Функции социального страхования доклад

Обновлено: 06.07.2024

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) – это один из государственных внебюджетных фондов, который создан для обеспечения обязательного социального страхования граждан России.

Организационная структура фонда социального страхования

В фонд социального страхования, кроме головного отделения, входят исполнительные органы:

самостоятельные региональные отделения;

отраслевые отделения, которые функционируют в отдельных отраслях хозяйства;

филиалы, которые создаются по согласованию с председателем фонда.

Фонд социального страхования и все его отделения и филиалы являются самостоятельными юридическими лицами с гербовыми печатями и текущими банковскими счетами.

Задачи Фонда социального страхования

Главной задачей фонда социального страхования является реализация конституционных прав жителям страны в осуществлении материальной поддержки, если они частично или полностью утратили работоспособность.

Задачами Фонда социального страхования являются:

обеспечение государственными пособиями граждан, которые нуждаются в оздоровлении, реабилитации или лечении;

активное участие в системе разработки и реализации государственных программ, которые обеспечивают защиту и сохранение здоровья населения;

совместная с Министерством труда и социального развития РФ и Министерством финансов разработка тарифов страховых взносов, которые должны уплачивать объекты страхования;

осуществление всех необходимых мероприятий, которые сохраняют надежность и обеспечивают финансовую устойчивость фонда социального страхования;

организация работы по подготовке сотрудников фонда социального страхования и повышению профессионального уровня (квалификации) специалистов фонда социального страхования;

сотрудничество с аналогичными фондами как внутри государства, так и за его пределами.

Некоторые выплаты фонда имеют не страховой характер (новогодние подарки, средства на детские лагеря, спортивные школы).

Фонд социального страхования целенаправленно проводит следующую работу :

поддерживает состояние социальной и экономической стабильности;

увеличивает жителям России их благосостояние;

развивает отрасли социального направления;

предотвращает бедствия от стихий;

улучшает ситуацию с демографией, увеличивает рождаемость в стране за счет предоставления денежных дотаций;

решает проблемы сирот, приемные родители получают денежный эквивалент на достойное воспитание усыновленных детей;

в случае потери работы, занимается трудоустройством граждан;

сохраняет общественные ценности.

Функции Фонда социального страхования

В число основных функций фонда социального страхования следует отнести:

страхование по случаям временной нетрудоспособности граждан;

страхование по материнству;

осуществление выплат по пособиям, включая такие случаи, как временная нетрудоспособность, беременность и роды, постановка на учет на ранних сроках беременности (единовременно), рождение ребенка (единовременная), по уходу за детьми (ежемесячная), на погребение;

осуществление страхования от случаев производственного травматизма, а также профзаболеваний, наряду с выплатами пострадавшим гражданам на производстве страхового обеспечения, включая производящиеся в единовременном и ежемесячном режиме, оплату по дополнительным расходам в рамках медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, финансирование мер предупредительного характера на снижение травм на производстве и профзаболеваний, обеспечение льготников путевками в санатории и курорты для лечения с правом бесплатного проезда туда и обратно;

осуществление обеспечения лиц, имеющих инвалидность, протезами и иными реабилитационными техническими средствами;

проведение оплаты по родовым сертификатам.

Выплата пособий за счет средств фонда социального страхования

Выплаты из фонда социального страхования производятся при несчастном случае на производстве, в случае болезни, в декретном отпуске.

Фонд социального страхования производит выплату пособий:

по временной нетрудоспособности;

по беременности и родам;

по уходу за ребенком;

женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

на реабилитацию после болезней и профилактику;

на частичное финансирование внешкольного обслуживания детей;

на создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда социального страхования;

на проведение исследовательских и научных работ по социальному страхованию.

Бюджет фонда социального страхования

Для того чтобы фонд социального страхования мог производить выплаты, у него должны быть источники дохода, к которым относятся:

обязательные страховые взносы работодателей – организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан;

периодические поступления денежных средств из федерального бюджета, которые перечисляются фонду социального страхования;

доходы, которые поступают от уплаты других видов пошлин;

финансовая прибыль, получаемая организацией от инвестирования свободных денежных средств в ликвидные государственные ценные бумаги или в банковские вклады;

гражданские добровольные страховые взносы;

добровольные страховые взносы юридических лиц;

штрафы, пени, санкции, недоимки и другие денежные средства, которые поступают в бюджет Фонда социального страхования в результате возмещения вреда или ущерба;

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме "Зарплата и кадры".

. , используемые Государственными учреждениями – региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации при планировании выездных . страхователей при планировании выездных проверок). Фонд социального страхования дал рекомендации обеспечить размещение на .

. выплаченных сумм, а непосредственно сам Фонд социального страхования. У вновь перешедших на данный . выплаченных сумм, а непосредственно сам Фонд социального страхования. У вновь перешедших на данный .

. в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного .

. в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного . органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 . Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в .

. в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного .

. в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного . Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации и, соответственно, лишит .

. даты приема сотрудника направляет в Фонд социального страхования заявление на получение субсидии через . РФ Работодатель направляет заявление в Фонд социального страхования не ранее, чем через месяц . шести месяцев с даты трудоустройства Фонд социального страхования РФ осуществляет проверку работодателя и . субсидии Первый транш субсидии предоставляется Фондом социального страхования в течение 10 рабочих дней .

. в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного . в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного . в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования . в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного .

. в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного .

. в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного .

. Фонда за счет средств бюджета Фонда социального страхования. Бухгалтерский учет Бухгалтерский учет представляет .

. Фонда за счет средств бюджета Фонда социального страхования. Бухгалтерский учет Бухгалтерский учет представляет .

. .2017 № А66-1707/2017 Обстоятельства: Фонд социального страхования доначислил страховые взносы, пени, штраф . N А82-13922/2015 Обстоятельства: Фонд социального страхования доначислил страховые взносы, пени, штраф .

1. Социальное страхование: понятие, организация, правовое регулирование и развитие

.1 Понятие и объективная необходимость социального страхования, его правовое обеспечение

.2 Социальные риски и их виды как условия возникновения и существования социально-страховых интересов

.3 Организационно-правовые формы социального страхования и их развитие

. Обязательное медицинское страхование — вид социальной защиты населения

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Страхование — это совокупность мероприятий по созданию ресурсов материальных и (или) денежных средств, за счет которых производится исправление вреда, восстановление потерь, происшедших в общественном хозяйстве при стихийных бедствиях или несчастных случаях, называется страхованием в широком смысле слова.

Социальное страхование — это инструмент реализации социальной политики государства, который позволяет создавать специальные страховые фонды для выплаты денежных пособий престарелым и нетрудоспособным лицам. РФ является государствам, где экономика социально ориентирована, поэтому серьезное внимание вопросам соцзащиты граждан, включая социальное страхование и социальную помощь. Актуальность этих вопросов возрастает, когда во всем мире резко увеличивается безработица, а валюта демонстрирует неустойчивость. Страхование представляет собой особые договорные экономические отношения между физическими и юридическими лицами, с одной стороны, и организационными структурами, специализирующимися на предоставление страховых услуг, с другой.

1. СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ: ПОНЯТИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ

1.1 Понятие и объективная необходимость социального страхования, его правовое обеспечение

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Социальное страхование — обеспечение по социальному страхованию это предоставляемые при наступлении страховых случаев застрахованным лицам и членам их семей на основании закона или договора (соответственно — в обязательном и дополнительном социальном страховании) денежные выплаты (пенсии, пособия, компенсации) или натуральные услуги (медицинские, санаторно-курортное лечение), направленные на полное или частичное возмещение утраченного заработка (иного трудового дохода) либо на защиту заработка (иного трудового дохода) при необходимости несения повышенных социально-значимых расходов.

В настоящее время специальными законами урегулированы только три из них — обязательное пенсионное, обязательное медицинское и страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Обязательство страховщика по предоставлению страхового обеспечения возникает при наступлении страхового случая (ст. 3, 8, 11 Федерального закона от 16 июля 1999 г.). Таким образом, основанием предоставления социально-страхового обеспечения является страховой случай, т. е. реализация социального страхового риска, связанная с необходимостью предупреждения неблагоприятных ситуаций либо компенсации или смягчения их последствий.

Если поведение застрахованного способствовало усилению последствий страхового случая, он может быть лишен обеспечения по страхованию. Так, законодательство содержит перечень обстоятельств, с учетом которых работники по решению администрации предприятия могут быть лишены пособия по временной нетрудоспособности (например, при нарушении режима, установленного врачом, или неявке без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или на освидетельствование в учреждение медико-социальной экспертизы). Срок, на который работник лишается пособия, определяется в каждом конкретном случае в зависимости от характера заболевания, продолжительности периода нетрудоспособности, материального положения работника и иных обстоятельств.

Кроме того, возможно снижение размера социально-страховых выплат с учетом степени вины застрахованного лица в наступлении страхового случая или усилении его последствий. Например, в системе обязательного социального страхования профессиональных рисков ежемесячная страховая выплата застрахованному может быть уменьшена соответственно степени его вины (имеется в виду грубая неосторожность) в возникновении или увеличении вреда, причиненного его здоровью, но не более чем на 25 %.

Таким образом, во всех видах обязательного социального страхования, кроме медицинского, страховое обеспечение предоставляется с учетом обстоятельств возникновения страхового случая. Иными словами, социально-страховое обеспечение должно быть обоснованным.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

1.2 Социальные риски и их виды как условия возникновения и существования социально-страховых интересов

Все виды страховых рисков можно разделить на три группы:

.Необходимость получения медицинской помощи.

.Утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.

.Дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Радикальные преобразования экономики и переход к рыночным отношениям в РФ породили множество социальных рисков, связанных с существенным падением уровня жизни в стране из-за снижения реальных доходов населения, лишения его бесплатного образования, медицинского обслуживания, гарантии на труд и т.п., что закономерно привело к росту нищеты, преступности, сокращению средней продолжительности жизни. Одной из весомых причин такого положения является то, что реформы изначально не учитывали социальные риски, воспроизводство рассматривалось преимущественно с позиций прямого приоритета материально-вещественного результата или прибыльности и недостаточно ориентировалось на все многообразие потребностей человека в процессе его жизнедеятельности.

Одним из главных факторов усиления социального риска в нашей стране является низкий уровень заработной платы, установление ее ниже стоимости рабочей силы, практикуемое большинством работодателей в стране, в том числе и государством. Труд единственный из факторов производства остался вне рыночной цены и основных принципов ее формирования. Сегодня необходим качественно новый подход к решению проблемы заработной платы, которая утратила свою стимулирующую и воспроизводящую функции. Существенное повышение заработной платы низкооплачиваемых категорий работников, а также снижение нормы

1.3 Организационно-правовые формы социального страхования и их развитие

Виды обеспечения по социальному страхованию должны быть четко определены в законе или договоре применительно к каждому страховому случаю. Об этом же говорится и в нормах Федерального закона от 16 июля 1999 г. Обращает на себя внимание некоторая несогласованность положений ст. 7 и 8 упомянутого закона. Так, в ст. 8 сказано, что каждому виду социального страхового риска (здесь правильнее говорить о страховых случаях) соответствует определенный вид страхового обеспечения. Но, если в ст. 7 названы 9 видов страховых случаев, то в ст. 8 выделяют 14 видов обеспечения. С одной стороны, этот перечень не претерпел изменений в связи с отменой страхования по безработице и до сих пор включает пособие по безработице, которое сегодня страховым обеспечением уже не является, а предоставляется в системе государственного социального обеспечения, финансируемой из бюджета. С другой стороны, рассматриваемый перечень не полон, потому что в законах о конкретных видах социального страхования названы и другие виды обеспечения.

Федеральный закон о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, от 19 мая 1995 г. предусматривает назначение и выплату пособий по беременности и родам, единовременного пособия при ранней диспансеризации, единовременного пособия при рождении ребенка, а также ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет не только застрахованным лицам, но и другим категориям граждан. Таким образом, эти пособия могут быть пособиями по социальному страхованию или пособиями по государственному социальному обеспечению (для военнослужащих, обучающихся и др.).

В перспективе представляется более правильным отказаться от обеспечения по социальному страхованию в натуральной форме, поскольку она не позволяет дифференцировать уровень обеспечения, учитывать такие важные обстоятельства, как уплаченные взносы, период страхования и т. д. В современных условиях данное социально-страховое обеспечение необходимо сохранить лишь по мотивам недостаточности финансовых ресурсов в социально-страховой системе и низкого уровня жизни населения. Вопросы возникают и при характеристике такого вида социально-страхового обеспечения, как оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей (точнее, речь должна идти о санаторно-курортном лечении как о социально-страховой услуге, которая может предоставляться застрахованному бесплатно или с частичной оплатой). Во-первых, не вполне понятно, какому виду риска соответствует это социально-страховое обеспечение. Из закрепленного в ст. 7 перечня косвенное отношение к денной ситуации может иметь временная нетрудоспособность или необходимость получения медицинской помощи. Во-вторых, в законодательстве отсутствуют четкие условия, при которых у застрахованного лица возникает право на данный вид социально-страхового обеспечения, тем самым нарушается принцип определенности условий обеспечения по социальному страхованию.

В Положении о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, утвержденном постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2001 г., предусматривается, что распределение и выдача путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление осуществляются не чаще одного раза в год на основании решения комиссии по социальному страхованию, в пределах ассигнований, выделенных страхователю на эти цели, т. е. по усмотрению страхователя.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Поскольку денежные средства на санаторно-курортное лечение выделяются в очень ограниченном объеме (особенно после введения единого социального налога), не все работники имеют возможность воспользоваться этим правом, хотя все они на равных условиях подлежат социальному страхованию. При этом отдельным категориям работников путевки предоставляются в первую очередь.

Выделяемое в Федеральном законе от 16 июля 1999 г. в качестве самостоятельного обеспечения пособие на санаторно-курортное лечение относится к пособиям, в основе которых лежит факт временной нетрудоспособности. С одной стороны, это подтверждается анализом действующего законодательства, с другой — взаимосвязь подобного лечения с нетрудоспособностью заключается в том, что оно рассматривается либо как основной реабилитационный фактор после перенесенных заболеваний, либо как средство их профилактики.

Проект Федерального закона о страховании на случай временной нетрудоспособности тоже называет это пособие самостоятельным видом обеспечения. Оно выплачивается за дни санаторно-курортного лечения, недостающие к ежегодному оплачиваемому отпуску, и время проезда к месту лечения и обратно. Кроме того, оно может выдаваться для оплаты частичной (не более 50 %) стоимости проезда к месту лечения и обратно, если застрахованный является получателем государственной социальной помощи для малоимущих граждан (т. е. имеет среднедушевой доход в семье ниже прожиточного минимума). Таким образом, в перспективе выплатой данного пособия будет компенсироваться не только риск утраты заработка, но и риск несения повышенных расходов (по проезду к месту лечения и обратно). В данном случае имеет место пересечение различных форм социального обеспечения — социального страхования и социальной помощи с финансированием соответствующих мероприятий за счет средств социального страхования, что можно рассматривать как проявление принципа перераспределения в страховой системе.

Очередным подтверждением тому, что законодатель не осознает необходимости регулировать отдельные виды социального страхования в комплексе, включая вопросы организации страхования, прав и обязанностей его субъектов, финансовой системы, и, несомненно, социально-страхового обеспечения, может служить Федеральный закон о трудовых пенсиях, в ст. 3 которого право на такую пенсию предоставлено гражданам, застрахованным в соответствии с Федеральным законом об обязательном пенсионном страховании.

В значительной степени проблемы соотношения Федерального закона от 16 июля 1999 г. с законами, регулирующими конкретные виды социального страхования, можно объяснить отсутствием на момент принятия рамочного закона стройной концепции дальнейшего развития системы социального страхования.

На сегодняшний день отдельные его положения противоречат Налоговому кодексу и потому не подлежат применению. Не все провозглашенные в нем принципы нашли свою конкретизацию и развитие в законах, регулирующих отдельные виды социального страхования, в том числе — в части, касающейся социально-страхового обеспечения. Все это свидетельствует о необходимости совершенствования социально-страхового законодательства с точки зрения приоритета прав и интересов застрахованных. Другими словами, в законе в первую очередь необходимо четко сформулировать виды, условия, размеры, объем социально-страхового обеспечения.

2. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ — ВИД СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

социальный страхование риск медицинский

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Медицинское страхование — форма социальной защиты интересов населения ·инфекционные и паразитарные болезни, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза, ВИЧ-инфекции и синдрома приобретенного иммунодефицита;

·болезни эндокринной системы;

·расстройства питания и нарушения обмена веществ;

·болезни нервной системы;

·болезни крови, кроветворных органов;

·отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм;

·болезни глаза и его придаточного аппарата;

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

·болезни уха и сосцевидного отростка;

·болезни системы кровообращения;

·болезни органов дыхания;

·болезни органов пищеварения;

·болезни мочеполовой системы;

·болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани;

·врожденные аномалии (пороки развития);

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

·деформации и хромосомные нарушения;

·беременность, роды, послеродовой период и аборты;

·отдельные состояния, возникающие у детей в перинатальный период.

Программа обязательного медицинского страхования — это гарантированный минимум оказания бесплатной медицинской помощи. Однако, если средств, предназначенных на это, окажется недостаточно, то претензии предъявить не к кому — формально это означает, что бесплатная помощь может быть оказана в урезанном виде или не оказана вообще, притом в полном соответствии с законом.

Обеспечение по социальному страхованию должно быть своевременным. При наступлении страхового случая страховое обеспечение должно предоставляться незамедлительно, иначе компенсация социального риска будет неполной. Подтверждение этому можно найти в пенсионном законодательстве. По общему правилу, пенсия назначается со дня обращения за ней. Обеспечение по социальному страхованию должно предоставляться в течение всего периода страховой защиты, указанного законом. В условиях реформы системы социального обеспечения решающее значение приобретает принцип определенности и стабильности условий обеспечения по социальному страхованию. Каждый застрахованный гражданин должен знать, в каких случаях и на каких условиях он может претендовать на обеспечение по социальному страхованию, иначе он не сможет реализовать свои права. Т.к. в ряде случаев формирование права на социально-страховое обеспечение осуществляется постепенно условия социально-страхового обеспечения должны быть стабильными. Если в силу каких-то причин сохранить указанные условия невозможно, новые правила предоставления социально-страховых выплат и услуг должны вводиться в действие поэтапно, чтобы не допустить нарушения конституционного права граждан на социальное обеспечение в системе социального страхования. Принцип своевременности социально-страхового обеспечения реализуется также установлением процедурных сроков рассмотрения документов и назначения социально-страховых выплат. Только при соблюдении названных принципов формирование РФ как социального государства можно рассматривать не как декларацию, а как реальность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1, 2, 3, 4. — М.: Издательство: Норматика. — 2012. — 480 с.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

.Ахвледиани Ю.Т. Страхование. Издательство: Юнити-Дана. — 2012. — 520 с.

3.Буянова М.О. 5.Грачева Е. Ю., Болтинова О. В. Правовые основы страхования. — М.: Проспект. — 2011. — 234 с.

.Пинкин Ю. В. Страхование в получение страховых выплат. — М.: Омега-Л. — 2012. — 96 с.

7.Сулейманова Г.В. 9.Шахов В. В. Теория и управление рисками в страховании. — М.: Финансы и статистика. — 2014. — 225 с.

. Сущность и роль социального страхования

.1 Понятие социального страхования и его особенности

.2 Роль социального страхования

. Фонд социального страхования

. Формы социального страхования

.1 Сравнительная характеристика форм социального страхования

.2 Обязательное социальное страхование

.3 Добровольное социальное страхование

социальный страхование обязательный добровольный

Обеспечение полноценной социальной защиты обществу необходимо для получения широкой социальной поддержки населения и отдельных социальных групп в трудный для них период кризиса.

Система социального страхования в первую очередь необходима трудозанятому населению, которое ощущает неблагоприятную экономику страны.

Трудоспособное население в своем большинстве - это работники по найму, заработная плата для которых является единственным источником дохода и благосостояния. Эффективная система социальной защиты в виде социального страхования строится на базе отчислений от заработков, регулируемая государством. Правильная социальная политика позволяет осуществлять инвестиции в сферу производства, идущие на повышение квалификации рабочих и мотивации труда, что способствует стабилизации общества. Данная тема актуальна во время отсутствия стабильности в стране, но не смотря на это Фонд социального страхования выполняет свои обязательства. В этом году бюджет фонда не досчитается почти 40 миллиардов рублей, где основным источником его пополнения - инвестиционная деятельность и отчисления предприятий. Пособия при потере трудоспособности и рождении ребенка выплачиваются из средств фонда, так же оплачиваются родовые сертификаты и детский отдых. Руководство фонда отмечает, что финансирование всех значимых программ будет идти по плану, несмотря на сокращение бюджета.

Объект работы социальное страхование. Предмет- социальное страхование в целом, формы его проявления.

Целью данной работы - исследование социального страхования, выявление его роли в современных условиях. Для достижения цели исследования были поставлены задачи:

рассмотреть сущность понятия социального страхования и его функции в современном обществе;

рассмотреть управление системы социального страхования;

выявить сходства и отличия между различными формами социального страхования.

Работа сoстоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. В первой главе раскрыты сущность и роли социального страхования его понятие, особенности и классификация. В данной работе описываются факторы, придающие социальному страхованию большую значимость в современном обществе. Вторая глава раскрывает сущность Фонда социального страхования. Третья главе представлены формы существования социального страхования, их различия и сходства. Заключение содержит общие выводы по работе.

1. Сущность и роль социального страхования

.1 Понятие социального страхования и его особенности

Защита лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд, осуществляется обществом на определенных этапах развития. Финансовый механизм социального страхования- это совокупность перераспределения целевых финансовых ресурсов необходимых для материального обеспечения граждан в момент наступления страховых случаев. Одной из предпосылок обеспечения социальной справедливости являет обоснованная система социального страхования, поддержания и создания политической стабильности. К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, покрывающие затраты, связанные с содержанием лиц, не участвующих в трудовом процессе и нетрудоспособных лиц.

Государство, учитывая особое влияние и важность социального страхования, создает во многих странах системы обязательно социального страхования, что дает концентрацию ресурсов в единых фондах и обеспечивает надежную социальную защиту страны.

В их деятельности очевидны такие черты бюджетного подхода, как, нормативность отчислений, плановое расходование средств и обязательность. Создание таких фондов необходимо для более эффективного использования финансовых ресурсов предприятия.

Согласно Бюджетному Кодексу Российской Федерации: государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевой назначение .

Для положительного решения многих вопросов системы обязательно страхования необходимо усилить страховые принципы, перейти на уплату страховых взносов, а так же осуществлять финансирование страховых и не страховых расходов. Для определения предельной величины базы для начисления страховых взносов за каждое застрахованное лицо, необходим переход на уплату страховых взносов, что позволит обеспечить переход на страховые выплаты, тогда необходимости в установлении максимального размера пособия не будет. Размер данного страхового взноса на 2010 год составляет 2,9%.

Особенности социального страхования.

Социальное страхование - социальная защита населения государством в форме страхования трудящихся граждан от возможного изменения социального и материального положения.

Социальное страхование образует экономические, организационные и правовые меры, направленные на минимизацию или компенсацию последствий изменения социального и материального положения трудящихся граждан.

Основные принципы обязательного социального страхования относятся:

  • устойчивость ;
  • всеобщий обязательный характер социального страхования;
  • регулирование государством системы обязательного социального страхования;
  • гарантия государства на соблюдения прав застрахованных лиц;
  • обязательность выплаты страховых взносов в бюджетные фонды
  • ответственность за использование средств обязательного социального страхования;
  • обеспечение общественного контроля;
  • Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи - работодатели, страховщики и застрахованные лица.
  • Страхователь - это юридическое лицо или дееспособное физическое лицо, а также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые взносы.
  • Страховщики - некоммерческие организации, обеспечивающие права застрахованных лиц при наступление страховых случаев.
  • Застрахованные лица - граждане Российской Федерации самостоятельно обеспечивающие себя работой, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, а также граждане у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию.
  • Виды социальных страховых рисков:
  • материнство;
  • наступление старости;
  • инвалидность;
  • потеря кормильца;
  • временная нетрудоспособность;
  • необходимость получения медицинской помощи;
  • признание безработным;
  • травма нанесенная при труде и профессиональное заболевание:

Виды социального страхования.

Социальное страхование включает страхование на случай болезни, страхование от несчастных случаев, по безработице, а также обязательное пенсионное страхование. Выплаты по социальному страхованию осуществляются за счет взносов работополучателей, работодателей, и государственных дотаций. Они отличаются суммами взносов и выплат при наступлении страховых случаев.

Государственное пенсионное страхование. Взносы по данному виду страхования выплачиваются работодателем и работником в равных долях, при которых фиксируется верхний предел доходов рабочего, превышение которого освобождает от уплаты взносов.

Страхование на случай болезни. Взносы производятся в равных долях работодателем и работником, но превышение предела дохода работника приводит к освобождению его от обязанности застраховываться, только право страхования на добровольной основе. Выплата пособия в случае болезни рабочего осуществляется с третьего дня, в остальных случаях - с первого дня в соответствии с трудовым стажем, но не более 18 720 рублей в месяц.

Страхование от несчастных случаев. Взносы по данному виду страхования выплачиваются только работодателем (предприятием), размер взноса которого начисляется на фонд заработной платы предприятия. Пособия до данному страхованию составляют 100 % среднего заработка за весь период нетрудоспособности, без ограничения максимального размера.

Страхование по безработице. Выплаты взносов осуществляются, как и в пенсионном страховании: размера взносов разделяется между работодателем и рабочим поровну, при которых фиксируется верхний предел доходов рабочего, превышение которого освобождает от уплаты взносов.

Страхование от несчастных случаев имеет следующие задачи: восстановление трудоспособности пострадавшего и предотвращение несчастных случаев на производстве, денежные страховые выплаты пострадавшему или его родственникам как возмещение понесенного работником ущерба, а также помощь в приобретении новой профессии, если это необходимо.

Таким образом, социальное страхование является одним из важнейших социальных институтов, осуществляющим поддержку населения и поддержание стабильности в обществе. Для более эффективной работы данного институт необходима отлаженная система управления.

1.2 Роль социального страхования

Значительную роль в жизни общества играет социальное страхование, так как поддержка населения является залогом процветания и стабильности государства.

К главным функциям социального страхования относятся:

Воспроизводственная функция. Социальное страхование должно обеспечивать покрытие всех расходов застрахованным лицам в случае наступления беременности, инвалидности, старости, а также по безработице

Перераспределительная функция. Социальное страхование должно разделять материальную ответственность застрахованных рисков между всеми работодателями, застрахованными лицами и самим государством.

Защитная функция. Социально страхование должно поддерживать материальный уровень застрахованного лица, в моменты его непредвиденных расходов.

компенсирующая функция. Социальное страхование должно обеспечивать возмещение ущерба здоровью, при утрате трудоспособности, а также при лечении и реабилитации.

Стабилизирующая функция. Социальное страхование должно согласовывать интересы социальных субъектов для жизнедеятельности наемных рабочих.

2. Фонд социального страхования

.1 Понятия, задачи Фонда социального страхования

Фонд социального страхования осуществляет свою деятельность в соответствии с законами, Конституцией и указами Президента Российской Федерации. Федеральной собственностью является имущество и денежные средства, закрепленные за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также иное имущество. Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются Федеральным законом, а также председателем Фонда утверждаются бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда.

Исполнительные органы, входящие в Фонд социального страхования:

- центральные отраслевые отделения, в управление которых входят средства государственного социального страхования отдельных отраслей хозяйства;

- региональные отделения, в управление которых входят средства государственного социального страхования территории субъектов Российской Федерации;

филиалы отделений, создаваемые центральными и региональными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

Основными задачами Фонда являются:

- участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, а также мер по совершенствованию социального страхования;

- гарантированные пособия лицам временной нетрудоспособности, по причине беременности и родам, а также женщинам по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, санаторно-курортное обслуживание, пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг.

разработка для социального страхования предложений о размерах тарифа страховых взносов;

осуществление мер для обеспечения финансовой устойчивости Фонда;

организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования.

сотрудничество с подобными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

3. Формы социального страхования

.1 Сравнительная характеристика форм социального страхования

В системе социальной защиты социальное страхование занимает ведущее место. Российский и зарубежный опыт применения и развития различных форм социального страхования, исследования ученых позволяют выделить его основные организационно-правовые формы.

Признаки организационно-правовых форм:

- реализация и установление социально-страховых отношений;

- осуществление контроля социального страхования;

- уровни управления и хозяйствования, субъекты которых являются носителями социально-страхового интереса.

С помощью данных признаков выделяются обязательное и добровольное социальное страхование.

Обязательное социальное страхование включает следующие формы:

Централизованно-организационная форма обязательного социального страхования осуществляется и контролируется государством. Она включается в себя обязательное медицинское страхование, страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, обязательное пенсионное страхование, страхование на случай утраты трудоспособности по беременности и родам.

Децентрализованная форма обязательного социального страхования осуществляется в соответствии с федеральными законами. Данная форма включает в себя страхование жизни и здоровья работников опасных профессий, обязательное страхование жизни и здоровья государственных служащих, обязательное личное страхование жизни пассажиров.

Добровольное социальное страхование включает следующие формы:

Корпоративно-коллективная форма личного социального страхования включает в себя добровольное страхование работодателями своих работников по определенным договорам.

Индивидуальная форма личного социального страхования включает в себя добровольное страхование своих имущественных интересов гражданами.

Добровольное личное страхование включает в себя организационно-правовую форму социального страхования, имеющие не только общие свойства, но и свои особенности.

Централизованной формой обязательного социального страхования охватываются большие массы либо все население, застрахованное от несчастных случаев профессиональных заболеваний и на производстве. Также утверждаются специальные организации-страховщики, контролируемые государством, а денежные социально-страховые фонды находятся в федеральной собственности. Страховщиками, за счет уплачиваемых страхователями страховых премий, формируются страховые фонды и разрабатываются страховые тарифы. В соответствии с правилами (договорами) страхования в установленных ими размерах для определенных страховых случаев, осуществляются страховые выплаты.

При децентрализованной и централизованной и формах социального страхования, выплаты могут осуществляться или в течение длительного периода, но при добровольных видах личного страхования периоды страховых выплат не превышают сроков действия договоров страхования.

Это позволяет охарактеризовать их общие черты и особенности форм социального страхования, рассмотреть дальнейшие пути развития практики социального страхования.

3.2 Обязательное социальное страхование

Обязательное страхование является основным в системе социального страхования, регулирующее законом.

Принципы осуществления обязательного социального страхования являются:

обязательность и доступность социального страхования;

- устойчивость финансовой системы;

гарантия соблюдения прав и исполнение обязательств застрахованных лиц;

обязательность уплаты страхователями страховых взносов и налогов;

автономность финансовой системы обязательного социального страхования ответственность за целевое использование средств;

обеспечение общественного контроля и надзора;

Федеральными законами о видах обязательного страхования устанавливаются расходы денежных средств бюджета на цели социального страхования.

Не допускается нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов обязательного социального страхования, что влечет за собой ответственность должностных лиц допустивших нарушение.

.3 Добровольное социальное страхование

Одним из дополнительных социальных страхований является добровольное страхование, обеспечивающее защиту от социальных рисков, не только застрахованных граждан, но и граждан, которые не подлежат отдельным видам социального страхования в обязательном порядке. Наибольшее значение для социальной защиты имеет коллективное (корпоративное) страхование, чем индивидуальное.

Более высокий уровень социальной защищенности работника обеспечивает развитие корпоративного страхования, дающего возможность работодателю современными методами решить ряд важных для предприятия задач:

- закрепление и удержание на предприятии наиболее ценных кадров;

- привлечь на работу квалифицированных сотрудников;

- увеличить заинтересованность работников в росте результатов своего труда и успешном развитии предприятия в целом;

- оптимизировать затраты на социальную защиту работников;

- создать систему материального поощрения сотрудников.

Для создания дополнительных социальных гарантий работников и их семей, вводится корпоративное страхование на предприятиях.

В современном обществе социальное страхование играет существенную роль, являясь надёжной защитой для населения. Материальное обеспечение лиц, не участвующих в общественном труде и не способных за счет своей заработной платы поддерживать свое существование, является одним из объективных факторов развития общества.

Для большинства граждан социальное страхование необходимо для медицинской помощи, охраны здоровья и социального обеспечения. Все это обусловлено эффективностью системы социального страхования, которое зависит от способов правового регулирования и правильного выбора средств. Социальное страхование можно считать возмездным обязательством, возникшим на основе закона или договора. Право на обеспечение за счет средств страхового фонда, при наступлении страхового случая, имеет застрахованное лицо, которое обязано уплачивать страховые взносы.

В настоящее время для системы социального страхования необходимы определенные меры по её реформированию, что может привести малоэффективной работе соответствующих бюджетов. Государство старается уклониться от ответственности за создание и регулирование правового поля социального страхования. Финансовая сфера социального страхования остается нескоординированной и неупорядоченной, размеры страховых взносов остаются не обоснованными, а также принципы распределения нагрузки страховых платежей между работодателями, работниками и государством не определены.

. Федеральный закон Российской Федерации от 28 ноября 2009 г. N 292-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (принят Госдумой 20.11.2009)

В РФ существует социальное страхование, основы регулирования которого отражены в 165-ФЗ от 16-го июля 1999-го года “Об основах…” (далее – ФЗ № 165), а также в иных ФЗ, регламентирующих отдельные разновидности соцстрахования. При этом основная сущность социального страхования состоит в солидарной ответственности всех участников ОСС – то есть платят взносы все, и выплаты (при наступлении страхового случая) также получают все, кому они положены.

Что такое социальное страхование

страхование

Определение представлено в стат. 1 ФЗ № 165.

Там сказано, что под обязательным социальным страхованием понимается такая созданная на государственном уровне система, при которой гарантируется минимизация последствий изменения финансового положения работающих граждан (при отдельных видах страхования, например, ОМС – также и неработающих) в связи с:

  • достижением возраста выхода на пенсию;
  • признанием инвалидом;
  • утерей члена семьи, являвшегося кормильцем;
  • заболеванием или травмой, полученной в ходе ведения трудовой деятельности.

Социальная и экономическая сторона

Социальная сущность социального страхования состоит в следующем.

Каждому человеку от рождения даны определенные права, гарантированные Конституцией. Например, право на получение социального обеспечения по возрасту или по утере кормильца (ст. 39 Конституции РФ).

Однако, в связи с сущностью рисковой природы человеческого существования, когда невозможно с точной долей уверенности предсказать наступление того или иного события, не каждый гражданин сможет реализовать соответствующие правомочия.

Для этого государством была создана специальная система, сущность которой – охранять права и законные интересы лиц, оказавшихся без основного источника дохода, в связи со старостью, инвалидностью, травмой или болезнью.

Экономическая роль социального страхования заключается в перераспределении национального дохода при сборе обязательных платежей (страховых взносов), направлении полученных средств в специальные внебюджетные фонды и последующем распределении средств данных фондов между лицами, имеющими право на страховое обеспечение.

Основные черты экономической сущности страхования:

  • страховые выплаты осуществляются без дополнительной проверки нуждаемости в доходе – при наступлении страхового события и при отнесении гражданина к категории застрахованных лиц; , в отличие от других видов, является некоммерческим, то есть не имеет своей основной целью извлечение прибыли;
  • существует принцип эквивалентности между индивидуальным вкладом участника системы и размером выплат при страховом случае – например, пенсия по старости зависит от индивидуального пенсионного коэффициента, который, в свою очередь, формируется в зависимости от размера уплаченных страховых взносов за весь период жизни.

Механизм

Сущность механизма ОСС в РФ заключается в взаимодействии между всеми субъектами, а именно:

  • внебюджетными фондами, занимающимися перераспределением средств;
  • страхователями (работодателями);
  • застрахованными лицами (работниками).

Важно! Каждый субъект ОСС обладает определенным набором прав и обязанностей, исчерпывающий перечень которых представлен в ст. 10 – ст. 12 ФЗ № 165.

Система ОСС действует следующим образом:

  • страхователи (работодатели) ежемесячно отчисляют страховые взносы в порядке, установленном Главой 34 НК РФ (в процентах от заработной платы гражданина);
  • эти взносы, а также иные источники (например, доходы, полученные от инвестирования свободных средств), формируют бюджет внебюджетного фонда на очередной календарный год;
  • у какого-либо застрахованного лица возникает страховой случай – например, выход на пенсию;
  • внебюджетный фонд выплачивает застрахованному лицу страховое обеспечение в порядке, на условиях и с периодичностью, установленными специальным ФЗ о конкретных форме и виде соцстрахования, за счет фондовых сумм, сформированных на принципах солидарности и взаимной ответственности всех участников системы ОСС.

Принципы и функции соцстрахования

Сущность главных принципов указывается в ст. 4 ФЗ № 165:

  • обязательность – страховые взносы должны уплачиваться работодателями за всех работников;
  • доступность – любое застрахованное лицо может получить страховые выплаты при наступлении страхового случая;
  • надзор и контроль со стороны государства;
  • автономность и независимость системы от внешних факторов, включая геополитическую и экономическую ситуацию в стране;
  • участие субъектов системы в соцстраховании осуществляется на принципах паритетности и равенства;
  • устойчивость системы – количество застрахованных лиц примерно одинаково год от года, ставки страховых взносов известны заранее и др.

Не только принципы, но также и функции соцстрахования формируют его сущность:

  • социальная;
  • перераспределительная;
  • накопительная;
  • регулятивная и др.

Обязательное и добровольное страхование

омс и дмс

Страхование может осуществляться в следующих формах: форме добровольного и форме обязательного страхования (ст. 927 ГК РФ).

Основные отличия указанных видов заключаются в:

    отражает свою сущность – оно действительно обязательно, а вот страхование жизни и здоровья (например, при оформлении кредита) оформляется гражданином на добровольных началах;
  • при обязательной страховке существует универсальный перечень страховых рисков, при добровольной же риски определяются по соглашению страховщика и страхователя;
  • страховые взносы по обязательному страхованию утверждаются государством, страховая премия по добровольному – страховой компанией.

Роль и значение в рыночной экономике

В современной экономической системе реализация сущности механизма социального обеспечения, который имел место во времена СССР, невозможна по объективным причинам, в частности из-за того, что государство имеет ограниченные полномочия по вмешательству в экономический сектор. Соответственно, при рыночной экономике возможно только социальное страхование.

Само понятие обязательного социального страхования – ОСС – уже раскрывает его роль, сущность и значение в экономике рыночного типа:

  • предоставление дополнительного стимула для экономического развития субъектов предпринимательства, в сущности, из-за снижения отчислений в собственные страховые фонды, занимающиеся перераспределением средств между их участниками (за счет ликвидации последствий страховых рисков государственными внебюджетными фондами);
  • способствование появлению новых сфер деятельности, новых рабочих мест, снижению безработицы;
  • обеспечение непрерывности и сбалансированности производственного процесса;
  • формирование дополнительной отрасли экономики со значительным оборотом денежных средств от общего объема ВВП страны.

Обязательное соцстрахование в России

Сущность обязательного соцстрахования в РФ и его виды:

  • пенсионное – работодатели ежемесячно платят за своих работников 22 % от заработной платы, чтобы впоследствии была назначена пенсия по старости, инвалидности или утере кормильца; – осуществляется из средств бюджета ФОМС, формируемого за счет взносов работодателей по ставке 5,1 % с заработной платы (медстрахование распространяется также и на неработающих граждан);
  • на случай болезни и материнства – распространяется на работающих лиц, а также на ИП и самозанятых – если таковые в добровольном порядке заключат договор с ФСС; взносы платятся по тарифу 2,9 % от зарплаты, из них формируется бюджет ФСС, из которого делаются выплаты: больничные пособия, по беременности и родам, по уходу за ребенком;
  • на случай трудовых травм и заболеваний – при получении травмы или возникновении заболевания на рабочем месте работнику гарантируется ежемесячное или единовременное денежное обеспечение.

Страховщиками по вышеуказанным видам страхования являются внебюджетные фонды:

  • ФОМС – по медстрахованию;
  • ПФР – по пенсионному;
  • фонд ФСС РФ – сразу по двум видам – на случай болезни, материнства и на случай производственных травм.

Вышеуказанные фонды осуществляют свою деятельность в соответствии с нормативными актами, регламентирующими сущность их деятельности. Например, для ФСС такой НПА – это Постановление Правительства № 101 от 12-го февраля 1994-го года “О Фонде…”. А для ПФР – Постановление ВС РФ № 2122-1 от 27-го декабря 1991-го года. Основная обязанность страховщиков (фондов) – это заниматься управлением средствами ОСС (ч. 5 ст. 13 ФЗ № 165).

Внимание! Средства ОСС имеют целевую направленность. Должностные лица фондов, допустившие нецелевое использование средств, несут ответственность (ч. 2 ст. 19 ФЗ № 165).

Бюджеты формируются не только из страховых взносов, но еще и из (ст. 17 ФЗ № 165):

  • межбюджетных трансфертов (в случае нехватки средств фондов – ч. 1 ст. 24 ФЗ № 165);
  • денежных средств, полученных страховщиками в результате предъявленных регрессных требований к причинителям вреда;
  • доходов от инвестирования;
  • штрафных санкций и пени за несвоевременную уплату взносов;
  • прочих источников, не запрещенных нашим законодательством.

Итак, социальное страхование защищает граждан нашей страны и предоставляет им возможность в старости, при болезни или инвалидности получать денежные средства за счет ранее внесенного вклада в систему ОСС.

А любые невыясненные вопросы относительно сущности данной тематики можно задать нашему дежурному юристу в чате – 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.

Читайте также: