Этические нормы профконсультанта доклад

Обновлено: 17.05.2024

Особенностью нынешних задач профориентации стала реально возникшая перед значительными массами людей проблема свободы выбора. В связи со свободой выбора возникают некоторые этические проблемы профессионального консультирования. В профориентации этические проблемы можно рассматривать в двух взаимосвязанных плоскостях: с точки зрения готовности индивида к выбору и реализации определенной нравственной позиции и с точки зрения готовности профконсультанта оказать индивиду реальную помощь в таком самоопределении, без какого то либо нарушения основных этических норм взаимодействия психолога с клиентами. В связи с этим возникают следующие этические противоречия профессионального самоопределения (9):

Противоречие между правом человека на самоопределение и, как правило, не готовность к этому, что создает основу для принятия консультантом решение за клиента или манипулирование им.

Противоречие между интересами личности и интересами общества, которые не всегда совпадают.

Противоречие между мировоззрением психолога и клиента (оптанта).

Как уже было сказано, основная сложность профессионального выбора заключается в правильном определении баланса склонностей, способностей и общественного спроса на ту или иную профессию, а также в сопоставлении психологических качеств индивида с качествами необходимыми для выбираемой профессии. Поэтому помощь оптанту в определении баланса детерминант: хочу – надо – могу, а также наработке качеств необходимых для освоения предпочитаемой профессии является основой деятельности профконсультанта. Кратко это можно выразить в следующей формуле:

Формула выбора профессии Сделать правильно выбор - значит найти профессию, которая:



Интересна и привлекательна "ХОЧУ" Это те занятия, которые вы делаете с интересом, с желанием, по собственной инициативе (как в школе, так и во внеурочное время).

Если выбранное дело нравится, то Вы охотнее будете работать, повышать свою квалификацию, пользоваться авторитетом и, в конечном счёте, больше зарабатывать

Имеет спрос на рынке труда "НАДО" Это знание о перспективных специальностях, которые пользуются спросом на рынке труда и какова вероятность трудоустройства по выбираемой профессии.

Следует учитывать, что получение статуса безработного - невыигрышное начало трудовой карьеры.


Доступна и посильна "МОГУ" Это возможности человека: его способности, состояние здоровья, уровень знаний и умений.

Например, в каких-то делах Вы более успешны, долго можете заниматься этим делом не уставая, а в других - наоборот, быстро начинаете нервничать, злится, у Вас ничего не получается

Вместе с тем, профконсультант, оказывая помощь подростку в решении специфических проблем профессионального самоопределения или в профориентации должен использовать те методы и подходы, которые адекватно отражают реальный запрос клиента, а для этого ему самому необходимо ориентироваться во всём многообразии существующих психологических направлений и школ.

Подходы, существующие в практике профконсультирования

Чтобы свободно ориентироваться и сознательно выбирать методы и техники, наиболее оптимально решающие заявленную оптантом проблему обратимся к основным подходам, используемым в практике профконсультирования.

Тестологический - основан на сопоставлении (наложении) качеств человека, выявляемых с помощью тестов и требований профессий. Один из ярких представителей данного подхода Френк Парсон. В основе его теории лежат три фактора:

Индивидуальные способности и особенности, возможности, умения, интересы человека

Особенности профессии, требования, которые она предъявляет к человеку

Правильное соотнесение между собой 1-го и 2-го факторов.

в ряде случаев оказывается невозможным составление полных и конкретных перечней требований профессий;

развитие человека идёт неравномерно, поэтому нет гарантии, что какие-то качества и способности, которых нет сегодня, завтра могут появиться;

Но есть профессии с особыми условиями труда, где этот метод оправдывает себя (лётчики, моряки, операторы и диспетчера).

Нередко этот подход называют диагностическим, дифференциально-диагностическим, констатирующе-рекомендательным и др. Название тестологический подчёркивает, что основным методом здесь выступают тесты – стандартизированные испытания, во многом алгоритмизирующие деятельность психолога и ограничивающие творческое самовыражение оптанта. В других странах этим обычно занимаются ассистенты психолога.

Рационалистическая стратегия предусматривает такую организацию работы, при которой профессиональный и жизненный путь просчитывается с опорой на чёткую схему или модель такого пути. Например, предполагается, что каждый человек проходит в своём развитии определённые этапы профессионального самоопределения, которые имеют свою специфику и требуют совершения определённых поступков (Д. Сьюпер, Э. Гинцберг, Е.А. Климов).

Нередко это требует соотнесения себя с тем или иным личностным типом (Д. Холланд). В другом случае подростку предлагаются различные способы принятия решения и профессионального выбора из альтернативных вариантов в контексте ожидаемого успеха (Б. Дитц, Х. Тома, Д. Тидельман).

При всей привлекательности данного подхода следует признать, что в реальной жизни постоянно возникает конфликт между потребностями и притязаниями отдельного человека и потребностями общества, да и сам человек по природе своей неоднозначен и противоречив. Но именно такие противоречия нередко выступают условием развития, как отдельной личности, так и общества в целом.

Воспитательный (идеологический) подход предполагает формирование и реализацию определённой гражданской позиции и, как правило, напрямую связан с господствующей в данном обществе или социальной группе идеологической установкой (Ю.П. Азаров, Е.А. Климов, А.С. Макаренко, С.Н. Чистякова).

Активизирующий (развивающий) подход ставит своей главной целью подготовку подростка к самостоятельному и осознанному профессиональному и жизненному самоопределению, т.е. формирование у него умения планировать судьбу с учётом своих интересов, возможностей, ценностно-нравственных ориентаций и потребностей общества (Е.А. Климов, И.С. Кон, Н.С. Пряжников). Реализация данного подхода является длительным и непростым делом, т.к. в идеале предполагается, что оптант должен решать свои проблемы как профессиональный психолог, т.е. помогать самому себе в определении склонностей, способностей, выстраивании образовательного и профессионального маршрута, совершении профессиональных проб.

В каждом подходе есть свои достоинства и недостатки, поэтому идеальной стратегией являлась бы такая, которая интегрировала бы всё разумное и эффективное.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФКОНСУЛЬТАЦИИ

Профессиональная школьная консультация - это система мер, предназначенных для оказания действенной помощи в трудовом самоопределении подростков. Она является одним из важнейших компонентов системы профориентации, включающей целенаправленное психолого-педагогическое взаимодействие консультанта и клиента (подростка) при подготовке последнего к сознательному выбору профессии. В рамках профконсультации решается как минимум три задачи: кем быть, каким быть и как осуществить сделанный выбор.

Виды профконсультаций: групповая и индивидуальная.

Групповая консультация может проводиться в различных формах: тестирование, тренинг, лекция.

Индивидуальная консультация обычно проводится в форме беседы консультанта и учащегося, включающей процесс диагностики (тестирование, проективные и карточные методики), обсуждение результатов индивидуальной диагностики, выдвижение и проверка профессиональных гипотез, отработка профессионально-важных качеств и др.

Особенностью нынешних задач профориентации стала реально возникшая перед значительными массами людей проблема свободы выбора. В связи со свободой выбора возникают некоторые этические проблемы профессионального консультирования. В профориентации этические проблемы можно рассматривать в двух взаимосвязанных плоскостях: с точки зрения готовности индивида к выбору и реализации определенной нравственной позиции и с точки зрения готовности профконсультанта оказать индивиду реальную помощь в таком самоопределении, без какого то либо нарушения основных этических норм взаимодействия психолога с клиентами.

В связи с этим возникают следующие этические противоречия профессионального самоопределения :

-Противоречие между правом человека на самоопределение и, как правило, не готовность к этому, что создает основу для принятия консультантом решение за клиента или манипулирование им.

-Противоречие между интересами личности и интересами общества, которые не всегда совпадают.

-Противоречие между мировоззрением психолога и клиента (оптанта).

Как уже было сказано, основная сложность профессионального выбора заключается в правильном определении баланса склонностей, способностей и общественного спроса на ту или иную профессию, а также в сопоставлении психологических качеств индивида с качествами необходимыми для выбираемой профессии. Поэтому помощь оптанту в определении баланса детерминант: хочу – надо – могу, а также наработке качеств необходимых для освоения предпочитаемой профессии является основой деятельности профконсультанта.

Все основные направления профконсультационной работы можно разделить на две группы:

• профилактика профессионального становления личности, когда по мере возможного возникновения проблем упреждающе готовят оптантов, обучаемых, молодых специалистов, профессионалов к преодолению трудностей профессионального самоопределения;

• оперативная помощь в решении ставшей актуальной проблемы, когда личность испытывает трудности, обусловленные неуверенностью, некомпетентностью, профессиональным банкротством, а также пассивностью и беспомощностью, внутренними препятствиями, мешающими выбрать профессиональное учебное заведение или получить место работы и сохранить его за собой.

На основании анализа отечественной и зарубежной литературы можно условно выделить следующие направления организации профконсультационной помощи:

1. Справочно-информационное направление предусматривает предоставление клиентам актуальных и достоверных сведений, содержащих характеристику профессий, информацию о профессиональных учебных заведениях, состоянии рынка труда, вакантных рабочих местах и т.п. Распространение этой информации осуществляется путем издания доступных, эстетически оформленных, красочно иллюстрированных рекламно-справочных пособий.

2. Организационно-управленческий подход подразумевает координацию профконсультационной работы между различными образовательными учреждениями, службами занятости, отделами развития персонала предприятий, общественными организациями. В настоящее время профконсультационная работа ведется в школах, центрах профориентации, службах занятости, на предприятиях. Особо следует выделить деятельность разного рода рекламно-посреднических фирм, обещающих потенциальным клиентам за вознаграждение прекрасное профессиональное будущее, материальное благополучие и успех.

3. Адаптационное профконсулыпирование направлено на оказание помощи лицам, поступившим в профессиональное учебное заведение или устроившимся на работу. Вхождение в незнакомый коллектив, усвоение новой социальной роли и овладение новой деятельностью порождают психическую напряженность и трудности. Действенную помощь в этих ситуациях могут оказать психологические службы в учреждениях и организациях.

4. Стимулирующее профконсулыпирование предусматривает оказание помощи лицам, переживающим профессиональную стагнацию, депрессию. Главным при этом является формирование у клиента внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального развития, повышения квалификации, профессионального роста и карьеры. Важно обогатить представление личности о своих профессиональных возможностях, заложить уверенность в собственных силах и мотивировать профессиональное самосовершенствование.

5. Коррекционное профконсулыпирование направлено на оказание помощи лицам, переживающим кризис профессионального становления, трудности в профессиональном общении и сотрудничестве, конфликты. Проведение такого рода консультации требует глубокого психологического анализа внутреннего мира клиента, использования психотерапевтических технологий, установления доверительных отношений между психологом и клиентом.

6. Реабилитационное консультирование осуществляется для оказания помощи лицам, частично потерявшим трудоспособность, и инвалидам. Реализация этого направления, помимо владения психотехнологиями активизации потенциала личности и техникой психоанализа, требует наличия определенной правовой компетентности. Оказание морально-эмоциональной поддержки, формирование активной позиции, оптимизма являются важными составляющими этого вида консультирования.

7. Манипулятивное профконсулыпирование направлено на навязывание клиенту определенной профессионально ориентированной услуги.

Типы профконсультации

Профконсультация стала актуальной в начале двадцатого столетия, ее возникновение было связано с проблемами выбора профессии. Выбор профессии долгое время рассматривался как поиск профессии, соответствующей психологическим характеристикам человека.

Этот подход получил название диагностического. Профконсультация данного типа состоит из трех фаз:

1) изучения психических и личностных особенностей претендента на профессию (психодиагностическая фаза);

2) характеристики содержания труда, требований профессии и их описания в психологических терминах (профессиографическая фаза);

3) сопоставления индивидуальных особенностей человека с требованиями профессии и принятия решения о пригодности человека (фаза принятия решения).

Основные недостатки диагностирующей профконсультации :

• игнорируется изменчивость, динамичность мира профессий, вследствие чего человеку в течение профессиональной жизни, возможно, не раз придется менять профессию;

• наличие огромного числа профессий и специальностей негативно сказывается на профессиографической компетентности психолога-консультанта;

• не принимается во внимание профессиональное развитие личности, изменение ее направленности, компетентности и профессионально важных качеств;

• консультируемый исключается из процесса принятия жизненно важного для него решения.

Решающее значение в процессе принятия решения о выборе профессии имеют результаты диагностики. Консультируемому отводится пассивная роль. Диагноз однозначно определяет и прогноз будущей профессии.

Другой подход раскрывается в воспитательной концепции профконсультации. Сторонники этой концепции считают, что человека можно подготовить к выполнению любой профессии. Главное — правильно подобрать эффективные методы профессионального обучения. Отсюда и содержание этого типа профконсультации — изучение индивидуально-психологических особенностей человека и организация оптимального профессионального обучения.

Основной недостаток этого типа профконсультации — игнорирование психофизиологических различий людей. Успешность освоения ряда профессий, а также продуктивность выполнения деятельности определяются свойствами нервной системы, типологическими особенностями, и, конечно, такая оптимистическая трактовка профпригодность человека несостоятельна.

Для компетентного проведения консультации психолог должен разбираться в современном мире профессий, обладать фундаментальными знаниями в области общей и дифференциальной психологии, владеть методами психодиагностики и психотехнологиями профконсультирования.

Индивидуальная профконсультация включает в себя:

1) Справочно-информационная (знакомство с требованиями профессий и соответствующими учебными заведениями, профессиографическая информация).

Информационная профконсультация предъявляет повышенные требования к профессиографической эрудиции педагога: информирование предполагает обсуждение особенностей интересующих профессий, комментарии, анализ различных сведений, ответы на вопросы, возникающие у консультируемого. Такая консультация предполагает использование педагогом различных справочников и описаний профессий в виде профессиограмм.

2) Диагностико-корректирующая (не столько для определения соответствия школьника профессии, сколько для выработки стратегии подготовки к ней с учетом его реальных возможностей).

Диагностическую профконсультацию проводят педагоги-психологи.

Цель диагностики — активизация процесса самопознания, изучение индивидуально-личностных особенностей учащегося и профконсультационной ситуации.

Объектом диагностики могут быть психофизиологические, индивидуально-психологические особенности, социальная и профессиональная направленность консультируемого, мотивационная сфера.

Проведение диагностики предполагает обязательное знакомство учащегося с ее результатами и рекомендации педагога-психолога следующего плана:

- как соотнести свои профессиональные намерения и психофизиологические возможности;

- от каких профессий следует отказаться, так как их требования не соответствуют психофизиологическим особенностям.

Педагогу-психологу необходимо быть особенно осторожным в выводах и рекомендациях по результатам диагностики интеллекта и специальных способностей, так как они могут развиваться при соответствующей мотивации и осуществлении профессиональной деятельности.

3) Формирующая (научить учащегося самостоятельно и осознанно выбирать профессию).

Процесс профессионального самоопределения, понимаемый как конструирование профессиональной Я-концепции через осознание своих потребностей, способностей, ценностей профессионального труда, конкретизируется в профессиональном плане учащегося, формирование которого требует определенной внутренней готовности и является итогом совместной деятельности выбирающего профессию и педагога.

4. Этические нормы профконсультанта службы занятости.

1. Этические проблемы работы психолога.

Последствия общения с консультантом имеют большую личностную значимость для клиента. Ка­ким будет вмешательство консультанта - развивающим или разрушающим личность клиента - зависит от соблюдения им этических принципов профессиональной деятельности.

1. Соблазн власти. Известно, что у психолога имеется много возможностей сделать людей зависимыми от себя. Плохо, когда власть над поступками и действиями других людей становится для кого-то самоцелью.

2. Проблема ответственности психолога. В отличие от ответственности обычных людей (неспециалистов ), психолог не должен всю ответственность брать на себя. Его задача более слож­ная - постепенно сформировать чувство и готовность к ответственности у консультируемых клиентов. Сам же консультант отвечает за саму организацию такой по­мощи, но не за принимаемые решения - это право (и от­ветственность) принадлежит клиенту как субъекту самоопределения.

8. Соблазн спекуляции на отсутствии общепринятых критериев оценки эффективности консультационной работы. Как известно, консультация по сути своей чаще всего прогностична, то есть ориентирована в будущее и полно­ценно оценить качество работы консультанта часто можно лишь спустя много времени (оперативные показа­тели эффективности, то есть данные наблюдения, самоот­четы клиентов, мнения экспертов и т.п. носят частичный характер). Не помогают здесь и показатели эффективности, используемые в научных работах и диссертациях, поскольку часто они бывают сложны в использовании и отра жают лишь отдельные (исследуемые) аспекты самоопреде ления.

Однако сам этический характер данных проблем достаточно деликатен, поэтому было бы самообманом просто вооружить пси­хологов готовыми рецептами поведения в сложных этических ситуациях. Внутренняя активность и профессиона­лизм самих консультантов должны проявляться и в том, чтобы уметь самостоятельно находить ответы на сложные нравственные вопросы и достойно поступать в уникальных ситуациях, для которых нет и не может быть каких-то единых рецептов.

2. Основные принципы работы практического психолога.

Рассмотрим основные принципы работы психолога. Часть из них очевидна и является общепринятым стандартом поведения человека в обществе, а часть определяется спецификой профессиональной деятельности психолога.

Рассмотрим традиционные (этические) принципы консультирования.Хотя этические принципы еще не сформули­рованы для профконсультанта, психотерапевта, практиче­ского психолога и социального работника в общепринятом виде, но попытки их выделения имеются (см. Фирсов, 1993; Климов, 1986; Мелибруда, 1986; Петровская, 1982; Рудестам, 1990; Пряжников, 1994). В самом обобщенном виде можно выделить следующие принципы:

1. Не навреди! Или принцип ненанесения ущерба испытуемому. Организация работы психолога должна быть такой, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили ущерба его здоровью, состоянию или социальному положению.

2. Не оценивай! Поскольку вообще без оценок (в том числе, и положительных) работать немыслимо, иногда этот принцип уточняют: не навешивай ярлыков! Но можно было бы сказать еще проще: не произноси отрицательных оценок вслух!

3. Принцип беспристрастности психолога. Недопустимо предвзятое отношение к испытуемому, какое бы субъективное впечатление он ни производил своим видом, юридическим и социальным положением.

4. Принцип осведомленного согласия. Необходимо извещать испытуемого об этических принципах и правилах психологической деятельности.

6. Принцип конфиденциальности, то есть сохранен ия профессиональной тайны. Материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку.

7. Уважай своих коллег по работе, их право на профессиональное творчество и самостоятельный выбор методов работы. Критика и дискуссии должны проводиться аргументировано и тактично. Недопустимым является выя снение отношений между коллегами и сотрудниками в присутствии клиентов.

8. Принцип профессиональной компетентности: не передавай сложные психологические методики неподготов ленным специалистам и сам не используй методики, которыми в должной степени не владеешь. Психолог имеет право браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психокоррекционных или других воздействий.

Основная тенденция развития профориентационной и профконсультационной работы – всемерное содействие побуждению собственной активности клиента. Специалисты в этой области делают попытку уйти от традиционной диагностико-рекомендательной схемы профконсультации, когда человека сначала консультируют с помощью различных методик, а затем, после анализа полученных данных, профконсультант выдаёт клиенту рекомендацию, в лучшем случае – несколько вариантов таких рекомендаций. Психолого-педагогическая помощь в профессиональном самоопределении должна быть направлена на создание условий для самостоятельного решения проблем с помощью специальных методов, например, выделяются следующие этапы организации активизирующего консультационного воздействия.

Предварительный этап – ещё до встречи, на которой консультант должен познакомиться с предварительной информацией о клиенте и на основании анализа этой информации выдвинуть предварительную профориентационную гипотезу – определить проблему и наметить пути её решения.

1 этап. Общая оценка ситуации консультирования по следующим составляющим:

· особенностей данного человека (в чём он сам видит проблему),

· условия консультирования (насколько они помогают решать проблему),

· самооценка профконсультанта (насколько он готов помочь данному клиенту).

На 1 этапе важно не столько “исследовать”, сколько помочь сформулировать собственную проблему, поэтому особенное значение имеет организация эмоционально-доверительного контакта и такое последовательное развитие этого контакта: вначале – максимальная доброжелательность; далее – доброжелательность и конструктивность; в завершение консультации – доброжелательность и оптимальное настроение.

2 этап. Выдвижение (или уточнение) профконсультационной гипотезы, которая включает общее представление о проблемах клиента и возможного пути и средства решения этой проблемы.

3 этап. Совместное решение выделенной проблемы, допускающее использование в ряде случаев и неактивизирующих методов, например, стандартизированных психодиагностических средств. Главное, чтобы клиент понимал общую логику проводимой совместной работы, т.е. оставался субъектом самоопределения.

Работа на данном этапе предполагает решение следующих основных задач:

1. Задача – информационно-справочная, может быть решена с помощью профессиограмм, специальной справочной литературы, компьютерных информационно-поисковых систем и т.п.

2. Задача – диагностическая, направленная в идеале на самопознание, может быть решена с использованием несложных, понятных клиенту психодиагностических методик.

3. Задача – связанная с морально эмоциональной поддержкой самоопределяющегося человека. Здесь могут быть использованы приёмы и техники, заимствованные из психотерапии и консультативной психологии (Э. Берн, 1988; М. Мелибруда, 1986; Р. Мэй, 1994), а также специальные игровые профконсультационные методики.

Цель такой работы – вселение оптимизма, уверенности в себе, а также проигрывание в специальных процедурах сложных моментов, связанных с самоопределением.

4. Задача – связанная с принятием конкретного решения.

5. Задача – совместное поведение итогов, что важно как для рефлексии клиента, так и для развития рефлексии самого профконсультанта.

Основные этапы проведения процедуры профконсультации

1. Установление контакта.

Вхождение в контакт с клиентом начинается со знакомства с ним и освещение круга проблем, по которым пойдет беседа. Необходимо объяснить цели и задачи исследования, гарантировать его конфиденциальный и анонимный характер.

2. Проведение психодиагностического обследования.

Этот этап помогает получить объективную информацию о школьнике, особенностях его познавательной и мотивационной сфер. Данное обследование благоприятно влияет на самого испытуемого в плане укрепления доверия к профконсультанту.

При проведении психодиагностического обследования используются традиционные методы психологии, среди которых основная роль принадлежит тестовым методикам. Данные тестов рекомендуется дополнять результатами наблюдения за поведением испытуемого, которые дают дополнительную информацию об особенностях его личности. В качестве наблюдаемых параметров можно фиксировать следующие: внешний вид, прическа, мимика, пантомимика, речевое поведение, поведение в психодиагностическом обследовании.

Еще один метод обследования личности – биодрамальный метод, благодаря которому получают и интерпретацию сведений развития личности в течение жизни. Для получения данных применяется автобиография.

Применяется метод управляемой фантазии. Он заключается во вживании испытуемого в определенный образ и в создании у него соответствующего эмоционального состояния.

Широкое применение получили имитационные игры, которые позволяют повысить уровень осознанности, самостоятельности и обоснованности в принятии решения о выборе профессии.

К психодиагностическому обследованию не допускаются:

а) лица, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

б) лица, находящиеся в предстрессовом или послестрессовом состоянии;

в) больные люди или люди, жалующиеся на недомогание;

г) лица, пришедшие на консультацию после тяжелой работы или чувствующие себя усталыми;

д) испытуемые, обязательно относящиеся к психодиагностическому обследованию.

3. Выработка конкретных рекомендаций.

Основные элементы этого этапа:

- установление соответствия личного профессионального плана (ЛПП) особенностям школьника;

- конкретизация, переделка или создание нового плана в случае расхождения ЛПП и психологических характеристик человека;

- выработка запасных вариантов и путей реализации намеченных профессиональных планов.

Этика проведения профконсультационной работы

Этическая сторона процесса профконсультации предполагает соблюдение ряда этических норм при проведении беседы и психодиагностического обследования. Прежде всего, психолог должен гарантировать конфиденциальность проведения профконсультации.

Необходимо уважительно относится к испытуемому. Следует избегать в процессе диагностического обследования методик, вопросов, дискриминирующих личность, наносящих вред её достоинству, престижу.

Важно соблюдение профконсультантом профессиональной тайны. Он должен гарантировать оптанту тайну результатов психодиагностического обследования, беседы. Сведения об учащемся могут быть переданы заинтересованным лицам только с добровольного согласия самого учащегося.

Профконсультационное заключение должно носить рекомендательный характер. Оптант может придерживаться его по своему желанию.

Успех профконсультации во многом зависит от самого консультанта, его умений, опыта, личностных особенностей. Профконсультант должен:

- проявлять интерес к людям, с которыми он имеет дело, к их поведению;

- владеть методикой проведения консультации, иметь профессиональные знания в различных областях психологии;

- иметь хорошую междисциплинарную подготовку;

- обладать достаточно высокой общей культурой, быть высокоэрудированным человеком;

- уметь принимать решения в неожиданных ситуациях;

- обладать определенной социальной приспосабливаемостью (в связи с разнообразием контингента, нуждающегося в совете специалиста по выбору профессии).

В наше время накоплен значительный опыт профориентационной работы, разработаны принципы, методы, формы и система профориентации молодежи. Этому активно способствует взаимодействие педагогических коллективов, различные предприятия, средства массовой информации.

Организационную роль в работе по профориентации учащейся молодежи призваны также выполнять учебно-методические кабинеты. Такие кабинеты созданы и успешно работают в общеобразовательных школах, в учебно-производственных комбинатах (УПК), в профессионально-технических училищах (ПТУ) и на базовых предприятиях многих районов страны. Функционируют районные центры профессиональной ориентации.

Необходимо, чтобы каждый абитуриент перед поступлением проходил не только медицинское обследование, но и психологическое. Психолог должен объяснить все недостатки и достоинства выбранной профессии, чтобы в процессе обучения и работы не произошло разочарования в выбранном жизненном пути, т. е. учащийся должен осознанно выбирать профессию (Орёл В.Е. Психологические основы профориентационной работы со школьниками. Ярославль, 1990, 83 с.).

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.005)

Читайте также: