Доклад на тему гродненский кадетский корпус

Обновлено: 18.05.2024

Первые попытки создания военно-учебных заведений на территории Беларуси были предприняты во время Речи Посполитой. Тяжелое социально-экономическое и кризисное политическое положение государства отрицательно сказалось на состоянии вооруженных сил этой страны. Регулярной армии у Великого княжества Литовского, которое входило в состав Речи Посполитой, не было. Не существовало и целенаправленной системы подготовки кадров для армии. Военная школа Великого княжества Литовского начала формироваться только во второй половине XVIII в., когда были созданы Несвижская рыцарская школа, или корпус артиллерии и инженерии (1745 – 1755, 1767- 1772), Гродненская военная школа, или кадетский корпус (1773 или 1774 – 1782). В этих школах обучалось около трех десятков человек. История образования на территории Гродненщины свидетельствует о том, что оно развивалось преимущественно в рамках российских традиций, вначале возникли первые специализированные школы, дающие главным образом военное образование. Военно-учебные заведения оставались едва ли не главным центром подготовки образованных людей. Поэтому на территории Беларуси историю образования невозможно изучать без ее военной составляющей.

Уроженец Саксонии Франциск Ксаверий Фроелих в 1763 г. поступил на службу к виленскому воеводе князю Каролю Радзивиллу и с того времени преданно ему служил. 20 октября 1767 г., Кароль Радзивилл направил оберст - лейтенанта Ф.К. Фроелиха с пятью офицерами в Несвиж, где тот принял управление школой кадет. Он стал первым и последним директором рыцарской школы, или корпуса артиллерии и инженерии. По дошедшим до нас сведениям, это был хороший офицер, который добросовестно выполнял свои обязанности директора и организатора военной школы.

В октябре 1770 г., оставшись без средств к существованию, кадеты разбежались, а сам директор переехал в Гродно, где возглавил военный корпус (школу) Антония Тизенгауза.

В 1762 г. при Екатерине II (1762-1796), штат сухопутного кадетского корпуса был увеличен до 600 человек, причем теперь принимались только малолетние дети не старше пяти лет, с тем, чтобы находится в корпусе не менее пятнадцати лет. Право на поступление предоставлялось детям штаб-офицеров, причем преимущественным правом пользовались дети неимущих, раненых и убитых на войне.

В том же году Артиллерийская инженерная дворянская школа была преобразована в Артиллерийский и инженерный шляхетный кадетский корпус со штатом в 146 кадетов. В 1784 г. штат увеличился до 393 человек.[2,3] В преддверии военного лихолетья российской армии требовались хорошо подготовленные офицеры, способные вести солдат в бой против отлично вооруженного, обученного и закаленного в сражениях противника. Между тем Сухопутный шляхетный кадетский корпус такую задачу в полном объеме не решал.

Шкловское благородное училище было основано24 ноября 1778 г. екатерининским фаворитом генерал-майором Семеном Гавриловичем Зоричем (1743-1799).Назначенный директором Шкловского кадетского корпуса, подполковник Фливерк, 17 февраля 1800 года получил императорский указ, в котором Павел I приказывал по всем вопросам, относящимся к корпусу, а также связанным с производством кадетов в офицерские и гражданские чины, обращаться прямо к нему.[4] 1 мая 1800 г. директор получил именное императорское повеление о немедленном переводе воспитанников Шкловского кадетского корпуса в Гродно.

Таким образом, 20 мая 1800 г. 211 воспитанников с обозом в 106 подвод навсегда покинули Шклов. Через три недели путешественники достигли Гродно.

После переезда корпуса в Гродно в его деятельности произошли значительные изменения.Судьбу учебного заведения решали уже на государственном уровне.Однако это не улучшило положения воспитанников.

не окажется данной ему бумаги, карандаша или грифеля.[7]

Гродненский кадетский корпус был создан по примеру столичный заведений закрытого типа. Тем не менее он имел значительные особенности. Во - первых, корпус существовал исключительно на деньги частного лица. Во – вторых, процесс обучения в Гродненском кадетском корпусе был значительно короче, чем в аналогичных столичных заведениях. В – третьих, в Гродно была создана лучшая в Российской империи материальная база для учебного заведения такого типа, подобран хороший кадровый состав преподавателей. Подготовка не носила ярко выраженного идеологического характера и была скорее общеобразовательной, чем военной. Особенностью учебного и воспитательного процессов в кадетском корпусе был либерализм: отсутствие жесткой цензуры при комплектовании библиотеки, доброжелательное отношение к воспитанникам даже при нарушении ими правил внутреннего распорядка. Все это содействовало хорошей подготовке учащихся, повышала авторитет Гродненского кадетского корпуса среди местного дворянства, а также в армейской среде.В Гродно состоялось несколько выпусков, но сведения про будущих офицеров почти не сохранились. Остались только списки выпускников 1800 г. – 60 человек и 1806 г. – 74 человека. Среди них – будущий граф, министр внутренних дел России, московский военный генерал-губернатор А.А. Закревский, гофмаршал императорского дворца барон Л.К. Боде, генералы – братья Н.Б. Броневский и С.Б. Броневский.[5]

Однако в Гродно корпус оставался недолго. По просьбе дворянства Смоленской губернии в 1807 г. он был переведен в Смоленск.С переводом Гродненского кадетского корпуса за пределы Беларуси закончился первый этап становления военной школы на Гродненщине.

Состав Гродненского кадетского корпуса (1807 г.):

Шеф корпуса – генерал-майор Вильгельм Карлович Кетлер, кавалер орденов Святой Анны 2-й и 3-й степеней.Ротный командир и экзерцирмейстер – подполковник Григорий Петрович Пятигорский.Ротные командиры – майоры Федор Васильевич Любимов и Федор Иванович Людвиг.Преподаватель алгебры, фортификации и артиллерии – майор Еким Михайлович Минстрюков.

Ротный командир и преподаватель гражданской архитектуры – капитан Егор Дмитриевич Иванов.Полицмейстер и преподаватель верховой езды – капитан Карл Егорович Бокум.Инспектор классов, правитель дел и преподаватель геометрии – штабс-капитан Козьма Маркович Деконский.Преподаватель богословия, российской грамматики, арифметики и греческого катехизиса – поручик Степан Максимович Райкович.Учителя: риторики, истории и географии (2-го класса) – губернский секретарь Карл Иванович Цихнер; немецкого языка и грамматики – коллежский регистратор Антон Михайлович Редик; российского языка (1-го и 2-го классов) – коллежский регистратор Семен Осипович Жуковский; французской грамматики – Иван Иванович Жибудо; французского языка (1-го и 2-го классов) – Осип Иванович Циммерман; рисования Иван Иванович Соколов.При лазарете: доктор – надворный советник Карл Карлович фон Тифенбах.Эконом – чиновник 13-го класса Семен Васильевич Буевич.

В.В.Сенько, Р.В. Шишко

Боевое братство славян на защите мира: сб.науч. ст. /ГрГУ им. Я.Купалы; редкол.: С.А. Пивоварчик (гл. Ред.) . –Гродно: ГрГУ, 2012.- 300с

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Кадетские училища (корпуса) всегда были очень престижны, они открывались с целью облегчить как военнослужащим, так и гражданским лицам воспитание и образование детей и были начальной ступенью подготовки белорусских офицеров и гражданских лиц.

Сегодня, Республика Беларусь нуждается в образованных, честных и мужественных людях, последовательных в своих поступках, самостоятельно мыслящих, принципиальных борцах, одержимых своими идеями.

Немаловажная роль в военно-патриотическом воспитании современной молодежи, в данное время, отведена кадетским училищам, что подтверждает актуальность выбранной мною темы.

Цель исследования. Поступив в Гродненское областное кадетское училище, я заинтересовался кадетским движением и поставил перед собой цель - на основе проведённого исследования тематических источников литературы, обобщить этапы зарождения, становления и развития кадетства на белорусских землях, определить факторы, влияющие на поступление современной молодежи в начальные военные заведения, а так же выяснить, на сколько современные подростки ориентированы на ценности патриотизма.

Материалы и методы исследования. При подготовке работы был проведен анализ литературных источников, а так же добровольное анкетирование учащихся по вопросам военно-патриотического воспитания. Для обобщения полученных данных использовалась программа Statistika 6. Анкетирование проводилось среди учащихся 8 - 11-х классов Гродненского областного кадетского училища и Средней школы № 22 города Гродно (180 человек).

Сегодня нет нужды доказывать, что успехи в социально-экономической сфере бытия зависят не только от материально-финансового состояния семьи и государства в целом, но и от выверенной идеологической государственной политики, основанной на ценностях патриотизма, любви к большой и малой Родине.

Основная часть

1. Кадетские корпуса на территории Беларуси в период Речи Посполитой

Анализ литературных источников показал, что первые военно-учебные заведения на территории современной Беларуси были созданы еще со времен Речи Посполитой. Предпосылками к этому послужили тяжелое социально-экономическое и кризисное политическое положение государства. Кроме того, численность регулярной армии Великого княжества Литовского, которое входило в состав Речи Посполитой, была крайне мала (в1717 г. – 6100 человек, в 1745 г. – 4000) и практически не существовало целенаправленной системы подготовки военных.

Для подготовки квалифицированных кадров во второй половине XVIII века было решено создать Военную школу Великого княжества Литовского, которая начала действовать с момента открытия Несвижского кадетского корпуса. Сегодня историк-исследователь Д. Кривошеев говорит о том, что первый на землях ВКЛ и всей Речи Посполитой кадетский корпус в Несвиже возник как минимум в 1740-м году. Все остальные ученые, работающие в этой научной области (и белорусские, и литовские, и польские) склонны считать датой основания корпуса все же 1745/1747 год.

Создатель кадетского корпуса в Несвиже, Михаил Казимир Радзивилл по прозвищу Рыбонька, был одним из богатейших людей своего времени. Он не понаслышке был связан с военным делом не только на родине, но и за ее пределами, был в курсе новейших европейских тенденций в военного образования, бывал в Германии и других странах.

Ученики должны были четко придерживаться всех прописанных в уставе правил: быть надлежаще одетыми, держаться достойно и прилично, т.е. не смеяться и не нарушать дисциплину, четко выполнять все приказы, следить за снаряжением лошади и так далее. В школу с лекциями приглашались офицеры милиции М. К. Радзивилла, лучшие кадеты с разрешения директора поощрялись, а наказания за невыполнение требований обычно сводились к денежному штрафу, или, в крайних случаях, к аресту.

О преподавательском составе первого Несвижского кадетского корпуса сведений сохранилось немного, как и информации о первых кадетах. Известно, что среди первых учащихся кадетского корпуса были дети М. К. Радзивилла князья Януш и Кароль. В школу отдавали своих детей прежде всего сторонники Радзивиллов со всей Речи Посполитой, офицеры радзивилловской милиции, придворная знать.

Что касается концепции организации первого Несвижского кадетского корпуса, то здесь некоторые факты заставляют нас больше склоняться к мысли, что он имел кавалерийский уклон и был предназначен для подготовки военных кадров для собственного войска гетмана. Его организация именно в 1747 г., по мнению историков, имела ряд причин, основной из которых все же было желание М. К. Радзивилла дать своим сыновьям, Янушу и Каролю (1734 года рождения), основательное военное образование на родине. Корпус в первоначальном виде просуществовал не долго, после чего М. К. Радзивил начал его реформирование.

Количество набора в кадетские корпуса напрямую зависела от размера армии, которую это учебное заведение должно было обеспечивать офицерскими кадрами. Незначительное количество кадетов Несвижского корпуса, что в конце 40 — начале 50-х г. XVIII в. не превышало 12-14 человек, объясняется небольшим количеством милиции М. К. Радзивилла.

В данном учебном заведении значительное место отводилось изучению иностранных и классических языков: немецкого, французского, польского, русского и латыни. Кроме того, ученики два раза в неделю имели занятия в манеже, а также тренировки по фехтованию, проводились занятия по танцам, географии, рисованию, истории, чтению Библии и риторике, а в теплое время года еще и муштра на плацу.

Сыновья основателя корпуса находились в нем на особо привилегированном положении, им разрешалось гораздо больше, чем всем остальным учащимся.

По своему составу, как мною говорилось выше, данное военно - учебное заведение было малочисленным и постепенно к середине 1750-х гг. пришло в упадок. Одной из главных причин этого, по всей видимости, стало и исполнение корпусом своей первоначальной цели — получение князьями Янушем и Каролем Радзивиллами военного образования, после чего Рыбонька утратил к нему всякий интерес.

Восстановить деятельность корпуса взялся в 1767 году сын великого гетмана, князь Кароль Станислав Радзивилл.

Новая модель школы переставала быть чисто кавалерийской, и имела скорее инженерный и артиллерийский уклоны. В таком виде Несвижский кадетский корпус с перерывами просуществовал до второй половины 80-х г. XVIII в. и дал ВКЛ и всей Речи Посполитой целую плеяду выдающихся офицеров-военнослужащих, архитекторов и военных преподавателей.

Первым и последним директором этой академии в Несвиже стал уроженец Саксонии оберст – лейтенант Франциск Ксаверий Фроелих, направленный на эту должность в октябре 1767 года самим Каролем Радзивиллом. По сохранившимся сведениям, это был хороший офицер, который добросовестно выполнял свои обязанности директора и организатора военной школы.

Однако недостаточное финансирование учебного заведения по причине тяжелого социально-экономического положения государства привело к тому, что в октябре 1770 (1772?) года, оставшись без средств к существованию, кадеты разбежались, а сам директор, Франциск Фроелих, переехал в Гродно, где возглавил военный корпус (школу) Антония Тызенгауза.

Учеба в кадетском корпусе не ограничивалась сугубо военными занятиями. Согласно регламенту за 1775 год, в кадетской школе преподавали рисунок, географию, геометрию, алгебру, немецкий язык и формирование характера – то есть каллиграфию (как у самураев).

Гродненский кадетский корпус первоначально располагался в деревянном дворце князей Сангушек. Затем, во время постепенного ухода от власти короля Станислава Августа, немногих оставшихся кадетов перевели в каменицу князей Сангушек. Перед восстанием Тадеуша Костюшко условия содержания кадетов были настолько жуткими, что в 1792 году их перевели в Полоцк.

Таблица 1. Кадетские корпуса на территории Беларуси в период Речи Посполитой

Количество учеников (выпускников)

Несвижский кадетский корпус

1745/1747 – 1754/1755? гг.

Подготовка офицеров для радзивилловской милиции, воспитание и обучение сыновей М. К. Радзивилла Януша и Кароля.

Несвижский кадетский корпус (или корпус инженерии и артиллерии)

Подготовка отобранных детей, уже обученных в школах, для изучения искусства артиллерии и инжинерии

Гродненский кадетский корпус (Гродненская военная школа)

от 17 до 23 человек

Подготовка разносторонних офицеров регулярных войск.

2. Кадетские корпуса на территории Беларуси после первого раздела Речи Посполитой до начала ХХ вв.

После первого раздела Речи Посполитой, российской армии требовались хорошо подготовленные офицеры, способные вести солдат в бой против отлично вооруженного, обученного и закаленного в сражениях противника. Поэтому, во времена правления Екатерины II (1762-1796 гг.) активно создавались кадетские корпуса и набирались туда учащиеся. В 1778 году в Шклове генерал-лейтенант Зорич Семен Гаврилович, получивший генеральское звание от Екатерины II за смелость и мужество в боях с турками, создал и содержал за свой счет кадетское училище для детей белорусских дворян.

Подполковник Фливерк, назначенный директором Шкловского кадетского корпуса уже указом Павла I от17 февраля 1800 года, получил, письмо в котором приказывалось по всем вопросам, относящимся к корпусу, а также связанным с производством кадетов в офицерские и гражданские чины, обращаться прямо к императору. 1 мая 1800 г. директор получил именное императорское повеление о немедленном переводе воспитанников Шкловского кадетского корпуса в Гродно.

Таким образом, 20 мая 1800 года 211 воспитанников с обозом в 106 подвод навсегда покинули Шклов. Через три недели путешественники достигли Гродно.

Гродненский кадетский корпус был создан по примеру столичных заведений закрытого типа. Тем не менее, он имел значительные особенности. Во–первых, корпус существовал исключительно на деньги частного лица. Во–вторых, процесс обучения в Гродненском кадетском корпусе был значительно короче, чем в аналогичных столичных заведениях. В–третьих, в Гродно была создана лучшая в Российской империи материальная база для учебного заведения такого типа, подобран хороший кадровый состав преподавателей. Подготовка не носила ярко выраженного идеологического характера и была скорее общеобразовательной, чем военной. Особенностью учебного и воспитательного процессов в кадетском корпусе был либерализм: отсутствие жесткой цензуры при комплектовании библиотеки, доброжелательное отношение к воспитанникам даже при нарушении ими правил внутреннего распорядка. Все это содействовало хорошей подготовке учащихся, повышала авторитет Гродненского кадетского корпуса среди местного дворянства, а также в армейской среде. В Гродно состоялось несколько выпусков, но сведения про будущих офицеров почти не сохранились. Остались только списки выпускников 1800 г. – 60 человек и 1806 г. – 74 человека.

В 1914 году началась мировая война, и кадеты по- ротно были эвакуированы из Полоцка, оказавшись в разных городах России: 1-я рота была отправлена во Владикавказский корпус; 2-я рота в Одесский; а 3-я рота сначала была назначена в 3-й Московский, но вскоре, по неизвестной пока причине, была переведена в Сумской кадетский корпус. Канцелярия же со служащими, архивом и директором корпуса, генерал- майором Чигирем, перекочевала в Симбирск.

В связи с началом Крымской войны и объявлением военного положения в Брестской крепости Брестский кадетский корпус в 1854 году переведен в Москву, a в 1860 году — в Вильнюс, где в 1863 году, в связи с реформой военно-учебных заведений, расформирован.

Таблица 2. Кадетские корпуса на территории Беларуси после первого раздела Речи Посполитой до начала ХХ вв

Шкловское благородное училище — учебное заведение, организованное С. Г. Зоричем в своём имении Шклов в 1778 году.


Заботясь о созданном им учебном заведении Зорич выписывал из-за границы преподавателей и надзирателей [1] , тратя на них ежегодно до 2 тысяч рублей. В 1781 году он приобрёл в Петербурге для своего училища библиотеку за 8 тысяч рублей и ежегодно расходовал на её пополнение более 200 рублей. В разное время для училища были куплены зоологические коллекции, физические приборы, модели машин и другие учебные пособия. Наконец, Зорич передал училищу свою богатую картинную галерею, в которой были собраны оригиналы и копии с картин Рубенса, Теньера, Веронеза, Карло Дольчи и других известных мастеров.

Первоначально училище размещалось в небольшом флигеле, около дома Зорича; из-за увеличения числа учеников в 1793 году для училища был построен трёхэтажный каменный дом на правом берегу Днепра и два деревянных флигеля для лазарета и музыкальной команды, общей стоимостью 50 тысяч рублей. Однако всего через 6 лет это здание сгорело [2] .

Среди выпускников училища были: Василий Людвиг (1785), Иван и Пётр Каховские (1786), Кузмицкий (1786), Курош (1788), А. И. Маркевич (1788), Е. П. Люценко (1793), Я. В. Захаржевский (1799).

Директорами Шкловского благородного училища были: Альфонс де-Сальморан (1781—1783), граф Дебрион, премьер-майор К. И. Энакиев, подполковник И. А. Фливерк. В течение 17 лет законоучителем в училище был настоятель Шкловской успенской церкви Александр Старынкевич (отец Николая, Ивана и Соломона Старынкевичей).

Переезд корпуса из Костромы в Москву начал планироваться в 1817 году. После переезда с 3 августа 1824 года учебное заведение стало именоваться Московским кадетским корпусом.

Как готовят будущих военных в Гродненском областном кадетском училище

Будущие военные, спасатели, сотрудники органов внутренних дел, а также других правоохранительных и силовых структур. Для учащихся Гродненского областного кадетского училища в период обучения есть все возможности определиться, с какой профессией связать судьбу, чтобы в последующем упорно идти к своей цели. На сегодняшний день обучающихся здесь 116, среди которых 23 девочки. Все они не только готовятся к служению Отечеству, но и проходят настоящую школу жизни, приобретая самостоятельность и умение справляться с трудностями.

На базе училища функционирует общежитие, что дает возможность принимать на обучение ребят со всей области. Кадеты живут здесь круглосуточно и могут уехать домой на выходные как правило дважды в месяц. Благодаря слаженной работе педагогического коллектива абсолютное большинство поступивших ребят легко адаптируются к новым условиях и успешно преодолевают все трудности, приобретая бесценный опыт.

– Основной целью училища являются формирование и развитие у кадетов интеллектуальных, культурных, физических и нравственных качеств. Наши выпускники определённо находят свое место в обществе. Они уходят со словами благодарности за всё, что в них здесь было вложено, за те навыки и умения, которые приобрели, – говорит Сергей Васильевич. – Так и должно быть. Ведь одна из наших задач – это подготовка ребят к взрослой самостоятельной жизни.

В основном выпускники училища стремятся связать дальнейшую жизнь с силовыми структурами. Для качественной подготовки кадетов здесь созданы все необходимые условия: современные кабинеты, спортивное ядро с площадками для игровых видов спорта и спортивным городком, электронный тренажёр для обучения навыкам стрельбы из разных видов оружия.

Значительное место отводится профориентационной работе. А постоянными гостями учебного заведения являются представители УВД Гродненского облисполкома и Гродненского РОВД, в том числе для проведения разноплановых совместных мероприятий в соответствии с планом взаимодействия на этот год. Вот и недавно, 8 октября, начальник отдела идеологической работы УВД Вячеслав Шкляр принял участие в торжественной церемонии принятия Клятвы кадета учащимися 8 класса. Клятву на верность кадетскому братству произнесли 24 человека.

По словам директора, ежегодно более 70 процентов выпускников становятся курсантами силовых вузов, в прошлом году только в Академию МВД РБ поступило 7 человек, в нынешнем – 5.

В учебном заведении только приветствуются инициатива и желание ребят проявлять себя в спорте и творчестве. А для совершенствования способностей и талантов есть факультативная работа и секции дополнительного образования. Юноши и девушки активно посещают занятия по рукопашному бою, борьбе, по разным видам стрельбы. Также в училище функционируют кружки вокального мастерства, игры на гитаре, хореографии с уклоном на бальные танцы.

– Кадетское братство – это уже стиль жизни наших ребят, тип отношений, который формируется благодаря среде, в которой они находятся. Это и взаимовыручка, и поддержка друг друга в любых ситуациях, – отметил Сергей Васильевич Якубович.

Читайте также: