Этикетные ошибки причины их возникновения доклад

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования Центр творчества "Радуга"

муниципального образования Тимашевский район

Конспект открытого занятия

по дополнительной общеобразовательной

уровень программы – базовый,

Группа 1, 3 года обучения

Разработала: педагог дополнительного образования

Кучинская Елена Николаевна

ст. Роговская, 2021 год

Ход занятия.

I . Организационный этап (3 мин.)

1. Приветствие.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Я произнесла обычную фразу приветствия, но при помощи неё я пожелала вам здоровья и тем самым сказала, что очень рада вас видеть на нашем занятии.

- Когда мы слышим разговор незнакомых людей, то довольно много можем узнать о них из их манеры речи, из употребляемых ими слов и выражений.

Сегодня мы с вами поговорим о правилах общения, о русском речевом этикете.

II . Основной этап занятия (37 минут)

1.Что такое речевой этикет? (5 минут)

Речевой этикет - это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения. Другими словами – это уважение к людям, умение общаться вежливо и тактично. К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для приветствия, прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь и т.д.

Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости и затруднений в общении.

Если мы соблюдаем правила речевого этикета и культуры речи, мы производим благоприятное впечатление, с нами хотят общаться, готовы помочь, выполнить просьбу. Поэтому, чтобы всегда быть на высоте, нужно хорошо знать основные правила речевого этикета.

Внимание народа к речевому этикету широко отразилось в фольклоре и литературных произведениях.

Предлагаю вам вспомнить пословицы и поговорки. Ваша задача – соединить стрелочками начало и конец пословицы или поговорки на карточках, которые вы получили.

Слово – стрела раз скажи, два раза послушай.

Говорить не устать кто слушает, тот собирает.

Кто говорит, тот сеет выпустишь – не вернешь.

Язык – один, уха – два да навек ссора.

Живое слово что меду напиться.

С тобой разговориться тот сам услышит, чего и не хочет.

3. Правила и формулы речевого этикета. (10 минут)

- В каждом языке есть особые группы слов, которые помогают установить контакт с собеседником, поддерживать этот контакт и достойно прервать общение. Эти слова называются этикетными. По-другому их называют формулами речевого этикета. А какие формулы речевого этикета знаете вы, ребята? (Дети отвечают)

Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. В российском обществе особую ценность представляют такие качества, как тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, сдержанность.

Как вы думаете, что подразумевают эти качества? (Используется наглядный материал – макет русской березки с листиками, на обратной стороне которых указаны качества русского речевого этикета. Учащиеся выбирают листочек и зачитывают вслух их значение.)

Тактичность - это умение понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.

Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.

Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения.

С таким качеством характера, как терпимость, тесно связана сдержанность - умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.

Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

1. Раздача учебного материала.

2. Самостоятельная работа детей.

3. Проверка правильности выполнения. (Приложение 1)

Употребление местоимений Вы, Ваш, ты, твой.

1) По отношению к незнакомому, малознакомому адресату.

2) При дружеском, фамильярном, отношении к адресату.

3) В неофициальной обстановке общения.

4) В официальной обстановке.

5) По отношению к равному и младшему адресату.

6) При подчеркнуто вежливом сдержанном отношении к адресату.

7) По отношению к хорошо знакомому адресату.

8) По отношению к равному и старшему (по возрасту, положению) адресату.

Уникальность русского речевого этикета заключается также в использовании имени и отчества, подчеркивающих уважение к человеку. В современном мире аналоги такого обращения встречаются редко. А за счет употребления уменьшительных форм имен и слов есть возможность подчеркнуть родственную (близкую) связь с собеседником (доченька, женушка, Катенька).

4. Физкультурная минутка (2 минуты)

- А сейчас давайте немного разомнемся.

(Проводится музыкальная физминутка)

5. Речевые этикетные ошибки (15 минут)

Как вы думаете, какие нарушения культуры речи допустил мальчик? Приятно ли слушать его речь? (Ответы детей)

- С проблемами, связанными с культурой речи, может встретиться каждый. Люди не привыкли задумываться о том, что они говорят и как это выглядит со стороны, поэтому довольно часто допускают ошибки в речи. Самыми распространенными среди нарушений речевого этикета являются:

· несоблюдение правил ритуала речевого этикета в конкретной ситуации (не поприветствовал, не извинился , забыл поблагодарить);

· выбор выражений, которые неуместны при данных обстоятельствах и по отношению к собеседнику;

- Ребята, а вы часто нарушаете правила речевого этикета? Разделите лист бумаги пополам. На одной половине напишите слова-паразиты, которые вы употребляете в своей речи, а на другой – слова, которые раздражают вас в речи окружающих. (Самостоятельная работа. Затем дети читают вслух написанные слова)

III . Заключительный этап (5 минут)

1.Подведение итогов занятия.

- Вот и подошло к концу наше занятие. Надеюсь, вы будете помнить, что каждый человек должен следить за правильностью речи и соблюдать нормы общения.

А сейчас я попрошу вас поделиться своими впечатлениями от нашего сегодняшнего занятия и высказать свои пожелания. (Ребята высказывают свое мнение о занятии) Предлагаю вам вспомнить формулы прощания и попрощаться, следуя речевому этикету. (Дети прощаются)

- Благодарю вас за работу. До свидания!

Слово учителя . Ребята, каждый для себя сделает вывод – а что дает нам знание речевого

этикета? / Выступления учащихся/.

Слово Пресс - центра. Подведение итогов.

Вывод учителя. Ребята, что для себя нового вы сегодня открыли на уроке? Да, ребята,

мы с вами должны следовать одному из правил высокой культуры: пожелай себе того,

чего желаешь другим. Если хочешь, чтобы с тобой были вежливы – будь вежлив сам .

Научись словесно выражать уважительное отношение к людям, введи это в обычай своего

повседневного речевого поведения. А в этом вам помогут памятки « Правила речевого

Слово учителя . Ребята, каждый для себя сделает вывод – а что дает нам знание речевого

этикета? / Выступления учащихся/.

Слово Пресс - центра. Подведение итогов.

Вывод учителя. Ребята, что для себя нового вы сегодня открыли на уроке? Да, ребята,

мы с вами должны следовать одному из правил высокой культуры: пожелай себе того,

чего желаешь другим. Если хочешь, чтобы с тобой были вежливы – будь вежлив сам .

Научись словесно выражать уважительное отношение к людям, введи это в обычай своего

повседневного речевого поведения. А в этом вам помогут памятки « Правила речевого

Слово учителя . Ребята, каждый для себя сделает вывод – а что дает нам знание речевого

этикета? / Выступления учащихся/.

Слово Пресс - центра. Подведение итогов.

Вывод учителя. Ребята, что для себя нового вы сегодня открыли на уроке? Да, ребята,

мы с вами должны следовать одному из правил высокой культуры: пожелай себе того,

чего желаешь другим. Если хочешь, чтобы с тобой были вежливы – будь вежлив сам .

Научись словесно выражать уважительное отношение к людям, введи это в обычай своего

повседневного речевого поведения. А в этом вам помогут памятки « Правила речевого

Приложение 1

Употребление местоимений Вы, Ваш, ты, твой.

1) По отношению к незнакомому, малознакомому адресату. (Вы, ваш)

2) При дружеском, фамильярном, отношении к адресату. (Ты, твой)

3) В неофициальной обстановке общения. (Ты, твой)

4) В официальной обстановке. (Вы, ваш)

5) По отношению к равному и младшему адресату. (Ты, твой)

6) При подчеркнуто вежливом сдержанном отношении к адресату. (Вы, ваш)

7) По отношению к хорошо знакомому адресату. (Ты, твой)

8) По отношению к равному и старшему (по возрасту, положению) адресату. (Вы, ваш)

Введение ………………………………………………………………. 3
1. Понятие, виды этикета………………………………………..…… 4
2. Самые распространенные ошибки в этикете……………………… 6
3. Распространенные ошибки в деловом этикете……………………
Заключение…………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………

Общение - условие и универсальный способ существования человека и общества, в процессе которого происходит обмен опытом, материальным и духовными ценностями, вырабатываются общие нормы, принципы, идеалы, установки, взгляды в различных сферах жизнедеятельности. На протяжении своего существования человечество выработало различные способы общения, которые, отражая объективные потребности коллективного образа жизни людей, становились все разнообразнее по мере развития самого общества.
Вступление общества в новую информационную эпоху своего развития определило возникновение и новых способов общения - прежде всего речь идет об имидже и о деловом этикете. Имидж и деловой этикет - это сложные коммуникативные структуры, востребованные условиями формирования и развития современной цивилизации. Их содержание, специфические особенности, смысловое значение и социальная роль все в большей степени привлекают внимание ученых.
В этой связи особое внимание и интерес вызывают вопросы, связанные совершением ошибок в этикете.
Целью данной работы является рассмотрение основных ошибок в этикете.

Итак этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.
Этикет позволяет людям без особых усилий пользоваться уже готовыми формами вежливости, принятой в данном обществе различными группами людей и на различных уровнях.
На мой взгляд, основной причиной возникновения ошибок в этикете является банальное не знание основных правил этикета.
Основным правилам этикета должны учить родители своих детей. Не лишним является введение небольшого спецкурса по этикету в школах.

После офорления заказа Вам будут доступны содержание, введение, список литературы*
*- если автор дал согласие и выложил это описание.

Нарушение этики речевого общения встречается повсеместно. Неприятный разговор заставляет человека переживать чувство досады. Появляется желание оказаться снова в ситуации, когда человек не успел правильно отреагировать на открытую вербальную агрессию, насмешки или сомнения в личных достоинствах.

Любой человек, который владеет речью и повседневно использует её с целью коммуникации, должен знать нормы и правила речевого этикета и следовать им неукоснительно

К сожалению, в повседневном общении между людьми существует такая проблема как прямое и намеренное нарушение всех постулатов этики речи. К таким нарушениям относится:

1. Игнорирование инициативы общения - открытое уклонение от коммуникации со знакомыми или людьми, которые связаны общим делом или вынуждены существовать вместе на одном територии.

2. Отсутствие ожидаемого эмоционального отклика - намеренная эмоциональная глухота собеседника, который не предоставляет говорящему никакой поддержки в виде невербальных средств: жестов, взглядов, мимики.

3. Нарушение принципа вежливости - недоброжелательное и неуважительное обращение к собеседнику и его высказываниям.

4. Проявление необоснованного доминирования в разговоре - повышение голоса, игнорирование высказываний, приказы, поучения и запреты.

5. Злоупотребление временем и вниманием собеседника, использование слишком длинных высказываний, преходящих в монолог, когда другие собеседники не имеют возможности высказаться.

6. Вмешательство в чужой разговор - универсальное коммуникативное табу, которое всегда недопустимо и всегда вызывает резкую негативную реакцию.

В ситуациях, когда нарушаются нормы речевой этики важно научиться открыто сообщать собеседнику, что именно вам не нравится и быстро пресекать любые попытки вербальной провокации.

Нужно быть готовым к неприятным эпизодам в общении, заранее продумывать высказывания и проговаривать их.

Правила этикета. Распространенные ошибки (16 фото)

ЗОНТ НИКОГДА НЕ СУШИТСЯ в раскрытом состоянии – ни в офисе, ни в гостях. Его нужно сложить и поставить в специальную подставку или повесить.

Правила этикета. Распространенные ошибки (16 фото)

СУМКУ НЕЛЬЗЯ ставить на колени или на свой стул. Маленькую нарядную сумочку, клатч можно положить на стол, объемную сумку повесить на спинку стула, или поставить на пол, если нет специального стульчика (такие часто подают в ресторанах). Портфель ставят на пол.

Правила этикета. Распространенные ошибки (16 фото)

ЦЕЛЛОФАНОВЫЕ ПАКЕТЫ допустимы только по возвращении из супермаркета, также как и бумажные фирменные пакеты из бутиков. Носить их потом с собой в качестве сумки – жлобство.

Правила этикета. Распространенные ошибки (16 фото)

МУЖЧИНА НИКОГДА не носит женскую сумку. И женское пальто он берет только для того, чтобы донести до раздевалки.

Правила этикета. Распространенные ошибки (16 фото)

ДОМАШНЯЯ ОДЕЖДА – это брюки и свитер, удобные, но имеющие приличный вид. Халат, пижама предназначены, чтобы утром дойти до ванной, а вечером – из ванной в спальню.

Правила этикета. Распространенные ошибки (16 фото)

С ТОГО МОМЕНТА, КАК РЕБЕНОК поселяется в отдельной комнате, приучитесь стучать, заходя к нему. Тогда и он будет поступать так же, прежде чем войти в вашу спальню.

Правила этикета. Распространенные ошибки (16 фото)

ЖЕНЩИНА МОЖЕТ не снимать в помещении шляпу и перчатки, но не шапку и варежки.

Правила этикета. Распространенные ошибки (16 фото)

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО УКРАШЕНИЙ по международному протоколу не должно превышать 13 предметов, причем сюда включаются ювелирные пуговицы. Поверх перчаток не надевают кольцо, но браслет позволителен. Чем темнее на улице, тем дороже украшения. Бриллианты раньше считались украшением для вечера и замужних дам, однако в последнее время стало позволительно носить бриллианты и днем. На молодой девушке серьги-гвоздики с бриллиантом около 0,25 карат вполне уместны.

Правила этикета. Распространенные ошибки (16 фото)

МУЖЧИНА ВСЕГДА первым входит в лифт, но выходит первым тот, кто ближе к двери.

Правила этикета. Распространенные ошибки (16 фото)

ГОВОРИТЬ ВО ВСЕУСЛЫШАНИЕ о том, что вы сидите на диете – дурной тон. Тем более нельзя под этим предлогом отказываться от блюд, предложенных гостеприимной хозяйкой. Обязательно похвалите ее кулинарные таланты, при этом вы можете ничего не есть. Также следует поступать с алкоголем. Почему вам нельзя пить – это ваши проблемы. Попросите белого сухого вина и слегка пригубите.

Читайте также: