Финансирование регионов россии доклад

Обновлено: 19.05.2024

На прошлой неделе Госдума утвердила поправки, которые позволяют без лишних проволочек дофинансировать за счёт ФНБ 10 самых проблемных регионов страны. Просто так столь радикальные решения не принимают. Что случилось?

Виктория Павлова

Потратить сложнее, чем заработать

Самыми богатыми регионами, которые даже не успевают тратить деньги, оказались вовсе не Москва с Санкт-Петербургом, а промышленные центры, в которых сконцентрирована металлургия, и аграрные регионы. Даже нефтегаз представлен лишь одним ЯНАО (сама Тюменская область без автономных округов специализируется в первую очередь на обрабатывающей промышленности и нефтесервисе, но не на добыче). Картошка и металл – вот залог успеха в 2021 году! Столицы на этом фоне выглядят совсем бледно: Санкт-Петербург занял 15 место с профицитом 15,4%, а Москва оказалась на 58 месте, получив на 5,6% больше денег, чем потратив.

Главный секрет богатства регионов – экономия и сохранение расходов примерно на прежнем уровне. Из этого списка можно выделить разве что Красноярский край с Курской областью, которые нарастили расходы по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 10% и 13% соответственно, и Сахалинскую область: губернатор Валерий Лимаренко просто сократил расходы региона на 7%.

Регионы с дефицитом, наоборот, не стесняются тратить деньги: их расходы в среднем выросли на 6%–13%, а глава Севастополя Михаил Развозжаев нарастил расходы региона аж на 28%. Это максимальный показатель среди всех! Кое-как приблизиться к нему пытается Амурская область под руководством Василия Орлова. Но так ли плох дефицит, который образовался из-за дополнительных расходов? Стоит ли чахнуть над златом, как Кащей Бессмертный?

На что тратятся бюджеты

- При единстве социальной политики, при единстве ряда требований к среде, в которой все это развивается, тем не менее очень сильно различается и структура экономики, и структура населения по территориям, поэтому можно ожидать, что расходы будут разные.

А на комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.

Самые богатые и самые бедные регионы России: кто кого кормит?

В России каждый субъект Федерации является самостоятельным в плане бюджета, однако через федеральный бюджет деньги идут от самых богатых к самым бедным регионам. Вопреки распространенному мнению, получают дотации не только на Кавказе – их получают почти все. Почему так происходит – разбираемся в статье.

Как построен российский бюджет

Говоря о российском бюджете, обычно подразумевается федеральный бюджет, из которого оплачиваются различные общегосударственные нужды – армия, правоохранительная система, содержание федеральных чиновников, частично образование, и т.д.

Но еще можно говорить о консолидированном бюджете России – это сумма вообще всех бюджетов: федерального, бюджетов регионов, муниципальных образований, внебюджетных фондов (Пенсионный, ФСС, ОМС). Проще говоря, консолидированный бюджет – это сумма вообще всех доходов и расходов государства на всех уровнях. И это бюджет условный, в отличие от федерального.

Федеральный бюджет, наполняется налоговыми и неналоговыми платежами (включая доходы от собственности), и безвозмездными перечислениями:

  • налоговые – это налог на прибыль, НДС, НДПИ, акцизы и некоторые другие налоги;
  • неналоговые – таможенная пошлина, доходы от собственности (например, прибыль государственных предприятий) и некоторые другие категории;
  • безвозмездные поступления – это перечисления из бюджетов других уровней.

Именно о безвозмездных поступлениях и пойдет речь дальше. У бюджетов регионов источники примерно такие же, просто они получают поступления от других налогов.

Исторически так сложилось, что в одних регионах есть природные ресурсы, инфраструктура, промышленные производства, деловые центры, а в других ничего этого нет. Соответственно, одни регионы получают больше доходов, а другие – меньше.

Применительно к российской бюджетной системе многое упирается в численность населения и уровень зарплат, а также в успешность работы местного бизнеса – значительная часть бюджетов регионов формируется за счет НДФЛ и налога на прибыль. В промышленных регионах сюда добавляются налог на имущество организаций.

При этом регионы обеспечивают определенные сборы федеральных налогов, получая от федерального центра субсидии на решение некоторых общегосударственных вопросов, а также дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Получается, что регион одновременно дает федеральному бюджету налоги и получает от него безвозмездные поступления.

Бюджет региона или муниципального образования не может быть дефицитным – в любой ситуации федеральный бюджет доплатит разницу, чтобы регион мог профинансировать все свои обязательства.

Отсюда может быть 2 вида регионов:

  • регионы-доноры – это те, которые только отдают федеральному бюджету деньги, но не получают от него дотации на выравнивание;
  • регионы-реципиенты – те, которые получают дотации, то есть, не могут обеспечить себя собственными доходами.

К настоящему моменту сложилась не очень благоприятная ситуация с доходами региональных бюджетов, регионов-доноров в несколько раз меньше, чем регионов-реципиентов. Основная причина в том, что налоги с природных ископаемых передали полностью на федеральный уровень. По факту в среднем в федеральный бюджет уходит 53% налогов, но, например, Татарстан отдает до 70% всех собираемых налогов.

Сколько осталось регионов-доноров

Официально в России регионом-донором считается субъект РФ, который не получает из федерального бюджета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Правила предоставления этих дотаций постоянно меняются, причем чаще всего изменения в худшую для регионов сторону.

Результат – число регионов-доноров постоянно снижается. Даже по официальным критериям их число снизилось в разы:

  • в 1993 году было 35 регионов-доноров;
  • в 1997 году – 8 регионов;
  • в 2001 году – 25 регионов;
  • в 2015 году – 14 регионов;
  • сейчас – 13 регионов.

Одной из причин снижения финансового потенциала регионов была череда кризисов, но экономисты винят, в первую очередь, политику властей – регионы с 2003 года начали постепенно лишать НДПИ, а изменение формулы его расчета снизило налог на прибыль – что еще сильнее ударило по регионам.

Официально перечень регионов, которые не получают в 2019 году дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, насчитывает 13 пунктов. Мы предлагаем посмотреть на их основные экономические показатели и сравнить их с общероссийскими:

Регионы Безработица, % Средние доходы, рублей Естественный прирост (на 1000 человек населения) Миграционный прирост (на 1000 человек населения) ВРП, в % от ВВП ВРП на душу населения, рублей
Калужская область 3,9 28 860,4 -4,7 1,9 0,56 411 565,3
Московская область 2,7 43 996,8 -1,2 13,9 5,08 509 545,2
Москва 1,2 66 377,1 0,8 7,8 20,99 1 263 698,0
Ненецкий АО 8,1 78 703,3 5,1 -8,9 0,37 6 288 467,9
Ленинградская область 4,1 30 430,1 -5,3 23,7 1,29 535 717,3
Санкт-Петербург 1,5 42 718,0 0,8 5,2 5,16 727 210,6
Татарстан 3,3 33 371,4 0,5 0,7 2,82 543 522,4
Самарская область 3,7 28 018,4 -3,1 -0,1 1,80 422 024,7
Свердловская область 4,8 35 711,3 -1,9 -0,3 2,86 495 115,9
ХМАО-Югра 2,5 50 497,6 7,3 -2,1 4,69 2 127 213,5
ЯНАО 2,1 79 933,6 8,7 -3,2 3,29 4 581 150,1
Тюменская область 4,5 29 023,8 2,8 10,3 1,35 680 908,9
Сахалинская область 5,3 51 705,7 -0,5 -0,7 1,03 1 577 910,3
В целом по РФ 4,8 33 010,2 -1,6 0,9 100 510 253,1

Как видно, каких-то серьезных отличий у регионов-доноров по экономическим показателям нет. Например, ХМАО имеет больше ВРП на душу населения, чем Москва – но там выше безработица, а среднедушевые доходы ниже. В Калужской области средние доходы даже ниже общероссийской цифры, но безработица ниже (скорее всего, за счет нескольких автопроизводителей, работающих в особой экономической зоне).

Однако есть и другие оценки количества регионов-доноров:

  • 4 региона – Москва, Санкт-Петербург, ХМАО и ЯНАО, как регионы, дающие 60% федерального бюджета;
  • 10 регионов с учетом их чистого вклада в федеральный бюджет.

Кстати, по второй классификации есть интересные цифры по доле налогов, которые остаются в регионе:


Получается, что Ханты-Мансийский автономный округ отдает в федеральный бюджет больше всех, но себе оставляет лишь 8% от собранных налогов, а в Москве оседает 58% налогов.

Очевидно, что такое распределение покажется нечестным нефтегазовым регионам, особенно учитывая отдаленность и суровые условия жизни и работы.

На самом же деле несправедливости в этом нет:

В сложившейся системе межбюджетных отношений в России иной ситуации быть и не может – а отсюда идут и повышенные социальные выплаты жителям Москвы и огромные проекты вроде реновации, тогда как в других регионах на это просто нет денег.

Кто получает деньги от центра

К 2018 году ситуация меняется: дотации в прошлом году получили все регионы (даже Москва – но не на выравнивание, а на другие цели). Среди регионов-лидеров по сумме полученных дотаций всех видов по-прежнему есть 3 региона из СКФО, но предостаточно и других субъектов РФ:

Регионы Безработица, % Средние доходы, рублей Естественный прирост (на 1000 человек) Миграционный прирост (на 1000 человек) ВРП на душу населения, рублей Дотации, рублей Дотации на 1 человека, рублей
Дагестан 11,6 26 359,7 10,8 -3,6 204 197,4 59 065 832,5 19,1
Якутия 6,9 42 427,8 5,9 -3,0 951 220,2 43 944 997,7 45,4
Камчатский край 4,9 48 277,3 -0,5 -2,2 639 848,2 39 357 697,2 125,1
Алтайский край 6,1 22 528,7 -4,2 -3,2 215 768,4 27 129 122,5 11,6
Чеченская Республика 13,7 23 184,8 16,3 -2,4 125 471,2 27 078 463,8 18,6
Ставропольский край 5,0 23 236,3 -0,5 -1,4 237 436,5 19 202 709,7 6,9
Бурятия 9,3 24 071,7 3,4 -4,7 204 770,0 18 298 640,3 18,6
Крым 6,0 21 170,2 -3,5 2,5 187 726,0 17 714 025,6 9,3
Башкортостан 4,9 28 572,5 -0,8 -2,2 343 509,4 16 433 477,4 4,1

Как видно, больше всего дотаций получает Дагестан – он вместе с Чечней представляют собой самые проблемные регионы по занятости, тем не менее, по ВРП Дагестан лидирует среди всех кризисных регионов (возможно, не в последнюю очередь благодаря тем же дотациям).

Кстати, первая пятерка регионов-лидеров по сумме дотаций не меняется уже несколько лет.

При этом можно заметить одну общую черту кризисных регионов – из всех них активно уезжает население (кроме Крыма, но это отдельная история). Очевидно, что жить в условиях низких зарплат и отсутствия перспектив не очень приятно.

Однако сравнивать регионы по абсолютным цифрам дотаций не очень правильно – лучше сопоставить их по сумме дотаций на душу населения. Получится так:


Выходит, что на регионы Северного Кавказа приходятся не такие большие дотации, если пересчитать их на 1 жителя – малонаселенные отдаленные регионы получают гораздо больше денег.

Более того, 2019 год отметился ростом дотаций для тех регионов, которые до этого требовали их не так много: Республика Марий Эл, Томская, Кировская, Оренбургская, Псковская, Астраханская, Калининградская, Новгородская и Ярославская области – им будет нужно на 15% больше денег.

В 2019 году и далее на регионы возложили новую обязанность – реализацию национальных проектов. По предварительным данным, субъекты будут заниматься 60% вопросов по проектам, хоть и непосредственно финансирование на 95-99% будет предоставляться из федерального бюджета.

Серьезная зависимость регионов от внешнего финансирования и дальнейшее усугубление проблемы приводит к неожиданным результатам.

Банкротство регионов – уже реальность?

Как уже было сказано выше, бюджет региона не может быть дефицитным – если при составлении проекта окажется, что запланированные доходы меньше, чем плановые расходы, в федеральном бюджете заложат соответствующую сумму дотации.

Но так это работает лишь в теории. На практике регионы крайне ограничены в своих возможностях – если субъект получает дотации из федерального бюджета, его полномочия урезаны. То есть, в некоторых случаях в федеральном бюджете могут заложить меньшую сумму дотации, из-за чего региону придется отказываться от части расходов.

При этом урезать можно лишь незащищенные статьи, что еще больше снижает возможности регионов. Однако, чтобы погашать свои обязательства и развиваться, регионы привлекают кредиты. С их возвратом все чаще возникают проблемы.

Впервые о дефолте региона в России заговорили в 2008 году, когда Московская область не смогла расплатиться с кредиторами. Через 7 лет то же случилось с Новгородской областью, которая не выплатила кредит ВТБ.

Формально это дефолтом не является, поэтому приходится верить рейтинговому агентству АКРА, которое учитывает 3 критерия банкротства региона:

  • просрочки платежей по долгу;
  • прекращение деятельности;
  • вынужденная реструктуризация долга.

Чаще всего удается отследить долги регионов перед банками, и лишь по судебным решениям.

Причины банкротства регионов и городов те же – высокий уровень дотационности (муниципальные бюджеты на 75% состоят из дотаций), значительная централизация доходов, кассовые разрывы, проблемы в самой экономике.

Долги бывают не только в рублях. Например, в 2003 году возник спор между Бинбанком и Ингушетией по поводу долга в 1,8 миллиона долларов плюс 251 тысяча долларов как проценты.

К настоящему времени известно о 3 самых проблемных регионах – это Мордовия, Хакасия и Костромская область. В 2018 году их перевели на казначейское сопровождение, что означает жесткий контроль над тратами со стороны Минфина.

В 2 регионах ситуацию удалось выровнять, но в Мордовии все плохо:


Чиновники из Мордовии уверяют, что такие огромные долги появились из-за того, что в Саранске проводили матчи Чемпионата мира по футболу – 2018, для чего город потратил большие деньги на подготовку.

Сейчас регионы продолжают наращивать долги, это зафиксировано в 16 субъектах РФ. Кстати, долги регионов – неплохая возможность заработать для инвестора. Уровень доходности по таким вложениям будет выше, чем предлагают банки по вкладам.

Резюмируя, можно сказать, что финансовое положение большинства российских регионов далеко от идеального – если более 80% субъектов РФ получают выравнивающие дотации, то нужно что-то менять в системе межбюджетных отношений.

Независимость и автономия бюджетов разных уровней – ключевой принцип бюджетного федерализма, а в современных условиях в России он практически не соблюдается.

Если федеральный центр и дальше будет вести политику централизации налогов и других доходов, регионов-доноров останется еще меньше.

Регионы России вполне официально делятся на два типа - дотационные и доноры. Первые – проблемные, они не могут прокормить себя за счет собственных доходов и получают поддержку и федерального бюджета. Вторые зарабатывают больше и дотаций из казны на выравнивание бюджетной обеспеченности не получают. Разберемся, какие субъекты РФ относятся к этим группам.

Россия большая и сложная страна. Сегодня она состоит из 85 субъектов, в каждом – свои особенности, плюсы и минусы. Одни регионы богаты полезными ископаемыми, у других – выгодное территориальное положение и так далее. Другие не могут этим похвастать.

Соответственно, уровень бюджетной обеспеченности регионов разный. В одних областях собираемых налогов хватает, что покрыть все необходимые расходы. В других – собственных средств недостаточно, и таким регионам поступают дотации из государственной казны.

Таким образом государство пытается выровнять уровень бюджетной обеспеченности субъектов. Богатые бюджетообразующие регионы помогают своим бедным дотационным соседям.

Какие регионы России относятся к донорам

Доноров меньше, с них и начнем.

Перечень субъектов РФ, не являющихся в 2022 году получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, утвержден Приказом Минфина от 11 ноября 2021 г. №493.

В 2022 году в список вошли 23 субъекта РФ, ровно на 10 больше, чем в минувшем году. Это: Республика Татарстан, Красноярский и Пермский края, Белгородская, Вологодская, Иркутская, Калужская, Ленинградская, Липецкая, Московская, Мурманская, Нижегородская, Самарская, Сахалинская, Свердловская, Тульская, Тюменская и Ярославская области, города Москва и Санкт-Петербург, а также Ненецкий, Ханты-Мансийский (Югра) и Ямало-Ненецкий автономные округа.

Не удивительно, что многие территории из этого списка занимают ведущие позиции в рейтинге регионов по качеству жизни.

Остальные 62 субъекта РФ, соответственно, получат дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2022 году.

Какие регионы России являются дотационными

Представим их в виде рейтинга. В Федеральном бюджете на 2022 - 2024 годы указаны плановые объемы дотаций.

1 Больше всего денег из федеральной казны получает Дагестан. В 2022 году плановая сумма дотаций составит 80,18 млрд рублей.

2 На втором месте - республика Саха (Якутия). Сумма дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности должна составить 56,75 млрд рублей.

3 На третьей строчке рейтинга самых дотационных регионов России - Камчатский край (44,17 млрд руб.).

10 самых дотационных регионов России в 2022 году

Самые дотационные регионы России

Распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ на 2022 год.


Анализ показателей финансовой поддержки субъектов РФ

Министерство финансов РФ предпринимает целый комплекс мер по корректировке управления государственным долгом субъектов, разрабатывает индивидуальные программы оздоровления региональных финансов. Реализация этих мероприятий направлена на снижение дефицита бюджетов, госдолга, расходов на его обслуживание, снижение просроченной кредиторской задолженности, в том числе по оплате труда. Также в экстренных случаях начиная с 2018 года Минфин вводит казначейское сопровождение исполнения бюджета региона, если уровень долговой нагрузки бюджета достигает порога 140% объема налоговых и неналоговых доходов. Федеральный центр должен вмешиваться в подобной ситуации с целью обеспечения выполнения социальных обязательств и указов Президента в данном субъекте в полном объеме. Задача руководства региона – не столько утвердить план оздоровления, сколько принимать все возможные меры по его реализации.

Подготовлены поправки в Бюджетный кодекс России, на основании которых субъекты Федерации будут оцениваться исходя из рисков увеличения долга. К регионам, чьи риски будут повышаться, планируется при- менять более жесткие ограничения по допустимому объему дефицита бюджета, уровню госдолга, объема заимствований.

Кроме того, в 2018 году была проведена инвентаризация расходных полномочий субъектов и муниципальных образований. Эти данные были использованы при распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов на 2019 год. Правительство РФ продолжает заключать с региональными властями – получателями дотаций – соглашения, которые будут предусматривать меры по социально-экономическому развитию территории и оздоровлению государственных финансов. Это далеко не полный перечень мер, направленный на исключение подобных ситуаций в будущем.

Существует несколько показателей или нормативов, на которые ориентируется правительство России при распределении финансовой помощи регионам. Главные из этих показателей:

— масштаб долговой нагрузки, т.е. размер долга субъекта РФ в абсолютных и относительных цифрах;

Распределение межбюджетного трансферта между субъектами Российской Федерации на 2019 год представлена в таблице 1.

Таблица 1 — Распределения межбюджетного трансферта между субъектами Российской Федерации на 2019 год


Объем межбюджетного трансферта (с учетом ограничения 20% на прирост к 2018 году с распределением ДФО до 95% от дотации 2018г. и компенсацией снижения регионам с долей дотаций в налоговых и неналоговых доходах > 5%) на 2019 год в РФ в целом составил 64511288,2 тыс.руб., в т.ч. Кемеровской области 7220710,8 тыс.руб.

Дотационные регионы РФ — это такие регионы России, бюджетная составляющая которых недостаточна для финансирования социальных и инфраструктурных расходов своими силами, поэтому федеральный бюджет направляет в региональные бюджеты денежные трансферты для дофинансирования расходов регионов. Дотирование получает семьдесят два региона из восьмидесяти пяти. Пять регионов-лидеров, которые получали бюджетные трансферты, по сравнению с 2019 года все также не изменились.

Наиболее дотационные и бездотационные регионы в РФ представлены на рисунке.


Крупнейшими получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2020 году станут Дагестан (66,3 млрд руб.), Якутия (46,9 млрд руб.), Камчатский край (37,4 млрд руб.), Чечня (30,4 млрд руб.) и Алтайский край (26,8 млрд руб.), следует из материалов к проекту федерального бюджета.

Самый большой прирост по объему дотаций в 2020 году — в размере 15% по сравнению с 2019 годом — покажут 13 регионов, говорится в расчетах Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) для РБК. Это Марий Эл, Томская, Кировская, Оренбургская, Псковская, Астраханская, Калининградская, Новгородская и Ярославская области, а также Ставропольский край, Крым, Чукотка и Кабардино-Балкария. У Чечни прирост составил 12,4%, у Дагестана — 12,2%, а у Севастополя — 11,8%.

По сравнению с 2019 годом дотационные отчисления республике Дагестан выросли примерно на 10% процентов. У второго крупного дотационного региона (Якутия) уровень дотаций вырос примерно на 3 млрд. рублей. В 2020 году дотационные отчисления будут увеличены для 49 субъектов России, но при этом снизятся для 23 ныне выделяемых. В целом, число регионов, которые не требуют дотации, по-прежнему остается малым.

Взаимоотношения между центром и регионами – это всегда предмет компромисса и переговоров, а так же целеполагания. В Министерстве финансов РФ идет непрерывная работа по разработке и реализации мер, направленных на стабилизацию финансового состояния регионов и стимулирования их экономического и социального развития. Например, Министерство финансов РФ было подвержено критике из-за отсутствия прозрачности и прогнозируемости межбюджетных трансфертов. Раньше действительно все финансовые трансферты распределялись в течение года, и это разбалансировало бюджеты. Чтобы решить эту проблему, в этом году Министерство финансов предусмотрело увеличение доли распределения всех межбюджетных трансфертов до начала финансового периода.

В федеральном бюджете на 2019–2020 годы распределено 91% межбюджетных трансфертов, это же касается и всех 72 субсидий. Все открыто и прозрачно, субъекты знают, какие ресурсы и в каких объемах каждый из них получит в предстоящие три года. То есть это позволяет субъектам заключать соглашения на 2 или 3 года о финансировании различных мероприятий. И это, безусловно, повлияет на повышение прогнозируемости исполнения бюджета в регионах, снизит риски несбалансированности их бюджетов. С 2014 года Министерство финансов начало замещать рыночные обязательства, которые имели очень высокие ставки по обслуживанию, бюджетными кредитами на 3–5 лет под ставку 0,1% годовых. За этот период Министерство финансов предоставило уже более 1 трлн. руб. на замещение рыночных обязательств. В новейшей истории России это первый раз, когда были предоставлены бюджетные кредиты на такую сумму.

Таким образом, финансовая поддержка регионам в России осуществляется в виде распределения межбюджетного трансферта в форме дотаций, субвенций и субвенций. Наибольший объем дотаций получают регионы Северного Кавказа и Дальневосточного федерального округа.

Проблемы неправомерного и не эффективного использования бюджетных средств регионами РФ

В преамбуле и ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) установлено, что бюджетная деятельность Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований должна быть основана на определенных принципах, в частности на принципах эффективности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств.

На данном этапе развития нашего государства отсутствует законодательное закрепление методики, которая содержала бы четко установленные критерии для определения и выявления неэффективного использования учреждениями и организациями бюджетных средств. В статье 162 БК РФ указано, что получатель бюджетных средств обеспечивает результативность и целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований. То есть, если получатель бюджетных средств не обеспечит такое использование данных средств, то по идее, он должен понести бремя юридической ответственности. Но проблема состоит в неясности, нечеткости самого понятия неэффективного использования бюджетных средств. Как было отмечено ранее, статья 34 БК РФ установила и более-менее раскрыла принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, а также Методика оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ. Однако, данная методика является несовершенной. Пробелы, вызывающие проблемы на практике, восполняются актами высших судов и материалами судебной практики.

Независимо от установленного законодателем перечня бюджетных правонарушений, закрепленных в новой главе БК РФ, а также ввиду отсутствия нормативно закрепленного определения неэффективного использования бюджетных средств и оценки его количественных и качественны критериев, разумнее всего определять не как операцию по их обращению, а только как оценку того, что конкретные бюджетные средства были израсходованы нерационально и неэкономно.

В научной литературе неоднократно указывалось, что отсутствуют правовые нормы, которые предусматривали бы юридическую ответственность субъектов бюджетного процесса, уголовную или административную, за нерезультативное и неэффективное использование бюджетных средств.

В 2019 году во многих регионах РФ были выявлены нарушения бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок при исполнении государственных программ, направленных на развитие жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, строительства и архитектуры, сельского хозяйства, охраны окружающей среды.

В целях устранения выявленных нарушений, неэффективного использования бюджетных средств, обусловленного длительной разработкой необходимых для реализации программ актов, несвоевременным заключением соглашений с органами местного самоуправления и поздним доведением лимитов, явившихся предпосылкой для последующего несоблюдения сроков завершения работ, приемки фактически невыполненных работ, прокуратурой регионов внесены представления руководителям исполнительных органов государственной власти, в результате рассмотрения которых приняты конкретные меры, направленные на эффективное и своевременное использование бюджетных средств, надлежащее исполнение контрактов, недопущение подобных фактов впредь, виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

Приведем пример не эффективного использования бюджетных средств в регионе, так в Ростовской области в 2019 году было выявлено неэффективное использование 540 миллионов рублей из бюджета. Контрольно – счетной Палатой отмечено снижение неэффективного расходования бюджетных средств. Так, в 2019 году оно составило 541,4 миллиона рублей, а в 2018 году эта цифра составляла 971 миллионов рублей. За прошлый год сократился объем нарушений, связанный с завышением стоимости ремонтных работ. Общий объем таких нарушений составил 66,1 миллиона рублей, что на 7,2 миллиона рублей меньше, чем в 2018 году.

Таким образом, проблема эффективности использования бюджетных средств является очень актуальной и значимой, особенно в условиях сложившейся не стабильной экономической ситуации в стране.

Прогноз и планирование объемов финансовой поддержки субъектов РФ на ближайшую перспективу

В 2018 году Правительство Российской Федерации опробовало грантовый механизм поддержи регионов, добивающихся высоких темпов роста экономики и налоговых отчислений. В 2019–2020 годах Министерство финансов продолжает осуществлять подобную практику. Ежегодно на эти цели будет направляться около 20 млрд руб.

В 2019 году был увеличен объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на 30,5 млрд руб. (рост составит 5%, что выше инфляции). Также субъектам с 2019 года стали предоставляться дотации в целях стимулирования роста налогового потенциала по налогу на прибыль организаций.

Кроме того, проводится постоянная работа по увеличению налоговой базы региональных и местных бюджетов. Так, например, в 2018 году к налогообложению имущества по кадастровой стоимости перешло уже 56 субъектов Федерации. Дополнительные доходы от увеличения с 1 января и дополнительно с 1 июля 2019 года ставки акцизов на нефтепродукты также направляются регионам.

Из всего сказанного следует, что финансовая поддержка регионов остается для правительства одним из важнейших приоритетов федерального бюджета в 2019–2020 годах. Все эти меры должны не только помочь стабилизировать ситуацию в регионах, оказавшихся в затруднительном финансовом положении, но и создать условия для дальнейшего экономического роста. Вопрос наращивания экономического потенциала территорий назрел давно. Федеральный центр делает для этого многое, но тут без усилий и ответственных решений региональных команд нам не обойтись.

В 2020 году Минфин увеличил дотационным регионам объем финансирования, но не всем. В некоторых регионах дотации уменьшились. Дотируются по-прежнему 72 субъекта Российской Федерации. При этом следует отметить, что число бездотационных регионов не изменилось. Их количество, как и в прошлом календарном году, составило 13. Суммарный объем выделяемых средств при этом вырос с 675,260 до 717,866 млрд. рублей (увеличение составило 42,606 млрд.).

Наибольшие дотационные отчисления получили следующие регионы (тройка лидеров):

  1. Дагестан (увеличение составило +6,626 млрд.);
  2. Саха (Якутия) (увеличение составило +4,691 млрд.);
  3. Камчатский край (увеличение составило +3,739 млрд.)

График (по убыванию):


Наполняемость субъектных бюджетов по-прежнему остается на низком уровне. Сказываются не только санкции, отток инвестиций, но и грядущий мировой кризис, который может значительно пошатнуть экономики всех стран, включая и российскую.

Таблица. Дотации регионам России в 2020 году:

Наименование региона Значение, млрд. руб.
Республика Дагестан 72,892
Республика Саха (Якутия) 51,598
Камчатский край 41,129
Чеченская Республика 33,485
Алтайский край 29,522
Ставропольский край 24,291
Республика Бурятия 21,862
Республика Крым 21,454
Республика Тыва 18,626
Республика Башкортостан 17,173
Ростовская обл. 14,994
Кабардино-Балкарская Республика 14,023
Брянская обл. 13,382
Курганская обл. 13,250
Ивановская обл. 12,918
Кировская обл. 12,659
Чукотский АО 12,364
Забайкальский край 12,353
Чувашская Республика - Чувашия 12,226
Республика Ингушетия 11,181
Краснодарский край 10,711
Республика Северная Осетия - Алания 10,493
Карачаево-Черкесская Республика 10,062
Саратовская обл. 9,850
Волгоградская обл. 9,811
Архангельская обл. 9,557
Тамбовская обл. 9,523
Республика Алтай 9,375
Приморский край 9,097
Омская обл. 8,135
Пензенская обл. 8,015
Воронежская обл. 7,974
Республика Карелия 7,710
Республика Марий Эл 7,226
Хабаровский край 7,075
Челябинская обл. 6,941
Новосибирская обл. 6,405
Владимирская обл. 6,134
Орловская обл. 5,988
Томская обл. 5,255
Оренбургская обл. 5,027
Тверская обл. 4,721
Псковская обл. 4,685
Республика Адыгея (Адыгея) 4,504
Магаданская обл. 4,493
Удмуртская Республика 4,410
Рязанская обл. 4,343
Амурская обл. 3,977
Нижегородская обл. 3,784
Республика Калмыкия 3,733
Курская обл. 3,665
Костромская обл. 3,634
Ульяновская обл. 3,506
Кемеровская обл. - Кузбасс 3,477
Смоленская обл. 3,475
Республика Хакасия 3,464
город федерального значения Севастополь 3,199
Республика Мордовия 3,118
Калининградская обл. 2,741
Пермский край 2,536
Астраханская обл. 2,501
Еврейская АО 1,975
Иркутская обл. 1,927
Новгородская обл. 1,653
Вологодская обл. 1,495
Тульская обл. 1,221
Белгородская обл. 0,997
Липецкая обл. 0,950
Красноярский край 0,907
Ярославская обл. 0,704
Республика Коми 0,311
Мурманская обл. 0,015
Республика Татарстан (Татарстан) 0,000
Калужская обл. 0,000
Ленинградская обл. 0,000
Московская обл. 0,000
Самарская обл. 0,000
Сахалинская обл. 0,000
Свердловская обл. 0,000
Тюменская обл. 0,000
г. Москва 0,000
г. Санкт-Петербург 0,000
Ненецкий АО 0,000
Ханты-Мансийский АО - Югра 0,000
Ямало-Ненецкий АО 0,000
Всего 717,866

Представленная выше информация базируется на официальных данных, публикуемых Министерством финансов Российской Федерации. Более подробную и детальную информацию Вы можете посмотреть по ссылке - подробнее.

Читайте также: