Город как среда обитания обж 5 класс доклад

Обновлено: 04.07.2024

Продолжительность учебного занятия: 40 минут.

Тип учебного занятия: изучение нового материала.

Цели и задачи учебного занятия:

  • Обучающая: получить представление об основных источниках опасностей в городе.
  • Развивающая: развивать аналитические навыки.
  • Воспитывающая: формировать чувство ответственности за безопасную жизнь в городе.

Оборудование: мультимедийный проектор, стационарный компьютер.

Ход учебного занятия

I этап учебного занятия: приветствие

Цель

Задачи

Длительность

Настроить на восприятие нового материала

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Обращение учителя к ученикам: Здравствуйте! Садитесь. Сегодня у нас с вами первый урок по новому для вас предмету «Основы безопасности жизнедеятельности.

Мы научимся: распознавать опасности и предвидеть их последствия; избегать опасностей и грамотно действовать, если избежать опасной ситуации невозможно; а главное – самим не создавать опасных ситуаций.

Счастливого вам пути к познанию мира, себя в нем, к здоровью и здоровому образу жизни.

Цель

Задачи

Длительность

В игровой форме определить тему урока.

Поставить перед учащимися цель урока

Сориентировать и настроить учащихся на работу в течение всего урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Для того, чтобы вы поняли о чем пойдет сегодня речь, отгадайте небольшой кроссворд

Не живая, а идет;
Неподвижна, а ведет.
(Дорога)

Стою я с краю улицы
В длинном сапоге –
Чучело трехглазое
На одной ноге.
(Светофор)

На проезжей части,
Неизвестной масти.
Всяк ногами ее топчет,
А она молчит, не ропщет.
(Зебра)

На двух колесах я качу,
Двумя педалями кручу,
За руль держусь, гляжу вперед.
И вижу – скоро…
(Поворот)

Чего ни в комнате,
ни на улице не увидишь? (Воздух)

Итак! Сегодня, как вы уже догадались, мы поговорим о городе, так как город – место жительства для большинства из нас, наша малая Родина, которую мы с вами должны беречь и сохранять.

Дети записывают в тетрадях тему урока

III этап учебного занятия: изучение нового материала

Цель

Задачи

Длительность

Ознакомить учащихся с источниками и зонами опасности современного города

Научить предвидеть и объяснять причины опасностей.

Воспитать серьезное отношение к великому богатству каждого – жизни и здоровью

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Учитель читает стихи С.В.Михалкова:

Слова учителя: Наш общий дом – это планета Земля. Если посмотреть внимательно на карту можно увидеть множество крупных городов, разбросанных по всей планете. Сейчас крупные города называют мегаполисами.

А знаете ли вы когда появились первые города?

Дети пытаются ответить на поставленный вопрос

Первое упоминание о городах относится к 4-3 тысячелетиям до нашей эры. Это Вавилон, Мемфис и Фивы в Египте, Спарта и Афины в Греции. Первое упоминание о городах относится к 4-3 тысячелетиям до нашей эры. Это Вавилон, Мемфис и Фивы в Египте, Спарта и Афины в Греции.

Так что же такое - город? Как вы думаете?

Дети пытаются ответить на поставленный вопрос

Город – это населенный пункт, жители которого, как правило, не занимаются сельским хозяйством.

Как вы думаете, что привлекает современного человека в городской жизни?

Дети пытаются ответить на поставленный вопрос

  • В городах для удобства человека к жилым домам подводятся вода, газ, электричество;
  • В городах существует целая сеть торговых организаций;
  • Городской транспорт обеспечивает передвижение людей в необходимые для них районы;
  • Создана система учебных заведений различного уровня;
  • Население обслуживают медицинские учреждения;
  • Действует система культурных, научных и спортивных учреждений;
  • Созданы службы для обеспечения безопасности населения.

Дети слушают учителя

Дети заполняют таблицу

Слова учителя: Так какой вывод мы можем сделать?

Дети пытаются сформулировать ответ на поставленный вопрос учителя

Город создает благоприятные условия для жизни и жизнедеятельности человека, но многофункциональные системы жизнеобеспечения несут в себе определенную опасность для городского жителя и требуют от него особенного поведения, обеспечивающего его безопасность.

Чтобы система работа слажено, существуют определенные правила поведения для всего населения города. Нарушение этих правил несет за собой возникновение опасных ситуаций для жизни и здоровья человека.

Давайте разберемся, с какими опасностями чаще всего встречаются горожане.

  1. Ситуации, связанные с нарушением правил дорожного движения
  2. Ситуации, связанные с нарушением правил пожарной безопасности
  3. Ситуации, связанные с нарушением мер общественной безопасности и общественного порядка
  4. Ситуации, связанные с нарушением правил пользования различными бытовыми приборами, газом и электричеством
  5. Ситуации, связанные с различными природными явлениями

Дети называют опасные ситуации в городе

Слова учителя: Вспомнив о некоторых основных опасностях в городе, какой вывод мы можем с вами сделать?

Вывод: Постоянное соблюдение правил безопасности жизнеобеспечения при использовании всех благ обеспечивают безопасность человека в городе

Давайте попытаемся найти на рисунке десять признаков опасных ситуаций в городе. Какие, по-вашему, меры предосторожности следует принять, в каждом конкретном случае, чтобы люди не попали в беду?

Дети пытаются сформулировать ответ на поставленный вопрос

IV этап учебного занятия: заключительный. подведение итогов

Цель

Задачи

Длительность

Подвести итог занятия, закрепить усвоенные знания, выставить оценки за ответы с места.

Поставить задачи на следующий урок.
Дать домашнее задание.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Слова учителя: Для жизнестойкости в городской среде человек должен быть подготовлен к вероятным экстремальным ситуациям, уметь предвидеть и предотвратить их, знать источники и зоны повышенной опасности Знание и учет зон повышенной опасности позволяет прогнозировать развитие возможных экстремальных ситуаций, предусмотреть соответствующие правила поведения и обеспечения своей безопасности. Знание особенности городской среды, умение строить свое поведение в соответствии с обстоятельствами должны стать достоянием каждого из вас. Закончим урок Правилами, сформулированными Яцеком Палкевичем: предвидеть опасность, по возможности избегать ее и при необходимости – действовать.

Слушают учителя, после чего записывают домашнее задание

Ну, а теперь домашнее задание: (24 слайд)

Загрузить презентацию (756 кБ)

Тип учебного занятия: лекция.

  • Обучающая: получить представление об основных источниках опасности в городе.
  • Развивающая: развивать аналитические навыки.
  • Воспитывающая: формировать чувство ответственности за безопасную жизнь в городе.

Оборудование: класс и мультимедийный проектор, стационарный компьютер.

ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

6 слайд:

1. Не живая, а идет;
Неподвижна, а ведет. (Дорога)

2. Стою я с краю улицы
В длинном сапоге –
Чучело трехглазое
На одной ноге. (Светофор)

3. На проезжей части,
Неизвестной масти.
Всяк ногами ее топчет,
А она молчит не ропщет. (Зебра)

4. На двух колесах я качу,
Двумя педалями кручу,
За руль держусь, гляжу вперед.
И вижу – скоро… (Поворот)

5. Чего ни в комнате,
ни на улице не увидишь? (Воздух)

  • В городах для удобства человека к жилым домам подводятся вода, газ, электричество;
  • В городах существует целая сеть торговых организаций;
  • Городской транспорт обеспечивает передвижение людей в необходимые для них районы;
  • Создана система учебных заведений различного уровня;
  • Население обслуживают медицинские учреждения;
  • Действует система культурных, научных и спортивных учреждений;
  • Созданы службы для обеспечения безопасности населения.

Слова учителя: Так какой вывод мы можем сделать?
Город создает благоприятные условия для жизни и жизнедеятельности человека, но многофункциональные системы жизнеобеспечения несут в себе определенную опасность для городского жителя и требуют от него особенного поведения, обеспечивающего его безопасность
Чтобы система работа слажено, существуют определенные правила поведения для всего населения города. Нарушение этих правил несет за собой возникновение опасных ситуаций для жизни и здоровья человека.
Давайте разберемся, с какими опасностями чаще всего встречаются горожане.
1. Ситуации, связанные с нарушением правил дорожного движения
2. Ситуации, связанные с нарушением правил пожарной безопасности
3. Ситуации, связанные с нарушением мер общественной безопасности и общественного порядка
4. Ситуации, связанные с нарушением правил пользования различными бытовыми приборами, газом и электричеством
5. Ситуации, связанные с различными природными явлениями

Слова учителя: Вспомнив о некоторых основных опасностях в городе, какой вывод мы можем с вами сделать?

Важную роль в обеспечении безопасности жизнедеятельности человека выполняет оптимизация условий среды в антропоэкологических системах. Доминирующим фактором в них является сообщество людей и продукты его производственной и общественной деятельности. Важнейшими современными антропоэкологическими: системами являются города сельские поселения транспортные коммуникации. Они характеризуются определенным сочетанием природных и хозяйственно-культурных условий, особенно заметны положительные и отрицательные черты антропоэкологических систем на примере городов

Рост городов и связанные с этим процессы носят название урбанизации. Города появились всего около 7000 лет назад, к 1950 году в них проживало около 28%, а к 1970 г. – 40% населения планеты. К началу 21 века, по расчетам разных исследователей, ожидается дальнейшее возрастание доли городского населения от 56-62% до 70-90%. Сейчас более 1/5 горожан проживают в городах с числом жителей не менее 1 млн.: В странах с большой плотностью населения происходит слияние соседних городов и образование мегаполисов.

Шум и вибрация на урбанизированных территориях оказывают мешающее действие, вызывают возбуждение ЦНС, нарушение сна, влияют на работоспособность.

Высокая плотность, контактность населения способствуют быстрому распространению инфекционных заболеваний.

У жителей крупных городов наблюдается неблагоприятный сдвиг в характере питания. Повышается калорийность пищи, характерным является увеличение в рационе жиров, уменьшение количества овощей и молока.

Таким образом, по некоторым показателям антропоэкологические системы приобретают признаки экстремальности. Решение задач устранения этих признаков является одним из важнейших вопросов обеспечения безопасности жизнедеятельности в антропоэкологических системах. При этом необходимо проведение фундаментальных исследований по изучению всех сторон жизни и деятельности различных слоёв общества, изучению состояния здоровья и всех видов движения населения.

Регионы техносферы и природные зоны, примыкающие к очагам техносферы, постоянно подвергаются активному загрязнению различными веществами и их соединениями. Рассмотрим различные виды загрязнений.

Загрязнение атмосферы

Атмосферный воздух всегда содержит некоторое количество примесей, поступающих от естественных и антропогенных источников. К числу примесей, выделяемых естественными источниками относят: пыль (растительного, вулканического, космического происхождения, возникающую при эрозии почвы, частицы морской соли); туман; дым и газы от лесных и степных пожаров; газы вулканического происхождения; различные продукты растительного, животного происхождения и др.

Естественные источники загрязнения бывают либо распределенными, например выпадение космической пыли, либо локальными, например лесные и степные пожары, извержения вулканов. Уровень загрязнения атмосферы естественными источниками является фоновым и мало изменяется с течением времени.

Основное антропогенное загрязнение атмосферного воздуха создают автотранспорт, теплоэнергетика и ряд отраслей промышленности.

Самыми распространёнными токсичными веществами, загрязняющими атмосферу, являются: оксид углерода, диоксид серы, оксид азота, углеводороды и пыль. Основные антропогенные источники примесей атмосферы и их среднегодовая концентрация в воздухе приведены в следующей таблице:

В районах с развитой промышленностью до 0,2

Кроме приведенных выше веществ и пыли в атмосферу выбрасываются и другие, более токсичные вещества. Так, вентиляционные выбросы заводов электронной промышленности содержат пары плавиковой, серной, хромовой и других минеральных кислот, органические растворители и т. п. В настоящее время насчитывается более 500 вредных веществ, загрязняющих атмосферу, их количество увеличивается.

При использовании воду, как правило, загрязняют, а затем сбрасывают в водоемы. Внутренние водоемы загрязняются сточными, водами различных отраслей промышленности (металлургической, нефтеперерабатывающей, химической и др.), сельского и жилищно-коммунального хозяйства, а также поверхностными стоками. Основными источниками загрязнений являются промышленность и сельское хозяйство.

Загрязнители делятся на биологические (органические микроорганизмы), вызывающие брожение воды; физические, изменяющие ее прозрачность (мутность), температуру и другие показатели.

Биологические загрязнения попадают в водоемы с бытовыми и промышленными стоками, в основном предприятий пищевой, медико-биологической, целлюлозно-бумажной промышленности.

Биологические загрязнения оценивают биохимическим потреблением кислорода – БПК. БПК5 – это количество кислорода, потребляемое за 5 суток микроорганизмами – деструкторами для полной минерализации органических веществ, содержащихся в 1 л воды.; Нормативное значение БПК5 = 5 мг./л.. Реальные загрязнения сточных вод таковы, что требуют значений БПК на порядок больше.

Химические загрязнения поступают в водоемы с промышленными, поверхностными и бытовыми стоками. К ним относятся нефтепродукты, тяжелые, металлы и их соединения, минеральные удобрения, пестициды, моющие средства. Наиболее опасны свинец, ртуть, кадмий.

Физические загрязнения поступают в водоемы с промышленными стоками, при сбросах извыработок шахт, карьеров, при смывах с территорий промышленных зон, городов, транспортных магистралей, за счет осаждения атмосферной пыли.

Загрязнение земель

Нарушение верхних слоев земной коры происходит при: добыче полезных ископаемых и их обогащении; захоронении бытовых и промышленных отходов; проведении военных учений и испытаний и т. п. Почвенный покров существенно загрязняется осадками в зонах рассеивания различных выбросов в атмосфере, пахотные земли – при внесении удобрений и применении пестицидов.

Существенно загрязнение земель в результате седиментации токсичных веществ из атмосферы. Наибольшую опасность представляют предприятия цветной и черной металлургии. Зоны загрязнений их выбросами имеют радиусы около 20-50 км, а превышение ПДК достигает 100 раз. К основным загрязнителям относятся никель, свинец, бенз(а)пирен, ртуть и др.

Опасны выбросы мусоросжигающих заводов, содержащие тетра-этилсвинец, ртуть, диоксины, бенз(а)пирен и т. п. Выбросы ГЭС содержат бенз(а)пирен, соединения ванадия, радионуклиды, кислоты и другие токсичные вещества. Зоны загрязнения почвы около трубы имеют радиусы 5 км и более.

Интенсивно загрязняются пахотные земли при внесении удобрений и использовании пестицидов. Внесение удобрений компенсирует изъятие растениями из почвы азота, фосфора, калия и других веществ. Однако вместе с удобрениями, содержащими эти вещества, в почву вносятся тяжёлые металлы и их соединения, которые содержатся в удобрениях как примеси. К ним относятся: кадмий, медь, никель, свинец, хром и др. Выведение этих примесей из удобрений – трудоемкий и дорогой процесс. Особую опасность представляет использование в качестве удобрений осадков промышленных сточных вод, как правило, насыщенных отходами гальванического и других производств.

В ряде городов атмосферные выбросы столь значительны, что при неблагоприятной для самоочищения атмосферы погоде (безветрие, температурная инверсия, при которой дым стелется к земле, антициклональная погода с туманом) концентрация загрязнений в приземном воздухе достигает критической величины; при которой наблюдается остро выраженная реакция организма на вредные атмосферные выбросы. Здесь различают две ситуации: густой туман, смешанный с дымом лондонского типа и фотохимический туман (лос-анджелесский).

Смог лондонского типа наблюдается при пасмурной, туманной погоде, способствующей значительному возрастанию концентрации сернистого ангидрида и трансформации его в еще более токсичный аэрозоль серной кислоты. Одновременное возрастание концентрации других ингредиентов атмосферных выбросов может усиливать действие сернистого ангидрида или катализировать его превращение в серный ангидрид. Наиболее легкие симптомы при действии смога – резь в глазах, слезотечение, сухой кашель, тошнота, головная боль; умеренные симптомы – кашель с мокротой, стеснение в груди, общая слабость; тяжелые – чувство удушья. Тяжело переносят смог лица, страдающие бронхиальной астмой, декомпенсированными формами заболеваний сердца, хроническим бронхитом с эмфиземой т. д.

Фотохимический туман впервые наблюдался в Лос-Анджелесе, затем в Токио, Мехико и других городах. В его образовании огромную роль играют выхлопные газы автотранспорта.

В России в 2001 г. произошло увеличение выбросов вредных веществ автомобильным транспортом на 20%. Предполагается, что этот рост будет происходить за счет значительного увеличения парка легковых автомобилей и изменения структуры парка грузового транспорта.

Механизм образования фотохимического тумана следующий: молекулы окислов азота содержащихся в выхлопных газах, возбуждаются за счет энергии ультрафиолетовых лучей солнца, затем, реагируя с кислородом воздуха, образуют озон. Последний, реагируя с углеводородом выхлопных газов или выбросов нефтеперерабатывающих предприятий, образует фотооксиданты: органические перекиси, свободные-радикалы, альдегиды, кетоны. Накапливаясь при ясной безветренной погоде на улицах города, озон и фотооксиданты вызывают сильное раздражение глаз, верхних дыхательных путей, результатом которого являются слезотечение, мучительный кашель. Понижается видимость в атмосфере, повреждаются зеленые насаждения, поверхности зданий и т. д.

Из всего спектра электромагнитного излучения для образования фотохимического тумана имеет значение лишь узкая область, включающая ближнее УФ-излучение и видимое излучение с длиной волны 200-760 нм. Это объясняется тем, что именно в данной области энергия фотонов соизмерима с энергией химических связей и, следовательно, поглощение света может иметь фотохимический эффект. Поэтому фотохимический туман образуется именно в ясные дни.

По экспертным оценкам, более чем в 150 городах России преобладающее влияние на загрязнение воздушного бассейна оказывает именно автотранспорт. В этот список попадают Сочи, Анапа, Ессентуки, Кисловодск, Нальчик, Пятигорск, Минеральные Воды и ряд крупнейших центров с населением более 500 тыс. человек: Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Воронеж, Краснодар, Пенза, Тюмень и др.

Выбросы в объеме свыше полумиллиона тонн в год наблюдались в Краснодарском крае, Московской: области, Башкортостане, Алтайском и Красноярском краях, Ростовской области и в самой Москве.

Промышленные предприятия, объекты энергетики, связи и транспорт являются основными источниками энергетического загрязнения промышленных регионов промышленных регионов, городской среды, жилищ. К энергетическим загрязнениям относят вибрацию воздействия, электромагнитные поля и излучения, воздействия радионуклидов и ионизирующих излучений.

Вибрации в городской среде и жилых зданиях, и является технологическое оборудование ударного действия, рельсовый транспорт, строительные машины и тяжелый автотранспорт, распространяются по грунту. Протяженность зоны воздействия вибраций определяется величиной их затухания в грунте, которая, как правило, составляет 1 дБ/м (в водонасыщенных грунтах оно несколько больше). Чаще всего на расстоянии 50-60 м от магистралей рельсового транспорта вибрации затухают. Зоны действия вибраций около кузнечно-прессовых цехов, оснащенных молотами облегченными фундаментами, значительно больше и могут иметь радиус до 150-200 м. Значительные вибрации и шум в жилых зданиях могут создавать расположенные в них технические устройства (насосы, лифты, трансформаторы и т. п.).

Шум в городской среде и жилых зданиях создается транспортными средствами, промышленным оборудованием, санитарно-техническими установками и устройствами и др. На городских магистралях и в прилегающих к ним зонах уровни звука могут достигать 70-80 дБ А, а в отдельных случаях 90 дБ А и более. В районе аэропортов уровни звука еще выше.

Источники инфразвука могут быть как естественного происхождения (обдувание ветром строительных сооружений и водной поверхности), так и антропогенного (подвижные механизмы с большими поверхностями – виброплощадки, виброгрохоты; ракетные двигатели, ДВС большой мощности, газовые турбины, транспортные средства). В отдельных случаях уровни звукового давления инфразвука могут достигать нормативных значений, равных 90 дБ, и даже превышать их, на значительных расстояниях от источника.

Основными источниками электромагнитных полей (ЭМП) радиочастот являются радиотехнические объекты (РТО), телевизионные и радиолокационные станции (РЛС), термические цехи и участки (в зонах, примыкающих к предприятиям). Воздействие ЭМП промышленной частоты чаще всего связано с высоковольтными линиями (ВЛ) электропередач, источниками постоянных магнитных полей, применяемыми на промышленных предприятиях. Зоны с повышенными уровнями ЭМП, источниками которых могут быть РТО и РЛС, имеют размеры до 100. 150 м. При этом даже внутри зданий, расположенных в этих зонах, плотность потока энергии, как правило, превышает допустимые значения.

ЭМП промышленной частоты в основном поглощаются почвой, поэтому на небольшом расстоянии (50. 100 м) от линий электропередач электрическая напряженность поля падает с десятков тысяч вольт на метр до нормативных уровней. Значительную опасность представляют магнитные поля, возникающие в зонах около ЛЭП токов промышленной частоты и в зонах, прилегающих к электрифицированным железным дорогам. Магнитные поля высокой интенсивности обнаруживаются и в зданиях, расположенных в непосредственной близости от этих зон.

В быту источниками ЭМП и излучений являются телевизоры, дисплеи, печи СВЧ и другие устройства. Электростатические поля в условиях пониженной влажности (менее 70 %) создают паласы, накидки, занавески и т. д.

Микроволновые печи в промышленном, исполнении не представляют опасности, однако неисправность их защитных экранов может существенно повысить утечки электромагнитного излучения. Экраны телевизоров и дисплеев как источники электромагнитного излучения в быту не представляют большой опасности даже при длительном воздействии на человека, если расстояния от экрана превышают 30 см. Однако служащие отделов ЭВМ жалуются на недомогания при регулярной длительной работе в непосредственной близости от дисплеев. Воздействие ионизирующего излучения на человека может происходить в результате внешнего и внутреннего облучения.

Для человека, проживающего в промышленно развитых регионах РФ, годовая суммарная эквивалентная доза облучения из-за высокой частоты рентгенодиагностических обследований достигает 3000. 3500 мкЗв/год (средняя на Земле доза облучения равна 2400 мкЗв/год).

В настоящее время наблюдается активный рост городов. Это отрицательно сказывается на экологию среды обитания человека.

Регионы техносферы и природные зоны, примыкающие к очагам техносферы, постоянно подвергаются активному загрязнению различными веществами и их соединениями.

Основное антропогенное загрязнение атмосферного воздуха создают автотранспорт, теплоэнергетика и ряд отраслей промышленности.

Самыми распространёнными токсичными веществами, загрязняющими атмосферу, являются: оксид углерода, диоксид серы, оксид азота, углеводороды и пыль. В ряде городов атмосферные выбросы столь значительны, что при неблагоприятной для самоочищения атмосферы погоде (безветрие, температурная инверсия, при-которой дым стелется к земле, антициклональная погода с туманом) концентрация загрязнений в приземном воздухе достигает критической величины; при которой наблюдается остро выраженная реакция организма на вредные атмосферные выбросы. Возникает смог и фотохимический туман.

При использовании воду, как правило, загрязняют, а затем сбрасывают в водоемы. Внутренние водоемы загрязняются сточными, водами различных отраслей промышленности (металлургической, нефтеперерабатывающей, химической и др.), сельского и жилищно-коммунального хозяйства, а также поверхностными стоками. Основными источниками загрязнений являются промышленность и сельское хозяйство. Почвенный покров существенно загрязняется осадками в зонах рассеивания различных выбросов в атмосфере, пахотные земли— при внесении удобрений и применении пестицидов.

Промышленные предприятия, объекты энергетики, связи и транспорт являются основными источниками энергетического загрязнения промышленных регионов промышленных регионов, городской среды, жилищ.

1) Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов / С. В. Белов, А. В. Ильницкая, А. Ф. Козьяков и др.; Под ред. С. В. Белова. 2-е изд., испр. и доп. – М.э: Высшая школа, 1999. – 448 с.: ил.

Цель урока: дать представление об основных источниках опасности в городе и жилище.

образовательные:

дать обучающимся представление о городе и жилище как месте проживания человека;

обратить их внимание на по­ложительные и отрицательные стороны для жизнедеятельности человека в современном городе;

выявить возможные опасные ситуации в городе и в собственном доме;

выяснить причины возникновения опасных ситуаций;

убедить обучающихся в необходимости соблюдения пра­вил безопасного поведения в повседневной жизни.

развивающие:

развивать аналитические навыки;

воспитательные:

формировать чувство ответственности за безопасную жизнь в городе;

учить адекватно вести себя в потенциально опасных ситуациях.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Организационный этап. Создание позитивного психологического климата

Предлагаю вам разбиться на пары и встать лицом друг к другу. Один из вас будет выполнять роль обезьяны, второй – роль зеркала, в которое смотрит обезьяна. Обезьяна производит какие-то действия, зеркало должно их повторить. Затем обменяйтесь ролями.

1) Какая роль вам больше подходит? Почему?

2) Что нужно для того, чтобы правильно повторить движения другого?

Совершенно согласна; нужно быть внимательным к тому, что показывает другой человек. И для того, чтобы что-то повторить, нужно ещё и уметь слышать, что говорит другой. Потому я вас сегодня призываю быть внимательными, активными, принимать участие в нашем с вами разговоре, не стесняясь высказывать собственное мнение.

Предмет, который мы с вами начинаем изучать, очень важен.

Кто из вас знает, как он называется? (Ответ учеников)

Сегодня мы начинаем изучение нового предмета - ОБЖ. А начать урок я хочу со стихотворения:

В школе новый есть предмет –

Он спасет от многих бед!

В каждом классе он введен,

В каждом классе нужен он!

В пятом классе и в шестом,

И в одиннадцатом он!

Это знать пора уже…

Слово длинное идет:

ОБЖ – это спасенье,

Бед от многих избавленье!

Чтоб опасность избежать,

ОБЖ должны вы знать!

Проверка на внимательность:

Как же расшифровываются буквы ОБЖ?

А как вы думаете, какая основная задача стоит перед вами?

Запись в тетрадях:

Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) — область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, причины их возникновения и способы защиты от них.

правильно действовать в опасной ситуации.

Вот этому мы и будем учиться на уроках ОБЖ.

Люди давно селятся вместе, образуя деревни, посёлки и города, потому что вместе жить удобнее. И всё же большая часть людей живёт в городе. Почему? Что такое город? Чем городской житель отличается от жителя села? Вот на эти вопросы нам предстоит сегодня ответить. Речь пойдёт о местах, которые являются средой обитания человека – городе и жилище.

Запишите тему урока…

Изучение нового материала

Что же такое город? С чем он у вас ассоциируется? (Ответы обучающихся)

Для многих детей и взрослых город стал всем — и домом, и местом работы, и местом отдыха.

А знаете ли вы когда появились первые города?

Первое упоминание о городах относится к 4-3 тысячелетиям до нашей эры. Это Вавилон, Мемфис и Фивы в Египте, Спарта и Афины в Греции. Первое упоминание о городах относится к 4-3 тысячелетиям до нашей эры. Это Вавилон, Мемфис и Фивы в Египте, Спарта и Афины в Греции.

Запись в тетрадях:

Город – это населенный пункт, жители которого, как правило, не занимаются сельским хозяйством.

Как вы думаете, что привлекает современного человека в городской жизни? (Ответы учеников)

В городах для удобства человека к жилым домам подводятся вода, газ, электричество;

В городах существует целая сеть торговых организаций;

Городской транспорт обеспечивает передвижение людей в необходимые для них районы;

Создана система учебных заведений различного уровня;

Население обслуживают медицинские учреждения;

Действует система культурных, научных и спортивных учреждений;

Созданы службы для обеспечения безопасности населения.

Запись в тетрадях:

Вода, газ, электричество в квартирах

Сеть торговых организаций

Транспорт в разные районы города и за его пределы

Система учебных заведений

Медицинские учреждения

Система культурных, научных и спортивных учреждений

Службы для обеспечения безопасности населения

А как вы считаете, отличается ли горожанин от сельского жителя с точки зрения безопасности жизни? (Ответы обучающихся)

Отличия горожан от сельских жителей с точки зрения безопасности жизни:

Жители села, как правило – мастера на все руки, так как нужно постоянно поддерживать своё хозяйство. А вот горожане, в основном, компетентны в узкой области, а потому зачастую оказываются беспомощными, когда надо, например, потёк кран и нужно всего лишь поменять прокладку, или, например, нужно починить розетку.

Так как городские жители чаще всего проживают в многоэтажках, то там возникает немало проблем. Ведь городские дома устроены намного сложнее, чем сельские: в городских квартирах есть холодная и горячая вода, канализация, бытовой газ, большое количество бытовой техники. Также квартиры наполнены различными приборами и оборудованием, что значительно повышает риск возникновения опасных ситуаций.

Жители городов редко работают рядом с домом, поэтому каждый день по дороге на

работу и домой они подвергаются опасности как пешеходы, пассажиры или

Сельские жители знают обычно не только ближайших соседей, но порой и всех в

селе, а горожане зачастую не знают даже соседей по лестничной площадке, что

помогает преступнику легко проникнуть в дом и уйти незамеченным.

Жители городов очень любят бывать в местах скопления большого количества людей (на стадионах, концертах, парках и т.д.). Даже самое незначительное происшествие в таком месте может привести к панике и давке.

Стихийные природные бедствия (наводнение, ураган, землетрясение) в городах могут привести к тяжёлым последствиям и большим жертвам из-за тесной застройки многоэтажными зданиями. Опять же, некоторые аварийные ситуации, возникающие в одной из квартир, могут нанести вред другим жильцам многоквартирного дома.

В городах обычно расположено много различных предприятий, и некоторые из них (особенно химические комбинаты, нефтеперегонные и машиностроительные заводы) значительно ухудшают экологическую обстановку, что пагубно отражается на здоровье горожан.

Города стали средоточием различных ситуаций, уносящих большое количество человеческих жизней: ДТП, распространение наркотиков, крупные пожары, взрывы, обрушения, массовая паника, социальные конфликты.

Одной из опасных ситуаций для горожан стало стремление самих же горожан обезопасить своё жилище от ограбления. Люди стали заводить собак, причём популярными стали собаки бойцовых, сторожевых пород, которые обладают повышенной агрессивностью и злобностью. Известны случаи нападения собак на детей.

Большое скопление людей в городах приводит к высокому ритму жизни, резкому увеличению количества автомобилей, развитию всех видов транспорта, энергетики, промышленности. На дорогах городов за день случается не одна сотня ДТП, в которых гибнут как взрослые, так и дети. Насыщенность города электрическими, газовыми, коммунальными и промышленными коммуникациями также приводит к большому количеству различных аварий и катастроф.

Для многих крупных городов спасением стало метро, помогающее решить транспортную проблему. Однако метро — предприятие повышенного риска, где необходимо быть особенно внимательным и собранным.

Опасность может возникнуть и в толпе в час пик. Множество других опасностей поджидает на улице, во дворе, дома. Одна из таких опасностей — пожар. Он возможен и в сельском доме, но выбраться из небольшого одноэтажного дома гораздо проще. В городах при пожаре в многоэтажном здании опасности подвергается сразу много людей, так как эвакуировать их с верхних этажей очень трудно, а порой невозможно. Городские пожары часто приводят к опустошительным последствиям и большому числу жертв.

Запись в тетрадях:

Обстановка, сложившаяся на определённой территории в результате аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, называется чрезвычайной ситуацией.

В опасных ситуациях не всегда можно надеяться на спасателей: им ещё надо доехать до места, куда их вызвали, по заполненным автомобилями городским улицам. Так что начинать оказывать помощь пострадавшим должен тот, кто находится рядом.

Большинство существующих опасностей кажутся нам далёкими и не касающимися нас. Однако они есть. Поэтому надо научиться их узнавать, предугадывать и избегать, а попав в опасную ситуацию, верно действовать и никогда не сдаваться, даже тогда, когда кажется, что выхода уже нет и все средства испробованы.

Человек постоянно стремился улучшить условия своей жизни, совершенствовал жилище, пытаясь обеспечить его всем необходимым.

А вспомните древнего человека. Легко ли ему было жить в пещере, где средством и освещения, и приготовления пищи, и обогрева служил костёр? Сможет ли современный человек долго прожить в таких условиях?

Современный быт очень сильно отличается от быта наших предков. Даже мысленно вернувшись на 100 лет назад, в начало XX века, мы увидим, что в домах были печи, необходимый запас дров. Пища готовилась на огне в печи. Комнаты освещались керосиновыми лампами, однако туалет был на улице. Средством для умывания служил рукомойник, воду в который носили из колодца, сохраняя её в бочках или вёдрах.

Как думаете, легко ли было человеку создать комфортные условия быта? (Ответы учеников)

Запись в тетрадях:

Жилище - это помещение, предназначенное для постоянного или временного проживания людей (индивидуальный дом, квартира, комната в гостинице, дача, садовый домик и т.п.), а также те его составные части, которые используются для отдыха, хранения имущества либо для удовлетворения иных потребностей человека (балконы, застекленные веранды, кладовые и т.п.)

Предлагаю вам разбиться на группы (по рядам) и в течение 2-х минут вспомнить как можно больше опасных ситуаций, которые могут возникнуть у нас дома.

1 группа – опасности на кухне; 2-я – в ванной; 3-я - в комнатах.

(Дети делятся на группы по рядам и выполняют задание. После 2 минут самостоятельной работы идет обсуждение поставленного задания)

Домашнее задание: Учебник Смирнова п. 1.1 – 1.5 (читать), выучить конспект, заполнить таблицу

Опасные ситуации в жилище

Причины возникновения

Подведение итогов урока. Рефлексия

Какие правила ОБЖ вы можете сформулировать? (Ученики предлагают свои варианты)

Главные правила ОБЖ!

Изучай виды и причины опасностей.

Учись предвидеть опасные ситуации.

Не допускай опасных ситуаций, избегай их.

Не пугайся и не паникуй в сложных ситуациях.

Столкнувшись с опасностью, действуй обдуманно и решительно.

Обращайся за советом к родителям и специалистам.

Выбирай самый безопасный способ действия.

В трудной ситуации борись за себя.

Праздник жизни, а не скука!

Где на все готов ответ:

Как в лесу не заблудиться,

Как под лед не провалиться,

Как пожара избежать,

Как купаться, загорать!

ОБЖ все вам расскажет,

И поможет, и подскажет:

Как узнать вороний глаз,

Как надеть противогаз.

Как вести себя в метро,

Как идти, когда темно!

Кто подскажет? ОБЖ!

В нем ответ готов уже!

Рада была познакомиться с вами. Приятно было с вами работать. Остаётся сказать: спасибо за урок! До новых встреч!

Читайте также: