Гигиена древнего рима доклад

Обновлено: 17.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Врачевание в древней Греции

Большое влияние на последующее историческое развитие человечества оказали страны Средиземноморья и в первую очередь страны так называемого античного мира, или античности, – древняя Греция и древний Рим.

История древней Греции (или Эллады) представляет собой историю разложения родовых и формирования рабовладельческих отношений.

История врачевания древней Греции, как и еë история, делится на пять периодов:

1. Крито-микенский или эгейский (III – II тысячелетия до н. э.).

2. Предполисный (XI – IX вв. до н. э.).

3. Полисный (VIII – VI вв. до н. э.).

4. Классический (V – IV вв. до н. э.).

5. Эллинистический (вторая половина IV в. до н. э. – середина I в. н. э.).

Социально-экономическая и политическая организация древней Греции в VI-IV вв. до н. э. представляла собой общность небольших городов-государств – полисов (например, Афины, Спарта, Итака). Каждый полис имел свой диалект, свою политико-правовую организацию, собственных героев и богов, собственный календарь, свои деньги. Несмотря на эти особенности, между полисами долгое время сохранялось единство интересов во многих сферах деятельности, а также чувство взаимопомощи и лояльности друг к другу. Это выразилось в участии царей со всей Греции в Троянской войне. Впечатляющим и исторически зафиксированным свидетельством совместного выступления греков против завоевателей являются греко-персидские войны.

Знания древних греков, в том числе и в области врачевания, долгое время развивались в рамках единой философской науки – натурфилософии. Крупнейшим представителем материализма в философии античности является Демокрит (460-371 гг. до н. э.). С точки зрения Демокрита, в основе мира лежит материя, состоящая из мельчайших частиц – атомов. Атомы находятся в постоянном движении, они соединяются и вновь разделяются. Различным сочетанием и движением атомов Демокрит объяснял всë многообразие изменений явлений мира. В философских и естественно-научных сочинениях Демокрита встречаются рассуждения об эмбриологии, диете, лихорадке, собачьем бешенстве, лекарствах и т. п. Воззрения Демокрита, представляющие собой вершину материалистического и естественно-научного учения античности, оказали большое влияние на философию последующих времен. Выразителями философского идеализма в древней Греции являются Пифагор (ок. 540-500 гг. до н. э.) и Платон (427-347 гг. до н. э.). Пифагор и его ученики были математиками, поэтому считали, что не качество, а количество, не вещество, а форма определяют сущность вещей. Основой всего является число. Главным в философском учении Платона является теория идей, согласно которой существующий реальный мир есть отражение, тень идеального мира идей. Извечные идеи управляют миром. Материализм Демокрита и идеализм Платона оказали влияние на формирование медицины, которая в древнем мире была неотделима от философии.

Храмовое врачевание в древней Греции тесно связано с культом бога-врачевателя Асклепия, сложившимся к VII в. до н. э. В честь Асклепия воздвигались святилища (храмы) – асклепейоны. На территории древней Греции было построено более трехсот асклепейонов. Самым величественным и прославленным считался асклепейон, построенный в 390 г. до н. э. в десяти километрах к западу от города Эпидавра. Центральным сооружением святилища был храм Асклепия, там располагались также храмы в честь Гигиеи, Артемиды, Афродиты, Фемиды и Аполлона, жертвенник для приношений, бассейны, сообщающиеся с минеральными источниками. Наличие минеральных источников с лечебной водой и кипарисовой рощи, воздух которой также являлся целебным, были обязательным условием при выборе места для постройки святилища. В асклепейоне также имелись бани, библиотека, гимнасий, стадион и театр.

В древней Греции не было резких различий между светским и храмовым врачеванием. Храмовое врачевание унаследовало многие рациональные приемы и гигиенические традиции народной медицины, истоки которой начинаются в глубокой древности.

В древней Греции существовали семейные медицинские школы, в которых медицинские знания передавались от отца к сыну, и таким образом секреты врачевания сохранялись внутри семьи. Позднее в семейные школы стали принимать учеников со стороны, которые оплачивали своë обучение.

Врачеватели, вышедшие из медицинских школ практиковали в городах, войсках и не имели отношения к храмовой медицине.

Медицинские школы материалистического направления располагались за пределами Балканского полуострова, вне собственно Греции, в еë заморских поселениях, где обосновались, в основном, сторонники материализма. Среди них: родосская (остров Родос, Малая Азия), киренская (Северная Африка), кротонская (город Кротон, Южная Италия), книдская (город Книд, Малая Азия), косская (остров Кос, Малая Азия). На территории материковой Греции существовали идеалистические медицинские школы: пифагорейская, сицилийская, школа Платона.

Косская медицинская школа – главная медицинская школа древней Греции. Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н. э.

Гиппократ (греч. Hippokrates, лат . Hippocrates , ок. 460 – ок. 370 гг. до н. э.) родился на острове Кос в семье потомственных врачевателей, принадлежащей к роду асклепиадов. Родословная этой семьи берет своë начало от бога-целителя Асклепия. Первоначальное медицинское образование Гиппократ получил от отца. Затем продолжил обучение в Афинах. Будучи странствующим врачевателем, Гиппократ много путешествовал. Он попеременно жил в различных городах Греции, посетил Малую Азию, Скифию, восточное побережье Черного моря, Ливию, возможно, и Египет. Слава о его врачебном искусстве росла и распространялась во многих государствах.

Основными принципами терапии, или лечения, которыми руководствовался Гиппократ и его последователи, являются следующие:

1. Прежде всего не вредить.

2. Лечение противоположного противоположным.

3. Соблюдать закон соразмерности, а именно не торопиться, не переходить быстро от одного к другому.

Образу жизни в древней Греции придавалось исключительно большое значение. Соблюдение правил личной гигиены, закаливание организма и физическое воспитание имели такое же значение для греков, как обучение грамоте, риторике и музыке.

В этом сочинении описаны различные типы характеров человека, обусловленные местом его проживания (или условиями окружающей природы). Типы характеров определяют предрасположенность к тем или иным заболеваниям и влияют на их течение. Следовательно, необходим различный подход к лечению болезней.

Впоследствии на основе гуморальных представлений о четырех телесных соках и различных типах характеров сформировалось учение о четырех темпераментах. Различные виды темпераментов связывались с преобладанием в организме человека одного из четырех телесных соков. Крови (лат. sanguis) соответствует сангвинический темперамент, слизи (лат. phlégma) – флегматический, желтой желчи (лат. cholé) – холерический и черной желчи (лат. mélaina cholé) – меланхолический.

Заключительный период истории древней Греции – эпоха эллинизма (вторая половина IV в. до н. э. – середина I в. н. э.) характеризуется систематизацией знаний, накопленных в течение предшествующих тысячелетий, а также новыми открытиями и достижениями. Труды крупнейшего древнегреческого философа и ученого-энциклопедиста Аристотеля (лат. Aristoteles , 384 – 322 гг. до н. э.) по логике, политике, риторике, психологии, этике, физике, математике, астрономии, зоологии, естественной истории, сравнительной анатомии животных и медицине оказали большое влияние на развитие естественно-научных знаний не только эпохи эллинизма, а также средневековья и нового времени.

Медицина эпохи эллинизма характеризуется бурным развитием анатомии и хирургии. Анатомия становится самостоятельной отраслью медицины. Еë развитию способствовали древнеегипетская традиция бальзамирования и разрешение Птолемеев анатомировать тела умерших и приговорëнных к смертной казни людей.

Значительные успехи в области анатомии оказали положительное влияние на развитие хирургии, которая объединила в себе греческую хирургию с бескровными методами лечения вывихов, переломов, ран и индийскую хирургию, владевшую сложными полостными операциями. Важнейшими достижениями александрийских хирургов являются: перевязка сосудов при операциях, использование корня мандрагоры в качестве обезболивающего средства, изобретение катетера, проведение сложных операций на почке, печени и селезëнке, ампутация конечностей, лапаротомия при завороте кишок и асците.

Таким образом, эллинистический период развития древней Греции является временем высочайшего развития медицины. Достижения греков в различных областях медицины оказали существенное влияние на развитие медицинских знаний в древнем Риме.

Медицина в древнем Риме

Римская история насчитывает более тысячи лет и включает в себя историю города Рима от его основания (753 г. до н. э.) до разрушения созданной им империи (476 г. н. э.).

История медицины древнего Рима, как и его история, делится на три периода:

- царский период (VIII-VI вв. до н. э.): завершился переход от первобытно-общинного общества к классовому строю, появилось государство с присущими ему институтами и возникло рабство; на территории древней Италии существуют самостоятельные города-государства, в числе которых и Рим;

- период республики (510-31 гг. до н. э.): город Рим подчинил себе территории древней Италии и начал захватнические войны за пределами Апеннинского полуострова;

- период империи (31 г. до н. э. – 476 г. н. э.): время максимального территориального расширения и расцвета Римской империи, а затем еë кризиса и распада.

Источниками информации по истории медицины древнего Рима являются: письменные (труды учëных, врачей и философов древности) и вещественные (материальные) источники.

Медицина древнего Рима была тесно связана с медициной древней Греции, однако она имела свои особенности. Культ Эскулапа (заимствованный римлянами греческий бог врачевания Асклепий) и лечение при его храмах вошли в обычай римлян на многие века.

Медицину изучали в специальных школах, которые были учреждены в Риме и других городах империи. Анатомия преподавалась на животных, иногда на больных и раненых. Практическую медицину изучали у постели больного. Права и обязанности учащихся медицинских школ определялись строгими законами. Например, всë своë время они должны были отдавать изучению медицины, более того, им запрещалось участвовать в пиршествах и заводить подозрительные знакомства. Также в Римской империи наряду с государственными учебными заведениями существовали частные медицинские школы.

В древнем Риме огромное внимание уделялось соблюдению правил личной гигиены, что обусловлено, прежде всего, жарким климатом и большой скученностью населения городов. Это требовало частого мытья для поддержания чистоты тела, и римляне повсеместно строили бани, или термы (греч. thermae – горячие бани). Первые термы были построены в городе Риме в III в. до н. э. У римлян термы пользовались большой популярностью. Бани считались одним из действенных средств врачевания при лечении многих заболеваний. Термы были не только гигиеническими, но являлись также культурными и общественными центрами: при них располагались библиотеки, залы для собраний и пиров.

Древний Рим внëс существенный вклад в развитие военной медицины. Постоянная римская армия, ведущая широкие завоевательные войны, требовала большого количества врачей-профессионалов. Они имелись во всех войсковых подразделениях и во всех родах войск. В военных лагерях устраивались военные учреждения (госпитали) для раненых и больных – валетудинарии (лат. valetudinarium). Штат валетудинариев включал врачей, экономов, инструментарщиков и младший обслуживающий персонал. Инструментарщики заведовали инструментами, лекарствами и перевязочным материалом. Младший персонал осуществлял уход за больными и ранеными воинами.

Асклепиад рассматривал болезнь как результат застоя твëрдых частиц в порах и канальцах тела и расстройства движения соков и пневмы, объединив таким образом гуморальное и солидарное представления о причинах болезней. Согласно этим воззрениям, большое значение придавалось правильному потоотделению и дыханию кожных покровов, следовательно, и лечение было направлено на восстановление нарушенных функций. Оно включало простые и естественные мероприятия: соблюдение диеты и чистоты кожи, водолечение и массаж, ванны и движения в самых различных вариантах (ходьбу, бег, езду верхом, в экипаже, на лодке, корабле и т. д.). Главную задачу своего лечения Асклепиад видел в том, чтобы расширить поры и привести в движение застоявшиеся частицы. Каждый метод его лечения был детально разработан и применялся строго индивидуально, при этом медикаменты назначались крайне редко. Асклепиад был твëрдо убеждëн: человек, имеющий достаточные познания в медицине, никогда не заболеет. Считается, что Асклепиад ввëл в медицину трахеотомию.

Высшая ступень развития медицины античности связана с именем выдающегося древнеримского врача Галена (лат. Galenos , 129 – 199 гг.), по происхождению грека, родившегося в городе Пергаме. С 17 лет он начал изучать медицину в своëм родном городе, затем в Смирне, Коринфе, Афинах и Александрии. Гален много путешествовал, затем, вернувшись в Пергам, в течение ряда лет работает в должности врача-архиатра в школе гладиаторов. Позже он переезжает в столицу римской империи, где прославился своими лекциями по анатомии и успешной врачебной практикой. С 169 г. Гален стал придворным архиатром (лейб-медиком) римских императоров.

Естественно-научное мировоззрение Галена наиболее ярко проявилось в его обширной практике и исследованиях в области анатомии и физиологии. К тому времени, когда Гален прибыл в Александрию, там уже перестали производить секции человеческих трупов. Поэтому свои анатомические исследования он проводил на обезьянах, свиньях, собаках, иногда на слонах и львах. Данные, полученные при многочисленных вскрытиях животных, Гален переносил в анатомию человека. Отсюда – многочисленные анатомические ошибки, исправленные лишь в эпоху Возрождения Андреасом Везалием (лат. Vesalius, Andreas, 1514 – 1564 гг .).

Гален подробно изучил анатомию всех систем организма. Он описал кости, мышцы, связки, внутренние органы, но особенно велики его заслуги в исследовании нервной системы. Гален описал все отделы головного и спинного мозга, семь из двенадцати пар черепно-мозговых нервов, 58 спинномозговых нервов и нервы внутренних органов. При исследовании чувствительных и двигательных расстройств ниже места сечения он использовал поперечные и продольные сечения спинного мозга.

Гален описал анатомическое строение сердца, венечные сосуды и артериальный (боталлов) проток. Однако он ошибочно считал перегородку сердца проницаемой для крови. Кровь, по его мнению, без всякого препятствия переходит из правой половины сердца в левую, минуя периферические сосуды и круги кровообращения (Гален не знал кругового движения крови). Эта ошибочная точка зрения в течение многих столетий считалась неоспоримой в Европе и не подлежала какой-либо критике вплоть до XVI в., когда Мигель Сервет (лат. Servet , Michael , 1509-1553 гг.) описал малый круг кровообращения. Следует отметить, что математическое и экспериментальное обоснование кругового движения крови было дано лишь в 1628 г. Уильямом Гарвеем (лат. Harvey, William, 1578 - 1657 гг .).

Гален, как и большинство врачей древности, признавал гуморальное учение о болезни. Его физиология, патология и фармакотерапия основываются на представлениях о четырëх главных соках организма: крови, слизи, жëлтой и чëрной желчи.

Гален широко занимался лечебной практикой и был опытным врачом. Анатомию считал фундаментом хирургии.

В средине века или эпоху феодализма, католическая церковь и схоластика использовали идеализм учения Галена и связали его с богословием. Так возник галенизм – искажëнное, одностороннее понимание учения Галена. В таком искажëнном виде научное наследие Галена стало знаменем схоластической медицины и в течение многих веков оказывало негативное влияние на развитие науки. Опровержение галенизма, исправление ошибок и восстановление истинного содержания учения Галена потребовали героических усилий от многих учëных и врачей мира в течение столетий.

Вклад Галена в развитие мировой медицины трудно переоценить. В истории науки Гален был и остаëтся основоположником экспериментальной анатомии и физиологии, выдающимся терапевтом, хирургом и фармацевтом. Его имя может быть поставлено рядом с именами Гиппократа и Авиценны.

Таким образом, медицина античности – древней Греции и древнего Рима, вобрав в себя достижения восточной медицины, достигла наиболее высокого развития и оказала огромное влияние на последующее развитие медицины в Западной Европе.

Античных греков и римлян современные люди часто воспринимают как цивилизации, помешанные на ЗОЖ. Греки буквально боготворили телесную красоту, здоровье и силу. Самый знаменитый греческий философ, Платон, был ещё и чемпионом олимпийских игр по панкратиону — виду спорта, сочетавшему борьбу и бокс. А римляне в любой новой провинции первым делом строили не только отличные римские дороги, но и великолепные термы, то есть общественные бани. А также акведуки, канализацию и общественные туалеты, которые назывались латринами.

Латрина могла быть воистину роскошным заведением — с мраморными сиденьями и стенами, расписанными художественными фресками. Иногда в их помещениях даже ставились вазоны с живыми цветами, а фекалии смывались в канализационный сток проточной водой. К примеру, латрины преторианских казарм были построены возле терм. Стекающая из бассейнов вода проходила под отверстиями в сиденьях и уносила выделения преторианских организмов в городскую канализацию.

Казалось бы, исходя из всего вышеперечисленного, римляне должны были быть избавлены не только от грязи, но также от паразитов и насекомых, таких как вши, блохи и клопы. Да и болезни, в особенности заразные, не должны были представлять для них особой угрозы. Однако исследование, проведённое доктором Пирсом Митчеллом из отдела археологии и антропологии Кембриджа, выявило совсем иную картину. Римляне страдали от насекомых и болезней ничуть не меньше, чем варвары. А эпидемии в Риме случались даже чаще.

Особенно часто римляне страдали от дизентерии и прочих кишечных инфекций. На древнеримских кладбищах нередки надгробия людей, не доживших до сорока лет, а причиной смерти зачастую указана болезнь. Многие богатые римляне летом спешили покинуть столицу — не только из-за жары, но и чтобы не дышать зловонными миазмами римских улиц. Они возвращались в город только осенью, когда дожди освежали городскую атмосферу. Как это всё сочетается с пресловутой римской гигиеной? Ведь римляне действительно часто мылись, а их городскую канализационную систему смогли повторить лишь в XIX веке!

Дело в том, что действительно великолепные туалеты с мраморными сиденьями и проточной водой, были далеко не везде. Большинство общественных уборных чистились изредка, а фекалии в них собирались в ёмкость, откуда их вывозили в качестве удобрений. Овощи, продаваемые на рынке, обычно не мылись, отсюда и распространённость кишечных инфекций. Подтирались римляне не бумагой, которая была очень дорогой, а специальной губкой. После использования её полагалось тщательно промыть водой, но не все посетители делали это достаточно аккуратно.

То же самое относится и к термам — вода в бассейнах менялась не слишком часто, поэтому болезнь можно было подхватить и там. Жители бедных районов выливали помои из окон прямо на улицы, ведь в комнатах, которые они снимали, не имелось никакой канализации. Хуже всего было отсутствие в древнем Риме аналога Санэпиднадзора. В римских термополиях и трактирах готовили дешёвую еду для простонародья, не обращая внимания на чистоту и свежесть закупленных на ближайшем рынке продуктов.

Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал на ютубе . Также если вам нравятся наши статьи вы можете поддержать нас, став нашим патроном на Patreon.

Физические условия жизни во времена Римской империи, сколь плохими они кажутся нам по нашим стандартам, были тем не менее лучше, чем условия жизни в ранней республике или любых других больших государствах в Древнем мире. Щедрая подача чистой воды, приходящейся на каждого жителя, была гораздо большей, чем могут похвастать многие наши современные города; система канализации в некоторых районах, по крайней мере в самом Риме, была вполне приемлемой, хотя многочисленные потоки нечистот и отбросов, которые сливались в Тибр, определенно делали жизнь барочников и речных рабочих, а также прибрежных жителей, особенно в летние месяцы, не слишком приятной. Каждый, кто имел возможность, уезжал из Рима в такое время и ранней осенью, в сезон лихорадок.

Большинство римлян имело достаточно одежды и крышу над головой, и многие могли позволить себе довольствоваться теплом в короткие, но холодные зимние месяцы. Как мы увидим, очень бедные могли присоединиться к другим сословиям в великих термах, которые были столь изумительной чертой императорского города. Чистота тела, следовательно, была доступна беднейшим римлянам. Некоторые не могли ходить в термы из-за слабого здоровья, а некоторые – потому, что были рабами и трудились закованными в цепи. Мыло было неизвестно во времена республики и, по-видимому, не использовалось столь широко, как теперь. И Марциал и Плиний говорят о нем как об изобретении галлов для придания волосам рыжеватого оттенка. Плиний рекомендует его в качестве средства против золотушных болячек. Он говорит, что оно изготавливалось из сала (козлиного жира) и пепла и было либо твердым, либо жидким. Видимо, мыло было недешевым. В 300 году н. э. фунт мыла стоил столько, сколько квалифицированный ремесленник мог заработать за два дня. Другие моющие материалы, такие как карбонат натрия (сода), стоили в два раза больше.

Пища среднего римлянина была, видимо, как здоровой, так и простой. Богатые были столь же склонны подрывать свое здоровье чрезмерным перееданием, сколь бедные были склонны наносить ущерб своему здоровью недоеданием или скудной едой плохого качества. Риску заболевания от зараженной пищи или воды, от мух и москитов, а также от животных и людей, зараженных болезнями, были подвержены и богатые и бедные. Богатые тогда, как и сейчас, находились во власти своих поваров и мойщиков посуды, чистоплотность которых не всегда была гарантирована.

Кроме инфекций случались и обыкновенные случайности и жизненные невзгоды, несчастные случаи, врожденные уродства, несварение желудка, ревматизм, подагра и всяческие другие болезни, которым подвержена человеческая плоть. Из опасностей, созданных руками человека, невероятное физическое напряжение рабочего класса было, возможно, самым распространенным.

Тяжелый труд на мукомольнях и отсутствие механических вспомогательных средств для подъема и переноски тяжестей вызывали растяжение мышц, преждевременный износ сердца и организма грузчиков, носильщиков, гуртовщиков, портовых грузчиков и особенно плотников.

В самом городе многочисленные мелкие сукновальни с их непродуманными методами и еще более едкими химикалиями, определенно, были столь же опасны для здоровья, сколь и неприятны. Многие мельницы и пекарни не были бы в столь плачевном состоянии, если бы не излишняя грязь и запущенность, в которой пребывали работающие там люди и животные. Под золотом и позолотой дворцов, храмов и величественных общественных зданий гноились язвы, дискредитирующие хваленую цивилизацию и урбанизацию императорского Рима, – пороки, которые были хуже всего, поскольку почти от всех них вполне можно было бы избавиться, но никому до этого не было дела.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Г. Жизнь и здоровье

Г. Жизнь и здоровье Вопреки греческому дуализму, воспринимавшему человека как душу и тело и считавшему, что душа томится в телесной темнице и жаждет освобождения, Писание не учит такой раздвоенности, но говорит о целостности. Тело не только не презренно вследствие своей

Здоровье и исцеление

Здоровье и исцеление Джордж У. Рейд

III. Здоровье и святость

III. Здоровье и святость Здоровье и святость напрямую зависят от тесного общения Бога с сотворенными Им людьми. Глубокая связь между Творцом и творением, которая временно была искажена грехом, остается постоянной, служа гарантией, что Бога волнует все то, что так или иначе

В. Здоровье и послушание

В. Здоровье и послушание Дорожа благодатью, которой Бог во Христе дарует спасение и исцеление, христиане признают, что плод искупления — это искреннее, чистосердечное послушание Богу (Рим. 6:17). Полное исцеление человека, каждой его составляющей, требует сотрудничества с

Гигиена важнее бога.

Гигиена важнее бога. В Иерусалиме была очень старая канализация. И старый водопровод. На улицах воняло. Городу грозили эпидемии. Пилат неоднократно писал в Рим, чтоб дали денег на починку. Столица отмалчивалась. А местные религиозные власти в лице фарисеев и саддукеев

Каббала и здоровье

Каббала и здоровье Если человек предпринимает какие-то действия, чтобы укрепить тело, чтобы оно было готово выполнять духовную работу, то эти действия становятся как духовные, потому что для этой цели он укрепляет себя.Я c равом Барухом Ашлагом в течение 12 лет, когда был

1.25 Забота о здоровье

1.25 Забота о здоровье «*Мой Учитель очень заботился о собственном теле, пекся о том, чтобы быть здоровым, регулярно сдавал анализы. Я покупал ему все необходимые продукты – овощи и фрукты, даже шоколад.Мы ходили с ним на море: пока он не совершал весь комплекс физических

Эмоции и здоровье

Эмоции и здоровье За последние шестнадцать лет мы провели двенадцать научных конференций с самыми разными учеными, во время которых обменивались опытом и знаниями. В результате различных исследований ученые пришли к выводу, что существует связь между эмоциями и

Зачем это нужно. Естественная гигиена младенцев

Зачем это нужно. Естественная гигиена младенцев Конечно, мне не жалко памперсов для своего дитяти. Но, зная, что можно обойтись, и что у мам двух третей земного шара это получается, хочется попробовать. Тем более что подруги уже этому научились, и здорово

4. Здоровье

4. Здоровье Не только питание влияет на здоровье человека. Христиане будут избегать таких фасонов одежды, которые недостаточно хорошо защищают тело, стесняют движения или каким–либо другим образом отрицательно сказываются на

ЗДОРОВЬЕ

ЗДОРОВЬЕ Здоровье — благословение, ценность которого оценивается немногими, но все же от него в большей степени зависит действие наших умственных и физических сил. Наши побуждения и влечения зарождаются в теле нашем, посему оно и должно содержаться в лучшем физическом

ВОСПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ

ВОСПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ Наиболее принятый в настоящее время метод воспитания опасен не только для здоровья, но и для жизни. Большинство родителей и учителей не признают, что самый ранний детский возраст требует зоркого внимания, чтобы тело и разум равномерно

Древние римляне известны своей любовью к гигиене. Они создали целую сеть санитарных учреждений, таких как общественные термы (бани) и общественные же туалеты с проточной водой, источники питьевой воды, поступающей по акведукам. Также древние римляне внедрили на подконтрольных им территориях системы канализации и издали законы, позволяющие содержать города в чистоте.


Круглый бассейн в древнеримских термах. Бат, Великобритания

Фотография: NotFromUtrecht / Wikimedia Commons

Все эти меры должны были улучшить гигиену и здоровье римских граждан, в том числе избавить их от кишечных и кожных паразитов. Но как показывают современные исследования, этого не произошло. Археолог Пирс Митчелл из Кембриджского университета проанализировал многочисленные исследования палеопаразитологов и археологов, сделанные в странах, входивших в Римскую империю и обнаружил, что в некоторых случаях уровень зараженности паразитами во времена империи даже вырос по сравнению с предыдущими эпохами.

Митчелл сделал обзор археологических исследований поселений и городов, существовавших со времени неолита и до раннего средневековья на территориях, входивших в состав Римской империи.

В эпоху неолита чаще всего встречались паразиты, передающиеся через сырое или плохо приготовленное мясо. Это разные виды солитеров, печеночные сосальщики. Также в эту эпоху встречались паразиты, передающиеся через фекалии (власоглавы, круглые черви). В поселениях Бронзового и Железного веков в популяции паразитов происходит сдвиг. Паразиты, передающиеся с сырым мясом и рыбой в это время уже почти не встречаются, их место занимают круглые черви и дизентерийная амеба, которые передаются через немытые руки и грязные овощи и фрукты.


Общественная уборная в древнем Риме. Остия.

Фотография: Fubar Obfusco / Wikimedia Commons

В слоях, соответствующих Римскому периоду, археологи чаще всего находили власоглавов и круглых червей, то есть паразитов, передающихся в условиях плохой гигиены, через немытые руки или заражение пищей фекалиями.

Такой результат кажется неожиданным, учитывая количество общественных санитарных учреждений. Исследователи предлагают два объяснения этому результату. Во-первых, заражение паразитами могло происходить в общественных банях. Воду в них меняли не слишком часто и на поверхности образовывалась пленка из грязи и косметики. Во-вторых, римляне приняли закон по которому отходы человеческой жизнедеятельности должны были вывозиться из городов. Известно, что отходы использовались в качестве удобрения на полях и, вероятно, овощи, выращенные на этих полях не всегда мыли перед употреблением.

Немного реже на территориях, входивших в Римскую империю встречался рыбный солитер, паразит, передающийся через сырую или плохо приготовленную рыбу. Этот паразит выживает только в пресной воде. В до-римскую эпоху этот паразит уже встречался, но еще не был так широко распространен. Солитера чаще находили на северных территориях, там где чаще обходились без термической обработки рыбы, а сушили, коптили или солили ее, поэтому паразит выживал и заражал людей. Однако это не объясняет почему рыбий солитер стал одним из обычных паразитов именно в Римский период. Возможная причина — рыбный соус гарум, который был популярен на всей территории страны и считался одним из деликатесов. Готовился этот соус из рыбьей крови и внутренностей, которые смешивались с ароматическими травами и выдерживались на солнце в течение двух — трех месяцев. После ферментации в гарум добавляли оливковое масло, перец, соль, уксус и использовали в качестве приправы или лекарства.


Фабрика по изготовлению гарума. Каменные ванны, в которых происходила ферментация.

Фотография: Anual / Wikimedia Commons

Интересно, что наличие сети санитарных учреждений на территориях, подконтрольных римлянам не особо влияло на заражение кожными паразитами (головными и кожными вшами и блохами). При раскопках в британском Йорке концентрация паразитов в слоях, соответствующих Римскому периоду, времени викингов и средневековью оказалась одинаковой.

Однако, в культурных слоях соответствующих средневековью, возрастает количество круглых червей. Например, если в Парме в период римского владычества находили только власоглава, то через 1000 лет здесь встречались уже шесть видов кишечных паразитов. Рыбный солитер тоже встречается чаще в средние века, что, по-видимому, объясняется распространением христианства и сопутствующими ему постами, во время которых можно было есть рыбу, но не мясо.

Всего в археологических слоях, относящихся к Римскому периоду, исследователи нашли 12 видов внутренних и пять видов кожных паразитов. Это говорит о том, что система санитарных учреждений в стране была не столь уж эффективна. Но по словам автора статьи, хотя санитария не делала людей более здоровыми, они, по крайней мере, лучше пахли.

Читайте также: