Доклад по методической теме

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

(из опыта работы)

Выступление на ШМО

учителей начальных классов

В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу и активизировать их в течение всего урока, чтобы роль преподавателя состояла не в том, как яснее и красочнее, чем в учебнике сообщить необходимую информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главное действующее лицо ученик. Преподаватель при этом организовывает и управляет учебной деятельностью.

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.

Часто педагогическую технологию определяют как:

• Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса;

• Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;

• Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).

Введение новых технологий вносит радикальные изменения в систему образования: ранее ее центром являлся преподаватель, а теперь – учащийся. Это дает возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.

Сейчас на помощь формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности пришли новые педагогические технологии:

технология уровневой дифференциации

здоровьесберегающие; и другие.

Внедрение новых педагогических технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Использование этих технологий в учебном процессе является необходимостью современного школьного образования. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Часто на уроках с помощью ИКТ разгадываем кроссворды, иллюстрации, рисунки, различные занимательные задания, которые воспитывают интерес к уроку, делают урок более интересным.

Технология уровневой дифференциации

Игровые технологии

Групповая технология

Информационно-коммуникационные технологии

На сегодняшний день информационно – коммуникационные технологии занимают всё большее и большее место в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося. ИКТ использую на уроках, применяя образовательные и обучающие программы, создаю к урокам презентации, использую мультимедийное оборудование для показа видео по различным темам.

Замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу. Использую ИКТ на разных этапах урока: устный счёт, при объяснении нового материала; при закреплении, повторении.

Здоровьесберегающие технологии

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных и контрольных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Китайская мудрость гласит: "Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Моя задача, как учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять учащимися, развивать их познавательную активность.

В процессе работы я пришла к выводу, что новые педагогические технологии помогают:

• привлекать пассивных слушателей;

• делать занятия более наглядными;

• обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают учащимся проявлять их творческие способности;

• приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом;

• обеспечивать моментальную обратную связь;

• повышать интенсивность учебного процесса;

• воспитывать терпимость, восприимчивость к разнообразию культур;

• активизировать познавательную активность учащихся, а, следовательно, желание изучать предмет;

• объективно оценивать действия учащихся;

• накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса;

• реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

• дисциплинировать самого учителя, формировать его интерес к работе.

Таким образом, использование новых педагогических технологий на уроках, сотрудничество учителя и учащихся способствуют повышению мотивации учащихся к обучению, организации атмосферы свободного развития каждого обучающегося, сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной активности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный доклад направит учителя на правильную работу по составлению тестов. Какие тесты лучше использовать и как их классифицировать.

учитель начальных классов:

Галаева Светлана Николаевна

Использование тестов на уроках в начальной школе позволяет осуществлять оперативную диагностику уровня овладения учебным материалом по определенным темам каждым учеником, экономить учебное время при проверке знаний и оценке результатов обучения.

Тесты, как одна из форм технологии оценивания планируемых результатов должна использоваться на уроке в сочетании с другими формами устного и письменного контроля, такими как, диктанты, контрольная работа, работа с карточками, перфокартами, в тетрадях с печатной основой.

Использование тестов на уроках помогает выявить проблемы в знаниях младших школьников, а, следовательно, понять происхождение ошибок, допускаемых ими в практической работе. Это позволяет учителю иметь сведения о знаниях и умениях каждого обучающегося класса, позволяет управлять учебным процессом, совершенствуя формы и методы, строить и варьировать с учетом этого процесс обучения.

Главная задача школы первой ступени - научить учиться. Для этого выпускник начальной школы должен овладеть компонентами учебной деятельности, т.е.

научиться применять полученные знания в любой нестандартной ситуации;

самостоятельно разбираться в учебной задаче;

находить способ её решения;

сравнивать свой результат с правильным ответом;

адекватно оценивать себя и свои действия.

Задача учителя состоит в том, чтобы помочь учащимся усвоить алгоритм действий, постепенно приучить школьников к тестовой форме работы на всех предметных уроках.

Назначение тестов - диагностика состояния и проблем работы учащихся с программным материалом на каждом этапе его изучения: выявление возможных затруднений, пробелов, смешения понятий, знания правил, и умения их применять и т.д.

Тестирование может применяться на разных этапах обучения:

а) вводное тестирование – получение сведений об исходном уровне знаний учащихся,

б) текущее тестирование – для ликвидации пробелов и коррекции умений и знаний,

в) итоговый тест – систематизирует, обобщает учебный материал, проверяет сформированные знания и умения.

Формы тестовых заданий:

1. Открытые задания

Например: Имя существительное – это_____________________________________

и отвечает на вопросы___________________________________________________

1. Найди произведение чисел 7 и 3 _______

2. Найди первый множитель, если произведение двух множителей равно 12,

1. делимое, делитель, _________

2. единицы, десятки, __________

3. мм, см, дм, м, __________

2. Закрытые задания

1) ( 9 + 5 ) * 8 = 1) 9 * 8 + 5

1. Значение суммы чисел 4 и 7 равно 11

2. Если число 17 уменьшить на 9, получится 9.

Найди и подчеркни только имена прилагательные:

красный, мало, здороветь, великий, движение, длина, интересный, круглый.

г) задания с элементами дидактической игры

Здесь даны названия животных, только буквы перепутаны. Поставьте буквы на место и найдите животное, которое слышит ногами.

1. кечузник ___________ 2. сила __________ 3. пухет ___________ 4. брестя

Предмет Удобная единица массы

1. пачка чая а) грамм

2. мешок картофеля б) тонна

3. грузовик капусты в) килограмм

1. ______ 2. ________ 3. ________

Например: Развитие бабочки

Составь несколько вариантов группировки объектов живой природы.

1. акула 2. ворона 3. дятел 4. карп 5. лемминг 6. муха 7. росомаха 8. сайгак, 9. сова 10. сокол 11. стрекоза 12. хомяк 13. щука

____________ ____________ ___________ _____________

При составлении теста нужно придерживаться следующих методических советов:

- каждый тест должен выражать одну идею, одну мысль,

- задания должны быть краткими, чёткими, легко читаемыми, суждения иметь утвердительную, а не вопросительную форму,

- располагать задания по возрастанию трудности,

- правильные ответы должны располагаться в случайном порядке,

- ответы не должны содержать подсказки и быть нелепыми,

- тест должен включать разнообразные тестовые задания по форме, содержанию, степени сложности и количеству, достаточно полно охватывать материал проверяемой темы.

Достоинства тестов:

Отсутствие возможности посторонних влияний на оценку, не связанных непосредственно с содержанием проверяемых знаний, в частности: оформление работы ребёнком ( плохой почерк, помарки и т. д. ) Кроме того, тесты – это экономная по времени и затратам труда форма проверки как для учителя, так и для учеников. С их помощью удаётся за короткий срок выявить уровень знаний у всех учащихся класса, а отсюда вытекает ещё одно преимущество – массовость проверки. Тесты выявляют не только уровень знаний, умений и навыков, но и характер работы, конкретные трудности, пробелы в знаниях и ошибки каждого ученика, так как за каждый правильный ответ ребёнок получает балл и все результаты фиксируются в матрицу. Отсюда широкие возможности для обоснованного индивидуального подхода к учащимся, для предупреждения их отставания и улучшения методики преподавания.

Однако тестовая форма проверки имеет и свои недостатки, которые нужно иметь в виду при использовании в процессе обучения:

- не выявляют способность ученика логически рассуждать и связно излагать свои мысли,

- недостаточно выявляет эмоционально-волевую сферу деятельности, старательность ученика, его интерес к работе.

Поэтому тесты не должны исключать другие формы проверки, а гармонично сочетаться с ними.

Результаты тестирования предлагаю фиксировать (т.е. вести диагностику и мониторинг), потом проводить работу с учащимися по тем вопросам, где у них наблюдаются пробелы в знаниях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Говорят, что талант дизайнера – это умение трансформировать чужие идеи через своё видение… А в чём заключается талант педагога?

Как сказал американский писатель Уильям Артур Уорд:

Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет. (Уильям Уорд)

К этому я хотела бы добавить, что, как учитель иностранного языка, я стараюсь привить интерес обучающихся к английскому языку посредством реализации межпредметности

Что же такое Межпредметные связи?

Одним из наиболее полных определений является следующее:

– это педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитательную функции в их единстве.

Актуальность выбранной мною темы обусловлена стремительным увеличением объема информации, подлежащей усвоению в период школьного обучения. Знания учащихся разрознены и расчленены по предметным признакам. Именно поэтому возникла необходимость дать учащимся целостное представление об окружающем мире и показать неразрывную связь между школьными дисциплинами. Кроме того, межпредметность дает возможность максимально развивать творческие и интеллектуальные способности.

ЦЕЛЬ, которую я ставлю перед собой, как учителем - это: совершенствование процесса преподавания иностранного языка посредством реализации межпредметности.

ЗАДАЧИ, реализуемые мной, как учителем - это:

осуществить отбор эффективных с точки зрения межпредметности методик преподавания иностранного языка и их реализовать;

разработать и апробировать задания межпредметного характера, направленных на формирование метазнаний и метаумений;

реализовать личностно-ориентированный подход в обучении;

поддержать интерес к формированию познавательной активности через мотивацию.

Каким же образом можно применять межпредметные связи для достижения лучших результатов в изучении английского языка?

В обучении английскому языку существует два вида межпредметных связей:

-через общность знаний;

-через общность умений.

И тот и другой вид предполагает синтез материала, изучаемого на уроках английского языка, с материалом других учебных предметов. С какими же предметами связан английский язык? Наверное, со всеми: и с русским языком, и с литературой, и с литературой, и с историей и т.д

Возможные межпредметные связи

Использование межпредметных связей в преподавании английского языка, позволяет мне формировать у учащихся целостное представление о роли языка в жизни человека, об общих человеческих ценностях, культуре языка и общения.

А какие приемы можно использовать для реализации межпредметных связей?

Много и разных. Я остановлюсь лишь на некоторых:

Нельзя не заметить, что работая по теме я сталкиваюсь и с некоторыми противоречиями:

- между традиционными формами обучения, направленными на передачу готовых знаний, и ориентацией на развитие творческого поиска учащихся;

- между необходимостью выработки глубоких, прочных, осознанных знаний и острым дефицитом учебного времени из-за насыщенности программы;

- уменьшение учебной нагрузки на учащихся с сохранением объёма знаний.

Проанализировав и обобщив результаты деятельности, можно сделать следующие выводы:

данная технология обучения помогает формировать у школьников целостную картину мира, в которой сам иностранный язык выполняет специфическую функцию – является средством познания и общения;

такой подход к уроку расширяет содержательный план обучения иностранному языку и ведёт к формированию и развитию широких интересов учащихся, их склонностей и способностей к различным видам деятельности;

переход от внутрипредметных связей к межпредметным позволяет ученику переносить способы действий с одних объектов на другие, что облегчает изучение предмета и повышает интерес к изучению других предметов;

такая методика позволяет снизить вероятность субъективного подхода в определении межпредметной емкости учебных тем и формировать познавательные интересы учащихся средствами самых различных учебных предметов в их органическом единстве.

Реальная возможность применения английского языка в будущей профессиональной деятельности делает мотивацию изучения английского языка особенно высокой. УБРАТЬ!

И в заключение, хотелось бы добавить:

Чтобы быть хорошим учителем, надо, прежде всего, любить тех, кому преподаёшь. У педиатров есть правило: перед встречей с ребёнком – согрей руки… а учителю нужно помнить не только о тепле рук, но и души…

Семинар «Использование квест-технологии в работе с дошкольниками как средство ра…

Методическая работа 21-01-2022 Литвинова Светлана Павловна

Выступление на методическом собрании на тему «Развитие мелкой моторики у детей м…

Методическая работа 17-10-2021 Гурова Татьяна Львовна


Выступление на методическом собрании на тему «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста На сегодняшний день каждый родитель знает, насколько важно развитие мелкой моторики рук у детей для формирования личности.

Доклад на тему: «Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в …

План выступления на педсовете

Методическая работа 11-05-2021 Овчинникова Наталья Валерьевна; Шульгина Елена Владимировна

План выступления на педсовете 1. Тема: "Конструирование из природного материала" Мир природы необыкновенно красив, загадочен и чудесен. Каждая травинка, листок, веточка неповторимы, таят в себе необыкновенные тайны и имеют свою, только им.

Методическая работа 21-03-2021 Чечулина Кристина Валерьевна

Доклад на тему: Педагогическое дефиле «Создание условий для поддержки детской ин…

План работы по самообразованию. Тема: «Приобщение детей к культуре здорового обра…

Методическая работа 21-01-2021 Ворфоломеева Дарья Ивановна

Семинар для воспитателей. Тема: «Эмоциональное благополучие педагога как фактор …

Конспект НОД во второй мл. гр. «Листьями шурша Осень к…

Конспект занятия по экспериментированию во второй младшей группе. Тема: «Воздух…

Конспект НОД в первой младшей группе. Тема: «Кошка в гости…

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста…


Комментарии

Как научить детей любить природу с помощью этих детских садовых проектов. Статья о том, с чего можно .

В блогах

Цель: Развитие способности детей к наглядному моделированию через ЛЕГО-конструктор, участвуя в постройки домов. Задачи: Образовательные : Формировать умения передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО. Закрепить профессий - строитель и строительством дома. Развивающие: Развивать конструктивные способности и устойчивый интерес к конструированию.

КОНСУЛЬТАЦИИ " Как правильно организовать физкультурные занятия для дошкольников в домашних условиях."

Как правильно организовать физкультурные занятия для дошкольников в домашних условиях. Нашим детям для правильного развития опорно- двигательного аппарата необходимо хотя бы раз в день выполнять комплекс физических упражнений. Наличие регулярной адаптированной нагрузки позволит ребенку вырасти здоровым и сильным. Родителям.

Конспект занятия по лепке "Ягодки рябины для птичек" в первой младшей группе

Sample Image

Цели: закреплять умение отщипывать небольшие кусочки пластилина от целого куска, раскатывать их между ладонями круговыми движениями и прилеплять к плоской основе; совершенствовать умение понимать вопросы и отвечать на них; учить различать и называть красный цвет, закреплять здание о форме предметов.

Читайте также: