Энергетическая безопасность государства доклад

Обновлено: 04.07.2024

Энергетическую безопасность можно считать одним из факторов, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие регионов. Ведь под этим термином подразумевается стабильная работа всех энергетических систем, бесперебойное топливо и энергообеспечение регионов, доступность энергоресурсов для жителей регионов, т.е. защита энергетических интересов жителей.

В целом, выделяют 5 основных угроз энергетической безопасности: экономические, социально-политические, природные, техногенные, управленческо-правовые.
Сейчас в регионах РФ наиболее актуальны экономические и управленческо-правовые угрозы. К первым можно отнести неэффективное использование энергоресурсов, например, в нефтедобыче рациональная эксплуатация малодебетовых скважин способна дать прирост добычи нефти до 20-30%. Из-за финансовых проблем начинаются перебои с поставками. Растет задолженность за поставляемые энергоресурсы. Оборудование выходит из строя, предприятия не могут работать на полную мощность. Управленческо-правовые угрозы — это принятие неэффективных решений руководящим составом, низкая квалификация сотрудников, работающих в энергетической отрасли. Например, руководитель энергетического предприятия назначает на ответственный пост менеджера, который хорошо показал себя как исполнитель в совершенно другой сфере деятельности. Однако он совсем ничего не понимает в энергетике. Результат может оказаться негативным.
Кроме того, правовая база в сфере ТЭК в нашей стране далека от совершенства: нет четких условий доступа к энергоресурсам. Например, источником для получения энергии являются ресурсы недр. Зачастую получается так, что большая часть земельного фонда субъекта РФ исключается из его оборота, поскольку относится к землям федерального значения. Возникает противоречие между интересами государства и субъекта РФ, а также угроза энергетической безопасности данного региона из-за отсутствия на его территории необходимых ресурсов для получения энергии.
Одна из глобальных проблем в сфере обеспечения энергетической безопасности — соблюдение баланса между растущим спросом на ресурсы и их негативным влиянием на экологию. Добыча и производство энергоресурсов приводит к загрязнению окружающей среды. Предприятия, производящие энергоресурсы, выбрасывают в атмосферу множество вредных веществ. Среди них углекислый газ, диоксид серы, оксиды азота, монооксид углерода. В настоящее время Россия занимает четвертое место в мире по выбросу углекислого газа после Китая, США и Индии. В 2017 году доля нашей страны от совокупного объема загрязнений составила 4,6%1. Чтобы этого избежать, на производствах вводят технологии по снижению количества выбросов.
Другой не менее важный вопрос — уровень развития электроэнергетики России значительно отстает от потребностей экономики и населения. На это влияют такие факторы, как износ оборудования, раздробленность электросетевого комплекса, недостаточность инвестиций, квалифицированных кадров и др.
Вопрос энергетической безопасности наиболее остро встает в условиях удаленных регионов и районов Крайнего Севера. Сложно обеспечить их энергией без перебоев из-за технологической изолированности. В основном, энергообеспечением этих районов занимаются крупные ГЭС и ТЭС. Из-за того, что они не связаны в единую сеть с другими станциями, непросто обеспечить их надежную работу. К этому добавляются суровые климатические условия. Из-за низкой температуры оборудование чаще выходит из строя, чем в центральных регионах. Все это приводит к перебоям в энергообеспечении потребителей.
Необходимо интегрировать изолированные энергосистемы этих регионов с другими электростанциями. Это поможет повысить надежность снабжения регионов энергоресурсами.
Также большое влияние на энергетическую безопасность регионов оказывают экономические факторы. К ним можно отнести недостаток инвестиций в электроэнергетику. Так, доля работающего устаревшего оборудования на предприятиях может доходить до 50-70%. Его средний возраст составляет сейчас 35 лет. Для примера, до распада СССР оборудование меняли раз в 20 лет. Также важное значение имеет нехватка топливно-энергетических ресурсов на территории. Энергетическая безопасность напрямую зависит от наличия источников энергоресурсов и сырья. Если его недостаточно – возможны перебои в поставках энергии. Аналогично и с оборудованием. Его выход из строя может нарушить энергоснабжение целого района.
Нельзя забывать и о значимости квалифицированных управленческих кадров. Необходимы инвестиции в обучение сотрудников, привлечение опытных специалистов на энергетические предприятия. Все это поможет обеспечить энергетическую безопасность в регионах.
И для этого, прежде всего, необходима финансовая поддержка со стороны государства на всех этапах сохранения экономической безопасности. Нужно разрабатывать и внедрять региональные программы энергосбережения, повышения энергоэффективности, снижения затрат на производство. Для финансовой устойчивости энергетического сектора обязательно потребуются инвестиции в отрасль.
Изменение налогового законодательства, применение дифференцированного подхода к налогообложению позволит снизить нагрузку на энергетические предприятия. Нужно учитывать объективные технико-экономические условия, себестоимость добываемого сырья.
Также важно осуществлять постоянный надзор за промышленной безопасностью на предприятиях ТЭК. Нужно совершенствовать систему по прогнозированию и предотвращению природных катаклизмов, аварий и техногенных катастроф. Необходимо создать и внедрить на предприятия систему мониторинга энергетической безопасности. Регионам нужно поддерживать и развивать деятельность по предупреждению и ликвидации кризисных ситуаций в энергетической системе.
Энергетическая политика должна обеспечить максимально эффективное использование топливно-энергетических ресурсов. Только так можно добиться роста экономики и улучшения уровня жизни населения.


По мнению авторов, ни одна из рассмотренных формулировок энергетической безопасности не может быть принята в качестве базового понятия, поскольку не только не отражает сущности энергетической безопасности, но и не содержит ее базовых основ, таких, как энергетические интересы, энергетические угрозы и энергетическая защита.

Анализ различных формулировок энергобезопасности показывает, что на сегодняшний день, к сожалению, единого определения данного термина не существует, что, в свою очередь, не позволяет разобраться в сущности этой важной составляющей национальной безопасности.

Аспекты, основа и уровни энергетической безопасности

Авторы предлагают рассматривать энергетическую безопасность комплексно с позиций системного подхода по крайней мере в трех аспектах. Во-первых, как подсистему, элемент, вид или составляющую системы более высокого уровня, каковой является национальная безопасность. Во-вторых, как самостоятельную отдельную сложную многоуровневую систему, включающую в себя свои не менее сложные подсистемы, элементы, виды или составляющие, но более низкого порядка. И наконец, как эксплуатационное свойство каждого вида энергоносителя и отдельного вида энергии.

Энергетическая безопасность – это внутреннее и внешнее состояние или положение страны, при котором:
• отсутствуют реальные и потенциальные угрозы энергетическим интересам государства и отдельных потребителей, возникающие в процессе добычи, переработки, транспортировки и использования природных энергоресурсов и получаемых на их основе всех видов энергии, а в случае возникновения угроз – система мер по обеспечению охраны или защиты энергетических интересов с целью устранения или минимизации негативных последствий;
• поддерживается требуемый уровень жизнеобеспечения и жизнедеятельности общества и государства за счет оптимизации топливно-энергетического баланса и рационального потребления имеющихся энергоресурсов;
• обеспечиваются необходимые условия как для надежного функционирования и развития энергетики, промышленности и транспортного комплекса страны, так и для достойной жизнедеятельности общества и каждого из его членов.

Применительно к энергоносителям энергетическую безопасность целесообразно рассматривать как их эксплуатационное свойство, проявляющееся в способности вырабатывать конкретный вид энергии в требуемом количестве и требуемого качества или способность переводить потенциальную энергию энергоносителя в другой требуемый вид энергии, например в электрическую, механическую, тепловую, световую и т. д.

На чем строится энергобезопасность

Основу любой безопасности, как известно, составляют интересы, угрозы и защита, поэтому очевидно, что энергетическая безопасность не является исключением и базируется на энергетических интересах, энергетических угрозах и энергетической защите.

Энергетические интересы государства и его граждан являются, безусловно, жизненно важными и долгосрочными. Суть энергетических интересов, в конечном итоге, сводится к рациональному использованию имеющихся энергоресурсов и получаемых за их счет всех видов энергии, а также к производству, сохранению и накоплению энергетического потенциала и энергоресурсов высокого качества, в том числе и за счет альтернативных источников получения энергии. Особая роль в системе энергетических интересов принадлежит научно-техническому прогрессу, поскольку именно он определяет уровень развития энергетики, промышленности и транспортной системы страны и, в конечном итоге, благосостояние граждан, подлинную независимость, международный авторитет и экономическую мощь любого государства.

Угрозы энергетической безопасности государства и его гражданам бывают реальные и потенциальные, они могут исходить как изнутри страны, так и извне. Внутри страны – от отдельных физических и юридических лиц (и государства в целом), деятельность которых значительно снижает, а в отдельных случаях и исключает производство, накопление и рациональное использование топливно-энергетических ресурсов, внедрение результатов научно-технического прогресса, тормозит поступательное развитие энергетики, промышленности и транспортного комплекса, например за счет необоснованного завышения стоимости сырья, энергоносителей и всех видов энергии. Извне – деятельность других государств, с одной стороны, делающая энергоресурсы инструментом политического и экономического давления, а с другой, приводящая к возникновению различных кризисов, в том числе и топливно-энергетических, а иногда и к военному противостоянию.

Под энергетической защитой понимаются различные мероприятия по обеспечению энергетической безопасности страны, а также меры, направленные на выявление, оценку и устранение реальных и потенциальных энергетических угроз. Очевидно, что меры, связанные с предупреждением угроз энергетическим интересам, следует считать пассивной защитой или пассивным обеспечением энергетической безопасности. В то же время меры, направленные на ограничение и ликвидацию последствий появившихся угроз энергетическим интересам, можно назвать активной защитой или активным обеспечением энергетической безопасности.

Условия и факторы обеспечения энергетической безопасности

К факторам, препятствующим обеспечению энергетической безопасности, следует отнести неравномерность распределения запасов энергоресурсов по регионам планеты, возрастание внутренних и внешних террористических угроз, в том числе и энергетическим интересам отдельных стран и народов. Эти факторы становятся доминирующими на фоне отсутствия единой мировой энергетической концепции и мирового финансового кризиса. В то же время в качестве благоприятствующих факторов можно считать относительно теплые зимы последних 25 лет; достаточный уровень накопленных запасов энергоносителей, открытие новых месторождений энергоресурсов, увеличение доли использования альтернативных и возобновляемых источников энергии, разработку, внедрение и применение безотходных и ресурсосберегающих технологий и др.

Следует отметить, что препятствующие и благоприятствующие факторы обеспечения энергетической безопасности находятся в постоянном противодействии, при этом повышение значимости той или иной группы указанных факторов неизбежно приводит к усилению или ослаблению национальной безопасности через ее энергетическую составляющую.


Наша страна занимает одно из ведущих мест на мировых энергетических рынках благодаря большим запасам энергетических ресурсов и комплексу генерирующих мощностей энергетики, созданных до 1991 года. Но для стабильного обеспечения экономики и населения России всеми видами энергии, необходимо долгосрочная энергетическая политика. Использование природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для роста экономики и повышения качества жизни населения страны- цель политики энергетической безопасности, которую проводит Министерство энергетики Российской Федерации[1].

Энергетический комплекс России обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей национального хозяйства, способствует консолидации субъектов Российской Федерации, во многом определяет формирование основных финансово-экономических показателей.

Эффективно работающий энергетический комплекс – это особый сектор экономики страны, являющийся ключевым фактором экономической стабильности, от которой во многом зависит будущее России.

Энергетическая безопасность является основным условием, обеспечивающим национальную и экономическую безопасность России[2].

Энергетическая безопасность характеризуется тремя главными факторами:

способность топливно-энергетического комплекса обеспечивать остаточное предложение экономически доступных и качественных топливно-энергетических ресурсов (ТЭР);

способность экономики (как системы потребителей ТЭР) рационально (бережно) расходовать энергоресурсы и соответственно ограничивать свой спрос;

достаточно высоким уровнем устойчивости систем энергетики и ТЭК в целом к возмущающим воздействием при реализации потенциальных угроз ЭБ (экономических, социально-политических, техногенных, природных, управленческо-правовых), а также устойчивости сферы энергопотребления к дефицитам и нарушениями энергоснабжения, вызванными этими угрозами.

Для реализации названных факторов общество и экономика должны обеспечивать благоприятные экономические, политические институциональные и другие условия, включая благоприятный инвестиционный климат. Таким образом, энергетическая безопасность-атрибут не только энергетики и даже не только производственной сферы, но и общества в целом. Поэтому ЭБ имеет не только технико-экономический, но в определенной мере и политический смысл[1].

Энергетическая безопасность является необходимым условиям экономической и национальной безопасности страны. Сказанное не означает возможность пренебрежении другими видами безопасности. Анализ взаимоотношений видов безопасности помогает выявить приоритеты при принятии органами государственной власти управленческих решений в сфере безопасности и тем самым обеспечивать защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Назрела срочная необходимость восстановления мощностей собственного энергетического машиностроения, практически уничтоженного в результате экономического кризиса 1990-х годов, в полном объеме для снятия зависимости от импортного оборудования. Изменения негативного отношения правительства к развитию собственного энергомашиностроительного потенциала.

Необходимо усиление государственного управления энергетической отрасли, восстановление единой системы энергоснабжения. Это позволит повысить энергоэффективность отрасли, снизить стоимость электроэнергии (путем устранения посредников), что в свою очередь уменьшает издержки производства, и позволит более оперативно отвечать на сегодняшние глобальные вызовы безопасности нашего государства.

Литература

1. Бушуев В. В., Воропай Н. И., Мастепанов А. М., Шафраник Ю. К. [и др.] Энергетическая безопасность России. Новосибирск, 1998.

2. Кондраков О. В. Мониторинг как элемент обеспечения энергетической безопасности региона// Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 3.

Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2019 г. № 216 утверждена новая Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации – документ стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Ее разработка велась Минэнерго России во исполнение поручения Президента Российской Федерации, совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями ТЭК.

В новой Доктрине с учетом произошедших изменений в международной обстановке и внутренней политике, нормативном правовом обеспечении в сфере стратегического планирования в Российской Федерации актуализированы вызовы, угрозы и риски энергетической безопасности, определены цель, направления и задачи государственной деятельности по ее обеспечению.

К основным направлениям обеспечения энергетической безопасности в документе отнесены: совершенствование государственного управления в области обеспечения безопасности, поддержание минерально-сырьевой базы и основных производственных фондов организаций ТЭК на уровне, необходимом для обеспечения энергетической безопасности, совершенствование территориально-производственной структуры ТЭК с учетом необходимости укрепления единства экономического пространства страны, обеспечение международно-правовой защиты интересов российский организаций ТЭК и энергомашиностроения, поддержка экспорта их продукции, технологий и услуг, обеспечение технологической независимости ТЭК и повышение его конкурентоспособности.

В целях своевременного выявления вызовов, угроз и рисков для энергетической безопасности и оперативного реагирования на них Доктриной предусмотрено формирование системы управления рисками энергетической безопасности, проведение мониторинга и оценки состояния энергетической безопасности Российской Федерации.

Конкретизация и развитие положений Доктрины, в том числе планирование мер по обеспечению энергетической безопасности, произведены при актуализации проекта Энергетической стратегии России на период до 2035 года, являющейся основным документом стратегического планирования в сфере энергетики.

Читайте также: