Физкультурно спортивные мероприятия как средство формирования здорового образа жизни доклад

Обновлено: 05.07.2024

РОЛЬ МАССОВЫХ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ.

В одном из пунктов Письма Президента Российской Федерации от 02.10.2007 № ПР-1766 Минобрнауки России, Росспорту, полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах, сказано о необходимости совершенствования системы школьных спортивных соревнований. Проводя мониторинг традиционных спортивных соревнований, организуемых различными ведомствами по видам спорта, общественными организациями мы видим, что, с одной стороны увеличиваются число массовых спортивных соревнований и учителя физкультуры обязаны выставлять на них все больше команд, а с другой стороны, число абсолютно здоровых школьников, способных участвовать в этих соревнованиях уменьшается. (Заболеваемость детей Российской Федерации в возрасте до 14 лет возросла за последние пять лет на 16%, юношей и девушек в возрасте 15-18 лет — на 18%. По официальным данным лишь 10% выпускников общеобразовательных учреждений России могут быть отнесены к категории здоровых). Вся система школьных соревнований, дублируя модель большого спорта, в котором главное результат, высокие спортивные достижения, в основном решает задачи спортивного совершенствования, а не оздоровления, воспитания, всестороннего развития детей и подростков. Проведенный опрос на районном методическом заседании показал, что большинство учителей по физической культуре ориентировано в первую очередь на выявление талантливых спортсменов. 37% опрошенных учителей физкультуры указали, что именно эта задача решалась при организации и проведении соревнований в полной мере. Задачи содействия решению общих задач школьного образования и воспитания занимают последние места в указанном перечне решаемых задач в спортивных соревнованиях. Только 9% педагогов отметило, что эти задачи решались в полной мере. При этом оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи в процессе организации и проведения соревнований школьников часто просто декларируются, но не решаются. Если у педагогов главная задача — выявление сильнейших спортсменов, то у школьников на первом месте — общение с друзьями, приобретение новых друзей (на это указало 50% опрошенных), на втором — отдых, развлечение, снятие умственного напряжения, смена характера деятельности (48% опрошенных). Все мотивы, связанные с победой в соревнованиях, стремлением быть лучшим у школьников занимают не лидирующие места. На наш взгляд, такое положение нужно менять на системном уровне. И в первую очередь необходимо сместить акцент на массовость спортивных соревнований школьников, рассматривая их как неотъемлемую часть общей системы образования и воспитания.

ДОКЛАД НА ТЕМУ: ФИЗКУЛЬТУРНО – СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

В специальных школах-интернатах 8 вида, к которым относится и наша школа, одним из главных средств коррекции двигательных нарушений и недостатков физического развития детей являются физические упражнения. Использование физических упражнений определяется большой ролью движений во всей жизнедеятельности ребёнка. Они оказывают положительное влияние на функциональное состояние всех основных систем организма, и в первую очередь на мышечную, которая играет основную роль при выполнении произвольных движений. Занятия физической культурой, физическими упражнениями приводят к увеличению мышечной массы, совершенствованию функциональных возможностей мышц. Происходят положительные изменения и в опорно - двигательном аппарате, и в костно- суставном.

При всей значимости урока, как основы процесса физического воспитания в школе главенствующую роль в приобщении к ежедневным занятиям физическими упражнениями учащихся принадлежит внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе. В последние годы эта работа наряду со сложившимися ее формами практически обогатилась весьма эффективными видами оздоровления учащихся, повышения их работоспособности, в определённой степени психологического воздействия на их сознание о необходимости использования физической культуры и спорта в своей повседневной деятельности. Главное в том, что физкультурно-оздоровительные мероприятия, как правило, должны охватывать всех учащихся каждой школы.

Цель спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий - пропаганда физической культуры и спорта, приобщение школьников к систематическим занятиям физическими упражнениями и различными видами спорта, подведение итогов физкультурно-спортивной работы, активный отдых.

Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня является неотъемлемой частью физического воспитания школьников. Основные ее формы органично вписываются в режим обучения и воспитания учащихся. В нашем специальном (коррекционном) школе-интернате во второй половине дня существует определённый режим. Соблюдение режима дня является важной задачей сохранения здоровья учащихся. Такая система включает в себя ежедневно: утреннюю гимнастику после сна – до 5 мин в сумме; физкультминутки на каждом уроке и на занятиях самоподготовкой, на занятиях кружков – до 6-12 мин в сумме; спортивный кружки– Спортивные игры и настольный теннис– до 40 мин.; подвижные игры и спортивные развлечения во время прогулки – до 40 мин.

В воскресной группе 2-2,5 часа ежедневно отведены занятиям на воздухе. Они проводятся в трёх основных формах: спортивный час, прогулка и общественно полезный труд детей. Очень важно, чтобы этот объем движений детей всячески поддерживался. В субботний и воскресный дни потребность в движениях должна компенсироваться подвижными играми и спортивными развлечениями детей, экскурсиями и походами совместно с воспитателями.

Утренняя гимнастика после сна (на режиме или дома)

В числе физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности, в образовательном процессе широко используется утренняя гимнастика, которая проводится режимные воспитателями или учениками старших классов или специально подготовленными физоргами. Комплексы упражнений для неё разрабатываются учителями физкультуры в соответствии с возрастными особенностями и возможностями школьников с учётом уже ранее усвоенных двигательных действий, для учащихся 1-4, 5-6, 7-8, 9 классов.

Гимнастика до начала учебных занятий

Каждый школьный день необходимо начинать с комплекса гимнастических упражнений. При проведении гимнастики до учебных занятий решаются следующие задачи: создать психологический настрой на предстоящую учебную деятельность (способствовать организованному началу дня); ускорить вхождение организма в активную учебную работу; обеспечить оздоровительный и закаливающий эффект; формировать правильную осанку; формировать привычку систематически заниматься физическими упражнениями.

Проводятся непосредственно на уроках, как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой. Физкультурные паузы являются обязательными для всех классов.

При проведении физкультурных пауз решаются следующие задачи: снять психическое напряжение у детей путём переключения на другой вид деятельности; профилактика нарушений осанки; возбудить у учеников интерес к занятиям физическими упражнениями; сформировать простейшие представления о влиянии физических упражнений на самочувствие; сформировать первоначальные знания по самостоятельному выполнению физических упражнений.

Ежедневные физкультурные занятия на воздухе [спортивный час]

Спортивный час не повторяет содержание и методику уроков физкультуры. Его цель - снять у детей усталость от малоподвижной деятельности на уроках, вызвать у каждого устойчивого интереса к отдельным видам спорта (лёгкой атлетике, гимнастике, спортивным играм), дать навыки закаливания, ежедневных оздоровительных упражнений для занятий дома.

На таких занятиях решаются следующие задачи: создать условия для развлечения и физической разрядки детей; добиться оздоровительного эффекта; совершенствовать двигательные навыки, изучаемые на уроках физической культуры; вызвать и закрепить у детей интерес к физкультурным и спортивным занятиям.

В содержание спортивного часа включаются упражнения и игры, ранее разученные детьми на уроках физической культуры: упражнения с большими и малыми мячами; разновидности бега; разновидности прыжков; метания; игры (не более 2-3); простейшие соревнования (в беге, прыжках, метании в цель, в даль), проводимые в игровой форме; спортивные развлечения и аттракционы (самокат, велосипед). Спортивный час проводится в свободной, непринуждённой обстановке и во многом носит игровой характер, но тем не менее он требует определённой организации. Консультантами воспитателя при подготовке спортивных часов являются учитель физкультуры и школьный врач.

Физические упражнения и подвижные игры в группе продлённого дня (ГПД)

Организуются учителями физической культуры. Проводятся на открытом воздухе после второго или третьего урока. Рекомендуются для проведения в младших и средних классах. Во время занятий физическими упражнениями и подвижными играми в группе ГПД решаются следующие задачи: создать условия для активной двигательной деятельности и развлечения учащихся; включить детей в активную двигательную деятельность; направлять двигательную активность учеников в соответствии с принципами физического воспитания; решать задачи оздоровительной направленности; формировать и развивать интерес у учащихся к самостоятельным физкультурным занятиям; обучать учащихся необходимым для таких занятий умениям и навыкам, знаниям.

Подвижная игра проводится на заранее подготовленных местах, но без принуждения учащихся к обязательному выполнению намеченных упражнений и игр. Не следует начинать игру с построения учащихся. Выйдя на площадку, они сами должны выбрать упражнения или игры (только в этом случае подвижная игра оправдывает своё назначение). Руководит подвижной игрой – воспитатель при активной помощи физорга. При проведении подвижных игр и физических упражнений надо следить за правильным распределением физической нагрузки на организм учащихся, для чего соблюдается определённая последовательность упражнений: в начале малоинтенсивные (разминочные) упражнения и игры, затем более динамичная нагрузка и к концу постепенное снижение нагрузки.

Содержание данной формы физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня составляют различные подвижные игры и игры с элементами спортивных; гимнастические упражнения на снарядах; бег, прыжки, метания; зимой - катание на лыжах, коньках, санках, игры с постройками из снега и др. Игры и упражнения надо проводить на открытом воздухе, что способствует закаливанию и укреплению здоровья детей. В случае неблагоприятных условий (дождь, мороз, ветер и т.п.) занятия переносятся в помещение. Подвижные игры проводятся в течение 30-50 минут.

Основная форма спортивно-массовой работы – внутри школьное соревнование (школьная Спартакиада). Их любят учащиеся, Спартакиады стимулируют учащихся к систематическим, регулярным занятиям спортом. Спартакиады являются эффективной формой пропаганды физической культуры и спорта среди учащихся. Они проводятся по разным видам спорта на протяжении всего учебного года в зависимости от климатических условий и прохождения учебного материала программы по физическому воспитанию.

Внутри школьные соревнования (Спартакиады) являются не только составной частью внеклассной спортивно-массовой работы, но и обогащают высокой заинтересованностью учащихся в необходимости систематических занятий физической культурой и спортом во внеурочное время. Главное в том, что правильно организованные соревнования в рамках Спартакиады способствуют укреплению здоровья учащихся, их физическому развитию и физической подготовленности. Именно в школе у учащихся, начиная со 2 класса, представляется возможность принимать участие во внутри школьных соревнованиях (Спартакиадах). Уже, традиционно, каждый год в школе проводятся соревнования по национальным видам спорта, первенство школы по настольному теннису, по пионерболу и шашкам т.д.

Кружки физической культуры (кружки по общей физической подготовке) создаются для повышения уровня физической подготовленности и приобщения детей к систематическим занятиям физическими упражнениями. Кружки работают на протяжении всего учебного года. Занятия под руководством ПДО из числа учителей ФК. Содержание занятий составляют различные физические упражнения (в соответствии с программой), подвижные игры, эстафеты, оказывающие разностороннее воздействие на развитие детей. Кроме того, в кружках проводится подготовка к участию в физкультурно-спортивных праздниках, Днях здоровья, показательных выступлениях. Внеклассная спортивно-массовая работа в школе не может стать полноценной, если не будет сопровождаться системой организации занятий спортивных секций.

Спортивные секции решают задачи специализации в избранном виде спорта, в подготовке и выступлении в соревнованиях по этому виду. При создании спортивной секции прежде всего учитываются условия, позволяющие обеспечить их успешную работу – наличие спортивной базы, специализации тех лиц, которые могут проводить занятия. В каждой спортивной секции учащиеся распределяются по возрастным группам: младшая, средняя, старшая. Занятия в секциях проводятся 2 – 3 раза в неделю. До зачисления в секцию учащиеся обязательно проходят медицинский осмотр у школьного медицинского работника или в поликлинике по месту жительства. Занятия проводят учитель физической культуры или тренеры по видам спорта, согласно расписанию секции.

Непосредственное руководство по проведению мероприятий осуществляют учителя ФК или воспитатели. В организации и проведении таких мероприятий обязательно должны участвовать родительский комитет, учащиеся старших классов.

Среди положительных педагогических находок, способствующих развитию оздоровительной физической культуры, следует назвать летнюю оздоровительную площадку детей, существенная часть работы которой, направлена на укрепление физического здоровья школьников.

Обязательным элементом системы работы преподавателей на уроках физкультуры и при проведении спортивных секций стало разучивание вместе с обучающимися комплекса упражнений для физкультминуток, физкульт - пауз, подготовка физоргов для проведения их в учебном процессе, а также разработка комплексов таких упражнений для их периодической смены в течение недели.

Задача подготовки учащихся к выполнению учебных нормативов занимает одно из центральных мест в учебной деятельности по физической культуре. Реализация задачи по сдаче контрольных нормативов напрямую зависит от эффективности уроков физического воспитания, от того, в какой степени учащиеся овладели практическим и теоретическим материалом учебной программы, какой уровень освоения навыков, умений, качеств и знаний смог учитель физической культуры обеспечить своим учащимся. Подготовка к сдаче учебных нормативов ведётся не только на уроках физической культуры, но и на внеклассных и внешкольных занятиях по различным видам спорта. Особое внимание требуется к учащимся с недостаточным развитием двигательных качеств и навыков. Для этой группы учащихся организуются дополнительные внеурочные занятия по подготовке к сдаче учебных нормативов. Учителя физической культуры для этой группы учащихся, подбирают и определяют индивидуальные задания физических упражнений, исходя из индивидуальных, возрастных особенностей развития физических качеств учащихся.

Учителя ФК вместе с администраций школы ведут пропагандистскую и агитационную работу. Организуют свою работу через спортивные праздники, создают уголок спортивной славы школы, помещают фото лучших спортсменов. Наряду с этим организуют беседы на темы о значении физической культуры, правилах гигиены, режимах питания, привлекают для этого родителей, медицинский персонал. Содействуют и помогают в благоустройстве учебно-спортивной базы, обеспечивают сохранность спортивного инвентаря и оборудования. От действий учителей ФК и администрации школы в полной мере зависит результативность работы коллектива в целом, особенно в обеспечении массовости физической культуры и спорта в школе. Такая организация физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебно-воспитательного процесса наиболее полно обеспечивает массовость физической культуры и спорта, почти все учащиеся в той или иной мере охвачены и внеурочными физкультурными занятиями, и оздоровительными мероприятиями. Методическая и организаторская помощь в деятельности коллектива обеспечивается учителями физической культуры, организатором внеклассной и внешкольной работы.


Современное образование характеризуется множеством изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса. Особую актуальность приобретает проблема здоровьесбережения обучающихся. Здоровье детей является важнейшей проблемой медицинской, социальной, и конечно воспитательной. Формирование культуры здоровья должно происходить на всех этапах обучения, и интегрироваться в образовательный процесс как школ, внедряющих инклюзивное образование, так и специальных образовательных учреждений. Таким образом, опыт показывает, что успешная социализация выпускников специальных коррекционных образовательных учреждений зависит от их психического и физического здоровья.

Главная цель здоровьесберегающих технологий — сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Возникают основные задачи: сохранение и укрепление здоровья обучающихся; сохранение работоспособности на занятиях; формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, умение использовать полученные знания в решении практических задач повседневной жизни; а так же, необходимый рационально подобранный и организованный двигательный режим. Каждая оздоровительная направленность, используемая в комплексе здоровьесберегающей деятельности в итоге сформировала бы у обучающегося стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Технологии сохранения истимулирования здоровья на внеурочных занятиях.

Во время занятий, 2–5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех обучающихся в качестве профилактики утомления. Нужно использовать упражнения, как динамического характера, так и такие, которые сопряжены с кратковременным мышечным напряжением. Могут включать в себя элементы гимнастики дыхательной, для глаз, в зависимости от вида занятия.

− Подвижные и спортивные игры.

Средняя степень подвижности. Игры подбираю в соответствии с возрастом, индивидуальными особенностями, состоянием здоровья, местом и временем проведения. Используются лишь элементы спортивных игр.

Проводится в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния обучающихся и целей. Педагог определяет интенсивность технологии. Можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы.

Проводится ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

− Гимнастика для глаз.

Ежедневно по 3–5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

На занятиях 5 мин. Необходимо включать специально направленные упражнения, обеспечивающие кровоснабжение всех органов и тканей, работу сердечно-сосудистой системы, укрепление мышц, костей и т. п. Особое внимание во время проведения следует уделить выработке у ребят положительных эмоций.

Более подробно хочется коснуться проблемы здоровьесберегающих технологий в рамках физкультурно-спортивной работы.

Спортивная игра — высшая ступень подвижных игр, разновидность спорта. Игры разнообразны по содержанию, воздействию на организм и обладают рядом особенностей. Правила в них строго регламентированы, они требуют специальных площадок и оборудования. Характерна сложная техника движений и определенная тактика поведения в процессе игры, требующая от участников специфической подготовки, тренировки. Соответственно установленным правилам, спортивные игры требуют судейства

Для любой игры характерно:

− Взаимодействие с партнерами;

Дети с различными отклонениями здоровья имеют разные физические возможности, и эту особенность непременно учитывают при проведении подвижных игр. При организации игр необходимо соблюдать определенные условия:

  1. Учитывать темп, так как упражнения, которые ребенок не может выполнить самостоятельно, совершает их неправильно при одном темпе исполнения, при другом темпе, он выполнит точнее и совершеннее. Подбор скорости движений — важное условие эффективности игры.
  2. Повышение двигательной активности, выбор диктуется степенью подвижности ребенка.
  3. Рационально сочетать на одном занятии игры разной направленности.
  4. Принимать во внимание желание ребенка играть, обеспечивая тем самым положительный эмоциональный настрой. Комфортное начало и окончание занятия.

Нагрузку в подвижных играх с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо регулировать таким образом:

− сокращение длительность игры;

− введение перерывов для отдыха;

− уменьшение величины игровой площадки;

− упрощение правил игры;

− выведение из игры ребенка, имеющего явные признаки усталости.

Специально организованную игровую деятельность, включающую подвижные игры, эстафеты, спортивные игры по упрощенным правилам, игровые задания и игровые композиции относят к игровому методу. Создается условная ситуация, в которой взаимодействие детей друг с другом осуществляется по правилам. Подвижные игры — самый доступный и эффективный метод, который воздействует на ребенка при его непосредственной активной помощи. Игры доступны и тем детям, которые передвигаются в коляске. Для обучающихся с нарушением в развитии важно, из каких двигательных элементов состоит игра, с какой интенсивностью она проводится, как отвечает на полученную нагрузку организм. Для того чтобы удачно подобрать подвижную игру, важно учитывать не только интересы детей, но и возрастные особенности их физического и психического развития, характер и глубину дефекта, реальные двигательные возможности ребенка, его индивидуальную реакцию на физическую нагрузку. Важно, чтобы нагрузка была доступной для ребенка и не вызывала у него напряжения.

Игры являются самой приемлемой формой занятий физическими упражнениями, вовлекать в игровую деятельность обучающихся необходимо начиная с игр простых по сюжету и содержанию. Соблюдение правил, умение слушать и выполнять команды, все это воспитывает выдержку и дисциплинированность, необходимые в любой игре. Развивает такие ценные качества, как находчивость, решительность, способность быстро ориентироваться в неожиданной обстановке. Игра в команде воспитывает умение действовать в коллективе, чувство взаимной выручки, а так же вызывает постоянный интерес к игровой деятельности, способствует развитию мышечной силы, двигательной реакции, координации движений. Подвижная игра стимулирует все системы организма: кровообращение, зрение, слух, повышает возможности органов дыхания, улучшает обмен веществ, повышает общую выносливость организма, повышают чувствительность и функциональную устойчивость вестибулярного анализатора. Она приносит ребенку положительные эмоции. Игровые ситуации, быстро сменяясь, предъявляют повышенные требования к подвижности нервных процессов, быстроте реакции и нестандартности действий. Всевозможные сочетания движений и приемов вынуждают мыслить наиболее экономно, реагировать на действия партнеров, приспосабливаться к обстановке, приходится выбирать из множества операций ту, которая, может принести успех. Информация, поступающая в мозг, заставляет его работать ускоренными темпами, включает психические процессы, что способствует улучшению регуляторной деятельности нервной системы. Следовательно, развивается познавательная деятельность, повышается умственная активность. Все это позволяет говорить об оздоровительном эффекте подвижных игр.

Подвижные игры группируются с учетом состояния здоровья детей, степени активности болезненного процесса, возраста детей, их физической подготовленности, психического развития, индивидуальных особенностей.

Классификация игр:

− по степени сложности их содержания;

− по возрасту учащихся;

− по видам движения;

− по физическим качествам, преимущественно проявляемым в игре;

− игры, подготовительные к отдельным видам спорта;

− игры, подбираемые в зависимости от взаимоотношений играющих.

Любая игра по многообразию приемов, темпу, физиологической нагрузке у опытных и начинающих игроков различна. Независимо от этого каждая игра всегда сохраняет свойственные ей особенности воздействия на организм. Игровая деятельность дает дополнительные стимулы роста и развития. Это определяет возможность и уместность применения отдельных спортивных игр среди людей разного пола, возраста и состояния здоровья.

Играть в спорт важно для совершенствования:

− Движений (ходьба, бег, метание, ловля, балансировка);

− Мелкой моторики (тонкие движения при еде, рисовании, письме, одевании);

− Мыслительных навыков (обучение, понимание, решение задач, рассуждение, запоминание, чтение, счёт);

− Социальное и эмоциональное взаимодействие (семья, друзья).

В этом отношении все наиболее популярные спортивные игры можно условно разделить на группы.

Первая группа — бадминтон, волейбол, настольный теннис. Эти игры характеризуются относительным разнообразием движений, способствующим развитию двигательной реакции, координации движений, развитию быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, воли, настойчивости. Небольшая физическая нагрузка и несложность начальных технических приемов делают эти игры доступными. Благодаря большому разнообразию движений и подвижности ценность этой игры для физического развития несравненно больше. Обучать детей этим играм можно с 8–9 лет. Эти игры применяются и в лечебной физической культуре по медицинским показаниям.

Вторая группа — баскетбол, ручной мяч. Отличается от предыдущей, большим разнообразием и интенсивностью движений (бег, прыжки, ловля и броски мяча в разных положениях и др.), частой сменой игровой обстановки, передвижением игроков по площадке. Все это предполагает многогранное физическое развитие — быстроту, ловкость, силу, а также выносливость. Обучение технике игры можно начинать с 9-10 лет.

Третья группа — мужские спортивные игры, среди которых наиболее популярен –футбол. Особенность этой игры — превосходство движений скоростного, силового характера. Значительно многообразнее и сложнее весь комплекс приемов и движений: бег с частым и резким изменением темпа и направления, разнообразные приемы ведения мяча и удары по нему, приемы силовой борьбы за мяч, разрешаемые правилами игры, и др. Эти игры развивают скелетную мускулатуру и мышечную силу, а также общую физическую выносливость. Обучение подростков приемам игры разумно начинать не ранее чем в 10–11 лет, тренировку — с 12 лет (с уменьшенной нагрузкой). К этой же группе спортивных игр относят регби, и водное поло, нагрузка и влияние на организм которых велики вследствие передвижения игроков в воде.

Наряду с подвижными играми с детьми с ограниченными возможностями здоровья, уместно вводить игры — эстафеты, где присутствует элемент соревнования. Игры-эстафеты относятся к командным подвижным играм с правилами. Эти игры характеризуются совместной деятельностью команд, направленной на достижение общих целей, подчинением личностных интересов интересам всей команды, от действий каждого игрока зависит победа всей команды. Надо учитывать равноценность двигательных и интеллектуальных возможностей каждого участника, формируя команды. Необходимо выбрать капитанов, для координации действий. Если обучающиеся с тяжелыми двигательными нарушениями и с замедленной реакцией, то во главе команд могут встать взрослые. Подбираются эстафеты, включающие в себя одно или два задания, простые по организации, требующие минимум времени для проведения. Так как, из-за ответственности перед командой, у обучающихся может произойти эмоциональное перевозбуждение, что негативно скажется на их психике. Особенность игр-эстафет заключается в том, что короткие по времени периоды повышенной двигательной активности чередуются с интервалами отдыха, где физическая нагрузка сводится к минимуму.

В играх-эстафетах для детей с ограниченными возможностями здоровья доминируют следующие виды движений, которые зависят от сложности двигательных нарушений.

− бег или ходьба с метанием и без метания;

− проползти или пробежать под различные снаряды и с перелезанием через препятствия;

− ползание или ходьба с сохранением равновесия на различных снарядах;

− ходьба с переносом мячей и других предметов;

− ходьба с перешагиванием предметов;

− передвижения различными способами по полу,

− прокатывание или ведение мяча в сочетании с ходьбой.

Можно усложнять игры-эстафеты:

− изменять последовательность выполнения заданий;

− изменять направление движения;

− вводить дополнительные движения (хлопки, повороты и т. д.);

− менять величину и вес предметов;

− увеличить расстояние до финиша;

− изменять последовательность построения детей в команде;

− усложнить взаимоотношения между детьми (передвижения парами).

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, передвигающиеся на колясках, могут принимать активное участие в играх — эстафетах. Дети, овладевшие управлением коляски, могут передвигаться в игре — эстафете самостоятельно. Если ребенок испытывает затруднения в передвижении на коляске, то взрослый может взять на себя эту роль и помочь ребенку выполнить задание в эстафете. В играх-эстафетах с детьми на колясках можно использовать следующие движения:

− доехать до ориентира и положить флажок или другой предмет в корзину;

− доехать до ориентира, обогнуть его и передать эстафету другому игроку команды касанием;

− тремя предметами, не задев их;

− доехать до корзины и забросить в нее мяч или мешочек с песком;

− доехать до ориентира и набросить обруч на кольцеброс;

− доехать до ориентира и бросить мешочек с песком в вертикальную цель.

Таким образом, подвижные игры и игры-эстафеты обеспечивают разностороннее

развитие детей, способствуют формированию коллектива и дают возможность социализироваться в обществе.

Техническая итактическая подготовка.

Сначала проводятся соревнования на правильность и точность выполнения, и затем на точность и быстроту. Изучение отдельных приемов должно проходить с соблюдением такой последовательности:

− от движений без мяча к движениям с мячом;

− от упражнения на месте к упражнению во время ходьбы, бега;

− от простых, одиночных движений к движениям сложным, комбинированным;

− от движений ритмичных, медленных к движениям неритмичным, выполняемым с соревновательной скоростью.

Педагогу полезно самому включаться в игру, показывая детям образцы правильной техники и тактики. В работе с детьми главный упор делается на овладение техникой и индивидуальными тактическими действиями. На занятиях очень важно уделять серьёзное внимание развитию зрительной ориентировки. Для облегчения усвоения материала в занятие включается изучение одного-двух технических приёмов. Учитываются индивидуальные и возрастные особенности каждого ребенка, рекомендации медицинских работников.

Спортивно-оздоровительные мероприятия.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, ограниченная возможность здоровья, движение, здоровый образ жизни, команда, координация движений, обучающийся, особенность, подвижная игра.

Ирина Красова
Доклад. Формирование здорового образа жизни у дошкольников через элементы спортивных игр.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников через элементы спортивных игр.

Игра - это наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребёнка. Ведь именно игра, являясь естественным спутником жизни ребёнка.

Наиболее распространённые и самые любимые среди детей дошкольного возраста спортивные игры. В основе их лежат физические упражнения, в процессе которых ребята преодолевают различные препятствия, стремятся достигнуть определённой, заранее поставленной цели. Играя, ребенок всегда находится в определенных взаимоотношениях с коллективом. Игра - это первая школа воспитания общественного поведения. На основе взаимоотношений со сверстниками формируются чувства, привычки, умение действовать совместно и целенаправленно, понимание личных и общих интересов; развивает чувство содружества, подчинения и равенства.

Говоря об оздоровительном эффекте элементов спортивных игр, следует отметить, что разнообразные действия играющих оказывают благотворное влияние на сердечно - сосудистую, дыхательную и другие системы организма детей. Игры способствуют общему развитию и укреплению мышц, а также улучшению обмена веществ.

Освоение элементов спортивных игр в дошкольном возрасте составляет основу для дальнейших занятий спортом.

Заниматься спортом в прямом смысле слова (который подразумевает подготовку и участие детей в спортивных соревнованиях с целью достижения высоких спортивных результатов) не рекомендуется для детей дошкольного возраста. Но элементарные действия в спортивных играх и упражнениях, отдельные элементы соревнования не только возможны, но и целесообразны.

Обучая детей элементам спортивных игр и упражнений, мы решаем следующие задачи:

- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;

- формирование у дошкольников устойчивого интереса к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной деятельности;

- обогащение двигательного опыта дошкольников новыми двигательными действиями (баскетбол – забрасывание мяча в кольцо, футбол – отбивание мяча ногой и т. п.);

- обучение правильной технике выполнения элементов спортивных игр;

- воспитание положительных морально-волевых качеств в спортивных играх;

- формирование привычки к здоровому образу жизни.

Чем отличаются спортивные игры от спортивных упражнений.

Спортивные игры - самостоятельные виды спорта, связанные с игровым противоборством команд или отдельных спортсменов, и проводящиеся по определенным правилам.

Элементы спортивных игр:

Баскетбол: Перебрасывать мяч друг другу двумя руками от груди, вести мяч правой, левой рукой. Бросать мяч в корзину двумя руками от груди.

Бадминтон: Отбивать волан ракеткой, направлять его в определенную сторону. Играть в паре с воспитателем.

Футбол: Прокатывать мяч правой и левой ногой в заданном направлении. Обводить мяч вокруг предметов, закатывать в лунки, ворота. Передавать ногой друг другу в парах, отбивать о стенку несколько раз подряд.

Хоккей: Прокатывать шайбу клюшкой в заданном направлении, закатывать ее в ворота. Прокатывать шайбу друг другу в парах.

Наиболее эффективной формой обучения дошкольников спортивным играм и упражнениям являются организованные занятия. Основной целью таких занятий является ознакомление детей со спортивными играми и упражнениями, закладывание азов правильной техники.

На занятиях в детском саду обучение детей спортивным упражнениям и элементам спортивных игр в основном проводится на занятиях по физической культуре в спортивном зале и на воздухе

Дети старшего подготовительного возраста с большей охотой играют на прогулке в спортивные игры.

Спортивные игры в детском саду могут использоваться не только как средство повышения двигательной активности детей, совершенствования умений и навыков, развития двигательных качеств, но и как мотивация к здоровому образу жизни.

Следует выделить также, что формирование у детей навыков и привычек ЗОЖ невозможно без тесного сотрудничества с семьей. Поэтому ознакомление родителей по данному направлению работы с дошкольниками позволяет заинтересовать взрослых возможностями их детей, показать достижения и результаты, знания о ЗОЖ, организовать совместные спортивные праздники, досуговые мероприятия, игровые программы и т. д.

Формирование ЗОЖ должно также идти и из семьи. Опросы родителей в нашей группе показали, что спортом занимаются 60 %. Дети занимаются плаванием, футболом, карате, теннисом и танцами.

Дети и родители с большим удовольствием принимают участие в спортивных мероприятиях детского сада и комплекса.

Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребёнка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни, формировать у детей навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих. Работа в изложенном направлении даёт хорошие результаты, и стала вполне традиционной для нашей группы. Анализ показателей педагогического процесса в группе, результатов пропаганды ЗОЖ среди родителей, успешности привития навыков ЗОЖ детям в учебно-воспитательного процесса на первом этапе дошкольного детства позволяет нам заявить, что всё воспитательно-оздоровительные мероприятия, проводимые по данной методике, дают хорошие результаты, а значит, являются обоснованными. Они позволяют выработать разумное отношение детей и родителей к своему организму, привить санитарно-гигиенические навыки помочь ребёнку приспособить к постоянно меняющимся условиям окружающего мира, что проявляется в устойчивости к экстремальным ситуациям, невосприимчивости организма к неблагоприятным факторам.

Читайте также: