oc эффективного oc использования oc финансовых oc ресурсов; oc защита oc финансовых oc интересов oc государства, oc экономических oc объектов oc (включая oc образовательные oc учреждения) oc и oc граждан; oc выявление, oc пресечение oc и oc предотвращение oc фактов oc нецелевого, oc неэкономного, oc нерационального oc использования oc и oc необеспечения oc сохранности oc финансовых oc средств.

При проведении финансового контроля исполняется комплекс контрольных действий по проверке:

- соответствия финансовой и хозяйственной деятельности законодательству, нормативным правовым актам и учредительным документам (прежде всего уставу органа управления образованием и образовательного учреждения);

- состояния исполнительной дисциплины управленческого персонала, эффективности его деятельности;

- организации финансовых ресурсов из различных источников, обоснованности их использования;

- соблюдения финансовой дисциплины в расходовании денежных средств материальных ценностей, а также обеспечения их сохранности;

- соблюдения договорной, расчетной и платежной дисциплины, выполнения обязательств перед контрагентами и бюджетом;

- точности ведения бухгалтерского учета и достоверности отчетности;

- причин и условий, которые в свою очередь содействуют совершению правонарушений, наносящих ущерб образовательным учреждениям, системе образования и экономике страны в целом, для разработки и осуществления мероприятий по ликвидации нарушений, возмещению ущерба, привлечению виновных лиц к ответственности, профилактике правонарушений.

Таким образом, в системе образования разграничены функции по вопросам контроля за образовательной деятельностью.

Государственный контроль качества образования предполагает оценку школьной системы образования в контексте реально достигаемых результатов образования согласно требованиям нормативных актов, личностным и социальным ожиданиям. Система контроля качества образования работает на основе принципов прозрачности, объективности, доступности, гибкости и структурированности.

Функционирование внутренней системы оценки качества образования в школе невозможно без посещения и анализа уроков, а также последующего использования результатов работы для оценки качества образования.

Таким образом, государственный контроль за деятельностью учреждений в области образования - это неотъемлемый структурный элемент и одновременно функция системы государственной регламентации образовательной деятельности и государственного управления в области образования, которая представляет собой с точки зрения системно-деятельностного подхода систематизированную совокупностью действий по наблюдению, проверке протекающих в сфере образования процессов, по выявлению фактического положения дел в системе образования, по сравнению полученных результатов с определенными целями, установленными нормами и стандартами образовательной деятельности, по устранению выявленных недостатков и оценке эффективности управляющего воздействия и государственного управления деятельностью учебных заведений.

Список использованной литературы

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ // Собрание законодательства РФ.

Бочарова О. В. Право социального обеспечения: учебное пособие / О. В. Бочарова. - Новочеркасск: ЮРГТУ, 2011. - 355 с.

Галаганов В. П. Право социального обеспечения: учебник. Гриф Федерального института развития образования для студ. учреждений среднего проф. образования / В. П. Галаганов. - М.: КНОРУС, 2010. – 412 с.

Курбанов, Р. А. Право социального обеспечения: учебник / Курбанов Р. А. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 439 с.

Холостова Е. И. Правовое обеспечение социальной работы: учебник. / Е.И. Холостова. - М.: Издательство: Дашков и Ко, 2014. 10. Акимова, Ю. А. Правовое обеспечение социальной работы: учебник для бакалавров / Акимова Ю. А. - Москва : Дашков и К, 2014. - 253 с.

2  Холостова Е. И. Правовое обеспечение социальной работы: учебник. / Е.И. Холостова. - М.: Издательство: Дашков и Ко, 2014. \ Акимова, Ю. А. Правовое обеспечение социальной работы: учебник для бакалавров / Акимова Ю. А. - Москва : Дашков и К, 2014. – С.34.

5  Курбанов, Р. А. Право социального обеспечения: учебник / Курбанов Р. А. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – С. 318.

6  Курбанов, Р. А. Право социального обеспечения: учебник / Курбанов Р. А. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – С. 415.

8  Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ // Собрание законодательства РФ.

Читайте также: