Физическая культура в сельской местности доклад

Обновлено: 04.07.2024

Ключевые слова: комплексная программа развития, физическая культура, муниципальное образование.

В настоящее время в Российской Федерации стратегическую роль играет процесс совершенствования и развития физической культуры и спорта. В то же время, современные условия не всегда позволяют рассчитывать на значительные вложения в данную сферу. Поэтому актуальной становится задача наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов через реализацию принципов планирования и программирования на основе системного и комплексного подхода.

Сложность и многоаспектность управленческих проблем, определяющих характер практических преобразований управления физической культурой и спортом на всех уровнях государственного устройства, требует новых подходов, раскрывающих пути повышения эффективности управления физической культурой и спортом. И именно аспекты осознания и понимания того, что физкультура и спорт является залогом здоровья нации и укрепления национальной безопасности, а достойное, всестороннее и своевременное обеспечение отечественного спорта – долг и обязанность всех уровней власти, стали привлекать внимание специалистов в области государственного и муниципального управления, а также иных ученых и деятелей наук, заинтересованных в развитии данной отрасли.

Собственно социальная роль и значение физической культуры и спорта анализируется в работах В.Г. Бауэра, Л.И. Лубышевой, И.Ю. Мазова, П.А. Рожкова и др. Тема социального регулирования и управления развитием массового спорта находит свое отражение в трудах С.В. Артемова, А.М. Банникова, М.Е. Кутепова, А.Д. Мискевича.

Спортивную политику России на федеральном уровне рассматривают А.Ф. Антипов, С.Е. Воронин, Н.В. Уловистова и другие. М.И Золотарев, В.М. Краснов, П.К. Пельменев, И.И. Переверзин раскрывают механизмы развития физической культуры и спорта на региональном уровне.

А.М. Банников, В.Г. Камалетдинов, Р.К. Кудашов, А.Г. Маркелов анализируют различные аспекты управления физической культурой и спортом на муниципальном уровне. Л.П. Матвеев активно внедряет в практику основные положения проводимых им исследований, а также анализирует наиболее сложные и противоречивые проблемы физической культуры и спорта.

Если еще в недалеком прошлом главной задачей государства было создание спортивной базы для подготовки спортсменов высокого класса, то в последнее время акцент на всех уровнях власти делается именно на создание и обеспечение объектов спорта для подготовки спортивного резерва и развития массового спорта, в том числе для эффективного внедрения физического воспитания в образовательных организациях. Ведь только с помощью развития доступности спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг можно улучшить здоровье населения страны, повысить его двигательную активность и физическую подготовленность.

  • создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения;
  • разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни;
  • модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе и в образовательных учреждениях профессионального образования.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

А ведь формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом, и, следовательно, увеличение доли населения, приветствующих активные занятия физической культурой и спортом – не одномоментный, а многоступенчатый процесс, который проходит стадии от первых гигиенических знаний и первого знакомства с физическими упражнениями. Только последовательная реализация данных этапов сможет стать началом зарождения у подрастающего поколения интереса к занятиям физической культурой и спортом, и в последующем, интерес разовьется и преобразуется в глубокие психофизиологические знания в данной области, приведет к интенсивным занятиям любительским и профессиональным спортом.

Представим ее основные структурные элементы.

Цель Программы – создание условий, необходимых для формирования у учащихся общеобразовательных учреждений устойчивого интереса и мотивации к поддержанию здоровья, воспитание ценностных ориентиров здорового образа жизни, укрепление выносливости и становление морально-волевых качеств молодого поколения.

Программа реализуется потрем приоритетным направлениям.

1. Общее укрепление здоровья учащихся, привлечение к активным занятиям физической культурой и спортом. Включает комплекс мероприятий:

2. Информирование учащихся о необходимости ведения здорового образа жизни, организация информационной кампании по вопросам, касающимся развития физической культуры и спорта.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Включает комплекс мероприятий:

Включает комплекс мероприятий:

Основные ожидаемые результаты:

  • улучшение здоровья и психоэмоционального состояния школьников в целом;
  • существенное увеличение количества заинтересованных учащихся, желающих приобщиться к здоровому образу жизни и активным занятиям физической культурой и спортом;
  • получение школьниками большого количества информации из различных источников, знаний в данной области, свидетельствующих о необходимости более внимательного отношения к своему физическому развитию.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Список использованных источников

Введение………………………………………………………….…..3
Глава I. Теоретические основы изучения проблемы развития спорта среди сельской молодежи………………………………………………….7
§1.1. Физическая культура, спорт в сельской местности, как социально-значимый фактор………………………………………………….………..7
§1.2. Сущность формы и причины проблемы спорта в сельской местности………………………………………………………..….………16
§1.3. Методы и способы борьбы с проблемами развития спорта в сельской местности…………………………………………………………………. 20
Глава II. Практическое исследование проблемы спорта в сельской местности Иркутской области………………………………………..…..28
§2.1. Программа исследования…………………………………………..28
§2.2. Обработка и анализ результатов исследования………….………31
Заключение………………………………………………………….42
Список использованной литературы……………………….…….43
Приложение…………………………………………………………47

Файлы: 1 файл

Курсовая новая.doc

Глава I. Теоретические основы изучения проблемы развития спорта среди сельской молодежи………………………………………………….7

§1.1. Физическая культура, спорт в сельской местности, как социально-значимый фактор………………………………………………….………. .7

§1.2. Сущность формы и причины проблемы спорта в сельской местности……………………………………………………… ..….………16

§1.3. Методы и способы борьбы с проблемами развития спорта в сельской местности……………………………………………………… …………. 20

Глава II. Практическое исследование проблемы спорта в сельской местности Иркутской области………………………………………..…..28

§2.1. Программа исследования………………………………………….. 28

§2.2. Обработка и анализ результатов исследования………….………31

Список использованной литературы……………………….…….43

Актуальность проблемы. Сфера физической культуры и спорта выполняет в обществе множество функций и охватывает все возрастные группы населения. Физическая культура и спорт способствует воспитанию физических, эстетических и нравственных качеств личности, организации общественно полезной деятельности, досуга населения, профилактике заболеваний, это физическая и психоэмоциональная рекреация и реабилитация, зрелище, коммуникация. Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, общепедагогических (дидактических, воспитательных), а также оздоровительных задач. В современном мире существенно нарастает осознание роли физической культуры как фактора совершенствования природы человека и общества. Здоровый образ жизни, в целом, физическая культура и спорт, в частности, становятся социальным феноменом, объединяющей силой и национальной идеей, способствующей развитию сильного государства и здорового общества. [2, с. 52] Однако не всегда спорту уделяется пристальное внимание. Особенно проблема развития спорта характерна для жителей сельской местности. Она имеет свои специфические, отличительные от городских, особенности организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. Рассматриваемая мною проблема является на сегодня актуальной, поскольку сельская молодежь практически не имеет возможности заниматься спортом, физически развиваться, посещать какие-либо секции, поскольку данная отрасль в далеких глубинках нашей страны не развита. За чертой города отсутствуют необходимые специалисты в области физической культуры, тренеры, нет нужного для занятий инвентаря, порой и не находится соответствующего помещения. Следовательно, сельская молодежь не находит иного занятия как алкоголизм, наркомания, курение. То есть повышается в разы риск ведения молодыми людьми асоциального, девиантного поведения. Поэтому задача формирования сознательного отношения школьников, молодежи к собственному здоровью и физической подготовленности становится чрезвычайно важной на этом этапе развития личности и выступает как социально-значимая, которая может быть решена за счет новых подходов к организации спортивного воспитания [16, с. 57]

Объектом данной курсовой работы является физическая культура и спорт среди сельской молодежи.

Предметом курсовой работы является развитие спорта и физической культуры в среде сельской молодежи.

Целью курсовой работы изучение и анализ проблемы спорта в сельской местности.

Задачи курсовой работы:

Методологической базой послужили труды ученых, а также научные концепции и модели следующих специалистов: социальная значимость физической культуры и спорта, а также освоение личностью ценностного потенциала культуры в целом, в процессе физкультурно-спортивной деятельности раскрывают работы В.К. Бальсевича, Л.И. Лубышевой, Л.П. Матвеева, Ю.М. Николаева, В.И. Столярова и др. Состояние и эффективность пропаганды физической культуры и спорта в разное время изучали: П.А. Виноградов, С. И. Гуськов, Ж.В. Кудрявцева, М.В. Шишигин и др. Состояние спортивных сооружений и использование в физкультурно-спортивной деятельности изучались В.В. Алешиным, Л.В. Аристовой, М.И. Золотовым, Е.В.Кузьмичевой, И.И. Переверзиным, и др. Значение физкультурно-спортивных мероприятий в процессе привлечения населения к физкультурно-спортивной деятельности затронуты в работах В.И.Жолдака, В.Н.Зуева, В.Г.Камалетдинова, В.С.Родиченко и др. Проблемы сельского физкультурного движения в разные годы изучали B.C. Аношкин, Б.М. Бахмудов, Ю.В. Борисов, Т.В. Заболуева, И.И.Зеленов, И.С. Ленченков ,Н.А. Соловьев и др. В то же время необходимо отметить, что все исследования, связанные с физкультурно-спортивной деятельностью в сельской местности, проводились при других социально-экономических условиях развития общества. Работ, которые бы рассматривали конкретно проблему физкультурно-спортивной деятельности в сельской местности в современных условиях, крайне недостаточно.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка литературы, приложения.


Глава I. Теоретические основы изучения проблемы развития спорта среди сельской молодежи.

§1.1. Физическая культура и спорт в сельской местности, как социально-значимый фактор.

Физическая культура и спорт приобрели в наше время такую социальную силу и значимость, аналога каким в истории общества они не имели.

Они являются не только эффективным средством физического развития сельской молодежи, но и укреплением и охраной его здоровья, сферой общения и проявления социальной активности молодого поколения, разумной формой организации и проведения досуга бесспорно влияют на другие стороны человеческой жизни: авторитет и положение в обществе, трудовую деятельность, на структуру нравственно-интеллектуальных характеристик, эстетических идеалов и ценностных ориентации. В современных условиях возросла роль спорта в решении таких социальных проблем, как наркомания, беспризорность, преступность, а главное - сохранение и укрепление здоровья генофонда. Указанные проблемы могут быть решены благодаря накопленному опыту работы по организации массовой физкультурно-оздоровительной работы. [2, с. 53]

Физическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область и одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. [6, с 256]

Это одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики. Основные показатели состояния физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре свободного времени; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, высшие спортивные достижения и др.

Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность, что очень хорошо может сказаться на общественной жизни в селе.

Физическая культура – неотъемлемая часть жизни человека, особенно проживающего в сельской местности. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно. [9, с. 195]

Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение. Ко вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности, и др. в развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно-показательные выступления и др.). [18, с. 3]

Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

Итак, физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение, т.е. совместная деятельность людей по использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры.

Спорт – составная часть физической культуры, а также средство и метод физического воспитания, система организации и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений и подготовительных учебно-тренировочных занятий. Исторически сложился как особая сфера выявления и унифицированного сравнения достижений людей в определённых видах физических упражнений, уровня их физического развития. Спорт в широком смысле охватывает собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней (спортивную тренировку), специфические социальные отношения, возникающие в сфере этой деятельности, её общественно значимые результаты. Социальная ценность спорта заключается в том, что он представляет собой фактор, наиболее действенно стимулирующий занятия физической культурой, способствует нравственному, эстетическому воспитанию, удовлетворению духовных запросов. [20, с. 368]

В спорте человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений. Спорт – это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом становятся физической и духовной необходимостью. [5, с. 15]

Физкультурно-спортивная деятельность, в которую включаются сельская молодежь - один из эффективных механизмов слияния общественного и личного интересов, формирования общественно необходимых индивидуальных потребностей. Ее специфическим ядром являются отношения, развивающие физическую и духовную сферу личности, обобщающие ее нормами, идеалами, ценностными ориентациями. При этом происходит превращение социального опыта в свойства личности и превращение ее сущностных сил во внешний результат. Целостный характер такой деятельности делает ее мощным средством повышения социальной активности личности.

При рациональной организации массовых физкультурно-спортивных мероприятий в сельской местности осуществляется воздействие на участников в направлении воспитания у них активной жизненной позиции, высокой нравственности, гражданственности и патриотизма, а также естественной потребности в использовании физических упражнений и спорт Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. [6, с. 348]

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сейчас изменился стиль жизни, поменялись ценности. На сегодняшний день остро стоит вопрос о привлечении сельского населения к спортивно-оздоровительной работе. Неразвитая в сельской местности сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений приводит к низкому уровню физической подготовки детей и молодежи.

В физкультурно-спортивную деятельность на территории Сотниковского сельсовета сегодня вовлечено всего лишь 16 процентов населения, что во много раз ниже, чем в среднем по стране.

Отсутствие современных, технически оснащенных сооружений для подготовки к соревнованиям, низкая агитационная и информационная пропаганда не могут соперничать с новейшими компьютерами и телефонами, которые сейчас занимают все свободное время молодого поколения – это в лучшем случае, а в худшем - сельская молодежь просто губит себя вредными привычками: курение, алкоголь.

Я считаю, что в нашем селе в целом построена эффективная система физического воспитания детей и молодежи, но недостаточная.

Благодарненские чтения -2018

СПОРТИВНАЯ ШКОЛА НА СЕЛЕ.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА.

Иванов Николай Николаевич,

1.ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И

ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ СПОРТА В СЕЛЕ СОТНИКОВСКОЕ

2.1. Спорт на селе 4

2.2. Проблемы развития спорта на селе и способы борьбы с ними 5

2.3. Сотниковская спортивная школа. 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 10

ПРИЛОЖЕНИЯ 11 - 13

Сельские и городские условия жизнедеятельности существенно различаются своими социальными характеристиками. Ограниченность территорий, удаленность от города значительно снижают коммуникативные и информационные возможности в организации свободного времени сельских жителей - детей, подростков, молодежи.

В настоящее время в сельской местности отмечается ухудшение физического здоровья населения, увеличение количества людей, злоупотребляющих алкоголем, курением, особенно в молодежной среде.

В селе недостаточны объемы и качество физкультурно-оздоровительных услуг, отсутствуют современные спортивные сооружения для развития массовых видов спорта.

Актуальность данной темы заключается в привлечении сельского населения к спортивно-оздоровительной работе, повышению роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактики вредных привычек.

Объектом данного исследования являются молодежь села Сотниковское с семи лет.

Предметом данного исследования является уровень развития спорта на селе.

Цель исследовательской работы: привлечь внимание населения и администрации села к проблеме развития физкультуры и спорта.

Изучить литературу по данной теме.

Выявить уровень развития в настоящее время физической культуры и спорта в условиях сельской местности.

Провести социологический опрос среди жителей с целью определения проблем развития спорта на селе.

Оценить полученные данные и сделать выводы.

Выявить наиболее оптимальные способы решения данной проблемы.

Методы исследования: изучение литературы по данной теме; визуальные наблюдения; социологический опрос, анализ и обобщение полученных данных.

Теоретическая значимость работы заключается в необходимости сохранения и укрепления лучших традиций физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в сельской местности.

Практическая значимость работы. На основе социологического опроса произведен анализ данных результатов и сделаны соответствующие выводы о проблемах спорта и перспективах его развития в условиях сельской местности

2.1. Спорт на селе.

Известно, чтобы вернуть молодежь на село, нужно, прежде всего, создать ей условия для жизни, культурного досуга и занятий физкультурой и спортом. Где все это есть - там и молодежь работает в полную силу, поднимая сельское хозяйство. А вот где этого нет - как говорится, не жди ничего хорошего, молодежь уезжает жить и работать в город. Какова же сейчас ситуация и в селе Сотниковское, Благодарненского района. Каковы же проблемы и перспективы спортивной жизни нашего села? Об этом наше исследование. Но сначала - вообще о сельском спорте на Ставрополье и конкретно в нашем селе.

На территории Ставропольского края находится 19 городов, 7 поселков городского типа и 284 сельские администрации. Понятно, что край аграрный, и именно сельское население больше всего нуждается в самых различных спортивных объектах. Как сказал еще в мае 2016 года на встрече с министром спорта РФ губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров, развитие спортивной инфраструктуры на Ставрополье - одна из приоритетных целей краевого правительства.

2.2. Проблемы развития спорта на селе и способы борьбы с ними.

Сейчас изменился стиль жизни, поменялись ценности. На сегодняшний день остро стоит вопрос о привлечении сельского населения к спортивно-оздоровительной работе. Неразвитая в сельской местности сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений приводит к низкому уровню физической подготовки детей и молодежи.

В физкультурно-спортивную деятельность на территории Сотниковского сельсовета сегодня вовлечено всего лишь 16 процентов населения, что во много раз ниже, чем в среднем по стране.

Отсутствие современных, технически оснащенных сооружений для подготовки к соревнованиям, низкая агитационная и информационная пропаганда не могут соперничать с новейшими компьютерами и телефонами, которые сейчас занимают все свободное время молодого поколения – это в лучшем случае, а в худшем - сельская молодежь просто губит себя вредными привычками: курение, алкоголь.

Я считаю, что в нашем селе в целом построена эффективная система физического воспитания детей и молодежи, но недостаточная. К этому выводу я пришел, проведя подробное исследование. Сегодня лишь единицы родителей прививают любовь к спорту и физическим упражнениям своим детям, исчезает традиция общей культуры здоровья. В результате чего мы видим все более ухудшающиеся показатели здоровья. Дети, переступающие порог школы, уже страдают тем или иным хроническим заболеванием, а за время учебы физическое здоровье ухудшается еще больше.

Сегодня просто необходимо, чтобы спорт пришел в село, местная власть должна понимать, что спортивное воспитание сельского населения – это главный фактор здорового поколения.

Делаются шаги сельской администрации по обустройству детских площадок, усилиями колхоза создана площадка в парке возле ДК, где поставлено несколько тренажеров.

Но безусловно, работа ДЮСШ и спортивных тренеров , выполняют большую работу по привлечению детей и молодежи к спорту.

Хороший школьный спортзал на селе – это центр притяжения не только для школьников, но и для молодежи, уже закончившей школу. И в этом смысле его значение трудно переоценить в условиях, когда молодежи предлагается столько далеко небезобидных и небезвредных соблазнов. Но достаточно ли этого? Мы знаем, что школьное образование немыслимо без регулярных занятий физкультурой. Сейчас урокам физкультуры отводится 3 часа в неделю, безусловно, это хорошо, но необходимо чтобы эти уроки проходили на достойном уровне. В нашей школе один спортивный зал, зачастую получаются спаренные уроки, где в одном спортзале занимаются два, а то и сразу три класса. Проблема? Безусловно!

Нами была разработана анкета, которая выступает основным инструментарием данного социологического исследования [приложение 1]. Ответить на вопросы анкеты мы предложили респондентам разных возрастных групп. В опросе принимало участие 50 жителей нашего села от 7 лет. Мы старались для объективной оценки ситуации опросить равное количество респондентов каждой возрастной группы, а также старались, чтобы в опросе участвовало равное соотношение респондентов мужского и женского пола. В результате проведенного исследования выяснилось, что

• 53% опрошенных подтвердили существование различных секций, как оказалось, это респонденты возрастных групп, которые являются учащимися школы.

• 24% респондентов затруднились ответить на данный вопрос, это были в основном жители села старше 35 лет . Исследование показывает, что только 36% респондентов занимаются спортом, 64 % предпочитают другое времяпрепровождение .

Что же конкретно мешает сельским жителям заниматься спортом? На этот вопрос около 40% респондентов высказались об отсутствии желания, около 25% высказались об отсутствии квалифицированных тренеров, большинство респондентов – 38% считают, что недостаточное количество свободного времени им мешает заниматься спортом.На вопрос существуют ли в селе необходимые условия для занятий спортом? 23% респондентов затруднились ответить, 12% респондентов высказались об отсутствии условий для занятия спортом на селе, а остальные считают, что такие условия существуют. Наиболее развитым видом спорта на селе, по мнению респондентов, является футбол, на втором месте – волейбол, на 3 - баскетбол. Практически не развита легкая атлетика. Совершенно не развита борьба и тяжелая атлетика. На вопрос каким видом спорта Вы предпочли бы заниматься? Увлечения респондентов оказались очень разнообразны: футбол (33%), волейбол (30%), легкая атлетика (бег, гимнастика) (28%), баскетбол (20%); борьба (20%); фитнес (20%), велоспорт (20%); плавание (19%) и настольный теннис (19%).Около 30% респондентов вообще не хотят заниматься спортом.

2.3. Сотниковская спортивная школа.

Уже несколько лет в школе работают тренеры по другим физическим дисциплинам - Иванова Валентина Павловна тренер-преподаватель по волейболу и ОФП; Агеев Виктор Степанович тренер-преподаватель по волейболу, Дьяков Сергей Александрович, тренер-преподаватель по волейболу. Благодаря этому на сегодняшний день в СДЮСШ обучение ведется по трем образовательным программам: футбол , волейбол и общая физическая подготовка. По результатам соцопроса мы понимаем, что этого мало. Я, например, люблю акробатику и даже добился некоторых успехов. Но заниматься мне приходится в городской ДЮСШ. Уверен, что многие ребята занимались бы боксом, каратэ, борьбой, только не у всех есть возможность ездить для этого в город, а СДЮСШ нет тренеров для этого.

Я считаю, спорт должен стать спутником каждого человека, начиная с детского возраста. Многие физические недостатки и недуги не только у детей, но и у взрослых поддаются лечению спортом. Спорт тесно связан с продолжением человеческого рода, здоровьем подрастающего поколения, формированием патриотических настроений, духовностью народа, успехами в экономическом развитии не только села, города, а в целом всей страны. Развитие сельского спорта тормозит недостаточное финансирование, недостаток спортивных сооружений, нехватка профессиональных кадров. Главной задачей сельского спорта является вовлечение в систематические тренировки абсолютного большинства жителей, для этого необходимо создание системы, гарантирующей общедоступные занятия и формирующей устойчивый интерес к регулярным тренировкам и здоровому образу жизни.

Какие выводы из данного исследования можно сделать? Интерес населения к спорту напрямую зависит от агитации, от привлечения квалифицированных кадров, от открытия спортивных секций. Чем большее количество населения, особенно среди молодежи от 18 до 25 лет, будет увлекаться активно спортом, тем здоровее будет наше общество. Будет уменьшатся количество людей с физическими заболеваниями, снизится употребление табачных, наркотических и алкогольных веществ, в целом, я считаю, что уменьшится количество преступлений.

Список использованной литературы:

Бальсевич В.К., Физическая культура: молодежь и современность/В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теор. и практ. физ. культ. -2005. -№4. –с. 12-17.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новоникольская средняя общеобразовательная школа

Проблемы и перспективы

развития спорта

в условиях сельской местности

информационно- исследовательский

Работу выполнил:

ФИО,

ученик 4 класса

Научный руководитель:

Коробова Наталия Викторовна,

учитель начальных классов

Мичуринский район,

с. Новоникольское,

2015 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СПОРТА НА СЕЛЕ 5

Физическая культура и спорт, как социально-значимые факторы 5

Спортивные забавы наших предков. 5

1.3. Основные проблемы развития спорта на селе и способы борьбы с ними 7

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 . 8

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И

ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ СПОРТА В СЕЛЕ НОВОНИКОЛЬСКОЕ 9

2.1. Социологический опрос среди жителей села 9

2.2. Обработка и анализ результатов исследования 9

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2. 11

РЕКОМЕНДАЦИИ 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14

ПРИЛОЖЕНИЯ 15

Спасительной силой в нашем мире является спорт –

над ним по-прежнему реет флаг оптимизма,

здесь соблюдают правила и уважают противника

независимо от того, на чьей стороне победа.

Актуальность

Сельские и городские условия жизнедеятельности существенно различаются своими социальными характеристиками. Ограниченность территорий, удаленность от города значительно снижают коммуникативные и информационные возможности в организации свободного времени сельских жителей- детей, подростков, молодежи.

В настоящее время в сельской местности отмечается ухудшение физического здоровья населения, увеличение количества людей злоупотребляющих алкоголем, курением, особенно в молодежной среде.

В селе недостаточны объемы и качество физкультурно-оздоровительных услуг, отсутствуют современные спортивные сооружения для развития массовых видов спорта.

Актуальность данной темы заключается в привлечении сельского населения к спортивно-оздоровительной работе, повышению роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактики вредных привычек.

Объектом данного исследования являются жители села Новоникольское от 10 лет.

Предметом данного исследования является уровень развития спорта на селе .

Цель исследовательской работы : привлечь внимание населения и администрации села к проблеме развития физкультуры и спорта.

Задачи исследования:

Изучить литературу по данной теме.

Выяснить, какие спортивные мероприятия были в прошлом у наших предков, и как они проходили.

Выявить уровень развития в настоящее время физической культуры и спорта в условиях сельской местности.

Провести социологический опрос среди жителей с целью определения проблем развития спорта на селе.

Оценить полученные данные и сделать выводы.

Выявить наиболее оптимальные способы решения данной проблемы.

Методы исследования: изучение литературы по данной теме; визуальные наблюдения; социологический опрос, анализ и обобщение полученных данных.

Гипотеза . Если улучшить спортивную инфраструктуру села, а также уделять особое внимание проведению и стимулированию спортивно – массовых мероприятий на селе, то это приведет к устойчивому интересу, регулярным тренировочным занятиям и здоровому образу жизни жителей села.

Новизна работы заключается в следующем:

Мы сами подготовили и провели анкетирование среди жителей нашего села.

Проанализировав результаты анкетирования, мы составили диаграммы, из которых можно сделать выводы о проблемах и перспективах развития спорта. Обратились к администрации села с предложениями по данной проблеме.

Теоретическая значимость работы заключается в необходимости сохранения и укрепления лучших традиций физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в сельской местности.

Практическая значимость работы . На основе социологического опроса произведен анализ данных результатов и сделаны соответствующие выводы о проблемах спорта и перспективах его развития в условиях сельской местности

Предполагаемые результаты

Одним из ключевых механизмов воспитания здорового, спортивного образа жизни является развитая спортивная инфраструктура и массовое вовлечение жителей села в спортивные мероприятия. Все это будет содействовать более активному росту физической культуры и спорта на селе.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СПОРТА НА СЕЛЕ

Физическая культура и спорт, как социально-значимые факторы.

Физическая культура - это сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности

Спорт – это организованная по определенным правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических и интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в ее процессе.

Сфера физической культуры и спорта выполняет в обществе множество функций и охватывает все возрастные группы населения. Физическая культура и спорт способствуют воспитанию физических, эстетических и нравственных качеств личности. Физическая культура является одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении. Физическая культура считается неотъемлемой частью жизни человека, особенно проживающего в сельской местности, она способствует повышению социальной и трудовой активности людей. Спорт является составной частью физической культуры, он охватывает собственно соревновательную деятельность и специальную подготовку к ней. Социальная ценность спорта в том, что он - стимулирующий фактор для занятий физической культурой, а также способствует воспитанию нравственных, эстетических и духовных качеств человека.

Спортивные забавы наших предков.

Испокон века яркой чертой культуры каждого народа являются созданные им игры.

Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать. Издавна на селе зима была временем развлечений и забав: все сезонные полевые работы завершались, и появлялось больше свободного времени, поэтому молодёжь изобретала различные способы веселиться и радовать всех остальных. Изучив литературу по данному вопросу, я узнал, каким видам игр отдавалось предпочтение.

Одной из зимних забав в старину было катание на санях, запряженных лошадьми [приложение 2]. Сани красиво украшали, застилали пестрыми коврами, гривы лошадей расчесывали или заплетали в косички, убирали лентами и различными подвесками.

Наверное, одно из самых захватывающих времяпрепровождений зимой – это коньки [приложение 4]. Скользить на них наши предки научились много тысяч лет назад. Передняя часть древнерусских коньков была действительно украшена конской головкой. Коньки делали из костей животных. В России костяные коньки появились почти 3 тысячи лет назад [приложение 5]. При раскопках в поселениях и городах древней Руси – Старой Ладоге, Новгороде, Пскове – были найдены коньки из костей передних ног лошадей. Лишь с изобретением деревянных коньков, к которым снизу приделывали металлические полозы, кататься на льду стало легче. Царь Петр I усовершенствовал их конструкцию, впервые в мире жестко соединив лезвие с обувью, прибив коньки прямо к сапогам. Редкие праздничные мероприятия обходились без катания на коньках. За последние четыре столетия деревянная основа конька, а также полоз изменялись в основном лишь по своей длине и форме.

Не меньший восторг вызывало и катание на лыжах [приложение6]. Самой старой лыже, обнаруженной на Псковщине целых 4300 лет! Катание с горки – что может быть более увлекательным и захватывающим дух. Смог скатиться с крутой горки на лыжах и не упасть – вот ты и герой, образец для подражания.

1.3. Основные проблемы развития спорта на селе и способы борьбы с ними.

Сейчас изменился стиль жизни, поменялись ценности, теряется связь поколений. На сегодняшний день остро стоит вопрос о привлечении сельского населения к спортивно-оздоровительной работе. Управление физической культурой и спортом на региональном уровне остается на очень низком уровне. Неразвитая в сельской местности сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений приводит к низкому уровню физической подготовки детей и молодежи.

В физкультурно-спортивную деятельность на территории Новоникольского сельсовета сегодня вовлечено всего лишь 10 процентов населения, что во много раз ниже, чем в среднем по стране.

Отсутствие современных, технически оснащенных сооружений для подготовки к соревнованиям, низкая агитационная и информационная пропаганда не могут соперничать с новейшими компьютерами и телефонами, которые сейчас занимают все свободное время молодого поколения – это в лучшем случае, а в худшем - сельская молодежь просто губит себя вредными привычками: курение, алкоголь.

Я считаю, что в нашем селе в целом нет эффективной системы физического воспитания детей и молодежи. Сегодня лишь единицы родителей прививают любовь к спорту и физическим упражнениям своим детям, исчезает традиция общей культуры здоровья. В результате чего мы видим все более ухудшающиеся показатели здоровья. Дети, переступающие порог школы, уже страдают тем или иным хроническим заболеванием, а за время учебы физическое здоровье ухудшается еще больше.

Почему жители села так много денег тратят на сигареты, водку, пиво, а не на приобретение спортивного инвентаря (коньки, лыжи, мячи и др.)? [ приложение8 ]

Сейчас забота о здоровье, физические упражнения и спорт для большинства сельских жителей не являются ежедневной привычкой и стилем жизни.

Сегодня просто необходимо, чтобы спорт пришел в село, местная власть должна понимать, что спортивное воспитание сельского населения – это главный фактор здорового поколения.

На сегодняшний день нужна полная модернизация спортивной инфраструктуры. Существующее на данный момент количество спортивных секций на базе общеобразовательной школы не может обеспечить полный охват населения для занятий спортом. Безусловно, необходимо создавать ДЮСШ, привлекать спортивных тренеров, но в первую очередь должна быть хорошая материально-техническая база.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

Я считаю, что курс на развитие сельского спорта должен стать одним из главных в развитии массового спорта всей страны. Спорт должен стать спутником каждого человека, начиная с детского возраста. Многие физические недостатки и недуги не только у детей, но и у взрослых поддаются лечению спортом.

Спорт тесно связан с продолжением человеческого рода, здоровьем подрастающего поколения, формированием патриотических настроений, духовностью народа, успехами в экономическом развитии не только села, города, а в целом всей страны.

Развитие сельского спорта тормозит недостаточное финансирование, отсутствие спортивных сооружений, нехватка профессиональных кадров.

Главной задачей сельского спорта является вовлечение в систематические тренировки абсолютного большинства жителей, для этого необходимо создание системы, гарантирующей общедоступные занятия и формирующей устойчивый интерес к регулярным тренировкам и здоровому образу жизни.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И

ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ СПОРТА В СЕЛЕ НОВОНИКОЛЬСКОЕ

2.1. Социологический опрос среди жителей села.

Рассматриваемая мной проблема на сегодняшний день является актуальной, поскольку молодежь на селе практически не имеет возможности заниматься спортом, физически развиваться, посещать секции, поскольку данная сфера в нашем селе плохо развита. Отсутствуют специалисты, тренеры, нет нужных помещений. Следовательно, молодежь не находит иного занятия как алкоголизм и курение, повышается риск асоциального поведения людей.

Мы знаем, что школьное образование немыслимо без регулярных занятий физкультурой. Сейчас урокам физкультуры отводится 3 часа в неделю, безусловно, это хорошо, но что сделало государство для того, чтобы эти уроки проходили на достойном уровне. В нашей школе один спортивный зал, зачастую получаются спаренные уроки, где в одном спортзале занимаются два, а то и сразу три класса. Получается, что полноценно заниматься спортом и физкультурой не могут не только жители села в целом, но даже и учащиеся школы. Поэтому подрастающее поколение все больше времени проводит за компьютерами, играя в виртуальные игры. Что, безусловно, сказывается на общем состоянии здоровья.

Нами была разработана анкета, которая выступает основным инструментарием данного социологического исследования [приложение 10]. Ответить на вопросы анкеты мы предложили респондентам разных возрастных групп .

2.2. Обработка и анализ результатов исследования.

В социологическом опросе принимало участие 70 жителей нашего села от 10 лет. Мы старались для объективной оценки ситуации опросить равное количество респондентов каждой возрастной группы, а также старались, чтобы в опросе участвовало равное соотношение респондентов мужского и женского пола.

В результате проведенного исследования выяснилось, что

53% опрошенных подтвердили существование различных секций, как оказалось, это респонденты возрастных групп, которые являются учащимися школы.

23% заявили об отсутствии секций на селе, респонденты данной категории в основном принадлежали к возрастным группам от 19 до 25 лет и от 26 до 35 лет.

24% респондентов затруднились ответить на данный вопрос, это были в основном жители села старше 35 лет [приложение 11].

Исследование показывает, что только 36% респондентов занимаются спортом, 64 % предпочитают другое времяпрепровождение [приложение 12].

Что же конкретно мешает сельским жителям заниматься спортом? На этот вопрос около 40% респондентов высказались об отсутствии желания, 10% опрошенных решили, что им мешает заниматься спортом отсутствие стимула, около 15% высказались об отсутствии квалифицированных тренеров, большинство респондентов – 38% считают, что недостаточное количество свободного времени им мешает заниматься спортом. И абсолютное большинство респондентов высказались об отсутствии стадионов и оборудованных площадок для занятия спортом. Среди респондентов 5% были те, которым заниматься спортом мешает болезнь [приложение 13].

На вопрос существуют ли в селе необходимые условия для занятий спортом? 23% респондентов затруднились ответить, 35% считают, что такие условия существуют, а 42% респондентов высказались об отсутствии условий для занятия спортом на селе [приложение 14].

92% опрошенных считают, что существует потребность в создании спортивных секций на селе, лишь 5% высказались, что такой необходимости нет, 3% затруднились ответить на вопрос [приложение 15].

Наиболее развитым видом спорта на селе, по мнению респондентов, является футбол, на втором месте – волейбол, затем идет хоккей, на четвертом месте - баскетбол. Практически не развита легкая атлетика. Совершенно не развита борьба и тяжелая атлетика [ приложение 16 ] .

На вопрос каким видом спорта Вы предпочли бы заниматься? Увлечения респондентов оказались очень разнообразны [приложение 17].

1 место – футбол (33%)

2 место – волейбол (30%)

3 место – легкая атлетика (бег, гимнастика) (28%)

4 место – хоккей (25%)

5 место – баскетбол (20%); лыжный спорт (20%); фитнес (20%), велоспорт (20%)

6 место – плавание (19%) и настольный теннис (19%)

Около 30% респондентов вообще не предпочитают заниматься спортом.

Безусловно, в привлечении населения к спорту огромное значение играет агитационная и информационная составляющая. На вопрос: Как часто в селе проходят массовые спортивные мероприятия? Мнения респондентов разошлись [ приложение 18 ] .

50% опрошенных считают, что спортивные мероприятия проходят один раз в полгода. 40% респондентов считают, что данные мероприятия проходят лишь один раз в год.

5% считают, что такие мероприятия проходят ежемесячно.

5% затруднились дать ответ на данный вопрос.

Основными причинами, препятствующими развитию спорта на селе, по мнению респондентов, являются[приложение 19]:

Недостаточное финансирование (65%)

Неразвитая спортивная инфраструктура (50%)

Отсутствие внимания властей к проблеме (48%)

Незаинтересованность населения (45%)

Недостаточная агитация и привлечение населения к спортивно-массовым мероприятиям (40%)

Нехватка профессиональных кадров (15%)

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

РЕКОМЕНДАЦИИ

Таким образом, в ходе анализов результатов проведенного исследования можно предложить следующие рекомендации местным властным органам.

Увеличить количество спортивных секций.

Модернизировать спортивную инфраструктуру (строительство стадиона, хоккейной коробки, а в лучшем случае строительство ДЮСШ, где могли бы заниматься в любое время года и в любую погоду).

Стимулировать и поощрять занятия физкультурой и спортом.

Привлекать квалифицированных тренеров.

Чаще проводить массовые спортивные мероприятия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Безусловно, мир не стоит на месте, идти в ногу со временем просто необходимо и если время и мода диктует строительство модернизированных спортивных площадок, стадионов, конечно, желательно все это иметь и в условиях сельской местности, чтобы новое подрастающее сельское поколение имело такую же возможность для занятия спортом как и городской житель. В первую очередь это нужно для ведения здорового образа жизни, но и нельзя отрицать то, что постепенно демографическая ситуация сел становится плачевной. Молодежь стремиться уехать в город, где условия жизни и досуга более комфортабельны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Александров С.Э., социальные функции физической культуры как составной части общечеловеческой культуры/С.Э. Александров// Теория и практика физической культуры.-М.:ИНФРА-М, 2010. - №11.-с. 51-54

Бальсевич В.К., Физическая культура: молодежь и современность/В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теор. и практ. физ. культ. -2005. -№4. –с. 12-17.


Многолетний опыт практической физкультурно- оздоровительной работы с учащимися в сельском социуме позволяет утверждать: существенного оздоровления сельских детей можно добиться посредством развития их физической и двигательной активности.

Содержимое разработки

Акмолинская область

Бурабайский район

ГУ Успеноюрьевская сш

учитель физической культуры

Многолетний опыт практической физкультурно- оздоровительной работы с учащимися в сельском социуме позволяет утверждать: существенного оздоровления сельских детей можно добиться посредством развития их физической и двигательной активности.

Традиционно считалось, что сельские дети в сравнении с городскими более физически активны, физически развиты, здоровы, выносливы и им никогда не грозит гиподинамия. Но времена изменились.

Цивилизация коснулась и села. В настоящее время и в сельской местности подавляющее большинство детей не занято регулярным физическим трудом. Становиться ненужно косить траву вручную, можно не носить с колодца воду, так как имеется водопровод, нет необходимости идти в школу пешком за многие километры, потому что можно доехать на автобусе.

Следовательно, недостаток физической активности, уровень кондиционных качеств сельских детей и подростков можно развить и поддержать лишь средствами физической культуры и спорта.

В условиях села целенаправленно работать по развитию физической активности учащихся как средства их оздоровления может только школа. Она же призвана заниматься профилактикой школьно - обусловленных заболеваний.

Чтобы сельская школа смогла выполнить здоровьесберегающую функцию, она должна внедрять инновационные технологии развития физкультурной и оздоровительной работы с учащимися и их родителями.

Также последовательно решать задачу повышения качества занятий физическими упражнениями и спортом, модернизации преподавания уроков физической культуры, расширения пространства физкультурно- оздоровительной деятельности учащихся в социуме, наполнения внеурочного времени учащихся регулярными занятиями физической культурой и спортом. Во внеурочное время в начальных классах организовывать спортивные часы 2-3 раза в неделю, секционную работу дополнить игровыми формами, спортивными соревнованиями, ведь только такая система может положительно повлиять на укрепление здоровья.

Воспитательная направленность на уроках достигается диалоговым общением учителя и учащихся по вопросам сбережения здоровья, здорового образа жизни. Учитель должен находить время и говорить с учащимися о возможных последствиях выбора поведения, о ценностях здоровья, об ответственности за свое здоровье.

Опыт показывает: учитель физической культуры не может обходить стороной вопросы формирования мотивации к регулярным занятиям физкультурой и спортом. Нужно постоянно пробуждать интерес к занятиям, стремление больше узнать о своем организме, получать радость от физической активности.

Положительная диагностика по укреплению здоровья самым тесным образом связана с постоянным усложнением целей и задач учебно – тренировочного процесса, концентрацией мотивации учащихся на успех в общекомандной борьбе, желании прославить свой коллектив, школу, район.

Видим мы и резервы совершенствования своей работы. Речь идет о более активном привлечении родителей к развитию двигательной активности школьников. Работа школы по организации совместной деятельности детей и родителей, пропаганда активного и здорового образа жизни в родительской среде, включение родителей в школьные спортивные соревнования в целом кардинально не решают проблемы. Необходимо педагогически грамотная деятельность родителей по обеспечению активного участия детей в работе по дому, саду, огороду, в занятиях физкультурой и спортом, в развитии семейных форм организации досуга.

Развитие физической активности мы рассматриваем как важный элемент системной комплексной работы семьи, школы, других институтов сельского социума по сохранению и укреплению здоровья детей, как средство личностного роста ученика, адаптации его к жизни, повышение работоспособности и жизнестойкости.

Развитие физической активности школьников как условие их оздоровления представляет собой огромный целенаправленный педагогический процесс, ориентированный на качественные изменения в уровне физической подготовленности школьника и включающий такие направления педагогической деятельности, как формирование мотивации к занятиям физическими упражнениями, ценностей здоровья, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями, организацию индивидуально ориентированной системы занятий физическими упражнениями в школе, семье, внешкольной среде.

Читайте также: