Эмпирические основы наук в архаических обществах доклад

Обновлено: 04.07.2024

Эмпирическое знание тесно связано с научным знанием, поскольку оба стремятся узнать, на что похожа реальность. Однако первое имеет особое значение для ощущения и восприятия живых существ, предметов и явлений через органы чувств.

Этот тип знания фактический, но не такой объективный, как научный, хотя он больше основан на материальных объектах, чем на философском и религиозном знании.

Далее мы поговорим более подробно о что такое эмпирическое знание, как его получают, какие бывают типы, каковы их характеристики и основные отличия от научных знаний, а также увидеть некоторые примеры из повседневной жизни.

Что такое эмпирическое знание?

Эмпирическое знание - это то, что получено посредством непосредственного опыта или восприятия реального мира посредством экспериментов или наблюдения за явлением. не прибегая к абстракциям или воображению. Этот тип знаний формируется на основе нашего личного опыта, улавливающего характеристики живых существ, объектов и явлений мира с помощью наших органов чувств. Таким образом, мы можем запечатлеть цвета, формы, запахи, текстуры, звуки и прочее, что составляет реальность.

Материалистические подходы к реальности, то есть те, которые стремятся понять, что есть, из того, что есть, основаны на эмпирическом знании и восприятии. Хотя это делает эмпирическое знание субъективным и также называется ненаучным знанием, Именно этот тип знания послужил основой для возникновения современной науки. и научная мысль и метод. Эмпирическое радикально противоположно концепции религиозного и философского знания, более абстрактной, образной и метафизической природы.

Типы эмпирических знаний

Мы можем говорить о двух типах эмпирического знания. Они следующие.

1. Частный

Особое эмпирическое знание - это то, что относится к конкретным случаям реальности, знание которых невозможно гарантировать, что оно применимо ко всем случаям обычно.

2. Условные

Это такое знание, в котором объекту присваиваются определенные характеристики, но может случиться так, что в будущем он их не получитлибо потому, что этот объект изменяется, либо потому, что он имеет разные характеристики в зависимости от контекста и ситуации, в которой он находится.

Если взять тот же предыдущий пример, то можно предположить, что, хотя все птицы, которых мы видели в нашей жизни, летают, это может быть не так в будущем (например, они потеряют свои перья и больше не смогут летать. ) или что в зависимости от ситуации не могут этого сделать.

Характеристики

Основными характеристиками эмпирического знания являются следующие шесть:

1. На основе опыта

Получение эмпирических знаний осуществляется через опыт, взаимодействовать с явлением, которое вы хотите запечатлеть, и узнавать о нем.

Например, чтобы узнать, что такое роза, необходимо ее увидеть, понюхать, прикоснуться к ее стеблю и обнаружить, что она колет.

2. Ограничено чувственным восприятием

Эмпирическое знание может быть получено только через чувства. В случае отсутствия всех органов чувств (слуха, вкуса, зрения, осязания и обоняния) или изменения любого из них, это подразумевает ограничение опыта и, следовательно, ограничивает получение знаний.

Например, слепой человек не может знать цвета эмпирически. Возможно, вы узнали в школе, что небо голубое или что кровь красная, но вы никогда не видели этих цветов и не можете понять, как они выглядят.

3. Субъективно

Эмпирические знания субъективны. Для его приобретения каждый человек использует свои чувства., которые могут быть изменены или захватывать информацию разными способами. Опыт зависит от того, что человек воспринимает и как он это делает, что делает сам опыт необъективным.

Например, если два человека войдут в операционную, они заметят, что стены имеют оттенок между синим и зеленым. Один может сказать, что это сине-зеленый цвет, а другой считает, что он больше сине-зеленый. Смотрите, они видят то же самое, но их способ интерпретации отличается

4. Несистематический и неподдающийся проверке

Эмпирические знания нельзя ни проверить, ни измерить, их подтверждает только факт.. Для этого не требуются шаги или точный метод получения этого знания, поскольку мир запечатлен таким, какой он есть, только нашими чувствами.

Например, если мы ласкаем шерсть нашего питомца, это может быть очень приятное ощущение. Это удовольствие невозможно измерить объективно, нет единицы измерения того, насколько что-то приятно, и другой человек не может проверить, приятно ли ласкать нашего питомца.

5. Частный

Эмпирическое знание нельзя применить ко всем явлениям или обобщить и сказать, что это мнение или реальность каждого, другими словами, это конкретное знание.

Каждый человек вбирает и усваивает эти знания по-своему., от их собственного способа интерпретации мира, основанного на собственных убеждениях и предыдущем опыте, что делает эмпирические знания несколько неточными.

6. Это практично

Эмпирическое знание имеет применение в повседневной жизни, позволяя нам понимать повседневные явления в соответствии с тем, что мы воспринимаем нашими чувствами. Однако это бесполезно для теорий или обобщений.

Некоторые примеры эмпирического знания

Давайте рассмотрим несколько примеров эмпирических знаний, типичных для повседневной жизни.

  • Поймите, что огонь горит, потому что, подойдя ближе, мы почувствуем сильный жар.
  • Научитесь ездить на велосипеде, катаясь на нем, и попробуйте сами.
  • Зная, что Солнце может ослепить нас, потому что наши глаза болят, когда мы смотрим на него.
  • Попробуйте шоколад и убедитесь, что он кисло-сладкий.
  • Изучите традиционные танцы культуры, наблюдая за ней.
  • Свяжите, что серое небо может означать дождь.
  • Учите новый язык на практике.
  • Знайте подходящее место и время для рыбалки в озере.
  • Связывают, приход лета - это жара и много солнца.
  • Посмотрите в зеркало и поймите, что тот, кто появляется в нем, является нашим отражением.

В чем разница между эмпирическим и научным знанием?

Как мы уже отмечали, эмпирические знания сыграли очень важную роль в возникновении современной концепции науки. Этот тип знания вместе с доктриной эмпиризма стал ключом к появлению научного метода. Оба являются двумя способами понимания реальности, но у каждого есть свои методы и системы для генерации новых знаний.. Они несопоставимы, и, по сути, первое также известно как ненаучное знание.

Как мы уже говорили, эмпирические знания основаны на личном опыте и восприятии информации, которую человек получает через органы чувств, с помощью которых они могут делать свои собственные выводы о реальности. То есть эмпирическое субъективно. С другой стороны, научные знания основаны на доказательствах и применении стандартизированных методов для проверки имеющихся данных и получения знаний, которые являются максимально объективными и близкими к реальности.

Научное знание начинается с конкретных гипотез, связанных или не связанных с эмпирическими. Эти гипотезы призваны стать объяснением реального мира, чего эмпирическое знание не предлагает. Кроме того, научные знания должны быть проверены особым методом с демонстрациями и тестами (научный метод), то есть это систематическая характеристика, противоположная эмпирическим знаниям, в которых опыт фиксируется без каких-либо процессов, кроме ощущений и восприятия.

Например, факт, что птицы летают, - это подтвержденный факт, эмпирическое знание. Мы знаем это, просто наблюдая, как птицы делают это, летают. Однако знание того, как они это делают, почему существуют виды птиц, которые не умеют летать, и на каком этапе эволюционной истории предки современных птиц перестали быть способными делать это с самими собой - это вопросы, на которые невозможно ответить простым опытом. но нам требуются специализированные абстрактные знания, то есть ученый.

В ходе исторического развития научное знание всегда обращалось к эксперименту, как основному средству получения знания. Древние, обобщая наблюдения за природой и руководствуясь здравым смыслом, пытались связать выявленные факты в причинно – следственные цепочки. Так появляется необходимость все обосновательно доказать и объяснить, так возникало эмпирическое научное знание. На основе эмпирического базиса установились отдельные закономерности, постепенно сводившиеся в единую систему идей.1

Так, ведущими цивилизациями древнего мира путем эксперимента были собраны самые необходимые знания, которые в последствии обусловили необходимость в передачи и обобщении этих знаний, что привело сегодня к научной – эмпирической форме познания действительности.

Содержание

1. ЗАРОЖДЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО НАУЧНОГО ЗНАНИЯ 3
ЭМПИРИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА 3
ЭМПИРИЧЕСКАЯ НАУКА ДРЕВНЕГО ВАВИЛОНА 4
ЭМПИРИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ 5
ЭМПИРИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ 7
2. ПРИНЦИП ВОЗРАСТАНИЯ ЭНТРОПИИ 8
3. ТЕОРИЯ ОПАРИНА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ 10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15

Работа содержит 1 файл

Реферат(КСЕ).doc

В ходе исторического развития научное знание всегда обращалось к эксперименту, как основному средству получения знания. Древние, обобщая наблюдения за природой и руководствуясь здравым смыслом, пытались связать выявленные факты в причинно – следственные цепочки. Так появляется необходимость все обосновательно доказать и объяснить, так возникало эмпирическое научное знание. На основе эмпирического базиса установились отдельные закономерности, постепенно сводившиеся в единую систему идей. 1

Так, ведущими цивилизациями древнего мира путем эксперимента были собраны самые необходимые знания, которые в последствии обусловили необходимость в передачи и обобщении этих знаний, что привело сегодня к научной – эмпирической форме познания действительности.

Эмпирические знания древнего Египта

Египтологи не могут прийти к единому мнению в вопросе о том, как древние египтяне осуществляли строительство грандиозных сооружений, используя для этого математические знания и расчеты, сравнимыми с сегодняшними и даже превосходящие их 2 . Это загадка, но факт остается фактом: древние египтяне эмпирическим путем добывали знания, которые тут же использовались при строительстве, например, пирамид. Несмотря на то, что до нас дошли некоторые фрагменты, предположительно имеющие отношение к математике, сами тексты настолько сильно пострадали в результате перевода, что современный западный учёный не в состояние в них разобраться.

Судя по всему, древние осознавали реальность явлений, связанных с энергиями космоса и вполне довольствовались пониманием фундаментальных принципов, не нуждаясь в физическом их подтверждении. Поэтому они ставили различные эмпирические опыты, которые откладывались в виде технологий, составляя круг мировоззрения Древнего Египта.

Помимо медицинского применения, эмпирические опыты также использовались и в древних науках, завещанных сириусианскими или атлантийскими источниками миллиардов земных жителей. Так, в V в. до н.э. путем экспериментальных вычислений. началось интенсивное развитие наблюдательной астрономии.

Было обнаружено неравенство четырех времен года; измерен наклон эклиптики (круг, вдоль которого движутся Солнце, Луна и планеты) к небесному экватору (~24); создан лунно-солнечный календарь; установлено, что планеты движутся по небу по необычайно сложным траекториям, которые включают в себя нерегулярные колебательные движения, попятное петлеобразное движение и др. Одновременно в недрах математики и философии вызревали теоретические предпосылки моделирования астрономических явлений, создания математических моделей Вселенной. Математика Древнего Египта также носила отчасти Эмпирический характер, потому что все ее модели тут же использовались в строительстве, космологических и космогонических моделях.

Таким образом, зарождение эмпирических знаний в Древнем Египте было связано, прежде всего, с развитием таких наук как астрономии, геометрии и медицина.

Эмпирическая наука древнего Вавилона

Древний Вавилон был крупнейшим цивилизационно-культурным центром своего времени, он собрал под своей сенью многих магов, астрологов, прорицателей-целителей и жрецов. Это обусловлено тогдашним выгодным экономическим положением полиса, соответственно ростом его населения, и как следствие, средоточием многих актуальных тогда культов, искусства и наук.

Эмпирическое знание древнего Вавилона развивалось преимущественно в сфере оккультных наук, но тем не менее это дало большие плоды и ценный практический опыт, для точных наук будущего. Почему именно Вавилон оформил магию как систему, и чем это обосновано? Магия - это синтез одновременно большого числа эмпирических наук и знаний, таких как алхимия, астрология, колдовство (культовое жречество, получившее свой наибольший рассвет и славу именно в Древнем Вавилоне - вспомним истинно магические обряды в вавилонских храмах древнейших богов), нумерология, прообраз арабской математики, огромное значение также оказали древние персы с их огненным культом и собственными астрологическими традициями, несомненно, повлиявшими на развитие вавилонской и позднее, арабской экспериментальной астрологии. 3

Также нельзя не упомянуть и медицину, тогда еще практически совершенно народно-нетрадиционную, но тем не менее эксперименты по лечению внутренних органов, пересадки органов осуществляли уже в те времена. Этот синтез эмпирических знаний и оккультных наук физически состоялся в древнем Вавилоне, и с тех пор магия есть могущественной и сложной по составу системой культовых знаний, а магом принято называть того, кто работает с этой вавилонской смесью культов и древних эмпирических наук.

Эмпирические знания древней Индии

В древней Индии был накоплен огромный опыт использования лекарственных растений, широко занимались врачеванием буддийские монахи. Врачи-индийцы славились в конце древности и в средние века во всем мире. Специальные трактаты по естественно-экспериментальным наукам датируются рубежом древности и средневековья. Ряд важнейших астрономических идей несомненно навеян общими философскими концепциями, но также некоторые знания получены из экспериментальных расчетов и внимательного наблюдения за звездным небом и светилом.

Так, знаменитый Арьябхатта (V в. н.э.), исходя из принципа относительности движения, расчитал вращение Земли вокруг собственной оси и движение ее вокруг Солнца. С понятием "пустоты" в буддийской философии, возможно, связано введение нуля в математике (и, соответственно, позиционной системы счисления). Так называемые “арабские цифры”, которые используются доныне, происходят из Индии.

Древние индийцы достигли в экспериментальной медицине высокого уровня мастерства. По свидетельству английского исследователя Уильяма Хантера "индийская медицина включала в себя все области этой науки. Она описывала строение организма, органы, связки, мышцы, сосуды и ткани. Лекарственные вещества включали широкий спектр средств минерального, растительного и животного происхождения. Фармакологии были известны сложные способы изготовления лекарственных препаратов и их классификация с подробными указаниями по их назначению и применению."

Высокий уровень развития, которого достигла индийская астрономия, уже является доказательством успехов индийцев в математике, а также их высоким вниманием к наблюдению за космическими объектами. Древность астрономии подтверждает еще большую древность математики. Индийцы изобрели числительные, немецкий филолог Шлегель отмечает, что "десятичная система счисления, являющаяся наряду с письменностью одним из важнейших достижений человечества, с общего согласия авторитетных историков признана изобретением индийцев" .

Индийцы эмпирическим путем доказали предварение равноденствий и о том, что за сутки земля совершает оборот вокруг своей оси. Жрецы-брахманы говорили об этом в 5 в. до н.э. Астрономия возникла в Индии очень давно. Знаменитые ученые написали множество трактатов по астрономии и астрологии, которой придавалось не меньшее значение. Известными учеными были Парашар (12 в. до н.э.), Арьябхата и Варахамихира. "Индийские астрономы знали о делении эклиптики на лунные дома, о предварении равноденствий, обороте луны вокруг своей оси, расстояние от нее до Земли, размеры орбит планет, способы вычисления дат затмений" (Вильсон, "История Индии"). Древние знали, что Земля имеет форму шара. В астрономическом трактате "Арьябхатейя" мы читаем: "Земля расположена в центре вселенной, она состоит из пяти элементов и имеет сферическую форму". Теория гравитации излагается в труде мудреца Бхаскарачарьи "Сиддхантха сиромани" следующим образом: "Благодаря силе тяготения Земля притягивает к себе все предметы, и кажется, что они падают на землю". Другой древний ученый, Гаргья, первым перечислил созвездия и разделил зодиакальный пояс на 27 равных частей. Говорят, что Варахамихира, сын Гаутамы, первым обнаружил планету Юпитер (в индийской традиции Брихаспати), ссылки на что есть в Ригведе.

Ближе к современной эпохе, в 1727 г. н.э., родился махараджа Джай Синх II, строитель Джайпура, одного из наиболее старых городов, следующих единому плану строительства, и создатель знаменитых обсерваторий в Джайпуре, Дели, Варанаси, Матхуре и Удджайне. Часть приборов в этих обсерваториях до сих пор работает точно. Солнечные часы в Джайпуре сообщают время с точностью до двух секунд. Джай Синх также внес исправления в индийский календарь. 4

Экспериментальное изучение физики и химии были тесно связаны с религией и теологией. Физика в древней индии известна своей атомной теорией, но индийские атомные теории основывались, безусловно, не на опытах, а на интуиции и логике.

Но вот в химии индийские металлурги достигли высокого мастерства в добыче металлов из руды и литье металлов. Химия в древней Индии была вспомогательной эмпирической наукой, подчиненной, однако, не развитию технологий, а медицине. Индийцы преуспели в получении многих щелочей, кислот и солей металлов при помощи обычных экспериментальных процессов кальцинирования и возгонки.

Эмпирические знания древнего Китая

Сохранившиеся материальные и литературные источники позволяют проследить процесс развития китайской эмпирической науки.

Мы видим, как развиваются градостроительство, архитектура, пластическое искусство; создаются сокровищницы поэзии и прозы; возникают значительные произведения изобразительного искусства, в том числе и портретная живопись; образуется общенациональная форма театра, а позднее и музыкальная драма. Особым экспериментальным достижением является получение китайского фарфора, вышивок, расписных эмалей, резных изделий из камня, дерева, слоновой кости по своему изяществу и художественной ценности претендуют на одно из ведущих мест среди подобных изделий в мире.

Значительными были и естественно - научные достижения в области астрономии, магнетизма, медицины, книгопечатания и т.д.

Экспериментальная наука Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индокитая, Кореи и Японии. Позднее на большое число ведущих держав средневекового мира. Значительную лепту китайская эмпирическая наука внесла и в развитие мировой культуры. Её самобытность и оригинальность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одаренности и глубоких корнях китайского народа.

Второе начало термодинамики определяет важную тенденцию в эволюции физического мира – с течением времени в замкнутой изолированной системе энтропия должна возрастать. В результате энергии распределяются по рангам так, что высший занимают те, которые способны превратиться в большее число энергии. Тогда низший ранг останется теплоте, превращения которой ограничены принципом Карно.

Фактически, мы должны рассчитать число способов, которыми можно осуществить внутренние перестройки в системе, чтобы наблюдатель не заметил изменений, или чтобы они не изменили характеристики макросостояния системы. При этом предполагается неотличимость атомов друг от друга.

Если в системе, состоящей из одного атома, произошло его энергетическое возбуждение, нам может быть известно об этом по значению температуры. При этом возможно только одно распределение возбуждения в системе, W = 1, логарифм единицы равен нулю, и S = 0. Такой локализованный сгусток энергии обладает нулевой энтропией, или идеальным качеством. Если возбуждение передается по системе, и мы не можем отличить, какому именно атому, то в системе из ста атомов это может быть осуществлено ста способами, т. е. W = 100, In 100 = 4,61, отсюда и S = 4,61k. Итак, энтропия системы выросла, система стала хаотичной, поскольку мы не знаем, где находится в каждый момент возбужденный атом.

Следует обратить внимание на то, что в формулу Больцмана входит медленно меняющаяся функция, и, если In 100 = 4,61 и In 1500= 7,31, то логарифмы от числа Авогадро равен всего 54,7 или In 10 23 = 54,7.

Исходя из методов, которые используются в науках, науки делятся на:

Например, в теории относительности А. Эйнштейном был принят постулат, согласно которому скорость света не зависит от движения источника излучения света. Данный постулат не дает объяснения, почему скорость света постоянна, а является исходным положением, то есть основой этой теории.

В современном значении данное понятие включает в себя и эксперимент, и традиционные методы наблюдения, такие как описание и систематизацию фактов, которые были получены без применения экспериментальных методов.

Готовые работы на аналогичную тему

Теоретические и эмпирические науки тесно взаимосвязаны. Теоретические науки применяют данные, полученные эмпирическими науками, а эмпирические науки проверяют следствия, которые вытекают из теоретических наук. Для научных исследований необходима хорошая теория, а развитие теории не представляется возможным без творчески продуманного эксперимента.

Эмпирический уровень познания

На эмпирическом уровне в качестве предмета исследования выступают свойства, отношения, связи объекта изучения, доступные чувственному восприятию. Важно отличать эмпирические объекты от объектов реальности, так как эмпирические объекты – это какие-либо абстракции, которые выделяют в реальности определенный ограниченный набор связей, свойств и отношений. Реальный объект обладает бесчисленным множеством признаков, а его свойства, связи и отношения его неисчерпаемы. Этим определяется гносеологическая направленность исследований на эмпирическом уровне, который предполагает исследование явлений и связей между ними и преобладание чувственного коррелята в исследовании.

Основной задачей эмпирических исследований является получение исходной информации об исследуемом объекте. Для этого в основном применяются методы наблюдения и эксперимента. Знание, формирующееся в ходе эмпирических исследований, выражается в форме эмпирического обобщения и научного факта.

Эмпирическое обобщение – закон – является результатом индуктивного обобщения опытов и является вероятностно-истинным знанием. Эмпирический уровень исследования преобладал в классическом естествознаний. Современные эмпирические исследования немыслимы без применения новейших средств исследования.

Теоретический уровень познания

Эмпирическое обобщение недостаточно для научного исследования. Для того, чтобы раскрыть причины и связи между изучаемыми явлениями, используются теоретические исследования.

В качестве цели теоретического исследования выступает установление законов и принципов, позволяющих объяснять, систематизировать, предсказывать факты, которые были установлены в процессе эмпирического исследования.

Да данном уровне познания изучение объекта осуществляется со стороны его сущностных связей, которые часто скрыты от непосредственного чувственного восприятия.

На теоретическом уровне исследования формируются законы, которые относятся не к реальности, заданной эмпирически, а к реальности идеализированных объектов, которые являются предметами теоретического исследования.

Теоретические объекты отличаются от эмпирических тем, что им присущи не только признаки, которые обнаруживаются в реальных объектах, но и те признаки, которые не присущи ни одному из реальных объектов. Например, материальная точка, которая представляет собой тело, лишенное размера, но которое сосредотачивает в себе всю массу.

Содержание теоретического знания не имеет непосредственного чувственного коррелята. Оно способно развиваться независимо от эмпирического исследования путем мысленного эксперимента, в котором присутствуют идеализированные объекты.

В современной науке считается неоспоримым тот факт, что теоретические открытия невозможно свести к тем чувственным данным, на которые они в какой-либо мере опираются. Логического перехода от эмпирических обобщений к теоретическим не существует.

Формирование внутренне дифференцированных и одновременно целостных теоретических систем означает переход науки на теоретический уровень, для которого характерным является появление теоретических моделей реальности. К примеру, такой моделью является молекулярно-кинетическая модель газа. Эти средства познания являются условием движения теоретической мысли, которая относительно независима от эмпирического исследования.

Следуй за мной

Несмотря на всё многообразие форм и методов познания, у него существует всего два уровня: теоретический и эмпирический. Теоретическое познание основывается на логических умозаключениях и математических расчётах, а эмпирическое – на взаимодействии с изучаемым объектом. Эти уровни часто противопоставляются, однако оба они одинаково важны для большинства современных научных дисциплин. Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой эмпирическое познание, рассмотрим его методы и функции, а также подробно разберём, чем оно отличается от теоретического.

Что такое эмпирическое познание?

Эмпирическое познание – это познание, основанное на непосредственном исследовании реальных объектов и явлений. Основным источником знания на данном уровне являются чувственные ощущения, возникающие при взаимодействии с изучаемыми объектами. Несмотря на существование разных способов восприятия внешнего мира, основным источником эмпирических знаний является созерцание.

Данный уровень подразумевает такие виды познавательной деятельности как:

  • сбор и первичное обобщение фактов;
  • составление формулировок и описаний;
  • накопление сведений, получаемых в ходе наблюдений;
  • систематизация и классификация информации.

Эмпиризм как направление гносеологии возник в 17-18 веках. Сторонники данного направления считали, что только чувственное познание и опыт являются источниками истинного знания.

В научном мире эмпирическое познание – это накопление информации об исследуемых объектах и явлениях посредством проведения экспериментов и наблюдений. Это подразумевает как визуальные наблюдения, так и всевозможные измерения. Также на данном уровне возможно построение эмпирических закономерностей (то есть, таких закономерностей, для которых ещё не найдено теоретическое объяснение, но экспериментально доказано их наличие).

Методы эмпирического познания

На данном уровне используются следующие методы:

  • Наблюдение. Это организованное изучение объекта в естественных условиях. При этом на объект и среду, в которой он существует, не должно оказываться никаких существенных воздействий, иначе полученные данные могут быть неточными или недостоверными. Кроме того, важна объективность информации, поэтому наблюдатель должен фиксировать все релевантные факты, а не только те, которые показались интересными лично ему.
  • Эксперимент. Основное отличие эксперимента от наблюдения заключается в том, что исследователь может влиять на объект и окружающую среду, намеренно создавая интересующие его условия. При этом результаты эксперимента также должны быть объективными и беспристрастными. Важным требованием к экспериментальным данным является повторяемость (другой исследователь, проводя аналогичный эксперимент в полностью воссозданных условиях, должен получить те же результаты).
  • Сравнение. Этот метод позволяет выявить сходства и различия двух объектов. Сравнение производится только для характеристик, являющихся существенными для данного исследования. Это позволяет сравнивать между собой предметы, которые при этом не сравнимы по ряду других признаков, не имеющих значения в текущем контексте.
  • Измерение. Данный метод основывается на сравнении исследуемого объекта с эталонными значениями для получения численных характеристик, выраженных в общепринятых единицах измерения.
  • Описание. Данный метод заключается в фиксировании и формальном описании результатов познавательной деятельности (данных, полученных при помощи наблюдения, эксперимента или другого метода познания). При этом используются специальные термины и обозначения, гарантирующие однозначную интерпретацию описаний.

Функции эмпирического познания

Под функциями философской категории подразумеваются цели, достигаемые с её помощью и обосновывающие её полезность. В этом плане эмпирическое познание имеет следующие функции:

  • Развитие и образование. Эмпирическое познание является основным механизмом развития интеллекта, получения знаний об окружающем мире и формирования необходимых навыков.
  • Формирование модели поведения. Человек строит свою модель взаимодействия с обществом и миром на основании эмпирических наблюдений. К примеру, ребёнок подражает взрослым. При этом некоторые поступки приносят ему радость, а другие расстраивают. И на основании этого чувственного опыта формируется его характер.
  • Оценка окружающего мира. Эмпирические наблюдения помогают нам найти своё место в мире, сформировать принципы поведения, морали и нравственности, определить взаимоотношения с окружающими.
  • Целеполагание. Именно чувственный опыт является основным источником вдохновения и мотивации, помогающим нам находить новые цели и устанавливать правильные векторы развития.

Отличия эмпирического познания от теоретического

Чтобы лучше понять, что такое эмпирическое познание, нужно хорошо разобраться, чем оно отличается от теоретического. Рассмотрим фундаментальные отличия между этими уровнями.

  1. Разные предметы изучения. При познании одного и того же объекта на эмпирическом и теоретическом уровнях предметы познания отличаются. Эмпирическое познание направлено на изучение явлений, связанных с объектом, измерение его характеристик и проявлений его сущности. На теоретическом уровне выявляются закономерности и сущностные связи с другими объектами.
  2. Разные уровни объективности. Задача эмпирического познания состоит в том, чтобы получить объективные данные об объекте. Чтобы избавиться от субъективности восприятия, применяются специальные подходы к сбору фактов. В теоретическом познании субъективные качества исследователя играют более существенную роль, ведь он сам определяет, на каких закономерностях сосредоточить внимание.
  3. Разные формы взаимодействия с познаваемым объектом. Эмпирическое познание использует непосредственное взаимодействие с объектом (либо частично опосредованное при использовании различных исследовательских инструментов). Теоретическое познание вообще не подразумевает взаимодействия с исследуемым объектом, а полностью опирается на анализ уже имеющихся данных, полученных эмпирическим либо теоретическим путём.
  4. Разные инструменты познания. На эмпирическом и теоретическом уровнях используются разные наборы инструментов и понятийные аппараты. На эмпирическом изучаются реальные свойства объекта и используются термины, отражающие эти свойства. На теоретическом уровне изучается абстрактная модель объекта, наделённая фиксированным набором заранее заданных свойств. При этом используются инструменты из других наук.
  5. Разные требуемые направления и уровни подготовки. Субъектом эмпирического познания может быть человек с меньшим уровнем подготовки, при условии, что имеющиеся в его распоряжении инструменты позволяют фиксировать или измерять все необходимые свойства. При этом он может обладать меньшими знаниями в области точных наук, но должен хорошо понимать природу исследуемого объекта. Для теоретического познания обычно требуются знания из логики, математики, физики и других наук.
  6. Разные способы организации знания. Фундаментальным требованием к теоретическим знаниям является отсутствие противоречий. Соответственно, при теоретическом познании приходится следить за системностью и непротиворечивостью получаемых знаний. Любое логическое противоречие или несоответствие расчётных величин говорит о наличии ошибки. В эмпирическом познании противоречия вполне допускаются. На данном уровне просто собирается информация, а выяснение того, по каким причинам возникают противоречивые данные – задача теоретического познания.

Заключение

Эмпирическое познание – это познание, полностью основанное на чувственном опыте. Содержание полученного знания может быть передано в виде простых утверждений, описывающих отдельные характеристики объекта познания. Для эмпиризма характерно приуменьшение значимости рациональных методов познания, в связи с чем эмпирическое и теоретическое познание часто противопоставляются. Но лучше избегать такого противопоставления, поскольку оба уровня познания не могут существовать друг без друга. Эмпирический уровень необходим для сбора и обобщения данных, а теоретических для понимания сути исследуемых явлений.

Студент, прогулявший почти все лекции по философии, приходит в аудиторию, слышит рассказ профессора об эмпириках и впадает в уныние.

Напрасно – это понятие при всей его внешней сложности, на самом деле, может понять даже ребенок.

Опыт

Эмпирический и эмпиризм — это.

Эмпирический – это явленный нам в чувствах, приходящий извне, данный непосредственно, полученный опытным путем.

Эмпиризм — это философское направление, которое зародилось в XVI веке. Именно в этот период научное мышление начало вытеснять религиозный взгляд на устройство мира.

Основоположник эмпиризма – английский философ Фрэнсис Бэкон. По его мнению, наука должна иметь исключительно практический вектор применения, а ее главная цель – подчинение природы человеком.

Наиболее радикальные сторонники эмпиризма предлагали отвергнуть бесполезное теоретизирование и признать, что наблюдение – единственный источник истинных знаний.

Научный метод

Измерение — это еще один эмпирический уровень познания

Это эмпирический метод исследования, позволяющий выяснить точные количественные характеристики изучаемого объекта.

Чтобы провести измерение нам понадобятся:

  1. величина – что будем мерить;
  2. субъект – сам исследователь с линейкой в руках;
  3. методика – шкала и технические средства, которые будем использовать.

Измерения бывают прямые и косвенные. При прямых измерениях результат определяется непосредственно – приложили циркуль, узнали радиус. При косвенных измерениях результат получается путем вычисления нужной величины.

Чтобы узнать площадь квадрата, измерим линейкой любую его сторону и умножим это значение само на себя.

Эксперимент – это эмпирическое познание наивысшей формы

Это метод исследования, при котором происходит контролируемое, целенаправленное воздействие на изучаемый предмет. Эксперимент возникает из-за нежелания ждать.

Вот ученый хочет знать, что будет, если сбросить один камень на другой с большой высоты. Ему пришлось бы провести годы в ожидании, пока нужное событие наступит. Настоящий ученый не станет терять времени. Он поднимется на возвышенность и сбросит камень вниз. Это будет экспериментом.

Эксперимент считается достоверным, если при многократном повторении он дает одинаковые результаты.

Вот мы подкинули монетку и выпал орел. Если ограничиться одним-единственным опытом, то можно сделать ошибочный вывод – монета всегда падает орлом вверх. Но проведя сотни таких экспериментов, мы придем к правильному следствию: распределение между орлом и решкой соответствует теории вероятности – 50/50.

Эксперимент – это мощный, быстрый, действенный эмпирический метод познания. Для него характерно отсутствие жалости к объекту исследования, который в процессе может быть изменен до неузнаваемости или даже уничтожен.

Совокупность разочарований

В этом плане наблюдение – более пассивный и гуманный способ исследования.

Эксперименты классифицируются по изучаемым объектам: химические, физические, социальные, экономические. Но также их можно разделить по целям и задачам:

  1. исследовательские – для формирования новых гипотез, выдвижения догадок;
  2. проверочные – для подтверждения или опровержения существующих гипотез и теорий;
  3. решающие – из двух противоречащих друг другу теорий по результатам эксперимента выбирается единственная верная.

Описание — это фиксация результатов эксперимента или наблюдения

Описание осуществляется с помощью естественного языка — такого, на котором написана эта статья — или формализованного искусственного языка. При этом используются графики, схемы, изображения, таблицы, диаграммы.

Проблема этого метода в его субъективности. Один и тот же предмет можно описать совершенно по-разному.

Возьмем обычного кота. Любитель котов будет рассказывать о нем в ярких красках, восхищаясь окрасом, характером, повадками. А вот у аллергика описание того же самого животного будет другим – настоящее исчадие ада.

Чтобы уйти от неоднозначности и неточности, используют такие приемы:

    структуры изложения материала;
  1. определение используемых терминов, их значений;
  2. установка критериев для применения тех или иных оценок;
  3. переход от естественного языка к формализованному виду;
  4. сопоставление информации из разных источников.

Описание – это метод, который тесно связан с другими способами эмпирического исследования. Нельзя говорить, что он чем-то лучше или хуже других. Все вместе – это единый цикл.

Результаты, полученные во время наблюдения или эксперимента, нуждаются в фиксации и грамотном изложении. Тогда настает время для описания.

Эмпирическое исследование в виде сравнения

Это метод познания, с помощью которого устанавливаются сходства и различия между несколькими объектами.

Есть два воздушных шара красного цвета. Один из них более красный, другой менее – скорее ближе к розовому. Или два стакана с чаем – один горячее, другой холоднее.

Еще сравнительные степени используют, когда нет возможности перейти к прямым математическим единицам измерения. Например, в гуманитарных науках.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (4)

Четко, понятно и с юмором. Хорошая статья, спасибо!

Мало провести эксперимент и записать его результаты, нужно ещё и верно истолковать полученный результат, а то ведь раньше учёные думали, что носителем тепла является теплород. К

стати, путем эксперимента нельзя установить, что выпадение орла и решки будут равны пятидесяти процентам, этот результат выходит лишь теоретически, ведь мы даже не поймём, когда следует остановить эксперимент, так, после двух бросков мы можем получить 50 на 50, а после шести тысяч бросков результат может быть 49,2 на 50,8, так что нет, здесь только теория.

А я так мебель собираю, что называется опытным путём. Когда захожу в тупик, бывает и такое, подключаю теорию в виде инструкции по сборке.

Фундаментальная наука тоже важна, тем более нам знать не всегда дано, когда фундаментальное может перейти в прикладное. Герц, открыв электромагнитные волны, считал, что они бесполезны. Как же он ошибался!

Читайте также: