Фгос высшего образования доклад

Обновлено: 02.07.2024

от 20 августа 2014 года N АК-2612/05

О федеральных государственных образовательных стандартах

В связи с обращениями вузов, поступающими в Министерство образования и науки Российской Федерации, Департамент государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России информирует, что в настоящее время приведенные в соответствие с положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (далее - ФГОС ВО) проходят процедуру утверждения и государственной регистрации.

Вместе с тем в связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Федерального закона образовательные организации высшего образования должны были привести в соответствие с требованиями указанного закона документы, регламентирующие образовательный процесс. В частности, образовательная организация высшего образования должна была предусмотреть условия, обеспечивающие возможность получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (статья 79 Федерального закона), а также, по своему усмотрению, включение в образовательный процесс сетевой формы обучения (статья 13 Федерального закона), электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (статья 16 Федерального закона), базовых кафедр (статья 27 Федерального закона).

При приведении ФГОС ВО в соответствие с Федеральным законом в ФГОС не вносилось изменений, которые могли бы повлечь за собой необходимость существенной переработки основных образовательных программ (далее - ООП), особенно в части общекультурных (универсальных) компетенций. Вместе с тем, актуализированные ФГОС предоставляют большую свободу образовательным организациям в части формирования содержания ООП и отбора применяемых образовательных технологий.

Приложение

Указана квалификация, соответствующая уровню высшего образования "бакалавр", "магистр", "специалист"

Квалификация не указана

Раздел 1. Область применения

Изменения не вносились

Раздел 2. Используемые сокращения

ВПО - высшее профессиональное образование;

ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования

ВО - высшее образование; ФГОС ВО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;

Исключены: ООП, УЦ ООП
Дополнены: сетевая форма

Раздел 3. Характеристика направления подготовки

Таблица 1 с указанием нормативного срока, квалификации (степени) выпускников, трудоемкости (в зачетных единицах), форм и сроков получения образования

Таблица 1 исключена; текстом указаны формы обучения, объем программы, сроки получения образования в очной и иных формах обучения, сроки и объем программы при обучении по индивидуальному учебному плану;

предусмотрено использование электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, возможность реализации сетевой формы 1 обучения; указан язык обучения

Раздел 4. Характеристика профессиональной деятельности выпускников

Изменения не вносились

Раздел 5. Требования к результатам освоения основной образовательной программы

Общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК)

Общекультурные компетенции заданы для каждого направления

Общекультурные компетенции заданы для всего образовательного уровня в 80% ФГОС (для ОК ФГОС будет сделан переходник в ПООП)

Профессиональные (ПК), профессионально-дисциплинарные (ПДК), профессионально-специализированные (ПСК) компетенции не изменялись, за исключением редакционной правки

Профессиональные компетенции соответствуют видам деятельности; возможность дополнения набора компетенций образовательной организацией с учетом ориентации программы на конкретные области знания и(или) вид (виды) деятельности

Требования к результатам обучения по конкретным знаниям, умениям, владениям, отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно

Раздел 6. Требования к структуре программы

Таблица 2 по структуре ООП с указанием учебных циклов и проектируемых результатов их освоения, трудоемкости учебных циклов, закрепленного перечня дисциплин для разработки ПООП и кодов формирования компетенций

Таблица 2 исключена; введена таблица по структуре ООП с указанием наименований учебных блоков и объема программы в зачетных единицах;

сохранены соответствующие базовая и вариативная части;

дана ссылка на то, что программа завершается присвоением квалификации, которая указывается в соответствии с перечнем специальностей и направлений подготовки высшего образования; набор дисциплин (модулей) образовательная организация определяет самостоятельно в объеме, установленном ФГОС ВО, с учетом соответствующей ПООП

Вставлен Блок 2 "Практики", включающий описание типов практик

Действующий ФГОС по-разному определяет объемы преддипломной практики и государственной итоговой аттестации; в разных ФГОС преддипломная практика включается либо в раздел "практики", либо в раздел "государственная итоговая аттестация"

В актуализированном ФГОС преддипломная практика включена в раздел "практики"; установлена единая трудоемкость государственной итоговой аттестации - 9 з.е.

Раздел 7. Требования к условиям реализации программ

Раздел 8. Оценка качества освоения ООП

Раздел 8. Оценка качества освоения ООП

Приложение
к таблице соответствия

VII. Требования к условиям реализации программы бакалавриата/специалиста/магистратуры

7.1. Общесистемные требования к реализации программы бакалавриата/специалитета/магистратуры

7.1.1. Организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работ обучающихся, предусмотренных учебным планом.

7.1.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети "Интернет", и отвечающая техническим требованиям организации, как на территории организации, так и вне ее.

Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:

- доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, и к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;

- фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;

- проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

- формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;

- взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и(или) асинхронное взаимодействие посредством сети "Интернет".

Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами инфюрмационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации.

7.1.3. В случае реализации программы бакалавриата/специалитета/магистратуры в сетевой форме требования к реализации программы бакалавриата/специалитета/магистратуры должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы бакалавриата/специалитета/магистратуры в сетевой форме.

7.1.4. В случае реализации программы бакалавриата/специалитета/магистратуры на созданных в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях организации требования к реализации программы бакалавриата (специалитета) магистратуры должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.

Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст.3448; 2010, N 31, ст.4196; 2011, N 15, ст.2038; N 30, ст.4600; 2012, N 31, ст.4328; 2013, N 14 ст.1658; N 23, ст.2870; N 27, ст.3479; N 52, ст.6961, 6963), Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст.3451; 2009, N 48, ст.5716; N 52 ст.6439; 2010, N 27, ст.3407; N 31, ст.4173, 4196; N 49, ст.6409; 2011, N 23, ст.3263; N 31, ст.4701; 2013, N 14, ст.1651; N 30, ст.4038; N 51, ст.6683).

7.1.6. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 50 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации.

7.1.7. В организации, реализующей программы бакалавриата/специалитета/магистратуры, среднегодовой объем финансирования научных исследований на одного научно-педагогического работника (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должен составлять величину не менее чем величина аналогичного показателя мониторинга системы образования, утверждаемого Министерством образования и науки Российской Федерации.

7.2. Требования к кадровым условиям реализации программы бакалавриата/специалитета/магистратуры

7.2.1. Реализация программы бакалавриата/специалитета/магистратуры обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы бакалавриата/специалитета /магистратуры на условиях гражданско-правового договора.

7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата/специалитета/магистратуры, должна составлять не менее 70 процентов.

7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и(или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата/специалитета/магистратуры, должна быть не менее . процентов (доля меняется в зависимости от уровня обучения и вида профессиональной деятельности).

7.2.4. Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы бакалавриата/специалитета/магистратуры (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе работников, реализующих программу бакалавриата/специалитета/магистратуры, должна быть не менее . процентов (доля меняется в зависимости от уровня обучения и вида профессиональной деятельности).

7.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы бакалавриата/специалитета/магистратуры

7.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.

Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин (модулей), рабочим учебным программам дисциплин (модулей).

Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации программы бакалавриата/специалитета/магистратуры, включает в себя лаборатории, оснащенные лабораторным оборудованием, в зависимости от степени сложности. Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению определяются в примерных основных образовательных программах.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.

В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.

В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.

7.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин [модулей] и подлежит ежегодному обновлению).

7.3.3. Электронно-библиотечные системы (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе бакалавриата/специалитета/магистратуры.

7.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению.

7.3.5. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и(или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

7.4. Требования к финансовым условиям реализации программы бакалавриата/специалитета/магистратуры

ФГОС — наверное каждый хоть раз встречался с этой загадочной аббревиатурой. Давайте попробуем разобраться, что же она означает и чему служит.

ФГОС — наверное каждый хоть раз встречался с этой загадочной аббревиатурой. Давайте попробуем разобраться, что же она означает и чему служит.
Аббревиатура ФГОС расшифровывается как Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. Эти стандарты созданы регламентирования деятельности образовательной структуры в Российской Федерации. Это свод правил и рекомендаций, служащих одной цели — систематизировать и уравнять образовательные программы для всех слоев населения, независимо от места проживания.

Давайте попробуем разобраться, как эта система действует, какие нововведения в ней появились в последнее время и как же с ней работать.

Общая характеристика ФГОС

На сегодняшний день образовательные стандарты регламентируют:

  • Составление учебной литературы для общеобразовательных школ и высших учебных заведений
  • Разработку и применение методической литературы
  • Регламентируют количество часов для освоения того или иного материала дисциплины
  • Уточняет, какие именно знания и/или умения обучающиеся приобретут после освоения той или иной ступени образования
  • Регламентируют порядок проведения аттестацию образовательных учреждений

Кроме того, ФГОС обеспечивает последовательность основных образовательных программ. В детском садике ребенка подготовят к переходу в начальную школу, которая в свое время послужит ступенькой в среднюю. А уже из средней школы подросток направится в институт, будучи морально и интеллектуально подготовленным к реалиям высшего учебного заведения.

До разработки Федеральных Государственных Образовательных Стандартов каждая школа сама решала, как и чему учить своих подопечных, что создавало определенный проблемы на этапе поступления в ВУЗ. Часто возникали ситуации, когда медалист в одном городе обладал более скудными знаниями, чем троечник из другого населенного пункта.

На сегодняшний день ситуация существенно изменилась. ФГОС уравнивает шансы на поступления в ВУЗ ребенка из любой точки России. Стандарты консолидируют все образовательные программы, при этом много внимания уделяется взращиванию в молодом поколении таких ценностей, как патриотизм, толерантность, традиции и нормы общества. Благодаря тому, что, как минимум, каждые 10 лет ФГОС перерабатывается, образовательные стандарты всегда отвечают реалиям времени.

Виды и содержание ФГОС

На сегодняшний день существует 13 образовательных стандартов, давайте их рассмотрим:

ФГОС ДОО

ФГОС дошкольного образования регламентирует деятельность детских садов и других дошкольных образовательных учреждений. В ФГОС ДОО содержаться рекомендации ученных-методистов о том, как лучше работать с детьми до 6 лет, что бы развитие базовых навыков, становление речи и коллективная адаптация проходили плавно и гармонично.

ФГОС НОО

ФГОС начального общего образования регулирует деятельность начальных школ (с 1 по 4 класс). В стандарте указаны рекомендации по освоению учениками начальных знаний языка и математических навыков, формированию культурных ценностей и становлению понимания логического мышления.

ФГОС ООО

ФГОС основного общего образования затрагивает интересы учащихся 5 — 9 кл. Именно в это время у школьников формируется ответственность и саморазвитие, закладываются первичные знания об экологии и эстетике. Очень важно организовать обучение естественно и гармонично — именно этого и помогают достичь образовательные стандарты.

ФГОС СОО

Стандарты среднего общего образования (10-11 класс) регулируют программы, позволяющие подготовить будущих студентов к поступлению в СУЗы и ВУЗы. На этой ступени важно помочь подросткам освоить умение самостоятельно находить решение сложных задач, привить понимание различных социальных институтов и научить правильно и четко выражать свои мысли.

ФГОС ОВЗ

Стандарты для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья помогают составить адаптивные программы для детских дошкольных учреждений, средних школ и организаций дополнительного образования.

  • Стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью

Стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью регламентирует адаптацию общеобразовательных программ под нужды образовательных организаций, работающих с детьми с интеллектуальными нарушениями.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

  • Стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ

Этот стандарт помогает учесть все нюансы при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья не нарушая их прав и давая возможность получить начальное образование

В ФГОС СПО позволяет разработать программы, помогающие недавним школярам получить профессиональные знания и навыки и умения и стать компетентными работниками.

  • ФГОС ВО разделяется на несколько ступеней:
  • ФГОС высшего образования по направлениям подготовки бакалавриата
  • ФГОС высшего образования по направлениям подготовки специалитета
  • ФГОС высшего образования по направлениям подготовки магистров
  • ФГОС высшего образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре
  • ФГОС высшего образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры
  • ФГОС высшего образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки

Все эти стандарты направлены на разработку программ, позволяющих получить высококвалифицированные кадры, взрастить высококлассных экспертов и будущих великих светил науки – докторов наук и профессоров. ФГОС ВО — это оптимальный свод правил и рекомендаций, которые помогают применять образовательные стандарты к совершенно различным областям знаний, будь то физики или лингвистика, медицина или дизайн – к каждому студенту, магистранту и аспиранту найдется подход.

Структура ФГОС

Все Федеральные Государственные Образовательные Стандарты опубликованы на официальном сайте и состоят из четырех разделов. Каждый раздел ФГОС отвечает за определенную зону руководства:

  1. Общие положения — форма, сроки и объем образовательных программ.
  2. Требования к структуре этих программ — как разработать учебный план, чтобы он включал в себя обязательный объем необходимых знаний и умений.
  3. Требования к результатам освоения основных образовательных программ — что после освоения программы должны знать и уметь дети.
  4. Требования к условиям реализации программ — что из материалов, оборудования и инвентаря необходимо для обеспечения образовательного процесса.

Кем разрабатываются и утверждаются ФГОС

Разработкой Стандартов занимается Министерство образования и науки. К разработке ФГОС привлекаются не только ученные-методисты и научные работники, но и обычные родители, педагоги и воспитатели, то есть люди, которые каждый день находятся рядом с детьми. Это позволяет учесть не только интеллектуальные моменты образовательной деятельности, но и не упустить моральные аспекты развития детей и становления их как самостоятельных личностей. Современное общество понимает важность учета всевозможных трудных ситуаций и моментов, поэтому нынешнее образовательное учреждение обязано использовать рекомендации ФГОС для составления собственных обучающих и воспитательных программ.

Три поколения ФГОС: что меняется

Выделяют три поколения ФГОС:

  1. ФГОС 2004-2009 годов представляли собой несовершенные рекомендации, в которых был сделан акцент на получение результата и совершенно упускался момент формирования личности обучающегося.
  2. ФГОС 2009-2020 годов уже рассматривали необходимость универсальных навыков: самостоятельность и коммуникабельность. Во главу угла поставлена личность учащегося и воспитание в нем патриотизма и терпимости.
  3. С 2021 года ввели новые ФГОС, которые включают не только общие рекомендации, но и конкретные понятия:
  • описывает ответственность образовательного учреждения перед обучающимися их родителями и опекунами;
  • оговаривает перечень необходимых знаний и умений, которыми должны обладать ученики по окончанию той или иной ступени обучения, а также рекомендации по становлению этих навыков;
  • указывает, какие в какой мере должны быть приобретены те или иные знания и умения в определенный отрезок времени;
  • оговаривает время на реализацию тех или иных направлений в образовательных и воспитательных программах;
  • содержит рекомендации по работе адаптивной работе с детьми, имеющими особенности здоровья.

Новые ФГОС позволяют получить одинаковый уровень образования вне зависимости от культурных, национальных и менталитетных различий учащихся. Учитываются возрастные и психоэмоциональные различия обучающихся.

ФГОС помогают упростить работу методистов учебных заведений, давая уже не только рекомендации, но и четкие инструкции по подготовке и разработке собственных обучающих программ. Все дети разные и к каждому ребенку нужно уметь найти подход, каждого ребенка нужно научить жить в этом не легком мире и ФГОС помогают это сделать.

В статье рассмотрены характерные особенности федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования с точки зрения структуры и содержания. На основе сравнительного анализа образовательных стандартов высшего профессионального образования второго и третьего поколений выявлены некоторые аспекты реализации федеральных государственных образовательных стандартов. Обозначено одно из противоречий, с которым сталкиваются высшие учебные заведения при переходе к новым стандартам. В структуре готовности студента к обучению в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов обоснованно выделены личностный, метапредметный и предметный компоненты. Определено содержание каждого из выделенных компонентов. Рассматривая готовность студента к обучению в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов с трех точек зрения (личностной, метапредметной, предметной) сформулированы критерии, позволяющие оценить ее уровень.


Процесс создания единого образовательного пространства в Европе начался в 1999 году после подписания в итальянском городе Болонья соответствующих документов. Российская Федерация присоединилась к этому процессу в 2003 г., однако полноценное вхождение в образовательное пространство Европы потребовало значительной корректировки российской системы образования. В связи с этим в 2005 году Министерством образования и науки РФ был утвержден приказ (от 15 июня 2005 года № 178), обозначивший приоритетные мероприятия развития образовательной системы РФ: повышение качества профессионального образования, развитие современной системы непрерывного профессионального образования, обеспечение доступности качественного общего образования, повышение инвестиционной привлекательности сферы образования, переход на принципы подушевого финансирования и формирование эффективного рынка образовательных услуг [2].

В соответствии с данным документом важными аспектами, касающимися непосредственно изменений в системе высшего профессионального образования (ВПО), являлось:

  • обеспечение условий для поэтапного введения в системе ВПО уровневой модели подготовки кадров;
  • разработка и принятие квалификационных (профессиональных) стандартов различных уровней профессионального образования по областям деятельности с участием объединений работодателей;
  • переход на кредитно-модульную структуру подготовки в высшем образовании;
  • создание условий для инновационного развития системы высшего образования, интеграции образовательной, научной и практической деятельности и т.д. [2].

Как показала практика, наиболее трудоемкими и долговременными стали изменения в российской системе стандартизации высшего профессионального образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты направлены на обеспечение:

1) единства образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования [3, 4].

Принципиальные отличия федеральных государственных образовательных стандартов

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.

Ориентирован на реализацию ООП бакалавриата по направлению подготовки (050100 Педагогическое образование).

Под направлением подготовки при этом понимается совокупность образовательных программ для бакалавров, магистров, специалистов различных профилей, интегрированных на основе общности фундаментальной подготовки.

Вводится понятие – профиль подготовки

Предусматривает изучение дисциплин федерального компонента; дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента; дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин.

Представлены требования к обязательному минимуму содержания ООП (наименования дисциплин и их основные разделы)

Предусматривает изучение следующих учебных циклов: гуманитарный, социальный и экономический цикл; математический и естественнонаучный цикл; профессиональный цикл

Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом.

Требования к обязательному минимуму содержания ООП не сформулированы, однако в каждом учебном цикле и разделе четко прописаны проектируемые результаты их освоения.

В базовой части учебных циклов указан перечень обязательных дисциплин

Трудоемкость освоения ООП

Выражается в часах (8884 часов)

Выражается в зачетных единицах

(240 зачетных единиц, одна зачетная единица – 36 академических часов, итого 8640 часов)

Область профессиональной деятельности

Среднее общее (полное) образование

Образование, социальная сфера, культура (шире, чем в ГОС ВПО)

Объект профессиональной деятельности

Обучение, воспитание, развитие, образовательные системы (понимается более широко)

Виды профессиональной деятельности

Учебно-воспитательная, социально-педагогическая, культурно-просветительская, научно-методическая, организационно- управленческая.

При этом конкретные профессиональные задачи не прописаны

Педагогическая, культурно- просветительская, научно-исследовательская (конкретные виды профессиональной деятельности определяются вузом совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками вуза и работодателями).

Требования к результатам освоения ООП

Сформулированы в виде ЗУН, которыми должен обладать выпускник

Сформулированы в виде компетенций (общекультурных, профессиональных, специальных)

Существенные изменения в содержании новых стандартов, естественным образом повлекли за собой изменения в структуре. Анализ содержания ГОС ВПО и ФГОС ВПО позволяет представить соотношение структур данных стандартов в виде следующей схемы (рис. 1):

pic_26.tif

Рис. 1. Соотношение структур ГОС ВПО и ФГОС ВПО.

В целом же при оценке непосредственно структуры ГОС ВПО и ФГОС ВПО можно отметить следующие различия:

Анализ содержания рассматриваемых стандартов позволяет констатировать, что федеральные образовательные стандарты предоставляют достаточно широкие возможности учебному заведению при реализации ООП, в частности:

1. Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

2. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

3. Специальные компетенции, которыми должен обладать выпускник в результате освоения ООП, определяются на уровне вуза.

4. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата (учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и т.п.).

5. Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО.

6. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает Ученый совет вуза.

7. ООП вуза определяются конкретные виды практик, в частности – цели и задачи, программы и формы отчетности по каждому виду практики.

8. При оценке качества освоения основных образовательных программ конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно [3].

При этом важным аспектом реализации стандартов нового поколении является ежегодное обновление ООП в соответствии с современным состоянием науки, культуры, социальной сферы и т.д., формирование социокультурной среды, а также создание условий для развития личности.

ФГОС ВПО предполагают наличие в учебной программе четко сформулированных конечных результатов обучения, сформулированных в виде компетенций. Отличительными особенностями компетенции (результата обучения по ФГОС) от традиционных понятий – знания, умения, навыки (результата обучения по ГОС) ? являются: ее интегративный характер; соотнесенность с ценностно-смысловыми характеристиками личности; практико-ориентированная направленность компетенции.

Также одним из ключевых моментов, прописанных в стандарте, является требование включения в учебный процесс активных и интерактивных технологий в сочетании с внеаудиторной работой. Это в свою очередь влечет за собой существенное изменение роли преподавателя – от позиции транслятора знаний, к позиции организатора самостоятельной деятельности обучающихся, своего рода менеджера (тьютора), оказывающего помощь учащимся в их самообразовании – целеполагании, планировании, самоконтроле, самооценивании и т.п. При этом также меняется роль обучающихся – повышается степень самостоятельности и ответственности обучающегося за образовательный результат, что требует создания адекватного методического обеспечения образовательного процесса (это подчеркивается и в ФГОС [3]).

В соответствии с этим приоритетной задачей вузов на настоящий момент является создание образовательной среды, способствующей эффективной организации учебного процесса и адаптации студентов к обучению в условиях ФГОС. Процесс создания данной среды, в первую очередь, требует исследования вопроса об уровне готовности абитуриентов к обучению по новым стандартам. Поскольку внедрение ФГОС ВПО на всех ступенях осуществляется параллельно и призвано обеспечивать преемственность ООП, то критерии, позволяющие оценить этот уровень, естественным образом вытекают из ФГОС среднего (полного) общего образования.

Анализ ФГОС среднего (полного) общего образования, в частности, требований к результатам освоения основной образовательной программы позволяет выделить критерии готовности студентов к обучению по новым стандартам высшего профессионального образования, рассматривая готовность с трех точек зрения:

1. С личностной точки зрения – ценностные ориентации обучающегося, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества.

2. С метапредметной точки зрения – владение универсальными учебными действиями (регулятивными, коммуникативными, познавательными), т.е. такими умственными действиями обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.

3. С предметной точки зрения – система предметных знаний, умений и способность их использовать для решения проблем в повседневной жизни, а также сформированность определенного типа мышления, характерного для данной предметной области.

Приведенные критерии явились основой для определения структуры и содержания готовности студента к обучению в условиях реализации ФГОС ВПО (рис. 2).

Следует отметить, что все компоненты готовности студента к обучению в условиях реализации ФГОС ВПО (личностный, метапредметный и предметный) тесно взаимосвязаны, ни один из компонентов не может рассматриваться обособленно от других, они взаимопроникают, взаимообусловливают и взаимодополняют друг друга.

pic_27.tif

Рис. 2. Структура и содержание готовности студента к обучению в условиях реализации ФГОС:Л1 – готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; Л2 – мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Л3 – сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности; М1 – наличие освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способность их использования в познавательной и социальной практике; М2 – самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории; М3 – владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; П1 – наличие специфических для данной предметной области умений, освоенных обучающимися в ходе изучения учебного предмета; П2 – владение видами деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях; П3 – владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами в данной предметной области

ФГОС — наверное каждый хоть раз встречался с этой загадочной аббревиатурой. Давайте попробуем разобраться, что же она означает и чему служит.

ФГОС — наверное каждый хоть раз встречался с этой загадочной аббревиатурой. Давайте попробуем разобраться, что же она означает и чему служит.
Аббревиатура ФГОС расшифровывается как Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. Эти стандарты созданы регламентирования деятельности образовательной структуры в Российской Федерации. Это свод правил и рекомендаций, служащих одной цели — систематизировать и уравнять образовательные программы для всех слоев населения, независимо от места проживания.

Давайте попробуем разобраться, как эта система действует, какие нововведения в ней появились в последнее время и как же с ней работать.

Общая характеристика ФГОС

На сегодняшний день образовательные стандарты регламентируют:

  • Составление учебной литературы для общеобразовательных школ и высших учебных заведений
  • Разработку и применение методической литературы
  • Регламентируют количество часов для освоения того или иного материала дисциплины
  • Уточняет, какие именно знания и/или умения обучающиеся приобретут после освоения той или иной ступени образования
  • Регламентируют порядок проведения аттестацию образовательных учреждений

Кроме того, ФГОС обеспечивает последовательность основных образовательных программ. В детском садике ребенка подготовят к переходу в начальную школу, которая в свое время послужит ступенькой в среднюю. А уже из средней школы подросток направится в институт, будучи морально и интеллектуально подготовленным к реалиям высшего учебного заведения.

До разработки Федеральных Государственных Образовательных Стандартов каждая школа сама решала, как и чему учить своих подопечных, что создавало определенный проблемы на этапе поступления в ВУЗ. Часто возникали ситуации, когда медалист в одном городе обладал более скудными знаниями, чем троечник из другого населенного пункта.

На сегодняшний день ситуация существенно изменилась. ФГОС уравнивает шансы на поступления в ВУЗ ребенка из любой точки России. Стандарты консолидируют все образовательные программы, при этом много внимания уделяется взращиванию в молодом поколении таких ценностей, как патриотизм, толерантность, традиции и нормы общества. Благодаря тому, что, как минимум, каждые 10 лет ФГОС перерабатывается, образовательные стандарты всегда отвечают реалиям времени.

Виды и содержание ФГОС

На сегодняшний день существует 13 образовательных стандартов, давайте их рассмотрим:

ФГОС ДОО

ФГОС дошкольного образования регламентирует деятельность детских садов и других дошкольных образовательных учреждений. В ФГОС ДОО содержаться рекомендации ученных-методистов о том, как лучше работать с детьми до 6 лет, что бы развитие базовых навыков, становление речи и коллективная адаптация проходили плавно и гармонично.

ФГОС НОО

ФГОС начального общего образования регулирует деятельность начальных школ (с 1 по 4 класс). В стандарте указаны рекомендации по освоению учениками начальных знаний языка и математических навыков, формированию культурных ценностей и становлению понимания логического мышления.

ФГОС ООО

ФГОС основного общего образования затрагивает интересы учащихся 5 — 9 кл. Именно в это время у школьников формируется ответственность и саморазвитие, закладываются первичные знания об экологии и эстетике. Очень важно организовать обучение естественно и гармонично — именно этого и помогают достичь образовательные стандарты.

ФГОС СОО

Стандарты среднего общего образования (10-11 класс) регулируют программы, позволяющие подготовить будущих студентов к поступлению в СУЗы и ВУЗы. На этой ступени важно помочь подросткам освоить умение самостоятельно находить решение сложных задач, привить понимание различных социальных институтов и научить правильно и четко выражать свои мысли.

ФГОС ОВЗ

Стандарты для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья помогают составить адаптивные программы для детских дошкольных учреждений, средних школ и организаций дополнительного образования.

  • Стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью

Стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью регламентирует адаптацию общеобразовательных программ под нужды образовательных организаций, работающих с детьми с интеллектуальными нарушениями.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

  • Стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ

Этот стандарт помогает учесть все нюансы при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья не нарушая их прав и давая возможность получить начальное образование

В ФГОС СПО позволяет разработать программы, помогающие недавним школярам получить профессиональные знания и навыки и умения и стать компетентными работниками.

  • ФГОС ВО разделяется на несколько ступеней:
  • ФГОС высшего образования по направлениям подготовки бакалавриата
  • ФГОС высшего образования по направлениям подготовки специалитета
  • ФГОС высшего образования по направлениям подготовки магистров
  • ФГОС высшего образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре
  • ФГОС высшего образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры
  • ФГОС высшего образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки

Все эти стандарты направлены на разработку программ, позволяющих получить высококвалифицированные кадры, взрастить высококлассных экспертов и будущих великих светил науки – докторов наук и профессоров. ФГОС ВО — это оптимальный свод правил и рекомендаций, которые помогают применять образовательные стандарты к совершенно различным областям знаний, будь то физики или лингвистика, медицина или дизайн – к каждому студенту, магистранту и аспиранту найдется подход.

Структура ФГОС

Все Федеральные Государственные Образовательные Стандарты опубликованы на официальном сайте и состоят из четырех разделов. Каждый раздел ФГОС отвечает за определенную зону руководства:

  1. Общие положения — форма, сроки и объем образовательных программ.
  2. Требования к структуре этих программ — как разработать учебный план, чтобы он включал в себя обязательный объем необходимых знаний и умений.
  3. Требования к результатам освоения основных образовательных программ — что после освоения программы должны знать и уметь дети.
  4. Требования к условиям реализации программ — что из материалов, оборудования и инвентаря необходимо для обеспечения образовательного процесса.

Кем разрабатываются и утверждаются ФГОС

Разработкой Стандартов занимается Министерство образования и науки. К разработке ФГОС привлекаются не только ученные-методисты и научные работники, но и обычные родители, педагоги и воспитатели, то есть люди, которые каждый день находятся рядом с детьми. Это позволяет учесть не только интеллектуальные моменты образовательной деятельности, но и не упустить моральные аспекты развития детей и становления их как самостоятельных личностей. Современное общество понимает важность учета всевозможных трудных ситуаций и моментов, поэтому нынешнее образовательное учреждение обязано использовать рекомендации ФГОС для составления собственных обучающих и воспитательных программ.

Три поколения ФГОС: что меняется

Выделяют три поколения ФГОС:

  1. ФГОС 2004-2009 годов представляли собой несовершенные рекомендации, в которых был сделан акцент на получение результата и совершенно упускался момент формирования личности обучающегося.
  2. ФГОС 2009-2020 годов уже рассматривали необходимость универсальных навыков: самостоятельность и коммуникабельность. Во главу угла поставлена личность учащегося и воспитание в нем патриотизма и терпимости.
  3. С 2021 года ввели новые ФГОС, которые включают не только общие рекомендации, но и конкретные понятия:
  • описывает ответственность образовательного учреждения перед обучающимися их родителями и опекунами;
  • оговаривает перечень необходимых знаний и умений, которыми должны обладать ученики по окончанию той или иной ступени обучения, а также рекомендации по становлению этих навыков;
  • указывает, какие в какой мере должны быть приобретены те или иные знания и умения в определенный отрезок времени;
  • оговаривает время на реализацию тех или иных направлений в образовательных и воспитательных программах;
  • содержит рекомендации по работе адаптивной работе с детьми, имеющими особенности здоровья.

Новые ФГОС позволяют получить одинаковый уровень образования вне зависимости от культурных, национальных и менталитетных различий учащихся. Учитываются возрастные и психоэмоциональные различия обучающихся.

ФГОС помогают упростить работу методистов учебных заведений, давая уже не только рекомендации, но и четкие инструкции по подготовке и разработке собственных обучающих программ. Все дети разные и к каждому ребенку нужно уметь найти подход, каждого ребенка нужно научить жить в этом не легком мире и ФГОС помогают это сделать.

Читайте также: