Фгос в контексте государственной образовательной политики в сфере образования доклад

Обновлено: 05.07.2024

Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (далее - Программа) отражены в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 г. и от 21 апреля 2021 г.

К стратегическим национальным приоритетам в сфере реализации Программы относятся сбережение народа Российской Федерации и развитие человеческого потенциала, укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти, устойчивое развитие экономики Российской Федерации на новой технологической основе, развитие безопасного информационного пространства.

На решение задач, предусмотренных в рамках стратегических национальных приоритетов, направлены цели Программы до 2030 года:

вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;

выравнивание стартовых возможностей детей дошкольного возраста за счет обеспечения и сохранения 100 процентов доступности качественного дошкольного образования, в том числе присмотра и ухода за детьми;

увеличение доли выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, занятых по виду деятельности и полученным компетенциям, до 63,3 процента;

формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;

развитие системы кадрового обеспечения сферы образования, позволяющей каждому педагогу повышать уровень профессионального мастерства на протяжении всей профессиональной деятельности.

Повышение доступности, эффективности и качества образования в соответствии с реалиями настоящего и вызовами будущего - одно из базовых направлений реализации государственной политики, общая рамка системных преобразований, которые обеспечат решение вопросов социально-экономического развития страны.

С учетом разграничения полномочий в сфере образования между федеральными, региональными органами власти и органами местного самоуправления субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления участвуют в Программе в части реализации осуществляемых ими полномочий, установленных Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации". Реализация субъектами Российской Федерации своих полномочий осуществляется самостоятельно. Финансовое обеспечение мероприятий, необходимых для достижения целей, задач и показателей Программы и ее структурных элементов, предусматривается в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации.

Основным механизмом, обеспечивающим реализацию целей государственной политики в сфере образования, является предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию Программы. Субсидии предоставляются при условии наличия правовых актов субъектов Российской Федерации, утверждающих перечень мероприятий, при реализации которых возникают соответствующие расходные обязательства субъекта Российской Федерации. Так, наличие утвержденных паспортов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов национального проекта "Образование" на региональном уровне, в совокупности позволяет достичь соответствующих запланированных параметров на уровне национального проекта, то есть целей Программы по годам ее реализации.

Таким образом, общие требования к политике субъектов Российской Федерации в сфере образования основываются на принципах комплексности, преемственности и взаимодополняемости.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Федеральные государственные стандарты общего образования признаны ориентировать современное образование на создание более качественной инновационной системы, важнейшей задачей которых является ориентация на новые образовательные результаты.

Место ФГОС ОО в государственной образовательной политике

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (утверждены приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.09 г. № 373 и 17.12.10г. № 1897) признаны ориентировать образование на создание инновационной системы образования, важнейшим критерием которой является ориентация на новые образовательные результаты.

Место и роль ФГОС в государственной образовательной политике отчётливо прописаны в общих положениях ФГОС, а именно:

«Требования (ФГОС) к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы основного общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени основного общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость ступени общего образования для дальнейшего развития обучающихся.

Стандарт является основой для разработки системы объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени основного общего образования.

3. Стандарт разработан с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

4.Стандарт направлен на обеспечение:

Формирования российской гражданской идентичности обучающихся

единства образовательного пространства Российской Федерации; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, возможности получения основного общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

доступности получения качественного основного общего образования;

преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования;

духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья;

развития государственно-общественного управления в образовании;

формирования содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом;

условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности.

5. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

построение образовательной деятельности с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

7. Стандарт должен быть положен в основу деятельности:

работников образования, разрабатывающих основные образовательные программы основного общего образования с учётом особенностей развития региона Российской Федерации, образовательного учреждения, запросов участников образовательного процесса;

руководителей образовательных учреждений, их заместителей, отвечающих в пределах своей компетенции за качество реализации основной образовательной программы основного общего образования;

сотрудников организаций, осуществляющих оценку качества образования, в том числе общественных организаций, объединений и профессиональных сообществ, осуществляющих общественную экспертизу качества образования в образовательных учреждениях;

разработчиков примерных основных образовательных программ основного общего образования;

сотрудников учреждений основного и дополнительного профессионального педагогического образования, методических структур в системе общего образования;

авторов (разработчиков) учебной литературы, материальной и информационной среды, архитектурной среды для основного общего образования;

руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, обеспечивающих и контролирующих финансирование образовательных учреждений общего образования;

руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, контроль и надзор за соблюдением законодательства в области общего образования;

руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти, обеспечивающих разработку порядка и контрольно-измерительных материалов итоговой аттестации выпускников основной школы;

Инновационный характер стандарта нового поколения заложен в целостной системе

1. требований ко всей системе образования страны, а не как требования к предметному содержанию образования;

2. обеспечения системных изменений всей деятельности образовательной организации (своеобразная конституция школьной жизни).

Впервые основой эффективного внедрения стандарта в реальную жизнь должна стать новая организационно-экономическая модель образования, призванная обеспечить эффективность этой системы.

ФГОС сконструирован как система рамочных ограничений, внутри которых могут быть реализованы различные модели образования.

В завершении хочется подчеркнуть, что требования к условиям реализации основных образовательных программ начального и основного общего образования представляют систему требований на уровне государства к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых общего образования.

Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды:

обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;

гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;

комфортной по отношению к учащимся и педагогическим работникам.

Реализация современных требований требует от учителя особого профессионализма: кроме функции координатора, организатора, помощника, консультанта, он должен владеть командной, совместной, коллективной формой работы; быть союзником психолога, социального педагога и пр.

Выполнение данных функций определяет и выбор педагогом приоритетных образовательных технологий - проектного, исследовательского, рефлексивного обучения, информационно-коммуникативных технологий. Указанные технологии не только решают задачи освоения содержания предмета, но и способствуют становлению компетентностей учащихся: информационной, социальной, личностной, коммуникативной, что в полной мере соответствует задачам развития современного образования в условиях новой социально-образовательной ситуации.

Таким образом, введение в российские школы федеральных государственных образовательных стандартов потребовало серьёзной подготовки российской педагогической общественности и осуществления ряда мероприятий:

- разработка и утверждение основной образовательной программ начального и основного общего образования образовательной организации, занимающейся образовательной деятельностью;

- приведение нормативной базы образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС (цели образовательной деятельности, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т. п.);

- приведение в соответствие с требованиями ФГОС общего образования и новых тарифно-квалификационных характеристик должностных инструкций работников образовательных организаций;

- определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС начального и основного общего образования;

- разработка локальных актов, регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ;

- заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками;

- определение оптимальных для реализации модели организации образовательной деятельности, обеспечивающей организацию внеурочной деятельности учащихся (например, модель взаимодействия с учреждениями (ем) дополнительного образования детей);

- разработка плана методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС;

- обновление содержания внутришкольного контроля;

- осуществление повышения квалификации педагогических работников;

- обеспечение кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий реализации ООП НОО и ООО в соответствии с требованиями ФГОС.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования в контек

№ слайда 1

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования в контексте государственной политики в образованииг. Москва

Приоритеты образовательной политики Зафиксированы в:- Концепции долгосрочного со

№ слайда 2

Переход на новые образовательные стандарты От стандартов, содержащих подробный п

№ слайда 4

Переход на новые образовательные стандарты От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, к новым стандартам – требованиям о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов Две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможность выбора Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость Результат образования – это не только знания, но и умение применять их в повседневной жизни. В школе должны быть созданы кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени Финансовое обеспечение будет построено на принципах нормативно-подушевого финансирования. При этом средства будут поступать и в муниципалитеты и в каждую школу по нормативу независимо от форм собственности

Порядок утверждения стандартов Утвержден Постановлением Правительства от 24 февр

№ слайда 5

Состояние разработки и утверждения стандартов 1. ФГОС начального общего образова

№ слайда 6

Основные характеристики нового стандарта новый формат стандарта (рамочный докуме

№ слайда 7

Основные характеристики нового стандарта новый формат стандарта (рамочный документ); новое содержание стандарта (совокупность требований); расширение функций и пользователей стандарта; новое методологическое основание (системно-деятельностный подход)

Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы Зафикси

№ слайда 8

Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы Зафиксированы требования к:метапредметным (освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями); личностным (готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности);предметным (освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира)результатам;

Требования к структуре основной общеобразовательной программы Зафиксированы треб

№ слайда 9

Требования к структуре основной общеобразовательной программы Зафиксированы требования к: количеству и наименованию разделов (всего-9), в том числе к учебному плану общеобразовательного учреждения;минимальному и максимальному количеству учебных часов за 4 года (2 904 - 3 210 часов); содержанию каждого из разделов;соотношению частей основной общеобразовательной программы (80/20% для первой ступени);- организации внеурочной деятельности

Требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы кадровым

№ слайда 10

Требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы кадровым (укомплектованность, уровень квалификации, аттестация, повышение квалификации и переподготовка);материально-техническим (сформулированы требования к информационной среде образовательного учреждения);учебно-методическим и информационным (учебники, ЭОР, учебные пособия);финансовым (нормативное подушевое финансирование; новая система оплаты труда)

Что дальше? Федеральный уровень с участием субъектов Российской Федерации:разраб

№ слайда 11

Что дальше? Федеральный уровень с участием субъектов Российской Федерации:разработка примерной образовательной программы, включающей в том числе: базисный учебный план;примерные программы учебных предметов;- остальные примерные программы в соответствии со стандартомОбразовательное учреждение- разрабатывает основные общеобразовательные программы, включающие учебный план, рабочие программы учебных предметов и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся.

Введение федерального государственного стандарта общего образования

№ слайда 12

Введение федерального государственного стандарта общего образования

Критерии готовности ОУ к введению стандарта разработана и утверждена основная об

№ слайда 13

Критерии готовности ОУ к введению стандарта разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения; нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.);приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения;определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования;- разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ;

Критерии готовности ОУ к введению стандарта определена оптимальная для реализаци

№ слайда 14

Критерии готовности ОУ к введению стандарта определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями(ем) дополнительного образования детей); разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС;осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов (возможно поэтапно по мере введения ФГОС начального общего образования);- обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования в контексте государственной политики в образовании. Презентация на заданную тему содержит 33 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Что такое ФГОС Образовательный стандарт – совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию

Задачи ФГОС - единство образовательного пространства РФ - преемственность основных образовательных программ начального общего образования и основного общего образования

ФГОС НОО Требования к структуре основной образовательной программы Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 20 % от общего объема основной образовательной программы начального общего образования.

ФГОС НОО Содержание Примерной основной образовательной программы НОО РАЗДЕЛ 1 Пояснительная записка должна раскрывать: цели реализации основной образовательной программы начального общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; принципы и подходы к формированию основной образовательной программы начального общего образования и состава участников образовательного процесса конкретного образовательного учреждения; общую характеристику основной образовательной программы начального общего образования.

Примерная основная образовательная программа РАЗДЕЛ 2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Планируемые результаты - система обобщенных личностно-ориентированных целей образования, обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, являются основой для разработки основных образовательных программ начального общего образования образовательных учреждений являются содержательной и критериальной основой для разработки учебных программ и учебно-методической литературы, системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы

Примерная основная образовательная программа РАЗДЕЛ 3. Учебный план начального общего образования Базисный учебный план - нормативная основа для разработки учебного плана образовательного учреждения Базисный учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей в том числе и внеурочную деятельность В учебном плане образовательного учреждения отражаются основные показатели базисного учебного плана: состав учебных предметов; недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам; общий и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся; направления внеурочной деятельности, формы ее организации, а также привлекаемые для ее реализации ресурсы

Читайте также: