Доклад уполномоченного по правам ребенка в приморском крае

Обновлено: 18.05.2024

от 31 октября 2019 года N 602-КЗ

Об уполномоченном по правам ребенка в Приморском крае

(с изменениями на 6 июля 2021 года)

Принят
Законодательным Собранием
Приморского края
30 октября 2019 года

Настоящий Закон определяет правовое положение уполномоченного по правам ребенка в Приморском крае.

Статья 1. Уполномоченный по правам ребенка в Приморском крае

1. Должность уполномоченного по правам ребенка в Приморском крае (далее - уполномоченный) является государственной должностью Приморского края, учреждается настоящим Законом в целях обеспечения дополнительных гарантий эффективного функционирования механизмов реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей, являющихся гражданами Российской Федерации, детей, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, на территории Приморского края органами государственной власти Приморского края, органами местного самоуправления, образовательными и медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, и должностными лицами.

2. Уполномоченный взаимодействует с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка (далее - Уполномоченный при Президенте), территориальными органами федеральных государственных органов, уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, органами государственной власти Приморского края, органами местного самоуправления и их должностными лицами, обеспечивающими защиту прав и законных интересов детей, а также с общественными правозащитными объединениями, деятельность которых связана с защитой семьи и детей.

Статья 2. Требования к лицу, назначаемому на должность уполномоченного

1. На должность уполномоченного может быть назначен гражданин Российской Федерации, соответствующий требованиям, установленным частью 2(1) статьи 13 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 501-ФЗ "Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации".

2. На уполномоченного распространяются ограничения и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

3. Уполномоченный обязан прекратить несовместимую с его статусом деятельность в течение 14 дней со дня назначения на должность.

В случае, если в течение указанного срока уполномоченный не выполнит установленные требования, его полномочия прекращаются на основании пункта 8 части 1 статьи 4 настоящего Закона.

Статья 3. Назначение на должность уполномоченного

1. Уполномоченный назначается на должность Губернатором Приморского края (далее - Губернатор края) по согласованию с Уполномоченным при Президенте и Законодательным Собранием Приморского края (далее - Законодательное Собрание) сроком на пять лет.

2. Не позднее чем за 70 календарных дней до окончания срока полномочий уполномоченного Губернатор края направляет Уполномоченному при Президенте для согласования не менее двух кандидатур на должность уполномоченного вместе с копиями паспортов, дипломов о высшем образовании кандидатов и анкет кандидатов.

Губернатор края не позднее 10 дней со дня получения информации о согласовании вносит на рассмотрение Законодательного Собрания одну из согласованных Уполномоченным при Президенте кандидатур с приложением копий паспорта, диплома о высшем образовании кандидата и его анкеты, а также информации о согласовании кандидатуры Уполномоченным при Президенте.

В случае, если Уполномоченный при Президенте согласовал одну из направленных Губернатором края кандидатур на должность уполномоченного, Губернатор края не позднее 10 дней со дня получения информации о согласовании вносит на рассмотрение Законодательного Собрания данную согласованную кандидатуру с приложением копий паспорта, диплома о высшем образовании кандидата и его анкеты, а также информации о согласовании кандидатуры Уполномоченным при Президенте.

В случае, если Уполномоченный при Президенте не согласовал ни одну из направленных Губернатором края кандидатур на должность уполномоченного:

при условии, что среди несогласованных Уполномоченным при Президенте кандидатур были кандидатуры, представленные только Губернатором края, - Губернатор края не позднее 10 дней со дня получения указанной информации направляет Уполномоченному при Президенте для согласования новую кандидатуру на должность уполномоченного вместе с копиями паспорта, диплома о высшем образовании кандидата и его анкеты;

Кандидатура вносится Губернатором края на рассмотрение Законодательного Собрания в случае ее согласования Уполномоченным при Президенте с приложением копий паспорта, диплома о высшем образовании кандидата и его анкеты, информации о согласовании кандидатуры Уполномоченным при Президенте не позднее 10 дней со дня получения информации о таком согласовании.

3. Не позднее 30 дней со дня внесения Губернатором края кандидатуры на должность уполномоченного Законодательное Собрание большинством голосов от числа избранных депутатов Законодательного Собрания принимает решение о согласовании внесенной в Законодательное Собрание Губернатором края кандидатуры на должность уполномоченного либо об отказе в ее согласовании.

Решение Законодательного Собрания о согласовании кандидатуры на должность уполномоченного либо об отказе в ее согласовании имеет рекомендательный характер.

4. Уполномоченный вступает в должность со дня издания Губернатором края распоряжения о его назначении и продолжает осуществлять свои полномочия до вступления в должность нового уполномоченного.

5. Одно и то же лицо не может быть назначено уполномоченным более чем на два срока подряд.

Статья 4. Досрочное прекращение полномочий уполномоченного

1. Полномочия уполномоченного прекращаются досрочно в случаях:

1) подачи письменного заявления о сложении своих полномочий;

2) прекращения гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

4) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении уполномоченного;

5) неспособности по состоянию здоровья, установленной в соответствии с медицинским заключением, или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев) исполнять свои обязанности;

6) признания гражданина, являющегося уполномоченным, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или объявления его умершим решением суда, вступившим в законную силу;

7) утраты доверия в случаях, установленных федеральным законодательством и законодательством Приморского края;

8) непрекращения несовместимой с его статусом деятельности в течение 14 дней со дня назначения на должность;

2. Досрочное прекращение полномочий уполномоченного оформляется распоряжением Губернатора края.

В случаях, предусмотренных пунктами 1 - 9 части 1 настоящей статьи, досрочное прекращение полномочий уполномоченного осуществляется по согласованию с Уполномоченным при Президенте.

В целях согласования с Уполномоченным при Президенте досрочного прекращения полномочий уполномоченного Губернатор края в срок не позднее 10 дней со дня выявления оснований для досрочного прекращения полномочий направляет Уполномоченному при Президенте обращение с указанием основания досрочного прекращения полномочий уполномоченного.

Вместе с указанным обращением Уполномоченному при Президенте также направляются копии документов, обосновывающих наличие основания для досрочного прекращения полномочий уполномоченного.

В случае согласования Уполномоченным при Президенте досрочного прекращения полномочий уполномоченного Губернатор края в срок не позднее пяти дней со дня получения такого согласования издает распоряжение о досрочном прекращении полномочий уполномоченного.

3. Назначение на должность уполномоченного в случае досрочного прекращения полномочий уполномоченного осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 3 настоящего Закона. Губернатор края направляет Уполномоченному при Президенте для согласования кандидатуры на должность уполномоченного не позднее 20 дней со дня издания распоряжения о досрочном прекращении полномочий уполномоченного.

Статья 5. Полномочия уполномоченного

1) осуществляет мониторинг и анализ эффективности функционирования механизмов реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей на территории Приморского края;

2) содействует эффективному функционированию государственной системы обеспечения реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей в Приморском крае;

3) принимает в пределах своих полномочий меры по предупреждению и пресечению нарушения прав и законных интересов детей.

2. Уполномоченный при осуществлении своей деятельности имеет право:

1) запрашивать и получать от территориальных органов федеральных государственных органов, органов государственной власти Приморского края и органов местного самоуправления и их должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы;

2) посещать территориальные органы федеральных государственных органов, органы государственной власти Приморского края и органы местного самоуправления, образовательные и медицинские организации, организации, оказывающие социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, расположенные на территории Приморского края;

Детский омбудсмен на заседании Президиума Государственного Совета Республики Крым я представила депутатам ежегодный доклад о результатах деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Республике Крым за 2020 год

Детский омбудсмен представила депутатам ежегодный доклад о результатах деятельности

Детский омбудсмен представила депутатам ежегодный доклад о результатах деятельности

Детский омбудсмен представила депутатам ежегодный доклад о результатах деятельности

Детский омбудсмен представила депутатам ежегодный доклад о результатах деятельности

Детский омбудсмен представила депутатам ежегодный доклад о результатах деятельности

Детский омбудсмен представила депутатам ежегодный доклад о результатах деятельности

Детский омбудсмен представила депутатам ежегодный доклад о результатах деятельности

Детский омбудсмен представила депутатам ежегодный доклад о результатах деятельности

Детский омбудсмен на заседании Президиума Государственного Совета Республики Крым я представила депутатам ежегодный доклад о результатах деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Республике Крым за 2020 год.

В своем выступлении Ирина Клюева проинформировала, что доклад содержит: оценку соблюдения прав и законных интересов детей в основных сферах жизнедеятельности в Республике Крым и предложения по совершенствованию механизма защиты их прав; результаты сотрудничества Уполномоченного с государственными органами, и институтами гражданского общества; была обобщена и проанализирована практика реализации социальных проектов, акций и других инициатив Уполномоченного.

Уполномоченный по правам ребенка в Республике Крым с благодарностью отметила тех, кто с большой ответственностью включается в решение частных и общих задач, проявляя неравнодушие и профессионализм.

Уполномоченный при Губернаторе Приморского края по правам ребенка

*****
Романова Ольга Владимировна


Назначена на должность: 9 января 2020 года.

Дата и место рождения: родилась 17 июля 1969 года в г. Владивостоке.

Профессиональная деятельность.

В 1998 году возглавила отдел новостей РВК. С 1999 по 2000 год – директор программ РВК.

К 2010 году информационный родительский ресурс стал одним из самых посещаемых сайтов Дальнего Востока.

Медведева Ирина Петровна


Назначена на должность: 14 июня 2019 года.

Освобождена от должности в декабре 2019 года.

Дата и место рождения: родилась в Тобольске Тюменской области.

С декабря 2018 года занимала пост Вице-губернатора Приморского края по вопросам здравоохранения, труда и социального развития, физкультуры и спорта.

Личковаха Анна Викторовна


Назначена на должность: в 2012 году.

Дата и место рождения: Родилась 7 мая 1974 года в г. Грозном Чечено-Ингушской ССР.

Образование:В 1996 году окончила Дальневосточный государственный университет, г. Владивосток, Россия, (диплом с отличием). В 2000 году окончила Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, г. Владивосток, Россия (диплом с отличием). В 2011 году защитила диссертацию в Институте государства и права РАН, г. Москва, Россия (присвоена ученая степень кандидата юридических наук).

Профессиональная деятельность:

С сентябрь 1996 года по сентябрь 2001 года: ассистент кафедры Международного и зарубежного права Экономико-правового факультета Владивостокского государственного университета экономики и сервиса.

С сентября 2001 года по сентябрь 2011 года: старший преподаватель, заместитель заведующего кафедрой Теории и истории российского и зарубежного права Института права и управления Владивостокского государственного университета экономики и сервиса.

С сентября 2011 года по ноябрь 2011 года: заведующий кафедрой Теории и истории российского и зарубежного права Института права и управления Владивостокского государственного университета экономики и сервиса.

С ноября 2011 года по февраль 2012 года: главный консультант в аппарате Уполномоченного по правам человека в Приморском крае.

Избиралась председателем Координационного Совета уполномоченных по правам ребенка в Дальневосточном федеральном округе.

Одним из значимых показателей прошлого года Анна Личковаха отметила снижение детской смертности в регионе. Большую работу с родителями и органами опеки аппарат Уполномоченного сегодня проводит по профилактике гибели детей в пожарах и дорожно-транспортных происшествиях, на водных объектах, и это даёт свои результаты.

Андрей Тарасенко поинтересовался о фактах побегов детей из дома. Анна Личковаха сообщила, что в 2017 году количество уходов снизилось на 7% по сравнению с 2016 годом.

Отдельно детский омбудсмен озвучила вопрос проезда детей, нуждающихся в лечении, когда их направляют в другие регионы. Часто на лечение ребят направляют в Москву или Санкт-Петербург. Фонд социального страхования, по федеральному законодательству, в этом случае оплачивает проезд на поезде. Билеты на самолет предоставляются лишь детям, имеющим травмы спинного мозга.

Врио Губернатора заявил, что Администрация Приморья поддержит соответствующее обращение Уполномоченного в Министерство здравоохранения РФ.

В сфере охраны здоровья детей омбудсмен обратила внимание на контроль за проведением диспансеризации и за последующим исполнением рекомендаций врачей со стороны детских учреждений, где воспитываются сироты. Зачастую бывает, что при диспансеризации дети посещают не всех специалистов.

Глава региона отметил, что на контроль этот вопрос может взять департамент образования Приморского края.

Анна Личковаха также рассказала о положительной тенденции по снижению в регионе количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В начале 2017 года на учете органов опеки состояли 10 876 таких детей, сегодня – 10 574.

Врио Губернатора акцентировал внимание, что очередь на квартиры для детей-сирот в регионе пока сохраняется, но краевые власти работают над решением этой задачи. Так, в прошлом году сдано четыре дома с квартирами для ребят, разработан краевой закон о компенсации расходов на аренду жилья тем, кто стоит в очереди.

На встрече также были подняты вопросы подготовки пришкольных и стационарных лагерей к летнему сезону, пресечения нарушений при записи детей в школы и детские сады, контроля за выплатой алиментов и пособий на содержание детей.

Печальные и счастливые истории из практики детского омбудсмена в Приморье

Начало осени в общественной жизни России ознаменовалось назначением нового уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка. Внимание к институту детского омбудсмена вызвало вопросы о том, чего удалось достичь за первые годы его существования в регионах и стране в целом. Какие детские проблемы приходится решать в Приморье и что для этого делается, специально для DV рассказала уполномоченная при губернаторе Приморского края по правам ребёнка Анна Личковаха

— Что из себя представляет институт уполномоченного по правам ребёнка в Приморье?

— Уполномоченный по правам ребёнка появился в Приморье в 2010 году — примерно через год после создания этого института при президенте России. В Приморье я, после прохождения конкурса, была назначена на эту должность губернатором края (Владимиром Миклушевским — ред.), он же является моим непосредственным руководителем.

Должность уполномоченного по правам ребёнка появилась в России в 2009 году. Почти 7 лет этот пост занимал юрист Павел Астахов (декабрь 2009-го — сентябрь 2016-го). Сейчас детским омбудсменом является психолог Анна Кузнецова. В задачи омбудсмена входят обеспечение гарантий, законных интересов, прав и свобод ребёнка, всемерное содействие восстановлению нарушенных прав ребёнка и анализ состояния дел по соблюдению прав ребёнка и подготовка предложений по совершенствованию законодательства.

Сложно было заранее предугадать, как выстроится моя профессиональная деятельность. Но я по природе правдолюб и, будучи матерью, не понаслышке знаю о проблемах детей, поэтому эта должность сразу показалась мне интересной.

Детского омбудсмена можно назвать связующим звеном между органами власти и институтами общества, работающими для детей и с детьми. Важно, что работа уполномоченного позволяет оперативно и с индивидуальным подходом решать различные проблемы детей. Последнее время вопросы детства приоритетны в социальной политике, так что губернатор края определяет те направления, на которые в первую очередь нужно обратить внимание.

Я и мои коллеги призваны содействовать соблюдению конституционно закреплённых прав детей — от права на жизнь до права получить квалифицированную юридическую помощь. Поэтому помимо неравнодушного отношения к детям в моей работе необходимы правовые знания. Ведь принципиально важно оказывать помощь, не нанося ущерб законным правам и интересам других лиц.

— Кому оказывается помощь?

— С момента появления должности уполномоченного по правам ребёнка в Приморье количество обращений выросло в 4 раза. Я считаю, что это свидетельствует о росте доверия к моей работе. Обратившиеся граждане говорят, что решили написать или прийти по рекомендации своих друзей, уже воспользовавшихся моей помощью.

Также есть люди, например, многодетные матери, которые регулярно обращаются ко мне за поддержкой. Будучи юристом, я стараюсь всем давать квалифицированные разъяснения и содействовать в решении любых проблем, чтобы защитить права детей.


Юрий Смитюк / ТАСС

В получении необходимой для работы информации очень важны рабочие поездки в детские организации и в целом мониторинг положения детей в Приморском крае. В этом очень помогает тесное сотрудничество с органами власти, правоохранительными органами.

Между нами идёт постоянный обмен информацией не только о нарушениях прав и интересов детей, но и о принятых мерах защиты. Вместе мы проводим мероприятия и консультируем по различным вопросам, в том числе — по охране жизни и здоровья детей, образованию, профилактике суицидов среди подростков, предотвращению самовольных уходов из семьи, предупреждению жестокого обращения с детьми и насилия над ними, выплатам алиментов и многим другим проблемам.

— Заявляют ли о проблемах дети?

— Обычно с просьбой о помощи в защиту прав детей обращаются их представители либо третьи лица. Но бывает и так, что родители не всегда помнят о своих обязанностях по воспитанию, а заступиться за ребенка некому. Иногда в таких случаях ко мне, как к уполномоченному, обращаются сами дети.

Одна из таких печальных историй произошла около двух лет назад. Мне написала несовершеннолетняя девочка Катя.

Она рассказала, что её родители развелись, у каждого из них появились другие семьи, родились дети. Мать оставила дочь на воспитание пожилому деду. Со слов девочки, её отец какое-то время платил алименты, но вскоре почти перестал это делать. Единственным источником средств для ребёнка стала пенсия дедушки

Ни матери, ни отцу ребёнок оказался не нужен. Я обратилась в управление федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю, а также в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. К сожалению, профилактические меры слишком запоздали, и последующая работа с родителями девочки не принесла результата. В итоге Катя дала согласие на лишение их родительских прав.

Ужасно, что такая история произошла. Ответственное родительство — залог детского благополучия. Я убеждена, что необходимо помогать семье, как только какие-то проблемы возникают. Нельзя оставлять семью один на один с трудностями. Очень важно помочь семье с детьми на раннем этапе возникновения проблем, а не тогда, когда у социальных служб не остаётся другого выхода как изъять ребёнка и поместить его в социально-реабилитационный центр, а потом — в детский дом.

— Как вы считаете, нужно ли помогать тем, кто уже лишён родительского права?

— В своей работе я всегда делаю акцент на то, что право ребёнка жить и воспитываться в семье может быть реализовано только при работе с каждой категорией семьи. Особенно важно работать с родной семьей, чтобы не допустить изъятия ребёнка. Но если всё же трагедия произошла, я считаю важным помогать в восстановлении родительско-детских отношений.

Так, ко мне обратилась жительница Приморья, назовём ее Людмила. Она рассказала, что её лишили родительских прав, но она намерена их восстановить. Женщина просила посодействовать в переводе двух её детей из одного детского дома в тот, что находится недалеко от её места жительства. Это позволило бы наладить отношения с ребятами. Просьбу удалось удовлетворить, а вскоре женщина действительно была восстановлена в родительских правах.


Александра Мудрац / ТАСС

Но бывают очень непростые случаи борьбы за право ребёнка жить и воспитываться в семье кровных родственников. В 2015 году ко мне на приём пришла жительница Республики Хакасии. Она просила помощи в установлении опеки над своей 9-летней внучкой. Мать девочки умерла, оставив во Владивостоке из имущества квартиру и машину. Согласно документам, в случае смерти она хотела, чтобы воспитанием дочери занималась ее подруга, назовём ее Дианой. Предварительная опека Диане над ребёнком была установлена без учёта того, что у ребёнка есть кровные родственники. Желая оформить опеку над внучкой, бабушка прилетела в Приморье, однако Диана увезла девочку за пределы края, чтобы не допустить встречи с бабушкой. При помощи начальника территориального отдела опеки и попечительства, встреча ребёнка с бабушкой всё же состоялась. Но вскоре после неё опекун опять увезла девочку, несмотря на её потребность в общении с родной бабушкой. Это стало одним из моих аргументов в том, что Диана действует вопреки интересам ребёнка, а значит, есть основание прекратить предварительную опеку. На некоторое время девочку перевели в социально-реабилитационный центр, в котором ей была оказана профессиональная помощь.

Здесь девочка часто виделась с бабушкой, прямо заявляя, что хочет уехать с ней в Хакасию. При этом педагог-психолог установила, что подруга матери Диана незначима для ребёнка, который к тому же категорически отказывался с ней встречаться. Тем не менее Диана всячески старалась вернуть опекунство над девочкой, обращаясь в различные органы и даже в СМИ. Но закон оказался на стороне девочки. После судебных тяжб право воспитываться в родной семье, к радости ребёнка, было защищено.

— Прибегаете ли вы к помощи общественных организаций?

— Особенность работы уполномоченного по правам ребёнка заключается в индивидуальном подходе к каждому обращению. Иногда без помощи общественных организаций, а также простых граждан не обойтись. Навсегда в памяти останется история, благодаря которой я ощутила непередаваемую гордость за наших земляков.


Несмотря на квалифицированных специалистов и техническое оборудование, социально-реабилитационные центры не заменят ребёнку пребывания в родной семье

Артем Геодакян / ТАСС

Благодаря публикации на этом портале в течение пяти недель неравнодушные жители Приморья собрали средства на покупку не только продуктов и компьютера мальчику, но и на капитальный ремонт квартиры. Кроме того, одна из местных компаний подарила подростку ортопедический матраc. Во время ремонта мать и сын находились в санатории, путёвки в который также помогли приобрести неравнодушные граждане. Из санатория мать и сын вернулись в хорошо отремонтированную и обустроенную квартиру. В итоге ребёнок остался жить вместе с матерью — и это была наша победа.

— Вы как детский омбудсмен участвуете в законотворчестве?

Основываясь на результатах своей практики в минувшем году, я высказала, что необходимо внести изменения в краевой закон об опеке и попечительстве. Также я активно участвовала в разработке краевой подпрограммы, касающейся информационной безопасности детей.


Донат Сорокин / ТАСС

Дети не мусор, их нельзя выбрасывать. Надо не ящики устанавливать, а оказывать адресную помощь матерям, чтобы у них не возникло желания отказаться от своего ребёнка из-за жизненных неурядиц. В других регионах страны мои коллеги тоже поработали результативно. Наша позиция повлияла на то, что проект закона, предусматривающий ящики для детей, не прошёл чтения в Государственной Думе.

— На ваш взгляд, современные дети стали более жестокими?

— Статистика обращений по различным сферам защиты прав детей меняется ежегодно. В 2015 году отмечен рост количества обращений в защиту детей от насилия и жестокости. Также в последнее время всё чаще можно услышать о случаях издевательств школьников друг над другом.

Так, можно вспомнить случай избиения девочки её сверстницами во Владивостоке. Школьницы засняли весь процесс на видео, выложили его в интернет.

В социальных сетях и СМИ началось активное обсуждение их поступка, в ходе которого в том числе высказывались оскорбления и угрозы. Занимаясь защитой прав несовершеннолетних, я понимаю, что подобное недопустимо с правовой точки зрения, что бы ни сделал тот или иной ребёнок

То, что порой озвучивается в СМИ в отношении подростков, ещё пока не признанных по закону виновными, никогда не звучит даже в адрес закоренелых рецидивистов. Мы не имеем права сами попирать закон. Агрессия, в том числе через СМИ, не может сделать общество и несовершеннолетних гуманнее и справедливее.

В таких случаях принципиально важно изучить причины подростковой агрессии. В частности, специалисты отмечают ряд факторов, среди которых психическое напряжение детей, использование стереотипа поведения из семьи, кризис института семьи, проблемы адаптации детей в среде сверстников, издержки современного воспитания, агрессивная информационная среда и другие. Необходимо понимать, что надо бороться с причинами, а не с последствиями.

— Что самое сложное в работе уполномоченного?

— Работа уполномоченного по правам ребёнка требует определённой эмоциональной стойкости. Многое из того, с чем приходится сталкиваться, — это, как правило, серьёзная проблема, воспринимаемая как личная беда. Но, конечно, многие истории заканчиваются хорошо, а некоторые позволяют гордиться не только своей работой, но и, что важно, человечностью и добротой ближних.

Однажды ко мне обратилась жительница Приморья, ранее она воспитывалась в детском доме и теперь стояла в очереди за жильём. На момент обращения женщина была на восьмом месяце беременности. Отсутствие жилья стало причиной того, что она искала способ искусственного прерывания беременности. В то же время она допускала мысль оставить ребёнка. Пришлось незамедлительно обращаться в краевой департамент образования и науки с просьбой помочь в принятии будущей мамы в одно из средне-профессиональных образовательных учреждений с предоставлением места в общежитии. К тому же женщина сама заявила о желании получить профессию.

К работе также были привлечены специалисты учреждений здравоохранения и социальной защиты. Но самое главное, что при содействии общественности удалось собрать всё необходимое для жизни малыша и его матери: от ползунков до бытовой техники. Вовремя оказанная квалифицированная помощь предотвратила беду — сегодня мальчик Дима воспитывается своей родной мамой.

Читайте также: