Есенин на кавказе доклад

Обновлено: 25.06.2024

Срежет мудрый садовник – осень

Головы моей желтый лист.

Плюйся, ветер, охапками листьев, –

Я такой же, как ты, хулиган…

Редкий вечер обходился здесь без шума и балагана. В середине января 1920 года Есенин устроил в кафе большой скандал, но был доволен, несмотря на то, что за это на него завели дело, которое было передано в суд. Он обожал шокировать публику скандальными выходками и считал, что слава поэта неразрывно связана не только с его талантом, но и со славой скандалиста и хулигана. Хороший скандал повышал у публики интерес к имажинистам, способствовал распродаже их произведений. В годы острейшего дефицита бумаги в стране им удалось организовать кооперативное издательство, а книги продавать в двух собственных книжных лавках.

Перед судом Есенин вместе с Мариенгофом уехал в Харьков. И так он будет не раз скрываться от милиции и судебных органов. А те не очень и стремились привлекать его к ответственности, зная его популярность и строптивый характер.


Г.Б. Якулов, А.Б. Мариенгоф, С.А. Есенин. Москва, 1919 г.


Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

В середине августа 1920 года С. Есенин, А.Мариенгоф и Г. Колобов прибыли в Баку, где остановились на несколько дней, чтобы продолжить свой путь в Тифлис. Служебный вагон, в котором они приехали и продолжали в нем жить, отцепили и поставили на запасной путь, а Колобов должен был решить ряд своих служебных дел. К сожалению, сведений о том периоде пребывания Есенина в бакинских краях не сохранилось. Но можно только предполагать (из письма, адресованного А. Кусикову в Париж, от 7 февраля 1923 года, с борта парохода, плывущего к берегам Европы), что Баку произвел на него удручающее впечатление. Известно, что политическая ситуация в городе, куда приехал Есенин вместе со своими друзьями, была напряженная и нестабильная: здесь за три месяца до этого была установлена советская власть. Время было неспокойное. По городу шныряли банды уголовников и беспризорников, царила хозяйственная разруха, безработица.

Я сначала не поверил, что встретился с Есениным: он выглядел совсем по-мальчишески, был навеселе, его разговор не совпадал с моими представлениями о знаменитом поэте…Во втором часу ночи поэта начали уговаривать прочесть стихи. Он, как мне показалось, несколько кокетливо отказывался вначале, потом согласился. Читал Есенин изумительно: очень эмоционально, всем телом жестикулируя, особенно руками и головой. Мои сомнения полностью рассеялись. Я был потрясен…

Сын адвоката, Константин Захарович Рохлин, стал большевиком. В семье был раскол. Костю искала меньшевистская милиция. В эту ночь он явился к отцу, чтобы послушать Есенина.


Сергей Есенин и Анатолий Мариенгоф. 1920 год. Москва.


Свой 29-й день рождения Сергей Александрович Есенин встретил вместе с женой Софьей Андреевной Толстой в Тифлисе, в Грузии. Поездка поэта в Грузию не была случайной. Он давно мечтал побывать там, где творили великий Шота Руставели, русские писатели и поэты Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Лев Толстой.

Он восторгался самобытной культурой Кавказа. С друзьями по перу С. Есенин проехал всю Алазань под звон бокалов искристого грузинского вина, побывал в грузинских селах Кахетии – Напереули, Карданахи, в имении князя Чавчавадзе – Цинандали.

В имении Ильи Чавчавадзе был в церкви, где венчался Грибоедов. Он не переставал восторгаться красотой грузинских крестьян, возделывающих виноград на своих плантациях, восторгаться их костюмами, восхищаться, лицами грузин, исполненных экспрессии. Он встречался в Грузии с удивительными людьми, сочетавшими в себе истинную интеллигентность с широким демократизмом и сердечностью. Как нам сейчас этого не хватает в России! Он сердечно полюбил прекрасную Грузию, олицетворение красоты и силы, полюбил ее снежные горы, долины и ущелья, полные веселого шума, быстрые, певучие реки и ее красивых людей. Величественная природа Грузии и романтическая мягкость ее народа – именно эти две силы дали поэту толчок к написанию прекрасных стихов на Кавказе.

Все летние студенческие каникулы я проводил в Грузии, в Тбилиси и Телави, и как большой любитель поэзии Сергея Есенина читал все, что попадало из книг, журналов и статей о нем в те тридцатые годы прошлого века.

Был ли случайным приезд поэта в Грузию? Конечно, нет. Есенин задыхался в богемной Москве. Он ощущал острейшую необходимость вырваться из кабацкого омута, ставшего уже богемным образа жизни.

Грузия сразила поэта не только красотой гор, краем экзотических впечатлений. Больше всего она околдовала его атмосферой человеческого добра, поэтического духа среди литераторов, особым романтизмом, составлявшим в то время душу грузинской поэзии независимо от школ и направлений, которые там были.

Есенин быстро вошел в жизнь поэтической Грузии, а споры, борьба и достижения в грузинской литературе стали неотъемлемой частью его интересов. Есенин, болезненно переживавший проявление любой бездуховности и обладавший абсолютным человеческим чутьем, почувствовал сквозь различие культур и языковой барьер силу и притяжение живой грузинской поэзии. И он проникновенно написал:

. Я Вас люблю, шумную Куру

Люблю в пирах и в разговорах

Я, северный ваш друг и брат!

Поэты – все единой крови,

И сам я тоже азиат,

В поступках, в помыслах и слове.

И потому в чужой стране

И приятны мне!

Я, пять раз побывавший в Тбилиси и Телави у родной сестры Марии, свидетельствую, что у грузин – очень высокая культура застолья. Ни одного пьяного человека на улицах Тбилиси я не видел. Еще в советское время в этом большом городе не было вытрезвителей, хотя человек в Грузии рождается и умирает с вином. Прежде чем предать человека земле, ее из рюмок поливают вином. И совсем не случайно еще при жизни Митрофана Лагидзе Сергей Есенин на Кавказе написал:

Ты научи мой русский стих

Кизиловым струиться соком.

А ведь поэт не был гурманом. Просто ему нравились грузинский стол, грузинское застолье, непринужденная беседа за столом.

Интерес Есенина к грузинской культуре становился все более многозначным. Известный грузинский писатель Георгий Леонидзе вспоминал, что Есенин в доме поэта Табидзе взволнованно говорил о том, какие новые силы он открыл в себе, приехав в Грузию.

Сейчас грузинских поэтов в России, их стихов днем с огнем не найдешь. Есенин болезненно переживал свое расставание с Грузией. А все потому, что он здесь нашел сердечных друзей по поэтическому перу. Грузины еще больше полюбили поэта, рады были слышать его негромкий, чуть хрипловатый голос, видеть его сдержанные жесты. Самого же Есенина приводили в восторг тосты тамады за гостеприимным грузинским столом.

Расставался с Грузией поэт тяжело, жалея о том, что у него оставался позади такой важный период в творческой жизни, творческий взлет.

В своем письме к Тациану Табидзе Есенин говорил о желании вновь вернуться в Грузию. Но новой встрече не суждено было состояться. Грузинские писатели и поэты сроднились с Есениным. И ждали нового приезда Есенина в Грузию. Весть о трагедии Есенина потрясла их. Известный в Грузии поэт и друг Есенина Тациан Табидзе откликнулся на кончину поэта душевными и проникновенными стихами. Он не возмущается, не клеймит поэта, не обвиняет его, как это сделал В. Маяковский. Мы слышим у Табидзе крик боли, он берет на себя и друзей вину за случившееся с Есениным – не уберегли! И провожает навсегда любимого человека.

Чтобы понять лирику Есенина, надо обязательно подышать тем воздухом, которым дышал Сергей Есенин. Я счастлив тому, что был в старом Тифлисе, был в уютных, полных очарования и дыхания истории узких и кривых улочках, переулочках и домах – каждый из которых был на одну семью. Мне посчастливилось спасаться от палящего немилосердного солнца под могучим и развесистым платаном, что рос в конце проспекта Руставели в Тбилиси…

Сергей Есенин не остался в прошлом. Он нужен нам сегодня и будет нужен завтра. Конечно, Сергей Есенин – прежде всего певец Русской земли.

Есенин ушел из жизни молодым. Молодой навечно осталась его неповторимая, задушевная лирика. Поэзия Есенина навечно с нами. А его душа почуяла неладное, взбунтовалась и ушла из жизни. Это случилось в Ленинграде в морозную ночь с 27 на 28 декабря 1925 года, 80 лет тому назад. Я преклоняюсь перед гением поэта, который мучился, когда чувство тоски являлось душевной болезнью, и низко склоняюсь перед страданием поэта.

Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Происходящие изменения в общественной жизни государства требуют развития новых педагогических технологий, творческой инициативы, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирование универсального умения решать возникающие проблемы.

Одним из методов формирования и развития самостоятельной и исследовательской деятельности учащихся является проектный метод.

Большое воспитательное и образовательное значение имеет изучение своего края. С Рязанью связаны многие известные имена. Среди них литераторы Я. Полонский, К. Паустовский, С. Есенин и др. Творчество Сергея Есенина, как показывает практика, всегда вызывает у учащихся живой отклик.

Цели проекта:

-углубление знаний по теории литературы, краеведению;

-формирование умений и способностей работать самостоятельно по теме;

-формирование навыков исследовательской деятельности, речевых умений.

-воспитание патриотизма, любви к своему краю, природе;

-воспитание эстетического вкуса.

-развитие творческого потенциала учащегося;

-развитие умения самостоятельно работать с литературой, расширение кругозора.

Содержание проекта

Предметы: литература, краеведение.

Возраст учащегося: 14 лет (8 класс).

Режим работы: внеурочный.

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение:

-Экскурсии в Государственный музей-заповедник С. Есенина;

Требования к участнице проекта:

-владение устной и письменной речью;

-владение определенными знаниями по теории литературы;

-умение работать с дополнительной литературой;

-устойчивая мотивация к познанию, работе.

Основные типологические характеристики проекта

Доминирующий вид деятельности: исследовательский.

Предметно-содержательная область: монопроект.

Характер контактов: индивидуальный.

Количество учащихся: 1ученица.

Продолжительность: длительный (в течение четверти).

Этапы работы над проектом:

1 этап. Подготовительный.

Проектировщиком и исполнителем стала:

Руководитель проекта – учитель русского языка и литературы Синицина Т. В.

2 этап. Разработка проекта.

3 этап. Реализация проекта.

На этапе реализации проекта участница изучала жизнь и творчество Есенина, посетила музей С. Есенина, где прослушала экскурсии по музейным экспозициям, в том числе о кавказском периоде творчества. Встречалась с научным сотрудником музея Есенина…… Проектировщицей была проведена кропотливая работа по сбору материала по теме.

4 этап. Итоги проектной деятельности.

Основные цели моей работы:

познакомиться с Кавказским периодом лирики С. Есенина;

проанализировать условия его творческого подъема.

Улеглась моя былая рана —

Пьяный бред не гложет сердце мне.

Синими цветами Тегерана

Я лечу их нынче в чайхане.

Мальчишки лет семи-восьми

Снуют средь штатов без призора.

Бестелыми корявыми костьми

Время пребывания С.А. Есенина в Тифлисе изобиловало встречами с читателями, с молодыми литераторами, с рабочими, журналистами. Поэт участвовал в праздновании Международного юношеского дня в Тифлисе, выступал на литературном вечере в клубе совработников Тифлиса, посещал с чтением своих стихотворений Тифлисскую пехотную школу.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Потому, что я с севера, что ли,

Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Изучив произведения, написанные Есениным во время кавказского периода, я поняла - о чем бы и о ком бы ни пел поэт: о Хороссане или Ширазе, о Шаганэ или Лале, о Саади или Хайями, о цветочных чащах или ветре, - он всегда будет вспоминать родину, тосковать по ней, и это слышится во многих строчках:

Персия, страна "тысячеголосых соловьев" – давнее увлечение многих поэтов и литераторов: "Западно-восточный диван" Гете, "Похождения Хаджи Бабы из Исфагана" Морье, "Персидские письма" Монтескье.
В 20-х годах прошлого века, когда Сергей Есенин был уже достаточно известным поэтом, и им овладела идея побывать в Персии, окунуться в ее поэтическую атмосферу.
Для Есенина эта поездка, несомненно, была делом решенным. Однако его не пустили. Было специальное указание сверху, – Есенин со своим волюнтаристским и шумным поведением был неудобен для поездки в Тегеран. И он решает приехать на Кавказ – эту Мекку многих русских поэтов и, неким образом, преддверие Персии. Есенин побывал на Кавказе в 1924-25 годах. Впечатлений от Кавказа хватило настолько, что Есенин, получив заряд вдохновения, стал писать и написал в этот период целый цикл так называемых "персидских мотивов".

20 сентября 1924 года Есенин через Тбилиси приехал в Баку. Официальным поводом его поездки было участие в торжествах по случаю очередной годовщины расстрела 26-ти Бакинских комиссаров. Здесь под влиянием партийного функционера и редактора газеты "Бакинский рабочий" П.Чагина, он написал и опубликовал широко известную в советское время "Балладу о 26".

Вскоре, уже летом 1925 года, Чагин перевез Есенина с его женой на свою дачу. Есенин признавал, что это действительно была иллюзия Персии – огромный сад с фонтанами и всякими восточными затеями. Однако он интуитивно почувствовал и угадал несвободу и искусственность обстановки. Уже тогда его одолевали депрессивные мысли, которые после воплотились в знаменитом произведении "Черный человек". Чагин, в частности, пишет, что он однажды застал Есенина в полной прострации над ржавым водосточным желобом, по которому текла вода. "Мы оба с этим желобом ржавые", – вдруг грустно сказал Есенин.

В Баку Есенин всерьез увлекся восточной экзотикой, которой так славился этот город. Он часто бывал в старых кварталах, сохранивших ярко выраженный восточный облик. Бакинская крепость, ханский дворец, минареты мечетей, Девичья башня, купцы-персы с выкрашенными хной бородами и ладонями восхищали Есенина, вызывали у него неприкрытый восторг. В поисках экзотики, материала и вдохновения для стихов, он часто навещал шумные азиатские базары Баку. Однажды, в сопровождении своего Бакинского знакомого В.Мануилова, он зашел в лавку известного собирателя и знатока старых рукописей и миниатюр. Хозяин принял гостей приветливо и угостил, по Бакинскому обычаю, крепким и ароматным чаем. По просьбе Есенина он прочитал на фарси стихи Фирдоуси и Саади Ширази. Пришло время закрывать лавку, однако Есенин все медлил и долго тщательно рассматривал красочные миниатюры "Шах-намэ" и других старых рукописей. Столь глубокий интерес вызвала у него древняя персидская культура.

В сентябре 1924 года Есенин переехал из Баку в Тбилиси. Его, уже достаточно хорошо известного поэта, встречали на вокзале Паоло Яшвили и Тициан Табидзе. В Тбилиси Есенин жил в семье Тициана Табидзе, потом – у сотрудника газеты "Заря Востока" Н.Вержбицкого. В то время Есенину было двадцать девять лет, и он привлекал всех своим синеглазым и по-детски улыбчивым лицом. Он умел моментально устанавливать контакт с понравившимся ему человеком, и эта душевная щедрость сразу же нашла большой ответный отклик у всех его новых тбилисских друзей, прежде всего в среде грузинских поэтов того времени. Отметим, что в Тбилиси Есенин планировал переводы из грузинской поэзии, хотел создать цикл стихотворений о Грузии, но этим планам так и не было суждено осуществиться. К поэтам Грузии обращены ласковые и дружеские слова его стихотворения "Поэтам Грузии". Во время пребывания в Тбилиси Тициан Табидзе познакомил Есенина с творчеством Важа Пшавела, Есенин был в восторге, особенно от отношения Пшавела к природе и животным.

В период пребывания в Тбилиси Есенин часто бывал в редакции газеты "Заря Востока". Здесь он стал почти своим человеком и напечатал несколько своих произведений.

Впечатления от Тбилиси были настолько сильны и приятны, что, находясь в дальнейшем в Москве, Есенин не переставал мечтать о новой поездке туда, к грузинским поэтам, о которых он всегда вспоминал с любовью и теплом. Особенно любил он бывать у Т.Табидзе, с которым он сблизился и который вместе с "голуборожцами" сразу взял его под свое покровительство. Он читал у Тициана свои новые произведения, здесь впервые прочел "Поэтам Грузии", здесь встречал любовь и понимание.

В декабре 1925 года, по приглашению журналиста А.Повицкого, Есенин приехал в Батуми. Здесь он, в основном, закончил свой цикл "Персидские мотивы", основанный на впечатлениях от пребывания в Баку и Батуми. Уже 10 декабря газета "Трудовой Батуми" напечатала два стихотворения из этого цикла: "Улеглась моя большая рана" и "Я спросил сегодня у менялы".

Пребывание на Кавказе много дало Есенину в поэтическом смысле, мощный стимул для дальнейшей поэтической деятельности. В этот период он окончательно порвал с прошлым: со знакомыми и близкими ему сельскими мотивами и деревенским миром. Кавказский период стал для Есенина очень плодотворным, здесь он написал очень много стихотворений, навеянных новой тематикой и новыми впечатлениями.

Персидские стихотворения Есенина отличаются особой, непохожей на другие свежестью и ароматом, очень верно и удачно переданным поэтом восточным колоритом. Сочная образность, свежесть и оригинальность поэтических стихов персидского цикла Есенина до сих пор восхищают любителей поэзии. Этим циклом Сергей Есенин еще раз доказал, вопреки негативным оценкам его творчества (вспомним "Злые записки" Бухарина) и как раз наперекор им, что он действительно был поэтом "божьей милостью", достойным преемником поэтического наследия старой России, России Пушкина, Лермонтова, Жуковского и многих других прославленных имен. И все это благодаря Кавказу и ярким впечатлениям, полученным поэтом от пребывания в Тбилиси, Баку и Батуми. Об этом думается прежде всего, когда читаешь стихи из знаменитых "Персидских мотивов" Сергея Есенина.


Кубань не "вписана" в биографию Сергея Есенина и его творчество, однако в Краснодарский край он все-таки приезжал. Это подтверждают фотоснимки, письма поэта своим друзьям. В Краснодарском крае "последний поэт деревни" побывал летом 1920 года в рамках творческих гастролей. Вместе с поэтом Анатолием Мариенгофом он отправился в турне по Северному Кавказу и Закавказью. Во время пути он останавливался в Сочи, Екатеринодаре, Туапсе и Тихорецке. О "связи" Сергея Есенина и Кубани, рассказывает ИА KrasnodarMedia.

О том, был ли Есенин в Екатеринодаре — точно не известно. Когда поэты-имажинисты отправились на гастроли в июле 1920 года столица Кубани была еще во власти Добровольческой армии "белых". Так что, если Есенин и был в Екатеринодаре, то только проездом и ориентировочно в конце августа, а вот в Сочи, скорее всего, останавливался на более долгий срок. Свидетельств о визите знаменитого поэта на курорт всего несколько.

Одно из доказательств, которое подтверждает, что поэт побывал в будущей олимпийской столице — фотоснимок, на котором Есенин стоит рядом с Анатолием Мариенгофом, Григорием Колобовым, Василием Казиным и еще двумя мужчинами. Фотография подписана: "Сочи. 1920 г.".

Второе свидетельство присутствия поэта на курорте — его письмо к другу Александру Сахарову, в котором он пишет: "Вдалеке Сочи, Екатеринодар, Туапсе… Если можно, черкни что-нибудь о себе. Адрес: Сочи. Высший Совет народного хозяйства. Трамот".

"Трамот" — транспортно материальный отдел при Сочинском окружном Совете народного хозяйства. Известно, что письмо было направлено из Ростова-на-Дону и свидетельствует о планах поэта вернуться в Сочи, чтобы там забрать корреспонденцию в "Трамоте".

Мариенгоф и Есенин. 1919, лето. Москва

По югу страны Есенин и Мариенгоф колесили в специальном вагоне, который им выделил нарком Анатолий Луначарский для того, чтобы они пропагандировали советскую поэзию. По дороге в Пятигорск поезд, в состав которого был включен вагон Есенина, остановился на станции Тихорецкой. Остановка на станции была долгой, на Тихорецкой производилась замена паровозов. Пассажиры поезда, пользуясь перерывом в дороге, выходили прогуляться по вокзалу. Так что Есенин вполне тоже мог выйти на перрон в Тихорецке, чтобы размять ноги. О своем пребывании на станции поэт позже напишет приятельнице из Харькова Евгении Лившиц. Есенин расскажет ей о необычном случае, который произвел на него яркое впечатление".

В письме поэт сообщил, что, когда состав из Тихорецка двинулся дальше, в окно поезда он увидел скачущего маленького жеребенка.

"Видим, за паровозом что есть силы скачет маленький жеребенок. Так скачет, что нам сразу стало ясно, что он почему-то вздумал обогнать его. Бежал он очень долго, но под конец стал уставать, и на какой-то станции его поймали", — писал Есенин.

Поэт объяснил, что этот эпизод стал для него "говорящим" и символизировал победу "стального коня" над живым, а жеребенка автор сравнил с вымирающей деревней.

Позже Есенин напишет про жеребенка из станицы Тихорецкой на Кубани в своей поэме "Сорокоуст".

Сергей Есенин и Айседора Дункан

В 1924 году в Екатеринодар приехала с гастролями экс-супруга Сергея Есенина Айседора Дункан. Ей к тому времени было уже 47 лет, но это не мешало ей очаровывать зрителей во время своих выступлений. Она танцевала под музыку Бетховена, Вагнера, Листа. В программу концертов также входила композиция "Интернационал". Во время звучания пролетарского гимна Айседора Дункан "корчилась" на сцене в образе раба, а затем освобождалась от пут и кружилась по сцене.

Читайте также: