Федеральный проект региональная и местная дорожная сеть доклад

Обновлено: 04.07.2024

В 2021 году утвержден обновленный паспорт национального проекта "Безопасные качественные дороги". Ранее он назывался "Безопасные и качественные автомобильные дороги". Документ приведен в соответствие с Указом Президента России от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".

Национальный проект ориентирован на достижение национальной цели "Комфортная и безопасная среда для жизни". Основной целевой показатель проекта - обеспечение доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям, на уровне не менее 85% к 2024 году.

В новой редакции паспорта структура национального проекта расширена с 4 до 6 федеральных проектов.

Под руководством Минтранса России продолжается реализация проектов "Региональная и местная дорожная сеть" (предыдущее название - "Дорожная сеть") и "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства". С 2021 года также стартовала реализация новых федеральных проектов "Развитие федеральной магистральной сети" и "Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях".

Министерство внутренних дел РФ по-прежнему курирует проект "Безопасность дорожного движения", а Министерство обороны РФ - федеральный проект "Автомобильные дороги Минобороны России".

В рамках федерального проекта "Региональная и местная дорожная сеть" продолжится приведение в нормативное состояние региональных дорог и дорожной сети городских агломераций. Так, в 2021 году в программу мероприятий вошли объекты общей протяженностью свыше 16 тыс.км.

Отдельное внимание будет уделено приведению в нормативное состояние искусственных сооружений. Начиная с 2022 года в проекте предусмотрена реконструкция аварийных и предаварийных мостов, а с 2023 года - строительство путепроводов на региональных и местных дорогах.

Проект "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства" включает в себя мероприятия по внедрению интеллектуальных транспортных систем в городских агломерациях, размещение автоматических пунктов весогабаритного контроля, увеличение числа камер фото- и видеофиксации.

Кроме того, планируется увеличить число контрактов, предусматривающих применение наилучших технологий и материалов. Это позволит повысить качество и долговечность дорожного покрытия. Вырастет и доля заключаемых контрактов на принципах жизненного цикла. Благодаря заключению таких договоров подрядчик сможет на несколько лет вперед понимать те объемы работ, которые предстоит выполнить. Это даст возможность своевременно закупить материалы, подобрать необходимую технику и, как результат, больше сконцентрироваться на качестве ремонта.

Новым федеральным проектом "Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях" предусмотрено оказание Минтрансом России содействия регионам в обновлении парка городских автобусов, троллейбусов и трамваев. Федеральная поддержка осуществляется с применением механизма лизинга, а именно путем предоставления перевозчикам права приобретения транспортных средств со скидкой 60% от их стоимости. На конкурсной основе отобраны 13 городских агломераций, которые в 2021 году получат 412 новых транспортных средств - 305 автобусов и 107 троллейбусов.

Еще одно новое направление нацпроекта - федеральный проект "Развитие федеральной магистральной сети". До 2024 года планируется осуществить строительство и реконструкцию участков автодорог федерального значения общей протяженностью 1810,6 км, из них Росавтодором - 1440,5 км, ГК "Автодор" - 370,1 км.

Благодаря реализации комплекса мероприятий федерального проекта "Безопасность дорожного движения" предусмотрено снижение смертности в результате ДТП. А проект "Автомобильные дороги Минобороны России" позволит привести в нормативное состояние ведомственные дороги, что повысит доступность и привлекательность работы в воинских частях.

Изменилась не только структура, но и география нацпроекта. С 2021 года к числу участников нацпроекта присоединился Санкт-Петербург. Таким образом, проект реализуется на территории 84 субъектов РФ.

Одним из важных направлений реализации нацпроекта остается учет мнения жителей нашей страны о качестве выполняемых работ. В паспорте проекта в текущем году появились новые показатели оценки удовлетворенности граждан качеством и доступностью дорог, качеством транспортного обслуживания, а также безопасностью дорожного движения.

Напомним, ключевая задача дорожников - создание в российских регионах качественной, надежной и доступной транспортной инфраструктуры. Информация о том, что объект отремонтирован в рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги", уже стала знаком качества. Именно поэтому все этапы реализации нацпроекта контролируются с точностью до копейки потраченных бюджетных средств и до каждого сантиметра уложенного асфальта.


Проект: Система кооперации "ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СЕЛЬСОВЕТ"


Инициатива: “О принципах культуры мира в 21 веке”



Инициатива: Резолюция Всероссийской конференции Федерального Народного Совета


Инициатива: Основы ‎государственной политики по сохранению и укреплению ‎традиционных российских духовно-нравственных ценностей



Инициатива: Обращение к Путину В.В. Президенту РФ


Паспорт проекта утверждён: 24 декабря 2018 года.

  1. Увеличение доли автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяжённости не менее чем до 50% (относительно их протяжённости по состоянию на 31 декабря 2017 г.). Также утверждение органами государственной власти субъектов Российской Федерации таких нормативов, исходя из установленных на федеральном уровне требований безопасности автомобильных дорог.
  2. Снижение доли автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки, в их общей протяжённости на 10% по сравнению с 2017 годом.
  3. Снижение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети в два раза по сравнению с 2017 годом.
  4. Снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом – до уровня, не превышающего четырёх человек на 100 тысяч населения (к 2030 году – стремление к нулевому уровню смертности).
  • куратор национального проекта – заместитель председателя Правительства РФ Максим Акимов;
  • руководитель национального проекта – министр транспорта РФ Евгений Дитрих;
  • администратор национального проекта – первый заместитель министра транспорта РФ Иннокентий Алафинов.

Доля автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям:

  • 2019 год – 44,1%;
  • 2020 год – 44,9%;
  • 2021 год – 45,8%;
  • 2022 год – 46,8%;
  • 2023 год – 48,6%;
  • 2024 год – 50,9%.

Доля дорожной сети городских агломераций, находящаяся в нормативном состоянии:

  • 2019 год – 46%;
  • 2020 год – 52%;
  • 2021 год – 60%;
  • 2022 год – 68%;
  • 2023 год – 76%;
  • 2024 год – 85%.

Доля автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки:

  • 2019 год – 10,1%;
  • 2020 год – 9,9%;
  • 2021 год – 9,7%;
  • 2022 год – 9,5%;
  • 2023 год – 9,3%;
  • 2024 год – 9,1%.

Количество мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети:

  • 2019 год – 91,7%;
  • 2020 год – 83,4%;
  • 2021 год – 75,1%;
  • 2022 год – 66,8%;
  • 2023 год – 56,5%;
  • 2024 год – 50%.

Количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях человек на 100 тысяч населения:

  • 2019 год – 11,7%;
  • 2020 год – 10,9%;
  • 2021 год – 9,8%;
  • 2022 год – 8,4%;
  • 2023 год – 6,4%;
  • 2024 год – 4%;.

Доля контрактов на осуществление дорожной деятельности в рамках национального проекта, предусматривающих использование новых технологий и материалов, включённых в Реестр новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения. Процент в общем объёме новых государственных контрактов на выполнение работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог:

  • 2019 год – 10%;
  • 2020 год – 20%;
  • 2021 год – 40%;
  • 2022 год – 53%;
  • 2023 год – 66%;
  • 2024 год – 80%.

Доля контрактов на осуществление дорожной деятельности в рамках национального проекта, предусматривающих выполнение работ на принципах контракта жизненного цикла, предусматривающего объединение в один контракт различных видов дорожных работ. Процент в общем объёме новых государственных контрактов на выполнение работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог:

  • 2019 год – 10%;
  • 2020 год – 20%;
  • 2021 год – 35%;
  • 2022 год – 50%;
  • 2023 год – 60%;
  • 2024 год – 70%.

Доля автомобильных дорог Минобороны России, соответствующих нормативным требованиям:

  • 2019 год – 45%;
  • 2020 год – 47%;
  • 2021 год – 49%;
  • 2022 год – 53%;
  • 2023 год – 57%;
  • 2024 год – 60%.

Совокупные расходы на нацпроект до 31.12.2024 года составят 4779,7 млрд рублей, в том числе:

  • 440,9 млрд рублей – из федерального бюджета;
  • 4139,1 млрд рублей – из бюджетов субъектов РФ;
  • 199,7 млрд рублей – из внебюджетных источников.

Федеральные проекты национального проекта:

Видео о национальном проекте:

Реализация программ дорожной деятельности (региональных проектов) в отношении автомобильных дорог общего пользования, объектов улично-дорожной сети в целях:

увеличения в 2024 году доли автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности не менее чем до 50 процентов (относительно их протяженности по состоянию на 31 декабря 2017 г.);

снижения в 2024 году доли автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки, в их общей протяженности на 10 процентов по сравнению с 2017 годом;

снижения в 2024 году количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети в два раза по сравнению с 2017 годом;

доведения в 2024 году в крупнейших городских агломерациях доли автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности до 85 процентов.

Доля автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям "1", %

31 декабря 2017 г.

Доля дорожной сети городских агломераций, находящаяся в нормативном состоянии, %

31 декабря 2017 г.

Доля автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки, %

31 декабря 2017 г.

Количество мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети, %

31 декабря 2017 г.

"1" По данным формы статистической отчетности 1-ДГ по состоянию на 31 декабря 2017 г. общая протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения составляет 511 тыс. км.

3. Задачи и результаты федерального проекта

Наименование задачи, результата

Реализация программ дорожной деятельности (региональных проектов) в отношении автомобильных дорог общего пользования, объектов улично-дорожной сети в целях:

приведения в нормативное состояние сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения;

доведения доли улично-дорожной сети городских агломераций, находящейся в нормативном состоянии, до 85%; сокращения доли автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки;

ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий

Определение участков дорожной сети федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, которые должны быть приведены в нормативное состояние, дорожной сети городских агломераций (формирование перечней автомобильных дорог (участков автомобильных дорог), объектов улично-дорожной сети)

В целях формирования программ дорожной деятельности (региональных проектов) в субъектах Российской Федерации определены перечни участков дорожной сети федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, которые должны быть приведены в нормативное состояние, дорожной сети городских агломераций. На основании указанных перечней подготовлены проекты программ дорожной деятельности (региональных проектов)

Формирование программ дорожной деятельности (региональных проектов) в рамках федерального проекта "Дорожная сеть" федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (детализированные на период 2019 - 2021 годов, укрупненные на период 2022 - 2024 годов)

Программы дорожной деятельности (региональные проекты), детализированные на период 2019 - 2021 годов и укрупненные на период 2022 - 2024 годов, согласованы на уровне субъектов Российской Федерации, с ФАУ "Росдорнии" и представлены на утверждение в Росавтодор

Разработка и утверждение регламента взаимодействия Минтранса России, Росавтодора, Государственной компании "Автодор", ФАУ "Росдорнии", органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в рамках реализации национального проекта, предусматривающего, в том числе, установление порядка мониторинга контроля качества реализуемых субъектами Российской Федерации мероприятий федерального проекта

В целях организации взаимодействия Минтранса России, Росавтодора, Государственной компании "Автодор", ФАУ "Росдорнии", ФКУ "Центрдорразвития", органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в рамках реализации национального проекта утвержден Регламент взаимодействия

Утверждение Правительством Российской Федерации Правил распределения и предоставления иных межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации на реализацию мероприятий национального проекта

Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила распределения и предоставления иных межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации на реализацию мероприятий национального проекта

Заключение с субъектами Российской Федерации соглашений о предоставлении иных межбюджетных трансфертов, предусматривающих принятие субъектами Российской Федерации обязательств по достижению показателей и решению задач национального проекта

Росавтодором заключены соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов с субъектами Российской Федерации, участвующими в реализации национального проекта, для обеспечения возможности достижения установленных показателей и решения задач национального проекта

На сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, дорожной сети городских агломераций выполнены дорожные работы в целях приведения в нормативное состояние, снижения уровня перегрузки и ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий

Субъектами Российской Федерации достигнуты показатели федерального проекта в текущем году и представлены отчеты о реализации программ дорожной деятельности (региональных проектов) в Росавтодор

Субъектами Российской Федерации разработаны и представлены в Росавтодор согласованные программы дорожной деятельности (региональные проекты), актуализированные в том числе с учетом проведения оценки использования новых технологий и материалов за отчетный период

Программы дорожной деятельности (региональные проекты), актуализированные в том числе, с учетом проведения оценки использования новых технологий и материалов за отчетный период, утверждены и представлены на согласование в Росавтодор

На сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, дорожной сети городских агломераций выполнены дорожные работы в целях приведения в нормативное состояние, снижения уровня перегрузки и ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий

Субъектами Российской Федерации достигнуты показатели федерального проекта в текущем году и представлены отчеты о реализации программ дорожной деятельности (региональных проектов) в Росавтодор

Субъектами Российской Федерации разработаны и представлены в Росавтодор согласованные программы дорожной деятельности (региональные проекты), актуализированные в том числе с учетом проведения оценки использования новых технологий и материалов за отчетный период

Программы дорожной деятельности (региональные проекты), актуализированные в том числе с учетом проведения оценки использования новых технологий и материалов за отчетный период, утверждены и представлены на согласование в Росавтодор

На сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, дорожной сети городских агломераций выполнены дорожные работы в целях приведения в нормативное состояние, снижения уровня перегрузки и ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий

Субъектами достигнуты показатели федерального проекта в текущем году и представлены отчеты о реализации программ дорожной деятельности (региональных проектов) в Росавтодор

Субъектами Российской Федерации разработаны и представлены в Росавтодор согласованные программы дорожной деятельности (региональные проекты), актуализированные в том числе с учетом проведения оценки использования новых технологий и материалов за отчетный период

Программы дорожной деятельности (региональные проекты), актуализированные в том числе с учетом проведения оценки использования новых технологий и материалов за отчетный период, утверждены и представлены на согласование в Росавтодор

На сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, дорожной сети городских агломераций выполнены дорожные работы в целях приведения в нормативное состояние, снижения уровня перегрузки и ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий

Субъектами Российской Федерации достигнуты показатели федерального проекта в текущем году и представлены отчеты о реализации программ дорожной деятельности (региональных проектов) в Росавтодор

Субъектами Российской Федерации разработаны и представлены в Росавтодор согласованные программы дорожной деятельности (региональные проекты), актуализированные в том числе с учетом проведения оценки использования новых технологий и материалов за отчетный период

Программы дорожной деятельности (региональные проекты), актуализированные в том числе с учетом проведения оценки использования новых технологий и материалов за отчетный период, утверждены и представлены на согласование в Росавтодор

На сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, дорожной сети городских агломераций выполнены дорожные работы в целях приведения в нормативное состояние, снижения уровня перегрузки и ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий

Субъектами Российской Федерации достигнуты показатели федерального проекта в текущем году и представлены отчеты о реализации программ дорожной деятельности (региональных проектов) в Росавтодор

Субъектами Российской Федерации разработаны и представлены в Росавтодор согласованные программы дорожной деятельности (региональные проекты), актуализированные в том числе с учетом проведения оценки использования новых технологий и материалов за отчетный период

Программы дорожной деятельности (региональные проекты), актуализированные в том числе с учетом проведения оценки использования новых технологий и материалов за отчетный период, утверждены и представлены на согласование в Росавтодор

На сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, дорожной сети городских агломераций выполнены дорожные работы в целях приведения в нормативное состояние, снижения уровня перегрузки и ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий

Субъектами Российской Федерации достигнуты показатели федерального проекта в текущем году и представлены отчеты о реализации программ дорожной деятельности (региональных проектов) в Росавтодор

Как ремонтировалась и строилась дорожная сеть в 2021 году

Региональная дорога Кунгур—Cоликамск в Пермском крае реконструируется в рамках БКД

Региональная дорога Кунгур—Cоликамск в Пермском крае реконструируется в рамках БКД

Фото: Предоставлено Пресс-службой Федерального дорожного агентства

Региональная дорога Кунгур—Cоликамск в Пермском крае реконструируется в рамках БКД

Фото: Предоставлено Пресс-службой Федерального дорожного агентства

Ремонтируй это

Состояние дорожной сети на протяжении многих лет являлось одной из самых обсуждаемых тем в России. Из-за хронической нехватки денег многие автодороги не ремонтировались с советских времен, годами находясь в аварийном состоянии. В 2000-х годах удалось наладить стабильное финансирование федеральной сети, но региональные, межмуниципальные и муниципальные дороги по-прежнему вызывали массу вопросов у населения. Субъекты федерации пытались решить эту проблему собственными силами, получая поддержку у федерального бюджета.

Дороги контролируют датчиками и камерами

Первый блок — это организация различного вида контроля за дорожным движением. Одним из самым эффективных способов снизить количество нарушителей ПДД и уменьшить аварийность на дорогах является установка автоматических камер фотовидеофиксации. Сейчас на российских дорогах работает более 23 тыс. комплексов, парк приборов планируется расширить почти вдвое к 2030 году — на это в БКД предусмотрено 28,7 млрд руб. Только в текущем году в 84 субъектах установлено около 1 тыс. камер.

Первоначальный план обновления региональных и межмуниципальных дорог был рассчитан до 2024 года, но по решению президента все нацпроекты были переформатированы и продлены до 2030 года. В 2021 году нацпроект БКД значительно расширился, в нем были установлены новые показатели (см. инфографику), добавлены два новых федеральных проекта по обновлению пассажирского наземного транспорта и развитию федеральной дорожной сети, к 83 субъектам-участникам присоединилась Санкт-Петербургская городская агломерация. Сегодня нацпроект включает фактически весь ремонт и строительство основных дорожных объектов в стране. Общая сумма финансирования, выделенная на нацпроект до 2030 года, превышает беспрецедентные 3,7 трлн руб. (данные из паспорта национального проекта).

Как и в прошлые годы, в 2021 году основное внимание было направлено на ремонт дорожной сети. В текущем году число регионов—участников проекта БКД увеличилось до 84, агломераций — до 105. Общая протяженность объектов ремонта, реконструкции и строительства превысила 16,5 тыс. км. По данным на начало декабря, 97% всех работ завершены.

В ноябре, к примеру, в Забайкалье завершился ремонт последнего участка региональной трассы Могойтуй—Сретенск—Олочи, проходящей по территории семи районов и обеспечивающей связь между двумя федеральными трассами. Дорогу ремонтировали частями: 34 км — в 2019 году, 19 км — в 2020 году и последние 20 км — в 2021 году. В Ямало-Ненецком автономном округе в конце года закончились работы по ремонту 40 км региональных трасс и 9,2 км муниципальных автодорог в городах Салехард и Лабытнанги. В Ярославской области в нормативное состояние привели 6,3 км трассы Ярославль—Рыбинск и 5,6 км дороги Нагорье—Берендеево.

В ноябре были определены 11 регионов-лидеров, добившихся наибольших успехов в реализации нацпроекта в 2021 году: среди них — Белгородская, Ивановская, Курская, Липецкая, Мурманская, Пензенская, Оренбургская, Тульская области, Кабардино-Балкарская Республика, республики Адыгея и Татарстан.

Тоже являются частью проекта

Внутри БКД стоит выделить несколько важных социальных направлений. В первую очередь это строительство новых тротуаров, пандусов, заниженных бордюров и прочей инфраструктуры для удобства перемещения людей с ограниченными возможностями. В 2020 году было отремонтировано в общей сложности около 1,3 тыс. объектов, которыми пользуются маломобильные граждане, по итогам 2021 года — порядка 1,6 тыс.

Еще одно социальное направление — это ремонт дорог к детским садам и школам: с 2019 года в нормативное состояние привели более 1,4 тыс. таких улиц, в 2021 году — еще 780 объектов общей протяженностью 1,5 тыс. км. В Удмуртии, к примеру, отремонтировали более 51 км дорог к детским учреждениям в Ижевске, Сарапуле, Воткинске, Можге и Камбарке. В рамках ремонта были обновлены тротуары, построен пешеходный переход, установлены ограждения, подчеркивает замглавы администрации Первомайского района города Ижевска Сергей Кабанов. В Маловишерском и Новгородском районах Новгородской области отремонтировали 57 км магистралей, входящих в дорожную сеть школьных маршрутов. Во Владимире завершили обустройство участка автодороги Коммунар—Заклязьменский—Уварово—Бухолово, необходимой в качестве подъезда к новому зданию школы №46.

Что построено, то не сломать

Экспертная оценка

За годы реализации национального проекта БКД очевидны положительные изменения в состоянии региональной и межмуниципальной дорожной сети, отмечает председатель правления Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами Игорь Старыгин. Он также подчеркнул, что, несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию, дорожники сумели выполнить поставленные в рамках нацпроекта задачи. Не коснулась БКД и обсуждавшаяся в течение года проблема с повышением цен на стройматериалы и оттоком рабочей силы.

Планы на будущее

В 2022 году также будут разрабатываться мероприятия по дальнейшему развитию дорожно-транспортного комплекса. В октябре 2021 года на расширенном заседании президиума госсовета обсуждалась Транспортная стратегия России до 2035 года (утверждена распоряжением правительства от 27 ноября), по итогам которой президент России дал ряд важных поручений правительству. В частности, планируется определить источники финансирования опорной дорожной сети и разработать новые принципы формирования дорожных фонтов. Сейчас основной источник их пополнения — это акцизы на бензин, но эти принципы нужно пересмотреть с учетом массового распространения электромобилей и другого транспорта на альтернативных видах топлива.

Читайте также: