Функциональная грамотность доклад на педсовет

Обновлено: 18.05.2024

На формирование функциональной грамотности в каждом образовательном учреждении оказывает влияние множество факторов, в числе которых выделяются:

  • содержание образования (основная образовательная программа, учебные программы);
  • формы и методы обучения;
  • система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;
  • программы внеурочного, дополнительного образования;
  • модель управления школой (уровень автономии в регулировании учебного плана);
  • наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;
  • активная роль родителей в обучении и воспитании.

Такое обилие факторов приводит и к многообразию проблем при решении задачи выстраивания системы работы школы по формированию функциональной грамотности.

На уровне образовательной организации самыми ощутимыми затруднениями выступают следующие (таблица 1):

Таблица 1. Проблемные поля в системе формирования и развития функциональной грамотности в школе

Создания условий по формированию и развитию ФГ

Изменений в содержании

Изменения в технологиях

инструменты оценки сформированности ФГ

технологическая карта урока (модуль, контекстно), внеурочного занятия

технологии и формы (урочной, внеурочной деятельности)

технологии и формы
воспитательной работы

метапредметные мероприятия: проекты, конкурсы, олимпиады

При анализе результатов диагностической работы по функциональной грамотности, в которой приняли участие ученики 6-х классов в феврале 2021 г., в соответствии с проверяемыми компетенциями был выявлен ряд дефицитов учащихся (таблица 2):

Таблица 2.Дефициты учащихся по результатам диагностической работы в 6-х классах.

Проверяемые компетенции
(кодификатор)

Выявленные дефициты
(результаты-умения)

ЧГ

Находить и извлекать информацию

извлечение множественных единиц информации

Интегрировать и интерпретировать информацию

причинно-следственные связи, выводы, мотивы героев

Осмысливать и оценивать содержание и форму текста

точка зрения, оценка достоверности!

ЕНГ

Научное объяснение явлений

предложить прогноз, гипотезу

Применение методов естественнонаучного исследования

способы обеспечения надежности и достоверности данных

Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

выводы, оценка научных аргументов из различных источников (составные тексты)

МГ

Формулировать ситуацию математически

создание математической модели

Применять математические факты, процедуры

анализ информации в различных формах

Интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты

анализ методов решения, обобщение, проверка истинности

ФнГ

Выявление финансовой информации

умение искать, неумение анализировать

Анализ информации в финансовом контексте

планирование финансовых дел, выбор при сравнении вариантов

Описание финансовых проблем

оценка вариантов решений, проверка достоверности

Применение финансовых знаний и пониманий

применение знаний без понимания

С учетом выявленных проблемных полей в школе организована работа, через следующие виды деятельности:

Конечно, это только начало реализации школьного проекта по формированию функциональной грамотности, планируемыми результатами которого должны стать определенные уровни ее сформированности (представлены на рис. 1).


Рисунок 1. Уровни сформированности функциональной грамотности школьника

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Педагогический совет

Цель педагогического совета: совершенствовать профессиональное мастерство учителя в контексте развития функциональной грамотности обучающихся на всех уровнях обучения.

2. Рассмотреть пути формирования и развития функциональной грамотности обучающихся.

Если говорить проще – это умение использовать полученные предметные знания в самых различных жизненных ситуациях: социальных, бытовых, профессиональных, научных. Это умение правильно действовать в различных ситуациях, опираясь на наши знания. Естественно, что ФГ не может быть сформирована без предметных знаний. И, когда человек попадает в определенную жизненную ситуацию, где нужно применить ФГ, наши предметные знания превращаются в средство для достижения цели.

Рассмотрим некоторые примеры:

1. На уроках информатики обучающиеся знакомятся с текстовым редактором ВОРД, учатся составлять презентации. В данном случае знания , полученные на уроке – это цель. При составление презентации и доклада для участия в научно-практической конференции , знания и умения по работе в текстовом редакторе и использования программы ПОВЕР ПОЙНТ становятся средством для достижения цели.

2. Рассмотрим второй пример. На уроках технологии ученики знакомятся с видами тканей, с их свойствами. За этими знаниями ученики пришли на урок. Это знания – цель. Швея , собираясь сшить платье , продумывает какая ткань подойдет для летнего платья, вспоминает свойства ткани для лучшего пошива и кройки- в данном случае знания –это средство.

3. И еще 1 пример – ученики на уроках ОБЖ изучили правила поведения при ЧС. Возьмем взрыв. В реальной жизни ,если человек попав в такую ситуацию, действует строго по плану, это говорит о его ФГ и умении использовать знания как средство.

Можно, конечно, еще много приводить примеров. Но мы продолжим.

4. Читать учимся на уроке литературного чтения, с часами знакомимся на уроках математики. К огд а мы рассматриваем билет в кино , определяем время , адрес кинотеатра, прикидываем, во сколько нам нужно выйти из дом а, чтобы быть вовремя .

3 слайд – В Указе президента В.В.Путина от 07.05.2018 года №204

Образование в России отличается тем, что при высоких показателях предметных знаний и умений ,российские школьники испытывают трудности в применении своих знаний на практике, в определенных жизненных ситуациях или в максимально приближенных к ним, а так же в работе с информацией, представленной в различных формах( таблицы, графики, символы, знаки, инфографика, рисунок , сбор информации , данной в тексте в неявном виде). Таким образом по практико-ориентированным показателям наше образование не соответствует международным требованиям и стандартам. Эксперты в области образования давно говорят и пишут о том, что наши ученики и студенты , выступая на международных конкурсах и олимпиадах, показывают высокие результаты по предметным знаниям, но часто проигрывают и отстают от конкурентов в практических заданиях.

4 слайд – Познакомимся с международным исследованиям, по которым оценивается образование.

5 слайд - Обратимся к результатам международных исследований в области образования PIRLS , TIMSS , где оцениваются предметные знания, то РФ по всем направлениям сохранила и даже упрочила свои позиции.

6 слайд – перейдем к результатам исследований PISA , где предметом исследований являются умения учащихся 14-15 лет применять полученные знания на практике. По итогам исследования PISA по читательской грамотности результат российских школьников повысился , место России в мировом рейтинге – с 26-го до 24-го. Показатель математической грамотности продемонстрировал еще более существенный рост , Россия поднялась с 33-го на 27-е место. По естественнонаучной грамотности результат несколько снизился , по этому показателю Россия в 2020 году находилась на 36-м месте. Всего стран- участников исследования ПИЗА -78. К сведению 1 место занимает Китай по трем компонентам (ЧГ, МГ,ЕНГ), 2 место Сингапур, 3 место – полуостров Макао (Китай).

Несмотря на некоторую положительную динамику в исследованиях , Россия все равно отстает в ФГ от ведущих стран.

(ПРОСМОТР ВИДЕО ,ФГ : ВЫЗОВЫ И ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ с 24.33 по 33.30)

Поэтому современные процессы развития страны выдвигают к сфере образования РФ ряд новых требований и задач. Одна из важнейших задач современной школы – воспитание и обучение функционально - грамотных людей.

7 слайд – Рассмотрим компоненты ФГ . Их на данный момент выделяют 7. Три основных компонента , с которых начались исследовния Р ISA -это читательская грамотность, математическая, естественно-научная. Потом к ним добавилась финансовая грамотность. И последние компоненты- разрешение проблем, глобальные компетенции, креативное мышление. Коротко скажу обо всех.

1.Системообразующим компонентом является читательская грамотность. Читательская грамотность формируется на всех предметах, где дети читают текст. И начинаем формировать ЧГ уже в начальных классах. И это не просто уметь читать, это анализ текста, умение выделять главное и важное, формулировать выводы, делать выборку необходимых текстов и определять, анализировать противоречия в них, проверять факты . Грамотность чтения – это степень способности к осмыслению текстов и информации в различной форме, рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.

2.Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Мы понимаем , что математик встречается повсюду в нашей жизни, и, наверное, нет ситуаций , где математика не имела бы места быть. И если рассматривать задание для формирования МГ, то мы можем увидеть конкретную реальную жизненную проблему. Ученику необходимо догадаться , какая математическая составляющая есть в этой задаче, выделить ее и решить с помощью математических ЗУ, полученных на уроке. Затем получить математический результат и опять вернуться к изначальной математической проблеме и проанализировать получилось или не получилось решить проблему или же найти другие пути решения. Это первые задания в КИМах ОГЭ.

3.Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

- То есть естественнонаучно грамотный человек должен научно объяснять явления, происходящие в нашей жизни, опираясь на знания по физике, химии, биологии. Например: может быть такое задание( Часто на ярлыках одежды, имеющих яркую раскраску можно увидеть знак- таз с водой и число 40. И предлагаются вопросы. Что означает этот знак? Почему нельзя стирать цветное белье с белым? Что произойдет , если нарушить инструкцию по стирке?).

- Интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов ( Дается небольшой текст с описанием жизненной проблемы. Используя научные данные из текста, ученик выполняет задание и делает вывод)

4. Финансовая грамотность -это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансово-го поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и по-вышению качества жизни. Умение управлять финансовыми потоками (доходами и расходами), грамотно распределять деньги, то есть жить по средствам и правильно приумножать имеющийся капитал . На более высоком уровне она также включает в себя взаимодействие с банками и кредитными организациями, использование эффективных денежных инструментов, трезвую оценку экономического положения своего региона и всей страны.

5.Что касается решения проблем, это решение творческих, конструктивных, бытовых, социальных проблем.

6.Глобальные компетенции – это не конкретные ЗУН, а их сочетание со взглядами, убеждениями, ценностями человека, которое применяется при личном или виртуальном контакте с людьми другой веры, национальности, другой культуры, для решения глобальных проблем, не имеющих национальных и территориальных границ и влияющих на настоящую и будущую жизнь людей. Это могут быть решение вопросов экологии, мира во всем мире, торговли, науки.

7. Креативное мышление – это новый компонент для исследований ПИЗА. Яркий пример , подходящий под определение – это мозговой штурм при решении определенной проблемы.

Это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки, совершенствовании идей, направленная на получение инновационных( оригинальных, нестандартных, непривычных, новаторских) и эффективных решений (действенных, результативных, экономичных, оптимальных) и эффективных способов выражения (производящих впечатление, привлекающих внимание).

Предлагаю рассмотреть следующий вопрос , как функциональная грамотность соотносится с идеологией ФГОС

Переориентация системы образования на развитие функциональной грамотности учащихся закреплена во ФГОС на концептуальном уровне в следующих аспектах:

а) изменение образовательной парадигмы – компетентностный подход,

б) содержание обучения – комплексное (междисциплинарное) изучение проблем, включая жизненные ситуации;

в) характер обучения и взаимодействия участников образовательного процесса – сотрудничество, деятельностный подход;

г) доминирующий компонент организации образовательного процесса – практико-ориентированная, исследовательская и проектная деятельность, основанная на проявлении самостоятельности, активности, результативности, творчестве учащихся;

д) характер контроля – комплексная оценка образовательных результатов по трем группам (личностные, , метапредметные, предметные).

Однако многие из перечисленных аспектов пока не находят воплощения в массовой педагогической практике, так как требуют принципиально другого подхода к организации процесса, содержания и оценки качества образования.

Так к ак же переориентировать учебный процесс на эффективное овладение функциональной грамотностью? Для того, чтобы ответить на этот вопрос
, зачитаю слова Ковалевой Галины Сергеевны, руководителя Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования.

Наша с вами задача понять: Какие задания работают на формирование функциональной грамотности? Сколько таких заданий в учебниках и задачниках, по которым работает учитель? Достаточно ли их количества для формирования прочного уровня функциональной грамотности?

Заданий, к сожалению, которые развивают функциональную грамотность ребенка, к сожалению, не так много. Это связано с тем, что их разработка достаточно сложна, в ней нужно учесть много факторов. Задания должны быть не только привязаны к реальности, но и соответствовать возрасту детей и их когнитивным ( познавательным) особенностям. Они должны быть системными, близки их опыту и окружению, содержать много фактов – в том числе и тех, которые, возможно, не понадобятся ребенку для ее решения, но будут интересны в принципе.

Сейчас предлагаю снова вернуться к видео и просмотреть небольшой отрывок (6 мин) об особенностях заданий на оценку и формирование ФГ.

(ПРОСМОТР ВИДЕО ,ФГ : ВЫЗОВЫ И ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ с 18.37 по 24.15)

Очень важно понять каждому педагогу, что данное направление работы касается каждого из нас. Мы все вместе работаем на результат, который покажут наши дети. Именно нам решать чему учить? зачем учить? как учить? А главное - как учить результативно?

С понятиями , касающимися ФГ , мы познакомились на данном педсовете. Естественно , это знакомство, а не глубокое погружение в проблему. Поэтому я по электронной почте вышлю видеоурок учителям в соответствии с их предметом. Учителям начальных классов вышлю видеоурок по формированию читательской грамотности, т.к. он является системообразующим.

В завершении педсовета нужно заполнить анкету по теме анонимно, для того, чтобы определить нужно ли проводить еще методическое мероприятие по данной теме.

Решение педсовета:

ž Всем педагогам апробировать и внедрять технологии, обеспечивающие формирование функциональной грамотности

(отв: все педагоги, постоянно)

ž В рамках предметных недель провести открытые уроки, демонстрирующие разнообразные формы, методы, формирующие функциональную грамотность

(отв: педагоги , в течение года)

ž Создавать банк заданий, отвечающих формированию функциональной грамотности обучающихся

Например, чувствуем экологические изменения. Чувствуем, что бумажных денег стало меньше. Конечно, переживаем, насколько защищены. На наших глазах рождается искусственный интеллект. И мы переживаем, какой он будет добрый или злой. Изменения есть. Сейчас мы все озабочены быстрым распространением короновируса. Все первые строки новостей говорят об этом. Но и раньше был грипп свиной, птичий. Нам объясняют это перенаселением планеты. Неслучайно вирус возник на густонаселённой территории Китая. Мы живём в обществе нестабильности, неопределённости, сложности, неоднозначности. Мы даже не можем сказать, какие профессии будут востребованы в будущем, но уверены, что общество нестабильно, и нашим школьникам придётся жить в этих условиях. Именно поэтому общество пытается определить, какие критерии, навыки нужны, чтобы выжить в таком обществе, что для этого нужно. Отсюда возникает такое понятие, как функциональная грамотность.

Ф.Г. включает в себя (слайд 3) математическую грамотность, финансовую, естественнонаучную, грамотность глобальных компетенций, грамотность читательскую и критического мышления. Итак, одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.

Функциональная грамотность ( слайд 6) –

1.Является базовым уровнем для функционирования навыков чтения и письма

2.Направлена на решение бытовых проблем

3.Обнаруживается в конкретных обстоятельствах и характеризует человека в определённой ситуации

4.Связана с решением стандартных. Стереотипных задач

5.Используется в качестве оценки, прежде всего взрослого населения.

Что такое читательская грамотность ( слайд 7) – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

Что подразумевается под читательскими умениями, вы можете видеть на слайде. ( слайд 8)

  1. осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты);
  2. уметь извлекать информацию из разных источников;
  3. учиться находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета;
  4. уметь пользоваться источниками и ссылаться на них;
  1. уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и уметь применять их при подготовке собственных текстов;
  2. реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом.

На первый взгляд может показаться, что задания к тексту даны несложные, но если нам с вами придётся их выполнить, то окажется, что это не совсем так. (слайд 11)

Для развития функциональной грамотности учащихся на уроках можно использовать

Я вам предлагаю написать диктант.

* По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, бывший мажордом, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном, жонглёр жонглировал крыжовником, пытаясь нанизать его на шомпол. Жокей с шорником договаривалась о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Жора предлагал чокаться крюшоном. Настроение у пего было мажорное, будто он ехал на весёлое шоу. Вдруг раздался шорох. Это у обжоры лопнул шов на шортах. Все, конечно, были шокированы происшедшим.

(слайд 14) Проверьте себя

(слайд 15) Оцените себя.

Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Необходимость новых решений в меняющемся мире 1.Экологический. Изменение климата и истощение природных ресурсов требуют срочных действий. 2.Экономический . Научные знания создают новые возможности и решения проблем. Но они же создают разрушительные волны перемен во всех сферах. Беспрецедентны инновации в науке и технике, особенно в биотехнологии поднимают фундаментальные вопросы о том, что значит быть человеком. 3.Финансовый. Взаимозависимость на местном, национальном, региональном уровнях создала глобальные производственно-сбытовые цепочки и объединённую экономику. Данные создаются, используются и распространяются в широких масштабах. Возник вопрос о кибербезопасности и защите конфиденциальности. 4.Социальный . По мере того, как население планеты продолжает расти, миграция, урбанизация и растущее социальное и культурное разнообразие меняют страны и сообщества. В мире повсеместно увеличивается неравенство в уровне жизни. Возрастает угроза войны и терорризма.

Читательская Критическое мышление Глобальные компетенции Естественнонаучная Финансовая Математическая ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней . Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам )

Функциональная грамотность – 1.Является базовым уровнем для функционирования навыков чтения и письма 2.Направлена на решение бытовых проблем 3.Обнаруживается в конкретных обстоятельствах и характеризует человека в определённой ситуации 4.Связана с решением стандартных, стереотипных задач 5.Используется в качестве оценки, прежде всего взрослого населения. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам )

Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты); уметь извлекать информацию из разных источников; учиться находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета; уметь пользоваться источниками и ссылаться на них; уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и уметь применять их при подготовке собственных текстов; реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом. Навыки и умения, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач:

Задание: 1. Прочитайте текст. Объясните, как герои понимают нормы и закономерности построения высказываний. Чья позиция ближе вашим представлениям об этих нормах и закономерностях? Аргументируйте свой ответ. 2. Найдите случаи употребления тире между подлежащим сказуемым. В каком случае тире является авторским (факультативным) знаком препинания? Как можно объяснить его появление? 3. Найдите пунктуационную ошибку в тексте телеграммы, составленной главным героем. 4. Составьте и запишите несколько собственных вариантов телеграмм разного содержания, не соответствующих норме данного речевого жанра.

Проверь себя! По ш О ссе мчалась машина. В кабине сидел ш О фёр , а в кузове тряслись ч О порный ш О тландец , Ж О ра-обж О ра, ж О кей, ж О нглёр и ш О рник. Каждый был занят своим делом. Ж О ра ел ш О колад и запивал крюш О ном , ж О нглёр ж О нглировал крыж О вником . Ж о кей с ш О рником договаривалась о новых ш О рах для лошади. Ш о тландец ч О порно молчал, надвинув на глаза капюш О н . Ж о ра предлагал ч О каться крюшоном. Настроение у пего было маж О рное , будто он ехал на весёлое ш О у . Вдруг раздался ш О рох . Это у обжоры лопнул ш О в на ш О ртах. Все, конечно, были ш О кированы про исше дшим. Шо́рник — специалист по изготовлению конской упряжи, в том числе шор — боковых наглазников, которые надеваются на лошадь для ограничения поля зрения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Определение актуальных проблем в организации современных подходов по формированию функциональной грамотности школьников и возможных путей их решения в реальной педагогической практике.

Задачи:
- Определить основные требования к организации работы по формированию функциональной грамотности школьников;
-Повысить интерес педагогов к учебно-воспитательной работе по формированию функциональной грамотности школьников через повышение уровня самообразования, изучения и внедрения новых образовательных технологий;
- Разработать методические рекомендации к проектированию и проведению уроков, направленных на развитие функциональной грамотности школьников.

Нельзя человека научить на всю жизнь,
его надо научить учиться всю жизнь!

Мы живем в такое время, когда многое необычно, когда от учителя требуется переосмысление того, что происходит вокруг, как меняется наша жизнь, наука, школа, дети, учительский труд, как меняемся мы.
Сегодня школа вся и во всем изменяется, обновляется и перестраивается. Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед школой задачу в сравнительно короткий срок воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Одним из важнейших направлений решения этой проблемы является интенсификация учебного процесса, то есть разработка и внедрение таких форм и методов обучения, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся.
Образование как фактор экономического, социального и духовного прогресса общества обуславливает устойчивое развитие государства. Одним из условий воплощения такой миссии образования в реальность является расширенное понимание грамотности, предполагает развитие нового отношения к качеству жизни.

Педагогический совет

Цель: Определение актуальных проблем в организации современных подходов по формированию функциональной грамотности школьников и возможных путей их решения в реальной педагогической практике.

- Определить основные требования к организации работы по формированию функциональной грамотности школьников;

-Повысить интерес педагогов к учебно-воспитательной работе по формированию функциональной грамотности школьников через повышение уровня самообразования, изучения и внедрения новых образовательных технологий;

- Разработать методические рекомендации к проектированию и проведению уроков, направленных на развитие функциональной грамотности школьников.

Нельзя человека научить на всю жизнь,

его надо научить учиться всю жизнь!

Мы живем в такое время, когда многое необычно, когда от учителя требуется переосмысление того, что происходит вокруг, как меняется наша жизнь, наука, школа, дети, учительский труд, как меняемся мы.

Сегодня школа вся и во всем изменяется, обновляется и перестраивается. Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед школой задачу в сравнительно короткий срок воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Одним из важнейших направлений решения этой проблемы является интенсификация учебного процесса, то есть разработка и внедрение таких форм и методов обучения, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся.

Образование как фактор экономического, социального и духовного прогресса общества обуславливает устойчивое развитие государства. Одним из условий воплощения такой миссии образования в реальность является расширенное понимание грамотности, предполагает развитие нового отношения к качеству жизни.

Современное понимание образовательных результатов выходит за рамки обычного перечня знаний, умений и навыков, соотносимых с обучением учебного предмета. Образовательные результаты являются конечным продуктом процесса обучения учащихся в школе и свидетельствуют о качественных изменениях в личности обучающегося и проявляются в его поведении, взаимодействии с социальной средой.

Одним их уровней представления результатов образования является функциональная грамотность, определяемая как способность личности на основе знаний, умений и навыков нормально функционировать в системе социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.

Один из механизмов реализации плана действия по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы является коренное обновление методологии и содержания обучения. В связи с этим было начато системное внедрение новых педагогических технологий, ориентированных на функционально-компетентностный подход и развитие субъектной роли школьников и учителей.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности.

Развитие функциональной грамотности учащихся - одна из важнейших задач современного образования. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность - это атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

В Национальном плане можно укрупненно выделить 4 базовых механизма развития функциональной грамотности.

Основным образовательным инструментом в школе выступает организация исследовательской деятельности, которая решает задачу формирования предметных знаний на компетентностной основе.

Освоение интерактивного оборудования выводит процесс обучения на качественно новый уровень, позволяет сделать преподавание любого предмета увлекательным и динамичным, упрощая процесс взаимодействия с аудиторией, классом. Учебная работа с электронными средствами обучения, создаёт условия для использования среды в качестве:

средства обучения, повышающего эффективность и качество подготовки школьников;

средства телекоммуникации, формирующего умения и навыки получения необходимой информации из разнообразных источников;

средства развития личности;

эффективного инструмента контроля и коррекции результатов учебной деятельности.

В ходе подготовки к педсовету изучались организационные и технологические подходы в формировании функциональной грамотности школьников. Было посещено __51___ уроков с целью изучения опыта работы педагогов, а также определения актуальных проблем в организации современных подходов по формированию функциональной грамотности школьников, проведено анкетирование учителей. Формирование потребности в постоянном повышении профессиональной компетентности, стимулирование применения современных методик и технологий образовательного процесса, раскрытие творческого потенциала учителя, создание благоприятного творческого климата в ученическом коллективе - основной фактор функциональной грамотности учителей. Задачу совершенствования профессионального мастерства учителей школы решаем через овладение современными образовательными технологиями, внедряемыми в современный урок, которые в свою очередь обеспечивают формирование функциональной грамотности средствами предмета.

Педагогический коллектив начал внедрение в практику проведения современного урока 7 модулей, что должно способствовать повышению профессионализма учителей коллектива. В целом в работу было вовлечено более 30% учителей.

Уроки отличаются системностью, продуманностью всех этапов, а также выбором содержания материала, исходя из индивидуальных особенностей класса, учителя пытаются раскрыть творческий потенциал личности на основе индивидуализированного подхода в учебном процессе ( Анварова Е.И., Гайдукова Н.А., Кашкимбаева К.К., Машрапова А.Т., ШевченкоЛ.В. , Батталова К.Т. Жазкей С.Нургалиева Г.М) Уроки учителей, прошедших уровневые курсы, а их в начальной школе три учителя: Цымбал О.В., Мурадымова К.Х., Вирясова Н.В., а также учителей Черновой В.И., Рушановой З.А., Ежовой В.Н., Денисенко Н.А, Лукашовой А.И., Басанец., В.В. Пелих И.Ю., Петрук С.А., Лызиной Г.Н., Черва С.Г. соответствуют требованиям урока на деятельностной основе с применением ИКТ, стратегий развития критического мышления: соблюдается структура, наблюдается завершенность каждого этапа, урок имеет логическую завершенность.

В ходе посещения уроков, мы увидели, что в основном проверка знаний учителями организована в соответствии с программой, которая определяет максимум и минимум знаний. В ней же указаны объекты проверки, тот учебный материал, который должен быть усвоен школьниками. Многие педагоги (Подлесная О.Н., Криворучко А.А.,Нургазинов А.С. Терешина О.В.Дацюк А.Ф. Мусина Г.С. Блашкина Н.Н. Василишина Т.Н.) руководствуются алгоритмом организации проверки ЗУН: отбирают материал для проверки, разрабатывают систему вопросов и заданий, подбирают необходимые пособия и средства обучения, заблаговременно планируют, определяют методы и формы проверки.

Но вместе с тем анализ проведенной работы позволил обозначить основные типичные субъективные ошибки оценивания школьников, а именно учителя при оценке ЗУН не учитывают уровни усвоения программного содержания и высокие оценки выставляют за воспроизведение учебного материала (уроки истории, географии, биологии, литературы). При работе с текстом, в основном, даются задания репродуктивного уровня: пересказать, ответить на вопросы и как правило, чем полнее пересказано содержание параграфа, тем выше оценка.

Необъективность оценок является и следствием отсутствия твердых критериев по выполняемой деятельности, поэтому преподаватель ставит высокие оценки за слабые ответы, и наоборот (примеры). К этой же проблеме можно отнести и причину того, что оценки по итогам деятельности учеников своевременно не выставляются. Так, на ____ посещенных уроках отдельных учителей оценочная деятельность не наблюдалась. Редко практикуется и комментирование отметок, Смысл которого заключается

во-первых, в указании на положительные стороны ответа и наиболее типичные ошибки в учебной работе ученика, на что надо обратить внимание,

во-вторых, в стимулировании интереса к учению, открытии перспектив передним,
в- третьих, в обеспечении согласия учащегося с выставляемой ему отметкой. . Но критерии не отработаны, носят формальный характер. Все посещенные уроки содержали этап контроля и рефлексию. Учителя используют разнообразные методы формативного оценивания на этапе рефлексии. Учащимся очень нравится выражать эмоциональную оценку. Ученики оценили физминутки с применением видео в сопровождении музыки. Необходимо работать над критериальным оцениванием.

Ни кому не секрет, что образование должен включать в себя усвоение базовых образовательных навыков (таких как грамотность, способность производить исчисления, выражать свои мысли устно, решать проблемные ситуации) и базового содержания образования (включая знания, ценности и представления), которого не достаточно у наших отдельных педагогов. Им необходимо сформировать личность таким, чтобы быть способной выживать, развивать собственные способности, активно участвовать в развитии общества.

Учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником. Его профессиональные умения направляются не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями, устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Эта роль значительна сложнее, нежели при традиционном обучении, и требует от учителя более высокого уровня мастерства.


Согласно теории Бенжамина Блума процесс обучения начинается на уровне знаний: запоминания и воспроизведения фактов, дат и т.д. Далее происходит понимание то есть усвоение полученной информации: ее связь с ранее полученной информацией, общение , перефразирование. Применение и использование новыхи действий в специфичных ситуациях позволяет ученику решать поставленные задачи, выбирать и изменять улученную информацию. При анализе происходит сравнение, проверка, необходимых я синтеза идей (планирование, прогнозирование). Наконец, на уровне оценивания ученик может отнестись к изучаемому материалу критически и взвесить аргументы, способы оценить ценность той или иной идеи.

Для того учитель сам должен быть функционально грамотным чтобы достичь пика прирамиды Блума . По этому сегодня насколько функционально грамотен педагогический коллектив нашей школы вы узнаете.

Выступает Талипова ЭЕ.

Каждая образовательная область участвует в развитии всех видов функциональной грамотности.

Процесс развития функциональной грамотности средствами учебных дисциплин, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления. Средствами формирования и развития навыков мышления являются те же предметные ЗУНы, представленные в виде задания, а формой организации – проблемные ситуации. При этом сами навыки мышления служат инструментом перехода ЗУНов в компетенции, т.е. в функциональную грамотность.

Содержание функциональной грамотности

ФГ 1. Грамотность чтении и письма

2. грамотность естественных наук

3. математическая грамотность

4. компьютерная грамотность

5.грамотность в вопросах семейной жизни

6. грамотность в вопросах здоровья

7. юридическая грамотность

Они выявили, каким должен быть функционально грамотный педагог.

Работа по группам

Раздать бумаги и стикеры , критерий работы по группам

По итогам выступления модераторов групп можно прийти такому решению что

Педагоги должны взять на себя управление своей деятельностью:

самостоятельно инициировать её;

ставить адекватные цели и задачи;

находить необходимые средства;

оценивать результаты;

осуществлять самокоррекцию;

нести ответственность за принятие решений и их выполнение.

При таком подходе мы можем осуществить требования нового стандарта образования, но , безусловно , главная роль отводиться УЧИТЕЛЮ.

Проект решения педсовета:

1. Разработать методические рекомендации к проектированию и проведению уроков, направленных на развитие функциональной грамотности школьников. (ЗДУВР)

2. Провести обучающие семинары по вопросу применения таксономии Блума. ( Шевченко Л.В. Цымбал О.В)

4. В период проведения предметных недель организовать мастер-классы по развитию функциональной грамотности. (Рук МО)

5. Выявить опыт через посещения уроков (ЗДУВР)

6. Продолжить подготовку учащихся к участию в предметных олимпиадах, дистанционных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах, конференциях на международный уровень.

7. Организовать кукольный театр по предмету каз яз в русской школе и англ яз.

8. Систематизировать опыт учителей школы с целью создания банка идей и единого образовательного пространства по формированию ФГШ. (методический кабинет).

9. При обучении казахскому языку учителям необходимо решить следующие задачи с целью использования в речевой практике казахского языка. Для каждой параллели определить: лексический минимум, грамматический минимум.

Изменения в мире задают новые параметры обучения и воспитания, требуют кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов.

Какие же умения и качества необходимы человеку 21 века?

Функциональная грамотность это определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, т.е. ее смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни.

Развитие функциональной грамотности в начальном образовании является актуальной задачей педагога .

Мониторинг функциональной грамотности обучающихся включает:

- читательскую грамотность. Основы закладываются в начальной школе , где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию. Поэтому актуальны важнейшие задачи, стоящие перед педагогом :

- научить осознанно, правильно, выразительно читать ;

- извлекать из текстов интересную и полезную информацию ;

- самостоятельно выбирать книги для чтения;

- работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях) ;

- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении ;

- развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности;

- развивать читательскую компетентность учащихся через уроки и организацию внеклассной деятельности

- естественнонаучная грамотность ( способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений);

- математическая грамотность (способность учащихся: распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать эти проблемы, используя математические знания и методы)

- финансовая грамотность (это уровень знаний в области финансов, личных сбережений и способов управления ими);

- глобальные компетенции;

-креативное мышление.

Сл. 5 В Красноярском крае разработаны и успешно применяются инструменты оценки грамотностей. Они включают такие виды как:

Читательская грамотность 1- 4 и 6 класс

Вводятся новые типы данных, увеличивается доля множественных и несплошных текстов (с текстовой и графической информацией), появляется новая группа умений – оценка и осмысление информации, разрабатываются особые материалы для детей с ОВЗ в КДР4

Групповой проект – 4 класс (оценка умения работать в команде)

Естественно-научная грамотность – 8 класс (интегральный подход, позволяющий оценить достижения учащихся в освоении универсальных навыков работы в естественнонаучной области в целом)

Уменьшается доля сведений, которые ученик может взять из текста или задания, задания будут опираться на способы работы, которые осваиваются в естественно-научной области

Математическая грамотность – планируется ввести с 2020 г.

Данное исследование реализуется Международной Ассоциацией по оценке образовательных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievements).

Целью данного исследования является сравнительная оценка подготовки учащихся 4 и 8 классов по математике и предметам естественнонаучного цикла в странах с различными системами образования, а также выявление особенностей образовательных систем, определяющих различные уровни достижений учащихся.

В исследовании TIMSS 2019 года участвовали более 60 стран мира. В России исследование TIMSS проводил Центр оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования совместно с Федеральным институтом оценки качества образования. Для участия в исследовании TIMSS-2019 путем выборки были отобраны 590 образовательных организаций из 49 регионов Российской Федерации. В каждой образовательной организации для участия в тестировании было отобрано по одному 4 или 8 классу.

Для проведения исследования в школу был доставлен закрытый пакет, в котором находились все необходимые для исследования материалы: анкеты для учащихся; список учащихся, руководство по проведению тестирования, список учителей, протокол проведения тестирования, форма расчета коэффициента участия, форма для входа в онлайн анкетирование учителей, форма для входа в онлайн анкетирование администрации, форма для входа в тестирование для учащихся и ZIP-пакет с USB-носителями. Т.к. в нашей школе было меньшее число компьютеров, чем число учащихся в отобранном классе, то было запланировано 2 сессии проведения тестирования по 12 человек в каждой.

Совместно с координатором учащиеся читают инструкцию на компьютере и учатся пользоваться инструментами.

Следующие две части, Часть 1 и Часть 2, включают в себя задания по математике и естествознанию. В варианте у каждого учащегося будет одна часть заданий по математике и одна часть заданий по естествознанию, хотя порядок выполнения этих частей будет отличаться в зависимости от варианта. Последняя часть работы – это короткая анкета для учащихся.

В соответствии с программой исследования дополнительно к изучению результатов по математике и предметам естественнонаучного цикла проводились анкетирования учащихся, учителей и администрации школы, а также родителей учащихся 4 классов.

Полученные данные позволят выявить факторы, влияющие на качество образования в России, сравнить содержание образовательных стандартов, разрабатываемых в нашей стране, с требованиями, предъявляемыми к образовательным результатам в разных странах.

В исследование не ставится задача оценить работу отдельных учащихся, учителей или директоров школ. Поэтому данные, которые позволят идентифицировать отдельных учащихся, учителей или школы, опубликованы не будут.

Результаты тестирования будут опубликованы в декабре 2020года.

Участие России в международных сравнительных исследованиях качества образования имеет большое значение для обеспечения качества российского образования.

Полученная в результате данных исследований информация позволяет судить о качестве образования в нашей стране и ее относительном положении в мировой системе образования.

Богатейший аналитический материал о программах, учебниках и требованиях к учебным достижениям школьников в странах мира дает возможность специалистам страны принимать обоснованные решения о реформировании содержания образования и создании российских образовательных стандартов.

Использование технологий педагогических измерений, разработанных ведущими специалистами мира, позволяет с наибольшим экономическим эффектом совершенствовать российскую систему оценки качества образования на уровне мировых стандартов.

Как показывают результаты стран, стабильно лидирующих в исследовании (Австралия, Финляндия, Япония, Новая Зеландия, Италия, Южная Корея и др.), на развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы:

1) содержание образования (национальные стандарты, учебные программы);
2) формы и методы обучения;
3) система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;
4) программы внешкольного, дополнительного образования;
6) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;
7) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.


Полный текст материала Статья "Функциональная грамотность" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Читайте также: