Эмоциональное развитие и воспитание доклад

Обновлено: 02.07.2024

Важно не только научить бегло читать, верно считать, грамотно писать, но и осуществлять его социально-эмоциональное развитие : умение ребенка общаться, устанавливать дружеские отношения с другими детьми, разрешать конфликтные ситуации.

С самого раннего возраста ребенок включается в систему взаимосвязей с другими людьми. Однако даже непосредственное общение людей на самом деле является сложным и многогранным процессом. В нем осуществляется коммуникативное взаимодействие, происходит обмен информацией. Основными средствами общения людей являются речь, жесты, мимика, пантомима. Еще не владея разговорной речью, ребенок точно реагирует на улыбку, тон, интонацию голоса.

Общение предполагает понимание людьми друг друга. Но маленькие дети эгоцентричны. Они считают, что другие думают, чувствуют, видят ситуацию так же, как он и, поэтому им трудно войти в положение другого человека, поставить себя на его место. Этим объясняются и столь частые ссоры, споры и даже драки между детьми.

Еще сложнее не просто понять другого человека, представить себе его переживания, но и эмоционально откликнуться на них. Тем более это сложно для маленького ребенка.

Постепенно, на основе опыта общения, у детей развивается социальная восприимчивость, то есть способность учитывать чувства, желания других, причины их поступков.

Характер общения во многом зависит от социальной позиции человека‚ его социальной роли. Каждая социальная роль имеет собственные правила, которые могут меняться, и различны для каждой субкультуры принятых в данном обществе системы ценностей, норм, традиций. И ребенку предстоит этому научиться.

В первую очередь необходимо научить ребенка любить. Любить людей: всех вместе и каждого отдельного человека. Видеть в любом, даже не в очень хорошем человеке, его светлые качества. Научить любить самого себя, осознавая свое несовершенство. Уметь не загонять вглубь себя свои чувства, а понимать и выражать их. Помочь научиться управлять гневом, страхом, робостью и другими эмоциями.

Ценность эмоциональной составляющее как базисной составляющей человеческой жизни не вызывает сомнений. Эмоции (от лат. еmovere - потрясаю, волную) – это часть психической жизни личности, определяющая отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Эмоции сопровождают все происходящие в жизни события, направляют активность всех психических процессов: мышления, памяти, внимания, речи. Именно поэтому многие психологи (Л. И. Божович, В. К. Вилюнас, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко) утверждают, что формирование эмоций является важнейшим условием развития его как личности.

Для ребенка-дошкольника наиболее характерны эмоциональная неустойчивость, яркость, импульсивность проявления эмоций.

Все это определяет основную направленность педагогической работы с дошкольником — эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции.

Важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние, является окружающая среда. Как правило, под средой развития в дошкольном образовательном учреждении понимается организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в целях безопасности, психологического благополучия ребенка, его развития.

Организовывая среду дошкольного учреждения необходимо создание не столько предметно-развивающей сколько эмоционально развивающей среды, т. е. такой среды, которая способствует разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной среды ребенка от раннего возраста, как условие его дальнейшего успешного и гармоничного развития. Для выполнения этой задачи необходимо определить условия, влияющие на эмоциональную атмосферу дошкольного образовательного учреждения. К ним относятся:

1) Профессиональная установка педагога на организацию эмоционально-развивающей среды в группе, или эмоционально-поддерживающий компонент среды. Воспитание через эмоциональное воздействие – тонкий процесс. Невозможно произвольно, по заказу, вызвать у себя то или иное чувство, как невозможно ждать от ребенка, чтобы он переживал то, что он не переживает, не чувствует, или переживал и демонстрировал только позитивно-окрашенные эмоции. Задача состоит не в том, чтобы подавлять или нивелировать эмоции, а в том, чтобы уметь их прямым или косвенным образом направлять, организовывая деятельность ребенка. Для создания оптимальной эмоциональной атмосферы в группе детей младшего возраста необходимо научиться соотносить цель и задачи своих педагогических действий с установкой на эмоциональное развитие.

2) Внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели, или эмоционально-настраивающий компонент среды. Эмоционально-настраивающая среда побуждает у ребенка разнообразные эмоции, способствует снятию эмоционального напряжения, поскольку сам ребенок практически не контролирует свое состояние. Но не менее важно, чтобы среда давала ребенку ощущение стабильной безопасности.

3) Режимные моменты, определяющие процесс пребывания ребенка в группе детского сада, или эмоционально-стабилизирующий компонент среды.

Режим дня – это определенная продолжительность и чередование различных занятий, сна, отдыха, питания, выполнения правил личной гигиены. Систематическое выполнение необходимых условий для правильной организации режима дня способствует хорошему самочувствию детей, поддержанию на высоком уровне функционально состояния нервной системы, положительно влияет на процессы роста и развитие организма. Если режим дня и дисциплина отсутствует в окружение ребенка, то он не чувствует себя защищенным от внешней среды и начинает искать более стабильные жизненные территории.

4) Разнообразие занятости детей — игры, занятия, сюрпризные моменты, праздники, или эмоционально-активизирующий компонент среды.

5) Проведение психогимнастических упражнений с детьми, или эмоционально—тренирующий компонент среды.

Психогимнастика представляет собой специальные занятия, этюды, игры, упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, его познавательной и эмоционально-личностной сферы. Особенно эти занятия нужны детям с чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером. Не менее важно проигрывать эти комплексы упражнений и со здоровыми детьми в качестве психо-физической разрядки и профилактики. Также нужно включать психогимнастический комплекс в дни, когда запланированы занятия с высокими интеллектуальными или психоэмоциональными нагрузками. Основная цель занятий по психогимнастике – овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.

Роль музыкального воспитания во всестороннем развитии дошкольника Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей с самого раннего возраста. Важно создавать условия для формирования.

Роль театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника Роль театрализованной деятельности в развитии личности дошкольникаГолубятникова Т. Н. Театр-удивительный мир, поскольку буквально каждый человек,.

Роль физической культуры и спорта в развитии личности Физическая культура и спорт играют важную роль в формировании личности. Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности,.

Значение дошкольного воспитания для развития личности дошкольника Значение дошкольного воспитания на развитие личности ребенка. Подготовила: воспитатель высшей категории Клынина Вера Николаевна. МДОУ ЦРР.

Воспитание — это развитие определенных реакций, манер, качеств которые должны помогать личности реализовывать свой потенциал и при этом положительно влиять на общество. И сразу же встаёт вопрос: а что нужно воспитывать в человеке и как долго? В моем понимание воспитание — это база развития, та база, от которой отталкивается либо эволюция индивидуальности либо ее деградация. И очень важно уделять внимание именно эмоциональному воспитанию , то есть формированию правильного отношения к своим эмоциям, их распознаванию, трансформации или устранению . Эмоциональное воспитание это ни в коем случае не подавление эмоций, подавление эмоций это дорога к приобретению массы психологических и физиологических проблем, это в первую очередь осознание, что эмоции — это энергия, которую надо направлять и управлять.

Основы эмоционального воспитания

1. Умение распознавать свои эмоции и какие мысли стоят за ними. Не редко, в работе с пациентами я сталкиваюсь с тем, что им достаточно сложно определить какую эмоциональную гамму они испытывают например под злостью.

2. Умение определять расположение эмоции в теле. Это очень важный навык, так как через концентрацию и дыхание в локализацию эмоции можно ослабить ее силу.

3. Умение отделяться от эмоции. Нужно учиться смотреть на эмоцию со стороны, как на нечто что сердится, обижается, злиться, плачет рядом, но не вы это делаете. Такой взгляд так же помогает ослабить ее, но и в тоже время даёт возможность посмотреть на реакцию со стороны , изучить ее, а разум и анализ имеют свойство остужать пыл.

4. Умение анализировать эмоции. Анализ — это правильно поставленные вопросы, которые помогают прийти к какому-либо разрешению/заключению/выходу. И в данном случае разрешение будет либо освобождение от эмоции, либо ее трансформация. Поэтому вопросы нужно ставить именно исходя из поставленных целей. То есть необходимо осознать скрытый мотив эмоции . В любом случае за эмоцией стоит мотив. Например, за страхом стоит желание безопасности, а за сопротивлением страху стоит желание бесстрашия, ну или казаться бесстрашным. Так же злость — это реакция на то, что человек/событие не соответствует определенным ожиданиям, то есть мотив в том, чтобы происходило так, как необходимо нам. И здесь, для того чтобы по-настоящему освободиться от злости, нужно пересмотреть убеждение, что люди должны поступать так, как мы считаем нужным. Это очень деревянное убеждение, способное принести в жизнь кучу стресса и проблем. Нужно перестать быть зависимым от действий других людей , а для этого нужно выстраивать внутреннюю целостность .

Цель эмоционального воспитания привести человека к эмоциональной гармонии — состоянию глубокого, сильного умиротворения, именного сильного. Здесь важно не путать спокойствие с расслабленностью. У мира творения — это внутреннее состояние, похожее на предстояние у чистого священного горного озера, но это уже другая тема.

К сожалению, развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывали Л. С. Выготский, АВ. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал Кэрролл Изард: «эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие.

В психолого-педагогической литературе отмечено, что эмоции и чувства не существуют вне познания и деятельности человека, а напротив, они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание. Таким образом, на основании сказанного отметим, что эмоции и чувства сопровождают все виды деятельности и поведение человека.

Но несмотря на все это, в дошкольном возрасте чувства все еще господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им свою окраску и выразительность. Дошкольник еще не умеет управлять своими переживаниями, он почти всегда оказывается в плену у захватившего его чувства.

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравиться или огорчает его. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становиться богаче, разнообразнее. От страха и радости он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит.

В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств — принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и так далее.

С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Он учиться управлять своими чувствами, выражать их в культурной форме, и сознательно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействовать на них.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод:

  1. Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника — появление способности управлять чувствами, то есть произвольность эмоционального поведения.
  2. Другое направление в развитии чувств, связано с изменением их динамики и содержания, когда чувства становятся устойчивыми, формируют высшие чувства — моральные, эстетические, познавательные. Так у дошкольника появляются сострадание, сочувствие, забота о близких, чувство долга, взаимопомощи, отзывчивости.
  3. Развитию эмоций и чувств, способствуют все виды деятельности ребенка, а также общение с взрослыми и сверстниками.

Принимая эмоциональные реакции и состояния ребенка, взрослый признает за ним право испытывать именно те чувства, которые он испытывает, что в еще большей степени способствует осознанию ребенком собственных эмоций.

Главная задача педагога — обеспечить эмоциональное благополучие детей в группе. Это значит, что для каждого ребенка нужно обеспечить здоровый психологический микроклимат. Важно расположить ребенка к себе и детям, тогда у него появиться чувство уверенности. А это способствует нормальному развитию личности ребенка.

Поэтому, работу мы построили следующим образом:

‒ выбрали приоритетные направления;

‒ определили темы занятий;

‒ сделали подборку игр.

И далее проводили работу по блокам:

Вся проведенная работа помогает развивать у ребенка уверенность в себе, которая в старшем возрасте перерастает в самооценку, и очень важно, чтобы она была положительной.

Основная задача второго блока — научить детей осознанно воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей, так как это важнейший фактор в формировании отношений с людьми.

Дети старшего возраста узнают эмоции на графических изображениях, сравнивают противоположные эмоции, анализируют их причины. Проводя работу по второму блоку, можно уделить внимание художественной литературе, так как она вводит ребенка в особый мир чувств, переживаний и эмоциональных открытий.

Методика Г. Б. Степановой, Е. Г. Юдиной характеризует развитие социальной сферы при взаимодействии с взрослыми, сверстниками, а также усвоение норм и требований (индивидуальный профиль социального развития). Заполняя такой профиль, можно получить четкую картину продвижения ребенка в сфере социального развития, помогает увидеть пробелы, а работе, построить коррекционную работу. Социальное развитие ребенка является основой нравственного воспитания, воспитания гражданской позиции, формирования чувства патриотизма через любовь к своей семье, городу, Родине.

Каждый педагог должен знать, что от его педагогического мастерства зависит разностороннее, полноценное развитие ребенка, а это значит наше будущее!

Основные термины
(генерируются автоматически)
: ребенок, чувство, эмоция, старший возраст, взрослый, дошкольник, нормальное развитие личности ребенка, социальное развитие, чувство уверенности, эмоциональная сфера ребенка.

Общие рекомендации по раннему эмоциональному развитию до 3 лет

Для гармоничного развития эмоциональной сферы ребенка до 3 лет родители должны учитывать некоторые особенности подхода к этой работе.

Последовательность

Все ваши действия и эмоции должны быть постоянны и логичны. Не стоит по-разному реагировать на одинаковую ситуацию или проявление негативных чувств. Хорошо, если на семейном совете будет выстроена общая линия поведения для основных ситуаций. Чтобы малыш мог четко понимать, как нужно реагировать на те или иные события, все члены семьи должны быть едины в проявляемых эмоциях.

Сдержанность

Для минимизации негативных эмоций хорошо контролировать собственные чувства. Проблемы, загруженность, усталость — не причина срываться на ребенке. Ваше умение сдерживать свои порывы станут для карапуза лучшим примером контроля.

Творчество

Знакомьте своего кроху с разными сторонами жизни и творчества. Гуляйте, рисуйте, танцуйте. Наполните жизнь красками и удивлением. Через открытие нового малыш познает не только окружающее пространство, но и собственный внутренний мир. Предлагайте в момент гнева нарисовать его чувства, слепить из пластилина причину расстройства. Пусть он попробует перенести внутренний негатив на физические объекты, посмотреть на них со стороны.

Беседа как инструмент коррекции

Развивая умение малыша проявлять свои чувства, старайтесь корректировать нежелательные проявления при помощи разговора. Пытайтесь найти причину негативной реакции. У детей до 3 лет она чаще всего кроется в незнании как поступить. Подскажите выход, расскажите, что не стоит кричать и злится, а нужно просто сказать. Объясняя ребенку важность сохранения спокойствия, внимательно следите за собственными эмоциями. Никакие слова не научат лучше, чем пример, на который можно сослаться.

Игра

Появление новых ощущений желательно проиграть вместе с крохой, показав, как она выглядит со стороны, подсказав в каких ситуациях ее использовать. Любую негативную эмоцию легко объяснить на игрушках. Пусть машинка или кукла станут жадными, грубыми или ревнивыми. Видя наглядно как выглядит ощущение, варианты отношения к нему, малыш сможет понять, почему его нужно контролировать.

Актерское мастерство

Одним из способов развития эмоциональной сферы является тренировка лицевых мышц перед зеркалом. Вместе с крохой попробуйте изобразить гнев, боль, радость и другие эмоции. Пусть малыш посмотрит, как они выглядят. Спросите, какая из них ему нравится, а какая нет.

Эмоциональное развитие ребенка – важный этап становление личности, влияющий не только на его социальные способности, но и на физическое и психическое развитие. Каждый человек развивает свою чувственность на протяжении всей жизни, учится справляться с негативными проявлениями. Чтобы ваш сегодняшний карапуз в будущем умел противостоять критике, внутренним позывам, социальной несправедливости, начните работу по совершенству его внутреннего эмоционального мира уже сегодня.

Воспитание и эмоции: важная связь

Проблемы здоровья и психологического состояния ребенка волнуют практически всех родителей. Однако если ребенок растет неуравновешенным, неуверенным в себе, часто болеет, плохо усваивает школьную программу и подолгу замыкается в себе, то большинство склонно винить в этом систему образования, улицу, плохую экологию, наследственность, экономическую нестабильность, некачественные продукты, СМИ, компьютер и еще десятки факторов. С этим нельзя не согласиться: отечественная образовательная система еще далека от совершенства, а информационная агрессия и интернет-зависимость негативно влияют на детский организм. Но при этом почему-то не принимаются во внимание эмоциональный климат в семье, манера общения родителей между собой и с ребенком, отношение самих взрослых к окружающему миру. А между тем, эмоциональное состояние ребенка формируется, прежде всего, в семье. Именно родители могут и должны обеспечить своим детям условия для формирования полноценной личности – фундамента для его адаптации в социуме.

Психоэмоциональные проблемы ребенка – отражение родительских проблем

Жалобы родителей на раздражительность, неусидчивость, агрессивность, безразличие или апатичное состояние ребенка стали столь обыденными, что взрослые перестали обращать внимание на эти серьезные симптомы психологического нездоровья. Большинство родителей не осознают при этом, что такая позиция не только неправильна, но и вредна.

На самом деле поведение ребенка является ответной реакцией на существующие проблемы родителей и их зеркальным отражением.

Что такое эмоциональный интеллект

EI ребенка находится в стадии формирования, он еще не развит. Поэтому неудивительно, если ребенок часто капризничает, проявляет беспричинную агрессию или, наоборот, апатию. А малыши-дошкольники еще не умеют управлять своим эмоциональным поведением, и для выражения гнева, обиды, несогласия или антипатии используют крик и плач. Маленький человек еще не знает, что умение управлять эмоциями является самым эффективным способом достижения любой цели. Не стоит оставлять ребенка один на один с проблемами и ждать, когда он ценой горького опыта придет к эмоциональной компетентности. Родители не имеют права обрекать ребенка на поражения, разочарования, потери и стрессы. Они должны рассказать ребенку, как справляться с жизненными ситуациями, как выстраивать отношения, как управлять своими эмоциями и влиять на эмоции других людей, как эмоционально мотивировать окружающих на положительные отношения.

Что же делать?

Одни психологи утверждают, что повысить уровень EI невозможно. Другие придерживаются мнения, что хотя Еmotional intelligence является относительно устойчивой способностью, существует ряд методик для развития эмоционального интеллекта. Мы склоняемся ко второму варианту, так как уверены, что родители, осознающие свою ответственность за будущее ребенка, обязательно найдут способ для их эмоционального развития. Но для этого следует научиться управлять собственными эмоциями – то есть не давать выплескиваться негативу и акцентировать внимание на позитивных моментах.

Не давать выхода негативным эмоциям на людях очень сложно. Это требует длительной работы над собой, но не стоит отчаиваться, а стоит начать. С себя.

Вот несколько психологических методов контроля эмоций: они подойдут и родителям, и детям:

включить воображение. Если хочется ударить собеседника, то сделайте это, но только мысленно

представить себя под куполом, зонтом, за стеной при неприятном разговоре – это создаст чувство защищённости

рисование. Рисовать что угодно, лишь бы выплеснуть негатив —станет легче

научиться распознавать, что вызвало бурные эмоции. Например, вечером вы поругали ребенка, но негатив вызвало не столько его поведение, сколько сломанный до этого фен. В следующий раз попробуйте предугадать и предотвратить такое свое поведение.

Здесь все просто и одновременно сложно: поначалу бывает трудно и непривычно контролировать свое эмоциональное состояние, но очень скоро вы увидите, что в результате ваших усилий потеплеет психологический климат в вашем доме. И тогда каждый следующий шаг в этом направлении будет даваться вам намного легче и проще, ведь он непременно будет вознагражден детской улыбкой, любовью и доверием.

Почему в воспитании важны позитивные эмоции?

Если ребенок в хорошем настроении садится за уроки, у него быстрее происходит процесс запоминания и появляется стремление к новым знаниям, что положительно влияет на его интеллектуальное развитие.

Отношения, построенные на позитиве, более крепкие и доверительные. Особенно это касается общения родителей между собой, так как они создают в семье здоровый микроклимат и становятся для ребенка моделью поведения в его будущей семейной жизни.

Отсутствие стрессов, здоровая среда и положительная атмосфера в семье благотворно влияют на психику ребенка и его эмоциональное состояние. На позитивных эмоциях у него формируется правильная самооценка, уверенность в себе, позитивное отношение к миру – все то, что способствует гармоничному развитию личности.

Эмоциональное здоровье – основа оптимизма

Физическое состояние детского организма вкупе с психическим здоровьем образуют ту основу, которая обеспечивает социальную адаптацию ребенка в обществе. Только эмоционально здоровый ребенок может пребывать в равновесии и контролировать свое поведение, способен оценивать ситуации и принимать правильные решения. А физически и эмоционально здоровый взрослый, которым очень быстро станет ваш малыш, способен гармонизировать пространство вокруг себя, комфортно сосуществовать с окружающим миром и позитивно воспринимать жизнь.

Светлана Жаркова


Читайте также: