Доклад на шмо учителей начальных классов об улучшении техники чтения

Обновлено: 05.07.2024

Сегодня происходят глобальные процессы информатизации общества. С каждым годом в геометрической прогрессии увеличивается количество текстовой информации, предъявляются новые требования к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки.

Залог успеха современного человека - в умении извлекать информацию из разных источников, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать.

Содержимое разработки

Доклад для ШМО учителей начальных классов

Подготовили: Конева Е.П.

Сидоренко Е. В.

Топорова С. А.

Тема: Формирование навыков смыслового чтения в начальной школе

По мнению международных специалистов обучающиеся российских школ в своем большинстве не умеют:

- работать с информацией: сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать;

- анализировать самостоятельно описанную ситуацию;

- составлять развёрнутый ответ в виде текста, выделять и анализировать детали;

- использовать разные типы чтения: ознакомительный, поисковый, аналитический;

- ответить на вопросы, предполагающие многократное возращение к условию с целью получить из него дополнительную информацию;

- учесть точку зрения или знания адресата;

- определить замысел и цели автора текста.

Есть над чем задуматься.

Сегодня происходят глобальные процессы информатизации общества. С каждым годом в геометрической прогрессии увеличивается количество текстовой информации, предъявляются новые требования к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки.

Хотим мы этого или нет, но новые условия порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Залог успеха современного человека - в умении извлекать информацию из разных источников, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать.

Установленные Федеральным государственным образовательным стандартом требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования.

Связующим звеном всех учебных предметов является текст. Умение работать с текстом позволяет добиваться оптимального результата.

Сегодня на уроках учителю недостаточно выразительно прочитать текст ученикам и ответить на пару готовых вопросов в учебнике. Каждому педагогу предстоит использовать на уроке различные комбинации приемов, которые помогут обучающимся воспринять графически оформленную текстовую информацию и переработать ее в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

Смысловое чтение - это такой вид деятельности, который нацелен на понимание читающим смыслового содержания прочитанного текста.

Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения, находить и извлекать информацию из различных текстов, работать с художественными, научно-популярными, официальными текстами, понимать и адекватно оценивать информацию из текста.

Стратегия смыслового чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.

Таки образом, выделяют три основных этапа работы над произведением.

Первый этап – работа с текстом до чтения.

На первом этапе необходимо начать работу с определения смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделить его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

На данном этапе уместно использовать прием антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Данный прием имеет несколько разновидностей:

а) Прогнозирование содержания текста по названию, фамилии автора, эпиграфу.

б) Восстановление текста с пропущенными элементами.

в) Составление до чтения плана текста с опорой на имеющиеся знания, читательский опыт, заголовок, жанр и стиль текста.

г) Угадывание хода мысли автора при чтении с остановками: Как вы думаете, что произойдёт дальше? Как будут развиваться события? К какому выводу придёт автор?

Прием антиципация является эффективным средством отработки техники чтения: при систематических тренировках ребёнок учится по начальным буквам угадывать слово, по начальным словам - фразу, по начальным фразам - содержание текста. Это называется смысловой догадкой. Такой приём существенно ускоряет темп чтения.

Второй этап – работа с текстом во время чтения.

Первичное чтение текста может быть организовано как самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Его цель - выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

Анализ текста предполагает постановку уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Это может быть диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов.

Последний вид работы на этом этапе – обобщение прочитанного. Работа строится в виде беседы по содержанию текста, постановки к тексту обобщающих вопросов, обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

Третий этап - работа с текстом после чтения.

Работа на заключительном третьем этапе может быть построена в форме коллективного обсуждения прочитанного. Здесь уместно соотнести читательскую интерпретацию произведения с авторской позицией, выявить и сформулировать основную идею текста.

При подготовке сегодняшнего выступления нами был проработан большой объем информации из различных источников. Мы обобщили собственный опыт и выбрали самые актуальные и продуктивные, на наш взгляд, варианты приёмов работы с текстом, которые позволят расширить предметную область и способствуют формированию важнейших метапреметных умений.

Предлагаем более подробно разобрать несколько наиболее интересных, на наш взгляд, приемов работы с текстом на уроках в начальной школе.

Название приема представляет собой аббревиатуру:

I — interactive (интерактивная).

N — noting (познавательная).

S — system for ( система ).

E — effective ( для эффективного ).

R — reading (чтения).

T — thinking (и размышления).

В методике Инсерт часто называют технологией эффективного чтения. Это маркировка текста. Применяется для стимулирования более внимательного чтения.

Как использовать прием "Инсерт" на уроках.

1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками на полях или на полоске бумаги, чтобы не пачкать учебник:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня, как никогда осознается необходимость повысить внимание к процессу формирования личности, дать ей возможность свободного творческого развития.

Доклад на МО

Подготовила: учитель МКОУ

Протокол №4 от 25.03.2014г.

Развитие – вот та основная цель, которую ставили и ставят во главу угла передовые педагоги разных времен. Сегодня, как никогда осознается необходимость повысить внимание к процессу формирования личности, дать ей возможность свободного творческого развития.

Главная из таких ценностей – дети. Следовательно, проблемы чтения детей всегда актуальны.

Чтение в жизни каждого культурного человека занимает важное место. Тот, кому недоступно искусство чтения – невоспитанный человек, нравственный невежда.

Как показали исследования многих учёных, из множества факторов влияния успеваемости школьников наиболее значительным является навык чтения. Проблема становления навыка чтения, обучению восприятию и пониманию текста, а также формирования квалифицированного чтения – одна из самых острых и постоянных проблем школьного обучения и её успешное решение во многом зависит от первых шагов ребёнка, обучающегося читать.

Почему некоторые школьники не понимают смысла текста, читают медленно, с трудом понимают и запоминают условие арифметических задач, грамматические правила и задания при однократном чтении, затрудняются выделить главное в научно-познавательной статье, учебном тесте? Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными?

Существует ряд причин, в том числе и социальные, – общий спад интереса к чтению, обилие источников информации помимо чтения и т. д.

Психологи рассматривают чтение как коммуникативную речевую познавательную деятельность, направленную на восприятие, осмысление и воспроизведение читаемого.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.

Гуманизация образования и направленность школы на развитие личности поставили перед начальным звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного чтения, элементарного литературного и нравственно-эстетического развития, формирования чтения как межпредметного умения.

Пути совершенствования навыков чтения.

Каждый учитель старается по-своему решить проблему совершенствования навыков чтения, стремится к тому, чтобы уроки чтения оставили заметный след в сознании каждого ученика, развивали у школьника интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные для жизни дальнейшей учебы умения и навыки.

И, несмотря на многие усилия, в классе всегда оказывается группа слабочитающих детей. У них работа с книгой вызывает умственную перегрузку, а это приводит к нежеланию читать. И, в конечном счёте, к отставанию в учёбе.

Оптимальная скорость чтения выпускников начального звена должна быть не менее 120 слов в минуту.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.

Какие упражнения можно использовать в работе по совершенствованию навыков чтения? К ним относятся:

 упражнения, направленные на развитие чёткого произношения;

 упражнения, вырабатывающие внимание к слову, его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения;

 упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память;

 упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст;

 упражнения на антиципацию отдельных слов;

 упражнения на преодоление регрессий;

 упражнения на развитие угла зрения.

Для этого предлагаются упражнения следующего вида:

а) разминка (артикуляционная гимнастика)

 вдох носом, выдох через рот;

 вдох, задержка дыхания, выдох;

 вдох, выдох по порциям.

б) упражнения для развития чёткости произношения:

 самолёты взлетают у-у-у

 машины едут ж-ж-ж

 лошадки поскакали цок-цок-цок

 ползёт змея ш-ш-ш

 муха бьётся в стекло з-з-з

в) чтение чистоговорок шёпотом и медленно:

Ра-ра-ра – начинается игра,

Ры-ры-ры – у нас в руках шары,

Ру-ру-ру – бью рукою по шару.

г) чтение тихо и умеренно:

арка – арта – арла – арса –арца –арда –арча –аржа

д) чтение громко и быстро:

гарь – парь – жарь

дверь – зверь –червь

е) чтение скороговорок, пословиц, поговорок.

С целью привлечь внимание к слову и его частям, предлагается чтение слов с одинаковым корнем: зелёный – зеленел – зазеленела; бодрый – ободрился – приободрился ; сельское хозяйство –хозяйственный – сельскохозяйственный.

Чтение согласных по таблице. Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда:


Огромная роль в воспитании, образовании, развитии школьников отводится чтению. Чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребенку, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. Поэтому одной из актуальных тем начальной школы является формирование навыка правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения.

Почему это сейчас особо актуальная проблема?

Во–первых, в наш век научно–технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению.

Но не только дети не читают, не читают и взрослые. По данным ВЦИОМ, в 2000 году в городе Москве был проведен первый Всероссийский конгресс в поддержку чтения. На нем было принято обращение к гражданам России: “… необходимо объединение всех сил, чтобы остановить “дебилизацию” детей, ибо давно известно: когда человек перестает читать, он перестает думать”.

Во–вторых, в классах много так называемых “детей риска”.

Экологическая, социальная напряженность, характеризующая переходный период развития нашей страны, снижение показателей социальной защищенности и здоровья детей ведут к увеличению в составе детского населения доли детей риска. По данным исследователей, количество детей риска составляет сегодня 35–45 % от общего состава детей.

Из своей практики заметила, что ученики всегда читают лучше, с интересом, когда изучают букварь. Проверка техники чтения в конце первого полугодия всегда показывает, что почти все ученики читают положенную норму (15–25 слов в минуту). Интерес к чтению теряется, дети начинают плохо читать со второго полугодия 1–го класса. И чтобы не допустить этого, со второго полугодия на первый план необходимо ставить техническую сторону чтения.

Интерес к чтению возникает в том случае, если читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальных классах является целенаправленное управление обучением чтению. В процессе работы я стараюсь формировать навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом с помощью специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность.

В работе по совершенствованию навыков чтения используются следующие упражнения:

Упражнения, направленные на развитие четкости произношения.

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения.

Упражнения, развивающие оперативную память и поле чтения.

Упражнения, способствующие четкости произношения.

Известно, что начинающий читать вслух недостаточно открывает рот и артикулирует звуки, поэтому, чтобы избежать монотонности, нечеткости произношения, такие упражнения необходимо давать всякий раз перед чтением. Дома тренироваться перед зеркалом.

Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

Задуйте свечу.

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу. Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Обрызгайте белье водой (в один прием, три, пять).

Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.

Выдох со счетом.

Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух. Использование скороговорки (хором):

Как на горке, на пригорке

Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)

Раз Егорка, два Егорка.

(и т. д. до полного выдоха).

Необходимо отметить, что уже после нескольких занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.

Речевая разминка.

Скороговорки, чистоговорки, упражнения в четком произношении абзаца, строфы.

Чтение сочетаний гласных и согласных.

Работа с таблицей согласных.

Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда:

б к з с т р м н в з р ш л н х

ж л п ф х ч ш б р п т с т к л

м н д г м к т ф т р м г н ж з

в д ф х ф г м н б с к т ф м н

п т к з р м в д г б ф к з р ч

з с ч к т ф т щ д м л х в д м

д г р ш к т б с т ц т р с ч ш

т р г х л д к в т ч б л м н з

м ф т ч с б н п ж л ч ш г х р

б с л н р г л ц м б д ф ц ж ц

н б с м н п р л к ф х ц ч ш п

ф щ м ж д ш х ч м к б п р в с

к п ш л ц з ч к л н в д щ ф т

р м н п ж л ш ц с х р з б ц в

ш ч ж н б в д з т г п ч х б к

Чтение блоков.

Чтение слогов, трехбуквенных сочетаний и слов по таблицам.

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения.

Чтение слов с общим корнем.

Чтение слов с разным корнем, нос одинаковыми окончаниями.

Чтение вслух непонятных слов из текста.

Установочное чтение.

Для выработки правильности чтения используется приём взаимопроверки: ученик читает текст из 1-2 абзацев своему соседу, тот следит за правильностью и отмечает ошибки. Затем роли меняются – другой читает следующие два абзаца. Все учащиеся заняты чтением, а учитель фиксирует в своём списке степень правильности чтения каждого ученика раз в неделю. Таким образом, у учителя имеется картина чтения, у детей воспитывается внимание к тексту.

Упражнения, развивающие оперативную память и поле чтения.

Зрительные диктанты (по И.Т. Федоренко).

На доске пишут один набор предложений, но можно и заготовить написанные предложения на листах бумаги, тогда не нужно затрачивать много времени на письмо на доске. Закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно одно предложение, и ребята в течение определенного времени (оно указано в таблице) читают про себя, стараясь запомнить это предложение. По истечении времени учитель закрывает предложение или стирает и предлагает записать его в тетрадях. Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. После того, как предложение закрыто, его также записывают в тетрадь.

Целесообразно записывать предложения на уроке чтения, так как на этом уроке дети много работают устно, а вот запись предложений послужит для смены вида деятельности. Эта работа занимает от 5 до 9 минут. Записи лучше выполнять в отдельной тетради, чтобы такая работа не повлияла на оценку в классной работе.

Непременное условие выполнения зрительных диктантов состоит в том, что их необходимо проводить ежедневно, только тогда они принесут ожидаемый результат.

Уже через месяц тренировочной работы появляются первые успехи в обучении чтению: дети легче усваивают смысл предложений, охотнее читают. За два месяца оперативная память развивается на столько, что ребенок может запомнить предложение, состоящее из 36 букв, то есть шести – восьми слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее.

Предлагаются на карточках тексты с пронумерованными предложениями, отдельные слова в которых лишены окончаний. Пропущенные буквы помещены на обороте карточек. Дети прочитывают про себя текст, стараясь понять его содержание. В случае затруднений разрешалось пользоваться ключом. Проверка антиципации проводилась после чтения.

Проверка внимания и соблюдения режима скорости чтения детьми осуществляется путем внезапной остановки учителя на каком-либо слове и повторении его. Дети должны также остановиться на этом слове и указать последнее слово, а учитель, пройдя между рядами, делает выборочную проверку.

Дети читаю до заданного слова (фразы, абзаца) и делают остановку. Далее размышляют, как будут происходить действия, предугадывают сюжет произведения.

Дидактические тренажёры и дидактические тренировочные средства для чтения.

Опыт свидетельствует о том, что применение дидактических тренажеров и дидактических тренировочных средств вносит в учебный процесс элементы новизны и занимательности, вызывает у школьников, особенно младших, большой интерес, стимулирует их внимание. Работа с тренажерами приобретает эмоциональную окраску. Все это значительно повышает коэф­фициент полезного действия труда учителя.

С помощью дидактических тренажеров очень быстро воссоздаются условия конкретной дидактической задачи, которую должны решить уча­щиеся. За счет экономии времени на воспроизведение условий задачи (а именно это подчас требует больших затрат времени, особенно в начальной школе) удается значительно увеличить количество таких задач-операций и обеспечить интенсивную тре­нировку учащихся в отрабатываемой деятельности и в выполне­нии необходимых действий, операций и т. п.

Тренировка чтения текстов начинается с решётки №4. Она накладывается на читаемую часть страницы и постепенно сдвигается вниз. При наложении решётки на текст перпендикулярные перегородки перекрывают некоторые участки текста (буквы, буквосочетания, слова).

Обучаемые, воспринимая видимые в окошках элементы текстов, должны мысленно восполнить перекрытые перепонками участки строки, восстанавливая смысл. Если логические связи содержания в отдельных местах теряются, можно разрешить сдвигать решётку на 203 мм влево или вправо, чтобы увеличить поле видимого участка текста. Для облегчения восстановления перекрытых участков текста можно переходить к чтению вполголоса.

Тренировка чтения с решёткой продолжается не более 5 минут непрерывно и сменяется чтением без решётки в течение 2-3 минут. Общее время тренировки не более 10-15 минут. Решётку №4 надо сменить на №5, когда появится ощущение легкого чтения.

Таким образом, если систематически проводить упражнения для совершенствования техники чтения на первой половине уроков, начиная с первого класса, можно научить учеников читать, воспитывая у них любовь к чтению.

Баранова Е.Е., Разумовская О.К. Как научить Вашего ребенка читать. - М., 2003.

Волокшина М.И. Белгородские учителя осваивают современные технологии обучения// Начальная школа. – 1998. - №1.

Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. - М., 1991.

Колганова Н.Е. Обучение полноценному чтению детской литературы// Начальная школа. - 2005. - №6.

Локакова Н.И. Как преодолеть медленное чтение у школьников// Начальная школа. – 1998. - №18.

Оморокова М.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей. - М., 1990.


-75%

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

«Совершенствование

техники чтения

Щепкина Яна Юрьевна

учитель начальных классов

2.Работа над техникой чтения.

3.Упражнения для совершенствования техники чтения.

4.Резервы обучения чтению.

5.Игры по обучению чтению.

6. Использованная литература.

Огромная роль в воспитании, образовании, развитие школьников отводится чтению. Чтение-это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребёнку, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. Поэтому одной из актуальных тем начальной школы является формирование навыков правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения.

За последнее десятилетие произошли большие изменения в образовании. Появились вариативные системы обучения, организуются опытно-экспериментальные работы, касающиеся модернизации процесса в начальной школе, совершенствуются содержание и структура образования.

На современном этапе развития общества, работая по традиционной системе обучения, каждый учитель начальных классов старается обновить содержание обучения и включает в свои уроки элементы современных технологий. Этого требует время.

В наш век научно-технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Но не только дети не читают, не читают и взрослые. Давно известно: когда человек перестаёт читать, он перестаёт думать. Экологическая, социальная напряжённость, характеризующая переходный период развития нашей страны, снижение показателей социальной защищённости и здоровья детей ведут к увеличению в составе детского населения доли детей риска. По данным исследователей, количество детей риска составляет сегодня 35-45% от общего состава детей.

Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть в достаточной мере грамотным письмом, не научатся правильно решать задачи.

Научить детей читать - значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом произведения, прививать любовь к чтению, помочь ребёнку познать окружающий его мир. Следовательно, овладение навыками чтения, это и средство, и одно из условий общего развития детей.

Процесс чтения очень сложен, поскольку в нём участвуют мышление, речь, восприятие, воображение.

Скорость чтения человека должна приблизиться к скорости его речи. Следовательно, у каждого человека темп чтения строго индивидуален. Чтение обогащает ребят. Расширяется словарь, устанавливаются причинно- следственные связи. Ученик легче справляется с изложениями, сочинениями, составлением предложений.

Работа над техникой чтения.

*В детях надо пробуждать любовь к чтению.

*Следует постоянно расширять их запас слов; когда дети понимают значение слов, им интересно читать.

* В первый раз читать тексты должен учитель. Он передаёт текст грамотно, эмоционально.

*Не надо торопить детей при чтении. Нужно учитывать возможности каждого ребёнка.

*В 1 классе не следует опрашивать ученика путём индивидуального чтения перед всем классом.

*Домашнее задание должно быть с творческим характером: нарисовать картинку по пройденному на уроке материалу; сделать аппликацию, выучить загадку, пословицу, поговорки.

*Важно просить родителей читать детям небольшие рассказы о жизни животных ( Сладкова, Чарушина.) Почему нужно читать о животных? Детям будет легче составлять предложения, легче описывать животных. Кроме того, ребёнок с удовольствием рассказывает о прочитанном классу. Интерес к чтению - залог высокой техники чтения.

*Нельзя заменять чтение уроками математики и русского языка, что часто случается перед контрольными работами по этим предметам.

*На уроках развития речи можно обсуждать и корректировать устные ответы.

*Со 2 полугодия учащиеся 1 класса должны читать библиотечные книги.

*Во 2-3 классах родители должны читать статьи из журналов, газет и обсуждать вместе.

*Нельзя задавать на дом большие тексты. Дома надо читать то, что было отработано на уроках: нельзя переутомлять детей чтением целых больших текстов.

*Всегда работать творчески: пусть дети высказывают своё мнение о героях, рассказывают о том, как бы они поступили сами.

*Чаще надо проводить выборочное чтение.

*Даже в 3 классе не надо порывать с чтением хором, читать надо всем классом, колонками, парами, по одному.

*Проводить конкурсы чтецов или литературные викторины.

*Проводить выставки книг и плакатов разных авторов на общую тему.

*Инсценирование стихов, рассказов (Драгунского, Чуковского)

*Проводить костюмированные музыкально-литературные вечера, развлечения по темам с приглашением родителей.

*Учителям старательно прочитать своим ученикам больше книг, сеющих доброе: произведения классиков, устного народного творчества- былины, пословицы, поговорки, загадки.

Упражнения для совершенствования техники чтения.

Звуковая разминка, куда входит работа над артикуляцией:

сочетания: А-У,А-О,Ы-И, Э-А,И-О.

согласные: Г-С-Ж, Ш-Ж-С;

согласные и гласные: ЖЕ,ЧЕ,ЩА,ЖРА,ЖРИ;

скороговорки: Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата, служат разминкой перед чтением.

3.Найди лишнее слово.

Использование этого приёма помогает ученикам научиться читать целыми словами.

Цель упражнения : развитие поля чтения, зрительного восприятия слов.

На максимальной скорости, читая про себя незнакомый текст, требуется найти ответы на вопросы. При этом нужно в процессе чтения плотно сжимать губы и зубы.

Цель упражнения : тренировка в скорочтении.

Также можно применять упражнения по совершенствованию техники чтения системы И.Г. Пальченко.

Чтение за диктором способствует развитию артикуляции и выработке навыка слитного прочтения слов.

Чтение в паре тренирует умение распределять внимание и положительно влияет на улучшение качества чтения слабых учащихся.

Многократное чтение способствует ежедневному накоплению в памяти ученика зрительных образов слов, учит правильному, быстрому и выразительному чтению. Многократное прочтение одного предложения осуществляется в таком порядке:

1-раз - медленное чтение с учителем, чёткое проговаривание слогов;

2-раз - повторное прочтение без учителя;

3-раз-плавное, слитное чтение слов;

4-раз - чтение в темпе разговорной речи;

5,6,7 -раз- предложение перечитывается с поочерёдной постановкой логического ударения на каждом знаменательном слове;

8,9,10- раз- темп чтения доводится до уровня скороговорки.

По методике профессора И.Т.Федоренко можно использовать зрительные диктанты для совершенствования техники чтения.

В каждом из 18 наборов имеется 6 предложений.

На доске пишется 6 предложений одного из наборов, и закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ребята в течение определённого времени читают про себя, стараясь запомнить это предложение.

По истечении этого времени стирается предложение и предлагается записать его на листочках. На 6 предложений одного набора уходит от 5 до 8 минут.

Также очень хорошо развивает поле зрения таблица Шульте.

Работа выполняется за 10 секунд.

У каждого ученика карточки, в каждую клеточку которой вписаны цифры от 1 до 10 и от 1 до 20 (1 класс) и от 1 до25 (2,3кл.). В работе с таблицами используется памятка:

1. Как можно быстрее назови все числа по порядку, указывая их карандашом.

2.Старайся запомнить расположение сразу двух- трёх следующих друг за другом чисел.

3. Помни: глаза смотрят в центр таблицы и видят всю её целиком.

Также проводить ежеурочные пятиминутки чтения. Любой урок начинать с пяти минут чтения.

Резервы обучения чтению.

Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами , а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создаёт раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объёму упражнения.

Жужжащее чтение.

Жужжащее чтение- это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса.

3 . Ежеурочные пятиминутки чтения.

У каждого ребёнка на парте лежит книга ( художественная книга с закладкой). И любой урок - будь то чтение, русский язык, математика, труд начинать с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, карандашом отмечают до какого места дочитали, кладут закладку, закрывают книгу. И дальше идёт обычный урок.

5 минут за урок. 4 урока в день.5 дней в неделю. 5х4х5=100 (минут)= 1ч.40мин.

4. Чтение перед сном .

Дело в том, последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию.

5. Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребёнок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности.

Режим щадящего чтения- это такой режим , когда ребёнок прочитает одну-две строчки и после этого получит кратковременный отдых . Такой режим автоматически получается, если ребёнок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картину- отдохнул. Если ребёнок устанет, то можно продолжить читать родителям.

Хорошо бы совместить четвёртую и пятую рекомендации, то есть просмотр диафильмов проводить перед сном.

Игры по обучению чтению.

Помоги слову найти последнюю букву.

Оборудование: касса букв и слогов.

Описание игры: учитель пишет на доске в два столбика начала слов и их последние буквы.

Ученик по вызову учителя соединяет начало слова с буквой и прочитает получившееся слово.

2.Слог или слово .

Описание игры: учитель записывает на доске трёхбуквенные слоги и слова. Дети должны как можно быстрее прочитать материал и выписать в тетрадь только слова.

Например: САД

3.Каждому слову - свой слог

Описание игры : учитель называет слово, дети определяют первый слог, составляют его или находят в кассе букв соответствующую карточку и показывают её.

Оборудование: касса букв и слогов.

4.Поймай выделенное слово.

Описание игры: на доске в столбик написаны 4-5 слов. Рядом с каждым из них за вертикальной чертой в строчку написано само это слово и несколько слов близких к нему по буквенному составу . Вызванный ученик читает слово и находит его среди тех, что размещены за чертой и подчёркивает его или обводит кружочком.

ЛИСА липа, лиса, лира, лиса, киса
ЛАК лук, лак, сук, мак, рак, лак

ЛАПА липа, лапа, папа, лиса

5. Дежурная буква.

Описание игры : учитель показывает букву, дети хором читают её. По сигналу учителя все записывают печатными буквами слова, которые начинаются с указанной буквы. Через 2-3 минуты учитель подаёт сигнал о завершении работы. Выигрывает тот, кто больше написал слова на заданную букву.

6. Найди слово.

Описание игры: на доске написаны три столбика слов. Вызванный к доске ученик должен найти в указанном столбике слово, названное учителем.

7. Подбери слова.

Оборудование: карточки слов.

Описание игры: на доске записаны два столбика слов, в первом - имена существительные, во втором – имена прилагательные. Нужно составить словосочетания из подходящих по смыслу слов.

Вызванный к доске ученик соединяет мелом пару слов: синий бант, глубокая река, интересная книга, высокое дерево.

8. Что изменилось?

Описание игры: на доске попарно записаны слова, которые отличаются друг от друга порядком слогов или букв( например: кони-кино, сон-нос, липа-пила) или буквенным составом( слон-стон, рак-мак, раки-руки). Вызванный ученик читает пару слов и объясняет, что во втором слове изменилось по сравнению с первым.

9.Найдём ошибку.

Описание игры: на доске написаны в столбик 4-5 слов, которые записаны с обратной стороны доски. Учитель на 4-5 секунд открывает доску и снова закрывает её. Учащиеся должны назвать слова прочитанного столбика в той последовательности, в которой они были записаны на доске.

Читайте также: