Эпоха петровских реформ и традиции русской культуры доклад

Обновлено: 05.07.2024

Петр I – это человек история, человек эпоха. Первый российский император считался далеко не однозначной личностью. Кто-то говорил о нем, как о жестоком деспоте, кто-то говорил, как о настоящем русском богатыре и человек, который прославил свою Родину. Каждый, наверняка, решит сам для себя, кто для него Петр I.

Чем же прославился этот человек? Он сделал Россию сильной и могущественной державой, принял титул Императора Всероссийского. За время его правления наша страна стала самой сильной в Европе. Об этом свидетельствуют многочисленные удачные войны и походы. Именно при Петре I появился настоящий российский флот, полностью изменилось устройство армии, ее организация.

Конечно, император занимался и внутренней политикой. Им была практически полностью изменена жизнь российского народа. Иногда реформы не были последовательными, скорее жесткими, необдуманными и резкими, но в итоге это дало свои плоды. Сегодня мы подробно рассмотрим реформы Петра I именно в области культуры.

Реформы в области культуры.

Условно все реформы Петра I можно разделить на три направления: быт, культура, образование.

Реформы быта.

Мало было изменить армию, систему управления, администрации и территориальное деление. Чтобы реформы принесли должные результаты, нужна их последовательность и всесторонность. Они должны идти в системе и связывать друг друга. Страна должна была подняться на новый уровень, а для этого нужен переворот в сознании людей. Именно поэтому реформы в быту не менее важны.

1. Первая и, пожалуй, сама известная реформа в быту Петра I была проведена сразу после окончания Великого посольства. Введение одежды на европейский манер сильно потрясло народ. Сам царь лично обрезал длинные рукава и бороды. Неизменными остались только каноны церкви, позволялось это и крестьянским мужикам.

2. Приехав из-за границы, будущий император привёз не только картофель, но и чайные листья, кофе и табак. Последнее сильно укоренилось в российском обществе и, конечно, привело к отрицательным последствиям.

3. В российское государство была завезена ещё одна Западная традиция. Новый год теперь отмечали не с 1 сентября, как по старинке, а с 1января. Теперь принято было наряжать новогоднюю ёлку, а летоисчисление вести по григорианскому календарю с рождения Христова, а не от сотворения мира.

4. В 1718 году были введены так называемые ассамблея. Под этим словом поднимались торжественный пиры или приёмы гостей. Сюда приглашали только членов высшего общества, то есть высокопоставленных чиновников, купцов богатых, офицеров и так далее. Специально для таких сборов были написаны правила поведения молодых людей в обществе. Девушки теперь могли спокойно выходить в свет, не боясь осуждения.

Всё эти реформы были в основном направлены на изменение образа жизни дворянства. На простых крестьянах это мало отражалось. Именно поэтому увеличился разрыв между двумя слоями, что позже приведёт к тяжёлым последствиям.

Реформы культуры.

Изменения в этой области были не маловажны. Реформы культуры, это изменение мироощущения и взглядов на жизнь всех людей в государстве. Подробнее рассмотрим каждую.

1. Именно при Петре I был создан первый российский музей Кунсткамера. Сюда привозили вещи со всей страны. Например, останки умерших животных, древние летописи, заспиртованные головы "монстров". Вскоре музей стал открытым для свободного посещения простыми гражданами.

2. Первым российским императором была основана и новая столица. На смену старой Москве пришёл молодой и величественных Санкт-Петербург. Город был заложен в 1703 году.

3. При Петре I в широкое употребление входит камень. Повсеместно люди начинают отказываться от деревянных строений. Это так же снизило опасность от пожаров. Так были построены здание Адмиралтейства, Гостиный дом и первый музей Кунсткамера. Проектированием города, каждой его улицы и здания занимались архитекторы. Каждый дом был уникален и имел высоту в 2 - 3 этажа. По сегодняшний день мы можем наблюдать в Санкт-Петербурге памятники архитектуры, созданные в петровскую эпоху заморскими мастерами. Особенно поражают Летний дворец, здание коллеги и Петропавловский собор.

4. По результатам нового строительства и смешения разных культур появился новый стиль в архитектуре, так называемое, русское барокко. Санкт-Петербург стал самым красивым городом Европы.

5. Впервые проявляется светская русская живопись. Ранее известность имело исключительно иконопись. Стали появляться первые пейзажи и портреты. На это царь официально дал свое разрешение и даже выделял деньги на поддержание художников.

6. Именно Пётр I повелел на красной площади построить "комедийную храмину". Там немецкие, а потом и русские актёры стали показывать небольшие постановки.

Стоит заметить, что благодаря этим реформа развивалось не только искусство, но и литература. Стали появляться книги, наполненные не только религиозным смыслом.

7. В 1701 году будущий император провел новую реформу, которая запрещала церкви собирать пошлину с принадлежащих ей земель. Так была ликвидирована финансовая автономия. Так же издавались указы, которые ослабляли власть Патриарха.

Реформы образования.

1. По указу Петра I стали открываться новые школы, обучающие различным наукам и ремеслам. Так образовалась целая система образования в конкретной профессии. Теперь в стране были свои мастера корабельного, инженерного и артиллерийского дела, что позволило избавиться от влияния иностранцев.

2. По указу будущего императора сама система обучения детей была изменена. Она стала не духовной, а светской. Предпочтение отдавали точным наукам, а не изучению богословия.

3. В России была основана Академия наук в 1725 году и общественная библиотека.

Безусловно, реформы Петра I имели огромное значение. Благодаря им Россия смогла преодолеть тяжелый путь реформации. По результатам этих изменений Российская империя стала сильнейшей державой во всем мире.

В настоящее время наша страна переживает период реформирования экономических и общественно-политических отношений, сопровождающегося противоречивыми результатами и полярно противоположными оценками в различных слоях российского общества. Это вызывает обостренный интерес к реформам в прошлом, к их истокам, содержанию и результатам. Одной из самых бурных и самых плодотворных реформаторских эпох является эпоха Петра I. Поэтому возникает желание вникнуть в существо, характер процессов иного периода ломки общества, изучить подробнее механизмы изменений в огромном государстве. Особый интерес вызывают реформы, связанные c зарождением в нашей стране новой культуры и нового быта под воздействием европейского влияния.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Политические идеи петровских реформ……………………………..6
1.1. Реформы Петра Первого и их влияние на русскую культуру …. 6
1.2. Ф. Салтыков………………………………………………………….10
1.3. И.Посошков…………………………………………………………..10
1.4. Ф.Прокопович………………………………………………………..11
Глава 2. Ломка старых традиций. Поворот в развитии искусства…………13
2.1. Литература петровского времени………………………………….13
2.2. Развитие театрального искусства…………………………………14
2.3. Живопись……………………………………………………………15
Глава 3. Зарождение новой архитектуры, изменение старых архитектурных традиций……………………………………………………………..16
3.1. Новые веяния в архитектуре………………………………………16
3.2. Санкт-Петербург……………………………………………………..17
Глава 4. Новая организация просвещения. Развитие науки………………19
4.1. Открытие школ различного типа. Появление профессионального образования………………………………………………………….19
4.2. Первые учебники. Введение гражданского шрифта………………22
4.3. Развитие науки. Учреждение академии наук………………………22
4.4. Начало музейного дела……………………………………………. 23
Глава 5. Оценка роли петровских реформ в области культуры …………….24
Заключение……………………………………………………………………….26
Литература………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Культурология.doc

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования «Российский государственный

Кафедра философии и культурологии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Петровские реформы и их влияние на культуру России

Выполнил:
студент группы Кп - 311СД ЭТ
Копанева И.В.

Глава 1. Политические идеи петровских реформ……………………………..6

1.1. Реформы Петра Первого и их влияние на русскую культуру …. 6

1.3. И.Посошков…………………………………………………… ……..10

1.4. Ф.Прокопович……………………………………………… ………..11

Глава 2. Ломка старых традиций. Поворот в развитии искусства…………13

2.1. Литература петровского времени………………………………….13

2.2. Развитие театрального искусства…………………………………14

2.3. Живопись………………………………………………………… …15

Глава 3. Зарождение новой архитектуры, изменение старых архитектурных традиций………………………………………………………… …..16

3.1. Новые веяния в архитектуре………………………………………16

Глава 4. Новая организация просвещения. Развитие науки………………19

4.1. Открытие школ различного типа. Появление профессионального образования………………………………………………… ……….19

4.2. Первые учебники. Введение гражданского шрифта………………22

4.3. Развитие науки. Учреждение академии наук………………………22

4.4. Начало музейного дела……………………………………………. 23

В настоящее время наша страна переживает период реформирования экономических и общественно-политических отношений, сопровождающегося противоречивыми результатами и полярно противоположными оценками в различных слоях российского общества. Это вызывает обостренный интерес к реформам в прошлом, к их истокам, содержанию и результатам. Одной из самых бурных и самых плодотворных реформаторских эпох является эпоха Петра I. Поэтому возникает желание вникнуть в существо, характер процессов иного периода ломки общества, изучить подробнее механизмы изменений в огромном государстве. Особый интерес вызывают реформы, связанные c зарождением в нашей стране новой культуры и нового быта под воздействием европейского влияния.

Современники Петра считали его одного причиной и двигателем той новизны, какую вносили в жизнь его реформы. Равнодушного отношения к реформам не было ни у кого, так как реформы задевали всех. Первые доходят до того, что зовут Петра "земным богом", вторые не страшатся называть его антихристом. И те, и другие признают в Петре страшную силу и мощь, и ни те, ни другие не могут спокойно отнестись к нему, потому что находятся под влиянием его деятельности.

Процесс изменения культуры России в эпоху Петра Великого - наиболее противоречивая часть Петровских реформ. Еще до Петра были созданы предпосылки реформации устоявших культурных норм и традиций, заметно усилились связи с зарубежными странами, в Россию постепенно проникают западноевропейские культурные традиции, даже брадобритие уходит корнями в допетровскую эпоху. В 1687 г. была открыта Славяно-греко-латинская академия - первое высшее учебное заведение в России. И все же деятельность Петра была революционной.

Важнейшим этапом в проведении реформ стало посещение Петром в составе Великого посольства ряда европейских стран. По возвращении Петр направляет много молодых дворян в Европу для изучения различных специальностей, главным образом для овладения морскими науками. Царь заботился и о развитии образования в России. В 1701 г. в Москве, в Сухаревой башне открывается Школа математических и навигацких наук во главе с профессором Абердинского университета шотландцем Форварсоном. Одним из преподавателей этой школы был Леонтий Магницкий - автор "Арифметики. ". В 1711 г. в Москве появляется инженерная школа.

Петр стремился к тому, чтобы как можно скорее преодолеть возникшую еще со времен татаро-монгольского ига разобщенность России и Европы. Одним из ее проявлений было разное летоисчисление, и в 1700 г. Петр переводит Россию на новый календарь - 7208 год становится 1700-м, а празднование Нового года переносится с 1 сентября на 1 января.

В 1703 г. в Москве выходит первый номер газеты "Ведомости" - первой русской газеты, в 1702 г. в Москву приглашается труппа Куншта для создания театра.

Происходили важные изменения в быту российских дворян, переделавшие российское дворянство "по образу и подобию" европейского. В 1717 г. выходит книга "Юности честное зерцало" - своего рода учебник этикета, а с 1718 г. существовали Ассамблеи - дворянские собрания по образцу европейских.

Однако нельзя забывать о том, что все эти преобразования исходили исключительно сверху, а потому были достаточно болезненны как для высших, так и для низших слоев общества. Насильственный характер некоторых из этих преобразований внушал отвращение к ним и вел к резкому неприятию остальных, пусть даже самых прогрессивных, начинаний. Петр стремился сделать Россию европейской страной во всех смыслах этого слова и придавал большое значение даже самым мелким деталям процесса.

Когда умер Петр и кончилась его реформационная деятельность, дело Петра не умерло и Россия не могла вернуться в прежнее состояние. Плоды его деятельности, внешняя сила России и новый порядок внутри страны были на глазах у каждого, а жгучая вражда недовольных стала воспоминанием.

Но многие сознательно жившие люди и долго спустя после смерти Петра продолжали ему удивляться не меньше современников. Они жили в созданной им гражданской обстановке и пользовались культурой, которую он так старательно насаждал. Если Петр внес в Россию свет просвещения и создал ее политическую силу, то до него, как думали, была "тьма и ничтожество". Так приблизительно характеризовал допетровскую Русь канцлер граф Головкин, поднося Петру титул императора в 1721 г.

В своей работе я попытаюсь показать, что было сделано Петром для конкретных преобразований культуры, т.е. показать развитие науки и искусства, проследить влияние культурных петровских реформ на последующее развитие России, а также проанализировать оценки реформ современниками Петра и последующими поколениями. Данная работа охватывает хронологически 1684-1725 годы.

1.1. Реформы Петра Первого и их влияние на русскую культуру

В конце ХVII века, когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I, наша страна переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие от западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечивать страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям — ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела, поэтому Россия и собственного флота. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла в основном из дворянского ополчения.

Между старыми родовитыми боярами и служивыми людьми — дворянами шла ожесточенная борьба за власть. В стране происходили непрерывные восстания крестьян и городских низов. Россия привлекала к себе жадные взоры соседних государств — Швеции, Речи Посполитой, которые непрочь были захватить и подчинить себе Русские земли.

Россия ХVII века ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ. Уже до Петра вырисовывалась программа необходимых преобразований, во многом совпадающая с его реформами.

В период своего царствования Петр I умело подбирал себе помощников. Он окружил себя способными, энергичными соратниками и специалистами, особенно военными. Среди иностранцев выделяются ближайшие друзья царя — Ф.Лефорт, П.Гордон, Я.Брюс и др. Сплоченная группа сподвижников сформировалась и среди русских.

Блестящую политическую карьеру сделали А.Головин, Г.Головин, братья Апраксины, А.Меньшиков и другие. Активно действовала и плеяда идеологов и мыслителей, обосновавших необходимость преобразований. Среди них ведущее место принадлежит Ф.Салтыкову, И.Посошкову, Ф.Прокоповичу.

У Петра I не было заранее разработанного общего плана реформ. Они рождались постепенно и одна порождала другую, удовлетворяя требования данного момента. И каждая реформа вызывала сопротивление со стороны самых различных социальных слоев, вызывала скрытое и открытое недовольство.

Реформаторская деятельность Петра I порождала заговоры и борьбу, отличавшуюся крайним ожесточением. Петр действовал решительно, целенаправленно и с крайней жестокостью. По меткому определению Пушкина его указы были "нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом".

Сближение с западом проявилось и в том, что Петр I прилагал массу усилий к тому, чтобы русский человек и внешностью походил на европейца.

26 августа 1698 года, на следующий день после прибытия из-за границы, царь выступил в роли цирюльника. Он велел подать ему ножницы и самолично обрезал бороды у шокированных этой выходкой бояр.

Подобную операцию Петр повтори несколько раз, решив покончить со старой русской бородой. О бритье бороды были изданы специальные указы.

Законодательно было установлено обложение налогом тех, кто носил бороду. Знатные и богатые платили по 50 руб. за бороду, остальные по 2 гривны. Сохранившийся до нашего времени указ 1705 года обязывал все население страны, за исключением священников, монахов и крестьян брить бороды и усы.

Тем, кто не желал этого делать, надлежало платить большие налоги с учетом положения в обществе.

В такой же форме Петр I организовал борьбу с долгополым платьем. 12 февраля 1699 года состоялось шуточное освящение у Лефортова дворца.

Гости прибыли на пир разряженные в традиционную русскую одежду - в шелковых зипунах яркого цвета, поверх которых были надеты кафтаны с длинными рукавами. Поверх кафтанов была ферязь - длинное широкое платье из бархата, затем шуба и меховая шапка с высокой тульей. Царю не нравилась эта пышная одежда, стеснявшая движения, и мешавшая работе. На пиру Петр I взял ножницы и принялся укорачивать рукава.

Но у всех руками царя одежду не укоротишь. Поэтому в январе 1700г. в Москве, в ряде людных мест были повешены листы с царским указом: боярам, думным чинам, служивым, приказным и торговым людям носить иноземные короткие кафтаны. Были установлены сроки перехода на новую одежду для мужчин: конец 1770г. Для женщин - чуть позже.

Данная статья является продолжением цикла статей о внутренней политике Петра I. Предыдущую статью о военных реформах Петра I можно найти и прочитать здесь . Преобразования Петра I в сфере культуры носили не менее масштабный и даже революционный характер, чем другие реформы первого императора России. Во многом именно культурные реформы Петра I спровоцировали многочисленные восстания, недовольства и подозрения: люди были еще не готовы так резко расстаться с многими вековыми традициями.

Образование и наука

В период правления Петра I образ жизни дворян значительно приблизился к западным стандартам.

Была создана светская система образования, учеба приравнивалась к государственной службе и становилась обязательной для дворян. В 1714 году был издан указ, согласно которому запрещалось жениться дворянам, не получившим хотя бы начального образования (не окончившим циферной школы ).

В образовании акцент сместился с гуманитарных на точные науки. Эти изменения были связаны как с развитием промышленности, так и с потребностью государства в новых офицерских кадрах. Открывались специальные технические школы в Москве и Санкт-Петербурге. Детей дворян отправляли учиться заграницу.

Была значительно изменена письменность. С 1703 года введены арабские цифры, в 1708 -1710 учрежден новый гражданский шрифт.

Первые музеи появились в России также при Петре I. Во время великого посольства в Европу Петру I понравилась идея коллекционирования редкостей и необычных вещей. Так в 1709 г. начинается создание Модель-камеры, ставшей впоследствии основой для военно-морского музея. В 1714 основана, а в 1719 открыта Кунсткамера.

Активно развивалась и сфера светского образования. В 1714 была открыта первая публичная библиотека и ботанический сад в Санкт-Петербурге. В 1724 был издан указ об учреждении Академии наук.

В России были свои выдающиеся ученые, например, Андрей Константинович Нартов, который в 1712 г. изобрел токарный станок.

Публицистика

Главным публицистом и идеологом времен Петра I являлся Феофан Прокопович. Его произведения:

Архитектура

Главным архитектором на службе у Петра I был Доменико Трезини . Среди его творений:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Петр I и процесс европеизации культуры России

Личность Петра I

На престол Петр Великий взошел в 1682 году, после смерти царя Федора. С того самого момента, как он получил власть над страной, он стал служить ее интересам. Война с Крымом была продолжена, Азовская крепость взята русскими войсками. Дальнейшими действиями императора стало создание могучего флота. Если говорить о внешней политике того периода, то вся она, в основном, была направлена на поиски новых союзников в войне против Османской империи. Именно ради этого царь совершает свою знаменательную поездку в Европу. Про личность Петра 1 много говорит тот факт, что даже в это непростое для страны время он занимается изучением кораблестроения, устройством и культурой других стран. После того, как стало известно о стрелецком мятеже, император незамедлительно возвратился в Россию из Европы. Результатом поездки стало то, что он пожелал изменить свою родину и с этой целью принял множество нововведений. В качестве примера можно привести принятие летоисчисления по юлианскому календарю.

Для того, чтобы развитие торгового дела в России могло проходить полным ходом, нашей стране был необходим выход к Балтийскому морю. Осознавая это, Петр I стал вести военные действия со Швецией – это стало новым этапом его царствования. Далее он заключает мир с Турцией, и после захвата крепости Нотебург, начинает возведение города Санкт-Петербург. Полтавская битва в июне 1709 года ставит победную точку в войне со Швецией. После смерти короля этой страны, был заключен мирный договор между Россией и Швецией. Россияне получали желанный выход в Балтийское море, а также новые земли.

Титул императора был присвоен Петру I в 1721 году. Его личность, без сомнения, была одной из самых сильных и значимых в мировой истории. Он хотел поменять и людей, и само государство, и ему удалось это в полной мере. Памятники великому императору можно найти не только в российских городах, но и в большинстве стран Европы.

Петр I – фигура противоречивая, сложная. Таким породила его эпоха. От своих отца и деда унаследовал он черты характера и образ действий, мировоззрение и замыслы на будущее. В то же время он был яркой индивидуальностью во всём, и именно это позволило ему ломать устоявшиеся традиции, обычаи, привычки, обогащать старый опыт новыми идеями и деяниями, заимствовать нужное и полезное у других народов.

Преобразования Петра I в России в области культуры

Первая четверть XVII I столетия в России ознаменовалась преобразованиями, непосредственно связанными с "европеизацией" страны. Начало Петровской эпохи сопровождалось серьезными изменениями в нравах и быту. Коснулись преобразования просвещения и других сфер общественной жизни. Все реформы проходили на первом этапе крайне тяжело, зачастую насильственно. Рассмотрим далее основные события Петровской эпохи.

Предпосылки к реформам

Необходимо сказать, что активное проникновение западноевропейских ценностей отмечалось в стране на протяжении всего XVII столетия. Однако направленность этого влияния изменила именно Петровская эпоха. Век XVIII стал периодом внедрения новых ценностей и идей. Ключевым объектом преобразований стала жизнь русского дворянства. Интенсивность реформ обуславливалась в первую очередь государственными целями. Петр Первый стремился к преобразованию в административной, военной, промышленной и финансовой сферах. Для этого ему необходимы были опыт и достижения Европы. Успех государственных реформ он связывал с формированием качественно нового мировоззрения элит, перестройкой быта дворянства.

Первый опыт

Петровская эпоха проходила под влиянием западного образа жизни. Симпатия правителя России появилась к европейским ценностям еще в юности. В свои ранние годы Петр часто приезжал в Немецкую слободу, где обрел своих первых друзей. После первого визита за границу у него возникла идея перенести из Европы в Россию обычаи, институты, формы развлечений и общения. Однако он не учитывал, что все это будет восприниматься с определенными сложностями, поскольку почвы и органичной предыстории для этого в стране создано не было. Петровская эпоха, кратко говоря, ассоциируется с насильственным внедрением в русскую жизнь европейских ценностей. Как свидетельствуют записи, государь фактически требовал от подданных переступить через себя и отказаться от вековых традиций предков.

Первые преобразования

Если говорить о том, какой была Петровская эпоха, то сближение с Западом выражалось в заботе правительства о том, чтобы люди в России даже внешне напоминали европейцев. После приезда из-за границы Петр приказал принести ножницы и сам обрезал бороды у шокированных бояр. Эту операцию государь проделывал не один раз. Борода для него стала символом старины. Он негативно воспринимал ее присутствие на лице бояр. Хотя издавна борода выступала как неприкосновенное украшение, признак чести и родовитости, предмет гордости. Указ 1705 г. обязал всех мужчин, кроме священников и монахов, сбрить усы и бороду. Таким образом, общество оказалось разделено на 2 неравные части. Одна – дворянство и элита городского населения, которая находилась под давлением европеизации, другая же сохраняла привычный уклад.

Образование и наука

Практические потребности Российского государства порождали интерес к наукам, преимущественно естественным. Правительством и частными лицами были организованы крупные экспедиции: экспедиция В. Атласова – исследование и описание Камчатки, 1697-1699 гг.; экспедиция Ф. Саймонова и К. Вердена – исследование Каспия, 1720-е гг.; экспедиция В.И. Беринга, Л.А. Чирикова 1733-1743 гг. Это время ознаменовалось появлением крупных технических новшеств и изобретений: в горном деле и металлургии Г.В. де Реннин, В.Н. Татищев; в военном деле – Я.В. Брюс, А.К. Нартов.

Итогом петровских преобразований в области просвещения можно считать открытие Академии наук в Петербурге (1725 г.). Ее особенностью было объединение научно-исследовательских и педагогических функций (в составе Академии учреждались академический университет и гимназия). Академия имела также свою библиотеку, музей, типографию, физическую и химическую лаборатории.

Книжное дело и печать

В связи с потребностями новой учебной и научной литературы были созданы новые типографии в Москве и Петербурге. За четверть века ими было выпущено более 600 книг, ведомостей, манифестов и т.д.

Общественно-политическая мысль и публицистика

Не менее важной проблемой, затрагиваемой в публицистике, является вопрос о просвещении. Мысль о необходимости просвещения все более проникала в общественное сознание. Именно в распространении просветительских идей виделась возможность превращения России в могущественную державу.

В то же время появляется довольно значительное количество сочинений, направленных против Петра 1 и его преобразований. В первую очередь это произведения старообрядцев.

Литература

Наиболее ярко отражала веяния нового времени литература Петровской эпохи. В 1717 г. было опубликовано "Рассуждение о причинах Северной войны", в котором описывались причины войны со Швецией. Издание было подготовлено вице-канцлером Шафировым по поручению государя. Это "Рассуждение" стало первым отечественным дипломатическим трактатом о внешнеполитических приоритетах России. Экономические преобразования отражались в трудах Посошкова. Наиболее известной его публикацией стала "Книга о богатстве и скудости". Видным деятелем был Стефан Яворский. Он создал такие религиозные трактаты, как "Камень веры", "Знамение пришествия антихристова". Эти труды были направлены против протестантизма и реформаторства.

Большое распространение в литературе первой четверти XVIII века получили любовные стихи.

Архитектура

В архитектуре появляются новые формы, новый художественный язык. Важнейшим атрибутом архитектуры становится ордер. Основные принципы нового зодчества воплотились с наибольшей силой при строительстве новой столицы – Петербурга: переход к градостроительству и регулярной планировке, к рационально спланированному ансамблю.

В русской архитектуре XVIII века начало формироваться барочное направление. Барокко – направление в искусстве (архитектуре, скульптуре, живописи), которому свойственны контрастность, динамичность, стремление к пышности и величию.

Живопись

Художники Петровской эпохи по-своему отражали закономерности этого исторического периода. Надо сказать, что живопись в целом выходила на новый уровень с определенным опозданием в сравнении с другими передовыми странами. Искусство Петровской эпохи становится светским. Изначально новая живопись утверждается в Москве и Петербурге. До этого мастера писали исключительно иконы. Культура Петровской эпохи требовала изображения торжественных баталий, прославлявших победы, портретов царя и подданных. Наибольших успехов достигло искусство портрета.

Специфика реформ в живописи

Особенности культуры Петровской эпохи проявлялись в резкой трансформации привычного уклада жизни людей. В первую очередь Россия стала приобщаться к западным направлениям в живописи. Преобразования осуществлялись не только для того, чтобы привлечь в страну зарубежных художников и мастеров. В качестве одной из ключевых целей выступало просвещение отечественной публики, введение лучших европейских традиций. Время обучения для русских мастеров длилось недолго. Во второй половине 18 в. вернувшиеся из Голландии и Италии художники показали миру свой талант, полученные навыки, начав создавать великолепные шедевры. Новая живопись отличалась повышением интереса к человеку. Большое внимание стало уделяться и его внутреннему миру, и строению тела. Русские художники стали владеть техническими достижениями европейских мастеров. В своей работе они используют теперь новые материалы: мрамор, масло, холст. В живописи появляется прямая перспектива, способная показать объемность и глубину пространства. Первыми художниками новой эпохи стали Матвеев и Никитин.

Гравюра

Она заняла отдельное место в искусстве в первой половине 18 столетия. Гравюра считалась наиболее доступным видом живописи. Она достаточно быстро откликалась на события, происходившие в жизни. На новом историческом этапе необходимы были виды Петербурга, гравюры к учебникам по артиллерийскому, архитектурному и морскому делу. Культура Петровской эпохи высвобождалась из-под власти церкви, пыталась сравняться с европейскими странами, ушедшими далеко вперед. Спектр сюжетов гравюр сводился к портретам великих людей, видам городов, сражений, торжественных мероприятий. Петровская эпоха подарила России и миру таких мастеров, как Ростовцев, Алексей и Иван Зубовы.

Скульптура

Скульптура много веков в России была фактически под запретом, поэтому традиций и мастеров в этой области искусства не было. Первые скульптуры, появившиеся в Летнем саду, были привезены из Италии.

Большое количество скульптур было изготовлено в России под руководством К. Растрелли для пригородов Петербурга, в первую очередь для Петергофа.

Развлечения

Во время реформ предпринимались попытки создать публичные театры в Петербурге и Москве. На сцене ставили комедийные и исторические пьесы ("Амфитрион" и "Доктор Принужденный" Мольера, например). Стали появляться и первые отечественные драматические работы. Так, Петровская эпоха была ознаменована созданием трагикомедии Прокоповича "Владимир", пьесы Жуковского "Слава Российская". Изменения в нравах проявлялись в появлении новых видов развлечений. К концу 1718 г. элиты петербургского общества известили о введении ассамблей. Эта идея родилась у Петра после посещения французских гостиных. В них собирались и беседовали крупные политические, научные деятели, живописцы и другие представители высшего общества. Учреждая ассамблеи в России, Петр стремился приучить дворян к светскому поведению, а также приобщить женщин государства к общественной жизни. В процессе организации реформатор использовал и практические, и теоретические достижения Европы. В указе, регламентировавшем порядок собраний в домах, приводился перечень правил, описывался распорядок развлечения, которым должны были следовать присутствующие.

Летоисчисление

"Полезность" была основной идеей, которой пронизывалась вся Петровская эпоха. Годы правления великого реформатора ознаменовались введением нового летоисчисления. Теперь отсчет велся не от сотворения мира, а с Рождества Христова. Новый год начинался с 1 января, а не с 1 сентября. Учреждались также праздники. Так, Петром был введен Новый год. Его празднование должно было осуществляться с 1 по 7 января. При этом ворота дворов следовало украшать еловыми, сосновыми и можжевеловыми деревьями или ветвями. По большим улицам вечерами было предписано жечь костры, а встречающиеся люди должны были друг друга поздравлять. В Новый год в столице устраивали фейерверки. Петр стал, таким образом, основателем многих государственных праздников. Победные торжества стали устраиваться по примеру триумфов Рима. В 1769-м в празднествах по поводу победы под Азовом проявились ключевые элементы будущих мероприятий. В них достаточно явно просматривались римские признаки. По распоряжению государя были сооружены триумфальные ворота.

Ювелирное искусство

На протяжении веков развитие ювелирных украшений находилось в тесной зависимости от стилистических изменений моды, покроя одежд и т.п. Украшения начала XVIII века не отличались от аналогичных изделий конца XVII века до тех пор, пока не произошли и прочно не укоренились в быту изменения в костюме. Для украшения одежды и головных уборов по-прежнему использовались запоны разных форм и с разным декором (от скромных серебряных со стеклами до золотых, обильно дополненными алмазами, рубинами, изумрудами и эмалями).

Изысканным украшением костюма могли быть и пуговицы разных размеров и форм: плоские, в виде диска, шарообразные, куполообразные и т.д. Их делали из меди, серебра, золота, порой превращая в изящнейшие произведения ювелирного искусства. Пуговицы были гладкими литыми и ажурными сканными, с узорной чеканкой, чернью, эмалью, зернью, гравировкой, драгоценными камнями. По мастерству исполнения медные пуговицы порой превосходили серебряные. Во второй четверти XVIII века в Москве существовали цеховые объединения мастеров медных перстней и запонок, медных и железных серег, серебряных серег, медного пуговичного дела.

В 1700 году указом Петра I был введен новый обязательный для ношения костюм на западноевропейский манер; новый костюм, естественно, требовал новых украшений - среди русских ювелирных изделий впервые появились броши, диадемы, пряжки для обуви и платьев, запонки и др., широко распространенные в это время в Европе. За двадцать пять лет после указа новый костюм прочно вошел в быт русских дворян, хотя одежда купечества, мещан и крестьян существовала почти без изменений до конца столетия.

Для XVIII века, за исключением последних лет, характерно женское платье с облегающим фигуру декольтированным корсажем и широкой юбкой; для мужчин вводятся французского образца кафтаны, камзолы, короткие панталоны, чулки, башмаки с пряжками, парик.

Кроме моды в России XVIII века одежду дворян регламентировали также государственные постановления и указы, в которых четко определялась не только форма костюма, но и характер его отделки, ткань, цвет, украшения.

Приобщение женщин к светской жизни

Проводя свои реформы, Петр не учитывал, что население не совсем к ним готово. Так, например, женщинам было крайне проблематично в один момент отойти от домостроевского уклада. Однако реформатор проявлял заботу о них. Он указывал женщинам, как себя вести, одеваться, говорить. На первых порах на ассамблеях, по воспоминаниям современников, русские дамы, туго затянутые в корсеты, не умели не только грациозно и легко танцевать, но и не знали, как им нужно сесть или встать. По большей части они были неуклюжи, неповоротливы.

Значение Петровской эпохи

Преобразования государя позволили стране выйти на качественно новый уровень. В первую очередь существенно сократилось отставание культурной и экономической сфер от передовых стран Европы. Кроме этого, Россия стала превращаться в великую и могущественную державу. За счет внедрения европейских ценностей страну стали воспринимать на международной арене. Благодаря петровским реформам теперь ни одно важное событие не решалось без участия России. Изменения, которые произошли в жизни государства в первой четверти XVIII столетия, были весьма прогрессивными. Однако они еще сильнее увеличили разрыв между дворянством и низшими классами. Бояре превратились в благородное элитное сословие. Использование культурных достижений и благ стало только их привилегией. Все это сопровождалось распространением презрения к русскому языку и древней культуре в среде дворян.

Многие историки отмечают, что европеизация усилила негативные культурные проявления допетровской России. Вводимые новшества тяжело воспринимались дворянством. Зачастую преобразования провоцировали действия, совершенно противоположные тем, что ожидались. Вежливость и обходительность по приказу не могли стать внутренней потребностью, они порождали грубость и непристойность. Перемены затронули только верх общества. Русский крестьянин еще очень продолжительное время после окончания Петровской эпохи не ходил в театр, не читал газет, не знал о существовании ассамблей. Таким образом, реформы изменили социальное положение привилегированного класса в сторону Запада, а жизнь низших классов – в противоположном направлении, к Востоку. С одной стороны, преобразования в сфере быта и культуры формировали условия для развития просвещения, науки, литературы. Однако многие европейские ценности и стереотипы переносились насильственным и механическим путем. Это создавало существенные препятствия для полноценного развития исконно русской культуры, основанной на древних национальных традициях.

Представители дворянского сословия, принимая европейские ценности, довольно резко отходили от народа. Хранитель русской культуры – русский крестьянин – был привязан к национальным традициям. И эта его связь только усиливалась по ходу модернизации государства. В результате начался глубокий социально-культурный раскол в обществе. Все эти явления во многом предопределили острые противоречия и силу общественных потрясений, возникших в начале XX столетия.

Читайте также: