Города земли русской люблю тебя петра творенье а с пушкин о э мандельштам доклад

Обновлено: 18.05.2024

Осип Мандельштам вырос и долгие годы жил в Петербурге, но стихов, посвященных этому городу, у него не так много. Однако некоторые из них известны, насколько могут быть известны стихи долго пребывавшего в забвении автора.
Петербург Мандельштама предстает часто со своей внешней стороны, поскольку автору свойственно погружение в архитектурную тематику. У него есть стихотворения, как бы вновь выстраивающие на бумаге известные сооружения: собор Парижской Богоматери и храм Айя-София. Первым архитектурным упоминанием о Петербурге стало небольшое

стихотворение о Казанском соборе (“соборе-исполине”), где мало уделено внимания зодчеству, но зато звучит мысль о благотворности смешения культур (русской и итальянской). Это понятно: Казанский собор очень напоминает римский собор Петра и Павла, а Риму Мандельштам посвятил немалую долю своих творений.

Стихотворение о Казанском соборе стало преддверием цикла “Петербургские строфы”. Название это носит лишь одно стихотворение, но за ним следует ряд безымянных, которые достойны быть объединенными под таким именем.
В “Петербургских строфах” – опять неизменная тематика, связанная

с архитектурой. Здесь вокруг образа всем знакомого лаконичного ампира (“Над желтизной правительственных зданий…”) кристаллизуется “социальная архитектура” всей России, а сквозь современность просвечивает пушкинская эпоха (“чудак Евгений”). Такое смешение эпох характеризует мысль Мандельштама о единстве времени внутри культуры.

Культура, как известно, была идеалом поэта, его творчество было направлено на возрождение и укрепление культурных традиций.
Затем в сборнике “Камень” (первом сборнике поэта), составленном в хронологическом порядке, следует еще несколько стихотворений, где в каждой строчке предстает Петербург, – неизменный, такой же, каким был до Мандельштама и остался после него: “Петра созданье, Медный всадник и гранит…”, “…ветер западный с Невы”. Нева, видимо, была особенно дорога сердцу поэта или крепче всего связана с образом самого города. В любом случае она не раз упоминается в белее поздних произведениях, в отличие от архитектурных сооружений, им поэт посвящал не более чем по одному стихотворению.
Для Мандельштама очень характерно стихотворение “Адмиралтейство”. Здесь звучит акмеистическая формула: “…красота – не прихоть полубога, а хищный глазомер простого столяра”. Явная параллель с поэтом, который из слов-камней создает свою лирику.

Эта идея звучит на протяжении всего раннего периода творчества поэта. Что касается непосредственно Адмиралтейства, то в четырех строфах автор сумел вполне реалистично воссоздать облик здания, и это удивительно при том небогатом наборе слов и образов, который он использовал. Интересен замысел стихотворения: преодоление времени переходит в преодоление пространства, раскрываются три измерения, открывается пятая стихия, не космическая, а рукотворная – красота.

При чтении возникают невольные ассоциации с Пушкиным (“Люблю тебя, Петра творенье…”), что ни в коем случае не лишает стихотворение Мандельштама самобытности.
Есть у Мандельштама и стихотворение, посвященное Исаакиевскому собору. В нем прозвучали те соображения, которые заставили Мандельштама отказаться от эмиграции. Он распрощался с Римом и Константинополем ради Петербурга, ради Исаакия. Потому что не в иноземные соборы, а именно в родной Исаакиевский “…влечется дух в годины тяжких бед”.

Здесь сохранилась истинная вера.
В более поздних стихах “Петербург” у Мандельштама превращается в “Петрополь”. В этом ощущается нечто антично-пушкинское. Но, невзирая на смену наименования, город остается тем же.

Все так же бьется о гранит Нева, все те же стоят величественные здания, соборы, все новые приходят весны. Однако в отношении Невы появились новые, странные, нотки:
Но, как Медуза, невская волна
Мне отвращенье легкое внушает.
Все эти лирические размышления неразрывно связаны с тревогой за государство, за преемственность культурного единства. Мандельштам уверен – умирает сам Петербург:
В Петрополе прозрачном мы умрем,
Где властвует над нами Прозерпина.
Мы в каждом вздохе смертный воздух пьем,
И каждый час нам смертная година.
Это трогательное стихотворение говорит о трепетном, глубоком, неизбывном чувстве к родному городу. Сюда поэт, где бы ни был, стремится как в тихую гавань, как в надежное пристанище (“В Петербурге мы сойдемся снова…”, “Я вернулся в свой город, знакомый до слез…”).
Стихотворения о Петербурге нужно отыскивать в лирике Мандельштама по крупицам, поскольку они разбросаны во времени. Но собрать их воедино не так уж трудно, поскольку они занимают очень небольшую нишу в его творчестве. “Петербургские” стихотворения зачастую продолжают излюбленную архитектурную тематику Мандельштама, но за одами зодчеству слышатся любовь к родному городу и преданность ему.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературы в 7 классе

Доброе утро, ребята!

На прошлом уроке мы с вами говорили о творчестве Г.Р.Державина. Давайте вспомним, в чем особенность его поэзии?

Назовите имя поэта, прославившего в России жанр оды. Что такое ода? Кому Ломоносов посвятил бОльшую часть своих произведений?

Учащийся (домашнее индивидуальное задание): Памятник Петру I был первым установленным в России памятником. До XVIII века памятников, даже царям, не ставили. Между тем, создание европейской столицы без скульптурных монументов было немыслимо. Памятник был воздвигнут по велению Екатерины II. Сначала создание памятника было поручено архитектору Карло Бартоломео Растрелли, но императрица отвергла созданную им статую и поручила работу французскому скульптору Этьену Морису Фальконе.

И вот 7 августа 1782 года состоялось торжественное открытие памятника Петру I.

Тысячи людей с нетерпением ждали этого события. На шлюпке от зимнего дворца прибыла императрица. По её знаку полотнища упали, и перед зрителями предстал всадник, взлетевший на крутую скалу. Радостными криками приветствовали люди этот монумент

Молодцы. Какова цель урока? (продолжить знакомство с творчеством А.С. Пушкина: проанализировать произведение, показав государственность образов Петербурга и Петра I, подготовить выразительное чтение)

Все верно, молодцы. Для начала давайте откроем учебник и прочитаем статью, посвященную жизни и творчеству этого великого поэта. Вопрос из учебника после статьи.

Сегодня мы знакомимся с новым жанром – поэмой . Запишем определение жанра в тетрадь. (от греч. poiema - творение) - лиро-эпический жанр: крупное или среднее по объему стихотворное произведение (стихотворная повесть, роман в стихах), основными чертами которого являются наличие сюжета (как в эпосе) и образа лирического героя (как в лирике).

Получается, что определение жанра по словарю – это только некоторая основа, а истинные шедевры, сложные по замыслу, нередко не умещаются в привычные представления читателей о жанрах.

Предлагаю вам послушать поэму в актерском исполнении и посмотреть на прекрасные виды Санкт-Петербурга. Внимание на экран.

Расскажите о впечатлениях, мыслях, которые возникли у вас?

Какие слова вам непонятны? (слайд со словами)

чухонцы – дореволюционное название эстонцев и карело-финского населения

челн – лодка

полнощные страны – северные страны

из топи блат – из топи болот

пасынок – неродной сын (о ком-нибудь, обделённом чем-нибудь, испытывающем невзгоды, трудности)

порфироносная – носящая порфиру (пурпурную мантию монарха), царственная,

Обратимся к тексту поэмы. Давайте посмотрим, как расположен текст? На сколько частей он разделен? Какова его композиция? (Ученики отметят три части:

Что послужило причиной такого деления?

Перечитаем последовательно каждую часть.

( Эпический – 1. свойственный эпосу; 2. величаво - спокойный, бесстрастный ).

Стиль первой части – эпический . (Запись в тетрадь).

Анализ текста:

А.С. Пушкин подчёркивает единство Петра со страной, с народом, устремление всех его замыслов на процветание России, государственную мудрость, патриотизм Петра.

Найдите примеры того, что было.

Найдите строки во II части, рисующие образ Петербурга. Каков Петербург через сто лет?

1)… и юный град/ Полнощных стран краса и диво

2) Вознёсся пышно, горделиво

3) По оживлённым берегам

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен; корабли

Толпой со всех концов земли

К богатым пристаням стремятся

Какой композиционный прием использует автор в этой части?

(Цель: нужно, чтобы ученики сами заметили антитезу – что есть и что будет).

Какие средства выразительности языка использует автор?

Прочитаем выразительно полностью весь текст первой части (учащиеся).

Схема работы та же, что и с первой частью: читаем текст второй части, выясняем впечатления, ощущения учеников; если они сразу не говорят, что эта часть написана в одическом стиле , то начинаем работать с церковно-славянскими словами.

Анализ текста:

На какой лексике строится первое четверостишье? (церковно-славянские слова)

( Запись в тетрадь: юный град, полнощных (полуночных, то есть северных) стран, из топи блат (болот), вознесся, порфироносная вдова) Заметим, что во втором четверостишье такой лексики нет.

Порфира, пурпур (работа со словарём – раздаточный материал)

Какой композиционный приём используется во второй части вступления? ( антитеза - (что было, что есть)). Как она проявляется в подборе лексики?

Как звучит вторая часть? На каком фонетическом приёме строится? Докажите. ( Аллитерации ).

Воплотились мечты Петра I. Петербург – великолепный город, гордость России, вторая её столица

Каков стиль второй части вступления к поэме?

Стиль второй части - одический. (Запись в тетрадь).

Ученики выразительно читают вторую часть, передавая торжественную поступь одического стиля.

Читаем третью часть, выясняем ощущения и впечатления учеников.

Анализ текста:

Какое слово определяет отношение автора к городу? (люблю)

Кто выходит на первый план в третьей части?

Семиклассники еще не знают, что такое лирический герой. Но, вероятно, в данном случае можно воспользоватся этим термином в качестве пропедевтического материала .

Лирический герой (запись в тетрадь)

Как лирический герой называет Петербург?

На каком композиционном приёме строится эта часть? ( антитеза : первые пять строк – это день Петербурга, ясность, строгость, четкость линий ; следующие строки – это белые ночи севера, задумчивость, призрачность, противоположная однозначности дня ) Как она проявляется?

Важно, чтобы ученики самостоятельно обнаружили антитезу.

Антитезу можно выделить на уровне эпитетов и аллитераций (работа в тетради) :

Строгий, стройный вид Задумчивых ночей

Державное теченье Прозрачный сумрак, блеск безлунный

Береговой ее гранит Спящие громады пустынных улиц

Оград узор чугунный

Каков стиль третьей части?

Стиль третьей части – лирический. (Запись в тетрадь)

При чтении передаем плавный лирический настрой, который сочетается со строгостью Петербурга.

В заключении полностью читаем отрывок из вступления, стремясь к передаче характера каждой части. (Читают учащиеся).

Учитель: Вернёмся к разговору о том, что вдохновило А.С. Пушкина на создание поэмы.

За 200 с лишним лет своей истории памятник Петру I на Сенатской площади стал символом города на Неве. Он воплотил исторические судьбы народа и страны.

Вспомните, свидетелями каких событий был монумент.

Учитель: Мы сегодня познакомились лишь с вступлением к произведению А.С. Пушкина. Как вы думаете, о чём может повествовать произведение с таким вступлением?

Учитель: Скажите, ребята, появилось ли у вас желание прочитать поэму А.С. Пушкина?

Подведем итог урока. Что нового вы сегодня узнали? Чему научились? Достигли ли мы поставленных целей?

3. Домашнее задание.

Петербург притягивает к себе внимание своей удивительной историей. Несомненно, этот город играет особую роль в русской культуре. Поэты всегда очень тонко чувствовали необычность Петербурга.

Во все времена прежде всего поэты пытались запечатлеть яркие детали внешнего облика города и его внутренней непростой сути. С самого момента своего возникновения Петербург стал восприниматься не только как конкретный город, новая столица, но и как символ новой России, символ

ее будущего.
В стихах поэтов XIII века в адрес славного города раздаются возгласы удивления и восторга.

Приятный брег! Любезная страна!
Где свой Нева поток стремит к пучине.
О! Прежде дебрь, се коль населена!
Мы град в тебе престольный видим ныне.

Так пишет о новой столице Василий Тредиаковский. В стихах Кантемира, Ломоносова, Державина и других поэтов той поры бросается в глаза частое упоминание античных богов и героев. Поэты стремятся подчеркнуть чудесный характер появления нового русского города, ведь он возник на болоте, в гибельном месте и при этом возник “вдруг”. Правда, в поэзии

XIII века не принято было вспоминать о человеческих жизнях, которыми пришлось оплатить это “невское чудо”.

Но в памяти народной жила страшная правда о жертвах Петербурга. Так в устном народном преданье зародился “мотив” вины Петербурга и его основателя, мотив будущей гибели проклятого города, столицы, построенной на костях. Этому мотиву суждена была долгая жизнь в русской литературе и в искусстве в целом.

Пока же стихотворцы славословят Петербург и его основателя, императора Петра.
И вот прошло сто лет со дня основания Петербурга. Громкая риторика и восторги постепенно уходят из русской поэзии. В стихах начала XIX века мы находим скорее выражение личной симпатии к Петербургу.

Поэт Батюшков воспринимает его как произведение искусства, Вяземский пишет, что именно здесь произошел “юных русских муз блистательный рассвет”, а Баратынский называет Петроград “русскими Афинами”.
В общих чертах образ северной столицы в поэзии начала XIX века – это город больших надежд, благородных стремлений, город Пушкина и декабристов. Пестрота петербургской жизни отражена в первой главе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”, где во всем богатстве представлена лексика той эпохи: “вольность”, “гражданин”, Адам Смит, Руссо, Байрон, “томленье жизнью”, “охлажденный ум”, “буря”, “свобода”. В этой атмосфере создавались произведения поэтов-декабристов, в которых Петербург представал совсем в ином, непривычном свете.

Так, у Бестужева-Марлинского наименование “Северная Пальмира” сменилось на “роскошный Вавилон”. У Рылеева Петербург – гибельное место:

Едва заставу Петрограда
Певец унылый миновал,
Как раздалась в душе отрада,
И я дышать свободней стал,
Как будто вырвался из ада…
(“Давно мне сердце говорило…”, 1821)

Пушкинский Петербург отличается противоречивостью, двойственностью вызываемых им чувств:

Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Скука, холод и гранит…

Более чем вековая история Петербурга отражена в поэме А. С. Пушкина “Медный всадник”. Это одно из самых загадочных произведений русской литературы. Самому городу в этой поэме посвящены всем известные, гениальные строки:

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла.

Новаторский характер поэмы проявился в выборе главного героя, в построении конфликта и в решении темы Петербурга. Исходя из названия поэмы, можно предположить, что главный герой – царь, основатель города. Но развитие действия поэмы показывает, что исторически значимой оказывается судьба обыкновенного петербургского жителя. Ничтожный перед великим Петром в обычной жизни, Евгений становится равен ему в общечеловеческом смысле, когда “прояснилися в нем страшно мысли”.

Здесь мы наблюдаем трагическое противостояние “правды” преобразователя России Петра I и “правды” обыкновенного страдающего человека.
Поэма Пушкина многое определила в дальнейшей истории русской литературы. В 30-40-е годы XIX века тема Петербурга оказалась в центре споров западников и славянофилов. Для славянофилов Петербург – олицетворение жизни холодной, обезличенной, обреченной на дальнейшее омертвение и бюрократизм. А. С. Хомяков писал о нем:

Здесь, где гранитная пустыня
Гордится мертвой красотой…

Константин Аксаков в запрещенном стихотворении “Петру”, которое ходило в списках и воспринималось как программное произведение славянофилов, писал:

Ты граду дал свое названье,
Лишь о тебе гласит оно.

Михаил Дмитриев использовал мотив, к которому охотно обращались поэты 1820-40-х годов: гибель города под напором водной стихии. Его стихотворение “Подводный город” имеет иронический подзаголовок “идиллия”, в нем старый рыбак рассказывает мальчику о том, что на месте, где теперь плещется море, был когда-то город, в гибели которого виновен его строитель-богатырь.
Конфликт “маленького человека” и равнодушного к его страданиям казенного Петербурга получил блестящее свое продолжение в прозе Гоголя. У Гоголя мы не встретим описаний города и архитектурных ансамблей. В “Петербургских. записках 1836 года”, в повестях “Нос”, “Записки сумасшедшего”, “Невский проспект”, “Шинель” писатель создает образ столицы, в котором выражена нравственная суть Петербурга.
И в дальнейшем в русской литературе ведущим становится мотив страдания социально униженного человека. Белинский и Герцен в те годы заговорили о “странной” любви к Петербургу, любви, которая возникает вопреки логике и обыденному сознанию. Так Белинский в письме к Боткину писал: “Я привык к Питеру, люблю его какою-то странною любовью за многое даже такое, за что бы нечего любить его”.
Следующее поколение писателей – шестидесятников – не осталось неравнодушными к петербургской теме. К ней обращались Д. Минаев, П. Вейнберг, В. Курочкин.
Но главные открытия здесь связаны с творчеством Николая Некрасова. В его стихах мы находим противопоставление “Петербург – провинция”, и оба эти мира губительны для молодых, талантливых сил. Герой поэмы “Несчастные” связан с обоими мирами.

…Воображенье
К столице юношу манит,
Там слава, там простор, движенье…

Но Петербург, каким он показан у Некрасова, “город роковой”, жестокий и беспощадный.

Пройдут года в борьбе бесплодной,
И на красивые плиты,
Как из машины винт негодный,
Быть может, будешь брошен ты?

Некрасов часто описывает как бы случайные детали и эпизоды городской жизни, но в них проявляются социальные драмы, угадывается трагическая суть жизни. Наиболее ярко этот принцип проявляется в стихотворении “Утро”: “на позорную площадь кого-то провезли”, “проститутка домой на рассвете поспешает”, “офицеры… скачут за город; будет дуэль”, “торгаши просыпаются”.
В 50-е годы жизнь бедняков стала ходовой в литературе, произошла девальвация темы. Сам Некрасов в цикле “О погоде” заявил, что эта тема себя исчерпала. Он предлагает отказаться от гуманизма “на словах” в пользу гуманизма поступка.
Петербург конца XIX века – это большой капиталистический город, меняются его архитектура, стиль и ритм жизни. Для писателей и поэтов этой поры громадное значение имел образ Петербурга, созданный Достоевским: “самый фантастический”, “самый отвлеченный и умышленный город”. Герои Достоевского живут в страшном душевном напряжении, как бы на грани катастрофы, которая может быть и разрешит их проблемы и прояснит самое главное в их жизни. Александр Блок написал в поэме “Возмездие”:

Кончался век, не разрешив
Своих мучительных загадок.
Стремлением разрешить эти загадки и объясняется тот интерес к петербургской теме, который проявился в начале XX века. К тому же в 1903 году отмечался двухсотлетний юбилей города. Интерес к истоии Петербурга пробуждал своей деятельностью новый журнал “Мир искусства”. Любовь к старому Петербургу воспитывали в людях той эпохи работы художников Бенуа, Остроумовой-Лебедевой, Добужинского и др.

Но чисто эстетическое отношение к Петербургу не могло возобладать тогда в литературе. Иннокентий Анненский объяснил это так. “Петра творенье” стало уже легендой, прекрасной легендой… Теперь нам грезятся новые символы, нас осаждают другие волнения, потому что мы прошли сквозь Гоголя и нас пытали Достоевским”.
Дмитрий Мережковский и Андрей Белый заговорили о “проклятой ошибке” в жизни страны. Вина при этом возлагалась на Петра. Но был в среде символистов и другой вариант толкования вины Петербурга: Петр не доделал своего дела, Россия не пошла по пути царя-преобразователя. У того же Иннокентия Анненского это сформулировано так:

Царь змеи раздавить не сумел,
И прижатая стала наш идол.

Таким образом, город виделся поэтам начала века как бы во власти двух начал: созидающего, творческого – Медный всадник, и стихийного, разрушительного – змей. На эту тему размышляли Максимилиан Волошин (“Петербург”), Вячеслав Иванов (“Медный всадник”), Валерий Брюсов (“К Петрограду”), Александр Блок (“Петр”).
Александра Блока отличает чувство глубокой личной связи с Петербургом. “Город мой” – частое выражение в его стихах. Блок писал об “упрямо двоящемся образе города на болоте”. Казалось бы, у Блока нигде нет подробного описания города.

Примет Петербурга в его стихах немного: это конная группа на Аничковом мосту, Медный всадник, сфинксы на правом берегу Невы, Елагин мост, часовня на Крестовском острове, Петропавловский шпиль, площадь Сената… Но тем не менее все его стихи проникнуты дыханием этого Петербурга. Например, в следующих строках сразу же узнается весенний Петербург:

Под утро проснулся от шума
И треска несущихся льдин.

Или то, что видит мифическая Снежная Дева, прообраз души поэта, – это тоже Петербург:

И город мой железно-серый,
Где ветер, дождь, и зыбь, и мгла,
С какой-то непонятной верой
Она, как царство, приняла.

Образ города на Неве неизменно присутствует в его произведениях, прежде всего в поэме “Двенадцать”, запечатлевшем русскую революцию.
Однако в поэзии 1910-х годов возрастает интерес к Петербургу как эстетическому явлению. В стихах Георгия Иванова, Анны Ахматовой, Осипа Мандельштама петербургский архитектурный пейзаж описывается тщательно и любовно.

На площадь выбежав, свободен
Стал колоннады полукруг, –
И распластался храм господень,
Как легкий крестовик-паук.

27 мая 1703 года Пётр I заложил Петропавловскую крепость. Эта дата стала днем основания Санкт-Петербурга.

С 1700 года Россия вела войну со Швецией за выход в Балтийское море. К лету 1703 года были отвоеваны земли в устье Невы, для защиты которых от нападения шведов здесь было необходимо закрепиться. Захваченную крепость Ниеншанц посчитали недостаточно пригодной для этого, место для новой крепости выбрали на острове Енисаари (с финского — Заячий), откуда прекрасно просматривались входы в рукава Невы из Финского залива.


(16) 27 мая 1703 года на Заячьем острове Петром I состоялась закладка крепости, с которой начался город Санкт-Петербург — первый русский порт на Балтийском море. Назван город в честь апостола Петра. Возглавлял строительство Александр Меншиков, ближайший помощник царя. Считается, что чертеж этой первой земляной крепости принадлежит самому Петру I, а математический расчет плана выполнил французский фортификатор Ламбер.


С истории создания крепости начинается история жизни города. Первоначально крепость называлась Санкт-Петербургской, но бытовало и другое название — Петропавловская — по имени собора Петра и Павла, расположенного в центре крепости. С 1917 года оно утвердилось как официальное. Во время Октябрьской революции крепость стала полевым штабом Петроградского военно-революционного комитета, руководившего восстанием и взятием Зимнего дворца.

В 1924 году в крепости открыли Музей, а с 1993 года Петропавловская крепость объявлена историко-культурным заповедником. Бастионы крепости названы в честь Петра I и его ближайших сподвижников, лично надзиравших за их строительством, — Государев, Меншиков, Головкин, Зотов, Трубецкой и Нарышкин бастионы.


Ежедневно с Нарышкина бастиона раздается полуденный пушечный выстрел, и ежегодно 27 мая Петропавловская крепость становится местом торжественного празднования Дня города Санкт-Петербурга. В этом году почетное право произвести выстрел дадут тем, кто сегодня ежедневно спасает жизни петербуржцев – медикам города. Кроме того, в честь Дня города на Ростральных колоннах будут зажжены факелы.

Читайте также: