Феномен культуроцентризма доклад по философии

Обновлено: 06.07.2024

Заключение. О применении культуроцентристского подхода в гуманитарных науках и социальном познании. Библиографический. Тенденции развития направлений. Глава 1. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ1. 1. Разрабатываемые современные методы, их адекватность и точность. Субъекты культурного познания. Введение. Глава 2. КУЛЬТУРОЦЕНТРИЗМ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИАЛЬНОМ ПОЗНАНИИ2. 1. Специфика и способы… Читать ещё >

Культуроцентризм в методологии современного социального познания и социальная практика ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
    • 1. 1. Разрабатываемые современные методы, их адекватность и точность
    • 1. 2. Субъекты культурного познания
    • 2. 1. Специфика и способы социального познания
    • 2. 2. О применении культуроцентристского подхода в гуманитарных науках и социальном познании
    • 2. 3. Культуроцентризм и развитие подходов и методов в социальном познании
    • 3. 1. Познание природы социальных явлений, закономерностей, их обработка и вклад в развитие социальных технологий
    • 3. 2. Тенденции развития направлений

    Актуальность дипломной работы. Актуальность культуроцентристского метода исследования социального знания во многом обуславливается характером современной эпохи и мировыми тенденциями в развитии современного общества. В конце ХХ века, благодаря научно-технической революции в области развития компьютерной техники, локальных и глобальных коммуникационных сетей, начался переход к информационному обществу. В этих условиях культуроцентристский подход к исследованию социального знания потребовал разработки нового механизма исследования в плане усиления гибкости, динамичности, открытости, информационной и технологической оснащенности.

    Объект дипломной работы. Объектом данного исследования выступает взаимосвязь социального контекста и исследовательских программ социально-гуманитарного знания, имеющееся соответствие эпохи современности и классической науки и переход к неклассической науке в период начавшейся трансформации современности.

    Теоретическая основа дипломной работы. Теоретическую основу данной работы составляют теории, практически одновременно сложившиеся в период самоопределения культурологи, таких ученых, как Ю. Лотман, С. Аверинцев, М. Гаспаров, В. Библер, Л. Баткин, А. Гуревич, В. Топоров и др.

    КУЛЬТУРОЦЕНТРИЗМ — трактовка культуры как наиболее значимого в теоретическом и методологическом плане феномена общества. Появление этого подхода относится к рубежу 19 и 20 вв., когда определился кризис натуралистической, позитивистской программы изучения социальных явлений. В основу его легло неокантианское различение природы и культуры, природных и общественных объектов. Открытие второй, наряду с природой, онтологической реальности — культуры — означало отказ от понимания ее как деятельности, направленной на реализацию природной сущности человека. Культура стала пониматься как формирование человека и общественных связей, как продукт истории и сама история, как самоосуществление человека, в ходе которого меняется его собственная природа.

    Первоначально культуроцентризм формировался как фиксация границ натуралистической программы, устанавливал границы каузального объяснения и противопоставлял ему понимание. Культура стала рассматриваться в качестве специфического объекта познания наук об обществе, требующего собственных методов исследования, учитывающих социальную активность субъектов деятельности. Существуют три правила конструирования идеальных типов в культуроцентризме: 1) соответствие постулату логической согласованности, под которым понимается следование научным методам данной дисциплины; 2) соответствие постулату субъективной интерпретации (принципу понимания); 3) соответствие постулату адекватности. Последний постулат означает: необходимо, чтобы понятие было ясно тому, кого оно описывает (человеку, живущему в данном “типе культуры”). В этом случае понимание превращается в способ рационализации опыта обыденного сознания.

    С введением метода понимания в методологию социальных наук возрастала опасность релятивизации знания, ибо разные предпосылки и контексты установления фактов, различные конвенции относительно смыслов порождают разные системы знаний. В ряде направлений герменевтики понимание выступает как способ субъективизации знания (В.Дильтеи, Ф. Шлейермахер). Известно несколько попыток избежать чисто психологической интерпретации понимания, сохранить общезначимость и объективность этого метода познания. Одна из них— трансцендентальная постановка вопроса (Г. Риккерт, М. Шелер). Вторая — онтологическая интерпретация (М. Хайдеггер, X. Г. Гадамер). Наконец, третья попытка — социологическая.

    На первой фазе культуроцентризм формировался исключительно как методология социальных наук. На второй фазе его программа приобрела общенаучное значение. Распространение стратегии культуроцентризма на методологию естествознания связано с интерпретацией естественных наук как воплощения деятельной активности общественно-исторического субъекта (Т. Кун, П. Феиерабенд, М. Малкей, Штарнбергская группа).

    Лит.; Зиммель Г. Философия культуры. М., 1996; Почин Л. Г. Социология культуры. М., 1996; Кравченко С. А., МннаканянС.А., Покровский Н. Е. Социология: парадигмы и темы. М., 1998; Культура: теории и проблемы. М,, 1995; Проблемы объяснения и понимания в научном познании. М., 1982, с. S7—119; Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. СПб., 1911; ШпенглерО. Закат Европы. М., 1993; ШюцА. Структуры повседневного мышления. — “Социологические исследования”. 1986,№ I.

    Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

    Читайте также: