Героические поступки сотрудников овд как проявление моральной свободы и ответственности доклад

Обновлено: 30.06.2024

сталкивается с тысячами ситуаций, требующих определить его нравстве нную позицию и воплотить в поступок.

совестью, п редставлениями о добре и зле, нравственном и аморальном. Выбор сопровождает человека на п ротяжении

всей жизни, составляет ее особенность, как в своей притягательной силе, так и в своей противоречивой сложности.

Моральный выбор ли чности — сторона человеческой деятельности. Существенной чертой лю бого вида человеческой

деятельности является акт выбора: ситуация содержит несколько возможностей и разрешается предпочтением одного

Для того чтобы создать условия этического обеспечения выбора, следует проанализировать особенности мотивации

выбора, соотношение целей и средств, свободы и ответственности в выборе, нравственных регуляторов (долга,

совести, законности) и целесообразности в выборе. Объективная возможность выбора не означает социальной и

Возможность выбирать обус ловлена образом жизни человека, его местом в системе соц иальных отношений,

обеспечивают ему успех в достижении целей. Только путем познания н еобходимости, а не на основе своего личного

желания человек может узнать границы своих возможностей, свободы выбора необходимых действий в тех или иных

осознанном могуществе человека над природой и общественными условиями его существования. Ст олкновение и

взаимодействие различных стремлений, интересов неизбежно требует установления пределов, границ свободы. В этом

случае мерой свободы личности является ее ответственность, как умение правильно пользоваться свободой,

соотносить свою волю, свое желание с и нтерес ами окружающих людей, проявить максимальное усилие творческой

активности в решении задач, поставленных перед личностью и обществом. Иначе говоря, ответственность выступает

процессами общественного развития, власть человека н ад своими страстями, поступками. Мораль как свобода — это

область моральной деятельности, которая выступает как господство человека над своими поступками, достигаемая

ответственность, которая объективно вытекает из характера совершаемых действий и поступков, и моральную

ответственность как возможность и способность личности на основе свободного выбора принять какое-либо важное

способствующий осуществлению общественных целей и з адач. В первом случае ответственность проявляется тогда,

когда человек, наделенный нравственным сознанием, зная нормы, принципы нравственного поведения, законы

общества, в котором живет, в то же время нарушает их. В результате в его поступке личные и общественные интересы

противопоставляются. В этом случае общество определяет меру наказания за нарушение общественных обязанностей,

норм и правил поведения. В основном эта форма ответственности распространяется на отрицательные действия и

поступки человека, вызвана общественной необходимостью от вечать за нарушени е законов, правил поведения, за

невыполнение общественной задачи, порученного дела. В научной теории эта форма моральной ответственности

именуется отрицательной и является предметом изучения н е только этики, но и права. Отрицательная форма

ответственности , обладающая юридической спецификой и санкционированная государственными учреждениями,

Юридическая ответственность всегда включает в себя неотвратимость наказания за нарушение з аконов. Часто

случается так, что человек, привлекающийся к юридической ответственности, может и не осознать справедливости

предъявленных ему обвинений з а совершенный поступок. Ответственности же в моральном плане свойственна

самооценка своего поступка. В этом случае угрызени е совести, самобичевание или порицание окружающих людей

является достаточной формой наказания за аморальный поступок. Более того, внутренне осознав свою вину, личность

самостоятельно предпринимает практические шаги к исправлению своего поступка, стремится з авоевать признание

коллектива, окружающих людей. Позитивная форма моральной ответственности основывается не на осуждении

противоправного поведения, а на стимулировании таких человеческих действий и поступков, которые жизненно

ответственности охватывает большую область человеческих поступков и мыслится как творческое осознание своих

моральной ответственности имеет социально-политическое и нравственное содержание позиции, избираем ой

индивидом. Это уси ливае т акти вность личности, приобщает ее к общественным делам. Человек глубже осознает свою

связь с происходящими событиями, активно включается в ход исторического творчества. А его ответственность

приобретает в высшей степени нравственный смысл, превращаясь во внутренний стимул деятельности. Возможность

и способность выбора, а также нравственный долг — вот что определяет меру ответственности. Получив объективную

возможность поступать так или и наче, личность должна действовать определенным способом — именно ее выбор

является условием разрешения ситуации. Средством адекватного ответа личности на ситуацию и является принятие

ответственности, как и само стремление к решению ситуации морального выбора. Морально свободный человек

должен всегда, везде, в любой ситуации, невзирая ни на к акое давление извне, ни на какие опасности лично для себя,

действовать только согласно своим внутренним убеждениям, поступать согласно своей совести. И если верно, что

только внутренняя правдивость еще не определяет сущность моральной свободы, то не менее верно и то, что без

работником органов внутренних дел целей и средств. Это выражено в том, что, во-первых, вступая в контакт с

различными категориями людей, сотрудник должен эффективно использовать то средство, которое в нравственном

подозреваемом, произведенное самостоятельно, с нравственной точки зрения более оправдано, нежели допрос его

близких родственников). Здесь важно заметить, что сами методы и средства деятельности сотрудников могут быть к а к

морально нейтральными, так и включать элементы принуждения и огран ичения. Очевидно, что первое есть моральное

более высокой цели (скажем, решение участковым инспектором ми лиции не привлекать того или иного человека за

профессиональным долгом неотвратимости наказания за содеянное). В -тре тьих, соразмерность средств и цели, когда

применение одного средства достаточно для д остижения ц ели и не требует дополнительных средств. К сожалению, в

личности (замена одн ой меры пресечения, достаточной для решения поставленной цели, другой, более жесткой), и т.

непоколебимость идейных позиций, с которых он должен рассматривать все вопросы борьбы с преступностью;

непримиримость к любым нарушениям закона; реализация профессионального долга как нравственного императива

области, в которой работает милиция, тем более что в действительности значительная часть ее деятельности

охватывает в высшей степени дели катную область человеческих взаимоотношений. А в словаре русского языка,

Моральные нормы не устанавливаются философами, а вырабатываются в процессе совместной деятельности. Человек не рождается с готовыми моральными понятиями, его нравственность формируется окружающей средой, условиями жизни и воспитательным воздействием на личность. Моральные нормы – это разновидность социальных норм, которые регулируют взаимоотношения людей, возникающие в процессе их совместной деятельности. Юристы в качестве элементов социальной нормы выделяют гипотезу, диспозицию и санкцию. В гипотезе очерчивается круг лиц, к которым обращена данная норма, и определяются иные ограничения сферы ее действия и условий применения. Диспозиция раскрывает основное содержание нормы. Санкция выражает способ обеспечения исполнения нормы, показывает, какой мере общественного воздействия подвергнется ее нарушитель.

Золотое правило нравственности требует от человека в его отношениях с другими людьми руководствоваться такими нормами, которые имеют для него ценностный смысл, по поводу которых он мог бы желать, чтобы ими же руководствовались другие люди в их отношении к нему. Для этого ему необходимо мысленно поставить себя на место Другого, т.е. того, кто будет испытывать действие данной нормы, а Другого поставить на свое собственное место. И если при таком обмене диспозициями норма принимается, то, значит, она обладает качеством нравственной нормы.

Центральными понятиями морального сознания и важнейшими категориями этики являются добро и зло. Добро - понятие этики, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и даже растению. Зло - понятие нравственности, противостоящее добру.Оно означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий. На борьбу со многими формами проявления зла: преступностью, воровством, нарушением законности и правопорядка, пьянством, наркоманией и т. п. и направлена деятельность сотрудников ОВД. Именно на них, в первую очередь, возложена борьба с указанными явлениями. Дело в том, что объективный индикатор истинности добра – обобщенные моральные представления людей, выраженные в общественном мнении. Они лежат в основе юридических норм и охраняются юридическими санкциями. Тем самым мораль переходит в право. Работники органов внутренних дел, борясь с преступностью, способствуют уменьшению социального зла и возрастанию добра в обществе. В этом проявляется нравственное содержание их профессиональной деятельности.

Любой поступок, совершенный человеком, так или иначе, затрагивает других людей. За каждым поступком следует реакция на него, за каждым деянием – воздаяние. Зло не должно оставаться безнаказанным, добро – невознагражденным. Поэтому добро и зло тесно связаны со справедливостью как равным воздаянием за равные деяния. Государство не может допустить, чтобы воздаяние за зло велось на индивидуальном уровне, иначе общество погрузится в анархию насилия. Для этого и созданы правоохранительные органы, призванные выявлять, предупреждать и пресекать факты причинения зла, воздавать за это причинение. Поэтому справедливость для сотрудников органов внутренних дел является целью и смыслом их деятельности.

Если мы говорим, что профессиональная этика сотрудников ОВД имеет деонтологический характер, то центральное место в ней занимает категория долга, который следует понимать как практическое самопринуждение к поступку исключительно из-за уважения к нравственному закону, пусть даже вопреки естественным человеческим потребностям. Животные действуют не сообразно долгу, а в силу инстинктов, поэтому лишь осознавая и исполняя свой долг, мы обретаем человеческую сущность. И то место, которое мы занимаем в семье, в служебном коллективе, в обществе в целом, прямо пропорционально объему возложенного на нас долга. Профессиональный же долг сотрудника ОВД представляет собой единство правовой и нравственной сторон, так как моральные требования в данном случае совпадают с государственной волей.

Моральные последствия исполнения или неисполнения долга образуют моральную ответственность. Она может быть внутренней, выступая как способность личности осознавать последствия своих действий и поступать в соответствии с этим осознанием, руководствуясь нормами морали. Внешняя же ответственность представляет собой общественные санкции на действия личности. Причем если в правовом государстве для гражданских лиц моральная и юридическая ответственность четко разведены, то для сотрудников правоохранительных органов эти виды ответственности часто смыкаются – за нарушение этических норм служебного поведения может последовать не только моральная, но и дисциплинарная и другие виды правовой ответственности. С другой стороны, в кадровой политике ОВД действует непреложный принцип: сотрудник только в том случае назначается на более высокую должность, если он в состоянии понимать и принимать на себя более высокую ответственность.

Формально такие меры могут не вписываться в принятую большинством общества систему моральных предписаний. Высказывается даже точка зрения, что правовое принуждение – это то же насилие, только исходящее от государства. Более того, не будучи направленными на противодействие непосредственной угрозе имуществу, здоровью и жизни граждан, подобные меры вызывают психологическое неприятие заметной части гражданских лиц. Остается также опасность, что монопольный характер правового принуждения может повлечь деформацию морального сознания у самих сотрудников ОВД.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Ответственность– это обязанность лица отвечать за свой поступок. Если при юридической ответственности сотрудник несет ответственность за совершенное деяние, которое нарушило ту или иную норму права, то его моральная ответственность (в каком-либо ее виде) наступает при нарушении им нравственных норм и основанных на них принципов и правил поведения.

Выделяют следующие основные виды моральной ответственности сотрудника ОВД.

1. Ответственность сотрудника перед собой самим. За совершенные им поступки.. Этот вид зачастую проявляется в сомнениях, страхах и сожалениях человека.

2. Ответственность за поступки перед другими. Вид такой моральной ответственности зачастую связан с административной и правовой ответственностью.

3. Ответственность перед миром и окружающими. Проявление такой ответственности определяется заботой о мире, вызванной впоследствии каких-либо тревог в виду тех или иных угроз миру. Такой вид ответственности считается наиболее сложным, поскольку человек считает, что он в ответе за все и всех. Человек может отрицать и не осознавать эту ответственность.

Таким образом,сотрудник ОВД несет моральную ответственность перед обществом, служебным коллективом и своей совестью.

Нарушения сотрудником профессионально-этических принципов и норм рассматриваются в установленном порядке в коллективе, на заседаниях комиссий органов, подразделений, учреждений системы МВД России по служебной дисциплине и профессиональной этике.

Наряду с моральной ответственностью сотрудник, допустивший нарушение норм права, может нести и юридическую ответственность.

Совесть и формы ее проявления в деятельности

Сотрудника полиции.

Можно сказать, что совесть – это проявление внутренней ответственности сотрудника ОВД. Совесть – это присущее только человеку чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. Это чувство возникает в виду внутренней убежденности человека в том, что является злом, а что есть добро.

Требования совести - это внутренние, а не внешние требования, и от них, образно говоря, нельзя убежать. Можно не прийти на помощь пострадавшему, закрыть глаза на нарушения закона коллегой, уйти от справедливого наказания - нельзя лишь убежать от совести, поскольку нельзя убежать от самого себя. Совесть - это внутренний страж поведения людей, побуждающий их на добрые дела и не допускающий переступить грань, отделяющую добро от зла.

Развитое чувство совести у сотрудника полиции позволяет ему осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Таким образом, совесть выступает для сотрудника ОВД как огромная побудительная сила к соблюдению нравственных норм и выполнению гражданского долга.

Однако надо помнить, что совесть не является чем-то присущим у человека от рождения. Ее надо вырабатывать в себя, культивировать. А сотруднику полиции требуется вырабатывать у себя обостренное чувство совести, исходя из поставленных перед ним задач и определяющих его деятельность правовых предписаний.

В компетенцию сотрудников ОВД входит ограничение в ряде случаев прав и свобод граждан. Нравственный смысл правовых ограничений на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками полициисостоит в том, что таким путем, действуя строго в соответствии с предписаниями закона, они осуществляют охрану законных интересов индивидов, организаций, общества и государства от общественно опасных посягательств.

Конечно же ненасильственные методы предпочтительнее для деятельности ОВД. Их суть – в попытке переубедить оппонента, еще не переступившего правовые запреты.

Однако бывают ситуации, когда не обойтись без применения насильственных методов к нарушителям закона.

При этом насилие само по себе ни морально, ни аморально. Важно то – в каких целях оно применяется. Так, ножом можно вылечить человека, сделав операцию, а можно и убить.

Цель, направленная на благо, даже если она достигается насилием, - нравственна при том условии, что и средства будут оптимальны и будут более менее точно соответствовать характеру этой цели.

Таким образом, насилие не противоречит морали, а взаимодействует с ней. Иначе говоря, применяя насилие, сотрудники ОВД должны исходить как из правовых предписаний, так и из нравственных основ службы в ОВД.

Поэтому совершенно не правильно обывательское мнение о том, что задача сотрудников полиции – лишь устрашать правонарушителей, пресекать их действия.

Еще раз отметим, что применение насилия сотрудниками ОВД предполагает и проявление гуманизма, руководство нравственными началами сотрудников ОВД.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подытоживая сказанное, можно сформулировать следующие основные выводы.

Профессиональная этика - область этической науки, изучающая систему моральных норм и принципов, действующих в специфических условиях взаимоотношений людей в сфере определенной профессии.

В отличие от норм обычной этики эти нормы не дают права выбора, закрепляются в служебных документах и обеспечиваются административными (т.е. правовыми) санкциями.

К сотруднику правоохранительных органов предъявляется ряд специфических моральных требований, состоящих в следующем:

- отношение к человеку как к высшей ценности, уважение и защита прав, свобод и человеческого достоинства в соответствии с международными и отечественными правовыми нормами и общечеловеческими принципами морали;

- глубокое понимание социальной значимости своей роли и высокого профессионализма, своей ответственности перед обществом и государством как работника правоохранительной системы, от которой в решающей степени зависят общественная безопасность, охрана жизни, здоровья, правовой защищенности больших масс людей;

- разумное и гуманное использование предоставленных законом работнику правоохранительных органов прав в строгом соответствии с принципами социальной справедливости, гражданского, служебного и нравственного долга;

- принципиальность, мужество, бескомпромиссность, самоотверженность в борьбе с преступностью, объективность и непредвзятость в принятии решений;

- безупречность личного поведения на службе и в быту, честность, неподкупность, забота о профессиональной чести, общественной репутации работника правоохранительных органов;

- сознательная дисциплина, исполнительность и инициатива, профессиональная солидарность, взаимопомошь, поддержка, смелость и морально-психологическая готовность к действиям в сложных ситуациях, способность к разумному риску в экстремальных условиях;

- постоянное совершенствование профессионального мастерства, знаний в области служебной этики, этикета и такта, повышение общей культуры, расширение интеллектуального кругозора, творческое освоение необходимого в службе отечественного и зарубежного опыта.

В перечисленных требованиях отражены основные нравственные качества, которыми должен обладать сотрудник правоохранительных органов.

Таким образом, совершенно очевидно, что соотношение таких понятий как этика, мораль, нравственность, служебный этикет становится определяющим фактором выполнения сотрудником полиции своего профессионального долга. Эти базовые профессиональные качества находятся в сфере применения Типового Кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, который является ныне действующим нормативно правовым документом.

Знание и выполнение сотрудником этических норм является обязательным критерием оценки качества его профессиональной деятельности, а также соответствия его морального облика требованиям, установленным в МВД России.

Нравственным человек становится лишь в том случае, если его разум поднимается до понятий обязанности и закона. Искусство самопринуждения, вырабатывающееся в процессе воспитания, есть путь к нравственной культуре.

Все же некоторые сотрудники органов внутренних дел при достаточно высоком уровне осведомленности о морали и праве нарушают эти нормы, рас­сматривая эти их как досадную помеху на пути реализации своих индивиду­альных и ложно истолкованных общественных интересов. Факты негативного отношения к моральным и правовым нормам оказывают отрицательное влия­ние на нравственную атмосферу в обществе.

ЛИТЕРАТУРА

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.

7. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21)) // Официальные документы в образовании. 2011. № 36 (декабрь).

1. Честь и долг сотрудника органов внутренних дел: Учебное пособие / – М.: ЦОКР МВД России, 2016.

2. Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. Я. Кикотя. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

3. Организация воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел. – М.: ДГСК МВД России, 2012.

4. Организация работы по укреплению служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел, противодействию коррупции: Курс лекций. – М.: ДГСК МВД России, 2012.

5. Основы профессиональной этики и служебного этикета: Курс лекций. – М.: ДГСК МВД России, 2012.

6. Обеспечение прав человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел: Курс лекций. – М.: ДГСК МВД России, 2012.

7. Учебно-методические материалы по организации профилактики коррупции в органах внутренних дел: Сборник / Под общ. Ред. В. Л. Кубышко. – М.: ДГСК МВД России, 2012.

8. Полиция Российской империи / А. В. Борисов, М. В. Кожемякин,
А. А. Алькинская. – М.: Студия писателей МВД России, 2012.

9. Советская милиция. – М.: Студия писателей МВД России, 2014.

Дополнительная:

1. Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: Учебник. – М.: ЦОКР МВД России, 2016.

2. История российской полиции в очерках и воспоминаниях. – М.: Студия писателей МВД России, 2011.

3. Кушнаренко И. А. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел: Учебное пособие. – М.: Московский университет МВД России, 2016.

Старший преподаватель кафедры

подполковник полиции О.П. Волошина

10 ноября вся страна отмечает День сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, или по-простому День полиции.

Их служба действительно и опасна и трудна. Часто сотрудники полиции рискуют жизнью не только на работе, но и на отдыхе. Предлагаем подборку современных героев России, не побоявшихся самоотверженно протянуть руку помощи в экстремальных ситуациях.

Болот Санзуев, исполнении старший полицейский группы задержания Отделения вневедомственной охраны по Джидинскому району Бурятии

Владислав Потутаев, сержант УВД Московского метрополитена

Рисковал жизнью ради бездомной собаки, спрыгнувшей на рельсы. Пес даже не подозревал, какой опасности подверг себя. Никто из пассажиров спасти не осмелился, так что четверногому очень повезло, что рядом оказался бесстрашный и добрый сержант.

Олег Темлянцев и Александр Загребельный, сотрудники вневедомственной охраны сержанты полиции Омской области

Во время патрулирования вверенного участка заметили, что у центрального водоема четверо людей зовут на помощь. Оказалось, что двое мужчин и двое подростков никак не могут самостоятельно выбраться на берег. Александр Загребельный бросился на помощь в воду, а Олег Темлянцев остался на берегу, чтобы помочь выбраться из воды и вызвать скорую помощь. Полицейским удалось всех спасти. Оказалось, что мальчики 13 и 8 лет без спроса взяли у отца алюминиевую лодку чтобы порыбачить и находясь в воде случайно ее перевернули. Мужчины, бросившиеся на помощь подросткам, самостоятельно с ситуаций не справились бы, если бы не помощь сотрудников полиции.

Борис Юмдашеев, сотрудник уголовного розыска полиции города Братска

Возвращался домой после ночного дежурства и заметил, что возле его подъезда в открытом окне второго этажа появился маленький ребенок. Мгновение спустя малыш выпал, но Борис Юмдашеев успел среагировать и поймал его. Ребенка сотрудник полиции сразу же отвел домой. Оказалось, что бабушка всего на минуту отвлеклась от пятилетнего внука.

Михаил Полхлебов, старший лейтенант полиции

История приключилась в Москве в автозаправке на Ленинском проспекте. Туда зашел мужчина и угрожая ножом потребовал от сотрудников выручку. На том же месте оказался Михаил Полхлебов, который находился на отдыхе в гражданской одежде. Он потребовал прекратить разбойное нападение, но злоумышленник решил полицейского зарезать. Михаилу Полхлебову удалось отразить нападение и задержать преступника до прибытия коллег.

Другие подразделения Министерства внутренних дел тоже отмечают профессиональные праздники. Например, следующими после полицейских, 17 ноября, чествуют участковых уполномоченных. Транспортная полиция России празднует свой день 18 февраля, а патрульно-постовая служба — 2 сентября.

Читайте также: