Доклад на тему государственная идеология

Обновлено: 08.07.2024

Нация – один из субъектов политических отношений, следовательно, она является носителем политических, философских, этических идей, в которых она осознает свою ценность, интересы, которыми она оправдывает свои социально-политические действия.

Каждый народ вырабатывает определенную совокупность идей относительно прошлого; цели исторического развития. Это можно назвать национальной идеологией.

Национальная идеология как форма выражения самосознания народа появляется в конкретных исторических условиях, развивается и формируется вместе со становлением всей нации. От эпохи к эпохе она может видоизменяться, менять содержание и форму, однако, сохраняется при этом ее генетическая основа.

Между идеологией и государством существует связь. Идеологию можно рассматривать как доктрину государственной власти и политики. Государственная идеология может быть только национальной идеологией. Но если совокупность идей противоречит коренным интересам нации, то она не может считаться национальной и, следовательно, государственной идеологией. Государственное организованное общество всегда нуждается в идеологии позволяющей объединить народ во имя идеи. Без идеологии государство не состоятельно. Перед РБ стоит задача сформировать идеологию как совокупность фундаментальных идей, отражающих интересы нации и государства, достичь согласия по ним между различными социальными субъектами.

Государственная идеология – сложное образование, в качестве составных элементов можно рассматривать ценности культурно-исторического, политического, экономического, социально-гуманитарного характера.

-Культурно-историческая составляющая – совокупность устоявшихся идей, представлений о происхождении и формировании данного народа.

-Политическая сост-ая – комплекс идей и представлений народа об особенностях института государственной власти, сущности полит. системы, о путях ее дальнейшего развития.

-Экономическая сост. – комплекс осуществляемых государством мер по развитию национальной экономики. Представление народа об организации экономической жизни страны, отношение к различным видам собственности, формам хозяйствования.

-Социально-гуманитарная сост-ая – комплекс осуществляемых государством идей по поводу взаимоотношений общества и человека.

Это приоритеты политики государства в области реализации прав и свобод человека.

Государственная идеология:

Высший уровень – литературные сочинения, претендующие на научность, содержащие анализ различных сторон жизни общества (учебники, доклады и т.д.)

Средний уровень – государственные документы, в которых закрепляются основные принципы, ценности, идеалы народа, цели внутренней и внешней политики государства (конституция, законодательные акты, директивы).

Низший уровень – средства человеческой деятельности, в которых пропагандируется содержание государственной идеологии (политическая символика, уроки, лекции).

Распространение идеологии связанно с проблемами сохранения ее подлинного содержания.

5. Основные современные классические идеологии:

Принцип частной собственности. ЧС рассматривается в Л. Как основа свободы и независимости личности, социального и духовного прогресса. Л. Мизес отмечал,что ЧС – это основа, а все другие требования либерализма вытекают из этого фундаментального требования.

Принцип индивидуализма. Он трактуется как приоритет свободы человека перед любыми посягательствами на неё со стороны любого коллектива, какими бы соображениями целесообразности такие посягательства не поддерживались.

Принцип конкуренции. К. – это один из фундаментальнейших устоев. К. распространяется не только на экономические, но и на все социальные и человеческие отношения. К., переносимая с экономики на сферу социальной жизни, разрушает человеческие, семейные, нравственные связи. Достижение социальной гармонии предполагает признание свободы всех индивидуумов следовать собственным представлениям о счастье. Это признание реализуется посредством процедурных и институциональных механизмов.

Восточноевропейский либерализм несмотря на свою связь с западноевропейским, отличается от него, что обусловлено своеобразием исторического развития России в послереформенную эпоху. В своей эволюции ВЕ Л пришел к признанию двух важных моментов:

1. Определяющая роль государства в развитии общества.

2. Необходимость активной социальной политики.

Консерватизм (сохранять).Английчанином Берком были сформулированы основные принципы К.(в какой-то мере, это была реакция правящего класса Англии на Великую французскую революцию(1789) и попытка сформулировать идеологию английского общества и оправдание колониальной политики (колониализм являлся материальной основой консерватизма)).

1. Человек – это религиозное существо, религия лежит в основе гражданского общества.

2. Социальные институты как продукт исторического развития воплощают в себе мудрость предков.

3. Человек – существо инстинкта, чувства, разума, следовательно больше руководствуется опытом, привычками, традициями, чем абстрактными теориями.

4. Зло заключено в самом человеке, а не в социальных институтах, следовательно, общество – форма защиты человека от самого себя, следовательно, должно цениться выше прав индивида.

5. Люди от природы не равны, след., неизбежны различия, право одних властвовать над другими.

6. существующий общественный строй необходимо охранять, т.к. всякие попытки устранить зло ведут к причинению ещё большего зла.

Для К. важна институциональность, т.е. способность идеологически охранять данную соц. систему, обеспечивать удержание гос. власти.

К 60-70 годам 20 века идеология К. пришла в упадок, что привело к появлению идеологии неоконсерватизма.

Неоконсерватизм. Существуют две трактовки неоконсерватизма:

1. НК – это современный консерватизм, приспосабливающий традиционные для него ценности и представления к реалиям современной постиндустриальной эпохи.

2. НК – это идеологическое течение, обогащающееся и развивающееся в процессе соперничества с либерализмом и социал-демократизмом.

Из противника научно-технического прогресса НК превратился в убежденного его сторонника. По мнению неоконсерваторов, в современных условиях личность должна, прежде всего, рассчитывать на собственные силы и местную солидарность граждан, в то время, как государство, должно обеспечить гражданину необходимые условия на основе правопорядка, сбалансированного взаимоотношения общества и природы.

НК выступает защитником частной собственности, свободного рынка, личной свободы индивида в обществе, но всегда подчиняя их требованиям политической и социальной стабильности и исторической приемственности.

Для Белоруссии. НК может войти в идеологию бел. гос-ва в плане уважительного отношения к своему прошлому, недопустимости разделения людей по национальному, языковому, религиозному признаку, сохранение преемственности поколений, культурных традиций.

Социал-демократизм.Возник в конце 19 начале 20 века в качестве выразителя интересов рабочего класса. СД на востоке возник как альтернатива западному капитализму и первоначально разделял важнейшие принципы марксизма относительно общественной собственности на средства производства, соц. равенства, соц. справедливости, ликвидации капитализма и перехода к социализму.

Коммунистические идеи (общий, социальный).Составными эл-ми КИ явл-ся: коллективизм, общественная собственность на средства производства, солидарность, социальное равенство, справедливость, ликвидация классового разделения общества, отсутствие эксплуатации человека человеком.

Государственная идеология - система знаний и ценностей, задающая цели и ориентиры развития общества.

Государственная идеология, входя в систему государственности, легитимизирует деятельность ее властных структур. Государственная идеология, давая представление о лучшем устройстве будущего общества, к которому должны стремиться граждане, организует и регулирует поведение личности в обществе. Поэтому идеология, с одной стороны, направляет деятельность государственной власти, а с другой — управляет поведением индивидов.

Вместе с тем на протяжении многих веков государственные идеологии являлись духовным фундаментом развития общества. Идеологические ценности определяли образование новых социальных структур и институтов, так как вначале создавались идеологические учения, а затем уже на их основе преобразовывались социальные отношения.

Государственная идеология выполняет такие же функции жизнедеятельности политического сообщества как и частные идеологии составляющих его групп людей: познавательную, прагматическую (оправдывающую) и мобилизационную. Без идеологии государство становится несостоятельным, оно утрачивает свою сущность как таковое.

5. Соц носители, источники, ресурсы полит власти.

Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия между партнерами.Субъект и объект - непосредственные носители, агенты власти. Субъект (актор) воплощает активное, направляющее начало власти. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например народ, или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.

6.Понятие политики.Многообразие подходов к определению политки.

Политика — общее генеральное управление, стратегия принятия решений и согласованных действий, которые облегчают достижение декларируемых, согласованных и запланированных программных целей. Политика направляет действие на достижение генеральных, общественных многопрофильных и многоуровневых целей при выполнении конкретных задач. Путём распределения направлений, которым нужно следовать, она объясняет основные принципы и механизмы, каким образом должны быть достигнуты цели. Политика оставляет свободу манёвра в последовательных действиях. • экономические определения политики наиболее ярко пред­ставлены в марксизме: политика - концентрированное выражение экономики. Политика как специфическая сфера общественной жизни утрачивает свою самостоятельность; ПОДХОДЫ

• правовые определения основаны на понимании политики как производной от права. Яркий пример правового определения политики - теория общественного договора (Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж-Ж. Руссо). Теория общественного договора трактует политику как вид деятельности по защите естественных прав человека. В современной литературе существуют и противоположные трактовки: право - это порождение политики, важнейшее средство ее реализации, создания и закрепления стабильного общественного порядка;

• нормативно-этические (ценностные) определения сводят политику к деятельности, направленной на достижение общего блага. Ценности правильного политического устройства - справедливость, мир, свобода. Нормативная (ценностная) трактовка политики возникла еще в древности. Платон создал модель идеального государства. Аристотель писал, что справедливость имеет место только в политической жизни, политика является высшей формой жизнедеятельности людей;

• культурологические определения рассматривают политику как форму коллективного, совместного существования людей. Качество политики зависит от культурных составляющих - менталитета, ценностных ориентации, норм, воплощающихся в моделях поведения.

Вторая группа - субстанциальные (сущностные) определения политики- ориентирована на раскрытие первоосновы, внутренней сущности политики. Для этой группы характерны следующие определения:

-силовые, или директивные (властные). В них политика - это Действия, направленные на власть, ее обретение, распределение, Удержание и использование. Сущность власти определяется через механизмы социального господства, как считали Н. Макиавелли, М. Вебер, К. Маркс;

• конфликтно-консенсусные определения показывают, что политика связана с интересами и деятельностью больших групп людей. Социум не монолитен, он имеет сложную структуру. Французский политолог М. Дюверже отмечал, что политическая теория колеблется между двумя драматически противостоящими интерпретациями политики. В соответствии с одной - политика является конфликтом, борьбой, в которой те, кто обладает властью, обеспечивают себе контроль над обществом и получение благ. В соответствии с другой точкой зрения политика представляет собой попытку осуществить правление порядка и справедливости, обеспечить интеграцию всех граждан в сообщество.

Конфликтное направление развивали марксисты, теоретики конфликта (например, Р. Дарендорф): политика - это деятельность по насильственному и мирному разрешению конфликтов; борьба за власть; навязывание воли господствующего класса.

Консенсусное направление получило обоснование в связи с развитием демократии и плюралистических теорий демократии (А. Бентли, Г. Ласки, Р. Даль). Политика - это искусство нахождения согласия, баланса интересов между различными социальными группами;

• антропологические определения отражают источник политики, лежащий в природе самого человека. Обоснование антропологических определений политики идет от Аристотеля, который утверждал, что политика - это форма общения людей, способ коллективного существования человека. К. Шмидт рассматривал политику как отношения друзей - врагов.

Третья группа включает системные определения политики. Политика - это не застывшее, законченное явление, а постоянно возобновляющийся процесс подготовки, принятия и практической реализации обязательных для всего общества решений.

С системной точки зрения политика является самостоятельной подсистемой социума, имеющей центр принятия решений и окружение, связанные механизмами обратной связи. Политическая система включает следующие механизмы: обеспечение целостности общества; определение стратегических целей обществен­ного развития; выработку механизма по коллективному достижению стратегических целей; распределение и перераспределение ценностей и ресурсов. Политика - это не спонтанный, а целенаправленный, контролируемый процесс. Основные теоретики системного подхода - Т. Парсонс, Д. Истон, Г. Алмонд.

7Либерализм – это идеология, провозглашающая признание политических и экономических прав индивида в рамках законов, которые являются обобщением естественных потребностей и неотчуждаемых прав людей на жизнь, свободу, имущество, безопасность, порядок. Либерализм предусматривает такое устройство общества и властных механизмов, когда свободная конкуренция и рынок ограничивают роль государства в жизни общества.

8.Любое государство функционирует в определенной социальной среде, зависит от экономики и культуры общества, его структуры, психологии и ценностных предпочтений граждан, в свою очередь оказывая на них мощное воздействие.

Развитие представлений о государственно-правовых явлениях, по-литике в целом, в значительной степени обусловлено все большей детализацией, углублением знаний о многообразии этих связей, стремлением выразить их в соответствующей системе поня-тий.

В ходе эволюции политических знаний, наряду с глубоким пониманием сущности, структуры и механизма политической власти, накапливается множество сведений о феноменах, которые имеют отношение к политической, государственной жизни, влияют и зависят от нее, но государственно-правовыми не являются. Их круг достаточно широк:

это политические пар-тии и движения, политические ценности и традиции, способы достижения политических целей, правовые и политические ориентации населения и т.д.

Государственно-правовые отношения людей – это специфическая сфера социального бытия со своими фундаментальными закономерностями, внутренними взаимосвязями, источниками раз-вития и каналами зависимости от внешней среды. В политической и правовой науке зреет пони-мание необходимости введения и активного использования для объяснения политико-правовых явлений нового понятия, способного отразить этот спектр связей, элементов, отношений. Несо-мненное влияние на рождение этой идеи оказал показавший к середине XX в. свою эвристическую ценность системный метод познания, среди важнейших принципов которого выделяют:

• идею целостности системы – образования в результате сочетания разнообразных факторов новых качеств, свойств, не проявляющих себя в разрозненном состоянии;

• значение выявления всего многообразия отношений системы с внешней средой, описание каналов, способов взаимодействия с которой имеет большое значение для правильного понимания связей внутри системы;

Политическая система — это система институтов и отношений, определяющих политическую жизнь общества и осуществляющих государственную власть. Ее можно, в свою очередь, разделить на три основные подсистемы: институциональную, нормативноправовую и функционально-коммуникативную.

В этот период, как правило, появляется большое количество политических блоков, движений, групп поддержки и т. д. На выборах по сути каждый избиратель становится субъектом политики, от которого зависит формирование тех или иных органов власти или стратегия развития политической системы и общества.

Каждый институт занимает определенное место в политической системе, и эти места неравнозначны. Поэтому одни институты имеют больше возможностей влиять на политический процесс.

Но тем не менее каждый институт выполняет свои функции по принятию политических решений и контролю за их исполнением.2. Нормативно-правовую подсистему создают те законы и нормы права, которые определяют функциональную заданность каждого политического института, каждой политической роли, устанавливают

Политическая идеология - это система концептуально-оформленных представлений и взглядов на политическую жизнь, которая отражает интересы, идеалы и настроения людей, а так же наций, политических партий и других субъектов политики.

Виды политических идеологий

Социал-демократия

Понятие идеологии :
социал-демократия -политическая идеология, основы которой были заложены Эдуардом Бернштейном.

Основные принципы :

1 Всеобщее бесцензовое (за исключением возрастного ) избирательное право , прямые выборы, с тайной подачей голосов.

.2. Расширение участия народа в формировании органов государственной власти и принятии политических решений.

3.Расширение спектра гражданских прав и свобод, их гарантированность законами, всей системой конституционных отношений.

4.На людей богатых,обладающих значительным доходом,должны быть наложены прогрессивные налоги.

5. Создание в обществе действенной системы социального партнерства, то есть системы отношений между работодателями и работниками. Так же необходимо развитое социальное законодательство,гарантирующее право на труд ,отдых,охрану здоровья, социальное страхование по болезни,старости ,безработице.

История идеологи:

Идеология социал-демократия была основана Эдуардом Берштейном в 19 веке и в скором времени стала очень популярна среди многих людей и известных политических деятелей .(была позаимствована многими странами ) Одной из распространенных в мире политических доктрин можно назвать марксизм . Его основоположниками стали в середине 19 века Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Марксистская идеология провозглашала неизбежность крушения капиталистической системы и вступление человека в коммунистическую эпоху.Принципы Коммунизма предполагают расширение участков политической жизни , приобщение народа к участию во власти. К этим доктринам добавились многие страны 20 века (такие как Куба,Кндр, Китай, в прошлом СССР ).

Либерализм

Основные ценности:

2.Свободная конкуренция и предпринимательская инициатива.

3. Права и свободы личности гарантируются государством с момента рождения (право на жизнь,безопасность,предпринимательскую деятельность . ).

4.Равенство возможностей, равенство перед судом, отрицание равенства в экономике.

История возникновения

Коммунизм

Коммунизм .. бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним развитием людей вырастут и производственные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществится великий принцип "от каждого — по способностям, каждому — по потребностям".

Основные ценности :

История идеологии

На ранних ступенях развития человечества первобытный коммунизм на основе общности имущества был единственной формой человеческого общества. В результате имущественного и социального расслоения первобытно-общинного строя и появления классового общества коммунизм из реально существующей практики перешёл в разряд существующей в культуре мечты о справедливом обществе В 40-х годах XIX века классовая борьба между пролетариатом и буржуазией выступила на первый план в наиболее развитых странах Европы (Лионские восстания в 1831 и 1834 подъём движения английских чартистов в середине 30—х — начале 50-х гг., восстание ткачей в Силезии в 1844).

"Манифест коммунистической партии", опубликованный 21 февраля 1848 г. В нём они провозгласили неотвратимость гибели капитализма о т рук пролетариата и привели краткую программу перехода от капиталистической общественной формации к коммунистической:

Национали́зм

Национали́зм (фр. nationalisme) — идеология и направление политики , основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государство образующем процессе.

Основные ценности:

1«Нация — первична, государство — вторично

История возникновения

Национализм зародился в конце XVII века и противопоставил феодальной преданности монарху, хозяину или религии преданность государственному образованию на основе этнической или языковой принадлежности. Дальнейшее распространение этой идеологии было тесно связано с подъёмом освободительных движений. Вначале в Англии, затем (в конце XVIII века) в Америке и во Франции, произошли значительные изменения в политическом устройстве государства, которые воспринимались как общенародное завоевание. Каждая из этих наций рассматривала себя как источник идеи свободы для всего мира, что до сих пор является важным элементом в их национальных самоидентификациях. Согласно принятой западными историками точке зрения, национализм сыграл ключевую роль в развитии либерализма.

Консервати́зм

Консервати́зм- идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам.

Основные ценности:

1 Сохранение традиций

2 Сохранение норм

3 Естественное право

4 Теория социальной стратификации

5 Частная собственность

История:

Идеологии в современном обществе, статистика

В большинстве демократических стран мира люди имеют право голосовать за различные партии, представляющие те или иные идеологии. Однако в мире так же есть несвободные страны, где отсутствует многопартийность и конкуренция между различными политическими идеологиями. В странах такого типа, как правило, у власти находится одна политическая партия, а в государстве принята одна единственная политическая идеология. Если в пример брать Кубу и КНДР, то, в этих странах у власти находится коммунистическая партия, проповедующая коммунистическую идеологию и социалистическое устройство общества. Во многих странах арабского мира так же реальное политическое разнообразие. Особенность власти в этих странах заключается в том, что политическая идеология и общественное устройство тесно связано с религией - Исламом. Такая идеология, как либерализм имеет большую поддержку в развитых странах мира, таких как США, страны Европы и с недавних пор Россия. Основные идеи и принципы этой идеологии заключаются в формировании свободного общества, в защите прав человека и рассмотрении его в качестве наивысшей ценности. Эта идеология поддерживается различными партиями, которые путем голосования имеют возможность придти к власти .

Гост

ГОСТ

Сущность идеологии

Под идеологией понимают систему концептуально оформленных взглядов и идей, которые выражают интересы различных социальных классов, групп, индивидуумов и общества в целом.

Многие ученые выделяют следующие виды идеологий:

  • консервативные;
  • радикальные;
  • революционные.

Консервативная идеология предусматривает обоснование политической идеологии на старых ценностях, традициях. Первоначально консерваторы считали, что государство образовалось в силу эволюции общества, без каких-либо усилий с его стороны. Таким образом, консерваторами не признавалась договорная теория, согласно которой общество собралось и договорилось о создании государства. Так или иначе, по мнению консерваторов, общество объединилось бы в государство, так как это предусматривала очередная ступень эволюции.

Основные современные взгляды в данной сфере сложились в XIX веке. Несмотря на значительные различия в идеологиях, все они были похожи по своей сути. Основное предназначение идеологии заключается в манипулировании сознанием людей в рамках конкретного общества, то есть народа, государства, на определенной территории, определенной национальности и так далее.

Особенности государственной идеологии

Государственная идеология направлена на аккумулирование политических идей и ценностей в силу того, что они поддерживаются большинством граждан. Данная идеология особое значение имеет в рамках демократического общества, где формируются определенные принципы поведения человека, граждане сплачиваются вокруг демократических идеалов. Значительной ценностью для демократического государства является:

  • безопасность;
  • собственность;
  • справедливость;
  • равенство;
  • свобода.

Транслирование государственной идеологии осуществляется через систему образования, через институты, университеты, которые были созданы при активной поддержке государства, различных политических и общественных организаций, фондов, а также церкви. За счёт осуществления гражданского образования индивид постепенно вовлекается в социум, происходит его становление как самостоятельного субъекта в сфере политических и социальных отношений, развиваются его мышление, он становится способен самостоятельно рассуждать и принимать решения.

Готовые работы на аналогичную тему

Образование помогает человеку в адаптации к политической системе, обучению его умению построения отношений с властью и обществом на правовой основе.

Для того чтобы стать гражданином своего государства, необходимо знать не только свои права, но и обязанности, уметь цивилизованно общаться с другими гражданами, уметь решать общественные проблемы, принимать активное участие в политической жизни государства, в том числе и реализовывать свое активное и пассивное избирательное право.

В ходе образования граждане усваивают нормы и правила общественной жизни, что обеспечивает преемственность поколений. При этом формируется доверительное отношение к социальному окружению, различным политическим институтам, а также законности и правопорядку.

Подобный подход основывается на идеалах консерватизма, который также является своеобразной политической идеологией. Основной его целью является сохранение исторически значимых и сложившихся форм государственной и общественной жизни, которые воплощены в таких явлениях, как религия, государство, собственность и семья.

Политическая идеология и ее отличия от государственной

Государственная идеология является политической идеологией, то есть они соотносятся, как часть и целое. Однако далеко не всегда те цели и задачи, которые стоят перед государством, стоят перед политиками, реализующими их.

Современные политологи ратуют за изменения в политической сфере. В частности, многие ученые выступают за создание сильного государства, которое в полной мере обеспечивало бы соблюдения законов и прав и свобод человека и гражданина. Несмотря на то, что многие государства на сегодняшний день причисляют себя к числу правовых, в полной мере законность не соблюдается ни в одном из них. Это обстоятельство носит также политический характер, так как именно политика влияет на уровень и состояние законности в государстве.

Политическая идеология также характеризует более широкий комплекс идей и взглядов, которые могут иметь место не только на территории одного государства. Государственная идеология характеризует политическую сторону конкретного государства, то, какими способами государственные органы, должностные лица, наделенные политической властью, реализуют её.

Данный показатель играет важную роль в определении характеристик государства. Например, от того, как организована власть в государстве, зависит политический режим государства, конституционные характеристики.

Например, если власть находится в руках монарха, она имеет своеобразные характеристики, такие, как наличие единой, сильной политической личности, определенная структура государственных органов. Соответственно, если у власти имеется президент, она имеет совсем другую характеристику, как и государства.

Необходимо учитывать, что человеческий разум не ограничен какими-либо границами, в том числе в сфере политической власти. Именно поэтому не стоит говорить о том, что никакие новые формы правления или государственного устройства не могут появиться. Уже на сегодняшний день говорят о многообразии форм государственной власти, а также о многообразии политических идей, которые поддерживаются различными группами населения. Основной задачей человечества является улучшение всех имеющихся институтов политической власти с целью прихода к идеальной модели, которая будет в полном объёме реализовывать те задачи, которые возлагают на неё общество и отдельные группы населения.

Читайте также: