Группа джамаат мувахидов доклад

Обновлено: 04.07.2024

РЕШЕНИЕ
Комитета секретарей СОВЕТОВ БЕЗОПАСНОСТИ
ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

от 8 июня 2016 года, город Ереван

О Перечне организаций, признанных террористическими
и экстремистскими в государствах – членах
Организации Договора о коллективной безопасности

Комитет секретарей советов безопасности Организации Договора о коллективной безопасности

1. Согласовать прилагаемый Перечень организаций, признанных террористическими и экстремистскими в государствах – членах Организации Договора о коллективной безопасности (далее – Перечень).

2. Рекомендовать компетентным органам государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности (далее – ОДКБ) учитывать указанный Перечень при взаимодействии в борьбе с терроризмом и экстремизмом, а также осуществлять обмен информацией по вопросам, представляющим взаимный интерес.

3. Уполномоченным органам государств – членов ОДКБ своевременно информировать Секретариат ОДКБ об изменениях в национальных перечнях организаций, признанных террористическими и экстремистскими в государствах – членах Организации Договора о коллективной безопасности.

4. Секретариату ОДКБ с получением информации от уполномоченных органов оперативно информировать государства – члены ОДКБ об изменениях в национальных перечнях организаций, признанных террористическими и экстремистскими.

5. Секретариату ОДКБ совместно с Рабочей группой экспертов по вопросам борьбы с терроризмом и экстремизмом при Комитете секретарей советов безопасности ОДКБ, с учетом предложений государств – членов ОДКБ, продолжить разработку механизма создания Единого перечня террористических организаций и представить его установленным порядком на рассмотрение сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ.

ПЕРЕЧЕНЬ
организаций, признанных террористическими и экстремистскими
в государствах − членах Организации Договора о коллективной безопасности

Основание
для включения в Перечень

Решением Октябрьского районного суда г. Бишкек Кыргызской Республики от 14 марта 2014 года признана экстремистской организацией, деятельность на территории Кыргызской Республики запрещена.

Образовалась в конце 1970-х годов в Египте.

Руководитель: Мохаммед Шавки аль-Исламбули.

Регионы активности: Египет, Афганистан, Ирак, Россия (Поволжье, Северный Кавказ). Степень и формы террористических угроз для России: вербовка и подготовка террористов за границей и их переправка в Северо-Кавказский регион, финансирование НВФ, пропаганда религиозной вражды и ненависти.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от
14 февраля 2003 года признана террористической, деятельность запрещена на территории Российской Федерации.

Образовалась в конце 1970-х годов в Египте.

Регионы активности: Ближний и Средний Восток, Россия (Урал, Северный Кавказ), страны Европы, Африка (Египет, Кения, Танзания), Саудовская Аравия, Афганистан, Пакистан, США.

Степень и формы террористических угроз для России: вербовка и подготовка террористов за границей и их переправка в Северо-Кавказский регион, финансирование НВФ, пропаганда религиозной вражды и ненависти.

В 1981 году членами организации совершено убийство президента Египта Анвара Садата, в 1990 г. – убийство спикера египетского парламента Рифита Махджуба, а также другие преступления.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2003 года признана террористической, деятельность запрещена на территории Российской Федерации.

Создана в г. Пешаваре (Пакистан) в 1988 году.

Регионы активности: Северо-Кавказский регион России, Центрально-Азиатские страны СНГ, Ближний и Средний Восток, Пакистан, Афганистан, страны Европы, США.

Степень и формы террористических угроз для России: вербовка и подготовка террористов за границей и их переправка в Северо-Кавказский регион, финансирование незаконных вооруженных формирований, пропаганда религиозной вражды и ненависти.

Организация входит в санкционный Список, составленный и обновляемый Комитетом, утвержденным резолюцией 1267 (1999) Совета Безопасности ООН.

Решением Верховного Суда Республики Казахстан от 15 октября 2004 года признана террористической, деятельность запрещена на территории Республики Казахстан.

Решением Первомайского районного суда г. Бишкека Кыргызской Республики от 15 сентября 2006 года признана террористической и экстремистской, деятельность на территории Кыргызской Республики запрещена.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2003 года признана террористической, деятельность запрещена на территории Российской Федерации.

Решением Верховного Суда Республики Таджикистан от 30 марта 2006 года признана террористической, деятельность запрещена на территории Республики Таджикистан.

Основными целями АКИМ являются распространение идеологии глобального джихада, объединение всех экстремистских группировок государств Северной Африки с целью силового свержения существующих там светских режимов и провозглашение исламских государств. Боевики АКИМ организуют и осуществляют вооруженные нападения и террористические акты в отношении представителей власти и государственных органов данных государств, объектов энергетической инфраструктуры, представителей национальных и зарубежных компаний.

Является организацией салафитско-джихадистского толка. Ее террористическая активность отмечается на территории государств Алжир, Мали, Нигер, Мавритания, Марокко, Чад, Ливия, Тунис.

Последователи движения выступают против внесения в ислам элементов других религий и философских направлений и только первоначально показывают себя с безобидной стороны. Конечная цель сторонников этого движения изначально, путем внесения раскола в традиционном мусульманском обществе того или иного государства, независимо от мазхаба ислама, осуществить захват власти с последующим созданием по форме исламского, а по сути антиисламского государства.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 13 ноября 2008 года организация признана террористической, ее деятельность на территории Российской Федерации запрещена.

Руководитель: Акель бен Абу Аль-АзизАкель (в январе 2004 года властями КСА смещен с поста главы организации).

Цель: свержение существующих светских правительств в мусульманских странах и создание государств с шариатской формой правления.

Регионы активности: Россия (Северный Кавказ, Поволжье), страны бывшей Югославии, Азербайджан, центрально-азиатские государства СНГ.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от
14 февраля 2003 года признана террористической, деятельность запрещена на территории Российской Федерации.

Террористическая организация. Создана в 2006 году по инициативе бывшего полевого командира объединённой таджикской оппозиции Абдулло Рахимова и объединившей в своих рядах таджикских граждан, участвовавших в боевых акциях в составе различных международных террористических структур на приграничных территориях Афганистана и Пакистана.

В ходе проведенной спецслужбами Таджикистана контртеррористической операции на территории Раштского района РТ в 2011 году ликвидирована вооруженная группировка во главе с Абдулло Рахимовым. В числе боевиков были представители террористических структур, действующих в России.

Решением Первомайского районного суда г. Бишкек Кыргызской Республики от
24 октября 2012 года признана террористической организацией, деятельность на территории Кыргызской Республики запрещена.

Решением Верховного Суда Республики Таджикистан от
3 мая 2012 года признана террористической и экстремистской, деятельность запрещена на территории Республики Таджикистан.

Решение Московского городского суда от 19.10.2010.

Асгардская Славянская Община

Духовного Управления

Асгардской Веси Беловодья Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов

Решение Омского областного суда от 30.04.2004.

Организационно сформировалась в 1991 г.

Цель: освобождение палестинских территорий от присутствия Израиля и других иностранных государств, создание исламского государства с шариатской формой правления.

Степень и формы террористических угроз для России: вербовка и подготовка террористов за границей и их переправка в Северо-Кавказский регион, финансирование НВФ, пропаганда религиозной вражды и ненависти.

Решением Верховного Суда Республики Казахстан от 15 марта 2005 года признана террористической и ее деятельность запрещена на территории Республики Казахстан.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от
14 февраля 2003 года признана террористической, деятельность запрещена на территории Российской Федерации.

Свою деятельность религиозное объединение осуществляет на территории стран Ближнего Востока, Персидского залива, Южной Азии, а также в некоторых странах СНГ.

Решением Сарыаркинского районного суда г. Астана Республики Казахстан от 18 августа 2014 года признана экстремистской и ее деятельность на территории Республики Казахстан запрещена.

Решением Первомайского районного суда г. Бишкек Кыргызской Республики от 24 октября 2012 года признана террористической организацией, деятельность на территории Кыргызской Республики запрещена.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 15 сентября 2010 года признана экстремистской организацией.

Председателем организации был избран С.Поспелов, который осуществлял общее руководство и совместно с другими участниками публично пропагандировал идеи возбуждения национальной и религиозной ненависти и вражды, а также унижения достоинства группы лиц по признакам национальности, происхождения и отношения к религии.

Для достижения своих целей члены движения планировали проведение лекций, семинаров, круглых столов, учебно-методических конференций, опубликование материалов в средствах массовой информации.

Решение Ахтубинского городского суда Астраханской области от 17.07.2008 и определение Судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 17.09.2008.

Решением суда г. Астаны, Республика Казахстан, от 17 ноября 2006 года признана террористической и ее деятельность запрещена на территории Республики Казахстан.

Что представляют собой тюремные джамааты, за счет чего они существуют и как вербуют новых членов, об этом расскажет Виктор Луковенко. Русский националист, недавно освобожденный из мест лишения свободы, где он провел более пяти лет.


Виктор Луковенко: Около года, с июля 2010-го, я провел в Бутырке. С одной стороны, это образцово-показательный столичный централ, но в целом — наиболее характерный пример московского СИЗО. Почти месяц длился этап через Челябинск и Красноярск в Бурятию. И четыре года в колонии строгого режима ИК № 8 в Улан-Удэ.

Каков национальный состав заключенных?


Очень мало. Несмотря на все попытки сотрудников использовать этот фактор в своей оперативной работе, преступный мир понимает, что деление по национальному признаку — его слабая сторона, и все работают на то, чтобы это сгладить.


Но есть другой фактор, с которым трудно что-либо сделать, — религиозный. В СИЗО все чаще попадают радикально настроенные мусульмане из республик Северного Кавказа. Отношения между ними и, например, теми же азербайджанцами, которые в местах заключения в большинстве своем являются носителями традиционной воровской идеологии, мягко говоря, прохладные.


Я человек не из этой среды, наблюдал ее со стороны, но, судя по всему, речь о салафитах (исламское фундаменталистское течение, пришедшее в Россию в 1990-е годы из арабских стран). Они и внешне выделяются — отращивают длинные бороды, бреют усы, подворачивают штаны и так далее.


Численно салафиты, если брать именно активных, объединенных в джамааты, составляют порядка пяти процентов обитателей московских централов. Их не так много, но они сплочены и хорошо организованы, идут на конфликты даже с ворами. Бывали драки и не раз. Когда, например, в камере сидело десять на десять радикальных мусульман и представителей преступного мира.


Часто ворам приходилось отступать под натиском агрессивной молодежи. Бывали драки и на сборках, и опять-таки, радикальные мусульмане не раз выходили победителями, поскольку многие из них, надо отдать им должное, готовы идти до конца. В результате к этим немногочисленным группам подтягиваются по национальному признаку и те выходцы с Северного Кавказа, которые на воле не испытывали особого интереса к религии.

Члены тюремных джамаатов как-то афишируют свою связь с боевиками на Северном Кавказе?


В своей национальной среде они не замыкаются, пытаются вербовать и славян, и азиатов. Правда, в силу ментальной установки на лидерство, внутри джамаатов кавказцы все равно занимают главные позиции, прочие — как бы второго сорта.


Неофит меняется не только внешне (борода и т.д.). Он становится более уверенным, так как за ним стоит целый джамаат. Его члены благодаря финансовым возможностям часто лучше питаются. В лагерях в силу своего особого статуса отказываются от общих работ, либо как-то договариваясь с ворами, либо идя на открытый конфликт с ними.



Презрительное, подчеркнуто негативное. Еще когда я находился в Бутырке, по телевизору в камере показывали новостной репортаж о встрече мусульманского духовенства то ли с президентом, то ли с премьер-министром. Реакция была резко негативная, телевизор сразу выключили. Приходилось слышать и соответствующие реплики.


В ИК-8 в 2013 году открылась молельная комната для мусульман, для совершения там богослужений приходил представитель официального духовенства, татарин. Желающих помолиться с ним нашлось немного.

4. Местная религиозная организация Асгардская Славянская Община Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов (решение Омского областного суда от 30.04.2004 о ликвидации).

5. Местная религиозная организация Славянская Община Капища Веды Перуна Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов (решение Омского областного суда от 30.04.2004 о ликвидации).

6. Религиозная организация Мужская Духовная Семинария Духовное Учреждение профессионального религиозного образования Древнерусской Инглиистической Церкви Православных Староверов-Инглингов (решение Омского областного суда от 30.04.2004 о ликвидации).

36. Община Коренного Русского народа Щелковского района Московской области (решение Щелковского городского суда Московской области от 25.02.2014);

42. Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы г. Самары (решение Самарского областного суда от 29.05.2014 и определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2014);

45. Религиозное объединение последователей инглиизма в Ставропольском крае (решение Ставропольского краевого суда от 21.08.2015).

47. Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы г. Абинска (решение Краснодарского краевого суда от 04.03.2015 и определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 05.08.2015).

50. Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Старый Оскол (решение Белгородского областного суда от 10.02.2016 и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 16.06.2016);

51. Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Белгорода (решение Белгородского областного суда от 11.02.2016 и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 09.06.2016).

54. Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Элиста (решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 25.02.2016 и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 07.07.2016);

55. Община Коренного Русского народа г. Астрахани Астраханской области (решение Советского районного суда г. Астрахани от 21.07.2016).

59. Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы в г. Биробиджане (решение Суда Еврейской автономной области от 03.10.2016 и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2017);

63. Набережночелнинское отделение Татарстанского Регионального Всетатарского Политического Общественного Движения (РЕВТАТПОД) — Всетатарского Общественного Центра (ВТОЦ) (НЧО ТОЦ) (решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 11.05.2017).

Интервью с Добаевым Игорем Прокопьевичем, доктором философских наук, автором 9 монографий и более 100 публикаций по проблемам радикального ислама и геополитики Кавказа, зам. директором Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК при РГУ и ИСПИ РАН.

Достаточно условно весь Северный Кавказ можно поделить на две части — северо-восточную ( Дагестан, Чечня и Ингушетия) и северо-западную (КБР, КЧР, Адыгея и Северная Осетия-Алания, до 20 % населения последней являются мусульманами). Степень исламизации в регионе понижается с востока на запад. Самый исламизированный регион — Дагестан (более 1700 мечетей), наименее исламизированная — Адыгея (немногим боле 20 мечетей). На северо-западе все-таки есть разделение светского и духовного. Возьмем КЧР, село Учкекен. Там есть три мечети, и вокруг каждой мечети формируется своя община. А в Дагестане такого нет: там население одного села — члены одной вероисповедной общины. Мощь этой общины в Дагестане в том, что сельская община в своих границах и численности совпадает с исламской общиной. Потому так легко и прошла в этой республике коллективизация — один джамаат стал колхозом. И, наоборот, при распаде колхозно-совхозной системы джамаат остался все той же сельской общиной и одновременно исламским социумом. На северо-западе — по-другому. Там сельская община в своих границах не совпадает с религиозной.

– Каков процент так называемых радиальных джамаатов по сравнению с традиционными в различных регионах Северного Кавказа? Будет ли это соотношение меняться и если — да, то в какую сторону и как быстро?

– Количество радикальных джамаатов невелико. Но практика показывает: даже если их количество достигает одного процента — это плохо. Боюсь, что везде их количество самое разное. Побольше — в Дагестане, Чечне, Ингушетии, поменьше — в КБР, КЧР. Но их количество растет. Ведь мы, такая страна, как Россия, сегодня, в определенном смысле, утратили свою идентичность. И все большее количество людей на Кавказе начинает задумываться: а, может быть, остановиться на исламской идентичности и не связывать себя с Россией? Пример наше государство подает в ряде случаев не очень хороший: пьянство, коррупция, другие девиантные проявления.

– В чем заключается цель групп и организаций, объединяющих сторонников радикального ислама на Северном Кавказе? К чему может привести развитие ситуации, при котором в республиках Северного Кавказа все в большем количестве возникают подпольные военизированные группы, объединенные общими радикальными религиозными принципами?

– Цель радикалов — отрыв от России, создание собственного исламского государства, живущего по нормам шариата. Ник чему хорошему их разрушительная деятельность ни для России, ни для ее северокавказского региона, привести не может.

– Какие действия (ошибки) властей РФ и официальных исламских структур (ДУМ и пр.) способствовали столь быстрому распространению идей радикального ислама и возникновению подпольных джамаатов? Что можно предпринять для стабилизации в будущем?

Для стабилизации ситуации государству надо стать более социально направленным: создавать производства и обеспечить людей работой, вытащить их из нищеты. А также заняться тем, что в ближайшем будущем не даст явной материальной прибыли. Сегодня происходит разрыв общекультурного пространства на Кавказе. Ссужается роль русского языка. Нельзя дать русскому языку перестать быть языком межкультурного взаимодействия и общения. Необходимо поддерживать местную интеллигенцию, проводить конференции, переводить прозу и поэзию местных авторов на русский язык. поощрять научные программы по разработке дву- и многоязычия в этих республиках. Ни в коем разе не дать свершиться тому, чего так хотят наши недруги — перевести языки этих народов на латиницу. Распад и выход их из-под нашего культурного воздействия будет для нас еще более сокрушителен. Нужно работать с местными администрациями: аккуратно и умело выводить за рамки политического процессаа этноклановость и создавать нормальный административно-чиновничий аппарат. А в Чечне, к примеру, наоборот, необходимо вводить национальные квоты: для русских, для ногайцев и т.д. То есть, везде необходим дифференцированный подход — унифицировать всю страну по одному и тому же принципу нельзя. Короче, с людьми надо работать вдумчиво, деликатно и умно. Власти должны быть более открыты для общества.

Но среди этого движения есть разные джамааты, а власти без разбору наносят удары по ним, радикализуя тех, с кем можно было бы еще поработать в идеологическом плане. Во главе этого движения в начале 90-х годов стал Мукожев, который получил образование на Востоке. Он создал Кабардино-Балкарский исламский центр, который был разгромлен властями. Затем на его базе создан Кабардино-балкарский институт исламских исследований, формальным лидером которого стал Руслан Нахушев.

В Ингушетии групп и группировок много, но там есть единый джамаат, который контролируется одним человеком. Есть основания полагать, что и нападение на Беслан совершила хорошо подготовленная группа, члены этого джамаата.

– Я не знаю таких примеров.

– Верно. И если мы поймем, что с этими людьми можно и нужно работать, а не таскать их по тюрьмам, то мы еще чего-то сможем достичь.

Читайте также: