Шедевры православной культуры доклад 4 класс

Обновлено: 02.07.2024

Помогаем учителям и учащимся в обучении, создании и грамотном оформлении исследовательской работы и проекта.

Темы исследований

Оформление работы

Наш баннер

Сайт Обучонок содержит исследовательские работы и проекты учащихся, темы творческих проектов по предметам и правила их оформления, обучающие программы для детей.


Код баннера:

Исследовательские работы и проекты

Темы проектов по основам православной культуры (ОПК)

Предлагаем просмотреть интересные темы проектов по основам православной культуры (ОПК), которые подразумевают проведение учащимися 4 и 5 класса школы индивидуальной исследовательской работы, в ходе которой они изучают основные понятия и религиозные традиции Православия.

Осуществление учащимися исследовательской деятельности по нашим темам проектов по ОПК позволяет помочь школьникам 4 класса и старше усвоить основы и основные понятия православной культуры, ознакомить их с православными христианскими традициями, приобщить учеников к православной культуре, сформировать у подрастающего поколения православное мировоззрение и нормы нравственности.


Исследовательская работа над предложенными темами проектов по основам православной культуры несет воспитательный характер, основанный на исторических и культурных ценностях нашего народа, и приобщает детей к христианским и нравственным нормам жизни в обществе и семье.

Темы проектов по ОПК направлены на развитие понятий семейных и народных ценностей, культурных и религиозных традиций, уважения к истории своей страны, русской культуры и нравственного выбора человека.

Изучение ОПК рекомендуется всем желающим глубже понять русскую культуру и традиции русского народа вне зависимости от их вероисповедания.

По любой из предложенных в списке ниже тем ученики 4 класса и старше могут написать учебный проект по основам православной культуры, индивидуальную исследовательскую работу или подготовить интересный доклад с презентацией.

Темы проектов по основам православной культуры

Темы для написания проектов по ОПК:


Апостолы — ученики Христа
Библия и Евангелие
Совесть и раскаяние в православии
Взгляд современной науки на православную религиозную культуру.
Внутреннее устройство и убранство храма.
Воспитание послушания в православной семье.
Воспитание целомудрия в православной семье.
Десять заповедей Божиих
Дисциплина в православной семье
Духовные ценности православия
Женщина в православной культуре
Жизненный подвиг Сергия Радонежского.
Жизнь Иисуса Христа
Жизнь по православным заповедям
Жизнь преподобного Серафима Саровского.
Жизнь семьи в православии
Жизнь современной Православной церкви.
Житие святителя Николая Чудотворца.
Милосердие в православной культуре.
Заповеди блаженств
Заповеди божьи
Иисус Христос и его проповеди.
Икона
Как вести себя в православном храме.
Как христианство пришло на Русь. Православие
Как я понимаю православие
Календарный год в православии.
Колокола
Колокольные звоны на Руси
Культурные традиции православия
Любовь и жертвенность в православии.
Монастырь
Отношение христианина к природе
Защита Отечества в православии
Любовь и уважение к Отечеству в православии.
Музеи православной культуры в моем городе.
Музеи православной культуры в России
Образ Христа в искусстве
Особенности воспитания детей в православии
Особенности православия в России: история и современность.
Особенности православного вероучения и культа
Отличие иконы от картины
Подвиг в православной культуре
Понятие греха, раскаяния и воздаяния в религиозных традициях православия.
Православие в истории России
Православие в исторической судьбе России.
Православие о Божием суде
Православие о трудолюбии как нравственном состоянии человека.

Темы проектов по ОПК

Темы исследовательских проектов по основам православной культуры:

Православная культура и воспитание подрастающего поколения.

Автор: музыкальный руководитель Аникина Лариса Михайловна

Православная культура и воспитание подрастающего поколения.

В Православии и некогда во всей России под словом "культура" всегда понималась именно любовь к ближнему. Если неграмотный крестьянин, как добрый самаритянин, помогал и давал приют совершенно не знакомому человеку, - это был культурный человек. [1]

А православная культура представляет собой неисчерпаемую сокровищницу духовных ценностей. Это литература, это иконы и фрески, это великолепная архитектура храмов, это колокола и колокольные звоны, это удивительная музыка, не сравнимая по красоте и целостности ни с какой другой. Главная цель всех, кто имеет отношение к детям – сохранение их духовно-нравственного здоровья. Что возможно только через приобщение к православной культуре. Культурный человек – это просвещенный православной верой человек. И просвещать детей надо начинать как можно раньше.

1. Самообразование педагогов. (Слайд 3-4)

Изучение литературы и передового опыта.

Консультации и семинары.

Библиотека православной литературы, подаренная настоятелем храма отцом Сергием (Клименко). (Слайд 5 - 6)

2. Взаимодействие с родителями (Слайд 7)

Воспитание духовно-нравственной личности показывает, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за то, каким человеком вырастет их ребенок. Деятельное включение семьи в духовно-нравственное воспитание детей необходимо. Мы используем следующие формы работы:

Анкетирование (отношение родителей к изучению детей ОПК)

Уголок духовно-нравственного воспитания (где представлены цели и задачи духовно-нравственного воспитания детей; размещен план мероприятий духовно-нравственной направленности; содержатся советы и рекомендации родителям по воспитанию детей и представлены фотографии с мероприятий.

Совместные праздники (Слайд 11-12)

3. Совместная деятельность с детьми (Слайд 13)

Самые разнообразные виды деятельности привлекают детей и доставляют им огромное удовольствие.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХМАО-ЮГРЫ

hello_html_2f058c8a.jpg

преподаватель начальных классов

Высоцкая Светлана Владимировна

БУ «Колледж русской культуры

Преподавание "Основ православной культуры" в составе комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" предполагает свободный и добровольный выбор со стороны родителей школьника. На этой основе изначально строилась работа по введению преподавания религиозных культур народов России и нерелигиозной этики в рамках федерального эксперимента, инициированная встречей Патриарха Кирилла и лидеров других традиционных российских религиозных организаций с Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 21 июля 2009 года. Тем не менее, первый этап эксперимента показал, что добровольность выбора родителями учебного предмета (модуля) "Основ православной культуры" не была обеспечена во всех регионах, городах, районах, школах. Недобросовестно полученные результаты дали основания для заявлений, что большинство российских семей избрало для изучения светскую этику.

В связи с указанными недостатками Святейший Патриарх Кирилл дал распоряжение подготовить методические указания по религиозному образованию разъяснительной работы среди родителей школьников в целях информирования и обеспечения свободы выбора родителями "Основ православной культуры".

Включение преподавания православной культуры и других религиозных культур по выбору семьи ребенка в основную, обязательную часть школьной программы поднимает на новый качественный уровень взаимодействие Церкви и светской школы, Церкви и родительского сообщества. От православного народа это требует проявления активной гражданской позиции "заказчика" содержания общего образования и партнера государства и школы в преподавании православной культуры, школьном образовании и воспитании в целом. Мы должны отказаться от позиции пассивного "потребителя" образовательных услуг, к которой многие привыкли в советское время, от взгляда на светскую (государственную и муниципальную) школу как учреждение, далекое от религии и Церкви или даже чуждое верующим людям.

Сегодня коллектив единомышленников нашего колледжа живет и работает, осуществляя заветную мечту А.С.Знаменского: возрождение духовности на основе национальных традиций культурного наследия семьи, сохранение исторической памяти поколений. Условия работы колледжа необычны. Вместе работают преподаватели общеобразовательного, музыкального, театрального, изобразительного, фольклорного отделений. Несмотря на различия изучаемых предметов, преподаватели прекрасно понимают друг друга находят общий язык с учащимися, которых воспитывают сообща.

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей колледжа, современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Соответственно, духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:

• культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий;

• российской гражданской нации;

Предлагая родителям выбор предмета (модуля в рамках комплексного курса) "Основы православной культуры", целесообразно, прежде всего, обратить их внимание на то значение, которое имело христианство для формирования всей европейской цивилизации, а православное христианство для формирования русской цивилизации, государственности и культуры в нашей стране. Поэтому даже люди, далекие от Церкви, но стремящиеся к тому, чтобы хорошо знать и понимать историю и культуру нашего Отечества, не могут не проявлять интерес к Православию, православной культуре, истории христианства, к тем вечным нравственным ценностям, которые оно хранит и которые являются актуальными в современности. "Культура - это святыня народа, святыня нации", писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Наши предки создали великую русскую культуру и создали её благодаря Православию. Именно с принятием православного христианства на Руси стала развиваться архитектура, живопись, музыка, литература, законодательство, распространяться грамотность.

Наша школа русской культуры тоже возникла нетрадиционно , она начинала свой путь как учреждение дополнительного образования -старейшая в г.Сургуте музыкальная школа, одним из основателей которой был А.С. Знаменский, который наряду с точными науками как преподаватель физики, был еще и увлечен фортепианным исполнительством. Известно множество его научных и музыкальных работ. За многолетний педагогический труд по воспитанию подрастающего поколения А.С.Знаменский в 1949 году награжден Орденом Трудового Красного Знамени и четырьмя медалями. Высокое звание – народный учитель ему присвоил сам народ. И, наконец, в 1992 году открыты общеобразовательные классы и дошкольное отделение. Цель–создание синтеза двух образовательных программ, формирование позитивного отношения в семье к русской традиционной культуре. В процессе обучения можно наблюдать как семья ребенка постепенно включается в процесс формирования устойчивого интереса к укладу жизни, быту, традициям русского народа.

Русский народ фактически родился как историческая нация под Ликом Христа, и не преувеличу, если скажу, что Россия, которую мы знаем сегодня, от Балтики до Тихого океана создана, прежде всего, трудами и подвигами множества поколений православного русского народа. Поэтому и сегодня опора на Православие, отечественные традиции и культуру даёт возможность для формирования правильных ориентиров в процессах образования и воспитания подрастающего поколения.

Таким образом, Основы православной культуры - самостоятельный учебный предмет , имеющий свои особые образовательные и воспитательные задачи, в то же время тесно связанные с задачами других предметов (модулей) комплексного курса и с задачами обучения и воспитания ребенка в общеобразовательной школе в целом.

К каждому уроку ставятся цели (в зависимости от темы урока ) и следующие виды задач:

Образовательные:

(меняются в зависимости от темы урока).

Развивающие:

формирование и развитие у обучающихся таких ключевых компетентностей, как:

учебно-познавательные: самостоятельный поиск и получение информации из различных источников; аналитические навыки (анализ информации, сравнение и обобщение, поиск причинно-следственных связей); познавательную активность, зрительное и пространственное восприятие; способность выработки собственной позиции по рассматриваемым проблемам; умение формулировать и аргументировать свою точку зрения.

коммуникативные: умение работать в группе; навыки ведения дискуссии; навыки публичного выступления; навыки проведения простейшего социологического исследования; развитие рефлексивных умений и навыков.

информационные: навыки создания собственных информационных продуктов в POWER POINT .

Воспитательные:

способствовать формированию у обучающихся понимания необходимости для каждого гражданина Российского государства знать и уважать традиции и ценности православной отечественной культуры;

воспитывать уважение к системе ценностей, к достижениям человеческого духа и православной культуры, сформировавшимся в ходе развития истории России;

воспитывать у обучающихся собственное отношение к жизни на основе духовности;

способствовать формированию у обучающихся таких ценностей и личностных качеств как любовь к Родине, чувство красоты и гармонии, эмоциональная отзывчивость.

Подготовка к уроку состоит из:

Разработки компьютерных презентаций (презентации-иллюстрации к рассказу учителя и слайд - программы по теме урока), иллюстративного материала в любых других формах и аудиоматериалов к уроку – в зависимости от темы урока;

Разработки дидактических карточек и заданий к уроку;

Подготовки раздаточных материалов (инструкции и задания).

Ниже остановлюсь более подробно на описании некоторых форм и видов организации учебной деятельности на уроках.

Работа с текстом.

Основной подход к формированию качественного чтения у школьников направлен на овладение ими навыками и приёмами понимания информации, содержащейся в тексте

Словарная работа с текстом пособия. Усвоение знаний по ОРК и СЭ, как и по любому другому предмету, требует усвоения новых понятий и терминов. Для этого желательно организовать ведение детьми индивидуальных словариков (выделив 3-4 страницы в конце рабочей тетради).

К урокам приводится Словарик к уроку. Детям необходимо выписывать объяснения новых слов как можно более кратко .

В любом возрасте процесс овладения новой терминологией –труд. Облегчить детям эту работу позволяет игровая форма работы (разгадывание кроссвордов и ребусов, более сложный вид работы – их составление, подбор детьми своих толкований к словам, предложенным учителем).

Работа по усвоению и систематизация полученных сведений.

Учитель может разработать подобные задания самостоятельно, это могут быть

задания с выбором ответа (в тестовой форме);

задания на поиск информации в тексте (с кратким ответом в виде слова или словосочетания);

задания на составление вопросов к тексту;

задания на составление плана или конспекта текста (краткого, вопросного, формализованного, т. е. в форме таблицы или схемы);

задания логического характера (например, подбери синонимы, продолжи цепочку слов и т. п.);

задания на перекодирование содержания текста в другой формат (результат - схема, таблица, рисунок, мультимедийная презентация…);

задания на выборочный пересказ текста и т.п.

Такую работу по усмотрению учителя можно организовать в классе (в интерактивной форме) или попросить учащихся выполнить определённые задания дома.

Работа с дополнительной литературой.

Для более сильного эмоционального воздействия, образного восприятия материала желательно на уроках выделять время для работы с отрывками из разнообразных литературных произведений, древних легенд, исторических документов, и, конечно, священной книги христиан – Библии.

Данный вид работы, учитывая возраст обучающихся, желательно организовать в виде чтения (с остановками и комментариями) и дальнейшего ответа детей на вопросы учителя.

Работа с аудиоматериалом.

При организации такой работы мы рекомендуем придерживаться следующей схемы:

Подготовительный этап. Прежде чем что-либо послушать с детьми, необходима хотя бы краткая предварительная беседа (краткая справка – о чём произведение, об исполнителе, может быть – постановка вопросов, на которые детям будет необходимо ответить после прослушивания).

Общий вывод. Формулирование детьми собственной позиции по данному вопросу.

Интерактивные формы работы.

Интерактивные методы и формы работы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).

К урокам представлены следующие виды интерактивных заданий:

задания для выполнения в группах;

задания в виде обучающих игр (ролевые и образовательные игры);

задания для работы с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами;

задания на использование вопросов; выполнение учащимися проектных работ;

задания для внеаудиторных видов работы (постановка спектакля, организация выставки, подготовка праздничного (итогового) мероприятия и т. п.).

не имеет однозначного и односложного ответа или решения,

является практическим и полезным для учащихся,

связано с жизнью учащихся,

вызывает интерес у учащихся,

максимально служит целям обучения.

Работа в группах — это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).

При организации работы в группах мы рекомендуем придерживаться следующей схемы:

Подготовительный этап. На данном этапе осуществляется деление на группы

Работа в группах – дети выполняют задание, обсуждая его выполнение между собой.

Выступления представителей групп, представляющих результаты работы.

Общий вывод. Формулирование детьми собственной позиции по данному вопросу.

Организация рефлексии

Под рефлексией понимается осмысление ребёнком своих действий (на уроке), а также оценка им изученной информации. Обучение рефлексии (здесь – освоение навыков рефлексии) – один из важнейших способов формирования творческой личности, поэтому на каждом уроке необходимо выделять время для её проведения.

Детям можно также предложить в заранее подготовленных учителем листочках с кратким планом урока поставить напротив каждого пункта разноцветные значки: красный - расскажу маме (папе), близким людям об этом; синий - думаю, что мне в жизни пригодятся знания об этом; зелёный - постараюсь запомнить; жёлтый - есть вопросы (не понял). Вариантом данной формы могут быть пометки: красный – знаю, могу подробно рассказать об этом; синий – в общем представляю, смогу рассказать кратко; жёлтый – не смогу рассказать об этом (не понял).

Подготовка к защите итоговой проектной работы.

В методических рекомендациях ко многим урокам приводятся темы проектных работ с приблизительной схемой их выполнения. Так как процесс разработки и подготовки проектной работы к защите достаточно трудоёмкий, необходимо предложить детям темы работ заранее. Желательно также поощрять желание детей выполнять проекты не индивидуально, а в составе группы.

Гордостью работы нашего колледжа являются народные праздники. Очень свободно и комфортно чувствуют себя дети, надевая русский наряд, да еще и изготовленный руками родителей! Они, словно посланцы далекого прошлого , наглядно демонстрируют нам путь духовного возрождения России.

Народные праздники в Колледже русской культуры тесно связаны с образовательным и воспитательным процессом. Именно в праздниках реализуются цели и задачи предметов по народной культуре.


ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ Проектная работа учащихся 4 класса МБОУ Михайловской СОШ Учитель: Фомченко Е.С.



Цели и задачи: закрепить и углубить знания об основах православной культуры, развить творческое мышление, отработать универсальные учебные действия, сформировать представления о нравственном поведении, о тех правилах и нормах, на которых должны строиться взаимоотношения между людьми.




Творческая группа 4-го класса Будагян Артём Дронова Марина Ковальчук Дарья Крамаренко Виктор Борцов Александр Назаров Данил Уцимиев Валид Уцимиева Динара Учитель Фомченко Е.С.


Исследование: В своей проектной работе мы бы хотели рассказать: как христианство пришло на Русь. Однажды молодой христианин зашёл в храм к старому священнику, который славился святостью своей жизни. И вдруг услышал, что тот с ошибкой произнёс молитву. Юноша говорит: - Отче, ты не прав! Старый священник не соглашается: - я молюсь так, как меня учили. Если бы я был не прав, Бог не посылал бы ангелов, которые часто молятся вместе со мной. Юноша попросил священника спросить ангелов, кто же из них прав. На следующий день священник сказал ему: - Ангелы сказали, что прав ты. А когда я их спросил, отчего же они раньше молчали, они сказали, что Бог так устроил, что люди должны научаться от людей.


Богоматерь Владимирская. Икона. XII в. Эта икона – самая почитаемая у православных христиан России.





В.М. Васнецов. Крещение Руси.


Священники из Болгарии – ученики святых Кирилла и Мефодия – принесли на Русь азбуку и книги. Теперь уже не только в песнях и былинах могла храниться народная память, но и в летописях. Люди приглядывались к новой для них вере. На их сердца влияли не только поучения священников. Они видели, как изменился сам их правитель. Князь Владимир открывал школы для детей, рассылал повозки с едой, чтобы никто не голодал. В Киеве он начал строить храмы – они стали первыми каменными постройками на Руси. (Ученик – Крамаренко Виктор)


В народной памяти, в былинах князь Владимир остался как Владимир Красное Солнышко. А в Церкви он считается святым. С 988 года православное христианство стало распространяться по Руси, преображая жизнь людей и их культуру. Вера в единого Бога собирала славянские племена и помогла им ощутить себя единым народом. (Ученик – Назаров Данил)



Святая Русь. Вера наполняла жизнь смыслом. В храм люди шли с горем, и с радостью. Люди выбирали из своей среды священника и доверяли ему свои исповеди. Сделать что-то для храма считалось делом добрым, почётным и радостным. Конечно, кто-то на время воспламенялся желанием жить просто ради себя. Но всё равно человек, совершив грех, знал, что он грешит. И он, и его соседи знали, что правда состоит в другом. Идеал евангельской правды был познаваем всеми. Поэтому люди на Руси, вчитываясь в Евангелие, стремились к святости и укоряли себя за то, что остаются далёкими от неё. И за это стремление людей страну стали называть Святая Русь. (Ученица – Ковальчук Дарья)




СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Особенности православного искусства


Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

С древних времен наиболее распространенные типы религиозного искусства — живопись и скульптура, но наиболее ярким проявлением жанра являются архитектурные сооружения. Внутренние и наружные художественные украшения для христианских, исламских и буддистских храмов включают широкий спектр примеров декоративно-прикладного искусства: каллиграфия, керамика, иконы, манускрипты, металлические изделия, мозаика, витражи, резные деревянные детали. Функция религиозного искусства – укрепление и прославление веры. Я задалась вопросом, чем же православное искусство отличается от остальных типов религиозного искусства, в чем его значение для православного человека.

Актуальность данной работы - православное искусство воспитывает разум, чувства прихожан, формирует их этические и эстетические идеалы, что позволяет сохранить свою религиозную идентичность и духовную основу личности.

Цель работы: рассмотреть особенность православного искусства и его влияние на человека.

Задачи работы: расширить кругозор учащихся рассматривая особенность православного искусства и его влияние на человека.

Предмет исследования – православное искусство. (На примере религиозной живописи).

Гипотеза – я надеюсь, что мне удастся расширить кругозор учащихся рассматривая особенность православного искусства и его влияние на человека.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования : изучение и сопоставление полученных фактов, анализ и обобщение собранной информации.

Исследование осуществлялось в период с сентября 2019 и включало 3 этапа: на первом подготовительном этапе определены цель и задачи исследования, происходило изучение материалов. На втором реализационном этапе - выполнение плана работы по сбору материалов. На третьем аналитическом этапе - обобщение результатов.

Предполагаемый результат : расширить кругозор учащихся рассматривая особенность православного искусства и его влияние на человека.

Научно-практическая значимость работы: данная работа может пополнить церковный и архив районного музея. Для написания своей работы я использовала предметы религиозного искусства Староминского благочиния , документальную, монографическую, научно-популярную литературу, интервью.

Из истории развития христианского искусства.

В отличие от католических храмов, в православных не используется инструментальная музыка — только вокал, многоголосье, отсутствует и круглая скульптура — только рельеф. Таким образом, православное богослужение воспитывает не только разум, но и чувства прихожан, формирует их этические и эстетические идеалы. Русь приняла христианство от Византии, унаследовав и христианскую эстетику. Становлению ее предшествовал период идейной борьбы, разгоревшейся в византийской церкви вокруг использования изобразительного искусства в христианском культе.

Иконоборчество началось по инициативе государственной власти, в 726 г. византийский император Лев III Исавр (см. приложение II рис.2) открыто выступил против почитания икон. Первым актом иконоборчества было уничтожение чудотворного образа Спаса над входом в императорский дворец, уничтожались иконы и мозаики, в том числе в храме Св. Софии. Только в 843 г. состоявшийся в Константинополе Собор окончательно восстановил инокопочитание, предал анафеме иконоборцев.

Они состоят в следующем:

2) фигуры персонажей должны быть неподвижными, статичными, ибо сверхъестественный мир — мир вечный; время — условное понятие для иконописи. Поэтому на иконе могут совмещаться разновременные события;

3) образы святых, сверхъестественных существ должны подчеркивать их духовный, неземной характер, отсюда — аскетичность, увеличенные глаза — символ души, сияние в виде нимба, вытянутое вверх, истонченное тело;

4) линейная перспектива отсутствует, размеры фигур определяются лишь их религиозным значением;

6) в иконах нет ничего случайного, так как хаотичность — признак греховности.

Геометрические формы глубоко символичны: овал, круг — символы божественной гармонии, полноты; прямоугольник — земли, колонна — храма, горка — духовного восхождения, красный цвет символизирует творческую энергию, золотой — божественный свет, зеленый — надежду, красный — творческую энергию и жертвенность и т.д. Канон создает единую традицию, но гениальные художники могли в его рамках выразить свою творческую индивидуальность. [1]

Особенность русской православной художественной культуры.

Особенность архитектуры и внутреннего устройства русских православных храмов.

В конце XV—XVII вв. наблюдается отход от норм древнерусской эстетики, нарастание светских тенденций в искусстве. Петровские преобразования XVIII в., повернувшие Россию на путь Запада, привели к развитию светской культуры и искусства. Даже в церковном искусстве распространяется религиозная живопись европейского образца. Древнерусские традиции отчасти сохраняются лишь в старообрядческой среде и народном искусстве.

Православное богословие о культуре.

Православные богословы основой духовной культуры считают религию. По мнению П.А. Флоренского (см. приложение VII рис.2), религия стоит над явлениями духовной культуры. Культура возникает на основе религии, искусство родилось как культовое, наука и философия явились как попытка осмыслить религиозный взгляд на мир, а мораль и право вечно базировались на религиозных заповедях.

Исходя из выше сказанного, хочется сделать вывод, что потребность православной культуры в трансляции духовного опыта преображения выразилась в поиске посредников, которые в адекватных и понятных обыденному сознанию формах могут и должны донести во всей доступной им полноте опыт преображенного человека и указать пути и средства этого преображения. Эту функцию успешно выполняет художественная культура, а конкретно религиозная живопись. Искусство можно считать универсальным языком культуры, так как оно обладает необходимыми средствами для познания и отражения духовной жизни человека.

Цель, поставленную перед собой выполнила. Собран документальный и теоретический материал и проведен анализ полученных материалов и обобщены данные. Хочется отметить, что такую цель перед собой я ставила в первый раз. Данная работа несёт в себе элементы научной новизны. Работу возможно использовать в практике образовательного учреждения (уроки ОПК, ОДНКНР, классные часы) и иных учреждений (музеи, библиотеки, муниципальные органы власти, в СМИ), а так же для продолжения исследования.

Список используемой литературы:

Логунова Е. П., Логунова М. С. Православные ценности и художественная культура // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 763-766.

Вагнер Г. К., Владышевская Г. Ф. Искусство Древней Руси. — М.: Искусство, 1993

Рис.2 Пасхальная служба в храме Христа Спасителя.

Рис.1 Иконоборцы (картина Доменико Морелли , XIX век)

Рис.2 Лев III Исавр .

Читайте также: