Эвристики суждения поведенческие эффекты доклад

Обновлено: 02.07.2024

Всякая продуктивная деятельность человека, в сущности, является творчеством. Но, в зависимости от объёма и глубины знаний, накопленного опыта, интуиции уровень творчества различен. Изобретательское мастерство во многом определяется умением видеть тенденции развития техники. Новое техническое решение задачи, как правило, базируется на большом исследовательском, инженерном, производственном опыте разработчика и немыслимо без тщательного изучения технической и патентной литературы, непрерывного сопоставительного анализа с известными аналогами[12].

Цель данной работы – дать подробную характеристику эвристическим подходам в творчестве.

Объект исследования – значение и применение вышеупомянутых категорий в области инноватики и ТРИЗ.

В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи исследования:

- описать эвристические подходы и привести примеры их практического использования;

- выявить значение и область применения эвристических методов в ТРИЗ;

- указать на типовые ошибки, возникающие в результате изучения творчества при помощи эвристических приемов.

2 Сущность эвристики, ее происхождение и история развития

1) научно-прикладная дисциплина, изучающая творческую деятельность;

2) приемы решения проблемных задач в условиях неопределенности, которые обычно противопоставляются формальным методам решения, опирающимся, например, на точные математические алгоритмы.

3) метод обучения;

4) один из способов создания компьютерных программ.

Впервые учение об эвристических методах разработано и введено в практику Сократом. Подобные процедуры – в виде диспутов – были широко распространены в средневековых университетах. Построение диспутов осуществлялось в соответствии с выработанными нормативами, которые были творчески переосмыслены в XX столетии.

Многие авторы упоминают вклад в эвристику Раймонда Луллия (ок.1235 – ок.1315), который еще в XIV в. пытался создать машину для решения различных задач на основе всеобщей классификации понятий [11].

В XVIII в. Георг Лейбниц (1646 - 1716) и Рене Декарт (1596 - 1650) независимо друг от друга развили идею Р. Луллия и предложили универсальные языки классификации всех наук. Эти идеи легли в основу теоретических разработок в области создания искусственного интеллекта.

Начиная примерно с 30-х годов прошлого века стали появляться публикации различных авторов, предлагающих свои методы решения творческих задач в области инженерного конструирования, а позже и для решения ряда гуманитарных и социальных задач.

С конца 40-х годов Г.С. Альтшуллером был создан и стал развиваться такой мощный подход к решению инженерных и изобретательских задач, как ТРИЗ. В 60-х годах прошлого века возникло т.н. эвристическое программирование.

В своих исследованиях природы научных открытий, Имре Лакатос (1922 – 1974) ввел понятия позитивной и отрицательной эвристик.

В рамках научной школы некоторые правила предписывают, какими путями следовать в ходе дальнейших рассуждений. Эти правила и образуют позитивную эвристику. Другие же правила говорят, каких путей следует избегать. Это — отрицательная эвристика.

Этому принципу никто и никогда в точности не следовал: планеты обладают не одними только гравитационными свойствами, у них есть, например, электромагнитные характеристики, влияющие на движение.

Поэтому положительная эвристика является, вообще говоря, более гибкой, чем отрицательная.

Более того, время от времени случается, что когда исследовательская программа вступает в регрессивную фазу, то маленькая революция или творческий толчок в ее положительной эвристике может снова подвинуть ее в сторону прогрессивного сдвига.

3 Эвристические методы поиска новых решений

В философской, психологической, педагогической и кибернетической литературе под эвристическими методами понимаются различные процедуры, направленные на сокращение перебора вариантов [11]. Различные авторы по-разному характеризуют количество существующих эвристических методов (одни авторы называют несколько базовых, другие говорят о сотнях методов).

Эвристические методы увеличивают вероятность получения работоспособного – но не всегда оптимального – решения творческой задачи, возникшей, например, из-за неразработанности конкретной теории, неполноты или недостоверности исходных данных. Эвристические методы способны находить решения даже в очень сложных, непредвиденных ситуациях, однако здесь по эффективности они уступают точным алгоритмическим подходам.

Эвристические методы обеспечивают выявление, обработку и упорядочение системы закономерностей, механизмов и методологических средств конструирования нового задания и целеустремленных способов деятельности на основе обобщения прежнего опыта и опережающего отражения моделей будущего с целью решения поставленной задачи наиболее эффективно [12].

Система эвристических методов решения задач, как и знаний вообще, является системой открытого типа, т.е. с развитием науки и техники будут появляться все новые и новые эвристические методы.

Процесс решения задач с помощью метода эвристических приемов состоит из 5 последовательных этапов:

1. Постановка задачи технического творчества.

2. Выбор подходящих приемов на основе анализа недостатков и дефектов прототипа и по достигаемому эффекту аналог предполагаемого изобретения и противоречий его развития.

3. Преобразование прототипа с помощью выбранных приемов и формирование нескольких новых технических решений.

4. Анализ новых технических решений относительно осуществимости и степени эффективности использования.

5. Работу этапов 2 – 4 выполняют, выбирая другие прототипы [12].

· Упорядоченный поиск (применение теории решений);

· Кумулятивная стратегия Пейджа;

· Стратегия коллективной разработки гибких архитектурных проектов (CASA);

· Фундаментальный метод проектирования Мэтчетта (FDM);

· Выявление визуальных несоответствий;

· Исследование поведения потребителей;

· Выбор шкал измерения;

· Накопление и свертывание данных;

· Мозговая атака, мозговой штурм (А. Осборн);

· Синектика (У. Гордон);

· Ликвидация тупиковых ситуаций;

· Морфологический анализ (морфологические карты, морфологический ящик);

· Анализ взаимосвязанных областей решения (AIDA);

· Проектирование нововведений путем смещения границ;

· Функциональный подход, ФСА;

· Определение компонентов по Александеру;

· Классификация проектной информации;

· Контрольные перечни или списки контрольных вопросов (Д. Пойа, А. Осборн, Т. Эйлоарт);

· Ранжирование и взвешивание;

· Составление технического задания;

· Индекс надежности по Квирку.

Безусловно, можно отнести к эвристическим методам и различные модели ТРИЗ.

Как упоминалось выше, большую ценность представляют собрания и фонды эвристических приемов. Существуют индивидуальные фонды эвристических приемов, межотраслевой фонд эвристических приемов, которые являются главной составной частью метода эвристических приемов, обобщенного эвристического метода.

4 Систематическая эвристика

Способ последовательного системного анализа сложных инженерных задач, связанных с поиском более рациональных и эффективных решений. Метод систематической эвристики предназначен для решения задач, для которых отсутствует четкая математическая постановка или эффективные методы численного решения. Специфика этих задач заключается в иерархичности переработки информации, дифференцировании информации процессов, идентифицировании элементарных информационных операций. На основании этого ученым удалось, используя не численные методы описания таких операций, составить модели процесса поиска и переработки информации в виде эвристических программ.

Последние представляют собой совокупность предписаний, ориентирующих мышление разработчика в определенном направлении в зависимости от возникающей информационных ситуации.

Основой для составления программ явилась естественно - научная классификация всех решаемых в настоящее время информационных задач из области науки и техники. Они сгруппированы в шести столбцах б-ки эвристических программ. Столбцы в свою очередь состоят из ячеек, в которых собраны программы, дающие возможность проводить обработку информации в зависимости от этапа решения проблемы. Решение любой задачи из научно - технической области по методу систематической эвристики начинается с верхней программы, которая представляет собой общую схему решения задачи. В зависимости от класса задачи определяются необходимые процессы обработки информации.

Для их реализации применяются нижние программы из накопителя, которые могут быть найдены с помощью укрупненных программ и специальных таблиц вызова, формы эвристических программ отвечают требованиям простоты восприятия и удобства пользования. Этому в значительной мере способствует рассмотрение мыслительного процесса как системы, имеющей вход в виде исходных данных и выход - цель обработки. Таким образом, деятельность разработчика соответствует принципу самообучающейся системы, и в конечном счете он вырабатывает оптимальный стереотип поведения человека в процессе поиска решения. Авторы метода уделили большое внимание вопросам структурного и функционального анализа и синтеза систем, классификации, моделирования, оценки и оптимизации поливариантных решений.

Метод систематической эвристики предлагает близкие к оптимальным стратегию и тактику решения творческих задач на основе последних достижений в области кибернетики, эвристического программирования, информатики и психологии. Однако метод систематической эвристики не заменяет знаний разработчика, а только предполагает их полное и наиболее целесообразное использование. Поэтому необходим гибкий подход к инструментам данного метода.

Следует отметить ряд приемов поиска информации, которые предлагает метод.

К ним относится, прежде всего, переход в смежные системы при недостатке информации на входе или выходе исследуемой системы. При дефиците информации на выходе рекомендуется переходить на другие информационные уровни, которые подразделяются соответственно на материально-технический, информационный, метаинформационный.

Многолетняя практика использования б-ки эвристических программ свидетельствует об особой эффективности программы уточнения задачи.

При выполнении всех ее предписаний задача становится удобно обозримой, выявляются информационные неопределенности, возможен целеустремленный поиск рационального решения.

Необходимо указать и оригинальный и эффективный прием анализа потока функциональных преобразований, когда рассматриваются частные функции проектируемого устройства, многовариантность их реализации и дается их многоаспектная оценка.

Со времен Паппа эвристические приемы считаются универсальными. Исследуя творчество, психологи экспериментируют на головоломках и других простых задачах, считая механизм творчества одинаковым на всех уровнях. С таким же успехом можно пытаться постичь законы кораблестроения, экспериментируя с бумажными корабликами.

Эвристическое отыскивание решения в поисковом поле площадью в 100 000 попыток не может не отличаться от поиска на участке в 100 попыток. Тут нужны совершенно различные психологические механизмы [1, 42].

На протяжении всей эволюции мозг человека приспосабливается к решению задач, соответствующих по сложности примерно первому уровню. Эволюция сделала свое дело: задачи этого уровня могут решаться с полной

уверенностью. Даже с избыточной уверенностью. Выработанные механизмы мышления (включая эвристические приемы) годятся и на втором уровне. Но они оказываются совершенно непригодными для работы на высших творческих уровнях [1, 43].

Естественный отбор способствовал появлению и закреплению механизмов, свойственных первому уровню. Если и рождался человек с эвристическими способностями высших порядков, он не имел ни малейших преимуществ. Скорее наоборот [1, 43].

Следовательно, при изучении процесса творчества посредством эвристических приемов вероятны такие типовые ошибки как:

- допущение, что механизмы творчества едины (одинаковы) при решении задач, различных как по предмету, так и по уровням их сложности;

- изучение творческих задач в искусственно-лабораторных условиях, без решения реальных задач самими исследователями;

- переоценка чисто психологических факторов, без учета объективных законов развития, например, законов развития технических систем;

6 Заключение

Очевидно, что эвристика и эвристические приемы, несмотря на свою популярность и широкую область применения, обладают помимо достоинств, рядом общих, принципиально непреодолимых недостатков. По словам Г.С. Альтшуллера, это:

а) отсутствие механизма для составления списка всех возможных вариантов (а значит, нет гарантии выхода на самые выгодные, экономичные решения),

б) отсутствие объективных критериев отбора лучших вариантов: предложения оцениваются специалистами, и выбирают они, естественно, то, что подсказывает им здравый смысл (т.е. психологическая инерция).

Методы активизации хороши при решении простых задач и неэффективны для задач сложных, - а таких задач в современной изобретательской практике большинство. Именно от решения сложных задач зависят темпы прогресса.

Со времени своего появления эти методы активизации не претерпели существенных изменений, это означает, что выбран неверный путь, ведущий в тупик. Нужна иная – более эффективная – технология решения изобретательских задач [3].

7 Список использованных источников

1. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука (Теория решения изобретательских задач). – М.: Советское радио, 1979. – 179 с.

2. Джонс Дж. К. Методы проектирования. – М.: Мир, 1986. – 326 с.

3. Лакатос И. Методология исследовательских программ: Пер. с англ. – М.: АСТ, 2003. – 380 с.

4. Поскряков А.А. Инноватика: наука и учебная дисциплина. / Научная сессия МИФИ-98. Сборник научных трудов. Часть I. – М.: МИФИ, 1998. С. 184-186.

Эвристика - это простые стратегии или умственные процессы, которые люди, животные [1] [2] [3] организации [4] и машины [5] используют для быстрого формирования суждений , принятия решений и поиска решений сложных проблем. Это происходит, когда человек сосредотачивается на наиболее важных аспектах проблемы или ситуации, чтобы сформулировать решение. [6] [7] [8] [9]

СОДЕРЖАНИЕ

Герберт А. Саймон сформулировал одну из первых моделей эвристики, получившую название удовлетворительной . Его более общая исследовательская программа ставила вопрос о том, как люди принимают решения, когда не выполняются условия теории рационального выбора , то есть как люди принимают решения в условиях неопределенности. [14] Саймон также известен как отец ограниченной рациональности , которую он понимал как изучение соответствия (или несоответствия) между эвристикой и средой принятия решений. Позднее эта программа была расширена до исследования экологической рациональности .

Оригинальные идеи Герберта Саймона были подхвачены в 1990-х годах Гердом Гигеренцером и другими. С их точки зрения, изучение эвристики требует формальных моделей, которые позволяют прогнозировать поведение ex ante . Их программа состоит из трех аспектов: [17]

Среди прочего, эта программа показала, что эвристика может привести к быстрым, экономным и точным решениям во многих реальных ситуациях, которые характеризуются неопределенностью. [18]

Эти две разные исследовательские программы привели к двум типам эвристических моделей: формальным моделям и неформальным моделям. Формальные модели описывают процесс принятия решения в виде алгоритма, который позволяет проводить математические доказательства и компьютерное моделирование. Напротив, неформальные модели - это словесные описания.

  • Шаг 1: Установите уровень стремления α
  • Шаг 2: выберите первую альтернативу, удовлетворяющую α

Если альтернативы не найдено, можно адаптировать уровень стремления.

  • Шаг 3: Если по прошествии времени β ни одна альтернатива не удовлетворила α, уменьшите α на некоторую величину δ и вернитесь к шагу 1.

Об удовлетворении сообщалось во многих областях, например, в качестве эвристического метода, который автодилеры используют для определения цены на подержанные BMW. [21]

В отличие от удовлетворительного, эвристика исключения по аспектам Амоса Тверски может использоваться, когда все альтернативы доступны одновременно. Лицо, принимающее решение, постепенно сокращает количество альтернатив, устраняя альтернативы, которые не соответствуют уровню стремления определенного атрибута (или аспекта). [22]

Эвристика распознавания использует базовую психологическую способность к распознаванию, чтобы делать выводы о неизвестных величинах в мире. Для двух альтернатив эвристика: [23]

Если одна из двух альтернатив распознана, а другая нет, тогда сделайте вывод, что распознанная альтернатива имеет более высокое значение по отношению к критерию.

Например, на теннисном турнире Уимблдона 2003 года Энди Роддик играл с Томми Робредо. Если кто-то слышал о Роддике, но не слышал о Робредо, эвристика распознавания приводит к предсказанию, что Роддик победит. Эвристика распознавания использует частичное незнание, если кто-то слышал об обоих игроках или ни об одном из них, нужна другая стратегия. Исследования Уимблдона 2003 и 2005 годов показали, что эвристика распознавания, применяемая полусознательными игроками-любителями, предсказывала результаты всех одиночных игр джентльменов, причем лучше, чем посевы экспертов Уимблдона (которые слышали обо всех игроках), а также рейтинг ATP. [24] [25] Эвристика распознавания экологически рациональна (то есть, он хорошо предсказывает), когда достоверность признания существенно выше вероятности. В данном случае признание имен игроков сильно коррелирует с их шансами на победу. [26]

Правило поиска: поиск сигналов в порядке их действия v. Правило остановки: остановите поиск при нахождении первого сигнала, который различает две альтернативы (т. Е. Значения одного сигнала равны 0 и 1). Правило принятия решения: сделайте вывод, что альтернатива с положительным значением критерия (1) имеет более высокое значение критерия).

Достоверность v i реплики i определяется как доля правильных решений c i :

где ti - количество случаев, когда значения двух альтернатив различаются по сигналу i. Достоверность каждой реплики можно оценить по образцам наблюдений.

У самого лучшего есть замечательные свойства. По сравнению со сложными моделями машинного обучения было показано, что оно часто может предсказывать лучше, чем модели регрессии [28], деревья классификации и регрессии, нейронные сети и вспомогательные векторные машины . [Брайтон и Гигеренцер, 2015]

Точно так же психологические исследования показали, что в ситуациях, когда брать самое лучшее экологически рационально, большая часть людей склонна полагаться на него. Это включает принятие решений таможенниками аэропорта [29], профессиональными грабителями и полицейскими [30], а также студентами. [31] Условия, при которых извлечение лучшего является экологически рациональным, в основном известны. [32] Наилучшее показывает, что предыдущее мнение о том, что игнорирование части информации было бы вообще иррациональным, неверно. Меньше может быть больше.

Правило поиска : поиск сигналов в указанном порядке. Правило остановки : остановить поиск, если достигнут выход. Правило принятия решения : классифицируйте человека по выходу (здесь: нет ВИЧ или ВИЧ).


В общем, для n двоичных сигналов дерево быстрого и бережливого обращения имеет ровно n + 1 выход - по одному для каждого сигнала и два для последнего сигнала. Напротив, полное дерево решений требует 2 n выходов. Порядок реплик (тестов) в дереве быстрого и экономного определяется чувствительностью и специфичностью реплик или другими соображениями, такими как стоимость тестов. В случае дерева ВИЧ ELISA занимает первое место, потому что он дает меньше пропусков, чем тест вестерн-блоттинга, а также является менее дорогостоящим. Напротив, тест Вестерн-блот дает меньше ложных тревог. Напротив, в полном дереве порядок не имеет значения для точности классификаций.

Деревья быстрой экономии - это описательные или предписывающие модели принятия решений в условиях неопределенности. Например, анализ или судебные решения показали, что лучшая модель того, как лондонские магистраты принимают решения об освобождении под залог, - это быстрое и бережливое дерево. [36] Древо ВИЧ является одновременно предписывающим (врачей обучают процедуре) и описательной моделью, то есть большинство врачей действительно следует процедуре.

В психологии доступность - это легкость, с которой конкретная идея может быть доведена до ума. Когда люди оценивают вероятность или частоту события на основе его доступности, они используют эвристику доступности. [38] Когда редкое событие можно легко и ярко вспомнить, эта эвристика переоценивает его вероятность. Например, люди переоценивают вероятность смерти в драматическом событии, таком как торнадо или терроризм . Драматические насильственные смерти обычно более широко освещаются и, следовательно, более доступны. [39] С другой стороны, об обычных, но обыденных событиях трудно вспомнить, поэтому их вероятность недооценивается. К ним относятся смерти от самоубийства , инсульты и диабет . Эта эвристика - одна из причин, почему людей легче склонить к одной яркой истории, чем к большому количеству статистических данных. [40] Это также может сыграть роль в привлекательности лотерей : для того, кто покупает билет, широко разрекламированные ликующие победители более доступны, чем миллионы людей, которые ничего не выиграли. [39]

В одном эксперименте, который проводился перед президентскими выборами в США 1976 года , некоторых участников попросили представить победу Джеральда Форда , в то время как других проделали то же самое с победой Джимми Картера . Каждая группа впоследствии считала назначенного им кандидата значительно более вероятным победителем. Исследователи обнаружили аналогичный эффект, когда студенты представляли себе хороший или плохой сезон для футбольной команды колледжа . [42] Влияние воображения на субъективную правдоподобие было воспроизведено несколькими другими исследователями. [40]

Доступность концепции может зависеть от того, как давно и как часто она была доведена до ума. В одном исследовании испытуемым предлагали заполнить частичные предложения. Слова были выбраны, чтобы активировать концепцию враждебности или доброты: процесс, известный как прайминг . Затем им пришлось интерпретировать поведение человека, описанного в короткой двусмысленной истории. Их интерпретация была смещена в сторону той эмоции, которой они были восприняты: чем больше возбуждения, тем сильнее эффект. Больший интервал между начальной задачей и суждением уменьшал эффект. [43]

Тверски и Канеман предложили эвристику доступности в качестве объяснения иллюзорных корреляций, при которых люди ошибочно считают два события связанными друг с другом. Они объяснили, что люди судят о корреляции на основе легкости представления или воспоминания двух событий вместе. [38] [41]

В эксперименте 1973 года использовался психологический портрет Тома У., вымышленного аспиранта. [47] Одна группа испытуемых должна была оценить сходство Тома с типичным учеником в каждой из девяти академических областей (включая право, инженерное дело и библиотечное дело). Другая группа должна была оценить, насколько вероятно, что Том специализировался в каждой области. Если эти рейтинги вероятности регулируются вероятностью, тогда они должны напоминать базовые ставки. , то есть доля студентов в каждой из девяти областей (которые были отдельно оценены третьей группой). Если бы люди основывали свои суждения на вероятности, они бы сказали, что Том с большей вероятностью будет изучать гуманитарные науки, чем библиотечное дело, потому что студентов гуманитарных специальностей гораздо больше, а дополнительная информация в профиле расплывчата и ненадежна. Вместо этого оценки вероятности почти идеально совпадали с рейтингами сходства как в этом исследовании, так и в аналогичном, где испытуемые оценивали вероятность того, что вымышленная женщина выберет другую карьеру. Это говорит о том, что вместо оценки вероятности с использованием базовых показателей испытуемые заменили более доступным атрибутом сходства. [47]

Тверски и Канеман попросили испытуемых рассмотреть проблему случайной вариации. Представив для простоты, что ровно половина младенцев, рожденных в больнице, - мальчики, это соотношение не будет ровно половиной в каждый период времени. В одни дни родится больше девочек, а в другие - больше мальчиков. Вопрос заключался в том, зависит ли вероятность отклонения от ровно половины от того, много или мало рождений в день? Это хорошо известное следствие теории выборки. эти пропорции будут намного больше меняться изо дня в день, когда типичное количество рождений в день невелико. Однако ответы людей на эту проблему не отражают этого факта. Обычно они отвечают, что количество родов в больнице не влияет на вероятность рождения более 60% детей мужского пола за один день. Объяснение с точки зрения эвристики состоит в том, что люди учитывают только то, насколько репрезентативна цифра 60% от ранее данного среднего значения 50%. [41] [54]

Репрезентативность объясняет систематические ошибки, которые люди допускают при оценке вероятности случайных событий. Например, в последовательности подбрасываний монеты, при каждой из которых выпадает орел (H) или решка (T), люди склонны достоверно судить о четко структурированной последовательности, такой как HHHTTT, как о менее вероятной, чем о менее структурированной последовательности, такой как HTHTTH. Эти последовательности имеют точно такую ​​же вероятность, но люди склонны рассматривать более четко структурированные последовательности как менее репрезентативные для случайности и, следовательно, с меньшей вероятностью возникать в результате случайного процесса. [41] [57] Тверски и Канеман утверждали, что этот эффект лежит в основе заблуждения игрока ; склонность ожидать, что результаты в краткосрочной перспективе сравняются, например, ожидание игры в рулетку колесо оказалось черным, потому что последние несколько бросков оказались красными. [44] [58] Они подчеркнули, что даже специалисты по статистике были подвержены этой иллюзии: в опросе профессиональных психологов 1971 года они обнаружили, что респонденты ожидали, что выборки будут чрезмерно репрезентативными для населения, из которого они были взяты. В результате психологи систематически переоценивали статистическую силу своих тестов и недооценивали размер выборки, необходимый для содержательной проверки их гипотез. [41] [58]


На сумму денег, которую люди заплатят на аукционе за бутылку вина, можно повлиять, приняв произвольное двузначное число.

Эффект привязки был продемонстрирован множеством экспериментов как в лабораториях, так и в реальном мире. [60] [62] Остается, когда испытуемым предлагают деньги в качестве стимула быть точными или когда им прямо говорят не основывать свое суждение на привязке. [62] Эффект сильнее, когда людям приходится быстро выносить суждения. [63] Субъектам в этих экспериментах не хватает интроспективного понимания эвристики, поскольку они отрицают, что привязка повлияла на их оценки. [63]

Даже когда значение привязки явно случайное или экстремальное, оно все равно может искажать оценки. [62] В одном эксперименте испытуемым предлагалось оценить год первого визита Альберта Эйнштейна в Соединенные Штаты. Якоря 1215 и 1992 годов испортили ответы так же, как и более разумные годы якоря. [63] В других экспериментах испытуемых спрашивали, составляет ли средняя температура в Сан-Франциско более или менее 558 градусов, или же было выпущено более или менее 100 025 альбомов первой десятки The Beatles . Эти заведомо абсурдные якоря все же влияли на оценки истинных цифр. [60]

Привязка приводит к особенно сильному смещению, когда оценки выражаются в форме доверительного интервала . Примером может служить то, когда люди предсказывают значение индекса фондового рынка в конкретный день, определяя верхнюю и нижнюю границы так, чтобы они были на 98% уверены, что истинное значение попадет в этот диапазон. Надежный вывод состоит в том, что люди привязывают свои верхние и нижние границы слишком близко к своей наилучшей оценке. [41] Это приводит к эффекту самоуверенности . Один часто повторяемый вывод состоит в том, что когда люди на 98% уверены, что число находится в определенном диапазоне, они ошибаются примерно в 30-40% случаев. [41] [64]

Привязка также вызывает особые трудности, когда многие числа объединяются в составное суждение. Тверски и Канеман продемонстрировали это, попросив группу людей быстро оценить продукт 8 x 7 x 6 x 5 x 4 x 3 x 2 x 1. Другой группе пришлось оценить тот же продукт в обратном порядке; 1 x 2 x 3 x 4 x 5 x 6 x 7 x 8. Обе группы сильно недооценили ответ, но средняя оценка последней группы была значительно меньше. [65] Объяснение с точки зрения привязки состоит в том, что люди умножают первые несколько членов каждого продукта и привязываются к этой цифре. [65] Менее абстрактная задача - оценить вероятность крушения самолета, учитывая, что существует множество возможных неисправностей, каждая с вероятностью одна из миллиона. Обычный вывод из исследований этих задач состоит в том, что люди зацикливаются на вероятностях малых компонентов и поэтому недооценивают общую сумму. [65] Соответствующий эффект происходит, когда люди оценивают вероятность нескольких событий, происходящих последовательно, например, экспресс-ставка в скачках. Для такого рода суждений привязка к индивидуальным вероятностям приводит к переоценке совокупной вероятности. [65]

Также было показано, что привязка и корректировка влияют на оценки, выставляемые учащимся. В одном эксперименте 48 учителям раздали комплекты студенческих сочинений, каждое из которых нужно было оценить и вернуть. Им также дали вымышленный список предыдущих оценок учеников. Среднее значение этих оценок повлияло на оценки, которые учителя выставляли за сочинение. [70]

Схема сокращения усилий, предложенная Ануджем К. Шахом и Дэниелом М. Оппенгеймером, гласит, что люди используют различные методы, чтобы уменьшить усилия при принятии решений. [77]


Наглядный пример подстановки атрибута. Эта иллюзия работает, потому что 2D-размер частей сцены оценивается на основе 3D-размера (перспективы), который быстро вычисляется визуальной системой.

В 2002 году Дэниел Канеман и Шейн Фредерик предложили процесс, называемый подстановкой атрибутов, который происходит без осознания. Согласно этой теории, когда кто-то делает суждение (о целевом атрибуте ), которое является сложным в вычислительном отношении, заменяется более легко вычисляемый эвристический атрибут . [78] Фактически, сложная проблема решается путем ответа на довольно простую задачу, при этом человек не осознает, что это происходит. [75] Это объясняет, почему люди могут не осознавать свои собственные предубеждения и почему предубеждения сохраняются даже тогда, когда субъект узнает о них. Это также объясняет, почему человеческие суждения часто не показывают возврата к среднему значению . [75] [78] [79]

Считается, что эта замена имеет место в автоматической интуитивной системе суждения, а не в рефлексивной системе с большим самосознанием . Следовательно, когда кто-то пытается ответить на сложный вопрос, он может фактически ответить на связанный, но другой вопрос, не осознавая, что произошла замена. [75] [78]

В 1975 году психолог Стэнли Смит Стивенс предположил, что сила стимула (например, яркость света, тяжесть преступления) кодируется клетками мозга независимо от модальности . Канеман и Фредерик основывались на этой идее, утверждая, что целевой атрибут и эвристический атрибут могут сильно различаться по своей природе. [75]

[Люди] не привыкли много думать и часто довольствуются правдоподобным суждением, которое приходит на ум.

Дэниел Канеман , American Economic Review 93 (5) декабрь 2003 г., стр. 1450 [79]

Канеман и Фредерик предлагают три условия подстановки атрибутов: [75]

Уоррен Торнгейт, социальный психолог, реализовал десять простых правил принятия решений или эвристик в компьютерной программе. Он определил, как часто каждая эвристика выбирает альтернативы с наибольшим и наименьшим ожидаемым значением в серии случайно сгенерированных ситуаций принятия решений. Он обнаружил, что большинство смоделированных эвристик отбирают альтернативы с наибольшим ожидаемым значением и почти никогда не выбирают альтернативы с наименьшим ожидаемым значением. [82]

В современном понимании эвристика – это наука об организации процессов творческого мышления. Эвристика как метод представляет собой ментальные стратегии, использующиеся для решения проблем. Их еще называют эмпирическими стратегиями, потому что они позволяют человеку принимать быстрые и действенные решения, не обдумывая долго и мучительно каждый шаг. Во многих случаях эвристические методы чрезвычайно полезны, но они нередко приводят к ошибкам, которые психологи называют предубеждениями. В 1974 году Дэниел Канеман и Амос Тверски выделили три вида эвристических суждений; эта классификация используется в психологии и сегодня.

Эвристика доступности позволяет оценивать вероятность события на примере воспоминаний. Это часто ведет к предубеждению, поскольку, вместо того чтобы полагаться при оценке вероятности события на все имеющиеся в распоряжении данные, человек полагается исключительно на свою память, а как доказали ученые, чаще и быстрее всего вспоминаются недавние события. Например, если кто-нибудь за короткий период времени несколько раз увидит в новостях репортаж и прочитает несколько статей об изъятии домов за неуплату по кредиту, он вполне способен уверовать в то, что такой ход событий в общем весьма распространен и вероятен. А если кто-то без малейшего труда может перечислить друзей, которые развелись, он наверняка будет считать, что процент разводов выше, чем есть на самом деле, какие бы статистические данные ему ни приводили в качестве опровержения.

Эвристика доступности нередко заставляет людей переоценивать вероятность редко происходящих событий. Например, прочитав статью о недавней авиакатастрофе, человек начинает нервничать из-за предстоящего перелета. Случается и наоборот: люди склонны недооценивать вероятность довольно частых событий; скажем, они считают, что вряд ли заразятся венерической болезнью, занимаясь сексом без презерватива, на том основании, что некоторые их друзья делали это и остались здоровыми. А между тем риск весьма велик.

Согласно эвристике репрезентативности, мы склонны оценивать вероятность события или результата, выискивая в прошлом знакомое событие, с которым можно сравнить новое, и считая, что их вероятность совершенно одинакова. Самая большая ошибка эвристики репрезентативности – предположение, что сходство в одном непременно ведет к сходству и во всем остальном. Например, увидев человека в кожаной куртке с руками, покрытыми татуировками, кто-то вполне может предположить, что перед ним байкер. Этот человек считает, что парень в куртке выглядит именно так, как должен выглядеть представитель байкерского сообщества, и уверенно относит его к этой категории.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Принятие решений

Принятие решений Из опыта известно, что среди читателей, проследивших за логикой повествования, лишь несколько процентов к этому моменту правильно ухватили основные идеи. Из разговора двух преподавателей. «До чего студент глупый пошел. Сегодня на лекции раз

Принятие решений

Принятие решений

Принятие решений Иррационалы часто обвиняют рационалов в том, что они принимают решения, не посоветовавшись. Иррационалам кажется, что их устраняют из процесса принятия решений, так как все происходит слишком быстро. Они уверены, что их просто ставят перед фактом.

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ Сама потокограмма не является методом решения проблем / принятия решений. Я имею в виду, что если у нас имеется потокограмма, то мы можем использовать ее как основу для решения той или иной проблемы, как я продемонстрировал выше. Опасность здесь, однако,

Принятие вероятностных решений

Принятие вероятностных решений Большая часть принимаемых нами в жизни важных решений связана с вероятностями. Хотя более всестороннее обсуждение принятия решений будет проводиться в главе 8, давайте рассмотрим применение древовидных диаграмм в процессе принятия

Глава 8. Принятие решений

Глава 8. Принятие решений К вашей постели подходят шестеро врачей в белых халатах. Никто не улыбается. Результаты биопсии уже известны. Врач объясняет, что клетки имеют неправильную форму, это ненормально. Похоже, что опухоль не вполне злокачественная, но и

Принятие разумных решений

Принятие разумных решений Решение само по себе имеет место тогда, когда цель определена, информация собрана и проанализирована, когда для совершения лучшего выбора применяются специальные критерии, когда разработаны и оценены подробные планы. Уэлс и Харди (Wales & Hardi,

Координация ума. Принятие решений

Координация ума. Принятие решений Орел или решкаВы идете по берегу моря и замечаете наполовину торчащую из песка бутыль причудливой формы. Вы поднимаете и открываете ее. Из бутылки исходит легкий туман, который превращается в сказочного джинна. В отличие от прочих

Принятие Бессознательных Решений

Принятие Бессознательных Решений Как часто вы выслушивали людей, описывающих свои проблемы с большой ясностью, и только тогда понимали, что у них есть проблемы? Можете вы принять сознательное решение изменить поведение, чувства и реакции только для того, чтобы найти в

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ Здоровый ребенок. С первых лет жизни видна нерешительность астеника, его трудности в принятии самостоятельных решений, склонность к колебаниям, сомнениям. Он старается не брать на себя ответственность при решении самых простых вопросов.Если

Принятие решений

Принятие решений Принятие решений становится проблемой лишь тогда, когда мы не располагаем достаточным количеством необходимой информации. В противном случае сделать оптимальный выбор не представляется сложным. Может ли осознанное сновидение помочь найти эффективное

Принятие решений

Принятие решений

Принятие решений

Принятие решений Мозг, который сегодня принимает решения, эволюционировал на протяжении многих тысячелетий. Проблема в том, что большинство людей, пытающихся что-то продать, адресуют свои аргументы исключительно современному мозгу. Игнорируя древние в эволюционном

Принятие решений

Принятие решений Мы лучше понимаем, чего хотим, чем почему хотим этого. Покупатели склонны выбирать последнюю доступную возможность, но будут верить, что приняли решение по другим причинам, например из-за качества или цены. Молодые люди стараются выбирать автомобиль,

Эвристика (греч. - обнаруживаю, отыскиваю, открываю) - наука, изучающая закономерности построения новых действий в новой ситуации, т.е. организацию продуктивных процессов мышления, на основе которых осуществляется интенсификация процесса мышления, на основе которых осуществляется интенсификация процесса генерирования идей (гипотез) и последовательное повышение их правдоподобности (вероятности, достоверности).

С самого зарождения эвристики наряду с анализом процессов эвристической деятельности исследовались и возможности целенаправленного обучения этой деятельности, т.е. эвристика соприкасалась с педагогикой. Постепенно ярко обозначилось одно из направлений в развитии эвристики - педагогическая эвристика, которая помогает ответить на вопрос: как обучать эвристической деятельности? Она рассматривает принципиальные вопросы организации мыслительной деятельности в процессе обучения, т.е. в процессе освоения тех учебных предметов, которые составляют систему профессиональных знаний.

Вопросно-ответная форма обучения при наличии в ней элементов поиска помогала осуществлять элементарную эвристическую деятельность. Функции вопроса при этом разнообразны. Вопрос мог прямо подводить к достижению цели и не оставлять для обучаемого возможности рассуждать. Вопрос Мог подсказывать направление, в котором необходимо искать решение. Вопрос мог отдаленно наводить на путь достижения цели, не исключая при этом возможные альтернативы и необходимость рассуждений по обоснованию выбираемых способов и средств.

В настоящее время под эвристикой начинают понимать:

1. Специальные методы решения задач (эвристические методы), которые обычно противопоставляются формальным методам решения, опирающимся на точные математические модели. Использование эвристических методов сокращает время решения задач по сравнению с методом полного ненаправленного перебора возможных альтернатив; применение эвристических методов не всегда обеспечивает достижение поставленной цели.

2. Организацию процесса продуктивного творческого мышления (эвристическая деятельность). В этом случае эвристика понимается как совокупность присущих человеку механизмов, с помощью которых порождаются процедуры, направленные на решение творческих задач

3. Науку, изучающую эвристическую деятельность; специальный раздел науки о мышлении. Ее основной объект - творческая деятельность человека; важнейшие проблемы, связанные с моделями принятия решений. Эвристика как наука развивается на стыке психологии, теории искусственного интеллекта, структурной лингвистики, теории информации.

4. Специальный метод обучения или коллективного решения проблем.

Эвристическая деятельность представляет собой сложный, многоплановый, многоаспектный вид человеческой деятельности. Под эвристикой понимается наука, изучающая закономерности построения новых действий в новой ситуации. Новая ситуация - это никем не решенная задача или не изобретенное техническое устройство, необходимость которого выявлена (новой будет и ситуация, когда обучаемый встречается с нестандартной задачей своего уровня). Попадая в новую ситуацию, человек ищет пути и способы решения этой ситуации, пути, которые он раньше в своей практике не встречал и которые ему пока неизвестны. Если же ситуация не нова, то действия человека носят алгоритмический характер, т.е. он вспоминает их последовательность, которая обязательно приведет к цели. В этих действиях нет элементов эвристического мышления в отличие от новой ситуации, когда результат должен быть объективно или субъективно новым. Объективно - когда результат получен впервые, субъективно - когда результат является новым для человека, его получившего.

Учебная эвристическая деятельность

Эвристические функции мышления развиваются и реализуются в учебном процессе, т.е. в процессе освоения тех или иных учебных дисциплин. Представляя учебный процесс как сложную организованную деятельность по решению учебных задач, становится понятным, что от обучаемого требуются вполне определенные специальные умения и навыки организации поиска решения таких задач. Наиболее оптимальной деятельностью, в которой развиваются продуктивные способы мышления, умения достигать цели и получать результат решения задачи, является эвристическая деятельность.

Учебная эвристическая деятельность представляет собой деятельность, в ходе которой целенаправленно развиваются способности:

- понимать пути и методы продуктивной учебно-познавательной деятельности, творчески копировать их и обучаться при этом на своем и заимствованном опыте;

- систематизировать, т.е. упорядочивать учебную информацию в межпредметные комплексы и оперировать ею в эвристическом поиске при выполнении конкретных действий;

- адаптироваться к изменяющимся видам учебной деятельности и предвидеть ее результаты;

- планировать и прогнозировать интеллектуальную деятельность на основе эвристических и логических операций и стратегий;

- формировать и принимать решения по организации сложных видов учебной деятельности на основе правдоподобных рассуждений, эвристических операций и стратегий с последующей их логической проверкой.

Назовем некоторые факторы, способствующие ее успешному осуществлению.

Чрезвычайно важны способность и умения проводить оценочные мыслительные действия одного из вариантов решения до его практической проверки. Оценочные действия сопровождают процесс эвристического поиска от начала до завершения.

Рациональность действий помогает объединять вновь воспринимаемую информацию с ранее известной, включать ее в систему имеющихся знания, группировать и перегруппировывать данные задачи различными способами, останавливаясь на наиболее оптимальном варианте. Это обеспечит предпосылку развития способности генерировать рациональные идеи.

Основной принцип экономии действий выражается правилом: не делайте при помощи большего то, что можно сделать при помощи меньшего. Необходимо тщательно исследовать возможность привлечения наиболее необходимого материала, более близкого к рассматриваемой задаче. Однако полезно вспомнить и еще одно правило: в своем поиске держитесь к задаче возможно ближе, но будьте готовы отойти от нее настолько далеко, насколько вынуждают обстоятельства.

Эвристический поиск будет продуктивным, если он сопровождается настойчивым желанием найти решение, достичь цели. Оно мобилизует интеллектуальные ресурсы решающего задачу. Неудача не должна приводить к пессимизму. Нужно помнить, что изучать вопрос нужно до тех пор, пока не иссякнет надежда на появление какой-нибудь плодотворной мысли.

Одной из основных характеристик настойчивости является способность к доведению до конца. Имеется в виду не просто настойчивость, собранность, волевой настрой на завершение работы, а именно способность к доработке деталей, к настойчивому поиску наиболее рациональных способов решения, к совершенствованию первоначального замысла.

Одним из источников эвристической деятельности является информация (опыт), накопленная в памяти решающего. Во время эвристического поиска он извлекает нужную ему информацию, которая будет способствовать решению задачи. Этот сложнейший мыслительный акт извлечения актуальной информации называют актуализацией, приспособление извлеченной информации к решаемой задаче - ее организация. Механизм актуализации и организации информации при эвристически направленном поиске может быть различным. Один из них основан на распознавании в задаче знакомых элементов, которые уже встречались при решении других задач. Использование способов их решения может приблизить решаемого к результату. Назовем другие механизмы актуализации и организации информации: изоляция элементов, деталей задачи друг от друга, комбинация их в нужном для эвристического поиска направлении. Изоляция и комбинация, дополняя друг друга, продвигают процесс решения задачи. Разлагая целое на составные части, что способствует более пристальному изучению каждой из них, а затем воссоединяя их в различных комбинациях, мы заставляем эволюционировать наше понимание задачи, переходя к более перспективной ситуации.

Основным предметом учебной эвристической деятельности является учебная задача.

Учебная задача - определенно сформулированная информационная система, в которой есть информационная несогласованность между ее частями, что вызывает потребность в ее преобразовании и согласовании.

Учебная задача предполагает необходимость сознательного поиска, направленного на достижение результата.

Организация целенаправленного обучения элементам эвристической деятельности является основной проблемой педагогической эвристики.

Системные методы эвристического поиска принципиально новых решений задач различного характера начали создаваться и применяться в 40-60 гг. нашего столетия. Было разработано множество различных методов и их модификаций. Практика показала, что ряд методов имеют высокую эффективность и необходимость их дальнейшего развития не вызывает сомнения.

3. Группа экспертов выносит суждение о ценности выдвинутых гипотез. Экспертиза и отбор гипотез должны проводиться тщательным образом, оцениваются несерьезные и нереальные гипотезы.

6. Гипотезы оцениваются по 10-балльной системе и выводится средний балл по оценкам всех экспертов.

Модификации мозгового штурма

Сессии синекторов, как правило, начинаются не с точной постановки задачи, а с обсуждения ее признаков. Затем руководитель сессии переключает внимание на обсуждение более конкретных вопросов, постепенно направляя дискуссию в нужное русло. Таким образом, проблема сначала формулируется в общем виде. Сессия синекторов решает задачу вместе со специалистами в области обсуждаемых проблем. Постепенно участники подходят к пониманию проблемы и формулировке ее в понимании синекторов.

Чтение книги

Как человек решает свои проблемы? В большинстве случаев, он выбирает между возможными альтернативами. Если говорить более научным языком, человек использует метод полного ненаправленного перебора возможных альтернатив. Это предполагает огромное количество вариантов исхода событий. Анализ каждого варианта может занять приличное время, а это один из самых дорогих ресурсов. В любой сфере жизнедеятельности человека может возникнуть ситуация, когда необходимо принять решение в условиях ограниченного времени. Именно тогда, на помощь приходит эвристика.

Что такое эвристика?

Для понимания самой сути эвристики можно привести пример из общеобразовательной школьной программы. Например, в случае, когда ученику необходимо объяснить суть теоремы Пифагора, на доске он должен начертить прямоугольный треугольник. Таким образом наглядным становится соотношение между сторонами конкретной геометрической фигуры. Иными словами, чертёж является средством, которое облегчает ученику путь к решению. В это и заключается суть эвристических методов. Если при решении алгебраических задач, ученик будет руководствоваться решениями похожих задач, это так же будет считаться эвристическим методом. Говоря простыми словами, эвристика помогает сократить поиск, отсеяв всю информационную шелуху. Следствием этого, может стать новое видение для решения поставленной задачи.

Методы эвристики

История развития эвристики

Метод Сократа неоднократно был описан и развит в трудах многих известных деятелей. В числе таких: Архимед, Г. Галилей, Ф. Бекон и другие. Эвристику с педагогической точки зрения, рассматривали в своих трудах Ж.-Ж Руссо и Л. Н. Толстой. Оба автора пришли к выводу, что ребёнок должен познавать новое, через призму собственного опыта. При этом, ученик должен иметь свободу выбора при решении поставленных задач. Такой же точки зрения придерживались С. Френе, С. Т. Шацкий, П. Ф. Каптерев и другие.

Новый толчок развития эвристика получила в прошлом столетии, этому способствовало изобретение электронной вычислительной машины. Создание ЭВМ способствовало упрощению и ускорению поиска правильного решения, ведь компьютер, на основе полученных от программиста моделей и алгоритмов, мог подобрать правильный ответ.

Заключение

Читайте также: