Электронные каналы коммуникации социально ориентированной организации доклад

Обновлено: 17.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад по теме:

Виды электронных коммуникаций:

Статистика пользования электронными коммуникациями

На протяжении всей истории человечества люди постоянно испытывают потребность в общении. Наверное, это происходит потому, что именно через общение человеку легче понять другого человека, а также познать самого себя. Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

В современном мире люди все больше втягиваются в сферу общения посредством электронных коммуникаций, таких как: электронная почта, чат, видеосвязь. На сегодняшний день очень просто связаться с человеком на другом континенте в любом месте и в любое время; для этого необходимы только интернет-связь и хотя бы телефон. Общение людей стало доступнее. С развитием интернет технологий постепенно происходило и развитие электронных коммуникаций. Если вначале развития электронной связи, людям достаточно было общаться, используя электронную почту, то уже несколько лет спустя этого оказалось мало. И следующими этапами в развитии связи стали чат и видеосвязь.

В последние десятилетия произошел стремительный скачок в развитии новых коммуникационных технологий. В современную жизнь прочно вошли электронная почта, интернет, цифровое телевидение. На сегодняшний день практически каждый человек пользуется тем или иным видом электронной связи, будь он в школе, на работе или дома. Коммуникация перерастает из односторонней в интерактивную, что открывает новые возможности в ее применении и представляет ее в новом свете. Поэтому данная тема актуальна в настоящее время.

Клодом Шенноном была предложена модель процесса передачи информации по техническим каналам связи.

Рис. 1 Модель передачи информации по техническим каналам связи

Современные компьютерные системы передачи информации – компьютерные сети, работают по тому же принципу.

Электронная почта

Создатель электронной почты – Рэй Томлинсон. Он в 1971 году соединил пользователей удаленных компьютеров сети Arpanet .

Электронная почта – e - mail . Она является наиболее распространенной из всех служб Сети интернет. Электронная почта – первая информационная услуга компьютерных сетей. Она не требует обязательного наличия высокоскоростного интернета. Ее основное назначение – поддержка обмена письмами между пользователями.

Рис. 2 Схема функционирования электронной почты

Дальнейший процесс передачи электронного письма очень схож с процессом передачи телеграммы:

пользователь в режиме off - line пишет текст письма;

устанавливается связь с сервером;

автоматическая работа в режиме on - line :

сервер по паролю определяет пользователя,

сеанс связи заканчивается;

Данную схему электронной почты можно описать следующим образом:

Миша пишет письмо по и отправляет письмо, которое попадает на его почтовый сервер.

Ясно, что для обмена электронными письмами необходимо:

Подключение к интернету;

Наличие специальной программы для работы с электронной почтой;

Наличие самого почтового ящика (это часть дискового пространства на сервере с определенным адресом, который состоит из двух частей:

Уникального имени, вводимым пользователем

Разделенных между собой @ );

Необходимо владеть приемами приема и отправкой письмами.

Достоинства и недостатки.

Высокая скорость. Подготовить и разослать письмо по сотням и тысячам адресов можно в течение нескольких минут. Первые отклики могут быть получены уже через несколько секунд после рассылки.

Высокий коэффициент отклика (до 5–15%).

Очень простое производство, не требующее дорогого оборудования или квалифицированных специалистов.

Нет ограничений на объем. Можно составить длинное убедительное письмо.

Электронный формат позволяет использовать цвет, динамику, звук или любые другие приемы оформления, увеличивающие воздействие на потребителя (rich media mail).

Возможность широкого выбора целевых групп.

Нет ограничений, связанных с государственными границами, почтовыми системами и часовыми поясами.

Очень дешево. Может принести хорошую прибыль даже при отклике в 1% (и даже меньше).

Необходим доступ в интернет и компьютер (смартфон, коммуникатор).

Трафик при получении писем оплачивается получателем.

Используемые гиперссылки не всегда могут быть использованы потребителями; так, на начало XXI века около 30% российских пользователей работали только с электронной почтой. Это обусловлено или осознанным неиспользованием возможности навигации в сети Интернет, или корпоративными правилами, запрещающими сотрудникам посещать какие- либо сайты в рабочее время.

Размер почтового ящика

Общий вид почтового ящика

Письма доходят с некоторым опозданием.

Нельзя настроить почтовые клиенты на прием почты с этого ящика, т.к. это платная услуга. Но можно заходить на почту через веб-интерфейс (через сайт).

Выяснить не удалось

Письма приходят моментально!

Письма приходят моментально!

Письма приходят моментально!

Современный чат условно можно разделить на:

Не пугайтесь, если в настоящее время вы не сразу встретите этот ресурс на просторах Интернета. IRС был очень распространен несколько лет назад в терминальном режиме, сейчас же на смену ему пришел Web-чат. Основное преимущество IRС по сравнению с Web-чатом — огромное количество каналов и возможность без труда создать свой канал для обсуждения той или иной темы.

Среди российских пользователей программу ICQ принято называть "Аська". Сегодня ICQ — очень широко распространенная программа, насчитывающая около 15 миллионов пользователей.

Интерфейс ICQ довольно прост в обращении, все команды продублированы значками. При установке программы и регистрации вы получите специальный номер — UIN (от англ. Universal Internet Number), состоящий из нескольких цифр.

Главное — понять назначение ICQ это поиск своих друзей

Видеосвязь

Видеосвязь – это способ передачи аудио и видео данных между удаленными пользователями. Видеосвязь возможно осуществить в виде персонального звонка 1-на-1 или групповой видеоконференции . Реализуется видеосвязь не только на компьютере, ноутбуке или специализированном устройстве видеосвязи, но также на смартфонах, коммуникаторах, планшетных компьютерах и других мобильных устройствах.

В рамках данного типа видеосвязи чаще всего пользователь оплачивает только интернет-трафик, в то время как сама услуга не тарифицируется. Многоточечная видеосвязь может быть реализована в рамках программного или аппаратного решений.

Программное обеспечение видеосвязи подразделяется на пиринговое, поставляемое в качестве сервиса или через сервер.

Видеосвязь через сервер: в этом случае выделяются специализированный сервер, обрабатывающий поступающую информацию, и клиентское ПО, которое устанавливается на компьютеры пользователей и напрямую связывается с сервером. Такой тип видеоконференцсвязи может работать как через интернет, так и в локальных сетях предприятий.

Видеосвязь как сервис: пользователь скачивает клиентское приложение, работающее через интернет. Поток аудио и видео данных передается через удаленный сервер провайдера.

Пиринговая видеосвязь подразумевает маршрутизацию звонков через компьютеры пользователей программы. Это позволяет компании-провайдеру избежать внедрения дорогостоящей инфраструктуры централизованных серверов, но в то же время увеличивает нагрузку на персональные компьютеры пользователей. В пиринговых системах видеосвязи центральным элементом является сервер идентификации, который хранит минимальную необходимую информацию: учетные записи пользователей, копии их списков контактов и тому подобное.

Для реализации программного типа видеоконференцсвязи достаточно базового комплекта оборудования, такого, как гарнитура и веб-камера , что позволяет создавать различные по стоимости решения, подходящие как для частного использования, так и для внедрения на предприятия. Естественно, чем лучше устанавливаемое оборудование, тем выше качество видеосвязи.

Следует отметить, что эхо- и шумо- подавляющие спикерфоны , камеры высокого разрешения, а также высококачественные акустические системы хорошо реализуют свои возможности как с аппаратными, так и с программными системами видеоконференцсвязи , т.к. являются и для тех и для других всего лишь набором периферийного оборудования.

Аппаратные комплексы видеосвязи ориентированы на передачу видео HD качества, и соответственно, требуют приобретения дорогостоящего оборудования: терминальных устройств видеосвязи, специальных MCU серверов, средств вывода аудио и видео информации (плазменных или жидкокристаллических панелей, мониторов, проекторов, акустических систем).

Существует также оборудование, направленное на улучшение качества видеосвязи: системы озвучивания помещения, дополнительное осветительное оборудование, средства управления и интеграции ВКС с другими системами коммуникационного обеспечения здания и т.п.

Список сайтов в интернете, где можно смотреть и создавать онлайн трансляции через веб камеры:

Русский подкаст сервер и видео-чат одновременно. В рубрике "Трансляции" пользователи создают свои каналы online вещания через веб-камеры, больше половины из которых эротического или порнографического содержания (в рубрике "эротика"). Можно банить (отключать) или ограничивать в текстовом чате некоторых участников просмотра трансляции. Список трансляций .

• CAM4 - Бесплатное видео и бесплатное общение в чате по веб-камере. CAM4 - Лучший сайт БЕСПЛАТНЫХ онлайн видео, где вы можете начать транслировать свое собственное видео в прямом эфире!.Международный сайт!

Изучение основных тенденций в сфере развития новейших технологий в сфере социальной коммуникации позволяет сделать следующие выводы:

1) Информационное общество представляет собой новый этап развития человеческой цивилизации, характеризующейся, в первую очередь, высокой скоростью коммуникационных процессов, которая обеспечивается наукоемкими, высокотехнологичными средствами - микропроцессорными технологиями и сетью Интернет. Распространение Интернет-технологий на все сферы жизнедеятельности индивидов и социальных групп становится одним из определяющих факторов социально-экономического развития общества, проявляющееся в формировании аудитории Интернет; Интернет-сообществ; становлении сетевой экономики и развитии электронной коммерции.

2) Среда Интернет - это совокупность технических, функциональных, информационных, социальных, экономических, юридических компонентов, обеспечивающих существование, формирование и деятельность индивидуальных и групповых пользователей, составляющих аудиторию Интернет.

Наш анализ показал также, что электронная коммуникация как явление социально-культурной жизни развивается в России в русле общемировых тенденций. Вместе с тем, для более эффективной реализации национальных задач в данной области необходимо формирование соответствующих внутренних условий, призванных обеспечивать режим наибольшего благоприятствования для российских пользователей, охватывать широкий спектр вопросов обучения и доступности к Интернету широких слоев населения, разработки новых научных направлений по изучению специфики электронного общения.

1. Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции. М., 2007.

2. Брайант Дж, Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М., 2008.

3. Филатова О.Г. Социология массовой коммуникации. М., 2007.

4. Володина Л.В. (2007) Российская массовая культура конца ХХ века. Материалы круглого стола. 4 декабря 2007 г. Санкт-Петербург. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество.

5. Назаров М.М. (2006) Средства массовой коммуникации и российское общество на пороге XXI века// Социально-гуманитарные знания. 2006.

6. Игнатов Н.Г. Роль СМИ в процессе формирования общественного мнения // Вестник МГУ. Сер. 10 Журналистика 2007.

7. Збровский Г. Е., Шуклина Е. А. Прикладная социология: Методология и методика социологического исследования: Учебное пособие для вузов. - Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та, 2008.

1 Куле К. СМИ в Древней Греции: сочинения, речи, разыскания, путешествия… М., 2004. С. 6

2 См.: Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1994. Т. 2. С. 149.

3 См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1989. С. 233.

Проблемы сырьевой модели экономики в РоссииТема сырьевой модели экономики в России является довольно неоднозначной. Подобного рода модель экономики, сложившаяся в России за последние два десятилетия, не имеет будущего, поскольку является затруднительной. Для разрешения данной проблемы

Суть стратегического менеджмента краткоЧто такое стратегический менеджмент? Как он может быть полезен вашей компании? Как можно быстро и оперативно запустить его в реализацию? Содержание статьи: Суть стратегического менеджментаФункции стратегического менеджментаЦикл стратегического менеджмента Суть

Суть SWOT-анализа кратко: как делать и использовать?Содержание статьи: Что же такое SWOT-анализ предприятия?Как делать SWOT-анализ организацииИнтерпретация результатовРешаемые задачиSWOT-анализ может быть использован для:Примеры Что же такое SWOT-анализ предприятия? Как правило, в литературе SWOT-анализ представляют в виде такой таблицы

Анализ конкурентов и карта стратегических группВ данной статье мы рассмотрим рынок конкуренции при помощи одной из знаменитых моделей маркетинга. Содержание статьи: Модель 5-и рыночных сил ПортераНовые конкурентыСубститутыАнализ конкурентовКарта стратегических групп Модель 5-и рыночных сил Портера В 1979

Коммуникации в организации: понятие, виды, барьеры, проблемыСуществует множество различных видов коммуникаций в организации. Но, в первую очередь, говорят про распространение информации по иерархии компании. Содержание статьи: Виды корпоративных коммуникацийМетоды повышения эффективности коммуникацииЭлектронные коммуникацииФормальные и неформальные коммуникацииБорьба

Коммуникации в организации: понятие, виды, барьеры, проблемы

Коммуникации в организации — это сложная система обмена информацией между организационными элементами, осуществляемая по различным каналам связи.

Существует множество различных видов коммуникаций в организации. Но, в первую очередь, говорят про распространение информации по иерархии компании.

Виды корпоративных коммуникаций

а) нисходящие коммуникации, то есть коммуникации, которые направлены от руководителя к подчиненному;
б) восходящие коммуникации – это коммуникации, которые идут от подчиненного к руководителю; как правило, это отчеты, обратная связь;
в) горизонтальные коммуникации – это коммуникации между сотрудниками, принадлежащими одному уровню организационной системы.

типы классификация коммуникаций в организации

Методы повышения эффективности коммуникации

сравнение концепций трех школ организационного поведения в системе коммуникаций

Электронные коммуникации

На сегодняшний день большую роль в процессе коммуникаций играют электронные коммуникации.

Формальные и неформальные коммуникации

Кроме этого, с точки зрения каналов распространения информации, выделяются формальные коммуникации, которые используют санкционировано-официальные источники информации, и неформальные коммуникации – используют неофициальные каналы взаимодействия.

Большую роль в неформальной коммуникации играют слухи. Слухи могут не только позитивным образом воздействовать на деятельность организации, но и чаще всего негативным.

Существует даже статистика, согласно которой 75% информации, передающейся через слухи, является правдой, и поэтому очень часто то, что подается в виде слуха, оказывается простейшей провокацией.

Содержание элементов коммуникационного процесса

Борьба со слухами

Существует несколько стандартных действий, которые позволяют предотвратить негативные эффекты от распространения слухов:
1) нужно предоставлять совершенно точные факты, ссылаясь на достоверные источники;
2) не следует пересказывать слух при его опровержении;
3) если слух уже серьезно повлиял на поведение сотрудников, стоит обратиться за поддержкой к неформальным лидерам, к лидерам мнений в организации, которые своим влиянием могут предотвратить дальнейшее распространение этого ложного слуха;
4) следует устранять причины появления слухов;
5) противодействовать слухам как можно раньше;
6) руководитель должен доносить правильные факты.

Невербальные коммуникации

Определение проблем

Для того, чтобы построить эффективную систему коммуникации в организации, обычно проводят диагностику проблем в коммуникации.

Исследование проблем в коммуникации проводится в различных формах, таких как: опрос сотрудников (один из самых эффективных способов), индивидуальные беседы с сотрудниками и проведение фокус-групп (один из основных методов, когда сотрудники одного или нескольких подразделений собираются и отвечают на вопросы).

Барьеры в процессе коммуникации

В первую очередь, говорят о том, что сбои в процессе коммуникации, могут быть вызваны личностными факторами или факторами, связанными с личностными характеристиками коммуницирующих людей (психологические комплексы, патологии, антипатии и т.п.).

Существуют организационные факторы. Это одна из типичных проблем в организации, когда в этой организации плохие каналы коммуникации, слишком бюрократические процедуры, неправильно построены бизнес-процессы и т.д.

Также, можно выделить такие интересные факторы, как: различия в статусе (сотрудники с более высоким статусом не готовы слушать сотрудников с более низким), культурные (сотрудники в силу различий в культуре не в состоянии понять друг друга), временные (на коммуникацию не хватает времени), коммуникативные перегрузки (слишком большие потоки информации, и, наконец, нежелание делиться информацией из-за каких-то личных интересов.

Электронная коммуникация – это очередной этап развития социальных коммуникаций, когда информация, возникающая в устной (физиологической) и письменной (виртуальной) формах переводится в электронную. Данный вид коммуникации находится в состоянии развития, он является авангардным и перспективным, и вместе с тем уже имеет свою историю.

А.Е. Войскунский считает, что возникновение письменности, как и развитие книгопечатания или воцарение телевидения послужили мощным катализатором духовного и собственно психического развития. Он полагает, что появление Интернета приведет к сопоставимым последствиям. Следует учитывать и то, что опосредствованную Интернетом активность проявляют десятки и сотни миллионов людей, т.е. "Сеть" - на самом деле всемирный феномен

Можно выделить три этапа развития электронной коммуникации: инструментальный, интеллектуальный и универсальный.

Инструментальный этап.

С момента своего появления электронная коммуникация мыслилась и использовалась как средство преодоления расстояния между субъектами информационного взаимодействия и в качестве хранилища устной и письменной коммуникации.

С. Харнад в статье "Пост-гутенбергова галактика: четвертая революция в средствах производства знания" показал, что история человеческой мысли пережила три революции и стоит на пороге четвертой. Революционными были появление языка, изобретение письма и книгопечатания.

Именно эти три трансформации определили формы коммуникации: речь позволяет передавать мысли в виде высказываний, письмо позволяет сохранять их независимо от сказавшего, печать позволяет сохранять их независимо от написавшего. Однако письмо и печать обладают рядом недостатков, таких как медленное распространение, ограниченность доступа к ним, недолговечность. Четвертая революция – возникновение электронных средств распространения информации – как раз помогает в преодолении некоторых ограничений устной и письменной форм коммуникации.

Инструментальный этап стал возможен благодаря достижениям научно-технической революции. Использование электричества в связи позволило решить проблему скорости передачи информации. Радиоволны, распространяясь со скоростью света, в условиях глобального информационного обмена обеспечили возможность практически мгновенной и всепогодной передачи устной и письменной речи, а так же изображения.

Электронная коммуникация осуществила коммуникационную революцию. Информационное взаимодействие стало всеобщим и комфортным. Коммуникационные порталы вошли не только в государственные структуры и производственные подразделения, но и в частное жилище. Международная телефонная связь, радио и телевиденье позволили создать мировое социальное коммуникационное пространство. Коммуникация стала не только массовой, но и глобальной. Она сделалась всесословной, межнациональной и мультиязыковой.

Интеллектуальный этап.

На этом этапе развития коммуникации произошел переход количественных изменений в качественные. Впервые в социуме обмен информацией на уровне текстов сделался возможным не только между индивидами, но и между интеллектами.

В условиях расширенного воспроизводства текстов, прежние способы их сохранения и распространения перестали удовлетворять потребности общества. Требовались устройства, позволяющие сохранять большие объемы текстов, обрабатывать и передавать их на большие расстояния. Компьютер, изначально предназначенный для математических вычислений, постепенно внедрился в разные коммуникативные сферы, что создало предпосылки для создания "текстовой машины" – набора аппаратных и программных средств для эффективной работы с текстами.

Стремление обеспечить человека инструментом для интеллектуальной работы привело к созданию текстовых процессоров и экспертных систем. Бумага стала необходимой только для воспроизводства визуально оформленных документов. Роль систематизации, хранения, переработки информации, а также передачи ее на длительные расстояния взяла на себя техника.

Принципиальным отличием второго этапа развития электронной коммуникации от всего ранее созданного человечеством, стало включение в социальную коммуникацию искусственного интеллекта. Главное отличие электронного диалога от межличностной устной коммуникации, по мнению профессора А.В. Соколова, состоит не столько в опосредованности экраном, которая есть и в случае видеотелефона или промышленного телевидения, не говоря уж о кинематографе, сколько в факте общения не с человеком, а с электронной памятью.

Появление компьютерного интеллекта позволило человеку не только переложить на него рутинные операции, требовавшие проведения простых операций, требовавших постоянного внимания и множества повторений, но и изобрести принципиально новые способы интеллектуальной кооперации и организации досуга.

Вместе с тем, на сегодняшнем этапе развития информационных технологий, искусственный интеллект не обладает возможностями само воспроизводства, хотя уже способен к самообучению. Компьютеризированные системы в состоянии обеспечивать обнаружение, сбор, хранение информации и взаимодействие последовательностей, но не способны обеспечить начальный толчок и выбор стратегии. Они уже обладают элементами интеллекта, но еще не обладают разумом даже на уровне простейших живых существ.

Универсальный этап.

Представляет собой логическое объединение двух предыдущих. Электронная коммуникация сделалась не только искусственно интеллектуальной, но и глобальной. Речь идет о создании всемирной коммуникационо-интеллектуальной сети – Интернет.

Интернет — глобальная социально коммуникационная компьютерная сеть, предназначенная для удовлетво­рения личностных и групповых коммуникационных потребностей за счет использования телекоммуникацион­ных технологий. Психическо-логическое осмысление феноме­на Всемирной паутины требует обобщения философско-исторических, организационно-управленческих, этико-правовых, социальных и психологических аспектов, связанных с сущностными и прикладными функциями Интернета.

Сознательно созданное человечеством виртуальное Интернет-пространство фактически существует по отношению к нему уже объективно. Каждый отдельно взятый его пользователь в любой момент может покинуть его просторы, но отключить Всемирную сеть уже нельзя. Конечно, если на планете произойдет нечто из ряда вон выходящее, что заставит человечество отключить все компьютеры от телефонных и спутниковых систем связи, то теоретически это можно представить, но практически осуществить уже нельзя. На планете Земля в конце ХХ века возник симбиоз между социальным интеллектом и машинным интеллектом, и темпы его развития опережают самые смелые прогнозы.

С психологической точки зрения, по А.Е. Войскунскому, человеческая активность в Интернете подчинена удовлетворению трех основных видов потребностей:

- коммуникативной (примеры - электронная почта, синхронные и асинхронные "чаты", конференции, листы рассылки, ньюсгруппы, "гостевые книги", форумы и т.п.);

- познавательной (примеры - навигация по Сети, чтение сетевой прессы, поиск конкретной информации или знакомство с текущими новостями, дистантное образование, выявление уязвимых веб-серверов с целью последующего "взлома" и т.п.);

- и игровой (примерами могут служить индивидуальное сражение с удаленным компьютером в традиционные спортивные игры типа шахмат, го и др., сражение в групповые традиционные азартные игры типа карточных, традиционная игра в шахматы, карты и др. с реальными партнерами посредством Интернета, индивидуальная или групповая игра в не имеющие традиционного аналога компьютерные игры - как азартные, так и интеллектуальные, игра в групповые ролевые игры и т.п.).

К этим видам активности сводятся в конечном счете другие и виды деятельности посредством Интернета: к примеру, часто обсуждаемый в популярных и научных изданиях "электронный флирт" или распространенные в Интернете попытки изменения идентичности - это общение, причем с несомненными элементами игры.

Точкой соприкосновения естественного и искуственного интеллектуальных миров является текстовая страница. Совокупность этих страниц образует мировую сетевую книгу. Каковы же качественно новые возможности компьютерной страницы из электронной книги?

Во-первых, в условиях информатизации и наличия глобальных информационных сетей компьютерная книга становится составной частью глобального информационного массива;

Во-вторых, невиданная мобильность и изменчивость содержания и оформления компьютерной страницы буквально подталкивают читателя-зрителя к диалогу с ней;

В-третьих, принципиально по-иному начинает действовать ее потенциальная сверхемкость, обеспечиваемая глобальной сетью баз данных, баз знаний и экспертных систем, к которым можно подключить каждую индивидуальную экранную книгу, сделав ее книгой “тысячи и одного автора”.

В-четвертых, компьютерная страница непредсказуемым образом расширяет социокультурный диапазон. Речь идет о непредсказуемости в смысле перехода от жестко фиксированного текста, характерного для классической письменной культуры, к “мягкому” тексту на экране компьютера с его мгновенной готовностью к трансформации.

Все эти и другие неназванные особенности сетевой текстовой страницы определяют ранее не существовавшее качество текста. Они превращают текст в гипертекст. Гипертекст обеспечивает функционирование чрезмерной смысловой избыточности в электронном пространстве. Коммуникация осуществляется в условиях множественного, фрагментарного дискурса, который постоянно разрастается и осваивает новые форматы (текст перестает быть только текстом, видео и звук являются его неотъемлемыми частями).

Компьютер, предназначавшийся для упорядочения больших потоков информации и обеспечения рациональной коммуникации, став элементом информационно интеллектуальных сетей (Интернет), стал усиливать неопределенность и асимметричность коммуникации. Все это наводит на мысль о "постиндустриальном" характере современной коммуникации. Гипертекст становится как бы следствием и основным выражением идей постмодернизма.

Информационная картина современного мира строится из распадающихся фрагментов Текста культуры, конструируясь по принципу монтажа или коллажа. Тем не менее, познающий субъект стремится воссоздать целостность культуры, придать ей некую, пусть свободную и аморфную, но форму.

В условиях хаотичных, распределенных структур существования нелинейный текст, рассредоточенный в пространстве, дает возможность свести множества значений воедино во времени и тем самым обеспечить целостность восприятия. Вероятно, поэтому идея гипертекста приобретает такую популярность. Ведь гипертекст фиксируя ускользающие значения в виде гибких связей-переходов, позволяет избежать строгой последовательности, но, вместе с тем, обозначив "отсутствие" целостности, превращает ее в "присутствие".

Электронные коммуникации как социальные сети.

Бурное развитие CMC (computer mediated communication), происходившее на протяжении последнего десятилетия, как пишет А.А. Оралов, оказывает влияние на многие области человеческой деятельности: на межличностное общение, на работу предприятий и экономику в целом, на культуру и на сферу политического.

Компьютерные сети объединяют людей, и, по утверждению одного из родоначальников современной сетевой теории Б. Веллмана, могут рассматриваться как социальные сети. При этом акцент в анализе смещается с характеристик отдельных индивидов к структурам отношений. Подобные социальные сети благодаря современным коммуникационным технологиям могут образоваться практически мгновенно и объединять большое количество людей, различных по своему социальному положению, возрасту, привычкам и интересам.


Межличностные коммуникации, которые заключаются, главным образом, в устном общении и деловой переписке между двумя или более лицами играют важную роль, в том числе при реализации функций в бизнесе. Для этого созданы различные системы взаимодействия и правила организации коммуникаций в организации. В первую очередь это распространение информации между сотрудниками, руководством, партнёрами и клиентами.

Однако одной передачи информации недостаточно для эффективной работы организации. Основная цель коммуникаций заключается в скорости и качестве понимания передаваемой информации. В противном же случае могут возникать различного рода проблемы, как управленческого, так и организационного уровней. Несомненно, практически каждый сталкивался с ситуаций, когда необходимая информация поступала слишком поздно, либо трактовалась неверно, что приводило к возникновению новых проблем и потерям для бизнеса.

Учитывая изложенные факты, необходимо отдельно подчеркнуть, что в каждой организации должна проводиться работа по обеспечению сотрудников эффективными средствами коммуникаций и периодическая проверка их качества. Особенно это важно для крупных компаний со сложной и многоуровневой системой управления, а также для компаний, чьи подразделения и филиальные сети территориально удалены друг от друга. друга. К примеру, когда филиал организации находится на другом конце страны, многие устные распоряжения руководства из головного офиса могут доходить до него слишком долго, в результате возникающего временного лага сотрудники допускают ошибку и не виноваты в этом, но доказать это практически невозможно. В целях построения эффективной системы коммуникации в компании, необходимо рассмотреть существующие способы осуществления организационных коммуникаций. Их можно разделить на два типа: традиционные и электронные. Традиционные коммуникации включают в себя: собрания персонала, презентации, доску объявлений и почту. В условиях развития информационных технологий наибольший интерес представляют электронные коммуникации.

В результате технического прогресса в распоряжении людей появились электронные средства коммуникации. Они помогли изменить привычную систему взаимодействия в организациях, создали множество новых возможностей, а где-то даже изменили саму структуру управления в организации. Благодаря электронным системам стало проще децентрализировать управление, осуществлять его по-новому.

За счёт сети Интернет возросло количество пользователей, стало реальным организовывать общение людей в режиме реального времени на больших расстояниях с возможностью моментального обмена информацией. Всё это помогает экономить время и ресурсы организации.

На данный момент практически у любой компании есть свой веб-сайт, интранет, своя корпоративная почта для взаимодействия как внутри компании, так и за её пределами. Роль внутреннего портала компании (интранета) заключается в том,, что сотрудники оперативно получают информацию. Появляется возможность своевременно реагировать на изменения, которые происходят на рынке, отслеживать его тенденции, контролировать качество получаемой информации. За счёт этого компания может предотвращать опасные для бизнеса и репутации действия.

Также за счёт корпоративного сайта значительно упрощается взаимодействие в компаниях, у которых есть филиалы. То же можно сказать и про крупные организации, которые могут быть не разделаны территориально, но, тем не менее, имеют огромное количество отделов и подразделений.

Корпоративная почта является одним из самых распространенных инструментов для информирования сотрудников обо всех событиях и новостях в организации. Для этого практически у каждого сотрудника на рабочем компьютере установлена такая программа, как, например, MS Outlook. Со временем таких программ становится всё больше, как иностранного, так и отечественного производства.

Не смотря на множество очевидных достоинств такой системы, в ней есть и определённые недостатки. К примеру, если сотрудник будет получать больное количество писем полностью или частично одинакового содержания, то он может начать игнорировать их, либо система автоматически направит такие письма в раздел спам. Плюс ко всему, может возникнуть излишняя увлеченность работников перепиской.

Ещё одним недостатком внедрения таких систем является обязательное наличие соответствующего специалиста в IT-департаменте, способного устранить возникшую неполадку. В противном случае технический сбой или ошибка программы могут привести к блокировке работы как отельного сотрудника, так и всей компании.

Преимуществом использования электронных коммуникаций является возможность урегулирования внутренних конфликтов, а также выявления предпочтений сотрудников В частности, руководство может периодически проводить опросы (например, опрос с выбором места для проведения корпоратива) сотрудников и по результатам принять соответствующее решения. Также решение может быть размещено либо на внутреннем сайте, либо распространено по корпоративной почте. Цель — показать сотрудникам, что их мнение в компании имеет значение, и они были услышаны руководством.

Вместе с тем такое широкое распространение электронных средств коммуникации открывает возможности для менее общительных людей. Такие средства предоставляют им шанс высказать своё мнение по таким вопросам, по которым при живом общении они бы не рискнули сказать. Однако необходимо понимать, что электронная переписка не всегда гарантирует конфиденциальность.

Электронная связь выигрывает у традиционных коммуникаций за счет сокращения времени и преодоления расстояния как барьера для осуществления корпоративной коммуникации.

Также в последнее время всё чаще используются и мобильные приложения — мессенджеры. Преимущественно их используют для создания групповых чатов отдела компании для моментальной передачи информации от руководителя. Плюсом для организации является то, что сотрудник может прочитать эту информацию не в любое время, а не только на рабочем месте, поскольку мобильный телефон у него практически всегда собой. А из-за простоты использования данный вид связи доступен сотрудникам довольно широкого спектра возрастов. Такой вид связи в основном не всегда регламентирован и может не является официальным, но, тем не менее, достаточно эффективен. Через них могут проводиться опросы сотрудников по вопросам проведения мероприятий, увольнений. И поскольку эта сфера развивается очень активно, руководству необходимо отслеживать основные тенденции и своевременно начинать их использовать в организации.

Неоспоримыми преимуществами мессенджеров перед прочими средствами электронной коммуникации являются:

1) Знание номера телефона того, с кем происходит общение. Номеров телефона у человека чаще всего не больше двух и он более долгосрочен, в отличие от адреса электронной почты, который легко сменить или забыть пароль.

3) Конфиденциальность — по сравнению с общением в прочих системах, в мессенджерах обеспечивается приватность необходимая для более личных вопросов.

4) В мессенджерах есть возможность оперативно пересылать, не только текст, но и изображения, видео, местоположение. Плюс ко всему, присутствует возможность позвонить при необходимости абсолютно бесплатно вне зависимости от региона, в котором находятся участники коммуникации.

Значимым минусом таких коммуникаций является то, что они не всегда могут быть использованы сразу большим коллективом, а лишь группами в пределах 30 человек. В противном случае, может начаться путаница от переизбытка информации за короткий промежуток времени.

Подводя итог можно сказать, что электронные коммуникации прочно вошли в сферу бизнеса. В 21 веке они становятся доминирующем способом общения, стремительно развиваются, улучшаются. В чём-то они становятся проще и удобнее для пользователей, в чём-то сложнее. В совокупности выделенных преимуществ и недостатков электронной коммуникации можно выделить, что положительного влияния больше. Открывается множество возможностей для сотрудников и организации в целом. Особенно в части экономии ресурсов и времени. Но, несмотря на это, не стоит пренебрегать и традиционными способами коммуникации, в частности, личным общением.

Читайте также: