Доклад по самообразованию воспитателя в школе интернате

Обновлено: 04.05.2024

Автор: Коваленко Ирина Викторовна
Для публикации представлен план самообразования воспитателя детского дома-интерната для умственно отсталых детей на 2021-2022 учебный год. Тема самообразования "Современные формы и методы коррекционно-педагогической работы с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями развития". В плане описывается актуальность выбранной темы, цели, задачи, практические выходы, этапы работы по реализации плана самообразования, список литературы. Планируемые мероприятия по реализации планы размещены в таблице.

Автор: Коваленко Ирина Викторовна

« Дербетовский детский до м-интернат

__________ Н.В. Студеникина

План по самообразованию

воспитателя Коваленко Ирины Викторовны

( на 2021 – 2022 учебный год )

с . Дербетовка 2021 год

Индивидуальный план работы по самообразованию

В настоящее время о дной из актуальных проблем, стоящих перед педагогами, работающими в учреждениях социального обслуживания для детей с интеллектуальными нарушениями , является эффективная организац ия и осуществление коррекционно- развивающей работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии (ТМНР).

С истема обучения и сопровождения де тей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии до сих пор находится в стадии становления. При этом специалисты и педагогические работники зачастую оказываются не готовыми осуществлять действенную помощь таким дет ям. На современном этапе имеются апроб ированные, научно обоснованные программы обучения и воспитания детей с ОВЗ, ориентированные на одно ведущее (первичное) нарушение. Однако применение этих программ в работе с детьми, имеющими сочетание нескольких первичных нарушений, не обеспечивает в полной мере эффективность коррекционного воздействия. Существующие программные и методические разработки для этой группы детей в целом носят рекомендательный характер и нормативно не утверждены.

В связи с этим возникает необходимость обратиться к изучению успешного опыта отечественных и зарубежных специалистов , работающих с детьми с ТМНР, из учить педагогические технологии, методы, приёмы , формы работы, используемые при обу чении и воспитании детей с ТМНР .

Цель: Повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность в области воспитательной и коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР .

знаний путём изучения необходи

мой литературы, самообразования,

овысить эффективность воспитательной и коррекционно-развивающей работы

полученные знания среди коллег-воспитателей.

Получение дипломов, сертификатов за участие в конкурсах, тестированиях,

, конференциях для педагогов в информационно-телек

Участие в заседаниях педагогического совета, методического объединения воспитателей ДДИ, семинарах.

консультаций для педагогов:

арактеристика методов и приёмов, реализуемых в процессе во

спитания и обучения детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития

опыта использования современных форм и методов работы с детьми

с тяжёлыми множественными нарушениями развития

4. Оформление буклетов с методическими рекомендациями для воспитателей

о современных методах и приёмах работы с детьми с ТМНР.

5. Аналитический о тчёт о проделанной работ е .

Этапы реализации по плану самообразования:

I. Диагностический (Сентябрь): постановка проблемы, целей, задач; подбор методической литерат уры, вебинаров для изучения выбранной темы; составление плана самообразования.

II. Практический (Октябрь-Апрель): изучение подобранной литературы по з аданной теме, участие в вебинарах , семинарах различн ого уровня; разработка методических и дидактических материалов , подготовка консультаций для воспитателей ; участие в заседаниях педагогического совета и методического объединения воспитателей.

III. Обобщающий (Май): выступление на педагогическом совете, обобщение опыта работы.

IV. Внедренческий : использование и распространение полученного опыта в процессе дальнейшей работ ы.

Бийский государственный педагогический институт - 1998г.

Квалификация: Учитель русского языка и литературы.

Курсы повышения квалификации: 2015 год

Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога!

Цели самообразования:

1. Выявление эффективности внеклассной работы в формировании нравственных качеств у подростков.

2. Воспитание в детях самостоятельности принятых решений, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.

3. Повышение уровня воспитательного процесса.

4. Повышение квалификации в постоянном самообразовании.

5. Систематическое изучение и внедрение передового педагогического опыта.

6. Изучение специальной литературы и публикаций педагогических материалов, а также из интернета и средств массовой информации.

7. Совершенствование знаний и применение их на практике.

Общешкольная тема:

Индивидуальная тема самообразования

1. Формирование нравственно-этических ориентиров.

2. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности.

3. Формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств.

Создание качественной воспитательной среды на основе традиционных культурно-нравственных ценностей.

Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками.

Субъективное психо - эмоциональное благополучие обучающихся и воспитанников.

Перечень вопросов по самообразованию:

1. Установление эмоционального контакта между участниками группы.

2. Составление плана работы.

3. Моделирование навыков и знаний, приобретаемых воспитанниками для будущей успешной социализации в обществе.

4. Создание в группе надлежащих условий для обеспечения воспитания личности.

5. Формирование знаний и умений, необходимых в быту и в жизни.

6. Продолжить изучение выбранной темы.

Ожидаемые результаты:

1. Воспитанники должны усвоить основные понятия, такие как - нравственность, этика, мораль, культура, воспитанность, вежливость, толерантность, достоинство, совесть;

2. Соблюдать правила нравственного поведения в школе, в общественных местах;

3. Научиться анализировать свои поступки.

Направление самообразования:

Основные направления

Практическое

1. Изучение практических материалов по выбранной теме.

2. Поиск и ознакомление с литературой в интернете.

3. Просмотр определенных телепередач.

4. Изучение информационно-компьютерных техноло­гий.

5. Общение с коллегами и обмен опытом.

6. Прохождение курсов повышения квалификации.

Психологическое

1. Индивидуальный подход к каждому мальчику.

2. Изучение современных психологических методик.

3. Применение диагностик и тестов.

Психолого-педагогическое

1. Ознакомление в интернете информацией по психологии и педагогике.

2. Применение полученных знаний на практике.

Методическое

1. Знакомиться с новыми методами воспитания.

2. Принимать участие в семинарах, педсоветах и МО воспитателей.

3. Посещение предметных выставок и тематические экскурсии.

4. Посещение занятий и мероприятий коллег.

5. Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег.

6. Успешное прохождение аттестации.

Информационно-технологические

1. Изучение информационно-компьютерных техноло­гий.

2. Обзор имеющейся в интернете информации, необходимой в работе.

Основные этапы работы по самообразованию:

Содержание работы

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение имеющегося опыта и литературы по проблеме.

1.Курсы повышения квалификации.

2. Участие и выступление на заседании МО.

3. Изучение литературы по данной теме.

5. Изучение интернет ресурсов по данной теме.

Прогностический

1.Определение целей и задач темы.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

1.Выступление на заседании МО.

2.Подготовка мероприятий и конкурсов.

3. Изучение интернет ресурсов по данной теме.

Практический

1.Внедрение опыта работы.

2.Формирование методического комплекса.

1.Выступление по теме.

3.Участие в открытых уроках.

2.Оформление результатов работы.

1. Доклад по самообразованию.

2. Использование имеющегося опыта.

Внедренческий

Распространение опыта работы.

1. Консультативная помощь воспитателям и воспитанникам.

2. Публикация методических разработок.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ослабление внимания государства и общества к целенаправленному формированию общественного сознания, к вопросам воспитания, в целом, привело к изменению психологии обучающихся. У детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, культуре и патриотизме. Наряду с девальвацией ценностей, , происходит снижение доверия к старшему поколению, переориентация на личное благополучие, выживаемость, самосохранение, идет усиление процесса индивидуализации, отчуждения. Материальные блага стали занимать значительно больше места в желаниях школьников, культура и образование, как и духовно-нравственные ценности, отодвигаются на периферию их ценностных ориентаций.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания культурно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

В чрезвычайно сложной ситуации оказываются воспитанники школ-интернатов, удаленные из семьи на период учебных занятий, а также дети, лишенные родительского попечения, и дети-сироты, проживающие в интернатах круглогодично. Кроме проблем с воспитанием нравственных качеств личности, практические и научные исследования в России, свидетельствуют о том, что многие выпускники школ-интернатов недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью. Потребительское отношение, неумение строить жизнь по духовно-нравственным, социально-культурным нормам и правилам, непонимание социальных взаимоотношений между людьми затрудняет процесс социальной адаптации и интеграции воспитанников. Вышеизложенные проблемы усугубляются при наличии у воспитанников отклонений в интеллектуальном и психическом развитии.

Формы работы с детьми :

Беседы, игры нравственного и нравственно - этического содержания,

проведение совместных праздников, просмотр фильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.

Экскурсии, целевые прогулки, тематические вечера.

План реализации темы:

1. Айзенберг, А. Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. — М., 1986.

3. Астанов В.М., Лебединский О.И., Шапиро Б.Ю. Современное состояние проблемы детей с ограниченными возможностями. Детский практический психолог.

4. Воронкова В.В. Воспитатель и обучение детей во вспомогательной школе. Школа-Пресс, 2007.

5. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации нравственно-этического образования в современных условия. Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - с. 9-12

6. Петрусинский В. В. Игры: обучение, тренинг, досуг. М., Новая школа, 1994.

Предполагаемые результаты самообразования:

1. Повышение качества воспитания.

2. Разработка дидактических материалов, тестов, наглядности,

3. Обобщение опыта по исследуемой теме.

4. Овладение способами самопознания и са­моанализа накопленного опыта.

Учебная исследовательская работа:

1. Включить в перспективный план деятельности примерные темы занятий и мероприятий.

2. Участие в системе методической работы.

3. Установить творческое сотрудничество с коллегами по вопросам темы самообразования.

4. Изучить передовой опыт воспитателей школы-интерната по применению инновационных технологий.

Цель: Развитие духовно –нравственной культуры у детей разного школьного возраста в условиях пришкольного интерната.
Задачи:
1. Создать пространство, обеспечивающее формирование у школьников уважения к истории и культуре своей страны, народа, поселка, к истории и традициям своей школы, гордости за нее; чувства ответственности за их настоящее и будущее.
2. Создать пространство, обеспечивающее формирование у школьников нравственных основ взаимодействия с людьми и отношения к самому себе, чувства собственного достоинства и уважения к достоинству и правам других людей.
3. Организовать вовлечение детей в творческую духовно-нравственно ориентированную деятельность в целях формирования эмпатической чувствительности, эстетического отношения к миру.
4. Обеспечить средним и старшим школьникам пространство для реализации потребности в движении в целях формирования у них ценностных установок на здоровый образ жизни, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
5. Организовать экологическую деятельность школьников в целях расширения их личного опыта реализации активной нравственно-экологи¬чес¬кой позиции во взаимодействии с природой и социальной средой.
6. Обеспечить подготовку средних и старших школьников к осознанному выбору подростком будущей профессии, активной адаптации в мире профессиональных отношений.
7. Создать условия, способствующие формированию культуры умственного труда, познавательной активности, стимулирование к самообразованию, формирование ценности образования, знаний, интеллектуального развития личности.

Ступени коллективного и личностного роста
участников воспитательного процесса

Ступень Признаки сформированности основ духовно-нравственной позиции ребенка
первая - желание участвовать в социально ориентированной деятельности;
- эмоциональные реакции при встрече с различными людьми и попытка передать эти чувства в доступных видах творчества;
- явное стремление соблюдать правила поведения в социуме, оказывать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;
- попытки контролировать свое поведение, чтобы не причинить вреда окружающим
вторая - осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного поселка, района, области;
- представление о коллективе как части общества, способность активного участия в организации жизни школы и интерната ;
- желание приносить пользу родине, служить отечеству, расценивание своей учебы как подготовки к реальному участию в улучшении жизни страны.
третья - принятие культуры и духовных традиций многонационального народаКазахстана;
- принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата.
четвертая - готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
- способность формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам

Организация и проведение конкурсов, бесед, викторин, диспутов, круглых столов, дебатов.

Организация и проведение бесед о воспитании личности в коллективе,
толерантности,
правовой направленности;
индивидуальные разъяснительные и профилактические беседы;
тематические выставки .

Организация традиционных школьных праздников в условиях пришкольного интерната.
Проведение праздников в соответствии с народными традициями.

Этапы реализации программы

Этап Цель Деятельность Прогнозируемый результат Сроки реализации
1. Аналитико-диагностический Выявить проблемы духовно-нравственного воспитания воспитанников пришкольного интерната Изучение теоретических основ духовно-нравственного воспитания.
Проведение необходимых диагностических мероприятий Определение проблемного поля духовно-нравственного воспитания воспитанников пришкольного интерната Сентябрь-
Декабрь 2014 г
2.Методологический Определить содержание, формы и методы духовно-нравственного воспитания с учетом особенностей подросткового возраста и условий внешней и внутренней среды пришкольного интерната Поиск инновационных технологий, форм, методов и способов духовно-нравственного воспитания. Изучение современных технологий, обобщение их педагогического опыта. Определение стратегии и тактики деятельности.
Методические меропри ятия с педагогическим
коллективом.
Программа духовно-нравственного воспитания

Январь– Май 2015 г
3.Вводный Определить целесообразность выбранных содержания, форм и методов духовно-нравственного воспитания и развития детей среднего и старшего школьного возраста Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе приемов, методов духовно-нравственного воспитания школьников. Введение в действие разработанной программы духовно-нравственного воспитания Сентябрь –Октябрь 2014 г
4.Основной Обеспечить стабильное эффективное функционирование системы воспитания детей в условиях пришкольного интерната Осуществление педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию школьников. Взаимодействие пришкольного интерната, школы, семьи и общества. Сформированность у с воспитанников духовно-нравственных основ культуры личности в процессе педагогически организованного взаимодействия их с окружающей социальной средой. Ноябрь 2014 г –
март 2017 г
5.Аналитико-обобщающий Проанализировать и обобщить полученные результаты. Обработка и интерпретация данных за каждый год. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего воспитания учащихся пришкольного интерната Апрель-май 2017 г.

Мониторинг воспитательного процесса

Актуальность темы. Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Именно педагог, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.

Школьный возраст — это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.

В системе нравственного воспитания можно выделить следующие направления деятельности педагогов:

— формирование потребности в здоровом образе жизни;

— формирование духовности школьников через отношение к литературе и средствам массовой информации;

— эстетическое развитие детей;

Задачи: определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам и предусматривают:

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

Воспитание нравственных чувств и этического сознания;

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);

Осуществление коррекционно – развивающего сопровождения в воспитательном процессе

работы по самообразованию воспитателя

ГКОУ РО школы-интерната VIII вида № 16 г. Шахты

на 2011-2012 учебный год

1. Определение темы

2. Определение целей и задач

3. Подбор источников самообразования

4. Сбор библиографии по выбранной проблеме

1. Поиск материалов в Интернете.

2. Сбор библиографии по выбранной проблеме

3. Знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране

3. Изучение методической литературы по данной проблеме:

4. Подбор видов деятельности в рамках работы над методической темой

5. Выступление по теме самообразования на МО, на педагогических чтениях:

Сентябрь-декабрь 2011 г.

Постоянно, в течении года.

1. Проведение мониторинговых исследований (проведение начальной диагностики)

2. Проведение коррекционных,

практических (открытых) занятий:

3. Проведение открытых мероприятий:

4. Проведение промежуточной диагностики

1. Анализ работы по теме самообразования за 2011-2012 уч. год

работы по самообразованию воспитателя

ГКОУ РО школы-интерната VIII вида № 16 г. Шахты

на 2012-2013 учебный год

1. Поиск материалов в Интернете.

2. Знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране

2. Изучение методической литературы по данной проблеме:

3. Выступление по теме самообразования на МО, на педагогических чтениях:

Постоянно, в течение года

Сентябрь – декабрь 2013г.

1. Проведение мониторинговых исследований (проведение промежуточной диагностики)

2. Проведение коррекционных,

практических (открытых) занятий:

- «О моральных и нравственных качествах”

Этические беседы о нравственности:

3. Проведение открытых мероприятий:

4. Проведение промежуточной диагностики

1. Анализ работы по теме самообразования за 2012-2013 уч. год

2. Творческий отчет по теме самообразования

Основные принципы воспитания

Первый принцип: (принцип природосообразности) - гармония человека с природой. В процессе обучения и воспитания необходимо учитывать природные свойства, природные таланты ребенка, относиться к ним предельно бережно. Не бороться с природой ребёнка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.

Второй принцип - гармония человека с культурой. Культурологический фактор требует приобщения всех детей к знаниям об эстетических канонах, принципах, законах, традициях, формирования представлений об этических идеалах народа, на которых строятся различные составляющие национальной культуры.

Третий принцип - гармония во взаимоотношениях человека с другими людьми. Необходимо воспитывать активного, инициативного, самостоятельного, толерантного, просвещенного, культурного, заботливого человека.

Четвертый принцип – гармония в самом себе, самосоздание личности или отношение личности к самой себе.

Пятый принцип – деятельный подход. Воспитание возможно только через включение в деятельность. Ребенок развивается в деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой.

Шестой принцип – принцип успешности. Мажорный тон жизни ребенка должен опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности. Успех не только помогает раскрытию потенциала, но и открывает новые возможности.

Седьмой принцип - дифференциация воспитания. Предполагает отбор содержания, форм и методов, учет специфических позиций детей и взрослых, учет их этнических, религиозных, исторических, культурологических условий, признание уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.

Восьмой принцип – целостный подход. Воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.

Основные направления воспитательной работы

Необходимо чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся строится на основании базовых национальных ценностей по следующим направлениям:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, толерантность, доверие людям, как социальная форма гражданского общества.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира - как принципа жизни, ценность добра, справедливости, милосердия, забота о старших и младших, помощи, чести, достоинства; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: ценность труда и творчества; ценность познания мира; ценность таких качеств личности как целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: ценность семьи, забота родителей о детях, о старших и младших; ценность здоровья (физического, нравственного и социально-психологического), стремление к здоровому образу жизни.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: планета Земля – общий дом для всех жителей Земли; ценность природы, родной земли, родной природы, заповедной природы; ответственность человека за окружающую среду, экологическое сознание.

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: дар слова, ценность красоты в различных её проявлениях, красота, гармония, самовыражение в творчестве, искусстве, ценность труда – как условия достижения мастерства, ценность творчества.

Читайте также: