Формальные и неформальные группы доклад

Обновлено: 02.05.2024

Объединение людей, которые собираются исходя из общих интересов, взаимодействуют, чтобы достичь общие цели, называют группой. Главное — общая цель.

Это может быть совместный просмотр и обсуждение новых спектаклей, музыкальных альбомов и кинопремьер между коллегами. В школьных стенах — уход за живым уголком, подготовка к олимпиадам или спортивным районным соревнованиям. На крупных промышленных предприятиях — внедрение технологий или обсуждение процессов модернизации.

Чаще всего между участниками устанавливаются правила, методы действий, оговариваются вопросы поведенческих норм. Члены коллектива оказывают большое влияние друг на друга, перенимают не только опыт, но и манеры поведения, подходы к решению задач.

Разделяют формальные и неформальные группы.

Чем отличаются формальные и неформальные группы

Отметим критерии, общее и различия, по которым можно легко и быстро идентифицировать такие коллективы.

Критерии Формальные Неформальные
Происхождение создание и внедрение внешней организацией организуются спонтанно
Цели необходимы для удовлетворения потребности руководства/коллектива созданы для удовлетворения потребностей участников
Источник влияния на поведение группы положение о подразделении, должностные инструкцииотдельная личность
Направленность влияния сверху вниз снизу вверх
Характеристика коммуникации определена, понятна, используются официальные каналы стихийна, используются непостоянные каналы
Отношения внутри группы обозначенные сверху спонтанные, случайные
Руководитель назначается организациейопределяется группой

Деятельность формальной группы регламентирована кем-то сверху, чаще всего организацией, контроль может осуществляться и с помощью документов, приказов и внутренних регламентов.

В неформальных объединениях вперед выходят межличностные отношения.

Достижение цели — главный фактор, собирающий в единую систему людей вне зависимости от того, в результате чего это взаимодействие происходит.

Что такое формальная группа

Формальная группа — это такое объединение людей, где статус участников, межличностные отношения, структура регламентированы и созданы по воле руководства, организации или другой структуры.

Причина образования заключается в необходимости реализации целей, которые в итоге будут предписаны сформированной группе.

Классические примеры: школьный кружок по зоологии, группа активистов по экологическим изменениям в компании, футбольная команда на заводе, студенческие объединения волонтеров.

Особенности и основные признаки формальной группы

Основной признак — установление, договоренность, документальное оформление полномочий. То есть двое и более коллег, студентов, школьников выполняют задание, назначенное для удовлетворения интересов работодателя, профессионального учебного заведения или школы.

Внутри системы определены роли, существует подчинение, регламентирован статус, права и обязанности членов.

Основные виды формальных групп и их характеристики

В обществознании и теории менеджмента выделяют несколько видов формальных групп.

  1. Рабочая группа (также иногда называют целевой) — характеризуется работой над одним краткосрочным или долгосрочным проектом, заданием. Она может быть как организована под отдельный проект, (например, инвестиционный или проект модернизации), так и существовать постоянно.
  2. Руководящая группа, команда руководителей — создается в целях управления, принятия важных управленческих решений в структуре организации. Иногда приглашает подчиненных принять участие в обсуждении важных вопросов.
  3. Комитет — структура, сформированная для выполнения особого задания — например, профсоюз, комиссия по закупкам, комитет по этике.
  4. Функциональная группа, на которую возложена определенная обязанность, точечная функция. Это может быть представление компании на соревнованиях по футболу, волейболу; закупка подарков партнерам и акционерам к новому году.

Как возникают формальные группы

Формальные группы возникают в первую очередь по инициативе руководства, акционеров, совета директоров или по производственной необходимости, когда для достижения какой-то цели необходимо привлечь людей к проектной работе.

Однако не стоит исключать случаи, когда активная молодежь обратится к руководителю с предложением по организации и закреплению за активистами каких-то обязанностей.

Для возникновения и становления формальной группы необходимо:

  • документальное оформление;
  • ориентация на выполнение предложенного задания;
  • предпочтение и стремление к постоянству состава группы.

В целом, группирование сотрудников, школьников или студентов необходимо для улучшения каких-то процессов, удовлетворения потребности организации.

Актуальность. Основой любой организации ее главным богатством являются люди. Работники играют особенную роль в организациях. С одной стороны, они являются создателями организаций, с другой стороны, люди являются важнейшим ресурсом организаций для реализации собственных целей. Группы являются основными ячейками, которые объединяют всех работников организации для достижения определенной цели.

Большинство задач, встающих перед людьми, требуют групповых усилий. Совместно несколько человек могут достичь результатов, которых даже ценой неимоверного напряжения сил никогда бы не смог достичь человек в одиночку. Как бы ни был талантлив, усерден, умен или силен человек, его возможности достичь значительных целей чрезвычайно ограничены.

Задачи поставлены в соответствии с целью:

1) исследовать трудовой коллектив как социальную группу; рассмотреть особенности формальных и неформальных групп;

2) рассмотреть формирование групп и развитие группового поведения;

6) разработать рекомендации по повышению эффективности формирования рабочих групп в организации.

Предметом исследования являются группы (формальные и неформальные) в организации.

Научно-методической основой работы являются исследования в области менеджмента.

Информационной базой при написании работы послужили внутренние и отчетные документы предприятия, результаты анкетирования, а так же специальная учебная литература. Основными способами отражения информации являются табличные методы.

Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты групп в менеджменте организации

1.1 Трудовой коллектив как социальная группа. Формальные и неформальные группы

Трудовой коллектив — это социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретных задач, основанная на общности целей, принципов сотрудничества, сочетании индивидуальных и групповых интересов и работающих на одном предприятии или в одной организации [1] .

В менеджменте принято делить группы на формальные и неформальные.

Существенное отличие формальной группы заключается в том, что она всегда создается по инициативе администрации и входит подразделением в организационную структуру и штатное расписание предприятия. Существуют различные типы формальных групп [2] .

В управлении коллективом очень важно правильно сформировать рабочие группы и в зависимости от ситуации и решаемых задач применять эффективные способы воздействия на группы [4] . Рассмотрим основные виды групп в зависимости от уровня их работоспособности и достижения конечных результатов.

Взаимосвязь способов воздействия и работоспособность различных групп показаны на рис. 1.

Участие в принятии решений

Частичная передача функций

Вознаграждение и наказание

Рисунок 1 - Взаимосвязь способов воздействия и работоспособность разных групп [8]

Неформальные группы — это свободно образованные малые социальные группы людей, которые вступают в регулярное взаимодействие по интересам для достижения определенных целей [9] . Многочисленные социологические и психологические исследования позволили выделить важнейшие признаки вступления людей в неформальные группы:

1. Принадлежность отражает удовлетворение потребности любого мотивированного человека в определенной социальной группе, для того чтобы люди могли поддерживать социальные контакты в общении, беседе, симпатиях [10] .

2. Помощь. Формальная структура ограничивает возможности сотрудника в получении помощи ввиду занятости руководителя, боязни сотрудника оказаться несостоятельным, возможной критики со стороны старших [11] . Поэтому люди предпочитают обращаться к помощи своих коллег по профессии, к опытным сотрудникам. В результате оказания помощи дающий ее приобретает престиж, а получающий — конкретную инструкцию к действию или совет по норме поведения, рекомендуемой одежде [12] .

3. Защита - это одна из древнейших потребностей человека, побуждавшая людей объединяться в группы. В настоящее время потребность в защите от физической опасности снижается, но увеличивается необходимость социальной защиты в связи с развитием рыночной экономики, конкуренции и ростом безработицы [13] .

4. Общение. С одной стороны, в формальной структуре подчиненный не владеет всей необходимой информацией, поскольку руководство часто намеренно скрывает ее. Это вынуждает работника обращаться к неформальным источникам информации (слухи, сплетни). С другой — существует естественная потребность в доброжелательном человеческом общении с коллегами, обмене информацией, консультациях и советах, что способствует активному вступлению членов разных формальных групп в неформальные коммуникации [14] .

4. Симпатия. Симпатии и антипатии между людьми в основном носят индивидуальную окраску и подоплеку. На установление дружеских отношений между людьми оказывают значительное влияние несколько моментов, и прежде всего личностные характеристики взаимодействующих. Люди любят тех, кому нравятся те же явления, вещи, процессы, которые нравятся им; тех, кто имеет одну с ними расу, национальность, образование, систему взглядов на жизнь [15] .

Эффективность работы неформальной группы зависит от следующих факторов:

1.2. Формирование групп и управление групповым поведением

Выделяют семь стадий формирования и развития групп.

7. Смерть. Происходит крупная реорганизация предприятия (организации) или его полная ликвидация, коллектив формально прекращает свое существование, и люди трудоустраиваются в другие места. Иногда это происходит по причине ухода или смерти лидера, когда группа не принимает руководителя с абсолютно другим стилем и типом взаимоотношений и самораспускается [25] .

Создание эффективной рабочей группы (команды, коллектива подразделения) неизбежно сопряжено с необходимостью определять соотношения между элементами однородности и разнообразия в команде [26] . При этом нужно суметь совместить заведомо несовместимые вещи. Модель взаимоотношений в команде показана на рис. 2.

В силу ряда обстоятельств структура организации (или организационная структура) может и должна рассматриваться как отражение отношения организации к своему персоналу. Именно структура организации определяет степень включенности людей дела предприятия, типы и принципы формирования рабочих групп и управленческих команд, особенности построения сетей коммуникации, и в конечном виде, ту метафору, в соответствии которой и построена организация [27] .


Рисунок 2 - Модель взаимоотношений в команде [28]

Поскольку структура — это, прежде всего, совокупность взаимосвязанных звеньев, образующих систему, то возможные связи между звеньями системы позволяют различать следующие виды структурирования:

6) многосвязная — в отличие от кольцевой структуры каждое звено связано со всеми остальными;

8) иерархическая — характеризуется наличием иерархии управления;

9) смешанная — в различных подсистемах возможны перечисленные виды структур [30] .

Экспериментальное изучение этих видов структурирования показало различную их эффективность. Так, достаточно простым и четко поставленным задачам, а также рутинным заданиям, допускающим возможность ошибки, более соответствуют звездная и иерархическая структуры, поскольку обеспечивают быстрое получение решений [31] . Многосвязная структура в смысле безотказности и правильности решения более подходит для сложных задач с неполной информацией, хотя процесс решения занимает больше времени. Линейная структура дает неплохие результаты при решении простых задач с малым объемом исходных данных [32] . Кольцевая — предпочтительнее там, где требуется творческий подход к решению, она же способствует наибольшей удовлетворенности участников своей деятельностью. Наименьшее влияние на результат решения оказывает квалификация участников в многосвязной и сотовой структуре, а наибольшее — в звездной и иерархической.

С точки зрения качественных характеристик речь идет о содержании и направлениях информационных потоков между руководителем и подчиненными, которые могут быть не только односторонними или двусторонними (параметр направления), но и регулятивными, информационными и проблемными (параметр содержания) [34] . Количественные характеристики связей в большей степени, чем качественные, поддаются измерению.

1) сфера контроля за деятельностью подчиненных, которую предполагается возложить на руководителя (широкая, включающая все виды активности подчиненных, или узкая, специализированная по направлениям деятельности);

2) уровень взаимосвязи между подразделениями (высокая интенсивность взаимодействия и обмена информацией или низкая);

3) степень неопределенности задач, решаемых структурой (низкая, когда решения известны и пути достижения целей алгоритмизированы, или высокая);

4) уровень сложности задач, стоящих перед организацией.

Функциональная организационная структура строится по принципу распределения функций внутри организации и чаще всего существует одновременно с линейной, что создает двойное подчинение для исполнителей, так как функциональные подразделения получают право отдавать распоряжения в рамках своей компетенции нижестоящим подразделениям других направлений [36] . Функциональные организационные структуры имеют следующие преимущества:

1) более глубокую проработку решений по функциональным направлениям;

2) высокую компетентность специалистов, отвечающих за выполнений функций;

3) высвобождение линейных менеджеров от части задач, решаемых функциональными руководителями [37] .

Гибкие структуры способны изменяться (адаптироваться) в соответствии с требованиями среды (по аналогии с живыми организмами). К ним относятся проектная и матричная организационные структуры.

Проектная организационная структура представляет собой временное объединение специалистов внутри организации, которое создается для решения конкретной задачи [39] .

Матричная организационная структура (функционально-временно-целевая) характерна для организаций, для которых проектная форма постоянна. В этом случае управленческая вертикаль строится соответственно отдельным сферам деятельности организации, а по горизонтали осуществляется управление проектами. Для матричной структуры характерно создание непосредственных связей между специалистами вне зависимости от их позиции в организации.

Выводы. Трудовой коллектив — это социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретных задач, основанная на общности целей, принципов сотрудничества, сочетании индивидуальных и групповых интересов и работающих на одном предприятии или в одной организации.

Группы делят на формальные и неформальные. Существенное отличие формальной группы заключается в том, что она всегда создается по инициативе администрации и входит подразделением в организационную структуру и штатное расписание предприятия.

В управлении предприятием очень важно правильно сформировать рабочие группы и в зависимости от ситуации и решаемых задач применять эффективные способы воздействия на группы.

2.1 Исследование взаимоотношений в рабочей группе (на примере бригады цеха 34-1)

Особенности сложившихся в бригаде эмоциональных отношений, выявленные в результате анкетирования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Анализ эмоциональных межличностных отношений в бригаде [41]

Читайте также: