Франциск скорина доклад 4 класс

Обновлено: 05.07.2024

Франциск Лукич Скорина – восточнославянский первопечатник, философ-гуманист, писатель, гравер, предприниматель и ученый-врач. Переводчик на белорусский извод церковнославянского языка книг Библии. В Белоруссии считается одним из величайших исторических деятелей.

В биографии Франциска Скорины встречается множество интересных фактов, взятых из его научной жизни.

Итак, перед вами краткая биография Франциска Скорины.

franczisk-skorina

Биография Франциска Скорины

Франциск Скорина появился на свет предположительно в 1490 г. в городе Полоцке, который на тот момент был расположен на территории Великого Литовского княжества.

Франциск рос и воспитывался в купеческой семье Лукиана и его супруги Маргариты.

Начальное образование Скорина получил в Полоцке. В тот период он посещал школу монахов-бернардинцев, где ему удалось изучить латинский язык.

После этого Франциск продолжил учебу в Краковской академии. Там он глубоко изучал 7 вольных искусств, в которые входили философия, правоведение, медицина и богословие.

Окончив академию со степенью бакалавра, Франциск подал заявку на докторскую степень в итальянском университете в Падуе. В результате талантливый ученик смог блестяще сдать все экзамены и стать доктором медицинских наук.

Книги

Историки до сих пор не могут точно сказать о том, какие события происходили в биографии Франциска Скорины в период 1512-1517 гг.

Из сохранившихся документов становится ясно, что со временем он оставил медицину и увлекся книгопечатанием.

bibliya-napechatannaya-francziskom-skorinoj-v-1517-godu

Библия напечатанная Франциском Скориной в 1517 г.

Обосновавшись в Праге, Скорина открыл печатный двор и начал активно переводить книги с церковного языка на восточнославянский. Он успешно перевел 23 библейских книги, включая Псалтырь, который принято считать первым белорусским печатным изданием.

Для того времени книги, выпущенные Франциском Скориной, представляли собой огромную ценность.

Интересен факт, что свои труды автор дополнял предисловиями и комментариями.

Кроме этого Скорина уделял большое внимание оформлению печатных изданий. К примеру, он собственноручно выполнял гравюры, вензеля и прочие декоративные элементы.

Таким образом, труды издателя становились не просто носителями какой-то информации, но и превращались в предметы искусства.

В данном труде Франциск делился с читателями разными знаниями, связанными с природой, астрономией, обычаями, календаре и другими интересными вещами.

pechatnyj-stanok-francziska-skoriny

Печатный станок Франциска Скорины

В ходе своих странствований Франциск столкнулся с непониманием со стороны представителей духовенства. Он был изгнан за еретические взгляды, а все его книги, отпечатанные на деньги католиков, были сожжены.

После этого ученый практически не занимался книгопечатанием, работая в Праге при дворе монарха Фердинанда 1 садовником или врачом.

Философия и религия

В комментариях к религиозным трудам Скорина показал себя в качестве философа-гуманиста, старающегося вести просветительскую деятельность.

Печатник хотел, чтобы с его помощью люди стали более образованными. На протяжении всей биографии он призывал народ к освоению грамоты.

Стоит заметить, что историки до сих пор не могут прийти к единому мнению о религиозной принадлежности Франциска. При этом достоверно известно, что его неоднократно называли чешским отступником и еретиком.

Некоторые биографы Скорины склоняются к тому, что он мог быть последователем западноевропейской христианской церкви. Впрочем, есть немало и тех, кто считает ученого приверженцем православия.

Третьей и наиболее очевидной религией, приписываемой Франциску Скорине, считается протестантизм. В пользу такого утверждения выступают взаимоотношения с реформаторами, включая Мартина Лютера, а также служба у кенигсбергского герцога Альбрехта Бранденбурга Ансбахского.

Личная жизнь

О личной жизни Франциска Скорины не сохранилось почти никаких сведений. Достоверно известно, что он был женат на купеческой вдове по имени Маргарита.

В биографии Скорины присутствует неприятный эпизод, связанный с его старшим братом, который после смерти оставил первопечатнику большие долги.

franczisk-skorina

Это случилось в 1529 г., когда Франциск потерял жену и самостоятельно воспитывал маленького сына Симеона. По распоряжению литовского правителя, несчастного вдовца арестовали и отправили за решетку.

Однако благодаря стараниям своего племянника, Скорина смог выйти на свободу и получить документ, гарантировавший его неприкосновенность от имущественных и судебных тяжб.

Смерть

Точная дата смерти просветителя остается неизвестной. Принято считать, что Франциск Скорина умер в 1551 г., так как именно в это время его сын приезжал в Прагу за наследством.

В память о достижениях философа, ученого, врача и печатника в Беларуси названы десятки улиц и проспектов, а также установлено немало памятников.


Имя Франциска Скорины напрямую связано с книгопечатанием в ранней Беларуси. У ярого просветителя знаний, науки и прогресса не могло быть иных мыслей на этот счет. Являясь одним из самых ярких философов, гуманистов и писателей того времени, неудивительно, что у Скорины было стремление запечатлеть свои работы и размышления для многочисленных потомков. Книгопечатание являлось едва ли не единственным средством. Именно ему белорусские современники обязаны появлением впервые напечатанной на старобелорусском языке библии. Во многом благодаря этому вошел в историю в качестве первого восточноевропейского книгопечатника. Кроме того, Скорина был великолепным художником, издателем и даже переводчиком. За свою не столь долгую жизнь ему удалось в том числе активно заниматься общественными делами, медициной и предпринимательством.


Родиной такого в будущем всесторонне развитого человека является Полоцк. Появился на свет просветитель в 1486 году. Точная дата неизвестна. В некоторых источниках это ориентировочный 1490 год. Этот период принято считать переходным от Средневековья к Эпохе просвещения – периоду, когда знаниям и образованию стало уделяться большое внимание. Появление на свет в семье купца во многом предопределило его будущее. Появись Франциск в простой крестьянской семье, жизнь наверняка сложилась бы совершенно по-иному. Место также сыграло большую роль. Полоцк того времени – это фактически один из политических и культурных центров ВКЛ. Как это было распространено и принято в то время, начальное образование будущим ученым было получено дома. Гимназии и школы в основном размещались при монастырях. Поэтому, овладев начальной азбукой, подросшего парня отдали на обучение латыни и некоторым иным наукам в школу при бернардинском монастыре в Полоцке.


Наука давалась Скорине довольно легко. Его старания и предрасположенность к дальнейшему получению знаний были замечены в школе. Родители направили сына поступать в один из самых престижных европейских университетов – Краковский, на факультет вольных искусств. Точные сроки также остались загадкой. Предположительно, степень бакалавра Франциск получил в 1506 году. Учеба на этом не закончилась. В то время его крайне заинтересовала медицина, поэтому второе образование он продолжил получать там же. Спустя шесть лет Скорина подтвердил свою степень доктора наук в Италии – Падуанском университете – именно там находились эксперты и практики, которые могли вынести свой авторитетный вердикт на этот счет. Дальнейший период в 6-8 лет малоизвестен. По одним из данных он начинает свою практическую деятельность на должности лекаря и личного секретаря сына литовского короля Сигизмунда Первого.



Заслуги Франциска Скорины признаны на самом высоком государственном уровне. В его честь названы орден и медаль, выдаваемые за солидные достижения. Улицы многих белорусских городов носят его имя. Различные объекты вроде библиотек и школ также названы в честь известного просветителя.

Биография восточнославянского просветителя и ученого Франциска Скорины связана с творчеством, медициной, философией и языкознанием. Один из величайших представителей Беларуси конца XV – начала XVI веков оставил после себя памятник литературы в виде Библии, переведенной с церковнославянского языка. В настоящее время личность гуманиста прошедшей эпохи почитается многими славянскими народами. Его именем названы университеты и улицы, а также орден и медаль, вручаемые за заслуги в области науки, искусства и общественной деятельности.

Детство и юность

Франциск Лукич Скорина родился около 1470 года в городе Полоцке, который в древние времена находился в границах Великого Литовского княжества.

Автопортрет Франциска Скорины

Автопортрет Франциска Скорины / Википедия

Упоминания о родителях, нареченных Лукиан и Маргарита, сохранились в книге жалоб польского короля Казимира IV Ягеллончика в связи с кражей у великолукского жителя суммы в 42 рубля. И хотя профессии и социальный статус отца и матери остались неизвестными, ученые предположили, что денег на обучение сына в монастырской школе бернардинцев у них хватало.

В начале 1500-х годов юноша, овладевший грамотой и латынью, поступил в высшее учебное заведение в Кракове. Изучив 7 вольных искусств, среди которых были философия, право, медицина и богословие, Франциск получил диплом бакалавра, а затем подал заявку на докторскую степень в итальянском университете в Падуе.

Знание диалектики и риторики помогло Скорине убедить ученых аристократов выслушать бедного молодого человека из дальнего княжества. 9 ноября 1512 года перед высокопоставленной ученой аудиторией он с честью выдержал 2 экзамена и стал доктором медицинских наук.

Памятник Франциску Скорине

Памятник Франциску Скорине в Минске / Joergsam, Википедия

И хотя Франциск никогда не учился в главном образовательном центре Венецианской республики, в середине XX века на стенах галереи знаменитых выпускников появился его портрет работы местного художника.

Впоследствии врачебные знания Скорина применял на службе у незаконнорожденного отпрыска польского короля Сигизмунда I, учившегося в Италии в 1520-х годах, а чуть позже в секретариате литовского епископа в Вильне.

Книги

Что происходило в судьбе Скорины в 1512-1517 годах, до сих пор остается загадкой, но к моменту появления следующих сведений он оставил медицину и увлекся книгопечатанием.

Печатный станок Франциска Скорины

Печатный станок Франциска Скорины / Gruszecki, Википедия

Исследователи долго спорили о языке религиозных изданий Скорины, ведь в них сохранились церковнославянские обороты вперемешку со старобелорусскими словами и выражениями. В итоге они пришли к выводу, что книги печатника являлись классической редакцией, упрощенной, расшифрованной и адаптированной к действительности.

Произведения, вышедшие со станков Скорины, были уникальным достижением того времени. Дополненные авторскими предисловиями и комментариями, они приобрели светский характер и сделали Святое писание доступным читателям любого уровня. Кроме того, печатник сделал упор на просветительское значение, которое до этого появлялось в работах европейских философов-гуманистов прошлых лет.

Для оформления книг Скорина самостоятельно изготавливал гравюры, вензеля и другие декоративные элементы. В итоге оригинальные издания стали не только памятниками литературы, но и произведениями изобразительного искусства.

Типография Франциска Скорины в Вильне

Типография Франциска Скорины в Вильне / Alma Pater, Википедия

Библия, напечатанная Франциском Скориной в 1517

Библия, напечатанная Франциском Скориной в 1517 году / Adam Jones, National Library of Belarus

Исследователи до сих пор не уверены в маршруте предпринятой поездки и не могут документально подтвердить некоторые интересные факты и знаменательные события. В частности, нет единогласного мнения по поводу визита в Германию и встречи с основателем протестантизма Мартином Лютером, столь же спорными остаются цели просветительской миссии в Москве.

Известно лишь то, что из этих стран восточнославянского печатника изгнали за еретические взгляды, а его произведения, изданные на средства католиков, публично сожгли.

После этого Скорина почти не занимался книгопечатанием и работал в Праге при дворе короля Фердинанда I садовником или врачом.

Философия и религия

В предисловиях и комментариях к религиозным изданиям Скорина проявил себя как философ, придерживавшийся просветительской позиции западноевропейских ученых-гуманистов. Он ратовал за образование народа и призывал к освоению грамоты и навыков письма.

Портрет Франциска Скорины на юбилейной монете

Портрет Франциска Скорины на юбилейной монете / Нумизматика

Являясь патриотом Литовского княжества, Франциск искренне любил родину и считал, что его взгляды обязан разделять каждый порядочный человек. Библейские тексты способствовали распространению точки зрения печатника, заботившегося о воспитании личности, организации общества и установления благополучной мирной жизни на земле.

В биографии Скорины нет прямых указаний на вероисповедание и религиозную принадлежность уроженца Полоцка. В архивах сохранились бумаги, согласно которым Франциск мог принадлежать к любой из существовавших конфессий, неоднократно именовался чешским отступником и еретиком.

Прославившись произведениями, написанными по католическим канонам, Скорина мог являться последователем западноевропейской христианской церкви, считавшей себя единственной носительницей истины на земле.

Памятник Франциску Скарине в Калининграде

Памятник Франциску Скарине в Калининграде / Википедия

К тому же родственник печатника Иоанн Хризансом, согласно историческим документам, был ревностным католиком и приближенным полоцкого архиепископа. Это дает право предполагать, что все дети рода Скорина воспитывались в одной вере и крестились по обрядам, издавна установленным римскими понтификами.

Впрочем, существует мнение, что Франциск вполне мог исповедовать православие. Об этом говорят издания 1522-1525 годов, в которых проявились характерные особенности упомянутого крыла христианского учения: восточнославянские святые Борис, Ларионъ, Глеб и другие, а также канонические 151-го псалма славяно-русского священного писания.

Кроме того, ученые установили, что после экзамена в Падуе Скорина получал диплом в здании университета, а не в храме, как другие выпускники-католики.

Третьей и наиболее вероятной религией, приписываемой Скорине, считается протестантизм. В пользу этого говорят взаимоотношения с реформаторами и основоположником лютеранства, а также служба у кёнигсбергского герцога Альбрехта Бранденбурга Ансбахского.

Личная жизнь

В архивах почти не сохранились бумаги, касающиеся личной жизни и семьи Франциска Скорины. Из короткой записки ясно, что в середине 1520-х годов женой просветителя стала купеческая вдова по имени Маргарита.

Памятник Франциску Скорине в Лиде

Памятник Франциску Скорине в Лиде / Szeder Laszlo, Википедия

Кроме этого, в руки биографов попали сведения, касавшиеся старшего брата Ивана Скорины, который после смерти оставил печатнику большие долги и претензии кредиторов.

Это произошло в 1529 году, когда Франциск потерял супругу и в одиночку воспитывал малолетнего сына Симеона. Последствия были катастрофическими, поскольку несчастного мужа и отца по приказу литовского правителя посадили в тюрьму и только заботами племянника Романа Скорине удалось добиться помилования, свободы и полной неприкосновенности от имущественных и судебных тяжб.

Смерть

Как большинство фактов из жизни Франциска Скорины, точная дата и причина смерти не известны.

Памятник Франциску Скорине в Полоцке

Памятник Франциску Скорине в Полоцке / Szeder Laszlo, Википедия

Ученые предполагают, что это произошло в Праге приблизительно в 1551 году, поскольку именно в это время прямой потомок печатника прибыл в этот город для вступления в права наследства отцовским имуществом.

В память о достижениях лекаря, печатника, философа и просветителя в столице Беларуси Минске установили памятник, переименовали десяток центральных улиц, сняли художественный фильм с Олегом Янковским и выпустили монету достоинством в 1 рубль.


Франци́ск Луки́ч Скори́на (белор. Францы́ск (Франці́шак) Лукі́ч Скары́на ; ранее 1490, Полоцк — 1551, Прага) — белорусский первопечатник и просветитель, основатель восточнославянского книгопечатания.

Содержание

Биография

Во второй воловине 1520 года женится на вдове своего спонсора Юрия Одверника Маргарите. 5 февраля 1532 года кредиторы за долги покойного брата Ивана добиваются ареста Скорины. 21 ноября 1532 года Сигизмунд I, разобравшись с помощью епископа Яна в деле, освобождает Скорину и издаёт указ, по которому он получает всевозможные льготы.

В 1534 году Франциск Скорина предпринимает поездку в Московское Княжество, откуда его изгоняют, как католика, а книги его сжигают (см. письма короля Речи Посполитой Жигимонта-Августа).

Около 1535 года Скорина переезжает в Прагу, где работает врачом и садовником при королевском дворе. Точная дата его смерти неизвестна, большинство учёных предполагают, что он скончался около 1551 года, поскольку в 1552 году его сын Симеон приезжал в Прагу за наследством.

Книги


Язык, на котором Франциск Скорина печатал свои книги, был основан на церковнославянском языке, но с большим количеством белорусских слов, и поэтому был больше всего понятен жителям Великого княжества Литовского. Библия Скорины нарушала те правила, которые существовали при переписывании церковных книг: содержала тексты от издателя и даже гравюры с его изображением. Это единственный случай за всю историю издания Библий в Восточной Европе. Из-за запрета на самостоятельный перевод Библии католическая и православная церковь отвергала книги Скорины.

Взгляды

Взгляды Франциска Скорины свидетельствуют о нём как о просветителе, патриоте, гуманисте. В текстах Библии просветитель Скорина предстает человеком, который содействует расширению письменности, знаний. О этом свидетельствуют данный призыв к чтению:

Франциск Скорина — начинатель нового понимания патриотизма: как любви и уважения к своему Отечеству. С патриотических позиций воспринимаются следующие его слова:

Гуманист Скорина оставил свой моральный завет в следующих строчках, которые содержат мудрость человеческой жизни и взаимоотношений людей:

Все предисловия и послесловия в Библии Франциска Скорины, где он раскрывает глубокий смысл библейских предоставлений, пропитаны заботой о разумном упорядочении общества, воспитания человека, установления достойной жизни на земле.

Современность


Ф. Скорина в произведениях искусства

Фильмы

Интересные факты

Скорина был не только белорус, он жил и в Питере. И творил там. Это наш Скорина. Россияне с гордостью о нем говорят… (прим. Скорина умер ещё за 150 лет до того, как только заложили будущий Питер)

Я вырос на стихах Василя Быкова. (прим. Василий Быков стихов не писал)

Читайте также: