Философия хозяйства и трудовая этика доклад

Обновлено: 05.07.2024

Учение русского философа и богослова С. Н. Булгакова утверждает социальную человеческую деятельность, в том числе и экономическую, как богоугодную и благословенную, а потому необходимую сферу жизни человека. Булгаковская философия хозяйства дает православное постижение экономической деятельности, поскольку религия здесь выступает не просто как фактор, влияющий на экономическую жизнь, но как целостная перспектива мировидения, фундаментальная система координат для оценки реальности. Ключевым признаком хозяйства, с точки зрения русского мыслителя, является труд, трудовая деятельность человека. Труд преобразует не только окружающий мир, но и самого человека. Роль христианства в общественном и экономическом прогрессе трудно переоценить: оно изменило отношение человека к труду, сделало труд признаком доблести и достоинства, преодолело царившее в древнем мире высокомерное и презрительное отношение к труду

Ключевые слова

СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ, ТРУДОВАЯ ЭТИКА, ЭКОНОМИЗМ, МОДЕРНИЗАЦИЯ, ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАСИЗМ

Текст научной работы

Современные процессы глобализации и регионализации затрагивают все сферы человеческой деятельности. Одним из основных факторов развития регионов, отраслей, компаний являются трудовые ресурсы. Качество трудового потенциала: образовательное, интеллектуальное, культурный уровень работников, их квалификации и творческие способности служит базисом прогрессивных изменений в региональных инновационных подсистемах, импульсом перехода к постиндустриальному обществу1.

Интеллектуальные, творческие способности человека в инновационной экономике играют определяющую роль. Недооценка личностных, нематериальных качеств человека, таких как нравственные установки, этические ценности и нормы поведения, отношение к труду и своим обязанностям, патриотизм, также ведет к отрицательным последствиям и экономическим потерям 10.

Получение новых знаний происходит как в сфере профессиональной деятельности, так и в духовной сфере [12].

Проблемы экономики и духовности нашли свое развитие в трудах ученых различных направлений: экономистов, социологов, философов и др.

Творчество выдающегося русского религиозного философа и богослова Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) является не простым для понимания. Это был мыслитель, руководствовавшийся, прежде всего, религиозной интуицией, зачастую не доводя своих идей до полной ясности. Его взгляды и направление творческого поиска не раз претерпевали изменения.

По отношению к социальным проблемам христиане обычно занимают две противоположные позиции. Одни считают, что дело нашего спасения совершается в глубинах души, и устроение общества к этому вовсе непричастно. Спастись можно при любом социальном строе, ибо всегда есть возможность и углубленной молитвы и проявления актов милосердия. Разговоры же о влиянии социального строя, лишь обличая земной характер помышлений, являются соблазном, который следует всячески избегать. Другие, наоборот, считают, что социальная сфера совсем небезразлична для нашего спасения. Бог сотворил человека существом социальным, и потому духовное возрастание человека требует преображения социального строя. Церковь не может замкнуться в себе, она должна активно работать над созиданием новых общественных отношений, отвечающих заповеди христианской любви.

С.Н. Булгаков — личность творческая, ищущая, развивающаяся. В своем развитии его социальные воззрения прошли ряд периодов (рис. 1).

Периоды социальных воззрений С.Н. Булгакова

Рисунок 1. Периоды социальных воззрений С.Н. Булгакова

Булгаковская философия хозяйства дает православное постижение экономической деятельности, поскольку религия здесь выступает не просто как фактор, влияющий на экономическую жизнь, но как целостная перспектива мировидения, фундаментальная система координат для оценки реальности.

В интерпретации мыслителя человечество посредством экономической деятельности созидает собственную историю как историю собственного тела, потому что потенциальное тело для человека — весь мир. Разумно преобразовывая природу хозяйственной деятельностью, человечество созидает собственное универсальное естественное тело, изображая в своей деятельности Божественный образ бытия. Формы экономической рациональности имеют в качестве основания духовный опыт. С точки зрения булгаковского религиозного материализма, любой тип экономики является материальным отражением религиозных взглядов человека. Критерием рациональности экономического действия выступает религиозный идеал.

Ключевым признаком хозяйства, с точки зрения русского мыслителя, является труд, трудовая деятельность человека. Труд — целенаправленное преобразование человеком окружающей его природы, а также познание ее тайн. Христиане должны делать все возможное для того, чтобы:

  1. Труд человека был свободным, творческим (творческий труд уподобляет человека Богу как Творцу);
  2. Строго относиться к своим трудовым обязанностям (независимо от присутствия или отсутствия творческого начала в труде).

Труд преобразует не только окружающий мир, но и самого человека. Роль христианства в общественном и экономическом прогрессе трудно переоценить: оно изменило отношение человека к труду, сделало труд признаком доблести и достоинства, преодолело царившее в древнем мире высокомерное и презрительное отношение к труду.

C позиции С. М. Булгакова, в капиталистическом мире созревает дух экономизма (сведение объяснения любой социальной, политической и культурной действительности к экономическому базису — соотношению спроса и предложения, при отрицании в какой-либо степени независимой роли других факторов). Дух экономизма состоит в восприятии экономической жизни как религии. Экономическая деятельность перестает восприниматься как осуществление Божественного призвания, творческое послушание человека Богу и отражение Божественного образа в человеке, утрачивая, тем самым, связь с христианскими истоками. Хозяйство здесь не средство для духовной жизни. Развитие хозяйства становится целью, потребление превращается в псевдорелигиозный идеал.

По мнению С. М. Булгакова, формальная рациональность, оторванная от христианства, является отражением духа экономизма. Если критерием рациональности является успех, понятый эгоистически, в границах восприятия материального благополучия как религиозного идеала, то экономическая рациональность является рациональностью потребительской экономики, экономики потребительского и мещанского капитализма. Данный тип экономики является эгоистическим и мещанским. Этот тип экономики основывается на восприятии человека как раба природы, пассивной функции всевластной экономической жизни. Из активного субъекта экономических процессов, человек трансформирует себя в пассивную вещь — объект, управляемую безличной логикой хозяйственных отношений. В итоге, капитализм утрачивает капиталистический дух. Экономика порабощает человека, а не служит основанием и условием для духовного самосовершенствования.

Русский мыслитель критиковал психологию экономизма как психологию мещанского духа в истории. Фактически, он говорил об обществе потребления, где хозяйственные потребности и процесс их удовлетворения заменяют религиозную картину мира, где религиозная энергия передвигается в сторону неадекватного восприятия хозяйственной жизни. В мещанском обществе человек возвращается к языческому мировидению. Он видит себя пассивной функцией экономики, которая отражает мир имперсональных биологических импульсов. Перед нами возвращение к психологии раба природы и отказ от христианского понимания царственной миссии человека. Общество потребления пронизано языческим духом. Развитие технологии и модернизация в этом типе общества отождествляются Булгаковым с черной магией.

Если развивать философию хозяйства С. М. Булгакова, то надо указать на то, что образ Бога в человеке обнаруживает призвание стать творческим мостом между природой и Богом. Забвение источников творчества, игнорирование модели творческих отношений "Бог-человек-природа", забвение "божественного полюса" творчества, где творческий процесс идентифицируется с рациональным инструментальным действием, направленным на удовлетворение эгоистических намерений, приводит к формированию репрессивно-тиранического разума. Подобно направленный разум стремится к манипулированию действительностью в эгоистических целях и постепенно подчиняется языческой мифологии экономизма, становится рабом страстных инстинктов, порабощается витальным, приводит личность к распаду. Из духовного самодержца, разумно управляющего своим телом и веществом всего мира, человек превращается в раба природы и собственных страстей.

Искушение духом экономизма может быть преодолено только на пути религиозного восприятия экономической жизни как сотворчества человечества с Богом. Необходимо развитие хозяйства, в котором учитывается реальность трансцендентного как полюса человеческого творчества, в котором человечество осознает свою миссию по установлению общности между Богом и природой. Потребительский же капитализм предстает как путь поиска автономии от Бога посредством языческо-мещанского восприятия мира.

Мыслитель критикует и разделение человечества на хороших и плохих потребителей, адаптированных к рынку и неадаптированных, последовательно проведенное с позиции "экономического расизма", при котором интересы неадаптированных игнорируются, является путем к глобальному конфликту.

Субъектом хозяйственной деятельности, с точки зрения С. М. Булгакова, выступает все человечество, а не его привилегированное меньшинство. Человечество как целостный субъект хозяйственной деятельности отражает творческое единение Лиц Троицы. Видение человечества как единого субъекта хозяйственной деятельности может помочь в преодолении языческих теорий капитализма, основанных на греховном разделении общей человеческой природы, поставив проблемы взаимной ответственности и солидарности. Ответственность и солидарность должны помочь, по мнению философа, преодолению как раздоров внутри отдельных стран между различными стратами общества, так и в межнациональных и межцивилизационных отношениях разрывающих единое тело человечества.

Список литературы

Цитировать

С. Н. Булгаков. Философия хозяйства[1] ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (1871–1944) – русский философ, экономист, публицист, религиозный и общественный деятель. Родился в семье сельского священника. Учился в Ливенском Духовном училище и в Орловской Духовной семинарии, затем в Елецкой классической гимназии. В юности увлекался марксизмом, встречался с К. Каутским, А. Бебелем, В. Адлером, Г. Плехановым. Увлекся марксизмом. В 1894 г. окончил юридический факультет Московского университета. В начале 1901 г. защитил в Московском университете диссертацию на степень магистра и поступил на службу ординарным профессором Киевского политехнического института по кафедре политической экономии. Под влиянием философии Канта Булгаков возвращается к идеализму и осознанию исторической роли ценностей добра и красоты. Поэтому философия В. Соловьёва, делающая жизненное начало христианства организующим принципом общественного творчества, представлялась Булгакову последним словом мировой философской мысли, ее высшим синтезом. В годы гражданской войны отец Сергий находился в Крыму и, будучи оторванным как от иерейского служения, так и от общественно-публицистической деятельности, интенсивно работал над философскими идеями. 30 декабря 1922 г. он отправился из Крыма в изгнание и после недолгого пребывания в Константинополе уехал в Прагу (Чехословакия), где в 1923 г. занял должность профессора церковного права и богословия на юридическом факультете Русского научного института. В 1925 г. переехал в Париж. Изучая проблему общественного прогресса, Булгаков пришел к убеждению, что социальный идеал и прогресс имеют религиозно-метафизическую сущность. Так он пришел к идее всеединства и отождествлению веры и интуиции. В этике зло рассматривается как ничто, как вторжение хаоса. Противостояние хаосу в общественных отношениях, в экономике, в политике, по Булгакову, возможно только на принципах христианской этики, дающей четкий ориентир в борьбе жизни и смерти, свободы и необходимости, механизма и организма.

БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (1871−1944) — русский философ, экономист, публицист, религиозный и общественный деятель. Родился в семье сельского священника. Учился в Ливенском Духовном училище и в Орловской Духовной семинарии, затем в Елецкой классической гимназии. В юности увлекался марксизмом, встречался с К. Каутским, А. Бебелем, В. Адлером, Г. Плехановым. Увлекся марксизмом. В 1894 г. окончил юридический факультет Московского университета. В начале 1901 г. защитил в Московском университете диссертацию на степень магистра и поступил на службу ординарным профессором Киевского политехнического института по кафедре политической экономии. Под влиянием философии Канта Булгаков возвращается к идеализму и осознанию исторической роли ценностей добра и красоты. Поэтому философия В. Соловьёва, делающая жизненное начало христианства организующим принципом общественного творчества, представлялась Булгакову последним словом мировой философской мысли, ее высшим синтезом. В годы гражданской войны отец Сергий находился в Крыму и, будучи оторванным как от иерейского служения, так и от общественно-публицистической деятельности, интенсивно работал над философскими идеями. 30 декабря 1922 г. он отправился из Крыма в изгнание и после недолгого пребывания в Константинополе уехал в Прагу (Чехословакия), где в 1923 г. занял должность профессора церковного права и богословия на юридическом факультете Русского научного института. В 1925 г. переехал в Париж. Изучая проблему общественного прогресса, Булгаков пришел к убеждению, что социальный идеал и прогресс имеют религиозно-метафизическую сущность. Так он пришел к идее всеединства и отождествлению веры и интуиции. В этике зло рассматривается как ничто, как вторжение хаоса. Противостояние хаосу в общественных отношениях, в экономике, в политике, по Булгакову, возможно только на принципах христианской этики, дающей четкий ориентир в борьбе жизни и смерти, свободы и необходимости, механизма и организма.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Проблема философии хозяйства

V. Предварительное определение хозяйства. Борьба за жизнь есть поэтому в первую очередь борьба за пищу, и это сближает человека со всем животным миром. Насколько существует это сродство, все человеческое хозяйство можно рассматривать как частный случай биологической борьбы за существование.

Борьба за жизнь с враждебными силами природы в целях защиты, утверждения и расширения, в стремлении ими овладеть, приручить их, сделаться их хозяином и есть то, что — в самом широком и предварительном смысле слова — может быть названо хозяйством.

…хозяйство есть борьба человечества со стихийными силами природы в целях защиты и расширения жизни, покорения и очеловечения природы, превращения ее в потенциальный человеческий организм.

Признаком, установляющим хозяйственную деятельность, является наличность усилия, труда, направленного к определенной цели. Хозяйство есть трудовая деятельность. Труд, и притом подневольный, отличает хозяйство. В этом смысле хозяйство можно определить как трудовую борьбу за жизнь и ее расширение, труд есть основа жизни, рассматриваемой с хозяйственной точки зрения. Жизнь возникает в рождении естественно, т. е. без сознательного приложения труда, дается даром, но в хозяйстве поддержание ее уже оплачивается трудом, она становится трудовою. Труд есть та ценность, которою приобретаются блага, поддерживающие жизнь.

Мир как хозяйство — это мир как объект труда, а постольку и как продукт труда. Труд в своей внутренней, волевой основе, как чувство усилия, направленного вовне, не поддается никакому определению, хотя он известен из опыта и самонаблюдения каждому, как актуальность, как действенная воля, как активный выход из себя. Способность к труду есть одно из свойств живого существа, в нем обнаруживается огонь и острота жизни. Только тот живет полной жизнью, кто способен к труду и действительно трудится.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Значение основных хозяйственных функций

II. Производство. Пред нами стоит сейчас вопрос: как возможно производство? Производство есть такое активное воздействие субъекта на объект, или человека на природу, при котором хозяйствующий субъект отпечатлевает, осуществляет в предмете своего хозяйственного воздействия свою идею, объективирует свои цели. Стало быть, производство есть, прежде всего, система объективных действий, субъективное здесь объективируется, грань, лежащая между субъектом и объектом, снимается, субъект актуально выходит из себя в объект.

…живой связью между субъектом и объектом, мостом, выводящим я в мир реальностей и неразрывно соединяющим его с этим миром, является труд, — человеческая актуальность, объективирующаяся вовне и тем объективирующая для нас этот мир ("https://referat.bookap.info", 7).

Природа, достигнув в человеке самосознания и способности труда над собой, вступает в новую эпоху своего существования. Хозяйственный труд есть уже как бы новая сила природы, новый мирообразующий, космогонический фактор, принципиально отличный притом от всех остальных сил природы. Эпоха хозяйства есть столь же характерная и определенная эпоха в истории земли, а чрез нее и в истории космоса, что можно с этой точки зрения всю космогонию поделить на два периода: инстинктивный, до-сознательный или до-хозяйственный, — до появления человека, и сознательный, хозяйственный, — после его появления [2] .

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. О трансцендентальном субъекте хозяйства

Содержанием хозяйственной деятельности человека является не творчество жизни, но ее защита, воссоздание живого и натиск на омертвелое.

ГЛАВА ШЕСТАЯ. Хозяйство как синтез свободы и необходимости
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. Экономический материализм как философия хозяйства

Экономический материализм в этом смысле есть не что иное, как философская мания величия, развившаяся у политической экономии, которая возвела себя в ранг исторической онтологии.

Социологизм экономического материализма ни в чем не обнаруживается с такой ясностью, как именно в том, что он приписывает себе способность к научному предсказанию, которое составляет его центральный эсхатологический нерв, — именно благодаря этому он становится исторической философией социализма…

Действительно научные элементы растворены здесь в утопических, но утопические облечены маской научных; получается полное смешение. Только ценой философской канонизации Маркса, изъемлющей его из мировой необходимости, может быть утверждаема истинность экономического материализма. Он превращается этим из научной теории, какою хочет быть он сам, в откровение, органом которого являются избранники — его пророки.


Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем.

Ин. 7: 18

1. Введение

Что касается объекта хозяйства, то это не только непосредственные предметы труда (согласно положениям политической экономии), но также весь мир, вся вселенная. В конечном счете, в качестве объекта может выступать и выступает сам человек (его духовное, культурное, физическое преобразование). Грань между субъектом и объектом хозяйства достаточно условная, размытая. При этом в процессе производства и потребления (два основных хозяйственных акта) происходит взаимное проникновение субъекта и объекта.

4. Труд, творчество, культура.

2. Важным в учении Булгакова является деление труда на: а) принудительный, подневольный; б) свободный, творческий. Он рассуждает о том, как в истории человечества менялось соотношение принудительного и творческого труда. Приходит к выводу, что расширение границ жизни (сферы существования организма) в мире может происходить лишь в том случае, если хозяйственная жизнь будет осуществляться на основе свободного труда. Подневольный труд сужает сферу жизни. Более того, он разрушает созданный Творцом природный мир.

5. Наука. Критика механического детерминизма

6. Критика политической экономии

7. История и социология

а) наиболее идеальное устройство жизни на Земле возможно лишь на основе христианской веры и христианских устоев;

б) жизнь христиан не должна замыкаться лишь на церковно-обрядовой стороне, они не должны отгораживаться от мира; христиане и Церковь должны проявлять активную социальную позицию в жизни, которая, как показал Булгаков, во всех ее проявлениях является хозяйственной деятельностью.

8. Капитализм, социализм, социальный идеал человечества

9. Блуждания по лабиринтам философии. Софианство

В рассматриваемой нами работе Софию автор трактует как:

идеальную основу мира;

некое начало, стоящее между Абсолютным духом (Богом) и космосом;

основу всеобщей связи;

соединяющую все части мироздания скрепу;

творящую душу природного мира;

правящий человеческой историей центр (с сокрытыми в нем объективными законами исторического движения человечества);

творящую душу природного мира (в том числе источник эволюции этого мира) и т.п.

Не то, что мните вы, природа ,
Не слепок, не бездушный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

11. С. Булгаков: этапы движения к истине

Здесь я вынужден сделать некоторое отступление. Вопрос о соотношении науки, философии и богословия в деле постижения истин бытия крайне сложен. Неистребимое желание постичь истину заставляет ученого понимать ограниченность своего взгляда на мир с позиций той науки, которой он занимается. Пытливый исследователь рано или поздно приходит к выводу о необходимости взглянуть на объект своего исследования с высоты метафизики, т.е. некоей системы, которая претендует на целостное восприятие мира. Это и есть философия.

В.Ю. Катасонов, проф., д.э.н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова


5. Норт Д. Понимание процесса экономических изменений. - М.: Изд. Дом Гос. ун-та-Высшей нколы экономики, 2010. - С. 43.

7. Петти У. Трактат о налогах и сборах // Антология экономической классики. - М.: Экономика, 2009. - Т.1. - С. 38.

Философия хозяйства включает в свой предмет исследования такой важный аспект жизнедеятельности, как воспроизводство самой жизни. Демографические процессы в обществе - это одно из важных направлений экономической науки, поскольку оно заинтересовано в качестве и количестве рабочей силы, человеческого капитала. Демография занимается исследованием закономерностей воспроизводства населения в общественно-исторической обусловленности этого процесса: социальные аспекты рождаемости, смертности, возникновения супружеских пар, изменения поло-возрастной, брачной и семейной структуры населения. Но сама полноценная жизнь человека зарождается именно в домохозяйстве и ра­зумная философия его ведения в значительной мере предопределяет - возникнет в нем новая жизнь или нет. Эта проблема особенно актуальна для современной России в связи с устойчивым трендом снижения численности населения, что, безусловно, связано с недостаточным вниманием именно к философии хозяйства, к мудрости домохозяйственной жизни.

Философия хозяйства помогает увидеть всю палитру экономических отношений, в которых человек постоянно пребывает. По сути, философия хозяйства показывает, что неэкономических отношений в жизни людей не бывает. Но делает она это тактично, ненавязчиво, рассматривая бытие человека как хозяйственное, гуманистическое действие, которое определено самой природой человека.

Хозяйство (домохозяйство), как уже было отмечено, по сути, обеспечивает решение важнейшей социально-экономической проблемы - воспроизводства населения. Без соответствующей философии хозяйства брачно-семейные отношения - важнейший из социальных институтов, без которого не может обойтись ни одно общество, ни одна страна - не приобретают достаточной крепости и устойчивости. Философия хозяйства предполагает хозяйственное любомудрие, которое способствует пониманию устойчивости гендерных отношений, их развитию и совершенствованию и тем самым поддерживает и развивает институт семьи.

Рынок и домашнее хозяйство не должны смешиваться, они функционируют отдельно друг от друга. Методология философии хозяйства базируется на необходимости устройства устойчивой системы взаимоотношений отдельного социального, биологического и физического субъекта (человека) с окружающим миром. Поиск и использование оптимальной системы отношений - это и есть сущность философии хозяйствования. Экономика тоже занимается поиском оптимальной системы экономических отношений в обществе. Но отличие хозяйственных отношений от экономических в том, что последние - это специально созданные социальные отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ, а хозяйственные отношения между человеком, предметом и средствами труда объективно существуют, независимо от воли и желания людей.

Например, в местных сообществах сельских поселений можно наблюдать перманентное постоянное противостояние между хозяйственным укладом жизни и экономическим, искусственно созданным. Местное сообщество, в отличие от больших городов, это синтез биолого-физических и межличностных составляющих хозяйственной жизни. Хозяйственная жизнь людей в местном сообществе характерна такими функциональными особенностями [4]:

относительно равномерный баланс физического и интеллектуального труда в производственно-хозяйственной деятельности людей;

максимальное психологическое удовлетворение от обдумывания хозяйственного действия индивидом, принятия решения и получаемой натуральной прибыли;

большей расположенностью к способности формировать философское воззрение к бытию, жизни в благоприятных взаимоотношениях с окружающим природным миром.

Исторически хозяйственная жизнь в местных сообществах России сложилась как не самостоятельная, а зависимая от центральных органов власти. Эту зависимость усилили реформы Петра I по введению крепостной зависимости крестьян от помещиков. Крестьяне не имели возможности самостоятельно развивать и распоряжаться своей рабочей силой. Вообще развивать свои интеллектуальные способности в российской глубинке было всегда исторически неподходящим занятием. Считалось, что такие способности можно приобрести только в столичных или крупных городах. После открытия университетов в Санкт-Петербурге, Москве, Казани и других городах (ХVIII-XIX вв.) и в местные сообщества начали проникать люди с научной подготовкой, там стали открываться различные школы и училища, а в некоторых губернских городах и свои университеты.

Процесс интеллектуализации оте­чественных местных сообществ (земств), в отличие от европейских стран, шел вяло и медленно. Развитию научных знаний в России в целом, а в местных сообществах особенно значительно, препятствовала православная церковь со своими канонами, определяющими стремление к новым знаниям как неугодное Богу занятие и гордыню человека. Если в больших городах России влияние церкви на развитие общества было не таким всеохватным, то в местных сообществах ее влияние на систему гражданско-хозяйственной самостоятельности являлось определяющим. Особенно противилась русская православная церковь развитию некоторых естественных (например, физики) и гуманитарных наук. Все эти запреты не приводили к появлению рационализированного отношения к социально-экономическим основам хозяйственной жизни в местных сообществах, не воспитывали граждан как экономических субъектов своей собственной правосубъективности. В ряде западных стран, где в XVII в. начали развиваться протестантские идеи, получившие наибольшее распространение именно в местных сообществах, их хозяйственное развитие получило рационализированный импульс утилитаризма и эмпиризма, что также способствовало сосредоточению технических и социально-гуманитарных знаний в небольших поселениях.

Конечно, нужно отметить и влияние географических условий на общий вектор развития хозяйственной жизни местных сообществ. Развитые страны мира, как правило, находятся в хороших природно-климатических условиях, а территория России только на 30% пребывает в таковых, а в 70% - это суровые географические и климатические условия жизнедеятельности. Безусловно, это обстоятельство оказывает значительное влияние на хозяйственную жизнь местных сообществ. Кроме того, наличие коротких расстояний и хороших дорог между муниципальными образованиями в западных странах, в отличие от России, позитивно сказывается на хозяйственных отношениях и межличностных контактах и интенсифицирует межмуниципальные и региональные взаимоотношения.

Вторая половина ХХ - начало XXI века характеризуются переходом мирового сообщества в эпоху постмодернизма, которому присуще развитие гуманизации, многоуровневой демократии и т.д. Первые две фазы промышленной революции, с 1750-х до 1950-х гг., позволили создать индустриальную систему жизнеобеспечения, которая характерна наличием специальной техники для производства необходимых средств существования. На этой основе возникла идея создания социальных государств, где уровни занятости людей в производстве продуктов жизни и их социальной защищенности находятся в относительно удовлетворительных соотношениях. Этот баланс позволяет рассматривать человека в трех аспектах одновременно:

Все это охватывает философия хозяйства, которая может наиболее успешно проявлять себя в местных сообществах. Именно целостность всей хозяйственной жизнедеятельности идеального человека обеспечивается, по Дж. Кейнсу, в местных сообществах. Философия хозяйственной культуры - это основа его социально-экономического благополучия. Это особенно актуально для современной России, где происходят процессы перераспределения административно-экономических полномочий из центра в муниципалитеты. Культура и хозяйственная жизнь отдельного человека связаны неуловимыми виртуальными нитями между собой, имеющими особую экзистенциальную прочность именно в местных сообществах. Нравственная реструктуризация, осуществляемая в современном отечественном государстве при переходе от одних социальных отношений (социалистических) к другим (рыночным), основывается на генезисе культуры. Анализ показывает, что эта реструктуризация болезненно проходит в хозяйственной жизни местных сообществ. Особенно тяжело воспринимается новая культура частной собственности и создающаяся система предпринимательских отношений. По сути, в местных сообществах формируется другая хозяйственная цивилизация, где соседствуют экономическая и неэкономическая составляющие.

Таким образом, философия хозяйства - это не теоретическая конструкция рассуждений, а учение о концептуальных подходах к явлениям и процессам человеческого бытия. Если экономику в общепринятом понимании ее предмета интересует, прежде всего, производство потребительских благ, то философию хозяйства - воспроизводство жизни человека в целом. Философия хозяйства способствует гуманизации экономических отношений, является базой для их развития. Кроме того, она создает необходимые предпосылки для развития самого человека как личности, а это путь к его благополучию, продвижению жизненных планов людей, формированию способности вести ими долгую и здоровую жизнь.

Шаховская Л.С., д.э.н., профессор, зав. кафедрой мировой экономики и экономической теории Волгоградского государственного технического университета, г. Волгоград.

Белокрылова О.С., д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономической теории Южного Федерального университета, г. Ростов-на-Дону.

Читайте также: