Доклад про пургу 4 класс

Обновлено: 07.07.2024

Гагарка: особенности внешнего вида

Гагарка относится к водоплавающим птицам. Воздух для нее не является главной стихией. Она предпочитает бескрайние соленые воды. Прекрасно плавает и ныряет. На суше чувствует себя неловко, тяжело переступая на черных, перепончатых лапах. Гагарка довольно коренастая птица. Шея у нее короткая. Толстый и короткий клюв сплющен с боков и загнут кверху крючкообразно. Ноздри по форме напоминают щелочки. Дина хвоста 9 см. Он немного заострен на конце. У гагарки ярко желтый зев и темно-коричневые глаза. Спина и голова буро-черного цвета, животик белый. От глаз к концу клюва идет белая полоса. Также полосами украшены крылья птицы, которые в длину достигают 20 см. Окрас шеи, боков и головы меняется в зависимости от сезона с темного на светлый.

Гагарка: где обитает?

Привычная среда обитания — морские воды Арктики, крайний север Атлантики, омывающие берега Америки и Европе. Также их можно повстречать на прилежащих островах этих континентов.

Чем питается гагарка?

Обычный рацион составляет рыба: шпроты, молодая треска, песчанка, сельдь, килька, мойва. Также гагарки питаются морскими беспозвоночными, такими как кальмары, креветки и ракообразные. Добычу добывают под водой. Могут находиться там больше 1 минуты. Удерживают пищу острым клювом.

Образ жизни гагарки и размножение

Гагарки держатся парами или небольшими группами. Пернатые способны нырять на глубину 35 м, втягивая голову и шею. На берег выходят только в период гнездования. В это время они активно летают по воздуху со скоростью 58 км/час. В полете часто машут крыльями, голову вытягивают вперед, лапы и хвост направляют назад. Для защиты от врагов (рыжих лисиц, чаек и ворон) сбиваются в небольшие стаи. Пух гагарки, в зависимости от сезона, полностью меняется в течение 1,5 месяца. В данный отрезок времени они не могут летать.

В конце весны – начале арктического лета начинается сезон размножения. Кстати, половой зрелости птицы достигают в 4-5 летнем возрасте. В период ухаживания самки и самцы прихорашиваются и пытаются понравиться избранникам. Дальше происходит многократное спаривание (оно может совершаться до 80 раз!). Самочка откладывает в трещинах скалы единственное яйцо. Его высиживают оба родителя около 50 дней. Птенцы появляются малоподвижными, беспомощными и чувствительными к холоду. Они покрыты эмбриональным пухом черновато-буроватого окраса. В течение 2 недель птенец приспосабливается к суровому климату. Родители кормят своего малыша мойвой. По истечению 2 недель птенец впервые знакомится с морем. Спустя 2 месяца они начинают самостоятельную жизнь.

Гагарка интересные факты

  • Продолжительность жизни гагарки в естественной среде обитания — до 38 лет.
  • Бескрылая гагарка — вымерший вид пернатых. Когда-то обитал средь островов Атлантического океана. Исчезла с лица Земли в 1844 году.
  • Яйца птиц отличаются по цвету: они могут быть коричневые, бирюзовые, белые, в пятнышки. Благодаря индивидуальному окрасу родители отличат свое яйцо от других.
  • В ХХ веке гагарки служили источником мяса, яиц и перьев. Это значительно сократило их популяцию. С 1927 года, действует закон по охране гагарок.
  • В штормовую погоду гагарки не ныряют в воду за пищей. Когда непогода продолжается долго, то они теряют силы и погибают.

Цель: Сформировать представления об изменениях, происходящих в живой и неживой природе в феврале.

Задачи: 1) Познакомить учащихся с особенностями третьего месяца зимы и с

изменениями, происходящими в природе.

2) Дать представление о метели, вьюге, пурге, оттепели.

3) Развивать эмоциональное восприятие природных явлений.

4) Воспитывать заботливое отношение к животным и птицам.

Планируемые результаты:

1) Предметные: способствовать формированию знаний учащихся об особенностях третьего месяца зимы и изменениях, происходящих в природе, создать условия для формирования УУД;

Познавательные – развивать умение самостоятельно находить и извлекать нужную информацию, формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные – целеполагание, развивать умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, адекватно оценивать свои достижения; осознавать возникшие трудности, искать их причину и пути преодоления; воспитание интереса и любви к природе, бережного отношения к ней.

Коммуникативные – развивать умение вступать в диалог с учителем, одноклассниками, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнера.

3) Личностные: содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета.

Оборудование: презентация, звуки метели, видеоролик для детей о феврале, листы для создания книги с названиями страниц, карточки с названиями месяца, карточки для определения следов, с названиями природных явлений, примет, февральский календарь на неделю, картинка с изображением жилищ животных, раскраски, клей, цветне карандаши или фломастеры.

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

2. Актуализация знаний.

- Ребята, прослушайте небольшой аудио фрагмент и скажите, что вы слышали.

- Когда происходит это явление?

- Верно, это звуки метели. Сегодня мы продолжим путешествие по страницам книги зимы и дополним её новыми страницами.

- Перечислите зимние месяцы.

- О каком из них говорят: Год кончает, зиму начинает?

- Как говорят о январе? (Году начало – зиме середина.)

3. Постановка учебной задачи и целей урока.

- О каком месяце мы будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку.

Снег мешками валит с неба.

С дом стоят сугробы снега.

То бураны, то метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силён,

Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Что, скажи, за месяц это? (февраль)

- Подумайте, как может называться тема нашего урока?
- Какие явления природы мы наблюдали в этом месяце и слышали в аудио фрагменте? (ветер, вьюгу).
- Давайте откроем учебника на стр.30 и посмотрим, совпали ли наши предположения с темой, предложенной авторами учебника?

- Как вы думаете, какой же будет цель нашего урока?

Цель урока: узнать, какие изменения произошли в феврале месяце в неживой и живой природе.

4. Открытие новых знаний.

- Какие ещё страницы этой книги хотелось бы вам создать?

- Февраль – последний месяц зимы. Он самый короткий. Его прозвали коротышка. Есть у него и другие имена.

- Поработайте в парах. Возьмите синие карточки, прочитайте, как ещё называли февраль и попробуйте объяснить, откуда у него такое имя.

- Заполните названиями первую страницу.

- Какими словами можно охарактеризовать февраль? Какой он? (Снежный, холодный, вьюжный, суровый, последний, ветреный). Слайд 2.

А вы подумайте, о каких ещё явлениях природы в нём говорится. ( Чтение текста хорошо читающими детьми).
- О каких же явлениях природы в нём говорится? (Февраль – месяц вьюг и метелей) Слайд 3.

- Как вы думаете, от каких слов произошли слова метель и вьюга? Слайд 4.

(Слово метель произошло от слов мести, заметать, засыпать.

Слово вьюга образовалось от слова виться, кружиться.) Слайд 5.

- Итак, давайте заполним следующую страницу нашей книги. У меня на столе лежат карточки с природными явлениями, выберите только те, которые вы наблюдали в феврале.

(туман, метель, радуга, сосульки, вьюга, оттепель, град, мороз, снег белый, снег голубоватый, солнце пригревает, солнце не греет)

- Ребята, мне кажется, что мы с вами засиделись. Давайте встанем и прокатимся на лыжах.

Мы на лыжах в лес идём,

Мы взбираемся на холм.

Палки нам идти помогут,

Будет нам легка дорога.

Вдруг поднялся сильный ветер.

Он деревья крутит, вертит

И среди ветвей шумит.

Снег летит, летит, летит.

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

Ну а мы идём, идём

И к себе приходим в дом.

2 группа – 2 абзац;

3 группа – 3 абзац;

4 группа – 4 абзац.

- Прочитайте текст, приготовьтесь ответить на вопросы: Слайд 9.

- Какие животные проводят зиму в спячке?

1 группа - Где зимуют насекомые и ящерицы

2 группа – Как зимует ёжик?

3 группа – Зачем заяц путает следы?

4 группа - У кого в феврале рождаются малыши?
- Как бы не было животным тяжело, всё же февраль - у многих зверей свадебник. Слайд 10. Волки, рыжие лисицы, зайцы, бобры устраивают свои свадьбы в феврале. А некоторые животные обзаводятся потомством. В феврале родились медвежата. В лесу ещё холодно, а в берлоге тепло, уютно. И мама рядом.
- Рассмотрите рисунок, скажите, каких животных мы ещё можем встретить в лесу? Слайд 11.

- Замела метель все лесные тропы. Снег похож на чистый лист бумаги. Но на нём видны таинственные следы.

- Поработайте в группах и выполните задание на карточках. Определите, чьи это следы и соедините стрелочкой. Слайд 12.

- Как мы можем заполнить следующую страницу книги зимы. (Рисунками следов и жилищами животных).

- Веками накопилось много народных примет февраля, по которым можно предугадать будущие лето, осень и зиму, урожай, погоду на ближайшие дни.

- Возьмите карточки голубого цвета, давайте познакомимся с некоторыми из них:

Февраль теплый - к холодной весне, а морозный - к благоприятному лету.

В феврале много инея - летом будет много росы и много меда.

В конце февраля много длинных сосулек - к долгой весне.

Бесснежный февраль грозит летней засухой.

Чем холоднее последняя неделя февраля, тем теплее будет в марте.

Снегирь зимою поет - на снег, на вьюгу. Слайд 13.

- В старину составили даже февральский календарь примет. Давайте посмотрим, на что же нам следует обращать внимание на этой неделе.

Туман держится высоко – к хорошей погоде, опускается на землю – к оттепели и снегу.

Ветки ели сгибаются вниз – к снегопаду. Если ветки смотрят вверх – день будет ясным.

Снег идет в морозный день – к потеплению.

Морозы в этот день предвещают бурную весну, сухое и жаркое лето.

Морозы в этот день – ждите бурную весну, сухое и жаркое лето.

Золотистый цвет зари и фиолетовая окраска горизонта – к хорошей погоде.

Куры рано на насест садятся – к холодам: чем выше – тем сильнее будет мороз.

Облака синего цвета – к теплой погоде.

Ночью луна большая, чуть красноватая – к оттепели.

Сильные морозы в этот день – короткая зима.

В лесу на возвышенностях вечером и ночью температура такая же, как на открытом поле или равнине, – к ветру и снегу.

В этот день холодно – март будет теплым.

Вороны садятся на самые верхние ветки деревьев и чистятся – к снегопаду

- Давайте оформим следующую страницу нашей книги.

- Ребята, а какие праздники люди отмечают в феврале? (23 февраля, Масленицу). Слайд 14.

- Что вы знаете о этих праздниках?

- 23 Февраля – праздник, День защитника Отечества. Накануне и в праздничный день 23 февраля принято посещать памятные места, места былых сражений, слушать рассказы ветеранов, чтить память тех, кто сложил свою голову, защищая Отечество.

- Масленица — один из самых веселых праздников. Всю неделю люди устраивают веселые проводы зимы. Эти проводы сопровождаются народными гуляниями, неотъемлемым элементом этих гуляний являются блины.

- Для создания следующей странички, предлагаю вам поработать с раскрасками и создать яркие открытки и картинки об этих праздниках.

5. Включение в систему знаний.

- Посмотрите видеоролик, он поможет вам не только повторить то, о чём мы сегодня говорили, но и познакомит с новыми сведениями.

- Что нового вы ещё узнали о феврале? (1 раз в 4 года бывает 29 дней. Такой год называется високосным)

- В честь какого бога февраль получил своё название? (Бог подземного царства – Фебруус).

6. Итог урока.

- Ребята, посмотрите на листы нашей книги. О чём она может рассказать другим детям? Что в сегодня узнали о феврале, создавая книгу зимы?

- Скажите, а чего не хватает на страницах нашей книги? (Иллюстраций, ребусов, кроссвордов, загадок)

7. Домашнее задание.

По желанию вы можете создать для нашей книги иллюстраций, ребусы, кроссворды, загадки, найти стихи о феврале, а для птиц сделать кормушки.

На Земле много климатических зон, где отличается весь климат: температура, частота выпадения осадков и их количество, направление и виды ветров. Одной из самых опасных зон является пустыня.

Пустынями являются районы, где выпадает менее 25 сантиметров осадков в год. Пустыни занимают примерно 1/7 всей площади суши на планете и встречаются на всех континентах, кроме Антарктиды.

Пустыни бывают разными: жаркими, как африканская Сахара, и холодными, как пустыня Гоби в Азии. Кроме того, пустыни бывают песчаными или покрытые камнями. Самой большой по площади пустыней в мире считается Сахара, она занимает около 8 миллионов квадратных километров. Это почти 1/3 территории Африки. По площади Сахара примерно равна территории США.

Песчаные и каменистые пустыни.

Представителей первого вида, конечно, больше. Но почему в пустынях так много песка? Все дело в резких перепадах температуры. К вечеру, когда жара спадает, сконденсировавшаяся воздушная влага проникает в трещинки камней. Вода замерзает, возрастает в объеме и увеличивает трещины. Со временем камни распадаются на кусочки. Затем ветер разносит осколки, сталкивает и обкатывает их, превращая в песок. Таким образом, постепенно возникает пустыня. Но есть и второй вид. А как появились они? А причина в том, что некоторые горные породы оказываются слишком прочными и процесс превращения в песок на них не срабатывает.

Миражи.

Одна из главных проблем пустынь, если туда когда – нибудь попасть, — это мираж. Мираж – это иллюзия, созданная преломленными на границе разных слоев воздуха солнечными лучами. Если объяснять подробней, то… На уровне земли воздух так раскаляется, что, как зеркало, отражает предметы. Иногда образуется несколько слоев горячего воздуха, и они действуют как система зеркал, перенося отражения на огромные расстояния.

Интересные факты про пустыни.

1) Самая большая температура в пустыне равнялась + 58 градусам по Цельсию, при этом, песок был раскален до + 80 градусов по Цельсию.

2) Дюны способны двигаться! Ветер постепенно сдувает все песчинки, и дюна совершает своеобразный шаг.

3) Дюны еще и умеют петь! Но как это происходит – неизвестно.

Описание природной зоны Пустыни

Пустыня представляет собой обширную равнинную территорию с однообразным пейзажем, скудной почвой, флорой и фауной. Такие участки суши находятся на всех континентах, за исключением Европы. Главным признаком пустыни является засуха.

К особенностям рельефа природного комплекса Пустыня относят:

  • равнины;
  • плоскогорья;
  • артерии пересохших рек и озер.

Этот вид природной зоны простирается на большей части Австралии, относительно небольшой части Южной Америки, располагается в субтропических и тропических поясах Северного полушария. На территории России пустыни располагаются на юге Астраханской области в восточных областях Калмыкии.

Рис. 1. Пустыня Сахара – самая крупная в мире.

Пустыня — природная зона, характеризующаяся равнинной поверхностью, разреженностью или отсутствием флоры и специфической фауной. Чаще всего в пустынях годовая сумма осадков меньше 200 мм, в экстраардинарных районах — менее 50 мм, а в некоторых пустынях осадков нет десятки лет.

Пустыни можно встретить на всех континентах, исключая лишь Европу. Они простираются по умеренному поясу Северного полушария и по субтропикам и тропикам обоих полушарий.

Самые большие пустыни — это Сахара, Виктория, Каракумы, Атакама, Наска, и пустыня Гоби.

Пустыни обычно бывают пяти видов:

  • песчаные ( растительность встречается очень редко, в основном это колючие кустарники, с корнями, уходящими глубоко в землю, это нужно для питания водой)
  • глиняные,
  • солончаковые,
  • каменистые,
  • снежные пустыни (находятся за полярными кругами и населены животными, устойчивыми к холоду).

Тип климата в пустынях обычно жаркий и засушливый. В этой природной зоне дневная температура может подниматься до +50°С, ночью же — опускаться до 0°С. В северных районах столбик термометра может опускаться до минус 40 °С. По эти причинам климат пустынь считается континентальным.

Жизнь в пустынях сосредотачивается в основном около оазисов – мест с густой растительностью и водоёмами, а также в долинах рек.

Растительный мир пустынь

Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. У растений мелкие жесткие листья либо вместо листьев — колючки. Корни проникают глубоко в землю. Растения в пустыне не образуют сплошного покрова. Они одиночные, нередко растут небольшими группами среди песков или растрескавшейся глины.

Стволы деревьев чаще всего сильно искривлены. Самое распространенное растение пустынь — кусты саксаула. Они растут группами, образуя небольшие рощи. Вместо листвы их ветки покрыты небольшими чешуйками. Как же выживает этот кустарник в столь засушливых почвах? Природа снабдила их могучими корнями, уходящими в землю на глубину до 15 метров.

А другое растение пустынь — верблюжья колючка своими корнями может достать влагу с глубины до 30 метров. Колючки или очень маленькие листики растений пустыни позволяют им очень экономно расходовать влагу при испарении. Среди разнообразных кактусов, произрастающих в пустыне, встречается Эхинокактус Грузони. Сок этого полутораметрового растения прекрасно утоляет жажду.

В южноафриканской пустыне встречается очень удивительный цветок — фенестрария. На поверхности земли видны лишь несколько его листиков, зато его корни подобны крохотной лаборатории. В ней и происходит выработка питательных веществ, благодаря которым это растение даже цветет под землей. Можно только удивляться приспособляемости растений к экстремальным условиям пустыни.

Животные пустынь

В дневную жару пустыня кажется необитаемой. Лишь изредка встречаются ящерица или какой-нибудь жучок. Но с наступлением ночи пустыня оживает. Животные выползают из своих укрытий, чтобы пополнить запасы пищи.

Как животные спасаются от жары? Некоторые зарываются в песок. Уже на глубине 30 см температура на 40°С ниже, чем на земле. Кенгуровый прыгун, может не вылезать из своего подземного укрытия несколько дней. В его норках есть запасы зёрен, которые вбирают влагу из воздуха. Они — то и утоляют его голод и жажду.

Шакалов и койотов от жары спасает частое дыхание и высунутый язык.

Африканские лисицы, зайцы, ежи излишки тепла излучают большими ушами.

Доклад о пустынях Вы можете написать используя эту информацию.










Виды пустынь

В зависимости от типа поверхности пустыни делят на 4 класса:

ТОП-1 статьякоторые читают вместе с этой

  • 1. Животные пустынь Северной Америки
  • Песчаные и песчано-щебневые. Территория таких пустынь отличается разнообразием пейзажей: от песчаных барханов без единого намека на растительность, до равнин, покрытых мелкими кустарниками и травой.

Вопреки расхожему мнению, пески занимают далеко не самую значительную часть пустынь. К примеру, труднопроходимые пески Сахары составляют лишь 1/10 от огромной территории.

  • Солончаковые. В почве над всеми другими компонентами преобладают соли. Поверхность таких пустынь зачастую выглядит как соляная корка, иногда встречаются участки соляной трясины, способной поглотить даже крупное животное.
  • Каменистые, щебнистые, гипсовые. Твердая и грубая поверхность обусловливает специфику подобного вида пустынь.
  • Глинистые. Основной характеристикой таких пустынь является гладкая глинистая поверхность.

Рис. 2. Глинистая пустыня Атакама.

О замысле своей картины Шишкин написал так:

По В. Порудоминскому

Подбор слов к описанию картины

Теперь неплохо было бы подобрать слова к будущему сочинению. Мы это дело начали, вы же дополните собственными идеями.


рожь Золотая, солнечная, яркая, светлая, сияющая, волнующаяся как море, бескрайняя, богатая, щедрая
колосья Тонкие, ломкие, тучные, длинные, склоняются к земле
тропинка Заросшая, убегает, теряется во ржи
сосны Огромные, могучие, как великаны, уходящие кронами в небо, подпирающие небо, древние, величественные, богатырские
небо Голубое, высокое, чистое, ясное, светлое, прозрачное, глубокое
впечатления от картины Величие родной природы, простор и мощь, жара, спокойствие, свобода

Вопросы по картине

Устно ответь на вопросы. Это поможет тебе в написании сочинения

  1. Какое время года показал художник?
  2. Что автор изобразил на картине?
  3. Почему золотое поле ржи занимает основное место на картине?
  4. Что хотел передать (выразить) художник этой картиной?
  5. Какие краски использует И. И. Шишкин, чтобы изобразить ржаное поле, сосны, небо? Почему?
  6. Что особенно привлекло твоё внимание на картине? Какое чувство вызывает она у тебя?

Особенности климата

В плане описания пустынь отдельно стоит упомянуть особенности климата. Для этой природной зоны характерны:

  • Высокая дневная температура, которая ночью может опускаться до 0 градусов по Цельсию. В северной пустыне эта отметка может достигать -40 градусов. Такие резкие температурные колебания указывают на континентальный климат большинства пустынь.
  • Исключительная сухость воздуха. Влажность колеблется в пределах 5-20%, что намного ниже нормы. Причина этому – крайне редкие осадки, которые могут выпадать раз в несколько месяцев или даже лет. Самыми сухими считаются пустыни Южной Америки.

Интересные ответы

Флора и фауна пустыни

Пустыни и полупустыни характеризуются бедной растительностью. Как правило, это колючие кустарники, которые приспособились искать влагу глубоко в почве при помощи мощно развитой корневой системы.

Животные пустынь представлены мелкими хищниками и грызунами, рептилиями и пресмыкающимися.

Рис. 3. Змея в пустыне

Растительность пустыни

В пустынях произрастает необычное дерево саксаул, его листву заменяют зеленые веточки (рис. 7).

Верблюжья колючка прорастает корнями на глубину до 20 м, питая себя подземными водами, поэтому даже в самое засушливое время и сильный зной она зеленая (рис. 8).

Рис. 8. Верблюжья колючка ()

Растения с такими корнями называют насосами.

Джузгун – еще одно необычное растение зоны пустынь, раскидывает корни в стороны до 20 м, закрепляя песок и не давая ему сдвигаться (рис. 9).

Джузгун – кустарник, который накапливает воду в стеблях.

Корни злака селина захватывают территорию до 100 м² (рис. 10).

Рис. 10. Селин (Источник)

Это растение очень хорошо приспособилось к выживанию в условиях пустыни: если ветер выдует из-под него песок, его корни будут защищать специальные чехольчики, и, даже если песок полностью засыплет селин, его побеги заново прорастут. Поэтому люди высаживают селин, чтобы укрепить движущиеся пески.

Пескоукрепителями являются и другие растения, например джунгарская полынь (рис. 11).

Рис. 11. Джунгарская полынь ()

Пустыни – крайне засушливые территории, поэтому растения вынуждены максимально сохранять влагу. Чтобы уменьшить испарения, листья этих растений трансформировались в колючки, иголки и чешуйки.

Доклад про песца для 4 класса по окружающему миру

Песцы - пушные зверьки, которых иногда называют полярными лисицами. Песец живёт у нас в северных частях Европы и Азии, а также на большинстве островов Ледовитого океана. В России он представлен двумя видами: материковым и более крупным - командорским, живущим на Командорских и некоторых других островах. Различают, кроме того, обыкновенного белого песца и гораздо более редкого и ценного - голубого. В действительности он окрашен в различные оттенки буровато-серого цвета, причём в отличие от обыкновенного не меняет окраски на зиму.

Подушечки лап у песцов сплошь покрыты щёткой жёстких волос, которые предохраняют лапы от обморожения. Закруглённые короткие уши почти скрываются в шерсти, что также предохраняет от охлаждения во время сильных морозов. Во времена далёкого легендарного путешествия Беринга песцы не знали человека и нисколько не боялись. Заявляясь в лагерь, они тащили оттуда всё подряд, в том числе предметы, абсолютно для них непригодные, например экспедиционное имущество. Прогнать наглых воришек не было никакой возможности, так что оставалось только действовать силой.

Песец для будущего потомства сам роет нору, а если и пользуется чьей-то старой, то предварительно тщательно ремонтирует и чистит. Норы имеют различную глубину и различное число выходов, иногда бывают логова очень глубокие и сложно устроенные.

Число щенят у песцов бывает различным, причём находится в прямой зависимости от количества корма. В голодные годы среднее число молодых составляет 5-6, в годы, обильные кормом, - 10-12.

Отец-песец - образцовый глава семьи. Пока дети ещё маленькие, он добывает и приносит корм им и матери. Позже на охоту начинают ходить оба родителя. Подросшие детёныши держатся с родителями до осени.

Если погибает самец, мать перетаскивает детёнышей в нору другой семьи, хорошо обеспеченной кормами, и здесь выкармливает своё потомство.

Примерно с ноября начинаются массовые перекочёвки песцов в места, где в изобилии водятся лемминги. Часть пушистых переселенцев уходит на юг в полосу тайги, куда они движутся вдоль замёрзших рек или по льду, а иногда переплывают широкие реки, лежащие на пути. Песец - ценный промысловый пушной зверь. На Руси его шкурки использовались вместо денег, и со временем красивый тёплый мех не обесценился. Песец занесён в Красную книгу, он приносит пользу и его надо охранять.

Читайте также: