Государственная дума традиции и преемственность доклад

Обновлено: 03.05.2024

Преемственность - это особый механизм "памяти общества", который осуществляет накопление и хранение культурной информации прошлого, на основе которой создаются новые ценности. Преемственность может быть непрерывной, когда культурные ценности прошлого постоянно функционируют в жизни общества, и прерывной, когда какие-либо ценности на время исчезают из культурного обихода. Преемственность также обозначает всю совокупность действия, традиций воспроизводящих нормы социального поведения, характерные для исторически прошедшей общественной реальности

Содержание

Введение……………………………………………..…..……..с. 3
Глава 1. Понятие преемственность. с. 4
1.1 Преемственность права. с. 5
1.2 Проблема преемственности власти. с. 8
1.3 Историческая преемственность и ее значение в развитии
государства. с. 9
Глава 2. Способы обеспечения преемственности в правовой
политике. с.13
Заключение. с. 22
Список источников. c.23

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая.docx

2. Советская историческая энциклопедия.(1961-1976г)

Важнейшим моментом являлась верная оценка правителем государственной деятельности своих предшественников и сделать соответствующие выводы и коррективы в государственную политику, т.е. убрать отжившие свое, неэффективные элементы государственного управления, аппарата управления государством 1 .

Так историческая преемственность была широко распространена в истории Российского государства во все времена.

Одним из примеров преемственности является принятие христианства на Руси. Приняв христианскую православную веру, князь Владимир решился "обратить всю Землю в христианство". Он руководствовался, конечно, и государственными соображениями, ибо для русского народа христианизация означала приобщение к высокой культуре христианских народов и более успешное развитие своей государственной и культурной жизни. Принятие христианства из Византии оторвало Русь от магометанской и языческой Азии, сблизив ее с христианской Европой. Болгарская письменность сразу позволила Руси не начинать литературу, а продолжать ее и создавать в первый же век христианства произведения, которыми мы вправе гордиться 2 .

Преемственность так же прослеживается в памятниках права. Так Корнчья книга (свод законов принятый в 911 г.) давала гарантии материального обеспечения государственным служащим. Этот закон был частично перенят у Византии и содержал некоторые моменты литовского законодательства 3 .

1. Советская историческая энциклопедия.(1961-1976г)

2. Справочник "История христианства" (1998г)

Можно провести множество параллелей преемственности и в “смутное время”, когда за довольно небольшой промежуток времени поменялось множество правителей. Независимо от того каким путем они добрались до вершин власти, все правители использовали опыт своих предшественников. Так как бояре на Руси имели веское слово, в августе 1610 года они призывают на престол Руси сына короля Сегизмунда – Владислава из Польши. Здесь четко просматривается параллель с призванием Рюрика на русский престол.

Черты преемственности можно видать в политике Ивана IV. Многие особенности его правления можно видеть в правлении Ивана III, который

шел по тому же пути феодального развития, что и вся русская земля. Иван Грозный так же перенял систему приказов, которая была довольно эффективна. Рассмотрение вопроса о законодательстве в Русском государстве второй половины XVI века дает возможность сделать еще один вывод об большой роли приказов в законодательстве. Акцентируя свое внимание на вопросе о Боярской думе и ее роли, дворянско-буржуазная историография недооценила роль приказов. Между тем именно приказы, в частности казначеи, фактически держали в своих руках московское законодательство как в подготовительной стадии, разрабатывая проекты законов, так и в заключительных этапах законодательного процесса, где именно в руках казначеев находилось формулирование и изменение текста законов на основе норм царского приговора. В этой роли приказного аппарата в законодательстве нашло свое яркое выражение развитие и укрепление централизованного Русского государства 1 .

1. Советская историческая энциклопедия.( 1961-1976г)

Боярство при Иване IV имело определенный вес, так же как и в другие времена. Иван IV создал государственную думу, в чью задачу входила разработка законов. Вряд ли можно говорить о какой-либо зависимости применения той или иной законодательной процедуры от содержания закона. Привлечение или непривлечение Боярской думы к обсуждению закона зависело целиком от конкретных обстоятельств момента.

Традиция предписывала участие бояр в обсуждении новых законов и для большинства их отмечено участие бояр в “приговорах” об издании законов. Боярская Дума во второй половине XVI века представляла собой одно из звеньев в государственном аппарате Русского централизованного государства, и хотя аристократический состав думы давал ей возможность занимать позицию защиты княжеско-боярских интересов, но как учреждение дума являлась царской думой, собранием советников царя, к выяснению мнений которых по тем или иным вопросам обращался царь, когда он считал это нужным. Поэтому видеть в обсуждении закона в Боярской думе нечто похоже на обсуждение закона в парламенте - значит совершенно произвольно переносить на Боярскую Думу русского самодержавного государства черты законодательного учреждения конституционного государства. Поэтому нельзя видеть в обсуждении законов в Боярской Думе ограничения царской власти 1 .

На современном этапе самым ярким примером преемственности является возрождение Государственной Думы, как законодательного органа.

Способы обеспечения преемственности в правовой политике.

Попытаемся рассмотреть вопрос преемственности правовой политики в Российской Федерации на современном этапе, сделаем попытку сделать это через призму актуальных решаемых задач, существующих сегодня вопросов и проблем. Одной из самых масштабных задач на сегодня являются проводимые в современной России реформы как в сфере экономики так и проводимая административная реформа. Правовая политика призвана играть особую роль как одна из наиболее важных разновидностей государственной политики, имеющая собственное юридическое содержание и самостоятельное значение в правовой жизни общества. Как справедливо отмечает профессор А.В. Малько, сегодня правовая политика выходит на передние рубежи жизнедеятельности общества 1 .

1. Кудрявцев В.Н. Право и поведение. Юридическая литература, 1978.

По своей природе правовая политика представляет собой деятельность государства в сфере правового регулирования. Специфика этой деятельности состоит в выработке и претворении в жизнь правовых идей стратегического характера, то есть идей, определяющих направления развития общества в целом. В основе правовой политики лежит правовая идеология. Это позволяет рассматривать последние в качестве единой системы со своими внутренними связями и взаимозависимостями. Данный подход дает возможность составить более целостное представление как о всей системе, так и об отдельных ее элементах. В условиях, когда вопрос о сохранении правовой политики неизменной не является дискуссионным, поскольку именно ее неизменность и гарантирует достижение намеченных целей, (успешное завершение проводимых реформ) правовая политика есть политика, осуществляемая правовыми средствами, рассматриваемая как длительный, поэтапный процесс построения такой системы реализации правовой политики, которая обеспечивала бы в свою очередь согласованность и преемственность деятельности на всех этапах ее осуществления для достижения целей. Кроме того, правовая политика выступает объединяющим началом для правотворчества, правоприменения и правового воспитания, которые являются формами ее реализации 1 .

В истории России, когда меняются государственные устои, виды и направления экономики, проблема преемственности занимает далеко не последнее место. Правопреемственность есть сохранение прежнего правового состояния в изменившихся условиях. Рассмотрим преемственность в интересующей нас плоскости правовой политики, преемственность как принцип осуществления самой правовой политики 2 .

1. Матузов Н.И. Понятие и основные приоритеты российской правовой политики

2. Неновски Н. Преемственность в праве.1977.

В рамках такой постановки задачи мы рассматриваем преемственность не только в общетеоретическом плане, как использование преемником чего-либо принадлежащего предшественнику но и в плане собственно принципа, которому нужно следовать.

Таким образом, преемственность в правовой политике есть сохранение связи между различными этапами ее реализации и развития, сущность которой состоит в сохранении отдельных характеристик (принципах, содержании, форме, структуре, функциях), при каждом переходе на данных этапах путем последовательного достижения поставленных целей и сопоставление полученных результатов с целью дальнейшей коррекции правовых норм.

Законодательное закрепление единых принципов правового регулирования в данном случае обеспечило бы преемственность правовой политики не только на разных этапах осуществляемой сегодня административной реформы, но и на всем протяжении беспрерывного процесса совершенствования ее правового обеспечения 1 .

Преемственность в правовой политике, последовательность правового регулирования возможна только в условиях политической стабильности в государстве и обществе. Уникальность исторической ситуации в России заключается в том, что если в развитых странах буржуазное право возникает как потребность гражданского общества, то в России, наоборот, посредством права фиксируется будущая модель общества. Период наступившей политической стабильности прежде всего выражается в утверждении преемственности в российской правовой политике, а определенная непоследовательность в правовом регулировании общественных отношений объясняется продолжающимся реформированием практически всех сфер общественной и государственной жизни 2 .

1. Неновски Н. Преемственность в праве.1977.

2. Алюшин А.Л. Разрывы правовой преемственности в истории России ХХ в.1995.

Одним из факторов, оказывающим влияние на степень легитимности государственной власти является фактор обеспечения стабильности и преемственности системы государственной власти. Очевидно, что на сегодняшний день основной задачей будет являться найти новые способы обеспечения преемственности правовой политики на современном этапе развития государства, необходимо предусмотреть (смоделировать) такие правовые нормы, которые были бы не просто актуальны в текущем периоде преобразований в стране, но и эффективно работали бы до достижения горизонта планирования. Конечно, такую задачу нельзя рассматривать в отрыве от правового механизма изменения правовых норм.

1. Неновски Н. Преемственность в праве.1977.

С другой стороны, развитие и накопление действующего правового материала внутри национальной правовой системы не исключает взаимодействия преемственности и рецепции, которое может привести к кодификации законодательства или иначе – "кодификационной преемственности". Анализируя указанные точки зрения в контексте данного исследования можно прийти к выводу о том, что под преемственностью следует понимать как вертикальные связи внутри российской системы, так и рецепцию.

Тема данного урока связывает такие две группы уроков как история и обществознание.в старших классах. Эта тема особенно актуальна в 2013 году, т.к. в этом году отмечается 20 летний юбилей Государственной Думы.

ВложениеРазмер
integrirovannyy_urok_po_istorii_i_obshchestvoznaniyu_v_11_klasse.docx 26.77 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по истории и обществознанию в 11 классе .

1. сформировать представление о развитии российского парламентаризма, этапах

и уроках; показать роль Государственной Думы, как важного элемента становления

правового государства и гражданского общества в современной России

2. способствовать формированию критического мышления, опыту анализа политической

ситуации, формированию оценки исторических событий;

3. формирование гражданской позиции, ответственности за свою судьбу и судьбу своей

страны, чувства сопричастности к истории Родины и народа.

Основные понятия : Государственная Дума, политическая система общества, выборы, депутат, правовое государство, патриотизм, политическая активность

Оборудование: - символы Российского государства, компьютер, экран

- рабочий лист к уроку для каждого учащегося.

Технология : урок - исследование с использованием ИКТ.

Опережающее задание на дом:

1. гл. IX п. 2 и 3 учебник Ионова И. Н. Российская цивилизация. 10 – 11 кл. – повторить материал о истории возникновения и работе Государственных дум начала XX в.

2. гл. V п. 24 учебник Человек и общество. Обществознание. Ч. 2 – познакомиться с разделом Современная политическая жизнь России, построить схему Государственных органов власти РФ, выделив полномочия каждого.

Материал использовать при составлении презентации: становление и развитие российского парламентаризма и в ходе работы на уроке (прилагаются).

Вступительное слово: Наш урок сегодня проводится в форме круглого стола . 27 апреля 1906 года в столице российской империи торжественно открылась I Государственная Дума. Таким образом, в 2006 году исполняется 100 лет российскому парламенту. Парламенту, который имел очень непростую историю, связанную с историей своей страны.

Цели урока для учащихся (записаны на доске):

1. вспомнить основные этапы развития российского парламентаризма

2. выяснить роль Государственной Думы в становлении в России правового государства и гражданского общества.

3. Вопрос о преемственности Государственной Думы начала XX века и современной

I. Актуализация темы: задание : назовите принцип, который лежит в основе данной конституционной нормы. Соблюдение этого принципа признается одним признаков правового, демократического государства и гражданского общества.

''Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.'' ( Конституция РФ 1993 г.)

Кто осуществляет в РФ законодательную, исполнительную и судебную власть?

(заполнить схему в рабочем листе, один человек на доске)

Кто является главой государства?

Задание: Отношение к данному принципу неоднозначно. Сравните две точки зрения, какая из них вам кажется наиболее верной?

1. ''Власть, разделенная на три ветви, ослабляет себя, подрывая единство. Между ветвями власти происходят распри, а это будоражит общество, нарушает порядок''

2. ''Разделение властей не позволит укрепиться тоталитаризму, установить диктатуру одного человека. Власти взаимодополняют и контролируют друг друга''.

Обсудить в группе, привести аргументы в защиту своей позиции.

Первая власть, выделившаяся в системе органов власти – власть законодательная или представительная . В России это воплотилось в создании и деятельности Государственной Думы в начале XX века.

II. Обращаю внимание на презентацию, подготовленную группой учащихся, где отражены этапы становления и развития Государственной Думы в России.

Таким образом : новая ''российская демократия'' создается в нашей стране не на ''пустом месте'', а опирается на исторические, в том числе и правовые традиции.

Интерактивная часть урока: исследование проблемы

Задание в группах ( целесообразнее данное задание дать подготовить группам заранее на дом и представить его в виде ресурсного раздаточного материала, либо в виде презентаций) :

Первая группа : изучив материалы по истории России XX века, выяснить, есть ли преемственность между Государственными Думами 1906 – 1917 г. г и современной Думой? (домашнее задании)

Вторая группа : сравнить статьи Основных законов Российской империи 1906 года и Конституцию РФ 1993 года на предмет полномочий Государственной Думы и ее места в системе государственных органов власти

Третья группа : сравнить избирательный закон по формированию Государственной Думы в начале XX века и современной Думы, выяснить сходства и различия.

Четвертая группа : получила задание, проследить за деятельностью Государственной Думы по СМИ в течение месяца и сейчас соотнести полученную информацию со ст 94, 103, 105 Конституции РФ на предмет: какие функции Государственной Думы РФ, прописанные в Конституции РФ, нашли свое отражение в ее деятельности за последний месяц, сделайте выводы о работе Государственной Думы РФ.

Пятая группа : используя цитаты и факты о деятельности Государственной Думы начала XX века выскажите свое мнение о том, какими были депутаты Государственной Думы

Каждая группа готовит творческий отчет по своей проблеме, используя рабочие ресурсные листы. Для активизации слушания, группы готовят вопросы классу по теме своего исследования. Кроме того, слушая отчеты групп, учащиеся работают в своих рабочих листах, заполняя таблицу для сравнения.

Вывод: Выслушав отчет групп, выделить, в чем проявляется преемственность государственных Дум начала XX века и современных, а что существенно отличается?

Задания в группах - Кто может быть депутатом ГД? (ответ: по Конституции РФ 1993 года депутатом Г. Д. может быть дееспособный гражданин РФ, с 21 года, не находящийся в метах лишения свободы по приговору суда.)

А какими моральными качествами, чертами личности должен обладать депутат? Почему?

III. Связь между гражданином и парламентом осуществляется не только во время выборов.

По ст 33 Конституции РФ 1993 года граждане РФ имеют право обращаться лично, а так же направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления . Алгоритм составления обращения:

1. предмет или вопрос обращения должен быть обоснован с т. з. его важности

2. конструктивность обращения (не только ставить вопросы, но и предложить

некоторые разумные и реальные пути их разрешения.

1. Отразите результаты вашей работы: общее и различия в деятельности

Государственных Дум начала века и современных? 2. Сформулируйте, какую роль Государственная Дума играла и играет в истории и

развитии нашего государства?

Домашнее задание на выбор в рабочем листе .

Ресурсный материал группы № 1

В чем выражается преемственность между

Государственными Думами 1906 – 1917 г. г. и современной Думой?

Государственные Думы современная

1906 – 1917 г. г. Государственная Дума

1. Количество депутатов 448 (первая Дума) 450

2. Большинство мест кадетам (I и II Думы) ''Единая Россия''

(центристская партия) (относят к центристам)

3. Центральный вопрос аграрный (как распорядиться Дума приняла закон

казенными, монастырскими о продаже земель

помещичьими землями, как хозяйственного

наделять ими крестьян) назначения

4. Партийный состав входили представители Единая Россия

партий Конституционные демократы ЛДПР

Союз русского народа Родина

беспартийные Аграрная партия

5. Сроки полномочий 5 лет 4 года

(полный срок только

Вопрос к учащимся:

Как вы думаете, избранная в соответствии с Конституцией РФ 1993 г. Государственная Дума может исторически считаться продолжением дореволюционной Думы?

Ресурсный материал группы № 2

Сравнение полномочий Государственной Думы 1906 – 1917 гг.

и современной Государственной Думы

Государственная Дума 1906 – 1917 гг. По основным законам Российской империи 1906 года

по Конституции 1993 г.

ст. 7 Государь император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственной Думой

ст. 69 Законопроекты, не принятые Государственным Советом или Государственною Думою, признаются отклоненными

ст. 9 Без Его (императора) утверждения ни какой закон не может иметь совершения

ст. 44 Никакой закон не может последовать без одобрения Государственной Думы и воспринять силу без утверждения Государя императора

ст. 65 Почин пересмотра Основных законов принадлежит единственно Государю Императору

ст. 10 Власть управления (исполнительная) во всем ее объеме принадлежит Государю императору

ст. 17 Государь император назначает и увольняет Председателя Совета Министров, Министров

ст. 63 Государственная Дума может быть распущена указом Государя императора (причины не указываются). Тем же указом назначаются новые выборы в Думу и время ее созыва

Факт: 3 июня , в день роспуска II Государственной Думы всех депутатов социал – демократов арестовали, большинство из них осудили на каторжные работы

ст. 94 Федеральной собрание является представительным и законодательным органом власти РФ

ст. 105 Федеральные законы принимаются Государственной Думой

ст. 107 Если Президент РФ …отклонит закон,

Государственная Дума и Совет Федерации …

вновь рассматривает данный закон…если… закон будет одобрен …не менее двух третей голосов..

он подлежит подписанию Президентом РФ

ст. 106 К ведению Государственной Думы

относится: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ

ст. Государственная Дума может быть распу-

щена Президентом РФ в случаях: (трехкратного

отклонения кандидатуры Председателя

Правительства РФ ст. 111 и повторное

недоверие Правительству ст. 117) Президент

назначает дату выборов

ст. 98 Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосно-

веннотью в течении всего срока их полномочий

Как вы думаете, почему в России в начале XX века полномочия Государственной Думы были ограничены? Как это характеризует политическую систему страны?

Ресурсный материал группы № 3

Формирование Государственных Дум

Выборы в Государственную Думу

по закону 11 декабря 1905 года

Число избирателей на одного выборщика

Городская (крупная, средняя и мелкая буржуазия )

1 голос помещика = 3 голоса имущих горожан = 15 крестьян = 45 рабочих (сословность)

Лишены права голоса : женщины, солдаты, матросы, деревенские батраки

Выборы в III Государственную Думу

по закону от 3 июня 1907 г.

Число избирателей на одного выборщика

1 – я городская (крупная буржуазия)

2 – я городская (мелкая буржуазия)

% голосов вместо 31 %)

1% голосов, сохранили)

60 % голосов вместо 42 %)

125 000 (почти не получили голоса)

Можно ли считать, что формирование Государственных Дум 1906 – 1917 гг. проходило на демократических основах? Аргументируйте .

Формирование Государственной Думы по Конституции РФ 1993 г.

Ст. 3 Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный русский народ

Высшим выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Ст. 32 Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления

Не имеют права быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а так же содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Ст. 97 Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах

Принципы проведения выборов: периодические

В чем вы видите принципиальные отличия формирования Государственных Дум 1906 – 1917 гг. и современной Думы?

Ресурсный материал группы № 5

На основе приведенных фактов и изречений, составьте

словесный портрет депутатов Государственных Дум 1910 – 1917 г. г.

Предположите, какое влияние могла окать деятельность Думы на общество?

1. Церемония открытия первой Государственной Думы была обставлена ''всею пышностью придворного этикета и сильно резала непривычный к этому русский глаз''. Царская семья появилась перед депутатами в старинных костюмах, сверкающих драгоценностей. Эта пышность еще больше бросалась в глаза на фоне ''обыденной толпы депутатов в пиджаках, косоворотках, в поддевках, нестриженных'' (депутат I Государственной Думы Крыжановский, слайд открытия Думы из презентации)

(депутат I Государственной Думы Оболенский )

3. ''Теперь, когда правительство распустило Думу (I – ю), вы вправе не давать ему ни солдат, ни денег… Будьте тверды в своем отказе, стойте за свое право как один человек''

(Выборгское воззвание 165 депутатов, распущенной I Думы, все арестованы )

4. ''Во время открытия II Государственной Думы, один из правых депутатов с места громко и торжественно выкрикнул: ''Да, здравствует государь император!'' Встало примерно сто человек. Остальные депутаты, примерно 400 человек, продолжали сидеть, желая эти выразить неуважение к короне''

Во II Государственной Думе кадеты выдвинули лозунг ''Берегите Думу!'' (депутат Шульгин)

5. Дебаты по аграрному вопросу:

- Дворянское хозяйство во много раз культурнее крестьянских. Сохраните и поддержите частных владельцев . Наша серая, темная крестьянская масса без помещиков – это стадо без пастыря (Д. Святополк – Мирский)

- Здесь кто то из ораторов указывал, что крестьяне наши темны и невежественны и бесполезно им давать много земли. Что мы невежественны, так мы ничего иного и не просим, как земли, что бы по своей глупости ковыряться в ней. Дворянину и неприлично возиться с землей.

- Сколько прений не ведите, другого земного шара не создадите. Придется, значит, эту землю нам отдавать.

- Все было бы хорошо, если бы то, что творится в Думе, оставалось бы в ее стенах. Дело в том, что всякое слово, сказанное там, появляется на другой день во всех газетах, которые народ с жадностью читает. Во многих местах уже опять заговорили о земле и ждут, что скажет Дума по этому вопросу… Нужно дать ей договориться до гадости, до глупости и тогда – хлопнуть (Николай II)

Что вы можете сказать о политической активности депутатов Государственных Дум начала века? Чем это было вызвано?

Рабочий лист к уроку: Российская Дума: опыт, уроки.

1. ''Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.'' (Конституция РФ 1993 г.)

Кто осуществляет в РФ законодательную, исполнительную и судебную власть?

(заполнить схему в рабочем листе, один человек на доске)

Кто является главой государства?

2. Схема государственных органов власти Российской Федерации по Конституции 1993 г.

(законодательная власть) (исполнительная власть) (судебная власть)

(палаты российского парламента)

3. Сравните две точки зрения, какая из них вам кажется наиболее верной?

1. ''Власть, разделенная на три ветви, ослабляет себя, подрывая единство. Между ветвями власти происходят распри, а это будоражит общество, нарушает порядок''

2. ''Разделение властей не позволит укрепиться тоталитаризму, установить диктатуру одного человека. Власти взаимодополняют и контролируют друг друга''.

Обсудить в группе, выйти к доске и показать свою позицию, привести аргумент

В чем заключается преемственность в деятельности Государственных Дум 1906 – 1917 гг. и современной Государственной Думы РФ?

В чем вы увидели главные отличия в деятельности, формировании и влиянии Государственных Дум начала XX века и современной Думой?

Заполняется в ходе творческого отчета групп

Заполняется в ходе творческого отчета групп

5. Домашнее задание сделайте выбор:

1. Подготовить задание: какие бы вопросы вы, если бы были депутатом поставили на обсуждение в первую очередь:

а) в Государственной Думе РФ

2. Составить задания уровня А и Б по теме: органы государственной власти в РФ

3. Составить задания уровня А, Б и С по теме: органы государственной власти РФ

4. Подготовить обращение к депутатам Государственной Думы РФ

5. Написание эссе Роль Государственной Думы в становлении правового государства и гражданского общества в современной России.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданское общество

Презентация к уроку обществознания для 8 класса.

Методическая разработка урока Политические режимы. Гражданское общество и правовое государство

Урок проводился в рамках Всероссийской конференции "Воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании" по секции "Развитие критического мышления".


Роль семьи в нравственном воспитании подрастающего поколения, в ориентировании его на ценности гражданского общества


СМИ: между властью и гражданским обществом

Урок обществознания в 11 классе с презентацией с применением интерактивных средств.


"Демократия и гражданское общество".

Презентацию можно использовать для работы на уроках обществознания в 10-11 классах по темам:"Демократия", "Становление гражданского общества".

методическая разработка урока по обществознанию 11 класс "Правовое государство и гражданское общество"

Урок по обществознанию в 11 классе по теме "Правовое государство и гражданское общество" с презентацией.


Гражданское общество и государство. Значение гражданского общества в воспитании антикоррупционного мышления

Гражданское общество и государство.Значение гражданского общества в воспитании антикоррупционного мышления.

Государственная дума Российской империи — это законодательное представительное учреждение в Российской империи.

История Государственной думы

Государственная дума I созыва была первым в России избранным населением представительным законодательным органом. Она была образована в результате попытки преобразовать Россию в парламентскую монархию, вызванной желанием стабилизировать обстановку в условиях волнений и революционных выступлений. I созыв Думы провел одну сессию и просуществовал 72 дня, с 27 апреля по 9 июля 1906 года, после чего ее распустил император Николай II.

После досрочного роспуска I Думы представительный законодательный орган был созван второй раз. Он был избран по тем же правилам, что и предыдущий созыв и тоже сразу вступил в конфронтацию с Советом министров, проведя лишь одну сессию до своего досрочного роспуска 3 июня 1907 года. Избирательное законодательство после этого было изменено. II созыв Государственной Думы работал 102 дня.

Законодательная деятельность второй Думы в целом носила следы политической борьбы со властью.

Из внесенных в парламент 287 правительственных законопроектов (включая бюджет на 1907 года, законопроекты о реформе местного суда, аграрной реформы, ответственности чиновников) Думой было одобрено лишь 20 законопроектов. Лишь три из них получили силу закона (два проекта помощи пострадавшим от неурожая и об установлении контингента новобранцев).

III Государственную думу избирали на основании принятого после роспуска II Государственной думы на основании ст. 87 Основных Государственных Законов Положения о выборах в Государственную думу 1907 года. Смысл статьи состоял в том, что в случае чрезвычайной необходимости правительство обладало правом принимать новые законы без обсуждения с Государственной Думой, в периоды между роспуском Думы и избранием нового созыва, или же в периоды между сессиями Думы. Однако указанная статья напрямую запрещала правительству применять этот порядок для изменений постановлений о непосредственных выборах в Думу. Поэтому роспуск II созыва Государственной думы и последовавшее изменение в избирательном законодательстве квалифицируется как государственный переворот.

Готовые работы на аналогичную тему

Результатом третьеиюньского переворота стало перераспределение депутатов нового созыва Думы по партиям, увеличившее представительство правых партий и центра, что дало возможность правительству и III Государственной думе наладить совместную конструктивную работу. III созыв Государственной думы начал работу 1 ноября 1907 года и был распущена 30 августа 1912 года, причем её деятельность прерывалась 09 июня 1912.

Государственная дума IV созыва была избрана 15 ноября 1912 года. Ее председателем был М. В. Родзянко.

Значение Государственной думы

Поскольку возможности Государственной думы были существенно ограниченны, она так и не стала полноправным законодательным органом, однако сумела накопить позитивный опыт, с ее деятельностью связывались определенные надежды на демократизацию России, в целом налицо были позитивные сдвиги.

В сложных условиях ограничения прав Думы, оппозиционно и революционно настроенные депутаты (например, социал-демократы) находили возможности высказывать собственное мнение и критиковать самодержавный строй перед лицом читающей России: обеспечивались гласность деятельности Думы, отражения в печати ее запросов и заседаний (в том числе и социал-демократической), в газетах публиковались стенографические отчеты, а затем издавались отдельными томами по каждой сессии.

Закрытыми объявлялись лишь заседания, на которых обсуждались военно-морские и военные программы, их стенограммы огласке не подлежали.

Депутаты для критики правительства использовали любую возможность. Так при обсуждении годового бюджета Российской империи, они себе позволяли говорить все, что думают о деятельности правительства.

Несмотря на то, что Дума не обладала правом обсуждать внешнюю политику, при рассмотрении бюджета Министерства Иностранных Дел депутаты яростно критиковали его деятельность. То же касалось работы военного ведомства: выделяя деньги на потребности армии и флота, депутаты неоднократно говорили о генералах-карателях, о бездарности в военном руководстве великих князей. Дума эффективно использовала систему подачи запросов. И несмотря на то, не неся ответственность перед Думой, министры могли отвечать ей с необычной наглостью, благодаря гласности эти ответы становились известны стране и оценивались общественностью.

При встречах с избирателями депутаты также подвергали правительство критике.

Таким образом, первый в России избираемый представительный орган не стал полноценным институтом законодательства (попытки реализовать законодательные права предпринимались I и II Думами), однако стал катализатором позитивных перемен в обществе:

  • формирование демократических традиций;
  • развитие гласности;
  • формирование правого сознания;
  • политическое просвещение народа;
  • ликвидация веками господствовавшей рабской психологии;
  • активизация политической деятельности народа;
  • приобретение опыта демократических решений важнейших государственных вопросов, совершенствование парламентской деятельности, формирование слоя профессиональных политиков.

Государственная дума превратилась в центр легальной политической борьбы, обеспечив возможность работы официальной оппозиции.

Положительный опыт работы Государственной думы может быть использован в деятельности современных российских парламентских структур.

Президент России Владимир Путин встретился с депутатами Госдумы восьмого созыва в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца. Глава государства поздравил парламентариев с победой на выборах и обозначил новый вектор работы Госдумы.

Здесь огромное значение имеет конструктивный межфракционный диалог, широкое обсуждение ключевых вопросов с участием регионов, структур гражданского общества, постоянное, рабочее взаимодействие с правительством Российской Федерации. Все это необходимые условия и прочная основа для принятия качественных, востребованных, реально работающих законов. У нашей страны, а значит у всех нас, много общих, сложных вызовов. И повторю: главный наш враг, угроза для стабильного развития, для демографического будущего — это низкие доходы наших граждан, миллионов наших людей.

Глава государства призвал парламентариев сосредоточиться на формировании целостной системы поддержки семей с детьми, повышении доходов граждан и создании новых рабочих мест, а также на решении острых проблем в здравоохранении, образовании, в жилищной политике и экологии.

Воплощение в жизнь наших национальных целей, конструктивных, содержательных приоритетов, которые заявлены в программах парламентских партий, — это общая задача. Здесь требуется совместная, слаженная работа всех фракций. Рассчитываю, что так оно и будет на деле, и повторю, что деятельность Государственной Думы будет успешной только при стремлении депутатов к выработке решений, востребованных страной, обществом и гражданами, — подчеркнул Путин.

Что сейчас происходит в Госдуме и в целом в политической, управленческой жизни страны? Госдума встраивается в систему публичной государсвенной власти. То, к чему призывал президент, предлагая поправки к Конституции и выступая перед депутатами. В Госдуме изменилось количество комитетов — сейчас они примерно соответствуют количеству федеральных органов исполнительной власти, которые занимаются отдельными направлениями госуправления. Простраивается единая и понятная, прозрачная и удобная вертикаль управления. Поэтому Госдума по-хорошему должна работать еще более четко и внятно.

16 победителей этих конкурсов заняли посты заместителей председателей думских комитетов, в том числе Дмитрий Гусев (комитет по контролю), Олег Матвейчев (комитет по информполитике), Станислав Наумов (комитет по экономической политике), Светлана Разворотнева (комитет по строительству и ЖКХ), Юлия Оглоблина (комитет по аграрным вопросам), Владимир Самокиш (комитет по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям) и Екатерина Харченко (комитет по науке).

Порядка 25 человек после этих конкурсов заслуженно нашли свое место в Госдуме. И это неспроста: их организаторы выбирают наиболее интересных людей со всей страны, которые проходят бешеный конкурс — и побеждают. Это активные, заряженные люди со своими идеями и инициативами. Конечно же, они будут вносить свежие мысли и действия в работу Госдумы, — заключил эксперт.

Читайте также: