Фмс история возникновения краткий доклад

Обновлено: 08.07.2024

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гайнутдинова Екатерина Ирековна

Статья посвящена историческому обзору становления и развития миграционной службы Российского государства. Автор полагает, что исторический опыт управления миграционными процессами неизбежно должен быть востребован государством в формировании миграционной политики настоящего и будущего времени.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Гайнутдинова Екатерина Ирековна

Роль советской милиции в осуществлении паспортизации и контроля за миграцией населения (1917-1950 гг. )

FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE MIGRATION SERVICE RUSSIAN STATE

The article is devoted to the historical review of the formation and development of the migration service of the Russian state. The author believes that the historical experience of managing migration processes must inevitably be demanded by the state in the formation of migration policy of the present and future time.

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10381 © Е.И. Гайнутдинова, 2020

Научная специальность 12.00.11 - судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МИГРАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Екатерина Ирековна Гайнутдинова,

Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

Аннотация. Статья посвящена историческому обзору становления и развития миграционной службы Российского государства. Автор полагает, что исторический опыт управления миграционными процессами неизбежно должен быть востребован государством в формировании миграционной политики настоящего и будущего времени.

Ключевые слова: миграционная служба, ГУВМ МВД России, мигранты, миграционная политика, государственное управление миграцией.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE MIGRATION SERVICE RUSSIAN STATE

Ekaterina I. Gainutdinova,

Institute of legislation and comparative law under the Government of the Russian Federation

(117218, Moscow, ul. B. Cheremushkinskaya, d. 34)

Abstract. The article is devoted to the historical review of the formation and development of the migration service of the Russian state. The author believes that the historical experience of managing migration processes must inevitably be demanded by the state in the formation of migration policy of the present and future time.

Keywords: migration service, GUVM of the Ministry of internal Affairs of Russia, migrants, migration policy, state migration management.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Гайнутдинова Е.И. Становление и развитие миграционной службы Российского государства. Вестник экономической безопасности. 2020;(6):193-7.

Государственное управление миграционными процессами имеет многовековую историю. В определенную историческую эпоху цели и задачи государственного воздействия на миграционные отношения отличались, но общим признаком можно отметить наличие государственного управления в переселенческой политике для освоения территорий России. Опыт и разработка теоретических моделей управления миграционными процессами позволили создать различные концепции деятельности миграционной службы для реализации интересов Российского государства. В конечном счете, деятельность современной миграционной службы -ГУВМ МВД России - должна быть направлена на достижение задач, закрепленных в Концепции государственной миграционной политики на 20192025 гг.

Управление миграционными процессами в России является важной государственной задачей. Современные проблемы управления миграционными процессами в России имеют свой генезис. Проблемы освоения территорий страны, ее заселения, повышения демографии не утратили своей актуальности и в настоящее время. Исторический опыт управления миграционными процессами неизбежно должен быть востребован государством в формировании миграционной политики будущего времени. Управленческие решения - это основной инструмент для регулирования миграционных процессов. Ошибки в управлении миграционными процессами порождают отрицательные социальные явления, такие как бюрократизм, коррумпированность государственного аппарата, нелегальную миграцию. Механизм управления миграционными

процессами имеет правовую основу, осуществляется в соответствии с принципами оперативности, непрерывности и своевременности. Но сложность и многоступенчатость регулирования миграционных процессов показали свою неэффективность в период кризиса 2014-2015 годов. Основная функция управления миграционными процессами, как мы отмечали, возлагается на ГУВМ МВД РФ, но необходимо также привлечение региональных органов власти и институтов гражданского общества для обеспечения контроля за деятельностью миграционной службы.

Если провести аналогию с историей, то весь период миграционной службы России условно можно подразделить на три этапа: первый этап - XVIII-XX вв., так называемый досоветский период развития, второй этап, именуемый советским периодом, охватывает 1917-1991 гг., и третий этап с 1992 г. по настоящее время (постсоветский период), что соответствует периодизации российского права, отраженной в трудах некоторых ученых [1]. Соответственно каждый период миграционной службы характеризовался присущими ему особенностями в организации и управлении по перемещению иностранными поданными. На каждой стадии развития миграционной службы создавались новые структурные подразделения либо реформировались уже имеющиеся. Рассмотрение генезиса миграционной службы российского государства, позволит нам -как и иным ученым, обращающимся к изучению истории различных правовых явлений 6 - изучить особенности зарождения и последующее развитие данной службы.

Изученные нами документы позволяют сделать вывод, что с начала XVIII века государством осу-

В начале XIX века правоприменительные функции в сфере миграции осуществляла полиция Министерства внутренних дел Российской империи. Непосредственно, отмеченная функция возлагалась на паспортно-визовый стол, сотрудники которого выполняли регистрацию и учет прибывших иностранных граждан, а при необходимости вели наблюдение за иностранцами, пребывающими на территории России. В отмеченный период уже выполнялась работа по соблюдению паспортного контроля иностранными подданными, была налажена система миграционного учета и делопроизводства. В XIX веке в миграционной политике России используются уже современные инструменты, такие как, привлечение специалистов-иностранцев, наличие имущественного ценза, квотирование количества иммигрантов, установление визового режима.

Все это позволило более эффективно контролировать полицией миграционные процессы в Российской Империи и создать паспортную систему, которая оставалась практически неизменной до 1917 года [8]. Более того, многие элементы этой паспортной системы сохранились до наших дней, хотя и в несколько улучшенном виде. Министерство внутренних дел Российской империи регулировало миграционные процессы в интересах государства, и при этом наделялось достаточными полномочиями. Исходя из соображений государственной безопасности, МВД было полномочно временно прекращать въезд иностранных подданных в Россию.

После революции 1917 года все органы управления и власти Российской империи были упразднены, в том числе и МВД России. Создавались советские органы власти и управления. В результате революции происходит резкая смена политики, что затронуло и миграционные процессы, которые сосредотачиваются на внутренних переселениях, но революция ничего не изменила в вопросе получения взяток должностными лицами государственного аппарата.

Спустя ровно 200 лет после подписания указа Петром I, Декретом ВЦИК РСФСР от 25 июня 1919 года была создана паспортно-визовая служба, на которую возлагались правоприменительные функции по управлению в сфере внешней и внутренней миграции.

В мае 1920 года решением межведомственной комиссии НКВД РСФСР на милицию возлагается выполнение указов, распоряжений и постановлений органов власти, регламентирующие пребывание иностранных граждан в РСФСР. При Главном управлении милиции в Москве и Петрограде были сформированы иностранные подразделения [9]. Впоследствии приказом НКВД РСФСР от 31 августа 1923 полномочия по учету, регистрации и контролю за иностранцами возлагались на центральное административное управление НКВД РСФСР.

наркомата внутренних дел, в ведение НКВД СССР и его терорганов были переданы иностранные отделы и столы исполнительных комитетов, которые до этого времени находились в ведении ОГПУ. На основании Постановления СНК СССР от 4 октября 1935 года в Главном управлении милиции, управлениях милиции республик, краев и областей были созданы отделы, отделения и группы виз и регистрации иностранцев (ОВиР) [9]. ОВиР принимало решение о выдаче иностранным гражданам разрешения на въезд, проживание, предоставление гражданства СССР, осуществляла контроль за соблюдением иностранцами правил проживания и передвижения по территории СССР. ОВиР в структуре МВД СССР - МВД России действовал до 1993 года, после чего произошло объединение паспортной службы и отделов виз и регистраций и на их основе была организована паспортно-визовую служба (ПВС) органов внутренних дел Российской Федерации, как в центре, так и на местах, которая в свою очередь просуществовала до 2004 года, до создания ФМС России.

С распадом Советского Союза в декабре 1991 года, бывшие союзные республики стали независимыми государствами, на территории которых продолжались национальные конфликты, имело место дискриминация русской части населения в национальных республиках. Перечисленные факторы повлекли массовый приток иммигрантов (беженцы и вынужденные переселенцы) из бывших республик. В период 1991-1995 годы в Российскую Федерацию прибыло свыше 600 тыс. беженцев и вынужденных переселенцев [9].

С этого периода начинается третий этап истории органов миграционной службы в Российском государстве. Происшедшие изменения в общественной жизни государства повлекли изменения и в структуре органов, контролирующих миграционные процессы. В июне 1992 года Президент России Б.Н. Ельцин подписал указ о создании Федеральной миграционной службы России на основе Комитета по делам миграции при Министерстве труда и занятости населения Российской Федерации. На вновь созданный орган возлагалась реализация государственной политики в сфере миграционных отношений и регулирование трудовой миграции, создание системы управления миграционными процессами,

разработка и принятие правовых актов и миграционных программ, а также установления связей по вопросам международного сотрудничества в сфере миграции [10].

23 февраля 2002 г. Федеральная миграционная служба была образована в составе МВД России. Тот период эволюции миграционной службы характеризуется слабым управлением и принятием организационных решений. В центральном аппарате МВД России было создано новое структурное подразделение - Федеральная миграционная служба. Структура миграционной службы после передачи ее в МВД России осталась практически без изменений. С принятием этого решения начался самостоятельный этап (2002-2006 гг.) миграционной политики и базисных преобразований, отражавший смену ее курса и переориентацию на борьбу с незаконной миграцией, усилению контрольных функций и органов в миграционной системе. Все это говорило о переходе миграционной политики на вектор, характеризующийся ограничением иммиграции.

С 1 января 2006 года созданы территориальные органы ФМС России, объединившие подразделения паспортно-визовой службы и подразделения по делам миграции МВД России, ГУВД, УВД субъектов федерации, с выводом их в отдельную структуру прямого подчинения Правительству РФ. То есть ФМС России стала самостоятельным органом исполнительной власти с правом законодательной инициативы по изданию профильных законов в сфере своей деятельности. Управление миграционными процессами, в том числе трудовой миграцией, становится основным направлением деятельности ФМС России.

Но ФМС России не удалось взять под полный контроль миграционные процессы в стране и пресечь нелегальную миграцию. Избыточное администрирование и создание бюрократических препон в процедуре получения разрешительных документов для трудоустройства в России мигрантов вынуждало их искать работу в обход установленных законных требований.

5 апреля 2016 года Указом Президента Российской Федерации ФМС России была упразднена, а ее функции и полномочия переданы Главному управлению по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации, функциями которой стали реализация государственной политики в сфере миграции (эмиграции, иммиграции), в том числе противодействия незаконной миграции, гражданства, регистрации физических лиц, беженцев и иных категорий мигрантов, предусмотренных законодательством. Таким образом, это девятая по счету реорганизация миграционной службы, начиная с июня 1992 года. Неоднократное реформирование миграционной службы отрицательно сказалось, как на деятельности и мотивации сотрудников, так и на достижениях самой службы.

Вновь созданная структура ГУВМ МВД РФ прошла процедуру оптимизации, по итогам которой сократили дублирующие структуры: кадровое

обеспечение, службу тыла, финансовое обеспечение. Итогом реорганизации миграционной службы должно стать установление простого и прозрачного алгоритма трудоустройства иностранных граждан без избыточно усложненных и бюрократических процедур.

1. Осокин Р.Б. Уголовно-правовая охрана общественной нравственности: история и зарубежный опыт противодействия: монография. Тамбов: Издательство Першина Р.В., 2013. 156 с.

3. Исполнительная власть в России: история и современность, проблемы и перспективы развития. М.: РГБ, 2007.

4. Осокин Р.Б. Генезис норм об уголовной ответственности за жестокое обращение с животными в досоветский период // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 12-1 (104). С. 396-399.

5. Осокин Р.Б., Кокорев В.Г. Реализация и уголовно-правовая охрана права на свободу вероисповедания в России: история и современность //

Эволюция государства и права: история и современность: сборник научных статей II Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию юридического факультета Юго-Западного государственного университета; отв. ред. С.Г. Емельянов. Курск: Университетская книга, 2017. С. 291-296.

6. Жижилева А.А. История развития института медиации: перспективы развития и совершенствования // Право, общество, государство: история, современные тенденции и перспективы развития: сборник научных трудов по материалам Международной заочной студенческой научно-практической конференции. Воронеж: Ритм, 2017. С. 64-66.

7. Суслин Э.В. Правовое регулирование миграции и свободы передвижения в России в XIX-XX вв. Историко-правовое исследование: Дис. . докт. юрид. наук. М., 2006. С. 281-287.

8. Дибель В.Ю. Правовые предпосылки истории развития регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства в России. Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 7. С.120-126.

10. Волох В.А. Проблемы управления миграционными процессами в современной России // Управление. 2017. № 2 (16). С. 35-43.

В этом году сотрудники Управления Федеральной миграционной службы по Оренбургской области будут праздновать сразу два знаменательных юбилея: 14 июня, в День работника миграционной службы - 20-летие ФМС России, а 27 декабря, по доброй традиции и 80-летие паспортно-визовой службы (установления единой паспортной системы).

Официальной датой рождения современной паспортно - визовой системы нашей страны считается 27 декабря 1932 года. Именно тогда в СССР была введена единая система паспортизации и прописки, а при МВД была образована соответствующая служба.

25 лет, начиная с 1975 года паспортно - визовый отдел областного УВД возглавлял Геннадий Иванович Забелин. Молодежь, которую он набирал, учил, воспитывал ныне успешно трудиться на благо Отечества в миграционной службе, предоставляя государственные услуги жителям городов и районов Оренбуржья. Полковник в отставке и сегодня в строю, являясь председателем ветеранской организации УФМС России по Оренбургской области.

История собственно миграционной службы начинается 14 июня 1992 года. В этот день указом президента Российской Федерации и была создана Федеральная миграционная служба России. Затем она была преобразована в Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики, а в 2002 г. функции по контролю за иммиграционными процессами и действиями федеральных исполнительных служб были вновь возложены на МВД России.

В сентябре 1992 года в структуре главного управления труда и занятости населения администрации Оренбургской области создается отдел миграции, в составе 8 человек. А уже спустя два года, в связи с увеличением масштабов вынужденной миграции и усложнения связанных с этим проблем, возникает самостоятельная областная миграционная служба. Её первым руководителем становится Артур Сергеевич Чаплыгин.

К своей теперешней структуре Федеральная миграционная служба пришла постепенно, переживая непростой этап становления, начиная с 2004 года.

1 января 2006 года были сформированы территориальные органы миграционной службы в субъектах РФ, соответственно в нашем регионе образовалось Управление Федеральной миграционной службы по Оренбургской области, начальником которого является полковник внутренней службы Константин Дмитриевич Духанин.

Предоставляемые сегодня ФМС России государственные услуги, бесспорно - наиболее востребованные среди населения, а, следовательно, и социально значимые. Это и оформление самых разных документов – не только для российских, но и для иностранных граждан, и проведение проверок на предмет выявления правонарушений в сфере миграционного законодательства, целью которых является одно - обеспечение нормальной жизни, соблюдение законности, гарантированных прав и свобод, как для наших граждан, так и для иностранных гостей.

УФМС России по Оренбургской области

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

ТАСС-ДОСЬЕ. Федеральная миграционная служба (ФМС России) – орган исполнительной власти, отвечавший за разработку и реализацию государственной политики в области миграции.

Упразднение

Что известно о переводе ФСКН и ФМС в систему МВД

Указом президента РФ Владимира Путина "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" от 5 апреля 2016 г. ФМС России была упразднена. а ее функции переданы Министерству внутренних дел РФ. Согласно документу, мероприятия по передаче полномочий службы МВД должны быть завершены к 1 июня 2016 г.

Правовые основы деятельности

В своей деятельности ФМС руководствалась конституцией РФ, федеральными законами "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ" от 15 августа 1996 г., "О гражданстве Российской Федерации" от 31 мая 2002 г., "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 г., постановлением "О вопросах Федеральной миграционной службы" от 13 июля 2012 г., международными договорами и другими законодательными актами РФ.

Функции

ФМС России оформляла основные документы, удостоверяющие личность гражданина РФ, вела производство по делам о гражданстве; осуществляла регистрационный учет населения, в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ; выдавала визы, разрешения на работу и иные документы для въезда и пребывания иностранцев в России, а также разрешения на привлечение работодателями иностранных работников; контролировала трудовую миграцию в РФ; пресекала незаконную иммиграцию; занималась вопросами размещения в России беженцев и вынужденных переселенцев, рассматривала вопросы предоставления им убежища в РФ. Кроме того, ФМС имела право вести производство по делам об административных правонарушениях в пределах своей компетенции, принимала решения о депортации из РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.

Структура

В структуру ФМС входили руководство ведомства, его центральный и зарубежный аппарат, а также территориальные органы в субъектах РФ. Предельная штатная численность работников ведомства составляла 42 тыс. 13 человек (без персонала по охране и обслуживанию зданий). В их числе 17 тыс. 438 федеральных государственных гражданских служащих (с 1 января 2017 г. – 18 тыс. 850, с 1 января 2018 г. – 20 тыс. 264 человек), 11 тыс. 116 сотрудников органов внутренних дел (с 1 января 2017 г. – 9 тыс. 704, с 1 января 2018 г. – 8 тыс. 290), а также 13 тыс. 459 работников.

Руководство

Федеральную миграционную службу возглавлял руководитель, назначаемый на и освобождаемый от должности правительством РФ. С 20 июля 2005 г. этот пост занимал Константин Олегович РОМОДАНОВСКИЙ. Глава ведомства имел восемь заместителей, в том числе одного статс-секретаря-первого заместителя руководителя ФМС (список).

Коллегия

При ФМС России действовала коллегия в составе 24 человек во главе с руководителем службы. В ее состав входили заместители главы ведомства, руководители подразделений центрального аппарата, начальники региональных управлений ФМС, представители Администрации президента и Аппарата правительства РФ.

Центральный аппарат

Центральный аппарат ФМС России состоял из 10 управлений и двух департаментов по основным направлениям деятельности (положение о ведомстве позволяло иметь три департамента и до 17 управлений).

  • Департамент по организации работы с иностранными гражданами;
  • Организационно-административный департамент;
  • Организационно-аналитическое управление;
  • Управление внешних связей;
  • Управление выработки стратегии предоставления государственных услуг гражданам РФ;
  • Управление информационных технологий;
  • Управление по вопросам гражданства и видов на жительство;
  • Управление по организации работы с соотечественниками и переселенцами;
  • Управление по работе с обращениями граждан и организаций;
  • Управление правового обеспечения;
  • Управление собственной безопасности;
  • Финансово-экономическое управление.

Предельная штатная численность центрального аппарата ФМС составляла 688 человек (без персонала по охране и обслуживанию зданий), из них федеральных государственных гражданских служащих 374, сотрудников органов внутренних дел - 314. По данным Росстата, в конце 2015 г. в центральном аппарате ФМС работали 310 человек, их ежемесячная средняя заработная плата в 2015 г. составляла 65 тыс. руб.

Зарубежный аппарат

Согласно указу главы государства от 19 июля 2004 г. представительства ФМС за рубежом и представители службы в составе дипмиссий РФ составляли загранаппарат Федеральной миграционной службы. Представительства ФМС функционировали в пяти государствах: Армении, Латвии, Киргизии, Таджикистане и Туркмении. В двух странах – Молдавии и Украине – действовали представители ФМС (список). Предельная численность загранаппарата службы - 43 человека.


ТАСС-ДОСЬЕ. Федеральная миграционная служба (ФМС России) – орган исполнительной власти, отвечавший за разработку и реализацию государственной политики в области миграции.

Упразднение

Указом президента РФ Владимира Путина “О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции” от 5 апреля 2016 г. ФМС России была упразднена. а ее функции переданы Министерству внутренних дел РФ. Согласно документу, мероприятия по передаче полномочий службы МВД должны быть завершены к 1 июня 2016 г.

Правовые основы деятельности

В своей деятельности ФМС руководствалась конституцией РФ, федеральными законами “О порядке выезда из РФ и въезда в РФ” от 15 августа 1996 г., “О гражданстве Российской Федерации” от 31 мая 2002 г., “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” от 25 июля 2002 г., постановлением “О вопросах Федеральной миграционной службы” от 13 июля 2012 г., международными договорами и другими законодательными актами РФ.

Функции

ФМС России оформляла основные документы, удостоверяющие личность гражданина РФ, вела производство по делам о гражданстве; осуществляла регистрационный учет населения, в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ; выдавала визы, разрешения на работу и иные документы для въезда и пребывания иностранцев в России, а также разрешения на привлечение работодателями иностранных работников; контролировала трудовую миграцию в РФ; пресекала незаконную иммиграцию; занималась вопросами размещения в России беженцев и вынужденных переселенцев, рассматривала вопросы предоставления им убежища в РФ. Кроме того, ФМС имела право вести производство по делам об административных правонарушениях в пределах своей компетенции, принимала решения о депортации из РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.

Структура

В структуру ФМС входили руководство ведомства, его центральный и зарубежный аппарат, а также территориальные органы в субъектах РФ. Предельная штатная численность работников ведомства составляла 42 тыс. 13 человек (без персонала по охране и обслуживанию зданий). В их числе 17 тыс. 438 федеральных государственных гражданских служащих (с 1 января 2017 г. – 18 тыс. 850, с 1 января 2018 г. – 20 тыс. 264 человек), 11 тыс. 116 сотрудников органов внутренних дел (с 1 января 2017 г. – 9 тыс. 704, с 1 января 2018 г. – 8 тыс. 290), а также 13 тыс. 459 работников.

Руководство

Федеральную миграционную службу возглавлял руководитель, назначаемый на и освобождаемый от должности правительством РФ. С 20 июля 2005 г. этот пост занимал Константин Олегович РОМОДАНОВСКИЙ. Глава ведомства имел восемь заместителей, в том числе одного статс-секретаря-первого заместителя руководителя ФМС (список).

Коллегия

При ФМС России действовала коллегия в составе 24 человек во главе с руководителем службы. В ее состав входили заместители главы ведомства, руководители подразделений центрального аппарата, начальники региональных управлений ФМС, представители Администрации президента и Аппарата правительства РФ.

Центральный аппарат

Центральный аппарат ФМС России состоял из 10 управлений и двух департаментов по основным направлениям деятельности (положение о ведомстве позволяло иметь три департамента и до 17 управлений).

  • Департамент по организации работы с иностранными гражданами;
  • Организационно-административный департамент;
  • Организационно-аналитическое управление;
  • Управление внешних связей;
  • Управление выработки стратегии предоставления государственных услуг гражданам РФ;
  • Управление информационных технологий;
  • Управление по вопросам гражданства и видов на жительство;
  • Управление по организации работы с соотечественниками и переселенцами;
  • Управление по работе с обращениями граждан и организаций;
  • Управление правового обеспечения;
  • Управление собственной безопасности;
  • Финансово-экономическое управление.

Предельная штатная численность центрального аппарата ФМС составляла 688 человек (без персонала по охране и обслуживанию зданий), из них федеральных государственных гражданских служащих 374, сотрудников органов внутренних дел – 314. По данным Росстата, в конце 2015 г. в центральном аппарате ФМС работали 310 человек, их ежемесячная средняя заработная плата в 2015 г. составляла 65 тыс. руб.

Зарубежный аппарат

Согласно указу главы государства от 19 июля 2004 г. представительства ФМС за рубежом и представители службы в составе дипмиссий РФ составляли загранаппарат Федеральной миграционной службы. Представительства ФМС функционировали в пяти государствах: Армении, Латвии, Киргизии, Таджикистане и Туркмении. В двух странах – Молдавии и Украине – действовали представители ФМС (список). Предельная численность загранаппарата службы – 43 человека.

Территориальные органы

С 1 января 2006 г. в каждом субъекте РФ были созданы территориальные органы ФМС, объединившие подразделения паспортно-визовой службы и подразделения по делам миграции МВД, ГУВД, УВД субъектов федерации, с выводом их в отдельную структуру прямого подчинения. Деятельность территориальных подразделений ФМС в каждом федеральном округе курировали заместители руководителя ведомства. В 85 российских регионах действовали 77 управлений ФМС, в частности Управление по Астраханской области и Республике Калмыкия и др. (список). Предельная численность территориальных органов ФМС – 41 тыс. 282 человека, в том числе федеральных государственных гражданских служащих 17 тыс. 21 человек (с 1 января 2017 г. – 18 тыс. 433, с 1 января 2018 г. – 19 тыс. 847).

Совещательные органы

При ведомстве действовали Общественный и Научный советы, а также Совещание при руководителе ФМС.

Подведомственные учреждения

В структуру ФМС входили федеральное казенное учреждение “Главный центр обеспечения деятельности ФМС России”, 14 центров временного размещения вынужденных переселенцев, беженцев и иммигрантов, два центра медико-психологической реабилитации вынужденных переселенцев, база материально-технических ресурсов, пять центров временного размещения иностранных граждан, учебно-методический центр, два центра для содержания лиц, подлежащих реадмиссии, федеральное государственное унитарное предприятие “Паспортно-визовый сервис”.

Символика

ФМС России имела официальный геральдический знак – эмблему и флаг, утвержденные указом главы государства от 20 апреля 2007 г. Эмблема ведомства представляла собой изображение серебряного двуглавого орла с распростертыми крыльями, увенчанный тремя коронами. На его груди орла – фигурный щит с полем бордового цвета, в которое острием вниз вписано геральдическое стропило с диагональными полосами серебряного и черного цвета. Над стропилом – восьмилучевая звезда. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. Флаг ФМС представлял собой бордовое прямоугольное полотнище, в верхнем левом углу которого изображен Государственный флаг РФ. В нижней части правой половины полотнища располагается геральдический знак службы.

Награды

В системе ведомственных наград ФМС восемь медалей (им. Екатерины Великой “За пользу службе во славу Отечества”, “За службу” двух степеней и др.) и один нагрудный знак (“Почетный работник ФМС России). Кроме того, к наградам ведомства относятся Почетная грамота, благодарность руководителя ФМС и занесение на Доску почета ФМС России, также решением главы ФМС сотрудники службы могут награждаться именным оружием.

День работника миграционной службы

Ежегодно 14 июня, начиная с 2007 г., в РФ праздновался профессиональный праздник сотрудников ФМС – “День работника миграционной службы”.

История ФМС России

Федеральная миграционная служба России была создана указом президента РФ Бориса Ельцина 14 июня 1992 г. на базе Комитета по делам миграции населения при Министерстве труда и занятости населения РФ. Ее первым руководителем в 1992–1999 гг. стала Татьяна Регент. В 1990-е гг. деятельность ФМС России была сконцентрирована в области планирования миграционной политики и регулирования трудовой миграции. Функции выдачи паспортов, разрешительных документов (виз и т.п.), регистрации и учета населения полностью выполнялись Паспортно-визовой службой Министерства внутренних дел (МВД) России.

Указом главы государства от 17 мая 2000 г. “О структуре федеральных органов исполнительной власти” ФМС России была упразднена, а ее функции переданы в Министерство по делам Федерации, национальной и миграционной политики РФ. На следующий год, 16 октября 2001 г., Министерство по делам Федерации, национальной и миграционной политики РФ упразднено и его функции в части реализации миграционной политики переданы в Министерство внутренних дел РФ.

23 февраля 2002 г. Федеральная миграционная служба была образована в составе МВД России. В марте 2004 г. при пересмотре структуры органов исполнительной власти РФ, ФМС вновь была воссоздана качестве самостоятельного ведомства.

Деятельность ФМС регулировалась “Положением о Федеральной миграционной службе”, утвержденным постановлением правительства РФ от 13 июля 2012 г.

Читайте также: