Физиология и психология человека доклад

Обновлено: 04.07.2024

Физиология — это наука о закономерностях жизнедеятельности орга­низма. Сегодня глубинная связь между психологией и физиологией никем не ставится под сомнение. Физиология предоставляет психологии цен­нейший материал о лежащих в основе функционирования организма фи­зиологических процессах, без учета которых принципиально невозможно рассуждать о своеобразии функционирования человеческой психики, ее ведущей роли в формировании формы сугубо человеческого поведения.

Данные, полученные физиологией о возрастных особенностях разви­тия организма, центральной нервной системе, высшей нервной деятель­ности, физиологических характеристиках произвольных движений и двигательных автоматизмах, различных функциональных состояниях, рецепторной и анализаторской функциях и т.д., подтвержденные мно­гочисленными экспериментами, активно используются современной психологией. Время, позволяющее психологии говорить о человеческой душе как о совершенно не зависящей от тела субстанции, прошло. Ему на смену пришло время понимания неразрывности субъективности и телесности, т.е. время, когда психология и физиология не могут не рас­сматриваться как взаимодополняющие друг друга научные дисциплины, стремящиеся к целостному постижению феномена человека.

Сегодня трудно себе представить психологию, которая бы подчер­кнуто дистанцировалась от данных физиологии о коре больших полу­шарий головного мозга, их асимметрии, физиологическом содержании высшей нервной деятельности, процессах возбуждения и торможения в центральной нервной системе, функционировании слухового, зритель­ного, вкусового, обонятельного, осязательного анализаторов, об орга­низме как о сложной живой системе. Психология сегодняшнего дня не только не склонна не замечать достижений физиологии, а наоборот, предрасположена соизмерять свои открытия с результатами исследова­ний физиологии, каждый исследовательский шаг которой немыслим без продуманной экспериментальной работы.

Психология, которая в настоящее время также идентифицирует себя с экспериментальной деятельностью, с большим доверием относится к данным физиологии, той научной дисциплины, без которой многие стороны жизни человеческого организма остались бы невыясненными. Вместе с тем современная психология не видит себя лишь углублением и продолжением физиологической линии постижения бытия человека. Она хорошо понимает различия в психологической и физиологической постановке вопроса исследования сущности человека и поэтому продол­жает оттачивать свой, не похожий на физиологический инструментарий изучения внутреннего мира и поведения человека. Элементарным при­мером, подтверждающим несхожесть физиологического и психологиче­ского подходов к рассмотрению феноменов человеческой жизни, может быть следующий. С точки зрения физиологии описанный ею механизм возникновения боли универсален. С точки же зрения психологии ощу­щение боли зависит от множества факторов. Так, боль, испытываемая человеком после удаления зуба, с психологической точки зрения зави­сит и от того, жалеют его или нет окружающие, сосредоточивается он на своей боли или отвлекается, доверяет он врачу, удалявшему зуб, или нет, от того, как переживает он косметический дефект, нанесенный потерей зуба, и т.д. Мало того, достаточно вспомнить всем известные факты, ког­да физическая боль в момент пиковых душевных переживаний (счастье, трагедия, любовь, ненависть и др.) вообще может не ощущаться челове­ком, чтобы явственно понять, что физиология и психология охватывают в своем поиске различные стороны бытия.

Но различия между физиологией и психологией - отнюдь не повод дин их разведения по разные стороны. Быть может, наиболее явно связь между психологией и физиологией выразилась в оформлении в XX столе­тии повой научной дисциплины - психофизиологии, ориентированной на научение механизмов психических процессов и состояний. Психофизиология исторически выросла из физиологической психологии, которая была ориентирована на исследование связи между мозгом и психикой.

В настоящее время под психофизиологией стали понимать науку о физиологических (нейронных) механизмах психических процессов и состояний. Психофизиология как наука использует в качестве методов познания те, которые хорошо себя зарекомендовали в нейрофизио­логии, биофизике, нейрохимии, генетике, психологии и др. Использова­ние этих методов позволило психофизиологии открыть много нового в механизмах эмоций, памяти, внимания, мышления. Эти открытия сви­детельствуют о намечающемся устранении преград между физиологией и психологией в части их совместного, взаимодополняющего проникно­вения в тайны человеческого существования.

Аннотация

Литература

Аристотель. Поэтика. Риторика. О душе. М.: Мир книги. 2007. [Aristotel. Poetika. Ritorika. O dushe. [Poetics. Rhetoric. About the soul. Moscow. Mir knigi. 2007. (In Russ].

Балалыкин Д.А., Щеглов А.П., Шок Н.П. Гален: врач и философ. М. Весть. 2014. [Balalykin D.A., Shcheglov A.P., Shok N.P. Galen. Vrach i filosof [Doctor and philosopher] Moscow. Vesti. 2014. (In Russ)].

Гиппократ. Сочинения. [Кн.1]. Избранные книги.М. Биомедгиз. 1936. [Gippokrat. Sochineniya. Izbrannye knigi[ Essays. Selected books]. Moscow. Biomedgiz. 1936. (In Russ)].

Гобс Т. Левиафан. Мысль. М. 2001. [Gobs T. Leviathan Mysl [Leviathan. Thought] Moscow. 2001. (In Russ)].

Ламетри Жюль. Человек-машина. Минск. Литература. 1998. [LaMettrie Jules. Chelovek-mashina [Human-machine]. Minsk. Literatura. 1998. (In Russ)].

Baars B. J. The conscious access hypothesis: Origins and recent evidence. Trends in Cognitive Sci. 6(1): 47-52. 2002.

Чуприкова Н.И. Психика и предмет психологии в свете достижений современной нейронауки. Вопр. психологии. 2: 104-118. 2004. [Chuprikova N. I. Psychology and the subject of psychology in the light of the achievements of modern neuroscience. Question of psychology. 2: 104-118.2004. (In Russ)].

Chalmers D.J. Facing up to the Problem of Consciousness. J.Consciousness Studies. 2(3): 200—219. 1995.

McGinn C. Can We Solve the Mind-Body Problem? The Nature of Consciousness: Philosophical Debates. Cambridge. Mass. MIT Press. 529–542. 1997.

Сеченов И.М. Элементы мысли. СПб. Питер. 2001. [Sechenov I. M. Elementy mysli [Elements of thought]. St. Petersburg. Piter. 2001. (In Russ)].

Ноздрачев А.Д. Физиология вегетативной нервной системы. Л. Медицина. 1983. [Nozdrachev A.D. Fiziologiya vegetativnoj nervnoj sistemy [Physiology of the autonomic nervous system]. Leningrad. Medicine. 1983. (In Russ)].

Ноздрачев А.Д., Щербатых Ю.В. Физиология и психология страха. Природа. 5: 61-67. 2000. [Nozdrachev A.D., Shcherbatykh Yu.V. Physiology and psychology of fear. Nature. 5: 61-67. 2000. (In Russ)].

Ноздрачев А.Д., Губанов Н.И. Сеченов и некоторые вопросы диалектики чувственного познания. Вестн. СПбГУ. 3(2): 143–148. 2005. [Nozdrachev A.D., Gubanov N.I. Sechenov and some questions of dialectics of sensory cognition. Vestnik SPbSU. 3(2): 143–148. 2005. (In Russ)].

Черниговский В.Н. Избранные труды. Серия: Памятники отечественной науки. XX век. СПб. Наука. 2007. [Chernigovski V.N. Izbrannye trudy. Seriya: Pamyatniki otechestvennoj nauki. XX vek [Selected works. Series: Monuments of Russian science. XX century]. St. Petersburg. Nauka. 2007. (In Russ)].

Ноздрачёв А.Д., Пальцев М.А. Отец русской физиологии. К 190-летию со дня рождения И.М.Сеченова. Вестн. Рос. акад. наук. 89(8): 860-873. 2019. [Nozdrachev A.D., Paltsev M.A. The founder of Russian physiology to the 190th anniversary of the birth I. M. Sechenov. Bull. Russ. Acad. Sci. 89(8): 860-873. 2019. (In Russ)].

Павлов И. П. Рефлекс свободы. СПб. Питер. 2001. [Pavlov I. P. Refleks svobody [Reflex of freedom]. St. Petersburg. Piter. 2001].

Klimenko V. M. Golikov J.P. The Pavlov Department of Physiology: A Scientific History. The Spanish J. Psychology. 6(2): 112-120. 2003.

Щербатых Ю.В. Нейро-лингвистическое программирование в свете теории условных рефлексов И.П. Павлова. В сб.: Приоритетные направления развития гуманитарных и экономических наук. Воронеж. 111-118. 2017. [Scherbatykh Yu. V. Neuro-linguistic programming in the light of the theory of conditioned reflexes I. P. Pavlov. Priority directions of development of the Humanities and economic Sciences. Voronezh. 111-118. 2017. (In Russ)].

Щербатых Ю.В. Ивлева Е.И. Клинико-психопатологические аспекты и нарушения вегетативного гомеостаза при социальных фобиях. Социальная и клиническая психиатрия. 3: 35-38. 2000. [Shcherbatykh Yu.V., Ivleva E.I. Clinical and psychopathological aspects and violations of vegetative homeostasis in social phobias. Social and Clinical Psychiatry. 3: 35-38. 2000. (In Russ)].

Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М. Мир. 1988. [Bloom F., Lazerson A., Hofstadter L. Mozg, razum i povedenie [Brain, mind and behavior]. Moscow. Mir. 1988. (In Russ)].

Бехтерев В.М. Объективная психология. М. Наука. 1991 [Bekhterev V.M. Obektivnaya psihologiya [Objective psychology]. Moscow. Nauka. 1991.]

Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПБ. Прайм-Еврознак. 2001. [Frager R.,Fadiman J. Lichnost: teorii, eksperimenty, uprazhneniya [Personality and personal growth] NY. Longman. 1998 (Russ. Ed. Personality: theories, experiments, exercises. St. Petersburg. Prime-euroznak. Mocsow. Olma-Press. 2001. (In Russ)].

Серебреников В.С. Независимость психологии от физиологии. Христианское чтение. 7-8: 853-871. 1913. [Serebrennikov V. S. Independence of psychology from physiology. Christian reading. 7-8: 853-871. 1913. (In Russ)].

Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. 2-е изд. Л. Медицина. 1974. [Bekhtereva N.P. Nejrofiziologicheskie aspekty psihicheskoj deyatel'nosti cheloveka. 2-e izd. [Neurophysiological aspects of human mental activity. 2nd ed.] Leningrad. Medicine. 1974. (In Russ)].

Берридж К., Крингельбах М. Счастливый мозг. В мире науки. 10: 36-42. 2012 [Berridge K., Kringelbach M. Happy brain. In the world of science. 10: 36-42. 2012. (In Russ)].

Дельгадо Хосе. Мозг и сознание. М. Мир. 1971. [Delgado J. Physical Control of the Mind – toward a psychocivilized society. NY. Harper & Row Publ. 1969. (Russ. Ed. Delgado J. Mozg i Soznanie. Moscow. Mir. 1971. (In Russ)].

Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. М. Мир. 1990. [Hubel D. Eye, Brain, and Vision. W.H. Freeman Publ. 1988. (Russ. Ed.: Hubel D. Glaz, mozg, zrenie. Moscow. Mir. 1990. (In Russ)].

Чуприкова Н.И. Теория отражения, рефлекторная деятельность мозга, осознанные ощущения человека. Вопр. психологии. 4: 10-22. 1980. [Chuprikova N. I. Theory of reflection, reflex activity of the brain, conscious human sensations. Question of psychology. 4: 10-22. 1980. (In Russ)].

Medvedev S.V., Korotkov A.D., Kireev M.V. Hidden nodes of the brain systems. Human Physiology. 45(5): 552-556. 2019.

Иваницкий А.М. Мозговая основа субъективных переживаний: гипотеза информационного синтеза. Журн. высш. нервн. деят. им. И.П.Павлова. 46 (2): 241-252. 1996. [Ivanitsky A.M. The Brain basis of subjective experiences: the hypothesis of information synthesis. Journal of higher nervous activity named after I.P. Pavlova. 46 (2): 241-252. 1996. (In Russ)].

Быков К.М. Кора головного мозга и внутренние органы. Москва. Ленинград. Медгиз. 1947. [Bykov, K.M. Kora golovnogo mozga i vnutrennie organy [The cerebral Cortex and the internal organs.] Moscow. Leningrad. Medgiz. 1947. (In Russ)].

Медведев С.В. Мозг против мозга. Новеллы о мозге. М. Бослен. 2017. [Medvedev S.V. Mozg protiv mozga. Novelly o mozge [Brain against brain. Short stories about the brain.] Moscow. Boslen. 2017. (In Russ)].

Соколов Е.Н. Новые тенденции в развитии психологии. Вопр. психологии. 5: 87-89 2004. [Sokolov E.N. New trends in the development of psychology. Questions of psychology. 5: 87-89 2004. (In Russ)].

Соколов Е.Н. Нейроны сознания. Психология. Журн. высш. школы экономики. 1(2): 3-15. 2004. [Sokolov E.N. Neurons of consciousness. Psychology. J. Hgher School of Economics. 1(2): 3-15. 2004. (In Russ)].

Иваницкий А.М. Сознание и мозг. В мире науки. (11): 85-93. 2005. [Ivanitsky A.M. Consciousness and the brain. In the world of science (11): 85-93. 2005. (In Russ)].

Щербатых Ю.В. Что есть психика? История и перспективы решения психофизической проблемы. Вестн. по пед. и псих. Южн. Сибири. (3):120-147. 2020. [Scherbatykh Yu.V. What is the psyche? History and prospects for solving a psychophysical problem. Bull. of Ped. and Psych. of South. Siberia. (3): 120-147. 2020. (In Russ)].

Крис Фрит. Мозг и душа: Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир. М. Астрель. CORPUS. 2010. [Frith, Christopher D. Making up the mind: how the brain creates our mental world. Blackwell Publishing.2007 (Russ. Ed.: Frith Christopher D. Mozg i Dusha. Moscow. Astrel. 2010. (In Russ)].

Crick F. The Astonishing Hypothesis: The Scientific Search for the Soul. New York: Charles Scribner's Sons. 1994.

Koch C. The Feeling of Life Itself - Why Consciousness is Widespread but Can't be Computed. The MIT Press. 2019.

Paulson S. On Reconciling Atheism and Meaning in the Universe. The Atlantic. Aug 29. 2012.

Tononi G. Consciousness as integrated information: a provisional manifesto. Biol. Bull. 215: 219-221. 2008.

Tononi G., Boly M., Massimini M., Koch Ch. Integrated information theory: from consciousness to its physical substrate. Nature Rev. Neurosci. 17 (7): 450 –461. 2016.

Metzinger T. Being No-One. Cambridge. MA. MIT Press. 2003.

Bartels A., Zeki S. The neural Basis of Romantic Love. NeuroReport. 11(17): 3829–3834. 2000.

Singer T., Seymour B., O’Doherty J. Kaube H. Empathy for pain involves the affective but not sensory components of pain. Sience. 3030 (5661): 1157-1162. 2004.

Мухин В.Н., Клименко В.М., Калуев А.В. Итоги 24-й международной мультидисциплинарной конференции по нейронаукам и биологической психиатрии "stress and behavior". Мед. академ. журн. 17 (2): 123-126. 2017. [Mukhin V.N., Klimenko V.M., Kaluev A.V. Results of the 24th international multidisciplinary conference on neuroscience and biological psychiatry "stress and behavior". Med. Acad. J. 17(2): 123-126. 2017. (In Russ)].

По поводу взглядов Сеченова возникли споры среди образованной санкт-петербургской публики. На ходе дискуссии сказывалась та политическая и идеологическая атмосфера, которая сложилась в России конца XIX столетия; представители радикально настроенной интеллигенции, как правило (но отнюдь не всегда), приветствовали взгляды Сеченова, в то время как официальная бюрократия того времени отрицательно относилась к этим взглядам. В 1866 г. санкт-петербургская цензура запретила продавать книгу Сеченова, а ему самому грозили судом по обвинению в подрыве основ общественной морали. Сеченову удалось избежать суда, однако в результате этого существовавшая связь между материализмом в науке и радикальными тенденциями в политике только усилилась и стала более очевидной.

Несмотря на то, что в дореволюционной России материализм имел прочные позиции в психологии, он ни в коем случае не располагал монополией в этой области. Самого Сеченова считали прежде всего физиологом, а не психологом. Против его взглядов и взглядов некоторых из его учеников выступали не только цензоры и представители церкви, но также и профессора университетских кафедр философии и психологии, поскольку установки Сеченова противоречили основному направлению в академической психологии России того времени. Тем не менее вопросы, поднимаемые /163/ Сеченовым в связи с обсуждением проблемы природы психического и его отношения с физиологическим, стали предметом горячих дискуссий, развернувшихся среди русских психологов, физиологов, философов и представителей политических кругов в конце XIX столетия[2]. История этих дискуссий еще недостаточно исследована, однако даже поверхностный взгляд позволяет отметить то обстоятельство, что отдельные черты этих дискуссий напоминают те споры по упомянутым вопросам, которые были продолжены и в советский период[3].

Наибольшую известность Павлову принесла его теория условных и безусловных рефлексов. Он говорил о том, что безусловные рефлексы являются врожденными формами нервной деятельности, передаваемыми по наследству. Условные же рефлексы являются такими формами этой деятельности, которые основываются на специфических безусловных рефлексах и приобретаются организмом в ходе его жизнедеятельности; как правило, считал Павлов, условные рефлексы не наследуются, хотя в отдельных случаях возможно и такое.

Павлов не был марксистом и никогда не использовал теорию диалектического материализма для оправдания и защиты собственной теоретической системы. На протяжении многих лет после Октябрьской революции он выступал против марксистского влияния в сфере науки и образования и даже выступал с критикой марксистской философии[6]. В последние годы жизни, однако, его взгляды в этом отношении претерпели изменения — он приветствовал советское правительство за ту поддержку, которую оно оказывало развитию науки, а также говорил о том большом впечатлении, которое производила на него интеллигентность отдельных большевистских лидеров, подобных, например, Николаю Бухарину. Один из его учеников — П.К. Анохин, чьи взгляды будут рассмотрены в отдельном разделе этой главы, утверждал, что в одной из бесед с Павловым он попытался показать глубоко диалектичный характер его учения об условных рефлексах, раскрывающего существо принципа единства и борьбы противоположностей. В ответ на это Павлов, по словам Анохина, воскликнул:

В ответ на это заявление Павлова Лэшли в свою очередь заметил, что данное определение является настолько широким, что его можно рассматривать в качестве общего принципа для всей науки. Однако Павлов твердо настаивал именно на этой формулировке, которую впоследствии часто приводили в ходе дискуссии о значении теории рефлекса в советской литературе[9].

Несмотря на все попытки Корнилова установить связь между собственными исследованиями и диалектикой, нельзя утверждать, что марксизм оказывал главное влияние на его работу. Его усилия, направленные на соединение элементов субъективной психологии с новыми данными в области физиологии рефлексов, проистекали из его убеждения в том, что оба этих направления обладают известными преимуществами. Он думал, что физиологи и бихевиористы, сконцентрировав свое внимание исключительно на вопросах мускульных реакций, не посягали тем самым на сферу ответственности психологов. С другой стороны, представители традиционной психологии слепо игнорировали работы таких ученых, как Павлов, Бехтерев и их последователи. После 1923 г. Корнилов возглавил Московский институт физиологии, где работали такие ученые, как Н.Ф. Добрынин, А.Н. Леонтьев и А.Р. Лурия, чьи работы впоследствии приобрели широкую известность. Они также тесно сотрудничали с группами исследователей, возглавляемыми П.П. Блонским и М.А. Рейснером. Все эти люди в то время пытались экспериментировать с различными направлениями в психологии, что стало невозможным позднее в связи с наступившим идеологическим давлением на науку со стороны партии и государства.

К счастью, многое из того, что имело важное значение для развития советской психологии, было сделано еще до установления этого жесткого политического контроля. К числу этих достижений относятся работы Л.С. Выготского, который проводил свои исследования в конце 20 — начале 30-х годов.

3. В настоящее время над этим вопросом работает Дэвид Жоравски.

4. Цит. по: Асратян Э.А. И.П. Павлов. Жизнь, творчество, современное состояние учения. М., 1981. С. 181.

5. Цит. по Babkin B.P. Pavlow: A Biography. Chicago: Univ of Chicago Press, 1949. Р. 276-277.

6. См. об этом в моей книге The Soviet Academy Of Sceinces and the Communist Party, 1927-1932. Princeton, 1967. Р. 108, 109, 113, 116-118.

7. Анохин П.К. Иван Петрович Павлов: жизнь, деятельность и научная школа. М.; Л., 1949. С. 352.

8. См.: Академик И.П. Павлов. Избранные труды по физиологии высшей нервной деятельности. М., 1950. С. 167.

9. См., напр.: Купалов П.С. Учение о рефлексе и рефлекторной деятельности и перспективы его развития//Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии. М., 1963. С. 151.

11. Bawer R.A. The New Man in Soviet Psychology, Mass., 1952. Книга Петровского, опубликованная в тот период советской истории, в который политическое давление со стороны государства было относительно ослаблено, содержит интересный материал о творчестве таких людей, как П.П. Блонский, К.Н. Корнилов и Б.М. Бехтерев. Позднее взгляды этих людей подвергались критике со стороны Коммунистической партии, однако в книге Петровского их попытки реконструировать дореволюционную психологию освещаются с известной симпатией. Что касается книги Бауэра, то в ней, как это ни удивительно, не содержится анализа попыток отдельных советских ученых связать свои взгляды с марксизмом. При этом предполагается, что эти попытки носили чисто конъюнктурный, лицемерный характер. Подход Бауэра к этому вопросу, как представляется, затрудняет понимание того обстоятельства, что некоторые советские психологи, особенно в последние годы, вполне серьезно относятся к марксизму.

12. Корнилов К. Диалектический метод в психологии//Под знаменем марксизма. 1924. Январь. С. 108.

13. См.: Струминский В. Марксизм в современной психологии//Под знаменем марксизма. 1926. Март. С. 213. Сам Струминский относился к тем воинствующим материалистам, чьи научные познания носили весьма поверхностный характер. Критику его взглядов и его ответы на нее см.: Под знаменем марксизма, 1923. Ноябрь-декабрь. С. 299-304, и там же. 1924. Март. С. 250-254, 255-259.

14. Freud S. Civilization and Its Discontents. N. Y., 1961. Р. 59-61.

15. Быховский Б. О методологических основаниях психоаналитического учения Фрейда//Под знаменем марксизма. 1923. Ноябрь-декабрь. С. 169, 176-177.

18. Boring E.G. Psychology, History of //. Encyclopedia Britannica. Chicago, 1959. V. 18. Р. 713.

19. Bauer R. Consciousness Comes to Man//Bauer R. The New Man in Soviet Psychology. P. 93-102.

В статье рассмотрено влияние эмоционального фактора на формирование патологических заболеваний у людей, зависимость функционального состояния организма от уровня стресса. Приведен краткий анализ теорий возникновения эмоций, раскрыта их роль и влияние на внутренние процессы в организме. Помимо вышеперечисленного рассмотрены физиологические реакции, вызванные эмоциями, а также функции эмоциональной деятельности.

Актуальность

Из-за растущего уровня стресса у населения повышается риск возникновения различных заболеваний, что является актуальной проблемой современной психофизиологии.

Цель исследования:

Установить зависимость возникновения заболеваний от уровня стресса населения и ее причины.

Эмоции играют решающую роль в понимании внутренних процессов, происходящих в организме человека. К сожалению, больше внимания в развитии медицины уделяется исследованию лекарственных и хирургических методов лечения, а также созданию современного медицинского оборудования. Тем не менее, около 80% проблем со здоровьем людей содержат эмоциональные компоненты, непосредственно влияющие на развитие патологических процессов в их организме.

Психофизиология (психологическая физиология) – научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека.

Психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека – это именно то, что понимают под эмоциями. К классу эмоциональных явлений принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, страсти, эмоциональный стресс.

Аффект – наиболее мощный вид эмоциональной реакции.

Интенсивные, бурно протекающие, а главное, кратковременные эмоциональные вспышки, такие, как ярость, ужас, сильный гнев, отчаяние, глубокое горе, бурная радость, принято относить к классу аффектов.

Эмоции отличаются от аффектов длительностью и интенсивностью. Если аффекты носят кратковременный характер, то эмоции – это более длительные состояния.

Эмоции подразделяются на низшие и высшие. Низшие эмоции связаны с органическими потребностями и делятся на два вида: гомеостатические, направленные на поддержание постоянства среды в организме, и инстинктивные, связанные, к примеру, с половым инстинктом, инстинктом сохранения рода и другими поведенческими реакциями. Высшие эмоции возникают только у человека в связи с удовлетворением идеальных и социальных потребностей. Эти более сложные эмоции развиваются на базе сознания человека и оказывают контролирующее и тормозящее влияние на низшие эмоции [4, с. 113].

Системы противодействия организма стрессорам (чрезвычайным раздражителям) направлены на сохранение постоянства внутренней среды – гомеостаза.

Физиологические реакции организма на стресс, как правило, оказывают положительное влияние на его деятельность. Организм подготавливается к чрезвычайной ситуации в результате активизации многих процессов.

Но, к сожалению, физиологические реакции, вызванные эмоциями, не всегда оказывают положительное влияние на организм.

К примеру, длительный стресс повышает вероятность возникновения различных болезней, развивающихся на нервной почве.

Различают следующие функции эмоциональной деятельности [2, с. 252]:

  • отражательно-оценочная функция
  • побудительная функция
  • активирующая функция, связанная с побудительной
  • регулирующая функция
  • синтезирующая функция
  • смыслообразование
  • защитная функция
  • экспрессивная функция.

Регуляторная функция эмоций проявляется в формировании активности, направленной на усиление или прекращение действия раздражителей.

Биологическую теорию эмоций впервые выдвинул Ч. Дарвин. Он напрямую связывал возникновение эмоций с удовлетворением базовых инстинктов (размножением, борьбой за существование, питанием). Если базовые инстинкты удовлетворены, то это способствует возникновению положительных эмоций, если нет – отрицательных [3, с. 186].

Таким образом, вышеперечисленные техники позволяют регулировать эмоциональное состояние человека посредством первичного воздействия на периферические отделы эмоциональных проявлений (мышечной системы, дыхания). Это может служить подтверждением сложных взаимоотношений исполнительных и регулирующих систем в момент возникновения эмоций.

Согласно теории Кэннона-Барда, физиологические реакции организма и психологическое переживание возникают одновременно. Кора больших полушарий отвечает собственно за психологическое переживание, а за физиологические реакции – лимбическая система, в состав которой входит гипоталамус.

В основе объяснения происхождения эмоций лежит теория гомеостаза У. Кэннона, т.е. постоянства внутренней среды организма. Согласно данной теории, в момент, когда какой-нибудь внутренний параметр организма выходит за определенные границы, это порождает отрицательные эмоции и приводит к возникновению поисковой активности, направленной на устранение дисбаланса, нарушающего гомеостаз [4, с. 113].

К примеру, человек давно не ел, следовательно, уровень глюкозы в крови понижается. Данное явление вызывает неприятные ощущения, усиливается чувство голода, в результате чего человек вынужден предпринимать некоторые действия для удовлетворения своих базовых инстинктов и устранения отрицательных эмоций.

Теория П. В. Симонова утверждает, что эмоциональное реагирование определяется соотношением информации, которое необходимо для удовлетворения потребности, с одной стороны, и информации, которой располагает субъект – с другой. Если имеющаяся информация больше или равна необходимой, для удовлетворения потребностей, формируются положительные эмоции, если она недостаточна – отрицательные.

Теория эмоций К. Изарда предполагает универсальность формирования десяти базовых эмоций у всех людей независимо от этнических, тендерных и расовых различий. К этим базовым эмоциям, согласно теории, относят страх, гнев, радость и т. д.

Система объективного кодирования мимических проявлений (экспрессии) базовых эмоций, разработанная К. Изардом, представляет интерес, ибо включает специальную оценку различных областей лица (бровей, щек, рта, глаз, носа), участвующих в выражении эмоции, а также регистрирует время начала и конца их проявлений. Эмоциональные состояния группируются в классы [5, с. 110].

Например, 1) любовь, счастье, радость; 2) удивление; 3) страх, страдание; 4) ярость, решительность; 5) отвращение; 6) презрение.

Эмоции отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта.

Положительные эмоциональные проявления, как правило, усиливают активность, инициативу, творческое отношение к своим обязанностям. Они возникают и проявляются в результате развития взглядов, мнения, оценок человека и не зависят от ситуационных воздействий окружающей обстановки. Положительные эмоциональные переживания зависят от зрелости и степени сознания человека. Именно здесь кроются богатые возможности по их целенаправленному формированию и развитию.

Таким образом, возникновение заболеваний, вызванных длительным пребыванием населения в стрессе, напрямую зависит от эмоционального фактора.

Аннотация

Литература

Аристотель. Поэтика. Риторика. О душе. М.: Мир книги. 2007. [Aristotel. Poetika. Ritorika. O dushe. [Poetics. Rhetoric. About the soul. Moscow. Mir knigi. 2007. (In Russ].

Балалыкин Д.А., Щеглов А.П., Шок Н.П. Гален: врач и философ. М. Весть. 2014. [Balalykin D.A., Shcheglov A.P., Shok N.P. Galen. Vrach i filosof [Doctor and philosopher] Moscow. Vesti. 2014. (In Russ)].

Гиппократ. Сочинения. [Кн.1]. Избранные книги.М. Биомедгиз. 1936. [Gippokrat. Sochineniya. Izbrannye knigi[ Essays. Selected books]. Moscow. Biomedgiz. 1936. (In Russ)].

Гобс Т. Левиафан. Мысль. М. 2001. [Gobs T. Leviathan Mysl [Leviathan. Thought] Moscow. 2001. (In Russ)].

Ламетри Жюль. Человек-машина. Минск. Литература. 1998. [LaMettrie Jules. Chelovek-mashina [Human-machine]. Minsk. Literatura. 1998. (In Russ)].

Baars B. J. The conscious access hypothesis: Origins and recent evidence. Trends in Cognitive Sci. 6(1): 47-52. 2002.

Чуприкова Н.И. Психика и предмет психологии в свете достижений современной нейронауки. Вопр. психологии. 2: 104-118. 2004. [Chuprikova N. I. Psychology and the subject of psychology in the light of the achievements of modern neuroscience. Question of psychology. 2: 104-118.2004. (In Russ)].

Chalmers D.J. Facing up to the Problem of Consciousness. J.Consciousness Studies. 2(3): 200—219. 1995.

McGinn C. Can We Solve the Mind-Body Problem? The Nature of Consciousness: Philosophical Debates. Cambridge. Mass. MIT Press. 529–542. 1997.

Сеченов И.М. Элементы мысли. СПб. Питер. 2001. [Sechenov I. M. Elementy mysli [Elements of thought]. St. Petersburg. Piter. 2001. (In Russ)].

Ноздрачев А.Д. Физиология вегетативной нервной системы. Л. Медицина. 1983. [Nozdrachev A.D. Fiziologiya vegetativnoj nervnoj sistemy [Physiology of the autonomic nervous system]. Leningrad. Medicine. 1983. (In Russ)].

Ноздрачев А.Д., Щербатых Ю.В. Физиология и психология страха. Природа. 5: 61-67. 2000. [Nozdrachev A.D., Shcherbatykh Yu.V. Physiology and psychology of fear. Nature. 5: 61-67. 2000. (In Russ)].

Ноздрачев А.Д., Губанов Н.И. Сеченов и некоторые вопросы диалектики чувственного познания. Вестн. СПбГУ. 3(2): 143–148. 2005. [Nozdrachev A.D., Gubanov N.I. Sechenov and some questions of dialectics of sensory cognition. Vestnik SPbSU. 3(2): 143–148. 2005. (In Russ)].

Черниговский В.Н. Избранные труды. Серия: Памятники отечественной науки. XX век. СПб. Наука. 2007. [Chernigovski V.N. Izbrannye trudy. Seriya: Pamyatniki otechestvennoj nauki. XX vek [Selected works. Series: Monuments of Russian science. XX century]. St. Petersburg. Nauka. 2007. (In Russ)].

Ноздрачёв А.Д., Пальцев М.А. Отец русской физиологии. К 190-летию со дня рождения И.М.Сеченова. Вестн. Рос. акад. наук. 89(8): 860-873. 2019. [Nozdrachev A.D., Paltsev M.A. The founder of Russian physiology to the 190th anniversary of the birth I. M. Sechenov. Bull. Russ. Acad. Sci. 89(8): 860-873. 2019. (In Russ)].

Павлов И. П. Рефлекс свободы. СПб. Питер. 2001. [Pavlov I. P. Refleks svobody [Reflex of freedom]. St. Petersburg. Piter. 2001].

Klimenko V. M. Golikov J.P. The Pavlov Department of Physiology: A Scientific History. The Spanish J. Psychology. 6(2): 112-120. 2003.

Щербатых Ю.В. Нейро-лингвистическое программирование в свете теории условных рефлексов И.П. Павлова. В сб.: Приоритетные направления развития гуманитарных и экономических наук. Воронеж. 111-118. 2017. [Scherbatykh Yu. V. Neuro-linguistic programming in the light of the theory of conditioned reflexes I. P. Pavlov. Priority directions of development of the Humanities and economic Sciences. Voronezh. 111-118. 2017. (In Russ)].

Щербатых Ю.В. Ивлева Е.И. Клинико-психопатологические аспекты и нарушения вегетативного гомеостаза при социальных фобиях. Социальная и клиническая психиатрия. 3: 35-38. 2000. [Shcherbatykh Yu.V., Ivleva E.I. Clinical and psychopathological aspects and violations of vegetative homeostasis in social phobias. Social and Clinical Psychiatry. 3: 35-38. 2000. (In Russ)].

Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М. Мир. 1988. [Bloom F., Lazerson A., Hofstadter L. Mozg, razum i povedenie [Brain, mind and behavior]. Moscow. Mir. 1988. (In Russ)].

Бехтерев В.М. Объективная психология. М. Наука. 1991 [Bekhterev V.M. Obektivnaya psihologiya [Objective psychology]. Moscow. Nauka. 1991.]

Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПБ. Прайм-Еврознак. 2001. [Frager R.,Fadiman J. Lichnost: teorii, eksperimenty, uprazhneniya [Personality and personal growth] NY. Longman. 1998 (Russ. Ed. Personality: theories, experiments, exercises. St. Petersburg. Prime-euroznak. Mocsow. Olma-Press. 2001. (In Russ)].

Серебреников В.С. Независимость психологии от физиологии. Христианское чтение. 7-8: 853-871. 1913. [Serebrennikov V. S. Independence of psychology from physiology. Christian reading. 7-8: 853-871. 1913. (In Russ)].

Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. 2-е изд. Л. Медицина. 1974. [Bekhtereva N.P. Nejrofiziologicheskie aspekty psihicheskoj deyatel'nosti cheloveka. 2-e izd. [Neurophysiological aspects of human mental activity. 2nd ed.] Leningrad. Medicine. 1974. (In Russ)].

Берридж К., Крингельбах М. Счастливый мозг. В мире науки. 10: 36-42. 2012 [Berridge K., Kringelbach M. Happy brain. In the world of science. 10: 36-42. 2012. (In Russ)].

Дельгадо Хосе. Мозг и сознание. М. Мир. 1971. [Delgado J. Physical Control of the Mind – toward a psychocivilized society. NY. Harper & Row Publ. 1969. (Russ. Ed. Delgado J. Mozg i Soznanie. Moscow. Mir. 1971. (In Russ)].

Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. М. Мир. 1990. [Hubel D. Eye, Brain, and Vision. W.H. Freeman Publ. 1988. (Russ. Ed.: Hubel D. Glaz, mozg, zrenie. Moscow. Mir. 1990. (In Russ)].

Чуприкова Н.И. Теория отражения, рефлекторная деятельность мозга, осознанные ощущения человека. Вопр. психологии. 4: 10-22. 1980. [Chuprikova N. I. Theory of reflection, reflex activity of the brain, conscious human sensations. Question of psychology. 4: 10-22. 1980. (In Russ)].

Medvedev S.V., Korotkov A.D., Kireev M.V. Hidden nodes of the brain systems. Human Physiology. 45(5): 552-556. 2019.

Иваницкий А.М. Мозговая основа субъективных переживаний: гипотеза информационного синтеза. Журн. высш. нервн. деят. им. И.П.Павлова. 46 (2): 241-252. 1996. [Ivanitsky A.M. The Brain basis of subjective experiences: the hypothesis of information synthesis. Journal of higher nervous activity named after I.P. Pavlova. 46 (2): 241-252. 1996. (In Russ)].

Быков К.М. Кора головного мозга и внутренние органы. Москва. Ленинград. Медгиз. 1947. [Bykov, K.M. Kora golovnogo mozga i vnutrennie organy [The cerebral Cortex and the internal organs.] Moscow. Leningrad. Medgiz. 1947. (In Russ)].

Медведев С.В. Мозг против мозга. Новеллы о мозге. М. Бослен. 2017. [Medvedev S.V. Mozg protiv mozga. Novelly o mozge [Brain against brain. Short stories about the brain.] Moscow. Boslen. 2017. (In Russ)].

Соколов Е.Н. Новые тенденции в развитии психологии. Вопр. психологии. 5: 87-89 2004. [Sokolov E.N. New trends in the development of psychology. Questions of psychology. 5: 87-89 2004. (In Russ)].

Соколов Е.Н. Нейроны сознания. Психология. Журн. высш. школы экономики. 1(2): 3-15. 2004. [Sokolov E.N. Neurons of consciousness. Psychology. J. Hgher School of Economics. 1(2): 3-15. 2004. (In Russ)].

Иваницкий А.М. Сознание и мозг. В мире науки. (11): 85-93. 2005. [Ivanitsky A.M. Consciousness and the brain. In the world of science (11): 85-93. 2005. (In Russ)].

Щербатых Ю.В. Что есть психика? История и перспективы решения психофизической проблемы. Вестн. по пед. и псих. Южн. Сибири. (3):120-147. 2020. [Scherbatykh Yu.V. What is the psyche? History and prospects for solving a psychophysical problem. Bull. of Ped. and Psych. of South. Siberia. (3): 120-147. 2020. (In Russ)].

Крис Фрит. Мозг и душа: Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир. М. Астрель. CORPUS. 2010. [Frith, Christopher D. Making up the mind: how the brain creates our mental world. Blackwell Publishing.2007 (Russ. Ed.: Frith Christopher D. Mozg i Dusha. Moscow. Astrel. 2010. (In Russ)].

Crick F. The Astonishing Hypothesis: The Scientific Search for the Soul. New York: Charles Scribner's Sons. 1994.

Koch C. The Feeling of Life Itself - Why Consciousness is Widespread but Can't be Computed. The MIT Press. 2019.

Paulson S. On Reconciling Atheism and Meaning in the Universe. The Atlantic. Aug 29. 2012.

Tononi G. Consciousness as integrated information: a provisional manifesto. Biol. Bull. 215: 219-221. 2008.

Tononi G., Boly M., Massimini M., Koch Ch. Integrated information theory: from consciousness to its physical substrate. Nature Rev. Neurosci. 17 (7): 450 –461. 2016.

Metzinger T. Being No-One. Cambridge. MA. MIT Press. 2003.

Bartels A., Zeki S. The neural Basis of Romantic Love. NeuroReport. 11(17): 3829–3834. 2000.

Singer T., Seymour B., O’Doherty J. Kaube H. Empathy for pain involves the affective but not sensory components of pain. Sience. 3030 (5661): 1157-1162. 2004.

Мухин В.Н., Клименко В.М., Калуев А.В. Итоги 24-й международной мультидисциплинарной конференции по нейронаукам и биологической психиатрии "stress and behavior". Мед. академ. журн. 17 (2): 123-126. 2017. [Mukhin V.N., Klimenko V.M., Kaluev A.V. Results of the 24th international multidisciplinary conference on neuroscience and biological psychiatry "stress and behavior". Med. Acad. J. 17(2): 123-126. 2017. (In Russ)].

Читайте также: