Этика о нравственном выборе 4 класс доклад

Обновлено: 30.06.2024

Цель: формирование представлений о свободе и моральном выборе человека, моральном конфликте.

  • раскрыть сущность понятий: “свобода”, “моральный выбор”, “моральный конфликт”.
  • развивать коммуникативные навыки;
  • формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
  • создать условия для осознания учащимися, в каких ситуациях морального выбора оказывается человек;
  • формировать умение выбора между нравственным и безнравственным поведением человека;
  • формировать умение выбирать между своими интересами и интересами других людей.

Оборудование к уроку: Проектор, экран, УМК “Основы религиозных культур и светской этики” (Программа, автор Данилюк А. Я.)

1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012. – 63 с.

2. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М. Просвещение, 2012. – 239 с.

1. Организационный момент.

Звенит звонок, звенит звонок,
Зовёт нас снова на урок!

- С каким настроением вы пришли на урок?

- Чего вы ожидаете от урока?

2. Проверка домашнего задания (стр.21, первый вопрос).

Что является добродетелью, а что пороками - избытком или недостатком)?

Обоснуйте своё мнение. (Слайд 1)

- Кто сам справился с заданием?

- Кому было трудно? Как преодолели трудности?

3. Тема урока (Слайд 2).

Прочитайте тему урока. На какие вопросы вы бы хотели найти ответы?

Запишите тему в тетрадь.

4. Вы узнаете (Слайд 3):

1) Что такое свобода.

2) Как связана свобода с моральным выбором.

3) В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.

5. Изучение нового материала:

- С чем у вас ассоциируется слово “свобода”? (каникулы, полет птицы, воздух, небо, океан, теплый ветер, радостное настроение . – учитель фиксирует ответы детей на доске).

- Прочитаем определение слова “свобода” в учебнике на стр.22 и запишем его в тетрадь. (Слайд 4)

6. Практическая деятельность.

- Как вы думаете, все ли живые существа свободны? Могут ли животные быть свободными? (Ответы: да, нет. Краткое обоснование).

- Но только человек может выбирать, как ему поступить в той или иной ситуации, т.е. он совершает моральный выбор. (Просмотр фрагмента мультфильма “Цветик - семицветик.”) (Слайд 5).

- Перед каким выбором стояла девочка Женя? (Ответы детей, запись определения “моральный выбор” в тетрадях – учебник стр.22, 3 абзац.)

Каждый человек постоянно стоит перед выбором. И этот выбор зависит от того, какое самосознание у человека, к чему он стремится.

Вывод: человек всегда может сделать выбор. Выбор, направленный во благо другого, - моральный выбор (Слайд 6).

7. Контроль

  • Я УМЕЮ (петь, танцевать, играть на музыкальном инструменте . )
  • Я ХОЧУ. (научиться рисовать, вышивать, танцевать кадриль . )
  • Я ПОНИМАЮ.
  • МНЕ МОЖНО.

Ответы учащихся, представление рисунков и пояснения к ним.

Как вы определили, что вам можно, а что нельзя? Кто или что помогает сделать выбор как поступить?

8. Веселая ФИЗМИНУТКА (слайд 8).

(Слайд 9) Работа с учебником. Чтение страниц 22-23 и ответы на вопросы:

- от чего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением?

- как должен поступать добродетельный человек?

- что такое моральный конфликт?

(Слайд 10). Учащимся демонстрируется мультфильм “Все в твоих руках”.

- Какие 2 пути выбора стояли перед учеником? Оцените их.

- Какой путь выбрали бы вы?

10. Итоговая беседа (Слайд 11).

- Что такое свобода?

- Что такое моральный выбор?

- В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек?

11. Рефлексия (Нарисовать в тетради) (Слайд 12).

“Солнышко” - мне всё удалось, “солнышко и тучка” - мне не всё удалось, “тучка” - у меня ничего не получилось.

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.(“Молодец”, “Умница”, “Хорошо”)

13. Домашнее задание (Слайд 13).

- Перечитайте “Сказку о мертвой царевне и семи богатырях”. А.С. Пушкина. В какой ситуации морального выбора оказалась чернавка?

Прежде чем мы начнем новую тему, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлых уроках.

Тема нашего урока - Нравственный выбор. Запишите.

Теперь напишите в тетради свое имя. Раскрасьте его в любимый цвет. Какого цвета ваше имя?

- Скажите, вас кто–нибудь принуждал к выбору цвета?

Прочитайте слово по первым буквам картинок. СВОБОДА

-Запишите это слово в своей тетради. С какими словами ассоциируется у вас это слово? Ответы

Когда вы раскрашивали свое имя, у вас была СВОБОДА ВЫБОРА.

Каждый день человек совершает самые разные поступки. Хорошие и плохие для окружающих или только для самого человека. За каждым поступком стоит выбор. Кто совершает этот выбор? (Ответы учащихся).

Вспомните, мы говорили, что светская этика предполагает…

Как понять, хорошие поступки мы совершаем или нет, приносят ли наши поступки радость и удовлетворение окружающим или нет?

Чтобы ответить на этот вопрос, можно вспомнить золотое правило этики.

Сегодня мы будем говорить о свободе, о выборе, о нравственности.

Послушайте восточную притчу Мастер- учитель.

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Кто решал судьбу бабочки?

Был ли ученик свободен в своем выборе?

Как вы думаете, что ответил Мастер ученику?

Ребята, как вы поняли слова Мастера? (Ответы учащихся).

Человек всегда может сделать выбор.

И у вас, когда вы писали свое имя, и у ученика была свобода выбора.

Что такое свобода?

Что значит быть свободным? (Отвечать за свое поведение, за соблюдение норм и правил, принятых в обществе.)

Мы не может выбирать дышать или не дышать, но мы всегда выбираем, как ему поступить по отношению к другим людям.

Этот выбор называют нравственным.

Нравственный Выбор- это выбор, направленный во благо другого человека

НВ- выбор между добром и злом. Этот выбор происходит не только в важнейших, судьбоносных решениях: спастись самому или спасти другого ценой собственной жизни, а в любых, повседневных ситуациях: уступить место в транспорте или нет, опоздать или прийти вовремя. Вся жизнь человека состоит из постоянного выбора, между добром и злом.

Приведите примеры ситуаций из ващего жизненного опыта, когда вам нужно было сделать нравственный выбор.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

мораль нравственность культура этика Учение о нравственности и морали, правильном и достойном поведении Правила поведения, одобренные людьми и объясняющие, какие поступки считаются добрыми, а какие злыми Добрые качества человека, побуждающие его следовать правилам морали. Всё полезное и красивое, что создано людьми, а не природой. Вспоминаем, что знаем

добро Мысли, слова, дела, которые люди считают хорошими и полезными Справедливость, добро, совесть, свобода - Духовные ценности Образец поведения идеал общение Обмен информацией между людьми Готовность помочь кому-либо, не ожидая награды, готовность простить за плохие поступки милосердие

НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ Нравственность - добрые качества человека, побуждающие его следовать правилам морали .

СВОБОДА ВЫБОР НРАВСТВЕННОСТЬ

СВОБОДА - способность человека определять своё поведение с учетом законов природы и общества . НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР- выбор, направленный во благо другого человека.

Что вы можете сказать о мальчике и девочке из этого стихотворения?

Я бросился за девочкой, И я догнал ее, И я спросил у девочки: Твое? Скажи, твое? Мое, - сказала девочка, - Я шла, разинув рот. Отдай! Я так и думала, Что кто-нибудь найдет.

Ещё есть надежда, и надо спешить. Надо спешить.

Предварительный просмотр:

Ю. Яковлев Полосатая палка

Ему всё сходило с рук. Разбитые стёкла, сорванные уроки, драки. К его матери вечно приходили учителя и милиционеры, родители обиженных ребят. Мать молча выслушивала их и виновато опускала глаза. Можно было подумать, что она была участницей его проделок. А он стоял в стороне, словно его это не касалось .

— Что вы думаете с ним делать? — спрашивали у матери.

В школе ему грозили исключением, в милиции — колонией. Но угрозы не пугали его .

— Нет такого закона, чтобы человека выгоняли на улицу! —отвечал он учителям.

— В колонию берут преступников. А я не преступник. Я разболтанный, — объяснял он в милиции.

И действительно, в колонию его не отправляли и в школе продолжали держать.

В какой-то книге он прочёл, что лучшая оборона — наступление. Эти слова пришлись ему по вкусу, стали его девизом.

Таким был этот Мишка из девятой квартиры.

Обычно он расхаживал по двору, засунув руки в карманы. Руки были сжаты в кулаки, и брюки топорщились , как будто в карманах у него лежало по камню или по яблоку . На этот раз он появился во дворе с палкой. Большая гладкая палка была раскрашена поочерёдно в белые и чёрные цвета. Она была похожа и на милицейский жезл, и на шлагбаум, и на шкуру зебры. И это приводило Мишку в восторг. Сперва он прошёлся палкой по скверу, по всему двору. Потом поддал, как хоккейную шайбу, банку из-под килек — и она с жалобным звоном покатилась в подворотню. Потом он огрел зазевавшегося малыша, и тот разразился рёвом . А Мишка шёл дальше, размахивая палкой.

На пути ему попалась старуха с внучкой. Не надо было останавливаться и вступать с ней в разговор. Тогда было бы всё в порядке. Но Мишку подвело любопытство.

— У вас дома кто-нибудь ослеп? — спросила старуха, прикрывая собой внучку от свистящей в воздухе палки.

— Никто и не думал слепнуть! — пробурчал Мишка и стукнул себя палкой по ботинку. Но он уже попался на этот вопрос, как на крючок, и спросил: — Причём здесь слепые?

— С такими палками только слепые ходят.

— Ну да, слепые! — выпалил Мишка и хотел уйти прочь, но цепкий крючок не пустил его. Напрасно он выпаливал слово за словом:

— Мне нравится, я и хожу! Кто мне запретит?

В глубине души его подмывало выяснить, причём здесь слепые. И старуха, хотя её никто об этом не просил, стала объяснять:

— Если человек видит на оба глаза, он с такой палкой не пойдёт. Это слепой нащупывает палкой дорогу. Она для него как глаза. А чёрные и белые полосы для того, чтобы шофёры знали, что улицу переходит слепой .

Старуха ушла, но её слова не оставляли Мишку в покое. Как крючья, они вцепились в его мысли и тащили на шумный городской перекрёсток , где полчаса тому назад в шагающем потоке людей он увидел неподвижную фигуру человека. Человек стоял на углу, на пути потока, и смотрел в небо. Тонкая дужка очков зацепилась за желтоватое ухо. Человек что-то разглядывал в небе. Он мог бы отойти в сторонку, чтобы не мешать людям переходить улицу, но, видимо, боялся упустить что- то в небе.

Мишка тут же заинтересовался небом. Он задрал голову и стал шарить глазами по облакам. Но, не обнаружив ничего интересного, опустил голову и увидел в руке человека необычную полосатую палку.

Мишка сразу забыл о небе. Палка манила его, звала, притягивала, дразнила своими резкими цветами. Он нетерпеливо повёл плечами, а рука его сама по себе стала тянуться к чёрным и белым полосам. Вот она коснулась палки. Вцепилась в неё… Зазевавшийся прохожий не успел сообразить, что произошло, а Мишка уже мчался по улице, прижимая к себе полосатую палку.

Незнакомец не закричал, не кинулся вдогонку. Напротив, когда Мишка на бегу оглянулся, он увидел, что тот по-прежнему смотрит в небо, словно не заметил пропажи…

Палка, похожая и на милицейский жезл, и на шлагбаум, и на шкуру зебры, сейчас стала для Мишки обузой. Своими жирными чёрными полосами она перечеркнула всё хорошее настроение. Мишка решил немедленно избавиться от палки. Пусть она не напоминает о случае на перекрёстке. Надо забросить её на соседний двор или спрятать под лестницей . А если слепой всё ещё стоит на краю тротуара, подняв незрячие глаза к небу, и не может сделать шагу без своей полосатой палки?

Нет, он не забросил палку и не спрятал её под лестницу . Он досадливо скривил нос и поплёлся к воротам. Ему не хотелось возвращаться к перекрёстку. И он ни за чтобы не пошёл, если бы его посылали. Но его никто не посылал, он сам себе велел вернуться на перекрёсток и отдать палку хозяину. Палка мешала ему. Она как бы сообщала всем встречным, что вырвана из рук слепого . Мишка попробовал засунуть её в рукав. Но рукав был мал и узок для палки.

Чем ближе он подходил к перекрёстку, тем противней становилось на душе. Если бы палку вырвал не он, а другой, можно было бы крепко всыпать тому. А самому себе не всыплешь . Несколько раз он порывался повернуть обратно. Он уговаривал себя не ходить, требовал, угрожал. Окончательно рассорился сам с собой . Но перед ним возникал человек, который в ожидании стоит на углу и незрячими глазами смотрит в небо и не может сдвинуться с места.

На перекрёстке слепого не оказалось . Он каким-то образом ушёл без палки.

Мишка остановился на том месте, где стоял слепой, и стал думать, что делать дальше. Он мешал потоку, и спешащие люди толкали его. Задевали плечами. А может быть, прохожие принимают его за слепого и сейчас кто-нибудь вызовется перевести его на другую сторону? Он не стал дожидаться и перебежал дорогу сам. Он уже не размахивал палкой, а волочил её за собой, словно она была неповоротливой и тяжёлой.

Вспыхивали и гасли огни светофора. Люди спешили перебраться на другую сторону. Это были счастливые люди: руки у них заняты сумками, портфелями, зонтиками. Никто не держал полосатую палку. Мишка сердито поглядывал на людей и шёл по перекрёстку, в надежде найти слепого. Но вокруг были только зрячие люди.

Женщина, переходившая рядом с Мишкой дорогу, торопливо делилась со своей спутницей новостями:

— Здесь, на перекрёстке, только что человека задавили.

Мишка похолодел. Он почувствовал, что у него слабеют руки и ноги. Это наверняка был слепой . Если бы он шёл с палкой, водители знали бы, что он слепой, и не рассчитывали на то, что человек видит. Он продолжал идти за женщинами. Ему хотелось спросить, был ли человек, попавший под машину, слепым. Но у него не хватало мужества подойти к ним.

Надо попытаться найти слепого . Может быть, это не он попал под машину. Если он жив, то наверняка блуждает по городу, беспомощно выставив вперёд руки. Без полосатой палки он ни за что не найдёт дорогу домой. Ведь палка его глаза, его проводник, его неизменный друг .

Мишка шмыгал по улицам, заглядывал в лица прохожих. Палка оттягивала Мишке руку. Она не знала, что попала к зрячему человеку, и по привычке стучала о камень железным наконечником, подавала сигналы: шагай смелей, шагай смелей…

Один раз ему попался слепой человек, но это был не его слепой.

У этого никто не вырывал палку, и она, как маятник, ритмично постукивала по тротуару: шагай смелей… Увидев слепого, Мишка покраснел. Словно слепой всё знал о нём и осуждающе смотрел сквозь тёмные очки. Мишка спрятал похищенную палку за спину и, прижимаясь к стене, проскользнул мимо. Но тут же подумал, что какой-нибудь пацан вроде него может вырвать палку и у этого слепого, и он решил его охранять.

Мишка проводил слепого до дому и снова остался один на один с тяжёлой полосатой палкой. Эта палка мешала ему жить. Если бы можно было разбежаться и перебросить её через крыши домов, чтобы она улетела в другой город или, лучше, в другую страну. Но палка словно приросла к его руке.

Нет, полосатые палки выдают не слепым, а преступникам, чтобы весь город знал, что это идёт преступник, а не просто разболтанный двоечник. Безжалостный буравчик сверлил его сознание, заставлял думать о человеке, для которого на Земле всегда ночь и не помогают ни фонари, ни звёзды …

А Мишка видит всё. И дома, которые, как в реке, отражаются в мокром асфальте. И листья, и облака. И солнце бьёт ему в глаза. Но какая от этого радость, если из-за тебя погиб человек?

Раз его нигде нет, значит, это он попал под машину. А может быть, он бредёт по какому-нибудь далёкому кривому переулку, заблудился и ждёт, когда Мишка вернёт ему полосатую палку?

Ещё есть надежда, и надо спешить. Надо спешить.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация "Нравственный выбор", ОРКСЭ, урок № 11, к учебнику Шемшуриной (Дрофа), 4 класс

Презентация содержит вопросы для проверки домашнего задания, видеоряд к новому материалу.Раскрывает суть понятия "нравственный выбор", предполагает работу с притчей "Человек с горячим сердцем", группо.


Открытое мероприятие "Выбор профессии – выбор будущего"

беседа о профессиях.

Моделирование ситуаций нравственного выбора на уроках литературного чтения в начальной школе

Моделирование ситуаций нравственного выбора на уроках литературного чтения в начальной школе.

Свобода нравственного выбора "Хочу и надо"

Всреча в семейном клубе, где родители вместе с детьми обсуждают желания и обязательства, мечты и усилия для достижения цели.

Нравственный выбор на примере героев сказок

Конспект фрагмента открытого урока на Дне открытых дверей,посвященному году А.С.Пушкина в литературе. Сделать правильный выбор между добром и злом поможет былинный герой Илья Муромец и золотое правило.

Презентация по теме "СИТУАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Презентация по теме "СИТУАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ".

Статья "СИТУАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Статья "СИТУАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ".

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект урока. Нравственный выбор..doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9

Учебник: Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. А.А.Шемшурин и др.

Горбачева Ирина Владимировна

Учитель начальных классов

При проведении урока используются активные методы обучения.

Правила написания синквейна:
Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.
Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.
Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.
Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.
Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.

развитие представлений о нравственном выборе и нравственных ценностях;

совершенствование умения анализировать свои и чужие поступки с точки зрения нравственного выбора.

Цель : Формирование мотивации к осознанному нравственному выбору.

Личностные – развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

Метапредметные – развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы; формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

Основные понятия : Нравственный выбор .

1 . Организационный момент .

Пусть этот день несет нам
Радость общения,
Наполнит сердце
Благородными чувствами.

2. Актуализация знаний и умений.

Проверка домашнего задания.

- Как вы понимаете, что такое убеждения человека и зачем они ему нужны.

-Вспомните историю Сократа: он поступил в соответствии со своими убеждениями. Как вы считаете, сколько раз у него была возможность изменить свою судьбу?

3.Работа с притчей. (Слайд 4)

Притча о добре и зле.
Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.
– Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук.
– Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь?
– Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: – Но какой же волк побеждает в конце?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

- Как вы понимаете слова старого индейца? Как поняли смысл притчи?

II . Стадия осмысления.

-Древние философы считали, что на добродетелях основываются лучшие нравственные качества человека. Какие нравственные качества вы считаете лучшими?

2. Тема урока.

- Сформулируйте тему урока, основываясь на выполнении предыдущего задания. (Дети формулируют тему) (Слайды 6,7)

-Сегодня мы поговорим о нравственных качествах и нравственном выборе, который совершает человек. Когда человек взрослеет, он совершает одно из величайших открытий: открывает самого себя. Открытие самого себя – самое прекрасное, что может испытать человек. Но что значит открыть себя? В этих поисках каждый человек может раскрыть свои возможности. Определить свой жизненный путь, научиться управлять своей жизнью.

-Какие вопросы по теме урока возникли у вас после прослушивания информации?

-Для чего нужно управлять своей жизнью?

-Как научиться управлять своей жизнью?

-Чем измеряется жизнь? (Слайд 8)

-На эти вопросы мы постараемся ответить в ходе урока.

- Прочитайте текст в учебнике. Работая в группе, составьте кластер по полученной информации.

-В своей жизни человек не раз сталкивается с трудностями, которые ему приходится преодолевать. Эти трудности часто связаны с отношениями между людьми, с поступками. Совершая тот или иной поступок в различных жизненных ситуациях, человек делает нравственный выбор . Этот выбор зависит от его убеждений и иногда может противоречить предписанным правилам. (Слайд 9)

-В каких ситуациях выбор может противоречить предписанным правилам? (Ответы детей.)

- Как вы думаете, какие чувства испытала женщина, когда ребята вернулись поблагодарить её?

- Можно ли сказать, что поступок Марины — результат нравственного выбора? Почему? А поступок Романа?

-О чём говорит его поступок?

5 . Работа с учебником.

-А как бы вы ответили на вопросы Игоря?

-Этика рассказывает о том, что у человека всегда есть возможность выбора . Но нравственный выбор сделать непросто, и он зависит от усилий души и разума, от убеждений человека. При этом очередная жизненная ситуация может оказаться непохожей на предыдущую, и снова придётся решать новую задачу.

-Что вы можете добавить в кластер? (Слайд 10)

6. Работа в группах.

- В русском языке много пословиц об отношениях между людьми. Соберите эти пословицы. (Слайды 11, 12)

( Карточки с заданиями. Приложение 2 )

-Какие пословицы и изречения мудрецов вы подготовили к уроку?

III . Рефлексия

- Вернёмся к содержанию притчи о добре и зле. Какую сторону души вы хотели бы воспитать в себе?

- Какие качества личности вы хотели бы сформировать в себе?

- Чем измеряется жизнь? (Слайд 13)

-Представьте, что человек прожил долгую, но бесполезную жизнь – никому не помог, ничего хорошего не оставил после себя. Вот и выходит, что жизнь измеряется не прожитыми годами, а тем, какой ты след оставишь на земле.

Человек всегда может сделать выбор.

-Постарайтесь написать синквейн по теме нашего урока. (Слайд 14)

- Каждый человек постоянно стоит перед выбором. И этот выбор зависит от того, к чему он стремится.

- Самостоятельно закончите предложения. После этого выберите главное и запишите на листочке соответствующего цвета. Синие листья – отрицательные качества, зелёные листья – положительные качества

Ответы учащихся

- Как вы определили, что вам можно, а что нельзя? Кто или что помогает сделать выбор как поступить?

- Давайте прикрепим к нему листья. (Листья двух цветов.. Синие листья – отрицательные качества, зелёные листья – положительные качества.)

- Желаю, чтобы дерево ваших человеческих качеств было только зелёным!

4. Домашнее задание на выбор: (Слайд 16)

- В каких ситуациях морального выбора оказалась Чернавка?

- Как могли развиваться события дальше? Подготовить инсценировку о том, что произошло, когда ребята вернулись в хутор.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование нравственных убеждений, нравственных отношений , побуждающих ребят к нравственным поступкам.

Лупова М.П.

Учитель ОРКСЭ

МБОУ СОШ № 2

Майкопский район

Республика Адыгея

Тема урока: Нравственный выбор

Цель урока: Формирование нравственных убеждений, нравственных чувств, нравственных отношений, побуждающих ребят к нравственным поступкам.

Задачи урока:

Личностные:

- развитие преставлений о значении нравственных норм ценностей для достойной жизни личности, общества;

- учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и

поступкам других людей

- формирование нравственно ориентированных взаимоотношений школьников, в основе которых лежит уважение и доброжелательность к каждому;

Метапредметные:

- умение выбирать наиболее эффективные способы решение задач в

зависимости от конкретных условий;

- умение слушать и вступать в диалог;

- рефлексия способов и условий действия;

Средства наглядности: учебное пособие, раздаточный материал для учащихся

Содержание урока

Пусть этот день несет нам радость общения,

Наполнит сердца благородными чувствами

Вхождение в тему урока и создание условий для осознанно восприятия нового материала

Древние философы считали, что на добродетелях основываются лучшие нравственные качества человека. Какие лучшие качества человека вы можете назвать.(ответы) Совершая тот или иной поступок в различных жизненных ситуациях, человек делает выбор. Что такое поступок? Какой можно совершить поступок. Сформулируйте тему урока

2.Работа над новым материалом.

1.Сегодня мы поговорим о нравственных качествах человека и нравственном выборе, который совершает человек.

Когда человек взрослеет ,он совершает одно из величайших открытий: открывает самого себя. Это самое прекрасное , что может испытать человек. Но что значит открыть себя? Определить свой жизненный путь, научиться управлять своей жизнью. Какие качества должен воспитать в себе человек?

В своей жизни человек не раз сталкивается с трудностями , которые ему приходится преодолевать. Эти трудности часто связаны с отношениями между людьми, поступками. Совершая тот или иной поступок в различных жизненных ситуациях, человек делает нравственный выбор.

-Как вы думаете , какие чувства испытала женщина, когда ребята вернулись поблагодарить ее?

- Можно ли сказать, что поступок Марины - результат нравственного выбора

Почему? А поступок Романа?

- о чём говорит его поступок?

3. Работа в группах

- в русском языке много пословиц об отношениях между людьми. Соберите эти пословицы.


Этика – это сложившееся у нас представление о том, что хорошо и что плохо. Она позволяет нам оценивать ту или иную жизненную ситуацию или поступок: хороши они или дурны, правильны или неправильны.

Посей поступок – пожнёшь привычку;

Посей привычку – пожнёшь добродетель или порок;

Посей добродетель или порок - пожнёшь характер;

Посей характер – пожнёшь судьбу.

Презентация по теме Этика - наука о нравственной культуре человека

У вас день рождения. К вам пришли гости чуть раньше намеченного времени, стол ещё не накрыт. Ваши действия.

Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки

Этика – наука о нравственной жизни человека Учитель начальных классов Пепеляева С.Н.

Этика – наука о нравственной жизни человека

Учитель начальных классов

Пепеляева С.Н.

УГАДАЙ СЛОВО 31, 20, 10, 12,1 А Б 1 Е 2 В Г Ж 7 3 Д 4 Л З 8 М И Е 5 9 13 Й 14 10 6 Н С К Т О 19 15 11 16 Ч П 12 У 20 Р Ш Ф 21 17 25 Х 22 Э 26 18 Щ Ц Ъ Ю 31 27 23 Ы Я 24 28 32 Ь 33 29 30

УГАДАЙ СЛОВО 31, 20, 10, 12,1

ЭТИКА Этика – это сложившееся у нас представление о том, что хорошо и что плохо. Она позволяет нам оценивать ту или иную жизненную ситуацию или поступок: хороши они или дурны, правильны или неправильны.

  • Этика – это сложившееся у нас представление о том, что хорошо и что плохо. Она позволяет нам оценивать ту или иную жизненную ситуацию или поступок: хороши они или дурны, правильны или неправильны.

 АРИСТОТЕЛЬ (IVв. до н.э.)

АРИСТОТЕЛЬ (IVв. до н.э.)

ПОСЛОВИЦА Посей поступок – пожнёшь привычку; Посей привычку – пожнёшь добродетель или порок; Посей добродетель или порок - пожнёшь характер; Посей характер – пожнёшь судьбу.

Посей поступок – пожнёшь привычку;

Посей привычку – пожнёшь добродетель или порок;

Посей добродетель или порок - пожнёшь характер;

Посей характер – пожнёшь судьбу.

Ситуация № 1 У вас день рождения. К вам пришли гости чуть раньше намеченного времени, стол ещё не накрыт. Ваши действия.

У вас день рождения. К вам пришли гости чуть раньше намеченного времени, стол ещё не накрыт. Ваши действия.

СИТУАЦИЯ № 2 Вы получили два одинаковых подарка. Ваша реакция?

СИТУАЦИЯ № 2

Вы получили два одинаковых подарка. Ваша реакция?

СИТУАЦИЯ № 3 Вы звоните другу, чтобы узнать у него, что задано по математике. К телефону подошла бабушка. Каким будет ваш разговор с ней.

Вы звоните другу, чтобы узнать у него, что задано по математике. К телефону подошла бабушка. Каким будет ваш разговор с ней.

Мальчик просит у своего одноклассника книгу, которую он давно мечтал почитать.

После долгих разговоров и обещаний подарить ему марку мальчик получает согласие.

Спасибо за урок. МОЛОДЦЫ!

Спасибо за урок.


-75%

Читайте также: