Электронное правительство германии доклад

Обновлено: 05.07.2024

Понятие и цели концепции электронного государства, условия ее развития и результаты. Характеристика развития электронных государств в Западной Европе на примере Англии, Франции и Германии. Оценка реализации программы электронного правительства в России.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 06.06.2011
Размер файла 61,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Сайт предлагает огромное количество услуг, включая способы внесения поправок в законы, права население в их взаимоотношениях с государственными органами, адреса сайтов всех министерств и правительственные сайты. Также имеется секция Ваши права, в которой содержатся права населения в таких важных сферах, как имущество, семья и т.д. На веб-странице министра финансов Франции имеется метод вычисления персонального подоходного налога, изложенный максимально понятно.

На сайте министерства финансов население может найти очень нужную информацию, например способ вычисления подоходного налога.

Проанализировав программу создания электронного правительства во Франции и содержание основных правительственных сайтов, можно сказать, что стратегия формирования е-правительства ориентирована на внутреннюю деятельность и имеет цель достигнуть уровня бюрократической структуры, что означает интеграцию между различными департаментами и предоставление услуг потребителям со стороны правительства. В настоящий момент Франция, в отличие Великобритании, не ставит перед собой цель достигнуть уровня полностью электронного правительства. Что касается новых возможностей, то электронное правительство предоставляет их и населению и бизнесу. Однако во Франции создание электронного правительства является наиболее важным для населения, поскольку оно делает правительство доступным. Каждый человек имеет право на информацию - вот девиз французского правительства, который активно реализуется на практике. Оценивая качество предоставляемых французским правительством услуг, стоит сказать, что по этому показателю Франция уступает США, Великобритании и нескольким европейским странам. Однако показатели Франции достаточно высоки и со временем страна может их еще повысить.

§4. Электронное правительство в Германии

В 1998 году Федеральное правительство Германии объявило о новой доктрине, направленной на создание фундамента для адаптации государственных органов управления в условиях меняющейся социальной среды. Девизом коалиционного соглашения Aufbruch und Erneuerung -- Deutschlands Weg ins 21. Jahrhundert стала модернизация деятельности органов власти. В связи с этим правительство выдвинуло четыре руководящих принципа, охватывающих четыре сектора реформы:

· новое распределение обязанностей, ведущее к росту эффективности и улучшению исполнения законов;

· большая ориентация на граждан, которые должны видеть в федеральном правительстве партнера;

· разностороннее развитие государственных служб, в результате которого органы власти будут лучше справляться со своими обязанностями, эффективнее использовать средства и действовать более прозрачно;

· эффективное руководство, позволяющее нанимать и удерживать в организации служащих, заинтересованных в результатах своей работы.

· навыки пользования Интернетом должны стать частью общего образования:

· все публичные библиотеки должны иметь доступ в Интернет; развитие спонсорской поддержки в форме безвозмездной поставки персональных компьютеров;

· повышение ИТ-квалификации безработных.

· усиление конкуренции между телефонными компаниями, ведущее к снижению цен.

· освобождение от налогов.

· поддержка электронной коммерции, которая будет включать введение в действие электронных подписей для создания в Интернете безопасной среды; принятие постановлений для защиты интеллектуальной собственности и недопущения нечестной конкуренции; улучшение защиты потребителей;

· безопасность в Интернете:

Тем не менее, на региональном уровне в некоторых случаях достигнуты значительные успехи. Так, в земле Нижняя Саксония свыше 7 тыс. государственных служащих пользуются чип-картами, чтобы поставить свою электронную подпись под официальными документами, передаваемыми по Сети. А в земле Баден-Вюртемберг правительство региона выдает субсидии в размере 50 долл. на человека для обучения в государственных учебных заведениях (Volkshochschulen) навыкам использования Интернета.

Таким образом, электронизация Германии началась в 1998 году. Главными компонентами программы можно назвать повышение компьютерной грамотности населения и безопасность в Интернете. Создание электронного государтсва в Германии находится в стадии становления. Основными проблемами являются недостаток квалифицированных специалистов и недостаточная стандартизация и совместимость.

III. Электронное государство и российское общество

Программа предполагает реформу нормативного регулирования рынка ИТ, внедрение новых технологий в государственных органах и частном секторе, создание образовательных программ, призванных повысить уровень компьютерной грамотности россиян, и построение масштабной инфраструктуры коммуникаций. В результате реализации программы должны быть подключены к Интернету все российские вузы и больше половины школ, созданы электронные библиотеки, внедрены системы телемедицины и т.д.

Главным разработчиком программы выступила Высшая школа экономики (ВШЭ) - один из ведущих государственных университетов России в экономической и управленческой области. Помимо ВШЭ, над документом работали Минэкономразвития, Министерство по связи и информатизации, Министерство образования, Федеральное агентство правительственной связи и информации. Кроме того, в разработке "Электронной России" принимали участие Бюро экономического анализа, Межведомственный аналитический центр, НИИ "Информика", эксперты российских и зарубежных ИТ-компаний, представители академической науки. Репрезентативность группы, занимавшейся подготовкой программы, позволила учесть потребности всех слоев общества и добиться, чтобы в результате реализации программы эти потребности были удовлетворены максимально полно.

Предпосылками для внедрения программы стал наметившейся разрыв между Россией и развитыми странами в области ИТ. Это в равной степени касается как мизерной доли участия отечественных информационных технологий в ВВП страны, так и низкого уровня компьютеризации населения. При этом внедрению новых технологий препятствуют множество факторов: от слабой готовности государства к их применению и высокой степени монополизма в индустрии, до несовершенства законодательной базы и ничем не оправданных административных барьеров. Учитывая, что степень информатизации экономики становится определяющим фактором конкурентоспособности страны, такое отставание представляет угрозу экономической безопасности государства.

Большое внимание в программе уделено информатизации государственного управления. Концепция "Электронного правительства" предполагает кардинально изменить принцип взаимоотношений государства с гражданами и бизнесом. Предполагается значительно расширить объем информации, которую государственный органы будут обязаны предоставлять гражданам, в том числе и через Интернет. В частности, в обязательном порядке планируется публиковать в Интернете проекты законов и постановлений правительства, информацию о формировании и исполнении бюджетов, проводимых тендерах, отчеты о результатах работы госпредприятий и даже итоги проверок, проводимых Счетной палатой и другими контрольными органами.

Помимо этого, в открытом доступе планировалось представить различные информационные и статистические базы данных. Их тематика весьма широка - от маркетинговых исследований, справочников по предприятиям и каталогов продукции, до данных о регистрации сделок с недвижимостью или выданных патентах.

В программе сделан акцент на повсеместном внедрении в государственных органах систем электронного документооборота. Причем эти системы не будут автономными, они смогут взаимодействовать между собой (между различными организациями информация также будет передаваться в электронном виде) и с внешним миром. Планируется внедрить систему дистанционной подачи документов в Министерство по налогам и сборам, в Госкомстат, в Министерство по антимонопольной политике, в таможенные органы и проч. Большую часть государственных тендеров и закупок также предполагается проводить в электронной форме.

Преимущества, которые "Электронная Россия" предоставляет частным компаниям, не ограничиваются совершенствованием нормативной базы в сфере ИТ. Программа предполагает также государственную поддержку экспорта информационных технологий. Для этих целей планируется проведение мероприятий, направленных на продвижение российских компаний на мировых рынках, создание России имиджа страны, специализирующейся на производстве интеллектуальных продуктов. "Электронная Россия" будет способствовать привлечению российских специалистов к участию в международных программах развития и стандартизации в сфере ИТ.

Одной из задач программы является создание условий для формирования института венчурных фондов как одного из наиболее действенных инструментов финансирования инновационных проектов. Она предусматривает поддержку технопарков, в которых высокотехнологичные компании смогут организовывать свой бизнес с минимальными затратами. Государственные чиновники будут консультировать руководителей молодых компаний по вопросам выхода на внешний рынок или привлечения инвестиций.

Компаниям, не имеющим отношения к сфере высоких технологий, "Электронная Россия" также облегчает жизнь. Во-первых, благодаря возможности подавать налоговую и прочую отчетность в электронной форме, а, во-вторых, благодаря информированию компаний посредством разнообразных электронных баз данных. Это упростит им как взаимоотношение с государственными структурами, так поможет эффективнее искать партнеров, вести закупки и т.д. В рамках "Электронной России" планируется организовать подготовку и повышение квалификации работников ИТ-сферы. В бюджете программы на эти цели отведено 3,5 млрд. рублей.

Предполагается значительно усовершенствовать методическую и материально-техническую базу учебных заведений. До 2005 г. планируется подключить к Интернету все вузы, профессиональные училища и не менее 60 % школ. К 2010 году оснащенность учебных заведений достигнет такого уровня, что на четырех учащихся будет приходиться один компьютер. Революционные изменения произойдут и в сфере дистанционного обучения, что особенно актуально для столь протяженной страны. Будет увеличен госзаказ на дистанционное образование, доля открытых форм обучения возрастет до 20-30 %%, каждое профессиональное учебное заведение должно будет опубликовать в Интернете свои учебные программы. Программа также не обойдет вниманием вопросы здравоохранения, социальной помощи, науки и культуры.

Программа "Электронная Россия" разделена на три больших этапа.

I. В течение 2002 г. предполагается провести анализ уровня информатизации России во всех сферах: государственной, бюджетной, коммерческой, общественной. Также будет проведен аудит законодательно-правовой базы информационных технологий и изучен опыт их успешного внедрения. Начнут реализовываться первые проекты перехода к электронному документообороту в органах государственной власти, а так же проекты модернизации системы образования.

II. На втором этапе (2003-2004 гг.) продолжится развитие подобных проектов и начнется работа по продвижению России на мировых рынках в качестве поставщика услуг и решений в области информационных технологий. Будет сформирована единая телекоммуникационная инфраструктура для публичного и образовательного Интернета, а также база для подготовки и переподготовки специалистов.

III. Третий этап (2005-2010 гг.) ознаменуется массовым распространением информационных технологий в реальном секторе экономики. Кроме того, будут созданы предпосылки для реализации прав граждан на доступ к информации. По результатам предыдущих этапов будет обеспечено комплексное внедрение стандартизированных систем документооборота как на внутри- , так и на межведомственном уровне.

§2. Реализация программы электронного правительства в России

Правительственное веб-присутствие (согласно классификации Европейской комиссии) характеризуется последовательным прохождением пяти этапов: информационный, интерактивный односторонний, интерактивный двусторонний, транзакционный, проактивный. Отмечены уровни взаимодействия электронного государтсва: между гражданами и частными компаниями; между частными компаниями; между государственными службами и гражданами; между государством и частными компаниями; между органами государственного управления.

Во Франции создание электронного правительства было провозглашено одним из приоритетных направлений в программе правительственных действий по организации общества информации (PAGSI). Все сведения по наиболее важным государственным вопросам должны быть размещены в Интернете.

Проанализировав программу создания электронного правительства во Франции и содержание основных правительственных сайтов, можно сказать, что стратегия формирования е-правительства ориентирована на внутреннюю деятельность и имеет цель достигнуть уровня бюрократической структуры, что означает интеграцию между различными департаментами и предоставление услуг потребителям со стороны правительства. В настоящий момент Франция, в отличие Великобритании, не ставит перед собой цель достигнуть уровня полностью электронного правительства. Что касается новых возможностей, то электронное правительство предоставляет их и населению и бизнесу. Однако во Франции создание электронного правительства является наиболее важным для населения, поскольку оно делает правительство доступным. Франция уступает США, Великобритании и нескольким европейским странам. Однако показатели Франции достаточно высоки и со временем страна может их еще повысить.

Электронизация Германии началась в 1998 году. Главными компонентами программы можно назвать повышение компьютерной грамотности населения и безопасность в Интернете. Создание электронного государства в Германии находится в стадии становления. Основными проблемами являются недостаток квалифицированных специалистов и недостаточная стандартизация и совместимость.

Список литературы

1. Барбер М. Государственная служба: эффективная и аполитичная //Британские политические традиции и реформа власти в России. М-лы межд. научно-практ. конф. в Российской академии госслужбы при Президенте РФ и Посольстве Великобритании в РФ. Сопредседатели: Президент-ректор РАГС В. Егоров, Посол Великобритании в РФ Т. Брендон. М., РАГС, 2005.

2. Бачило ИЛ. Информационное право. - М., 2001.

3. Богдановская И.Ю. Электронное государство // Общественные науки и современность. - 2004. - № 6, 8 ноября.

5. Василенко Л.А. Интернет в информатизации государственной службы России. М., РАГС, 2000.

9. Ковлер А.И. Кризис демократии?- М., 1997.

10. Купряшин Г.Л., Соловьев А.И. Государственный менеджмент, (Раздел "Электронное правительство"). М., 2004.

13. Политико-административное управление /Под. ред. В.С. Комаровского и Л.В. Сморгунова. М.: РАГС, 2004.

14. Прохоров. А. Электронное правительство в цифрах и фактах / А. Прохоров // Компьютер-пресс. - 2006. - №5. - С. С.144-150.

15. Сборник научных трудов / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. полит. науки; Рос. ассоц. полит. науки; Гл. ред. акад. РАН Ю.С. Пивоваров. - М., 2007.

16. Туманов В.А. Европейский суд по правам человека. - М., 2001.

Основные этапы федеральных программ по модернизации работы правительства Германии представлены на рис. 2.

Рис. 2. История формирования электронного правительства в Германии: основные программы федерального уровня

Правительство Германии обеспокоилось вопросом адаптации государственных органов управления к меняющейся социальной среде еще в середине 1990-х годов, когда объявило о новой доктрине, девизом которой стала модернизация деятельности органов власти в соответствии с 4 принципами:

§ новое распределение обязанностей, ведущее к росту эффективности и улучшению исполнения законов;

§ ориентация на граждан, которые должны видеть в федеральном правительстве партнера;

§ разностороннее развитие государственных служб, в результате которого органы власти будут лучше справляться со своими обязанностями, эффективнее использовать средства и действовать более прозрачно;

§ эффективное руководство, позволяющее нанимать и удерживать в организации служащих, заинтересованных в результатах своей работы.

Принято считать, что формирование электронного правительства в Германии было начато вместе с запуском информационной сети Бонн–Берлин IVBB, расширенной к 2004 году до сети администрации на уровне Федерации (IVBV). Главными целями, которые преследовало правительство Германии в то время, являлись оптимизация административных процедур, снижение расходов, а также создание инфраструктуры органов власти и стандартов услуг.

Реализовав большую часть задуманной программы BundOnline, и даже перевыполнив некоторые ее плановые показатели, Германия приступила к программе развития усовершенствованных услуг электронного правительства на основе опыта Европейской Инициативы i2010. В связи с тем, что программа не завершена, подводить ее итоги рано.

Сегодня среди приоритетов программы электронного правительства Германии следует выделить:

§ создание систем баз данных идентификации и передачи информации по стране;

§ оптимизацию сети процессов и сокращения бюрократических затрат;

§ ориентацию законодательства на возможности информационных технологий.

Основными идеями программы является всеобщий доступ к информации государственного управления, оптимизация государственных процессов, исключение двойных действий, а также упрощение процесса получения государственных услуг. Федеральное правительство также намерено сделать нормой общение по электронной почте между гражданами и государственными служащими, что повысит уровень демократии и участия граждан в управлении.

Читайте также: