Европейская система защиты прав человека доклад

Обновлено: 04.07.2024

Наряду с универсальными документами, универсальными механизмами существуют и региональные системы международных организаций, региональные системы механизмов реализации в области защиты прав человека. Европейская ситема защиты прав человека занимает особое место среди региональных систем. Она создана в рамках Совета Европы, является старейшей и наиболее эффективной.

Совет Европы является одной из наиболее авторитетных региональных международных организаций в области прав человека. Он включает в себя 47 стран, 28 из которых являются членами Европейского Союза. Все страны-члены Совета Европы подписали Европейскую конвенцию о правах человека. За применением Конвенции следит Европейский суд по правам человека. Частные лица могут обратиться в Европейский суд с жалобами на нарушение прав человека только после того, как ими были исчерпаны все средства правовой защиты в своем государстве.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)включает 57 государств-участников и занимется правами человека в интересах обеспечения безопасности и поддержания мира в регионе. Осуществляет мониторинг соблюдения прав человека, через свое Бюро по демократическим институтам и правам человекаоказывает содействие государствам, стремящимся к проведению свободных выборов и формированию демократических систем управления.

Беларусь не является членом Совета Европы, соответственно, на нее не распространяется юрисдикция Европейского суда по правам человека. Несмотря на это, взаимодействие с Советом Европы продолжает развиваться по целому ряду направлений. Беларусь является стороной 12 нормативно-правовых инструментов Совета Европы (в сферах культуры, образования, права, борьбы с коррупцией и торговлей людьми, спорта). Прорабатывается возможность подключения к ряду других конвенций Совета Европы, открытых для присоединения стран, не являющихся членами Совета Европы. Беларусь принимает полноценное участие в четырех руководящих комитетах Совета Европы (по культуре, наследию и ландшафту; по образовательной политике и практике; по молодежи; по вопросам Всемирного антидопингового агентства), а также в ряде иных комитетов Совета Европы в качестве наблюдателя. По взаимной договоренности Беларуси и Совета Европы в июне 2009 года в г.Минске на базе Белорусского государственного университета начал свою работу информационный пункт Совета Европы. Основной задачей данного инфопункта является информирование государственных органов, общественных организаций, СМИ, вузов и граждан страны о Совете Европы, его ценностях, правовых инструментах, достижениях и приоритетах, а также содействие в проведении совместных мероприятий. С октября 2010 года Беларусь принимает участие в заседаниях Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии) в статусе ассоциированного члена. Источник: сайт Министерства Иностранных дел Республики Беларусь.

ЕСПЧ. Архивное фото

4 ноября 2015 года исполняется 65 лет с подписания Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод (неофициально — Европейская конвенция по правам человека) — основополагающий документ Совета Европы (СЕ). Подписана в Риме 4 ноября 1950 года, вступила в силу 3 сентября 1953 года.

Конвенция принята в развитие Всеобщей декларации прав человека, провозглашенной ООН в 1948 году, и повторяет ее главный тезис о том, что признание равных и неотъемлемых прав и свобод человека — основа "справедливости и всеобщего мира".

Однако если Декларация не является обязательным документом, будучи лишь "задачей, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства", Конвенция гарантирует соблюдение прав человека на территории стран-членов СЕ и определяет конкретный механизм их защиты.

Членство в СЕ прямо предполагает присоединение к Конвенции.

Раздел I Конвенции включает статьи, устанавливающие права и свободы человека.

В числе первых перечислены права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Запрещаются пытки и унижение, рабство и подневольный труд, дискриминация в осуществлении прав по любому признаку. Каждый имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

Подтверждается принцип презумпции невиновности.

Согласно статьям Конвенции, каждый имеет право на уважение личной жизни и жилища, свободу мысли, совести и религии, свободу выражения своего мнения, свободу мирных собраний и объединений.

Допускается ограничение свободы религии и убеждений в интересах безопасности, общественного здоровья или нравственности.

Осуществление права свободно выражать мнение, получать и распространять информацию "может быть сопряжено с формальностями, условиями или санкциями". Допустимы ограничения для военных и чиновников в плане свободы собраний и объединений; ограничение на политическую деятельность для иностранцев.

В случае войны или в "иных чрезвычайных обстоятельствах, угрожающих жизни нации", государство вправе отступить от положений Конвенции, но "только в той степени, в какой это обусловлено чрезвычайностью обстоятельств".

Раздел II Конвенции посвящен деятельности Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) как единственной инстанции, отвечающей за ее толкование и соблюдение.

Европейский Суд призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конвенции ее государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путем рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией. Возможна также подача жалобы на нарушение Конвенции государством — членом Совета Европы со стороны другого государства-члена.

Суд принимает жалобу к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние, национальные средства правовой защиты.

ЕСПЧ не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства — участника Конвенции. Поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции. Если решено, что нарушение Конвенции имело место, а внутреннее право государства-ответчика допускает возможность только частичного устранения последствий нарушения, потерпевшей стороне может быть присуждена "справедливая компенсация".

Судьи ЕСПЧ избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы по одному от каждой страны-члена СЕ на шестилетний срок с возможностью переизбрания. Судьи выступают в личном качестве, но представитель страны, являющейся стороной в деле, обязательно принимает участие в его рассмотрении.

Неотъемлемой частью Конвенции считаются Протоколы к ней, принятые в разные годы и дополняющие ее содержание.

В Протоколах зафиксировано право на образование и на неприкосновенность имущества, запрет на лишение свободы за долги, свобода передвижения и выбора места жительства. Отдельно подчеркнуто, что никто не может быть выслан из своей страны, и никого нельзя лишить права вернуться. Запрещается "коллективная высылка иностранцев". Государствам вменяется в обязанность "проводить с разумной периодичностью свободные выборы путем тайного голосования".

Протокол №13, принятый 3 мая 2002 года, отменяет смертную казнь в любых обстоятельствах, не допуская оговорок и ссылок, например, на случай войны или чрезвычайные обстоятельства.

Россия вступила в Совет Европы 28 февраля 1996 года, Федеральный закон "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" был подписан президентом РФ 30 марта 1998 года.

Глава 2 действующей Конституции РФ охватывает все те права и свободы человека и гражданина, которые перечислены в Конвенции, а также называет некоторые другие. Например, право на труд и на социальное обеспечение.

Установлено, что "каждый вправе обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты". Деятельность всех российских органов государственной власти не должна противоречить Конвенции, поскольку, в соответствии со статьей 15 Конституции РФ, она образует составную часть правовой системы России.

Российская Федерация подписала, но не ратифицировала Протокол №6 к Конвенции относительно отмены смертной казни.

При подписании Конвенции Россия сделала оговорку о поэтапном присоединении к Протоколу № 6. РФ не подписала и не ратифицировала Протокол № 13 относительно отмены смертной казни в любых обстоятельствах.

СОВЕТ ЕВРОПЫ / COUNCIL OF EUROPE / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / EUROPEAN UNION / ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / EUROPEAN COURT OF HUMAN RIGHTS / ЕВРОПЕЙСКАЯ СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / EUROPEAN SYSTEM FOR THE PROTECTION OF HUMAN RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бурчуладзе Георгий Паатович

В статье анализируются особенности становления системы защиты прав человека как совокупности содержащихся в европейских конвенциях и инкорпорированных в национальное законодательство европейских государств правовых норм о защите прав человека, а также деятельность Совета Европы и его органов по их реализации государствами - членами Совета Европы

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бурчуладзе Георгий Паатович

Международные пенитенциарные стандарты и Европейская практика защиты прав заключенных: ожидаемая перспектива для отечественного уголовно-исполнительного законодательства

TO THE QUESTION OF THE EUROPEAN SYSTEM OF PROTECTION OF HUMAN RIGHTS

The article analyzes the peculiarities of the formation of the human rights protection system as a set of legal norms on the protection of human rights contained in European conventions and incorporated into the national legislation of European states, as well as the activities of the Council of Europe and its bodies for their implementation by member states of the Council of Europe

БУРЧУЛАДЗЕ Георгий Паатович,

12.00.10 - международное право; европейское право

К ВОПРОСУ О ЕВРОПЕЙСКОЙ СИСТЕМЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация. В статье анализируются особенности становления системы защиты прав человека как совокупности содержащихся в европейских конвенциях и инкорпорированных в национальное законодательство европейских государств правовых норм о защите прав человека, а также деятельность Совета Европы и его органов по их реализации государствами - членами Совета Европы.

Ключевые слова: Совет Европы, Европейский союз, Европейский Суд по правам человека, европейская система защиты прав человека.

BURCHULADZE George Paatovich,

2nd year student, law faculty Lomonosov Moscow State University

TO THE QUESTION OF THE EUROPEAN SYSTEM OF PROTECTION OF HUMAN RIGHTS

Abstract. The article analyzes the peculiarities of the formation of the human rights protection system as a set of legal norms on the protection of human rights contained in European conventions and incorporated into the national legislation of European states, as well as the activities of the Council of Europe and its bodies for their implementation by member states of the Council of Europe.

Key words: Council of Europe; European Union; The European Court of Human Rights; European system for the protection of human rights.

Во второй половине XX в. в европейской практике оформилась эффективная система судебной защиты прав человека (далее - европейская система защиты прав человека), которая представляет собой совокупность содержащихся в европейских конвенциях и инкорпорированных в национальное законодательство европейских государств правовых норм о защите прав человека, а также деятельность Совета Европы и его органов по их реализации государствами - членами Совета Европы.

Среди различных направлений сотрудничества государства предприняли значительные усилия для создания действенных механизмов обеспечения и защиты прав и свобод человека. К их числу относится международная организация Совет Европы, объединяющая в своем составе 47 государств.

История создания Совета Европы связана с моментом открытия одноименного представительного мероприятия - Конгресса Европы, которое состоялось в Гааге с 7 по 10 мая 1948 г. Инициатором созыва такого всеевропейского форума выступил Международный комитет движений за европейское единство. Заседания Конгресса проходили в рамках трех секций, а именно комиссий по политическим, экономическим и политическим вопросам. Именно по инициативе данных комиссий по политическим и экономическим вопросам

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2018

УДК - 341.64 ББК - 67.91

было выработано предложение о разработке и принятии основополагающего европейского акта - Хартии прав человека. Это явилось одним из значимых результатов работы Конгресса. Кроме того, была высказана идея создания специального судебного органа, призванного осуществлять контроль над соблюдением положений Хартии прав человека. В основу деятельности такого судебного органа предполагалось положить возможность применять необходимые санкции в случае несоблюдения Хартии прав человека.

Следует отметить, что в ходе работы Конгресса был принят ряд резолюций, свидетельствующих о стремлении к более тесному европейскому объединению в форме экономического и политического союза государств. Так, первым этапом предполагалось образование Европейской Ассамблеи для усиления политической интеграции. Именно тогда в документах впервые появилось наименование Европейский союз.

В деятельности Европейского союза предполагалось объединить признающих нормы Хартии о правах человека и гарантирующих их соблюдение на своей территории европейские государства в соответствии с принципами демократического государства. Безусловно, основным результатом работы Конгресса стало создание в 1949 г. в Лондоне Совета Европы.

Совет Европы, штаб-квартира которого располагается в Страсбурге (Франция), продолжает свою работу и в настоящее время. В соответствии с Уставом Совета Европы, подписанным представителями Франции, Бельгии, Великобритании, Дании, Италии, Люксембурга, Ирландии, Норвегии, Нидерландов и Швеции, среди принципов работы Совета Европы следует выделить такие, как сотрудничество государств-членов, демократия и свобода, поощрение и защита прав и свобод человека и др. [8, с. 34].

Вслед за созданием Совет Европы занялся вопросом об учреждении специализированного судебного органа по защите прав человека, известного как Европейский Суд по правам человека. Однако решение вопроса о его создании проходило в сложных условиях. На конференции старших должностных лиц, состоявшейся в 1950 г., мнения о необходимости такого органа разделились между представителями Франции, Бельгии, Италии и Испании, выступавшими за учреждение суда, и противниками такого решения -представителями Великобритании, Нидерландов, Норвегии, Швеции, Греции и Турции. Основные дискуссии развернулись относительно объема полномочий предполагаемого судебного органа и его юрисдикции. В итоге было принято компромиссное решение, оставлявшее за каждым государством право на принятие его юрисдикции.

Учреждению Европейского Суда по правам человека способствовали факторы объективного и субъективного характера. Прежде всего, Европейский Суд представлял собой надгосударственный институт, что для мирового сообщества первой половины XX в., ориентировавшегося на классическую модель суверенитета, выглядело непривычно. Европейский континент только начинал реализовывать различные интеграционные модели, которые предполагали иные формы принятия решений, в том числе механизм судебного контроля. Кроме того, на становление Европейского Суда повлияло провозглашение концепции прав человека как определяющей в деятельности государственных и общественных институтов [3, с. 83-87]. Так, широкое распространение стал получать институт уполномоченных по правам человека (омбудсменов), зародившийся в североевропейских странах [13, с. 45].

В настоящее время Европейский Суд является правовым и социально-культурным институтом, выступающим для многих государств олицетворением высшей степени справедливого судебного разбирательства. Между тем, несмотря на свою значимость, Европейский Суд по правам человека является производным исполнительным механизмом в гарантированной реализации прав человека, регламентированных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (далее - ЕКПЧ).

Подписание ЕКПЧ всеми членами Совета Европы состоялось в Риме 4 ноября 1950 г. Такое событие стало правовой основой создания ЕСПЧ, поскольку,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2018

несмотря на важность своего предназначения, Суд стал производным исполнительным механизмом по гарантированной реализации прав человека. После того, как 3 сентября 1953 г. Люксембург ратифицировал Конвенцию, она вступила в силу.

Важно отметить, что именно нормы ЕКПЧ, принятые под эгидой Совета Европы в 1950 г. (далее -Конвенция или Европейская конвенция), легли в основу европейской системы защиты прав человека.

К европейской судебной защите относится и европейское прецедентное право, значительную часть которого представляет толкование положений ЕКПЧ, содержащееся в решениях ЕСПЧ.

Характеризуя ЕКПЧ, отметим, что она относится к международным актам, имеющим контрольный механизм (ст. 19 ЕКПЧ). С момента создания Европейской Конвенции и по настоящее временя контрольный механизм претерпел значительные изменения - от активного участия государств в судебных разбирательствах до независимого контрольного механизма. Некоторые ученые придерживаются мнения, что именно с момента принятия Европейской конвенции и ее контрольного механизма завершился процесс создания международного права прав человека [16, с. 6].

В европейской системе защиты прав человека Конвенция занимает особое место. По мнению М. Джаниса и Р. Кея, особенность Конвенции заключается, прежде всего, в том, что государства, которые ее ратифицировали, подчиняются даже спорным решениям Европейского Суда [5, с. 43].

Как полагает М. Де Сальвиа, Конвенция в системе европейского права играет роль общей институциональной нормы, а также выражает объективные обязательства, которые находятся под коллективной защитой [4, с. 56, 57].

Действительно, предназначение Конвенции заключалось не просто в дополнении Декларации прав человека, но и в подтверждении основной роли Европейского союза как демократического механизма. В связи с этим основное предназначение Конвенции состоит в предоставлении прямой и постоянной защиты закрепленных в ней прав [2, с. 468].

Важнейшей особенностью Конвенции является отказ от сложившихся представлений о компетенции постоянных международных судебных органов. Кроме того, Конвенция дает возможность непосредственного обращения граждан в созданную ею надгосударствен-ную юрисдикцию, в силу чего судебная защита их прав не является исключительной компетенцией государств. Как отмечает В.А. Туманов, гражданину был предоставлен статус субъекта международного права [14, с.

В соответствии со ст. 25 Конвенции физические лица, помимо государства, вправе обращаться в ЕСПЧ в связи с нарушением государством-участником установленных ею правил. Такое право является ядром учрежденной Конвенцией правовой системы, что

сыграло значительную роль в ее развитии. Вместе с тем при создании Конвенции эта норма рассматривалась как дополнительная и была принята с некоторыми оговорками.

А.И. Ковлер обращает внимание на то, что механизм защиты прав и свобод человека на европейском пространстве предоставляет импульсы для его совершенствования внутри государств, наделяя гражданина двойной правовой безопасностью, тем самым создавая парадигму правового статуса личности [7, с. 406, 407].

Ценность Конвенции, как полагает К. Васак, заключается в ее механизме, а не в правах, которые она призвана защищать [1, с. 673]. По мнению других ученых, ЕКПЧ является уникальным, жизненным и развивающимся механизмом [10, с. 36, 37].

Следует отметить, что индивидуальные жалобы, поданные физическими лицами либо государствами -участниками ЕКПЧ, рассматривались Европейской комиссией по правам человека, которая решала вопрос об их приемлемости. Положительное решение Комиссии давало возможность рассмотрения дела в ЕСПЧ по существу. Если для передачи дела в ЕСПЧ оснований не было, оно решалось Комитетом министров.

8 февраля 1996 г. Комитет министров Совета Европы, учитывая желание Российской Федерации стать членом Совета Европы, принял резолюцию № 96(2), в которой предложил нашему государству присоединиться к его Уставу, что и произошло 28 февраля 1996 г. [12]. С этого момента Российская Федерация стала тридцать девятым членом Совета Европы, что повлекло за собой определенные политические последствия [15].

Как отмечает П.А. Лаптев, присоединение Российской Федерации к Конвенции о защите прав человека и основных свобод приобрело новое качество и измерение - европейское [9, с. 31].

Согласно ст. 1 Конвенции, государство-участник после ее ратификации принимает на себя определенные обязательства: оно должно обеспечить соответствие национального законодательства положениям Европейской конвенции, а также устранить все нарушения прав и свобод человека в целях обеспечения режима защиты.

Итак, европейская система защиты прав человека как совокупность содержащихся в европейских конвенциях и инкорпорированных в национальное законодательство европейских государств правовых норм о защите прав человека, а также деятельность Совета Европы и его органов по их реализации государствами - членами Совета Европы является одной из наиболее успешных систем, поскольку те цели, которые преследовали европейские государства, были достигнуты и благополучно реализуются по настоящее время. Безусловно, сложно представить европейское право без существования данной системы, поскольку это не международное право в традиционном смысле, а особенное право, включенное в правовые системы

[1] Васак К. Совет Европы // Международное измерение прав человека. Париж, 1982. Т. 2.

[2] Гомьен Д., Харрис Д., Зваак А. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М., 1998.

[4] Де Сальвиа М. Европейская конвенция по правам человека. СПб., 2004.

[5] Джанис М., Кей Р. Европейская система защиты прав человека. Коннектикут, 1990.

[6] Игнатенко Г.В. Конвенция о защите прав и основных свобод в российской правовой системе: реальности и перспективы // Московский журнал международного права. 1997. № 3.

[7] Ковлер А.И. Антропология права: Учеб. для вузов. М., 2002.

[8] Коннов В.А., Грачева М.А. Вспомогательные репродуктивные технологии в свете гарантий права на уважение частной жизни (анализ российского законодательства и практик и Европейского Суда по правам человека) // Вестник Московского государственного областного университета. 2013. № 3.

[9] Лаптев П.А. Российское правосудие и Европейский Суд по правам человека // Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры в практике конституционного правосудия: Материалы Всерос. совещания / Под ред. М.А. Митюкова, С.Б. Кабышева, В.К. Боброва и А.В. Сычевой. М., 2004.

[10] Монтгомери Д. Права человека и достоинство. Даллас, 1986.

[11] Нешатаева Т.Н. Соответствовать требованиям европейских стандартов // Современная доктрина гражданского, арбитражного процесса и исполнитель-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2018

ного производства: теория и практика: Сб. науч. ст. Краснодар - СПб., 2004.

[12] Распоряжение Президента Российской Федерации от 13 февраля 1996 г. № 66-РП // СЗ РФ. 1996. № 8. Разд. третий. Ст. 743.

[14] Туманов В.А. Европейский Суд по правам человека: Очерк организации и деятельности. М., 2001.

[16] Чертов А.А. Европейский Суд по правам человека и развитие международного права прав человека: Автореф. дисс. . канд. юрид. наук. М., 2007.

[17] Энтин М.Л. Международные гарантии прав человека: опыт Совета Европы. М., 1997.

[1] Vasak K. Sovet Evropy' // Mezhdunarodnoe izmerenie prav cheloveka. Parizh, 1982. T. 2.

[2] Gom'en D., Xarris D., Zvaak A. Evropejskaya konvenciya o pravax cheloveka i Evropejskaya social'naya xartiya: pravo i praktika. M., 1998.

[3] Gricaev S.A. Obraz milicii (policii) v grazhdanskom obshhestve i deyatel'nost' Evropejskogo Suda po prava cheloveka // Problemy' pravooxranitel'noj deyatel'nosti i obrazovaniya: sbornik nauchny'x trudov doktorantov, ad"yunktov, aspirantov, soiskatelej. Vy'pusk 4. Belgorod: OONI i RID Bel YuI MVD Rossii, 2007.

[4] De Sal'via M. Evropejskaya konvenciya po pravam cheloveka. SPb., 2004.

[5] Dzhanis M., Kej R. Evropejskaya sistema zashhity' prav cheloveka. Konnektikut, 1990.

[6] Ignatenko G.V. Konvenciya o zashhite prav i osnovny'x svobod v rossijskoj pravovoj sisteme: real'nosti i perspektivy' // Moskovskij zhurnal mezhdunarodnogo prava. 1997. № 3.

[7] Kovler A.I. Antropologiya prava: Ucheb. dlya vuzov. M., 2002.

[8] Konnov V. A., Gracheva M.A. Vspomogatel'ny'e reproduktivny'e texnologii v svete garantij prava na uvazhenie chastnoj zhizni (analiz rossijskogo zakonodatel'stva i praktik i Evropejskogo Suda po pravam cheloveka) // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. 2013. № 3.

[9] Laptev P.A. Rossijskoe pravosudie i Evropejskij Sud po pravam cheloveka // Obshhepriznanny'e principy' i normy' mezhdunarodnogo prava, mezhdunarodny'e dogovory' v praktike konstitucionnogo pravosudiya: Materialy' Vseros. soveshhaniya / Pod red. M.A. Mityukova, S.B. Kaby'sheva, VK. Bobrova i A.V. Sy'chevoj. M., 2004.

[10] Montgomeri D. Prava cheloveka i dostoinstvo. Dallas, 1986.

[11] Neshataeva T.N. Sootvetstvovat' trebovaniyam evropejskix standartov // Sovremennaya doktrina grazhdanskogo, arbitrazhnogo processa i ispolnitel'nogo proizvodstva: teoriya i praktika: Sb. nauch. st. Krasnodar - SPb., 2004.

[12]Rasporyazhenie Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 13 fevralya 1996 g. № 66-RP // SZ RF. 1996. № 8. Razd. tretij. St. 743.

[14] Tumanov VA. Evropejskij Sud po pravam cheloveka: Ocherk organizacii i deyatel'nosti. M., 2001.


Европейский суд по правам человека (англ. European Court of Human Rights , фр. Cour européenne des droits de l’homme ) — международный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и включает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению Конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц.

Его защита распространяется на граждан России с 5 мая 1998 года.

Содержание

История возникновения

Вступившая в силу 3 сентября 1953 года Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты.

Первоначально этот механизм включал три органа, которые несли ответственность за обеспечение соблюдения обязательств, принятых на себя государствами-участниками Конвенции: Европейскую комиссию по правам человека, Европейский суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы.

С 1 ноября 1998 года, по вступлении в силу Протокола № 11, первые два из этих органов были заменены единым, постоянно действующим Европейским судом по правам человека. Его местонахождение — Дворец прав человека в Страсбурге (Франция), где находится и сам Совет Европы.

Согласно первоначальной системе все жалобы, поданные индивидуальными заявителями или государствами-участниками Конвенции, становились предметом предварительного рассмотрения Европейской Комиссии по правам человека. Она рассматривала вопрос об их приемлемости и при положительном решении передавала дело в Европейский суд по правам человека для принятия окончательного, имеющего обязательную силу решения. Если дело не передавалось в Суд, оно решалось Комитетом министров. С 1 октября 1994 года заявителям было предоставлено право самим передавать свои дела в Суд по жалобам, признанным Комиссией приемлемыми.

Европейский суд призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конвенции её государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путём рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией. Возможна также подача жалобы на нарушение Конвенции государством-членом Совета Европы со стороны другого государства-члена.

Начав свою деятельность в 1959 году, Европейский суд к концу 1998 года рассмотрел более тысячи дел, подавляющее большинство из которых — по жалобам граждан.

Условия подачи жалоб


Прежде, чем жалоба будет подана в Суд, необходимо строгое соблюдение нескольких непременных условий.

Юрисдикция Европейского суда по правам человека

Ратификация Конвенции и признание юрисдикции Европейского суда означает также и то, что деятельность всех российских органов государственной власти, в особенности судебных, их решения и используемые процедуры, равно как и решения законодательных органов, не должны противоречить положениям Конвенции, тем более что в соответствии со ст. 15, ч. 4 Конституции Российской Федерации она образует составную часть российской правовой системы.

За всю многолетнюю практику Европейского суда не было зафиксировано ни одного случая неисполнения решений Суда государствами-членами Совета Европы. Иное, согласно Уставу Совета Европы, может привести к приостановлению членства государства и, в конце концов, в соответствии с решением Комитета министров, — исключению государства из состава Совета Европы. В случае, если государство констатирует, что без изменения законодательства или судебной практики рассмотренная Европейским судом ситуация может повториться, оно, как правило, осуществляет необходимые новации.

В соответствии со ст. 46 Конвенции, надзор за исполнением решений Суда осуществляет Комитет министров Совета Европы, который во исполнение этой нормы призван следить не только за своевременной выплатой денежной компенсации, но и за тем, как государство-участник Конвенции исправляет ставшие очевидными в свете решения Суда расхождения норм его внутреннего права или позиции судебной практики со стандартами Совета Европы. Юридически решение, вынесенное Судом, обязательно лишь для государства-ответчика по делу. Однако нередко значимость решений Суда выходит за национальные пределы, воздействуя на право и судебную практику и других государств-участников Конвенции.

ЕСПЧ и Россия

Российским судьёй в ЕСПЧ является Анатолий Ковлер.

Уполномоченным Российской Федерации (то есть адвокатом правительства) долгое время работал Павел Лаптев, в 2007 году на эту должность назначена Вероника Милинчук, в 2008 году — Георгий Матюшкин.

  • 2001 год — 2490 жалоб,
  • 2002 год — 4716,
  • 2003 год — 6602,
  • 2004 год — 7855,
  • 2005 год — 10 009.

Согласно предварительным данным за 2008 год, из России поступило 28 % жалоб: 27 250 исков из 97 307. [1]

Периодически представители российских властей предлагают уменьшить количество исков, подаваемых в Европейский суд, путём запрета обращаться в Страсбург до исчерпания национальных средств правовой защиты. [2] Однако такое требование и без того содержится в Европейской конвенции о правах человека. При этом сам ЕСПЧ под исчерпанием средств правовой защиты применительно к России понимает прохождение первой и кассационной инстанций в российских судах; подача заявления о пересмотре дела в порядке надзора до подачи жалобы в ЕСПЧ необязательна. ЕСПЧ рассматривает жалобы до прохождения всех национальных инстанций, только если заявителю удаётся доказать, что его права не могли быть эффективно защищены с помощью внутренних средств правовой защиты.

ЕСПЧ последовательно признаёт, что условия содержания в местах заключения в России (отсутствие нормальной освещённости, перенаселение камер, устройство туалетов в камерах, содержание совместно курящих и некурящих и т. д.) сами по себе могут рассматриваться как бесчеловечное обращение и составлять нарушение Конвенции (см., например: Khudoyorov v. Russia, Labzov v. Russia, Novoselov v. Russia, Mayzit v. Russia, Kalashnikov v. Russia, Guliyev v. Russia, Shchebet v. Russia).

Читайте также: