Этика биомедицинских исследований доклад

Обновлено: 05.07.2024

1. ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БИОМЕДИЦИНСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

2. Этика и исследователи

Бурный прогресс науки и медицины
Этические проблемы существуют во всех
научных исследованиях
Конфликт интересов: врач –
исследователь – спонсор – пациент
Этические проблемы многообразны,
обсудим наиболее важную часть из них

3. Требования к исследованиям на животных

Reduction – максимально возможное
уменьшение числа животных, используемых для
осуществления научных целей
Refinement – совершенствование
экспериментальных методик для снижения
отрицательных влияний на животное
Replacement – устранение животных из
экспериментальной работы, если есть
возможность получить аналогичные результаты
альтернативными методами

4. Требования к исследованиям на животных

Наличие вивария клиники, оборудованного в
соответствии с санитарными требованиями
Наличие экспериментальной операционной
(лаборатории) с соответствующим
оборудованием
Наличие штата сотрудников, обеспечивающих
уход за животными

5. История вкратце

Нюрнбергский кодекс 1947 г.
Эксперименты над людьми
БМА 1963 г.
Вопрос об ответственности врача
Хельсинская декларация 1964 г.
Действует в настоящее время, последняя редакция 2008
г. для всех исследований с участием людей.

6. История вкратце

Belmont report 1979 г.
Tuskegee Syphilis Study (1932-1972)
GCP 1977 г.
Good Clinical Practice, свод правил о проведении
клинических испытаний
1989 GCP Nordic Guidelines, 1991 г. European
guidelines for GCP, 1997 г. международные
правила ICH GCP, в России с 1999 г.

7. Регламентирующие документы

8. Этические принципы исследований на человеке

1. Не нанести вред (primum non nocere)
2. Уважение
Информированное согласие
3. Честность
Информированное согласие
Полное раскрытие всей необходимой
информации
Адекватная и понятная формулировка
Учёт уязвимых групп

9. Этические принципы исследований на человеке

4. Автономность
Информированное согласие
Право отказаться от участия
Участие третьих лиц в принятии решения
5. Благодеяния
Действия в интересах пациента
Полезность для пациента и общества
Минимизация ущерба
Риск/польза

10. Этические принципы исследований на человеке

6. Справедливость
Кто какое лечение получит (эквиполентность)
Отсутствие принуждения к участию
Равное распределение пользы и риска в группе

11. Общие принципы этичности

Правильное планирование (в т.ч.дизайн)
Научная обоснованность (важный,
неизученный клинический вопрос)
Способность дать валидные,
интерпретируемые, обобщаемые
результаты

12. Комитеты по этике

Все исследования с участием человека
требуют одобрения КЭ/IRB
Локальные КЭ при лечебных и
академических учреждениях
Специалисты в области медицины,
биологии, юристы и др.

13. Функции КЭ

Этическая экспертиза до начала и в процессе
проведения исследования
Голосование по поводу одобрения/ неодобрения
исследования
Наблюдение за ходом исследования
Запрос необходимых документов/приглашение
исследователей на заседания
Участие в разрешении этических конфликтов

14. Плацебо

-
Преимущества
Контроль психологических аспектов
Оценка частоты нежелательных явлений
Оценка эффективности и безопасности
Маскированные исследования
Возможно
Нет альтернативы
При нетяжелых заболеваниях, когда не
повышается риск

15. Информированное согласие

Добровольное подтверждение пациентом
согласия участвовать в исследовании после
того, как он был ознакомлен со всеми аспектами
исследования
Форма ИС, составленная в соответствии с
национальными законами, Хельсинской
декларацией и GCP

16. Информированное согласие

Положение о том, что предполагается
научное исследование
Цели
Виды лечения и вероятность плацебо
Описание процедур
Обязанности участников
Возможный риск и неудобства
Ожидаемая польза

17. Информированное согласие

Альтернативные методы лечения
Компенсация/страховка
Условия оплаты участникам (если предусмотрено)
Расходы участников
Положение о добровольности участия
Возможность отказа от участия без последствий
Конфиденциальность и гарантия нераскрытия имен
участников при публикации.

18. Информированное согласие

Возможность проверок
Контактные данные исследователей
Продолжительность участия
Планируемое количество участников
Предупреждение, что участие может
помешать участвовать в других
программах

19. Информированное согласие

Составлено на родном языке
Понятный язык, объяснение специальных
терминов
Крупный шрифт, выделена важная
информация
Одобрение КЭ
Подписание ДО НАЧАЛА исследования

20. Информированное согласие

Интересы пациента преобладают над
интересами науки
Одобрить изменения в ИСЧ и подписать
новую форму ИС при изменениях в
протоколе
Исследователь должен отвечать на все
вопросы, дать достаточно времени для
принятия решения
ИС подписывается в 2 экземплярах
пациентом и исследователем

21. Информированное согласие

ИС можно не получать:
- пациент в бессознательном состоянии, без
сопровождения родственников
- получено одобрение такой возможности от
КЭ
Пациент не может прочесть форму ИС:
- ИС подписывает свидетель

22. Этически валидное ИС

23. Уязвимые группы

Получение информации, которую другим
путём (на другой категории пациентов)
получить невозможно, потенциальная
польза и минимальный риск

24. Уязвимые группы

Эмбрионы и искусственно оплодотворенные
женщины
Беременные женщины
Дети
- согласие родителей
- форма ИС, адаптированная для ребенка
Здоровые добровольцы
- соизмеримая оплата
Этнические меньшинства

25. Уязвимые группы

Пациенты в критическом состоянии,
смертельно больные
- возможно участие без ИС, если невозможно/нет времени
его получить, нет альтернативного лечения
Психически больные
- опекун, при отсутствии КЭ
Пожилые
- при когнитивных нарушениях две части ИС
Военнослужащие
Заключенные

26. Этика опубликования

Работа оригинальная, не была
опубликована ранее и не находится на
рассмотрении в другом журнале
Разрешается: тезисы, как часть лекции
Одобрена всеми соавторами
Одобрена КЭ

27. Этика опубликования

При принятии статьи авторы передают
авторские права редакции издания на
печать, распространение, перевод,
электронное опубликование
Все действия по распространению статьи
требуют разрешения от редакции
Включение опубликованных таблиц,
рисунков текста в новые работы требует
разрешения от редакции

28. Этика опубликования. Авторство

29. Нарушение этики исследований

Research misconduct – преднамеренное
искажение процесса исследования путём
фабрикации данных, текста статей,
заимствования гипотез или методов других
авторов и др.

30. Нарушение этики исследований

31. Нарушение этики исследований. Менее очевидные формы

Манипулирование графиками и изображениями
Несоблюдение этических стандартов
проведения исследований (отсутствие ИС)
Автор-призрак – невключение важного автора
(для сокрытия участия фарм. компании)

32. Нарушение этики исследований. Менее очевидные формы

33. Конфликт интересов

Несовпадение личных и
профессиональных интересов
Затрудняет честное выполнение
профессиональных обязанностей

34. Спорно

Оплата за направление пациентов в
исследование
Подарки от фарм.компаний
Включение в исследование членов семьи
Личные взаимоотношения с пациентами

35. Примеры

Вы предложили пациентке с болезнью
Альцгеймера (81 год) участвовать в
испытании нового препарата для
улучшения памяти. Пациентка подписала
ИС 3 дня назад. Сегодня Вы готовы начать
исследование, однако пациентка не
понимает, о чём Вы говорите.
Что делать?

36. Примеры

Возникают сомнения в способности
пациентки давать этически валидное ИС.
Возможно подписание ИС её законным
представителем. Несмотря на то, что
пациентка относится к уязвимой группе
вследствие нестабильного психического
статуса, исследование предназначено для
этой группы пациентов и её участие может
принести пользу ей и другим пациентам с
БА. Что делать?

37. Примеры

Пациент высказывает готовность пройти
все процедуры, предусмотренные Вашим
исследованием, однако отказывается
подписать форму ИС.
Что делать?

38. Примеры

Пациент старше Вас
Его пугают формальные процедуры
Объясните необходимость ИС (требование КЭ,
обычная процедура или проведение
исследований)
Объясните, в чем польза для пациента
(защита его интересов)
Убедитесь в том, что пациент понимает, что
может отказаться от участия на любом этапе

39. Удачи!

Знание основ этики исследований на
человеке позволит Вам эффективно
использовать свое время в дальнейшей
научной работе

Понятие биомедицинской этики, ее основная задача и содержание. Развитие биоэтики, ее основные проблемы, объект, предмет и социально-философские рассуждения. Биомедицина в разные эпохи нашего времени. Биоэтика и принцип уважения прав и достоинств человека.

Рубрика Этика и эстетика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 03.02.2015
Размер файла 21,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал федеративного государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

“Российский государственный социальный университет в г. Тольятти Самарской обл.

(Филиал РГСУ в г. Тольятти)

Студентки 2 курса группы Эс-12

Преподаватель: Лопарева Д.К.

Содержание

2. Биомедицина в разные эпохи нашего времени

3. Биоэтика и принцип уважения прав и достоинств человека

Введение

Биомедицинская этика - быстро развивающаяся область междисциплинарных исследований. Проблемам биомедицинской этики посвящена деятельность крупных научных международных конференций и издается ряд специализированных журналов. Специализированные комитеты и комиссии по биомедицинской этике учреждены при национальных врачебных ассоциациях, а также при ряде международных организаций, таких как Совет Европы, ЮНЕСКО, ВОЗ, ВМА и т.д. В 1996 году Советом Европы была принята Конвенция "О правах человека и биомедицине". С вступлением в силу Конвенции принципы и положения биоэтики приобретают силу закона в странах-членах Совета Европы, включая Россию.

Биомедицинская этика представляет собой адекватный современным общественным условиям этически обоснованный ответ на острейшие моральные проблемы, поставленные прогрессом медицинской науки и биомедицинских технологий. Защита фундаментальных моральных ценностей, определяющих человеческое существование, является условием выживания человечества в современной ситуации.

Биоэтика - область междисциплинарных исследований этических, философских и антропологических проблем, возникающих в связи с прогрессом биомедицинской науки и внедрением новейших технологий в практику здравоохранения.

Содержание биоэтики

Объект биоэтики

Нравственность человеческого поведения в биологически-медицинской сфере и в сфере здравоохранения относительно ее соответствия моральным нормам и ценностям. Дозволенности медицинских вмешательств в человеческий организм с точки зрения права, в частности, тех вмешательств, связанных с развитием биологических и медицинских наук. Использование биологических наук на службе человеку с целью улучшить условия жизни. В сферу интересов биоэтики включаются также проблемы создания и интродукции в биосферу трансгенных растений и животных, использование генетически модифицированных пищевых продуктов.

Предмет биоэтики

Охрана здоровья и жизни человека от момента оплодотворения до естественной смерти, которая выражается через различные формы лечения. Нравственные аспекты войны, убийства, аборта, самоубийства, эвтаназии.

Социально-философские рассуждения

Биоэтика или этика жизни - это раздел прикладной этики, философской дисциплины, изучающей проблемы морали прежде всего относительно человека, определяет, какие действия по с моральной точки зрения являются допустимыми, а какие - недопустимыми. Или другими словами: биоэтика - это органичное сочетание новейших достижений биологической науки имедицины с духовностью. В современном обществе она стала признаком цивилизованности.

Утверждение основ биоэтики внесет соответствующую долю в практическую реализацию в обществе принципами христианского бытия, построению цивилизации любви и формирования здорового образа жизни граждан. Данные биоэтики является дополнительным импульсом для углубления богословского понимания достоинства человеческой личности, ибо освещают доселе неизвестные аспекты человеческого существования.

2. Биомедицина в разные эпохи нашего времени

3. Биоэтика и принцип уважения прав и достоинств человека

Современная медицина, биология, генетика и соответствующие биомедицинские технологии вплотную подошли к проблеме прогнозирования и управления наследственностью, проблеме жизни и смерти организма, контроля функций человеческого организма на тканевом, клеточном и субклеточном уровне. Поэтому как никогда остро стоит вопрос соблюдения прав и свобод пациента как личности.

Причинами возникновения биоэтики стали:

В настоящее время произошло то, что нормы традиционной медицинской этики систематически не срабатывают (модель Гиппократа, Парацельса, деонтология), а некоторые приходится характеризовать по новому или пересматривать.

Развитие науки явилось серьезным источником многих конфликтов и дилемм, которые уже не возможно разрешить на уровне традиций медицинской этики. В биоэтике основным становится конфликт прав.

Сегодня остро стоит вопрос об участии пациента в принятии врачебного решения, т.е. право на выбор врача, ЛПУ, выбор каким именно методом лечиться и лечиться вообще, право на информированное согласие и т.д. В биоэтике эти права оформляются как принцип автономии пациента и правило добровольного информированного согласия.

Современный этап развития врачебной этики связан с последствиями научно-технической революции и в первую очередь в узкой специализацией и внедрением в медицину новейших достижений науки. Широкое применение медицинской техники привело к разделению клинической медицины на ряд узких специальностей, которых насчитывается уже более ста. Отсюда принцип или систему врач-больной заменили на новый врач-приборы-больной. С одной стороны узкая специализация и технизация медицины расширяет возможности врача, а с другой - врач, внимательно следящий за стрелкой прибора, забывает взглянуть в лицо больному, и это рассматривается пациентом как неумение и нежелание врача разобраться в его заболевании. Обилие врачей консультантов по узким специальностям в случае упущений в диагностике затрудняет моральную, а иногда и юридическую ответственность. Что может способствовать проявлению халатного отношения к своим обязанностям.

Наиважнейший проблемой современной этики является то что охрана здоровья должно быть право каждого человека, а не избранной части населения, которые могут себе это позволить.

Заключение

Все многообразие определений биомедицинской этики свидетельствует как о значимости предмета рассмотрения, так и об отсутствии единого подхода к терминологии. Не претендуя на исключительность, автор считает, что более точное определение этой отрасли научных знаний необходимо вырабатывать с учетом исследований уровней социальной регламентации и механизмов правового регулирования медицинской деятельности. В этой связи, автор предлагает следующий вариант определения биоэтики.

Биомедицинская этика - это междисциплинарная наука, занимающаяся изучением морально-этических, социальных проблем медицинской деятельности в условиях применения новейших достижений медицинской науки и экспериментальной биологии, в контексте реализации прав и защиты законных интересов человека и гражданина.

Подводя итог анализу моделей взаимоотношений между медицинскими работниками и пациентами в контексте биомедицинской этики, следует отметить, что:

- патернализм, как традиционная для отечественного здравоохранения модель взаимоотношений, постепенно уступает место более демократичным моделям отношений между субъектами медико-правовых отношений;

- контрактная модель представляется наиболее приемлемой формой взаимоотношений между медицинскими работниками и пациентами в контексте наиболее полной реализации прав граждан и эффективного правового регулирования медицинской деятельности;

- в процессе правового обучения медицинских работников необходимо учитывать, что отношения с пациентами должны строиться на принципах контрактных взаимоотношений, строго регламентированных законодательством РФ;

- законодательная регламентация в сфере медицинской деятельности должна совершенствоваться с учетом контрактной модели взаимоотношений между медицинскими работниками, ответственными за качественное оказание медицинской помощи, и пациентами, принимающими участие в процессе выполнения медицинского вмешательства по мере сил и возможностей и выполняющими рекомендации медицинского персонала.

Список литературы

1. Деонтология в медицине. Под ред. Б. В. Петровского. -- М., 2006

2. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии. Матвеев В.Ф. - М., 2004

3. Биоэтика и гуманитарная экспертиза. Вып. 2 / Отв. ред. Ф.Г.Майленова. М.: ИФ РАН, 2008.

Подобные документы

Основные формы вреда в современной биомедицинской этике. Принцип уважения автономии пациента. Противоречия между принципом "не навреди" и принципом справедливости. Благодеяние как обязательство. Модель медицинской деонтологии и принцип соблюдения долга.

реферат [21,1 K], добавлен 26.02.2015

Формирование и развитие биоэтики. История совершенствования морально-этических принципов в медицине. Модель Гиппократа как эталон врачебной этики. Модель Парацельса, или Принцип "делай благо". Деонтологическая модель. Принцип уважения автономии пациента.

презентация [990,0 K], добавлен 18.12.2015

Объективные предпосылки возникновения и развития биоэтики как научной дисциплины. Предмет изучения, функции и основные проблемы биоэтики. Биоэтика как естественное обоснование человеческой морали. Нравственные принципы отношения биоэтики к жизни.

реферат [20,9 K], добавлен 14.10.2010

Биомедицинская этика как наука. История, предмет и проблемы биоэтики. Характеристика аборта как медицинской проблемы, его этические и общесоциальные аспекты. Способы сокращения числа абортов, методы работы с населением, воспитание моральных принципов.

курсовая работа [37,1 K], добавлен 08.08.2014

Этика как философская наука о нравственности. Основные категории "гуманизм", "свобода", "равенство", "справедливость" и их современное содержание. Биоэтика: основные причины появления и специфика проблем. Этические традиции отечественной медицины.

Аннотация: Развитие медицины сложно представить без биомедицинских исследований, в ходе которых обнаруживаются положительные и отрицательные свойства новейших медицинских препаратов и методов лечения. Вместе с тем методы проведения подобных исследований – одна из наиболее болезненных сфер этики, так как именно медицинские испытания на людях стали причиной громких обвинений врачей в злоупотреблении доверием пациентов. Научное сообщество прошло сложный и долгий путь поиска принципов, соблюдение которых гарантирует защиту как пациента от произвола врача, так и врача от незаслуженных обвинений. Данная глава посвящена рассмотрению этических трудностей, возникающих в ходе биомедицинских исследований и принципам, на основе которых строится регулирование биомедицинских исследований.

Этика в истории экспериментов на человеке

Этические проблемы проведения биомедицинских исследований возникли и эволюционировали параллельно с возникновением и эволюцией медицины как науки. Фактически, как только врачи и биологи стали рассматривать свою деятельность в качестве научно обоснованного вмешательства в природную организацию человеческого тела с целью контроля, нормализации и улучшения его деятельности, сразу же возникло две основных группы этических проблем. Первая группа проблем связана с самим правом на научное исследование на человеке (как живом, так и умершем). Вторая – с морально допустимыми границами (нормами) подобного вмешательства.

Научное познание природы человека: добро или зло?

Вопрос о праве на проведение медицинских исследований на человеке был особенно актуален на первых этапах исторического развития медицины. Ожесточенные споры шли, к примеру, вокруг права на проведение аутопсии (вскрытия трупов). Не открывает ли применение самого по себе экспериментального научного метода своеобразный "ящик Пандоры"? Не обернется ли желание улучшить деятельность природного механизма человеческого тела (да и Природы в целом) катастрофой для человечества?

Практически до конца 19го века крайне необходимые для развития анатомии, хирургии и других медицинских дисциплин исследования на трупах людей были чреваты серьезными осложнениями для ученых. Российский хирург Н.И. Пирогов, основоположник топографической (объемной) анатомии в нашей стране, во время исследований нередко подвергался опасности быть жестоко избитым родственниками усопших и представителями возмущенной "общественности". Только с возникновением института медицинских клиник, в которых лечение больных (в основном неимущих) совмещалось с научными исследованиями и обучением студентов-медиков, ситуация нормализовалась.

В современной культурной ситуации вопрос о допустимости научных исследований на человеке подвергается сомнению значительным числом критиков "техногенной цивилизации". Традиционными оппонентами прогресса биомедицинской науки и технологий выступали и выступают в настоящее время, с одной стороны, представители различных религиозных конфессий, а с другой – адепты многообразных вариантов целительства, утверждающих принцип "холизма" в качестве альтернативы научному "редукционизму".

Реставрация традиционной оппозиции научно-технологическому прогрессу в области биологии и медицины идет синхронно с критической переоценкой безусловной ценности научного знания внутри самой научной идеологии. Такая переоценка осуществляется в двух направлениях. Во-первых, с точки зрения потенциально негативного влияния технологических достижений на природную среду обитания человека и его физическое благополучие (экологическое движение). Во-вторых, с точки зрения негативного влияния на духовную сферу существования человека, его свободу, моральное достоинство. Рациональные аспекты этой проблемы рассматриваются биоэтикой, как формой самоограничения науки, понимания ею опасностей, связанных с научно-техническим прогрессом в области биологии и медицины.

Эксперимент на человеке: благо для испытуемого против блага для общества

История экспериментов на человеке достаточно скупа на достоверные факты. Можно упомянуть несколько выразительных казусов. В 1718 году английский король Георг 1 предлагал помилование заключенным, приговоренным к повешению, если они согласятся получить прививку оспы биоматериалами больных лиц. Следует обратить внимание, что король не считал возможным проводить недобровольные эксперименты на заключенных.

Эдвард Дженнер (1749-1823)

Английский врач Эдвард Дженнер ввел здоровому восьмилетнему Джеймсу Филлипсу через царапину на коже содержимое пустул женщины, заболевшей коровьей оспой. Потом, через полтора месяца, ввел ему же содержимое пустул больного оспой человека. Мальчик не заболел, доказав тем самым, что вакцинация оспой коров предотвращает заболевание оспой человека. Блестящий научный эксперимент, спасший впоследствии миллионы человеческих жизней. Но на кону была жизнь ребенка. Гипотеза Дженнера могла оказаться ложной. Один из героев Достоевского, Иван Крамазов, не готов был принять счастье всего человечества, если платой за него будет слезинка ребенка. А в данном случае – не слезинка, а жизнь ребенка на алтарь науки была приемлемой ценой.

Тем более легко ученые шли на человеческие жертвы, если речь шла об экспериментах на "неполноценных" людях. Дж. Мерион Симс, основоположник американской гинекологии, проводил эксперименты с заражением венерическими заболеваниями рабынь в Южной Каролине. Великий французский физиолог Клод Бернар писал: "Главным принципом морали врача и хирурга должен быть отказ от проведения исследований на человеке, если есть вероятность нанесения ему вреда, несмотря на то, что он может принести ему и пользу". Но этот принцип он не распространял на умирающих пациентов и уголовников, считая, что их жизнь не имеет общественной ценности.

Таким образом, уже на самых ранних этапах развития методов медицинского экспериментирования на людях возник основной моральный конфликт. Идея блага в деятельности врача, в том числе и врача-ученого, как бы раздваивается. С одной стороны, благо конкретного пациента, а с другой – благо общества в целом от приобретения достоверных научных данных. Причем длительное время (до конца Второй мировой войны) общественная ценность явно превалирует. В защиту прав пациента как личности выступали совсем немногие. Среди них был русский писатель В.В. Вересаев.

Викентий Викентьевич Вересаев (1867-1945)

Более ста лет назад, в 1901 году, в журнале "Мир Божий" впервые были опубликованы "Записки врача", принадлежащие перу Викентия Викентиевича Вересаева (1867 - 1945). Публикация сразу же вызвала огромный интерес, который не прерывался долгие годы. Достаточно сказать, что на русском языке только при жизни Вересаева "Записки" переиздавались отдельной книгой 14(!) раз. Вскоре после первой публикации появились переводы на английский, французский, немецкий.

"Записки врача" Вересаева породили буквально взрыв интереса к медицинской этике, поскольку именно ее проблемы лежали в центре внимания автора. С небывалой откровенностью и искренностью, с сильнейшим эмоциональным напором и, что особенно важно, с редким гражданским мужеством Вересаев раскрыл для широкого читателя немало тщательно оберегавшихся от посторонних секретов медицинской профессии – массовые случаи недобровольного использования пациентов в качестве испытуемых в опасных для их жизни и здоровья экспериментах. Тем самым, наряду со всем прочим, были поставлены под вопрос бытовавшие представления о том, что полагается, а что не полагается знать о врачах всем тем, кто рано или поздно оказывается в положении пациентов. Вересаев исходил из того, что сохранение этих корпоративных секретов вовсе не может считаться самоцелью, особенно в тех случаях, когда дело касается более значимых ценностей, таких, как здоровье, права и достоинство пациентов.

Очень важна и в высшей степени уместна и в наше время позиция, которой он придерживается на протяжении всей книги. Вересаеву совершенно не свойственна роль этакого всезнайки, имеющего готовые решения всех тех моральных коллизий, с которыми приходится сталкиваться практикующему врачу. Напротив, он отчетливо показывает то, что во многих реальных ситуациях просто отсутствует сама возможность такого выбора, который был бы безупречен в моральном отношении: врачу неизбежно приходится принимать и такие решения, которые могут вызывать осуждение как коллег, так и пациентов, и нести за эти решения всю полноту ответственности.

Биомедицинская этика — это общее понятие, включающее многообразие многовекового врачебного нравственного опыта от этики врача Гиппократа до ее современной формы — биоэтики.

Биомедицинская этика — это профессиональная этика всех, кто работает в медицине и здравоохранении. Биомедицинская этика изучает отношения между людьми в системе здравоохранения, а также систему норм, ценностей и обязательств, которую принимает и исполняет врач, оказывая помощь больному человеку.

В силу этого предмет биомедицинской этики — это вопросы: как реали­зовывать ценности милосердия, заботы, справедливости, сочувствия, спа­сения жизни, добра и любви в практике врача; как в сложных ситуациях клинической или исследовательской работы поступать врачу морально; каким надо быть, чтобы быть врачом?

Таким образом, биомедицинская этика — это прикладная этика, кото­рая на основе моральных принципов решает задачи установления таких отношений с пациентом, которые обеспечивали бы веру в лечение, дове­рие к врачу пациента и общества.

Биомедицинская этика и медицинское право

Биомедицинская этика и медицинское право — две основные формы современного регулирования медицинской деятельности. Они, безусловно, связаны между собой. Что их отличает и что объединяет? Почему врачу недостаточно руководствоваться только одним способом регулирования медицинской деятельности: только медицинским правом либо только биомедицинской этикой ?

Число нормативно-правовых документов, регулирующих медицинскую деятельность, растет. Вместе с этим встает и вопрос о соотношении биоме­дицинской этики и медицинского нрава, который непосредственно связан с принципиальными различиями, существующими между моралью и пра­вом.

Мораль и право

Вопрос о различии морали и права как форм регулирования медицин­ской деятельности следует отличать от современной проблемы содержа­тельного соответствия норм права и принципов морали.

Практика регулирования человеческих отношений свидетельствует, что мораль и право, в частности, нормы и принципы биомедицинской этики (БМЭ) и медицинского права (МП) находятся между собой в слож­ных отношениях, систематизация которых необходима для четкой согла­сованности между собой требований закона, ведомственных приказов и инструкций, с одной стороны, и требованиями профессиональной этики и морали — с другой.

Однако помимо единства можно увидеть и отличия правовых норм от моральных ценностей (рис. 1.3).

Формы взаимоотношений этики и права

Рис. 1.3. Формы взаимоотношений этики и права

Общество — это сложный организм, который нуждается в систематиче­ском совершенствовании правового регулирования разнообразных интере­сов и отношений его членов.

Совершенствования и приведения в соответствие с существующими традиционными для общества моральными нормами требуют в настоящее время следующие положения российского законодательства:

  • принцип презумпции согласия в трансплантологии (в США, напри­мер, законодательно действует противоположный принцип: презумпция несогласия, означающий, что без юридически оформленного согласия человека после его смерти врач не имеет права производить забор органов и (или) тканей, что исключает любую форму проявления насилия);
  • неограниченное допущение искусственного прерывания беременности;
  • непризнание права на жизнь не родившегося человека;
  • допущение клонирования (терапевтического);
  • допущение использования методов ЭКО (экстракорпорального оплодотворения) для несупружеских пар и одиноких людей;
  • допущение суррогатного материнства за материальное вознаграждение;
  • отсутствие запрета на использование эмбрионов человека для извле­чения стволовых клеток.

История свидетельствует, что задолго до возникновения правового регулирования отношений медика с пациентом они регулировались лич­ными нравами врача и обычаями. Обычаи были непосредственно связаны с неписаными моральными мотивами оказания медицинской помощи. Мораль как социальный регулятор медицинской деятельности представ­ляет собой правила поведения, которые устанавливаются в обществе при­менительно к медицине в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости. Нормы морали обеспечиваются и охраняются внутренними убеждениями людей и силой общественного мнения. Весьма долгое время нормы морали были основным, а нередко и единственным регулятором взаимоотношений врачей и их пациентов, а также определяющим мотивом профессиональной деятельности меди­ков. И сегодня существует мнение о ведущей роли моральных ценностей в оценке профессиональных поступков медиков.

Противопоставление морали и права или преуменьшение роли одного из них представляется необоснованным, так как норма морали — это идеальное основание, образец, эталон поведения, в то время как норма права — правило поведения, служащее достижению такого образца. Напри­мер, уголовная норма о неоказании помощи больному (ст. 124 УК РФ) слу­жит высокому идеалу милосердного медицинского работника. Ценности морали, их внешнее достижение обеспечиваются правовыми средствами: запретами, дозволениями, требованиями и др. (рис. 1.4).

Поступки врача в координатах морали и права

Рис. 1.4. Поступки врача в координатах морали и права

Необходимо отметить, что соотношение норм права и морали в струк­туре социальной регуляции медицинской деятельности должно существо­вать в непротиворечивом взаимодействии. Это определяет, что этическая экспертиза — это обязательное основание разработки новых законопроек­тов, принятия и действия законов, регулирующих медицинскую деятель­ность.

БМЭ и МП — две основные формы регулирования отношений в системе здравоохранения. Гармоничное соотношение БМЭ и МП — одно из усло­вий обеспечения нравственного здоровья общества.


1. Сивков Д. Социальные исследования медицины / Д. Сивков // Социология власти. – 2016. – Т. 28. – № 1 – С. 8–13.

5. Ерохина Л.Д. Проблема свободы и ответственности в религиозной морали и биомедицинской этике / Л.Д. Ерохина, А.Н. Грибань, Г.А. Трифонова, А.К. Ерохин // Современные проблемы медицинского права, биомедицинской этики и судебной медицины: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – М.: Национальный институт медицинского права, 2016. – С. 89–95.

Этим сложным напряженным отношениям между элементами биомедицины, этикой и социальными исследованиями и посвящены статьи настоящего сборника. Авторы артикулируют способность биомедицинской этики изменять представления социума о возможностях медицины, взаимоотношениях врачей и пациентов; формировать нравственное мышление будущих врачей и оценивать технологические возможности медицины с учетом отдаленных последствий.

Л.Д. Ерохина представляет в своей статье концепцию учебного пособия по биомедицинской этике для медицинских сестер. Раскрывается содержание учебного пособия и акцентируется внимание на формировании медсестринской биомедицинской этики как относительно самостоятельной и перспективной ветви биомедицинской этики. Учебное пособие затрагивает моральные проблемы сестринской этики XX-XXI веков, важнейшие юридические и моральные принципы и правила, помогающие их решению в духе гуманизма, а также способствующие формированию навыков применения общеэтических ценностей в многочисленных спорных ситуациях, с которыми сталкивается медицинская сестра.

Темы учебного пособия раскрывают как определенную преемственность в развитии сестринской этики и практики, так новизну в деятельности медицинских сестер, которые обязаны в настоящее время руководствоваться не только моральными принципами, но важнейшими международными и отечественными декларативными этическими и юридическими документами.

Как теоретик и практик во врачебной сфере, свт. Лука уделяет большое внимание профессиональной этической рефлексии, без реализации которой врач может принести вред окружающим. Рефлексия имеет четкую гуманистическую направленность: врач стремится сделать все возможное для облегчения страданий больного, старается максимально выполнить свой долг, чтобы помочь пациенту. Изучая не только болезнь, но и личность пациента, святитель учитывал душевное состояние человека, пытаясь выяснить, что повлекло за собой заболевание.

В целом, разноаспектные статьи, включенные в сборник, отличаются академичностью, в них представлены обзоры литературы по избранной тематике, осуществлен критический анализ имеющихся точек зрения и выражены собственные подходы к намеченной теме.

Представленный сборник имеет важное теоретическое и практическое значение, предлагая исследователям новые пути в развитии и донесении до студентов, практиков разных областей медицины новых вопросов, которые подлежат исследованию и дальнейшей разработке.

Читайте также: