Эрик хомбургер эриксон доклад

Обновлено: 28.06.2024

В отношении Фрейда мы точно можем сказать про переживания: он встретил свою любовь очень рано, до восемнадцати лет и это было время, когда были недопустимы отношения физические и вне брака. И он как раз и попал в эту ситуацию фрустрации. И это была ситуация взаимной любви, но физический контакт был невозможен до того, как он не закончит образование, не начнет практиковать и не станет достаточно материально состоятельным, чтобы сделать предложение к семье. Это продолжалось около десяти лет: абсолютно платоническое отношение двух здоровых, влюбленных людей. И в результате - концепция, где роль телесных желаний играет такую роль в нашей жизни. Может быть сам Фрейд был в высшей степени фрустрирован? Это очень непротиворечиво ложится в нашу схему. И когда он пишет о формах защиты, этому можно верить, потому что вероятно, он тоже их использует.

Сейчас мы обращаемся к человеку, у которого было все по-другому. Мы будем говорить об ученике Фрейда, Эрике Эриксоне. У него и в жизни все получилось по-другому и в результате рождается большое желание многое изменить в концепции своего учителя. С другим жизненным опытом, который человек получает.

Эриксон это псевдоним. Раз он ученик Фрейда, он тоже живет в Австрии. Он обучается психоанализу у Фрейда, он полностью принимает его учение о структуре личности. Но его судьба не должна была сложиться так счастливо, как у Фрейда. На самом деле, фамилия у него Хамбургер или Гамбургер (Hamburger). Он еврей. И опять таки - ну и что, но это предвоенная Австрия и это начинается геноцид. И психотерапевт, к которому обращаются клиенты по доброй воле, у него не было бы практики в предвоенной Австрии. Опять таки, он - незаконнорожденный сын. Не то, чтобы он безотцовщина, но отец не признает его и не дает ему свою фамилию. Хамбургер это фамилия отчима. Мать таки выходит замуж и Эрик берет фамилию отчима. В то время не признан отцом - это серьезно. Его социальный статус получается недостаточно хорош для того, чтобы стать знаменитым психотерапевтом. Он очень удачно иммигрирует, перед самой войной в Америку и мы сейчас его знаем как американского психотерапевта, хотя родом он из Австрии. И все его профессиональное, высокое творчество проходило в Америке и это была послевоенная Америка.

Другое время и другое место и достаточно оснований, чтобы по-другому увидеть проблему.

Эрик работает в Америке психотерапевтом, там это в то время было что-то новенькое, этот подход был не очень известен и у него очень обширная практика. И его практика дает ему материал для того, чтобы ему усомниться во многих обстоятельствах, про которые говорил Фрейд. Да, он принимает трехчленную структуру личности, но природное начало у Фрейда (человеком движет стремление к телесному удовольствию) он подвергает сомнению. Почему так решил Фрейд? От чего больше всего страдают его пациенты? Вспомним предвоенную Австрию: человеку не дают быть самим собой, он уходит в болезнь и невроз. Послевоенная Америка - общество, где декларируют свободу и Эриксон в своей практике не встречает тех случаев, на которых он учился. В послевоенной Америке можно быть кем угодно. Терпимость абсолютная, принятие, открытость этого общества делают свое дело. Не страдают от жестких запретов и ограничений. Но пациенты все равно есть. Но страдают от другого. От чего же страдают пациенты Эриксона? Эриксон работает с несколькими категориями пациентов. И он и все дают ему очень непротиворечивую картину.

Первая категория - пациенты, которые вернулись с войны. Чем же они страдают? Американская послевоенная художественная литература прекрасно это отражает. Эта проблема, который были лишены мы в своей культуре. У нас и фронт и тыл были в едином переживании. И когда война закончилась, не было никакого барьера между этими людьми, они были едины в своем переживании. В Америке летчики и моряки уезжали на войну. Что происходит с человеком, когда он видит смерть каждый день? Меняется его мировоззрение. Меняется его система ценностей. Меняется понимание того, что в жизни важно, а что не важно. Война и смерть очень сильно меняет восприятие человека. Он возвращается с войны и попадает в мирную жизнь. С ними не произошло тех перемен, которые случились с военнослужащими. Эти люди, которые вернулись с войны, не понимают, как так можно жить. Они перестали понимать этих людей потому что сами изменились. И мы видим появляющуюся отчужденность, которая вызвана не тем, что их отвергают не приемлют, а они сами не могут войти в этот социум на тех условиях, которые им предложены. То есть проблема в том, что я живу среди людей, но я одинок. Я их н понимаю, я не могу жить их ценностями. Это тяжелый синдром, сейчас он хорошо известен. И сейчас, конечно, происходит реабилитация и восстановительная работа с военнослужащими.

Вторая категория - коренное население Америки - индейцы. Это конечно уже не было время резервации и юридическое пространство было общим. Но все равно, отношение к индейцам было не таким, чтобы они почувствовали себя равными, это люди второго сорта и их переживания - тоже переживание этого одиночества, они не могли почувствовать единство и близость с этими людьми потому что это другие люди.

Еще одна категория очень интересная категория - старики. У нас до сих пор это одно из больших белых пятен. В нашей стране работа со стариками до сих пор не ведется. Когда читаешь Эриксона, а это 50е годы прошлого века, думаешь, Боже мой, у них в 50х годах старики ходили к психотерапевту. Нашим старикам это пока что и не снилось. У нас есть квалифицированная психологическая помощь только в медицинских учреждениях. Понятно, что надо делать, но чтобы это дошло просто до стариков которые живут в семьях, нужно еще очень много времени. В Америке это уже началось тогда. Эриксон работает со стариками и опять - какое переживание? Самое острое переживание старости - одиночество? Это переживания человека, у которого социальные контакты все более и более обедняются. Дети выросли, с работы ушел, дружеские контакты становятся все менее интенсивными. И получается, что этот пожилой человек начинает вокруг себя ощущать вакуум. Он ходит на улицу, в магазин, но ощущает этот вакуум и одиночество. Потому что интенсивность этих связей гораздо меньше, чем в период расцвета.

Итак, мы видим очень разные категории, но одно и тоже переживание. Эриксон в результате обобщает, он говорит, что человек страдает больше всего не оттого, что он не может в полной мере получить телесные удовольствия, больше всего он страдает будучи оторванным от социума, от других людей. Самое тяжелое переживание человека - переживание одиночества, некоторого вакуума и социальной изоляции.

В результате Эриксон говорит о том, что природное начало, это не стремление к телесному удовольствию, а стремление к групповой идентичности. Групповая идентичность - стремление ощутить единство, включенность, принятие со стороны социальных групп. А человек получается, по Эриксону, изначально природно-социален, в нем изначально заложено стремление к другим людям. Человек, по Эриксону - социальное существо, а эта потребность является мощнейшим двигателем поведения и развития человека.

Стремление едино, а социальные группы постоянно меняются: маленький ребенок хочет почувствовать себя членом семьи, единство и сплоченность в семейном кругу, потом у него получается дружеская компания и он хочет почувствовать себя членом дружеской компании, потом у него появляются идеалы и он хочет почувствовать себя членом более широкого социального сообщества (музыкальная группа, культурные вещи) и наконец, профессиональное сообщество, - человек приобретает профессию, исходя из желания включиться в профессиональную группу. И так далее. Если искать какие-то другие социальные группы - можно развиватсья дальше. Если успокоиться - на этом и остановитесь.

Итак, двигателем поведения и развития является стремление к групповой идентичности. Одним махом, он избавляется от антагонизма. Человек хочет включиться в социум, а социум не против. Социальные группы открыты и готовы пополниться новыми членами. Но, если мы все таки говорим о группе, то есть некотором ограниченном пространстве, то социальная группа всегда имеет внутренние нормы, которым должен подчиняться человек, если он пришел в эту группу. Хочешь быть членом нашей компании? Ради бога, никто не против. И дальше выставляется система требований. Еще одна важная, может быть чуть более тонкая замена. Запрет, о котором мы говорили у Фрейда, что это значит? Это значит, что человек, у которого есть какие-то стремления и он постоянно встречается с этим ограничением. Запрет это то, что ограничивает активность. Очень трудно говорить о развитии, когда стратегия ограничительная.

  • Что от наследственности? - Влечение к групповой идентичности.
  • Что от социума? - Задача развития.
  • А что от человека? - То, как он будет эту задачу развития решать.

Никакой генетической предопределенности и никакой предопределенности социальной детерминации, что надо выйти замуж в 25 лет, значит быстро ты должен это сделать. Человек решает, будет он это делать или нет, несмотря на то, что задача такая стоит, он сам решает, насколько ему это важно. Получается, что человек постоянно вовлечен в эту работу и это состояние, когда нужно определиться, он называет психосоциальным кризисом. Но человек то принимает решение. И каждый принимает свое.

Что мы имеем в конце жизненного пути? Работая со стариками, Эриксон говорит о том, что это старость - это один из итогов жизненного пути. Он говорит о том, что старость - очень разная. И буквально описывает феномен несчастной старости, но и феномен счастливой старости. Он говорит о том, что старость это период, когда можно быть очень счастливым человеком. Один человек может ощущать себя одиноким, покинутым, что он воспитал таких детей, что бросили его. Но есть и другие старики и вокруг себя мы их также видим: у них нет этого переживания: да, старость не радость, но необязательно, что человек будет чувствовать вакуум. Может быть это будет очень насыщенным периодом его жизни и у него не будет этих переживаний. Портрет счастливой и несчастной старости у Эриксона сложился эмпирически. И вот большой вопрос, а как же это так, почему это одним посчастливилось такую старость, а другим - другую? Что тут можно сказать? Позиция Эриксона - каждый выбирает сам.

Старость становится тем итогом жизненного пути, к которому человек идет сам. Никогда старость не является причиной обстоятельств. У Эриксона роль субъекта очень велика. Человек - творец своей жизни и не на кого пенять. Эриксон говорит о том, что человек в силах делать выбор даже в очень сложных жизненных обстоятельствах.

Поскольку речь идет и о старости тоже, Эриксон не завершает свою периодизацию в 18 лет. Конечно же, как это так, личностное развитие и закончится в 18 лет. Эриксон считает, что личностное развитие может продолжаться до последних дней жизни. И он предлагает нам этот путь, по которому все пройдут. Человек может в любой момент остановиться в своем развитии. А может и не остановиться. И предлагает целый ряд задач развития, которые поднимают любого человека на совершенно иной уровень.

Человек делает выбор, это его воля, но в результате этого выбора, человек приобретает те или иные личностные качества. Но почему мы тогда все так не похожи друг на друга? Потому что множественные выборы, которые делает человек.

Эриксон говорит о потребности социальной, стремлении к людям, но также как и Фрейд, он считает, что этих потребностей две. У Фрейда не только Эрос, но еще и Танатос - две стороны одной медали. У Эриксона этих сторон также две и вторая очень гармонично дополняет первую. Он говорит о том, что наряду со стремлением к групповой идентичности, есть еще одно стремление - стремление к эго-идентичности. Идентичность это тождественность и значит быть самим собой. С одной стороны, я хочу быть членом социальной группы, но на каких условиях? Это отождествление, это потеря индивидуальности? Нет. Принадлежность к группе не исключает проявления собственной индивидуальности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эрик Эриксон являлся одним из создателей концепции "эгопсихологии", утверждающей, что доминирующей частью личности является Эго, а не Ид, как утверждал Фрейд. По убеждению Эриксона Эго является главной в структуре личности, именно Эго стремится сохранить свою целостность и гармоничность.

2.Вклад в психологию развития……………………………………………. 7

3.Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни……………….…….10

Эрик Эриксон расширил понимание психоанализа, изучив методы воспитания детей в разных культурах, создавая психологические биографии выдающихся мужчин и женщин и анализируя взаимодействие психологического и социального развития. Теория Эриксона о периодах развития эго серьезно повлияла на психологию и смежные области научного знания. Он является и основателем современной психоистории.

Эриксон – блестящий, проницательный теоретик и прекрасный писатель. В основе его работ лежит теория циклов человеческой жизни, модель, которая интегрирует рост и развитие человека от рождения до преклонного возраста. Основной вклад Эриксона в изучение личности заключается в том, что, наряду с фрейдовскими стадиями психосексуального развития, он, во-первых, показал, как человек одновременно проходит стадии психосоциального развития и стадии развития эго, и, во-вторых, доказал, что развитие личности продолжается всю жизнь и что каждая стадия развития может иметь как положительный, так и отрицательный результат.

История происхождения Эрика Эриксона (Erik Erikson) довольно темна. Он родился 15 июня 1902 года. Его мать, датская еврейка, уже будучи беременной, уехала из Дании в Германию и там вышла замуж за немецкого еврея – доктора Хомбургера. Несмотря на датские корни, Эриксон считал себя немцем. Однако немецкие сверстники отвергали его за то, что он был евреем, а еврейские приятели называли гоем (не евреем) из-за белокурых волос и арийской внешности.

Настоящие имя и фамилия Эриксона – Эрик Хомбургер. Под фамилией Хомбургер были опубликованы его первые работы. Позднее он стал подписываться Эрик Хомбургер Эриксон и в конце концов остановился на Эрике Эриксоне (дословно Эрик, сын Эрика), хотя Эриксон не было фамилией его родного отца. Датчанин по происхождению, с немецким образованием, затем он по своей воле стал американцем. Рожденный евреем, Эриксон женился на христианке и принял христианство.

Общество людей, занимавшихся психоанализом, в 20-е годы было достаточно неофициальным. Аналитики, пациенты, их семьи и друзья собирались вместе на пикники и светские вечеринки. Во время таких встреч Эриксон познакомился с Анной Фрейд и другими выдающимися психоаналитиками. Эриксон прошел негласный отбор и был признан подходящим кандидатом для обучения психоанализу. В 1927 году Эриксон начал проходить ежедневные психоаналитические сеансы с Анной Фрейд в доме ее отца. Эриксон сомневался, сможет ли художник стать психоаналитиком, однако Анна Фрейд убедила его в том, что психоанализ понадобится людям, помогающим остальным видеть. Большую часть свое_й длинной и плодотворной карьеры Эриксон старался следовать этому принципу – как художник, он создавал утонченные зарисовки новых концепций и перспектив.

Эриксон изучил и систему Монтессори и стал вторым человеком, прошедшим обучение в Ассоциации учителей Монтессори. Его интерес к игровой терапии и психоанализу детей зародился во многом благодаря постоянной преподавательской деятельности и под влиянием Монтессори.

2. Вклад в психологию развития

Эриксон считал себя психоаналитиком и применял психоанализ в новых областях, включая в него последние достижения антропологии, психологии и других социальных наук. В результате он стал развивать идеи, значительно отличавшиеся от базовых теорий психоанализа, но работы Эриксона всегда обнаруживают, сколь многим он обязан Фрейду. Отказавшись от ярлыка неофрейдиста, Эриксон предпочел нейтральный термин – постфрейдист.

Более того, если Фрейд решающую роль отводил детской сексуальности, то Эриксон поставил сексуальность в один ряд с другими влечениями и интересами ребенка. В противоположность тезису психоанализа об антагонизме личности и общества Эриксон подчеркивал биосоциальную природу и адаптивный характер поведения личности, центральным, интегративным качеством которой выступает психосоциальная эго-идентичность. Субъективно переживаемая как “чувство непрерывной самотождественности”, психосоциальная идентичность базируется на принятии личностью целостного образа себя в единстве с ее многообразными социальными связями. Изменение социокультурных условий существования личности ведет к утрате прежней и необходимости формирования новой идентичности. Возникающие на этом пути личностные затруднения могут привести к тяжелому неврозу (“потеря себя”). На основании этого Эриксон делал вывод об обусловленности массовых неврозов глубокими потрясениями в жизни общества на поворотах истории (войны, революции и т. д.). Смысл терапевтической работы усматривался в возвращении пациенту утраченного чувства эго-идентичности.

3.Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни

Во-вторых, Эриксон утверждал, что становление лич­ности не заканчивается в подростковом возрасте, но рас­тягивается на весь жизненный цикл.

И, наконец, Эриксон говорил, что каждой стадии при­сущи свои собственные параметры развития, способные принимать положительные и отрицательные значения.

Доверие и недоверие. Первая стадия развития чело­века соответствует оральной фазе классического психо­анализа и обычно охватывает первый год жизни. В этот период, считает Эриксон, развивается параметр социаль­ного взаимодействия, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным — недоверие.

Степень доверия, которым ребенок проникается к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, в значительной степени зависит от проявляемой к нему заботы. Младенец, который получает все, что хочет, по­требности которого быстро удовлетворяются, который никогда долго не испытывает недомогания, которого ба­юкают и ласкают, с которым играют и разговаривают, чувствует, что мир, в общем, место уютное, а люди—существа отзывчивые и услужливые. Если же ребенок не получает должного ухода, не встречает любовной заботы, то в нем вырабатывается недоверие - боязливость и подозритель­ность по отношению к миру вообще, к людям в частно­сти, и недоверие это он несет с собой в другие стадии его развития.

Необходимо подчеркнуть, однако, что вопрос о том, какое начало одержит верх, не решается раз и навсегда в первый год жизни, но возникает заново на каждой пос­ледующей стадии развития. Это и несет надежду и таит угрозу. Ребенок, который приходит в школу с чувством настороженности, может постепенно проникнуться до­верием к какой-нибудь учительнице, не допускающей не­справедливости по отношению к детям. При этом он мо­жет преодолеть первоначальную недоверчивость. Но зато и ребенок, выработавший в младенчестве доверчивый подход к жизни, может проникнуться к ней недоверием на последующих стадиях развития, если, скажем, в слу­чае развода родителей в семье создается обстановка, пе­реполненная взаимными обвинениями и скандалами.

Самостоятельность и нерешительность. Вторая ста­дия охватывает второй и третий год жизни, совпадая с анальной фазой фрейдизма. В этот период, считает Эриксон, у ребенка развивается самостоятельность на основе развития его моторных и психических способностей. На этой стадии ребенок осваивает различные движения, учит­ся не только ходить, но и лазать, открывать и закрывать, толкать и тянуть, держать, отпускать и бросать. Малыши наслаждаются и гордятся своими новыми способностями и стремятся все делать сами: разворачивать леденцы, дос­тавать витамины из пузырька, спускать в туалете воду и т.д. Если родители предоставляют ребенку делать то, на что он способен, а не торопят его, у ребенка вырабаты­вается ощущение, что он владеет своими мышцами, сво­ими побуждениями, самим собой и в значительной мере своей средой — то есть у него появляется самостоятель­ность.

Если из этой стадии ребенок выйдет с большой до­лей неуверенности, то это неблагоприятно отзовется в дальнейшем на самостоятельности и подростка, и взрос­лого человека. И наоборот, ребенок, вынесший из этой стадии гораздо больше самостоятельности, чем стыда и нерешительности, окажется хорошо подготовлен к раз­витию самостоятельности в дальнейшем. И опять-таки соотношение между самостоятельностью, с одной сторо­ны и стыдливостью и неуверенностью - с другой, установившееся на этой стадии, может быть изменено в ту или другую сторону последующими событиями.

Предприимчивость и чувство вины. Третья стадия обычно приходится на возраст от четырех до пяти лет. Дошкольник уже приобрел множество физических на­выков, он умеет и на трехколесном велосипеде ездить, и бегать, и резать ножом, и камни швырять. Он начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия других детей или подражать им. Изобретатель­ность его проявляет себя и в речи, и в способности фан­тазировать. Социальный параметр этой стадии, говорит Эриксон, развивается между предприимчивостью на од­ном полюсе и чувством вины на другом. От того, как в этой стадии реагируют родители на затеи ребенка, во многом зависит, какое из этих качеств перевесит в его характере. Дети, которым предоставлена инициатива в выборе моторной деятельности, которые по своему же­ланию бегают, борются, возятся, катаются на велосипе­де, на санках, на коньках, вырабатывают и закрепляют предприимчивость. Закрепляет ее и готовность родите­лей отвечать на вопросы ребенка (интеллектуальная предприимчивость) и не мешать ему фантазировать и затевать игры. Но если родители показывают ребенку, что его моторная деятельность вредна и нежелательна, что воп­росы его назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины в дальнейшие стадии жизни.

Умелость и неполноценность. Четвертая стадия — возраст от шести до одиннадцати лет, годы начальной школы. Классический психоанализ называет их латент­ной фазой. В этот период любовь сына к матери и рев­ность к отцу (у девочек наоборот) еще находится в скры­том состоянии. В этот период у ребенка развивается спо­собность к дедукции, к организованным играм и регламен­тированным занятиям. Только теперь, например, дети как следует учатся играть в камешки и другие игры, где надо соблюдать очередность. Эриксон говорит, что психосоци­альный параметр этой стадии характеризуется умелостью с одной стороны и чувством неполноценности - с другой.

В этом возрасте, однако, окружение ребенка уже не ограничивается домом. Наряду с семьей важную роль в его возрастных кризисах начинают играть и другие об­щественные институты. Здесь Эриксон снова расширяет рамки психоанализа, до сих пор учитывавшего лишь влияние родителей на развитие ребенка. Пребывание ре­бенка в школе и. отношение, которое он там встречает, оказывает большое влияние на уравновешенность его психики. Ребенок, не отличающийся сметливостью, в особенности может быть травмирован школой, даже если его усердие и поощряется дома. Он не так туп, чтобы попасть в школу для умственно отсталых детей, но он усваивает учебный материал медленнее, чем сверстники, и не может с ними соревноваться. Непрерывное отстава­ние в классе несоразмерно развивает у него чувство не­полноценности.

Зато ребенок, склонность которого мастерить что-нибудь заглохла из-за вечных насмешек дома, может ожи­вить ее в школе благодаря советам и помощи чуткого и опытного учителя. Таким образом, развитие этого пара­метра зависит не только от родителей, но и от отноше­ния других взрослых.

Кризис подросткового возраста

В отличие от предыдущих стадий, где родители ока­зывали более или менее прямое воздействие на исход кризисов развития, влияние их теперь оказывается гораз­до более косвенным. Если благодаря родителям подрос­ток уже выработал доверие, самостоятельность, предпри­имчивость и умелость, то шансы его на идентификацию, то есть на опознание собственной индивидуальности, зна­чительно увеличиваются.

Обратное справедливо для подростка недоверчиво­го, стыдливого, неуверенного, исполненного чувства вины и сознания своей неполноценности. Поэтому подготовка к всесторонней психосоциальной идентификации в под­ростковом возрасте должна начинаться, по сути, с мо­мента рождения.

Конфликты среднего возраста

Общечеловечность и самопоглощенность. Седьмая стадия — зрелый возраст, то есть уже тот период, когда дети стали подростками, а родители прочно связали себя с определенным родом занятий. На этой стадии появля­ется новый параметр личности с общечеловечностью на одном конце шкалы и самопоглощенностью - на другом.

Общечеловечностью Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира. Такой интерес к новым поколениям не обязательно связан с наличием собственных детей — он может существовать у каждого, кто активно заботится о молодежи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось. Тот же, у кого это чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на са­мом себе и главной его заботой становится удовлетворе­ние своих потребностей и собственный комфорт.

Цельность и безнадежность. На восьмую и после­днюю стадию в классификации Эриксона приходится период, когда основная pa6oта жизни закончилась и для человека наступает время размышлений и забав с внука­ми, если они есть. Психосоциальный параметр этого пе­риода заключен между цельностью и безнадежностью. Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлет­ворение. Тот же, кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала уже поздно и упу­щенного не вернуть. Такого человека охватывает отчая­ние при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь.

Эрик Эриксон — пожалуй, самый читаемый и влиятельный теоретик постфрейдизма. Его книги расходятся тиражами в сотни тысяч экземпляров. Фотографии Эриксона появлялись на обложках таких журналов, как "Нью-суик" и "Нью-Йорк таймс мэгезин". Книга о Махатме Ганди (1969) получила Пулитцеровскую премию и была удостоена Национальной книжной премии США.

Эрик Эриксон расширил понимание психоанализа, изучив методы воспитания детей в разных культурах, создавая психологические биографии выдающихся мужчин и женщин и анализируя взаимодействие психологического и социального развития. Теория Эриксона о периодах развития эго серьезно повлияла на психологию и смежные области научного знания. Он является и основателем современной психоистории.

Работы Эриксона прочно базируются на психоаналитической теории: никто еще со времен Фрейда не сделал столько для разработки и применения принципов психоанализа в новых областях и для решения проблем современности. Постепенно Эриксон развил собственную оригинальную теорию, которая хотя и основывалась на психоаналитическом понимании, но существенно отличалась по охвату, концепции и расстановке акцентов. Его называли "недогматичным, эмансипированным фрейдистом". Эриксоновские понятия личности и кризиса личности стали обиходными и оказали определяющее влияние на все социальные науки.

Эриксон — блестящий, проницательный теоретик и прекрасный писатель. В основе его работ лежит теория циклов человеческой жизни, модель, которая интегрирует рост и развитие человека от рождения до преклонного возраста. Основной вклад Эриксона в изучение личности заключается в том, что, наряду с фрейдовскими стадиями психосексуального развития, он, во-первых, показал, как человек одновременно проходит стадии психосоциального развития и стадии развития эго, и, во-вторых, доказал, что развитие личности продолжается всю жизнь и что каждая стадия развития может иметь как положительный, так и отрицательный результат.

История происхождения Эрика Эриксона (Erik Erikson) довольно темна. Он родился 15 июня 1902 года. Его мать, датская еврейка, уже будучи беременной, уехала из Дании в Германию и там вышла замуж за немецкого еврея — доктора Хомбургера. Несмотря на датские корни, Эриксон считал себя немцем. Однако немецкие сверстники отвергали его за то, что он был евреем, а еврейские приятели называли гоем (не евреем) из-за белокурых волос и арийской внешности.

Настоящие имя и фамилия Эриксона — Эрик Хомбургер. Под фамилией Хомбургер были опубликованы его первые работы. Позднее он стал подписываться Эрик Хомбургер Эриксон и в конце концов остановился на Эрике Эриксоне (дословно Эрик, сын Эрика), хотя Эриксон не было фамилией его родного отца. Датчанин по происхождению, с немецким образованием, затем он по своей воле стал американцем. Рожденный евреем, Эриксон женился на христианке и принял христианство.

Формальное академическое образование Эриксона продолжалось до 18 лет, когда он окончил классическую гимназию. В гимназии Эриксон изучал латынь, греческий язык, античную и немецкую литературу и древнюю историю. Он не был очень прилежным учеником. После окончания гимназии Эриксон отправился в путешествие по Европе. Как и многие молодые люди того поколения, он пытался "найти себя". После года странствий Эриксон возвращается и поступает в художественную школу. Изучает живопись в Мюнхене, а затем отправляется во Флоренцию. Жизнь художника вполне подходила для молодого человека, не желавшего остепениться. Она давала ему свободу и время для самопознания.

Эриксон возвращается домой в возрасте 25 лет, намереваясь жить оседло и преподавать живопись. Его приглашают в Вену, учить детей, родители которых проходят курс психоанализа. Эриксон преподавал живопись, историю и другие предметы. Ему была предоставлена возможность создать собственную образовательную программу.

Общество людей, занимавшихся психоанализом, в 20-е годы было достаточно неофициальным. Аналитики, пациенты, их семьи и друзья собирались вместе на пикники и светские вечеринки. Во время таких встреч Эриксон познакомился с Анной Фрейд и другими выдающимися психоаналитиками. Эриксон прошел негласный отбор и был признан подходящим кандидатом для обучения психоанализу. В 1927 году Эриксон начал проходить ежедневные психоаналитические сеансы с Анной Фрейд в доме ее отца.

Эриксон сомневался, сможет ли художник стать психоаналитиком, однако Анна Фрейд убедила его в том, что психоанализ понадобится людям, помогающим остальным видеть. Большую часть свое_й длинной и плодотворной карьеры Эриксон старался следовать этому принципу — как художник, он создавал утонченные зарисовки новых концепций и перспектив.

Эриксон изучил и систему Монтессори и стал вторым человеком, прошедшим обучение в Ассоциации учителей Монтессори. Его интерес к игровой терапии и психоанализу детей зародился во многом благодаря постоянной преподавательской деятельности и под влиянием Монтессори.

В 1929 году в венском замке на маскараде Марди Грас Эриксон встретил молодую женщину Джоан Серсон и почти сразу же влюбился в нее. Несколько месяцев спустя они поженились. У молодоженов были схожие интересы. Джоан преподавала современный танец, получила степени бакалавра педагогики и магистра социологии, давно занималась психоанализом с одним из первых учеников Фрейда.

Эриксон закончил обучение психоанализу в 1933 году и стал полноправным членом Венского психоаналитического общества. Из-за распространения фашизма в Европе Эриксон, как и многие другие психоаналитики, решил эмигрировать в Америку. Канадско-американское происхождение его жены позволило ему легко сделать это. Эриксоны поселились в Бостоне, где Эриксон стал первым в городе детским психоаналитиком. Ему предложили место в Гарвардской Медицинской школе и в престижной Центральной больнице Массачусетса. Кроме того, он начал заниматься частной практикой и сотрудничать с Гарвардской психологической клиникой, которой руководил Генри Мюррей. В те годы Эриксон общался с такими блестящими и влиятельными мыслителями, как Мюррей, антропологи Рут Бенедикт и Маргарет Мид, социальный психолог Курт Левин.

В 1936 году Эриксон получил место в Йельской Медицинской школе и, работая там, отправился в свою первую антропологическую экспедицию в Южную Дакоту — наблюдать за детьми индейского племени сиу. В его работе, посвященной сиу, сочетаются культурная многогранность антропологического полевого исследования и дальновидность первоклассного клинициста. В племени сиу Эриксон обнаружил новый феномен. Он обратил внимание на такие психологические симптомы, как отсутствие ясного образа себя и собственной личности, связанное с ощущением потери культурной традиции. Схожие симптомы Эриксон позднее обнаружит у ветеранов Второй мировой войны, перенесших тяжелое эмоциональное потрясение.

В 1939 году Эриксоны переехали в Калифорнию и прожили десять лет в Сан-Франциско. Эриксон продолжил аналитическую работу с детьми и руководил исследовательскими проектами в Калифорнийском университете Беркли.

В 1950 году вышла в свет известная книга Эриксона ChildhoodandSociety ("Детство и общество"). В ней сформулированы и изложены практически все основные эриксоновские идеи: концепция личности, жизненного цикла; дается сравнение разных культур и вводится понятие психобиографии. Книга "Детство и общество" переведена на десятки языков и используется в качестве учебника для студентов и аспирантов в курсе психологии, в психиатрических учебных центрах и на психологических курсах.

В том же году Эриксон покидает Беркли, из-за того, что не желает подписывать предложенную маккартистами присягу. Как и многие либеральные ученые, Эриксон отказался ставить свою подпись, потому что считал происходящее охотой на коммунистических ведьм и свидетельством охватившей общество паранойи. Эриксоны возвращаются в Массачусетс в центр Остина Риггса, ведущий институт обучения и исследования психоанализа. Там Эриксон изучает биографию Мартина Лютера и пишет книгу YoungManLuther ("Молодой человек Лютер") (1958), которая представляет собой удивительное сочетание психоанализа, биографического и исторического исследования. Эта книга вызвала большой интерес у психоаналитиков, психологов, историков и ученых других социальных дисциплин.

В 1960 году Эриксон становится профессором в Гарварде. Двумя годами позже он отправляется в Индию и встречается там со многими индусами, лично знавшими Ганди и по-разному относившимися к его первому мирному протесту в Индии. Личность Ганди, духовного и политического революционера, глубоко заинтересовала Эриксона. Ганди удалось трансформировать негативное индийское бессилие в эффективно действующую политическую технологию. В 1969 году Эриксон опубликовал работу о Ганди.

В 1975 году, после ухода в отставку, Эриксон с женой возвращается из Гарварда в Сан-Франциско. Их последние работы и исследования, продолжавшиеся вплоть до его смерти в 1994 году, посвящены главным образом старости и последней стадии жизненного цикла.

Психоанализ и изучение жизни и воспитания детей в других культурах — вот два основных фактора, которые влияли на формирование теорий Эриксона.

Психоанализ уникален, Он создает ситуацию лечения, при которой интеллектуальное понимание по необходимости становится эмоциональным в строго спланированных обстоятельствах, ограниченных техническими правилами. Однако за пределами данной ситуации интерпретация уже не будет такой, какой она была раньше (Eriksonin: Evans, 1969).

Эриксон считал себя психоаналитиком и применял психоанализ в новых областях, включая в него последние достижения антропологии, психологии и других социальных наук. В результате он стал развивать идеи, значительно отличавшиеся от базовых теорий психоанализа, но работы Эриксона всегда обнаруживают, сколь многим он обязан Фрейду. Отказавшись от ярлыка неофрейдиста, Эриксон предпочел нейтральный термин — постфрейдист.

Детальные психологические биографии, созданные Эриксоном, и его работы о психологическом развитии детей и взрослых были, по сути, психоаналитичны. "Я имею в виду скорее понимание, чем знание или факты, так как, исследуя человеческую ситуацию, очень трудно сказать, что вы действительно можете назвать знанием" (Erikson in: Evans, 1969, p. 89). Поскольку Эриксон имел дело с новым материалом, он преобразовал и расширил свое понимание психоанализа.

Когда около двадцати пяти лет назад я начал писать, то действительно полагал, что просто иллюстрирую теорию, усвоенную мной у Зигмунда и Анны Фрейд. Только постепенно я осознал, что любое свежее наблюдение влечет за собой изменение теории. Наблюдатель из другого поколения, работающий в другом научном климате, неизбежно развивает и всю область.

Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Но последовательность стадий развития ребенка зависит от биологического начала. Ребенок, созревая, с необходимостью проходит ряд следующих друг за другом стадий. На каждой стадии он приобретает определенное качество (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни.

Стефан Шлейн собрал 47 статей Эриксона, которые были опубликованы в период с 1930 по 1980 годы. Ни одна из этих статей не была прежде опубликована в книге (а если опубликована, то в несколько другом виде). В книге также можно найти 13 портретов, нарисованных Эриксоном.

Мне кажется, что если хотя бы кратко проанализировать эту книгу взаимосвязь между его воззрениями и биографией обозначится сама собой. Поэтому, с вашего разрешения, я постараюсь проиллюстрировать каждый раздел, коротко описав одну (или несколько) из глав.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Сновидение явилось не для того, чтобы помочь ему разрешить конфликты прошлого, но для того, чтобы дать Фрейду материал, в котором он нуждался, чтобы предложить интерпретативный взгляд на бессознательное, тем самым, открывая будущее перед Фрейдом и его созданием, психоанализом.

Эрик Эриксон пытался объяснить феномен фашизма незрелостью немецкой духовной жизни, что привело к конфликтам психологического характера в молодежной среде, которые выражались в форме различных страхов. При этом Эриксон указал на связь фашизма с психологическим состоянием семейного человека, так как Гитлер очень часто в своих выступлениях применял лексику, имеющую отношение к семье. Историк затронул и психологическую раздвоенность Германии, что, согласно его концепции, способствовало установлению нацистской диктатуры. Под данной раздвоенностью им понималось наличие в Германии двух крупных религиозных конфессий: католицизма и протестантизма; ее притяженнием как к центрам западной демократии так и восточного деспотизма; в интенсивном влиянии соседей в силу отсутствия естественных границ и проблемы национального сохранения. В этих работах наблюдается психоисторические концепции, получившие свое развитие в творчестве Эрика Эриксона.

По его мнению особенности становления личности зависят от культурного и экономического уровня развития общества, в котором растет ребенок, от того какой исторический этап этого развития он застал. Ребенок, живущий в Нью-Йорке в середине XX века, развивается не так, как маленький индеец из резервации, где еще сохранились старые культурные традиции и время как бы остановилось.

Ценности и нормы общества передаются детям в процессе воспитания. Дети, принадлежащие к сообществам практически одинакового уровня социально-экономического развития, приобретают разные черты личности и из-за разных культурных традиций, связанных с основным видом занятий, и принятых стилей воспитания. Например, в разных индейских резервациях Э. Эриксон наблюдал два племени — Сиу, бывших охотников на бизонов, и Юрок — рыболовов и собирателей желудей. В племени Сиу детей не пеленают туго, долго кормят грудным молоком, не следят строго за опрятностью и вообще мало ограничивают свободу их действий. Дети ориентируются на исторически сложившийся идеал своего племени — сольного, отважного охотника в бескрайних прериях — и приобретают такие черты, как инициативность, решительность, смелость, щедрость в отношении соплеменников и жестокость в отношении к врагам.

В племени Юрок, наоборот, дети рано отнимают от груди, туго пеленают, рано приучают к опрятности, сдержаны в общении с ними. Они вырастают, молчаливыми, подозрительными, скупыми, склонными к накопительству.

Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Но последовательность стадий развития ребенка зависит от биологического начала. Ребенок, созревая, с необходимостью проходит ряд следующих друг за другом стадий. На каждой стадии он приобретает определенное качество (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Он привлекает внимание к географическому положению и обществу для объяснения существенных различий между ними. Расширение Эриксоном наших представлений о развитии и характере людей с привлечением культуры, является, пожалуй, одним из наиболее важных вкладов ученого, выдержавших испытание временем.

В отличие от Фрейда, который рассматривал культуру как набор запретов, хотя и несущих цивилизацию, Эриксон описывал культуру, как живую и питательную среду, необходимую для идентичности и личностной самореализации. Размышления о жизненном цикле дают читателю возможность познакомиться с наиболее признанным аспектом теоретической работы Эриксона. Предложенные им восемь стадий развития можно найти в каждой книге по психологии Западного мира. И хотя споры относительно точности этих стадий продолжаются и сегодня, видение Эриксоном развития как процесса, продолжающегося в течение всей жизни, позволило психоаналитикам отказаться от фаталистического взгляда Фрейда, убежденного, что характер устанавливается в возрасте 5 лет, и дает нам неувядаемую надежду, в настоящее время хорошо укоренившуюся, что развитие непрерывно (жизнь после Эдипа), с его риском, неудачами и триумфами.

Это личные воспоминания друзей Эриксона, многие из которых внесли свой неоценимый вклад в развитие нашей цивилизации. Среди счастливых героев словесных и художественных портретов Пол Тиллич, Питер Блос, Рут Бенедикт и Роберт Найт. Эриксон был мастером распознавания и описания успешных столкновений творческих личностей и периодов их кризиса: историческое величие приходит, если индивидуальные решения находят универсальное применение.

Он был блестящим поборником эго-психологии, понятия идентичности и непрерывного развития в течение всех жизненных сезонов. Мы должны быть признательны ему за дух оптимизма, который вдохновляет нас верить в то, что существование не является фатальным, что мы можем изменять его, следуя по жизненному пути.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Читайте также: