Доклад развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Мордвинова Юлия Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 35"
Населённый пункт: город Саров, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности""
Раздел: дошкольное образование

«Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной

Подготовила: воспитатель Мордвинова Ю.В.

г. Саров, Нижегородская область

21 век – это век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все

больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные

беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и

другое и третье вместе.

Дома ребёнок проводит мало времени в обществе взрослых (всё больше за

рассказы и сказки из уст мамы с папой

А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном

общении с взрослыми, в подражании разговорной речи взрослых.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте –

одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем

его успешное обучение в школе. И очень печально, что некоторые родители

слишком поздно обращают на это внимание, в надежде, что само по себе всё

пройдёт, ребенок как все научиться правильно говорить.

Речь – специфически человеческая функция, которую можно определить как

процесс общения посредством языка.

стандарта (ФГОС) дошкольного образования -

речевое развитие является

одним из сквозных механизмов развития ребёнка. Именно в дошкольном

возрасте ребенок не только усваивает разговорный язык, но и все стороны

начато обучение владению речью, тем свободнее ребенок будет общаться в

Разработкой теоретических и практических вопросов развития речи детей

раннего возраста занимались такие учёные, как Н. И. Жинкин, М.И. Лисина,

А.В. Запорожец, Р.С. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев и другие.

Формирование грамматического строя речи занимались Е.Н.Водовозова, Е.И.

Тихеева, Ф.А. Сохин, Е.А. Флёрина.

Е.И. Тихеева утверждала, что развитие речи и языка должны лежать в основе

развития речи как ведущую задачу в воспитании и развитии дошкольника.

Сформулировала цель, задачи детского сада по этому разделу. Определила

теоретические основы методики, разработала основные её разделы: развитие

речи детей первого года жизни, словарь, занятия по живому слову.

Проведенные исследования М. М. Кольцовой показали, что уровень развития

речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких

возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы. Если же развитие

пальцев отстает, отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом

может и не страдать.

Василий Александрович Сухомлинский писал, что истоки способностей и

дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря,

идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем

больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем

необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского

Значимость и актуальность исследования подтверждаются неослабевающим

вниманием к ней со стороны современных психологов.

Развитие речи в детском саду осуществляется во всех видах деятельности

Ребенок с раннего возраста чутко откликается на потешки, попевки, сказки.

Они легко запоминаются детьми и способствуют расширению активного и

театрализованной деятельности в развитии речи малышей. В самом деле,

театрализованная игра хорошо развивает память, фантазию, художественно-

образное восприятие, воображение, активизирует мышление, речь, а также

развивает мелкую моторику.

Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления.

Ведь театрализованная деятельность – это самый распространенный вид

детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его

природе, находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой.

Малыши очень любят театрализованные представления.

Театрализованные игры - один из самых эффективных способов воздействия

на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения:

учить играя. Потребность в игре у детей, несомненно, велика и проявляется

очень рано. Уже в 2-3 года малыши охотно изображают прыгающих зайчиков

В ходе театрализованной деятельности стимулируется активная речь за счет

расширения словарного запаса, совершенствуется артикуляционный аппарат.

Малыши 3- его года жизни быстро запоминают слова всех персонажей, часто

увеличивается способность подражать, воспроизводить услышанное. Речь

становится средством познания окружающего, продолжает обогащаться ее

смысловое содержание. Дети хорошо понимают все, о чем говорит с ними

Проведя первичное диагностирование речи детей выявили:

действия по просьбе взрослых;

понимают слова, обозначающие значение цвета, размера, действия,

имеют достаточный пассивный запас понимаемых слов, обозначающих

речь детей в основном пассивна,

Поэтому поставила перед собой цель:

целенаправленно обогащать активный и пассивный словарь детей с

помощью театрализованных игр;

поощрять замену звукоподражательных слов общеупотребительными;

развивать речь малышей через желание к воспроизведению текста

любимой сказки, с помощью договаривания отдельных слов и коротких

формировать потребность детей в понимании речи с наглядным

содействовать пониманию сюжетов небольших инсценировок с

игрушками, спектаклей кукольного театра;

вызывать эмоциональный отклик ребенка на театрализованную

побуждать детей к разнообразным действиям с куклами.

методическое обеспечение для работы.

В группе преобразовала развивающую предметно-пространственную среду

таким образом, чтобы она обеспечивала творческое и речевое развитие детей

на основе театрализованной деятельности. Для этого расположила близко к

друг к другу книжный и театрализованный уголки.

предметы ряженья, шапочки, маски, декорации, и, разные виды театров: театр

би-ба-бо, театр игрушек, персонажи авторского театра и др.

Оборудование расположила так, чтобы малыши могли свободно пользоваться

им, не прибегая к помощи взрослого, чтобы ребёнок легко включался в

Для решения поставленных задач всю работу разбила на этапы:

1 этап: формирование пассивного и активного словаря малышей

2 этап: работа над звукоподражанием

3 этап: воспроизведению текста любимых сказок, с помощью

договаривания отдельных слов и коротких предложений

На 1 этапе формировала у детей умение слушать образную речь, запоминать

Ранний возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. И среди важнейших задач развития детей обучение родному языку – одна из главных. Театрализованная деятельность, реализуемая в раннем дошкольном детстве, в полной мере способствует этому.

Театрализованная деятельность стимулирует активную речь, совершенствует артикуляционный аппарат, тем самым способствует развитию всех компонентов устной речи : грамматического строя, связной речи, диалогической и монологической форм речи, формированию словаря, воспитанию звуковой культуры речи детей, темпа речи, выразительности; это одно из ярких, эмоциональных средств, формирующих личность ребенка.

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

В работе данного направления поставила перед собой цель: развитие речи детей посредством театрализованной деятельности.

Опыт моей работы основывается на принципах:

• Постепенность (от простого к сложному);

Театрализованная деятельность у детей раннего возраста формируется постепенно. Театрализация потешек, песенок, сказок очень увлекает детей. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его поняли. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. Речь становится более выразительной, грамотной. Моя задача, как педагога - создать для этого все необходимые условия.

Условия успешного речевого развития ребёнка (ранний возраст)

2. Владение воспитателем правильной литературной речью. Речь воспитателя имеет обучающую и воспитывающую направленность. Воспитатель должен говорить: правильно, точно, логично, чисто, выразительно, уместно.

Используем следующие формы и методы работы:

Проведенная диагностика в середине года показала, что работая над развитием речи средствами театрально-игровой деятельности дает положительные результаты (высокий уровень развития по развитию речи - 5 % (1 ребенок, норма – 20%(4, средний - 60 % (12, низкий - 15%(3).

Театрализованная деятельность более эффективна в результате тесной работы воспитателя и родителей ребенка. В этой связи провожу работу по активизации и обогащению знаний родителей по организации и проведению театрализованной деятельности в домашних условиях.

Детство – особый период жизни, который нужно прожить радостно и ярко, интересно и содержательно. И театрализованная деятельность, реализуемая в раннем дошкольном детстве, в полной мере способствует этому.

Подводя итог, хочется отметить, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованной игры можно решать практически все задачи программы.

1. Ресурсы сети ИНТЕРНЕТ.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к родному краю посредством различных видов деятельности Доклад Слайд 1. Тема: Приобщение детей старшего возраста к родному краю посредством различных видов деятельности. Введение В настоящее.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством различных видов деятельности (слайд 2) Актуальность данной темы состоит в том, что у детей младшего дошкольного возраста низкий уровень развития мелкой моторики. Следствие.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (опыт работы) Речевое развитие старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. (Слайд 2). В Федеральном государственном образовательном.

Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством различных видов деятельности Содержание 1. Введение 2. Теоретические основы 2.1 Что такое мелкая моторика и почему она так важна для детей 2.2 Взаимосвязь головного.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности.

Среди важнейших задач развития детей дошкольного возраста обучение родному языку — одна из главных. Эта общая задача включает частные, такие как обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, совершенствование грамматической правильности речи, развитие связной речи.

Речь детей на третьем году жизни развивается очень бурно: существенно возрастает словарь. И ведущая роль в развитии речи детей, конечно, принадлежит воспитателю, в процессе непосредственного общения с взрослыми. Вот почему так важно сопровождать всю жизнь малышей речевыми общениями к ним, короткими беседами, комментированием происходящего.

В течение дня я нахожу время для индивидуального общения с детьми. Для этого использую не только специально организованные мероприятия, но и бытовые моменты, прогулки, другие виды деятельности.

Но чтобы ребенок проявил активность, самостоятельность в освоении языка - требуется высокая культура речи окружающих людей, богатая языковая среда, разнообразная деятельность, поэтому большую роль играет работа с родителями. Тема развития речи звучит и на родительских собраниях, проводим анкетирование, что заставляет задуматься взрослых о собственной речи и развитии речи ребенка, обсуждается на медико­педагогических совещаниях, индивидуальных беседах, информационных листах.

В своей педагогической деятельности я стараюсь обеспечивать полноценное общение ребенка с взрослыми и друг с другом:

- много говорю сама;

- вовлекаю детей в разговор;

- внимательно выслушиваю каждого ребенка;

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит литературные, сказочные сюжеты.

Именно это активизирует мышление, память, фантазию, воображение и конечно совершенствует речь. Увиденное и пережитое в настоящем театре и в их самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказать о спектакле друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог. В процессе собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

Именно в процессе театрализованной деятельности можно отработать и закрепить все полученные речевые умения и навыки.

С первых дней пребывания малышей в детском саду я применяю героев разных видов театра (на протяжении всего дня), обыгрывая ситуации, провожу театрализованные развлечения, представления, игры - инсценировки.

приемной приветливо встречает Курочка ряба, зарядку делаем с Хрюшей, на занятия приходит зайка, показывает театр и рассказывает сказку бабушка Расказушка, моем ручки с Мойдодыром, кушаем с Машенькой, засыпаем с Мишуткой, играем со всеми сказочными героями.

Театрализованные развлечения в этом возрасте занимают особое место. Дети воспринимают спектакль очень эмоционально, стремятся сами принимать в нем участие, повторяя за воспитателем и слова, и действия. К концу года, накопив определенный опыт, малыши самостоятельно участвуют

в кукольном театре.

Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства.

С первой же встречи важно вызвать эмоционально­ положительный отклик в душе

малыша, побудить его к активному восприятию. Поэтому:

- провожу спектакль по уже знакомой сказке;

- знакомлю с каждым героем той или иной сказки отдельно;

- привлекаю малышей к инсценированию;

- даю возможность проявить самостоятельность каждому ребенку;

- поэтапно выполнять роли: сначала действие потом слова или наоборот (детям сложно делать одновременно);

- повторяем понравившиеся моменты спектакля;

- беседуем по спектаклю (какие герои участвовали, что делали?);

- использую индивидуальный подход к каждому ребенку.

(более активному ребенку предлагаю роль подвижного героя, а пассивному - спокойного героя, или наоборот.)

Для того чтобы вызвать у малышей интерес к театру, я провожу театральные занятия:

- последовательно знакомлю детей с видами театра;

- знакомлю с героями той или иной сказки;

- работаем над диалогами, репликами (формирую умение строить предложения, добиваясь правильного, четкого произношения);

- просмотр представления в исполнении воспитателя или старших дошкольников;

- работаем над речью, мимикой, интонацией, поведением героев;

- показывание спектакля несколько раз.

Театрализованная игра позволяет ребенку вступить в особые отношения с окружающим миром, в котором он не может войти сам в силу ограниченности своих возможностей. Дошкольник получает возможность активно общаться с взрослыми в художественно-игровой деятельности, которая, в свою очередь, способствует развитию положительных эмоций, воображения.

Театрализованная деятельность является моделью творческого общения. А само общение выступает как творчество.

Театральные куклы не только радуют и занимают малышей, но и приходят на помощь детям не уверенным в себе. Помогают в общении, преодолеть замкнутость. Чем раньше начать заниматься с детьми кукольным театром, тем меньше маленьких людей придется впоследствии выводить из тупиковой ситуации.

Предлагаю вашему вниманию несколько видов театра, которые я использую в своей педагогической деятельности, развивая речь и творческие способности малышей.

Самый распространенный — это театр игрушек.

Если в театре игрушек дети в основном выступают в роли зрителей, то театр Бибабо (театр петрушек), создает обстановку по-настоящему театрального представления. Куклы производят на малышей сильное и глубокое впечатление, малыши сопереживают все события вместе с героями спектакля, они разговаривают с куклами, дают советы, предостерегают их. Даже малообщительные дети не остаются равнодушными.

Вызывает интерес у детей и теневой театр. Распространенный вид театра инсценировок сказок и сюжетных стихотворений. Поскольку этот театр имеет свои особенности: неподвижность силуэтов, участие нескольких воспитателей, — это и определяет выбор репертуара.

Театр картинок (фланелеграф).

Распространенный вид театра. Используются нарисованные или вырезанные образы героев и декорации.

Настольный театр.

Это традиционный вид театра, доступный в использовании. Дети его очень любят, помогают расставлять, играют.

Театр стенд - книжка.

Магнитный театр.

Матрешечный театр.

Новый вид театра. Театр - сюрприз, открывая одного героя, появляются другие герои этой сказки.

Перчаточный театр.

Дети воспринимают этот театр как забаву, вызывает у малышей положительные эмоции: оживление, радость, смех.

Ученые доказали, что формирование речи находится в прямой зависимости от степени развития пальцев. Поэтому необходимо развивать мелкую моторику пальцев. Для этого хорошо подходит пальчиковый театр.

в) из бисера - новый вид театра, ребятишки с любопытством разглядывают персонажей, прощупывая каждую бусинку.

Театр кружек.

Такой театр легко изготовить. Управлять таким театром несложно.

Театр ложек.

Театр - валенок.

Новый вид театра, необычный, вызывает у ребятишек всплеск эмоций. От одного вида валенка они начинают высказываться, делиться мнениями.

Из обычных носок, картона, пуговиц, бусин и обрезков тканей получаются очень забавные персонажи для кукольного театра. Малыши с удовольствием разыгрывают небольшие сценки - диалоги.

Приоритетным направлением работы нашего детского сада является развитие речи детей. Наблюдая за детьми 3-го года жизни, посещающими группу, отметила для себя, что различные формы запаздывания речевого развития встречаются у большинства детей. Консультация логопеда подтвердила наблюдения. Анализируя современные исследования детской речи пришла к выводу, что оптимальным вариантом решения проблемы в раннем возрасте будет развитие речи детей посредством театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность помогает построить педагогический процесс в соответствии с новыми федеральными государственными требованиями. Она объединяет в себе музыку, художественное слово, декоративно – художественное оформление, пластику, движение, и по своей сути, является игрой. А игра – наиболее важная деятельность ребенка. Таким образом, в театрализованной деятельности ребенок развивается всесторонне. Мы можем затронуть все образовательные области, используя театрализацию.

Устное народное творчество, преподнесенное в форме сценок, игр, драматизаций, создает атмосферу тепла, доброты, внимания, способствует формированию эмоционального положительного отношения малышей к окружающему миру и их познавательному развитию. Благодаря такой форме работы общение с детьми становится более интересным и содержательным. Особенность театрализованных игр – занятий заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей в практической, интересной деятельности и не требует приложения больших усилий. Дети играют и развиваются, проявляют свои творческие способности, становятся раскрепощенными и общительными, средствами театрализованной деятельности раскрывают свой внутренний мир.

2. Постановка задач

Изучив литературу по данной теме, я поставила перед собой задачи:

Развивать речь детей средствами театра: через игры - подражания, имитации, инсценировки, игры – драматизации.

Способствовать переходу театрализованных игр в самостоятельную деятельность.

Поддерживать стремление ребенка включаться в общение всеми средствами, как речевыми, так и неречевыми (мимика, жесты, движения, позы и т.п.).

3. Предполагаемый результат

Активное участие ребенка в играх – инсценировках, драматизациях, в театрализованных играх, в пальчиковых играх.

Стремление ребенка сопровождать речью свои действия, умение общаться в театрализованных играх.

Проявление эмоциональной отзывчивости на доступные возрасту литературно – художественные произведения, песенки, потешки.

Первичное освоение режиссерской театрализованной игры: настольного театра, театра игрушек, плоскостного, пальчикового.

4. Реализация постановленных задач

Поскольку дети, посещающие группу – малыши, то ведущая роль в театрализованной деятельности принадлежит педагогу.

После показа сказки идет совместная работа с детьми. Мы обсуждаем сказку с тем, чтобы дети усвоили ее содержание, персонажей. Привлекаю детей к проговариванию отдельных фрагментов, отрывков из сказки (например, учим песенку колобка).

Провожу с ребятами различные игровые упражнения на умение передать образ персонажа, действия, например: покажи, как скачет зайка, как идет медведь, коза рогатая, как испугалась бабушка, как дед тянул репку, как звал на помощь и т.д.

Применяю упражнение: “Расскажи стихи руками”. (Картотека различных театрализованных игр есть в приложении.)

По мере того, как дети овладевают содержанием произведения, их активность в повторных играх возрастает. При повторных показах я уже привлекаю детей себе в помощники с тем, чтобы они передвигали фигурки героев и проговаривали их слова. Используем маски, элементы костюмов для инсценировки самими детьми.

Если все сделано правильно, дети заинтересованы, то игра переходит в самостоятельную деятельность. Здесь я либо вношу театр по сказке и даю детям для игры, либо после нашей совместной деятельности я предоставляю детям все атрибуты, игрушки, и они также играют самостоятельно.

Часто бывает, что дети сами повторяют все, что мы делали вместе, либо импровизируют, любят играть, используя маски – шапочки различных животных.

Есть дети в группе, которые могут взять настольный театр по сказке и полностью воспроизвести ее, при этом другие малыши садятся вокруг и смотрят сказку.

Большое внимание уделяю индивидуальной работе с детьми. Мы играем с куклами пальчикового театра, в пальчиковые игры, с различными видами театра. Учим стихи, потешки, закрепляем знание сказок, учимся вести ролевой диалог. Здесь учитываю интересы ребенка, он сам выбирает сказку, игру, вид театра. Кому – то нравится играть с пальчиками, кому – то импровизировать под музыку. Кто – то любит надевать маски и придумывать подвижные игры.

Театрализованная деятельность пронизывает все режимные и учебные моменты. Мы используем театрализованную деятельность в непосредственной образовательной деятельности либо как элемент, либо все занятие может быть выстроено в театрализованной форме. (Приложение)

Театрализованная деятельность находит отражение в праздниках, развлечениях, как групповых, так и музыкальных, физкультурных.


Развлечение "Петрушкин цирк"


Маленькие дети лучше воспринимают обращенную к ним речь, если она подкреплена наглядно. Поэтому наш театральный уголок постоянно пополняется. На данный момент у нас в группе есть такие виды театра:

Читайте также: