Доклад на родительское собрание в на

Обновлено: 17.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

«Сила мягкого спокойного слова так велика


Цель: объединение усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности младших школьников, оценка значимости и действенности поддержки ребенка в его учебной деятельности со стороны родителей.

1.Проблемы взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений.

2. Познакомить родителей с формами и методами решения возникающих проблем с детьми.

3. Расширить знания родителей о воспитательных и психологических приемах поддержки учебной деятельности ребенка.

4. Разработать совместную программу действий для учителя и родителя по стимулированию познавательной деятельности учащихся.

Форма проведения: круглый стол, работа родителей в группах.

Оборудование: слайдовая презентация на тему, памятки родителям с советами по поддержке детей в учебной деятельности.

Ребёнок, что тесто, как замесил, так и выросло.

Введение в тему собрания.

Жила – была Красная Шапочка, такая хорошенькая да умненькая, что лучше её и на свете не было. Мать любила её без памяти, а бабушка ещё больше. Раз пошла Красная Шапочка к бабушке. Идёт она лесом, цветочки собирает, кузнечиков слушает, и вдруг вспомнила, а уроки – то она не сделала, а солнце к вечеру клонится…

Задание для родителей: продолжить сказку, составить по одному предложению по цепочке.

Выступление учителя.

Обучение в школе – одно из важнейших, наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Изменяется вся жизнь ребёнка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Все родители мечтают, чтобы дети хорошо учились. Но некоторые родители считают, что, ребенок в школе, можно облегченно вздохнуть и теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Конечно же, школа не отказывается от своих обязанностей. Это дело не только школы, но и родителей. Мы, учителя, объясняем детям приемы работы, а как усвоил ребенок эти приемы, как он их использует и использует ли вообще, остается вне поля зрения учителя. А у родителя есть полная возможность проконтролировать своего ребенка. Они могут оказать ту помощь, которую не может оказать учитель.

(Предварительное проведение анкетирования среди родителей и учащихся.)

Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях:

организация режима дня;

контроль за выполнением домашних заданий;

приучение детей к самостоятельности.

1. Организация режима дня.

Точный распорядок занятий – это основа любого труда. Необходимо включать в режим дня ежедневное выполнение домашних обязанностей ( наведение порядка в своей комнате, мытье посуды, вынос мусора и т.д.). Их может быть немного, но нужно, чтобы дети выполняли свои обязанности постоянно. Приученному к таким обязанностям ребенку не придется напоминать, чтобы он убрал свои вещи и т.д.

Важный вопрос в организации режима дня – это организация досуга. Важно не оставлять ребенка без присмотра, а дать возможность заниматься любимым делом в свободное от учебы время. Особое внимание следует уделять пребыванию на свежем воздухе. Необходимо правильно организовать сон. Ложиться спать нужно в 21 час. Хороший спокойный сон – это основа здоровья.

Позаботьтесь, чтобы ребенок после ужина не перевозбуждался, не смотрел «страшные фильмы, не играл в шумные игры. Все это может отразится на сне, на самочувствии ребенка. Рекомендуется прогулка перед сном на свежем воздухе.

2. Контроль за выполнением домашних заданий.

Предлагаю вам разделиться на три группы (это можно сделать заранее, предложив родителям выбрать жетоны разных цветов при входе в класс) и проработать ситуации, разрешение которых вызывает у родителей затруднения.

Решение, которое предлагает 1-я группа.

Решение, которое предлагает 2-я группа.

Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий:
1. Твердо установите время начала занятий. Благодаря этому у ребенка вырабатывается привычка к назначенному часу садиться за уроки, появляется психологическая готовность и предрасположение к умственной работе.
2. Разумно определите соотношение времени, отводимого на уроки, прогулку, домашние обязанности, чтобы одно не шло в ущерб другому.
3. Определите постоянное место для занятий, где все необходимые предметы находятся под рукой. Рабочее место должно быть только местом для занятий (ни игр, ни картинок, ни игрушек, ни других посторонних предметов, ни даже карандашей и фломастеров, если они не нужны для текущей работы).
4. Главное правило – начинать работу сразу, не откладывая и не оттягивая. Чем больше оттягиваешь неприятный момент, тем больше усилий потребуется, чтобы заставить себя приступить к выполнению домашнего задания.
5. Необходимо наличие перерывов в работе.
6. Не освобождайте ребенка от домашних обязанностей. Кроме учебы, у него должны быть и другие дела, чтобы привыкал ценить время, планировать работу, приступать к ней без проволочек.
Вывод: только вместе с родителями ребенок сможет научиться выполнять домашние задания, приучится к самодисциплине. Для этого необходимо терпение, контроль, похвала, разумная требовательность, заинтересованность.

ЧТО СЛЕДУЕТ, И ЧЕГО НЕ СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ:

Проследите правильно ли организовано рабочее место. Всё должно быть на своих местах. Посидите со своим ребёнком на первых порах выполнения домашнего задания. От того, насколько спокойными будут его первые шаги, зависит его будущие школьные успехи. Сформируйте привычку делать уроки. Напоминайте об уроках без криков, будьте терпеливы. Учите выполнять уроки только в этом рабочем уголке. Вслух читайте задание, упражнения. Это успокаивает ребёнка, снимает тревожность. Если ребёнок что-то делает не так, не спешите его ругать.

Если ребёнок отвлекается, то спокойно напоминайте ему о времени, отведенном на выполнение уроков. Письменные задания чтобы выполнял чисто, без помарок.

Не заставляйте многократно переписывать одно и то же. Это подрывает интерес к школе. Старайтесь, как можно раньше приучать делать уроки самостоятельно и обращаться к вам в случае необходимости

Решение, которое предлагает 3-я группа.
Как привить интерес к чтению?
1. Пусть дети видят, что вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, зачитывайте отрывки, делитесь прочитанным и т. п.
2. По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя чтением, вместо того чтобы смотреть телевизор.
3. Покупайте книги, дарите их ребенку и другим членам семьи
4. Пусть дети сами выбирают себе книги (в библиотеке, в магазине).
5. Создавайте вместе с ребенком детскую библиотечку. Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или о космических путешествиях).
6. Чаще спрашивайте у детей мнение о книгах, которые они читают.
7. Поощряйте чтение вашим ребенком любых материалов периодической печати, даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов.
8. Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их детям.
9. Выделите в доме специальное место для чтения, создайте уют.
10. Давайте детям читать короткие рассказы, а не большие произведения. Они смогут дочитать их до конца, и у них появится ощущение законченности и удовлетворения.
11. Предложите до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
12. Поощряйте чтение вслух, когда это только возможно, чтобы развить у ребенка навык чтения и уверенность в себе.

Вывод: только вместе с родителями сможет ребенок приучиться читать. Для этого необходимо терпение, похвала, родительская заинтересованность.


РАДУЙТЕСЬ ТОМУ, ЧТО У ВАС ЕСТЬ ТАКОЕ СЧАСТЬЕ – С КЕМ-ТО ДЕЛАТЬ УРОКИ, КОМУ-ТО ПОМОГАТЬ ВЗРОСЛЕТЬ!

Решение родительского собрания

Учить ребенка самостоятельно выполнять домашнее задание и правильно оценивать результаты своей деятельности.

Использовать подготовленные памятки для наиболее рационального построения детьми работы по приготовлению уроков.

Оказывать помощь детям при возникновении серьезных затруднений в выполнении домашних заданий.

Не скупиться на похвалу. Хвалить всегда исполнителя, а критиковать только исполнение.

Ставить совместно с ребенком реально достижимые учебные цели.

1. Я развиваю в своём ребёнке положительное восприятие его возможностей и способностей.

2. Я предоставил комнату или часть комнаты исключительно для занятий ребёнка.


3. Я приучаю ребёнка решать свои проблемы, принимать решения самостоятельно.


4. Я показываю ребёнку возможности нахождения книг и нужных для его занятий материалов.


5. Я не отказываю ребёнку в просьбе почитать.


6. Я постоянно беру ребёнка в поездки, путешествия, на экскурсии по интересным местам.


7. Я часто выполняю вместе с ребёнком одно и то же дело.


8. Я приветствую и общение моего ребёнка с друзьями.


9. Я забочусь о физическом здоровье ребёнка.


10. Я слежу, чтобы ребёнок соблюдал режим дня.

Оценка теста.

1 – уровень /1 – 0,7балла/

Вы правильно организуете школьную жизнь ребёнка. Ваш ребёнок имеет всесторонние интересы, подготовлен к общению со взрослыми и со сверстниками. При таком воспитании вы можете рассчитывать на хорошие успехи в учёбе.

2 – уровень /0,6 – 0,4 балла/

У вас могут возникнуть некоторые проблемы в обучении ребёнка.

Мы уверены, что ваши размышления помогут определить оптимальную стратегию воспитания.

3 – уровень /0,3 – 0 баллов/

В вашем опыте прослеживается главная ошибка – чрезмерная опека ребёнка, подмена усилий ребёнка собственной активностью. Вы недостаточно даёте ребёнку общаться со сверстниками, мешаете его возможностям приобретения социального опыта.

Анкета для родителей

(Отметьте, только, те вопросы, которые вы задаете своему ребенку, встречая его из школы)

1. Какие отметки ты сегодня получил?

2. Что вы делали в школе?

3. Какие занятия были самые интересные?

4. Тебя сегодня спрашивали?

5. Тебе делали замечание?

6. Что ты узнал сегодня нового?

7. С кем ты из ребят сегодня играл?

Анкета для учащихся.

1. Есть ли у тебя дома специальное рабочее место, где ты постоянно выполняешь домашнее задание?

2. Как долго ты выполняешь домашнее задание (1 час, 2часа, 3 часа)?

3. С какими предметами ты легко справляешься самостоятельно?

4. Какие предметы ты готовишь с трудом?

5. Кто помогает тебе готовить уроки?

6. О чем спрашивают тебя родители, когда ты приходишь из школы?

Советы родителям “психотерапия неуспеваемости”

Правило первое: не бей лежачего. “Двойка” - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет только помощи, а не новых упреков.

Правило второе: не более одного недостатка в минутку. Чтобы избавить ребенка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто “отключится”, перестанет реагировать на такие речи, на ваши оценки. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно переносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорите только о нем.

Правило третье: за двумя зайцами погонишься. Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.

Правило четвертое : хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться.

Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать ребенка с успехами соседского. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Ведь родительские: “Не сделал, не старался, не учил” порождает Эхо: “не хочу, не могу, не буду!”

Правило седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка – и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: “Еще не знаю, но могу и хочу знать”.

Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели. Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполненными целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.

Мы сегодня убедились, что причин “неуспешной” учебной деятельности детей очень много. Узнать эти причины и избавиться от них можно только при скоординированной деятельности педагогов и вас родителей. Никогда не надо забывать, что каждый ребенок уникален.

На занятиях развиваются все психические функции детей, а это внимание (его устойчивость, быстрое переключение с одной деятельности на другую), память ребенка, ведь без нее не возможно развитие мышления. В данном возрасте происходит интенсивное развитие способности к запоминанию и воспроизведению. Запоминиание и припоминание происходит независимо от воли и сознания ребенка и зависит от характера его деятельности. Именно поэтому новые знания должны иметь для ребенка какое-то значение – чем больше эта информация соприкасается с его интересами, тем легче он ее запомнит.

Именно поэтому, ВЫ родители и должны закреплять с ребенком в повседневной жизни все те знания, которые он получил на занятиях в ДОУ. Просите ребенка повторить услышанное, перечислить предметы, описать увиденное; больше читайте и рассказывайте, т.е. объясняйте значение буквально каждого предмета и явления. На развитие памяти также влияет уровень умственных способностей – чем больше ребенок умеет делать, чем активнее он размышляет над чем-либо, тем больше он в состоянии запомнить.

Хвалите ребенка, если ему самостоятельно удалось что-то запомнить. Вообще похвала творит великое дело, но здесь главное не переусердствовать, т.е. хвалить за дело. Чаще говорите детям как Вы их любите и доказывайте свою любовь реальными делами.

Проблема воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует психологических установок на формирование у детей с нарушениями развития, умения взаимодействовать в едином детском коллективе. Такие дети могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения,

Наличие в группе массового дошкольного учреждения ребенка с отклонениями в развитии требует внимания к нему со стороны воспитателей, готовыми вместе с родителями разделить ответственность за его воспитание и обучение, подготовку к школе. Наиболее важным аспектом является психологическая готовность педагогов к работе с ребенком, желание помочь ему и его родителям, сделать пребывание такого ребенка в группе полезным и интересным для него.

К настоящему времени разработаны специальные (коррекционные) образовательные программы для дошкольников, имеющих различные отклонения в развитии, которые реализуются в учреждениях компенсирующего и комбинированного видов.

Поэтому не пугайтесь если вас просят пройти ПМПК с ребенком. Еще раз повторюсь, вовремя начатое обучение и коррекция в развитии, могут привести к положительным результатам. Мы готовы помочь ВАМ и вашим детям и надеемся на взаимопонимание.

А теперь немного о том, когда нужно обращаться к психологу:

☺ Если проблема не решается длительное время;

☺ Если Вы знаете, как решить проблему, но Вам все-таки нужна помощь;

☺ Если Вас что-то тревожит в детском поведении, но Вы не можете понять причину;

☺ Если Вам кажется, что ребенок отстает в развитии от своих сверстников. Скорее всего, Вам это кажется. Но лучше расставить все точки над i и не мучить ребенка сравнением с другими детьми;

☺ Если у Вас есть семейные проблемы, и это отражается на ребенке.

Жду вас на индивидуальные консультации по средам с 17.00 до 18.40. Благодарю за внимание. Отвечу на возникшие вопросы.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Как помочь ребенку хорошо учиться?

Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.

расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми;

выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся;

выявить проблемы взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений .


Обучение в школе – одно из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Чтобы сохранить у ребенка желание учиться, стремление к знаниям, необходимо научить его хорошо учиться.
Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились. Но некоторые родители считают, что, отдав ребенка в школу, можно облегченно вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Конечно же, школа не отказывается от своих обязанностей. Но это дело не только школы, но и родителей. Мы, учителя, объясняем детям приемы работы, а как усвоил ребенок эти приемы, как они их использует и использует ли вообще, остается вне поля зрения учителя. А у родителей есть полная возможность проконтролировать своего ребенка. Они могут оказать ту помощь, которую не может оказать учитель.
Особенное значение в этом случае приобретает сотрудничество родителей и учителя, согласование их действий. Усилия семьи и школы в решении этой проблемы – едины. Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях:
• организация режима дня;
• контроль за выполнением домашних заданий;
• приучение детей к самостоятельности.
1.Организация режима дня.

2.Направление помощи – контроль за выполнением домашних заданий.

3.Направление помощи – приучение к самостоятельности.

Советы родителям (по материалам О.В. Полянской, Т.И.Беляшкиной)

Правило первое: не бей лежачего. “Двойка” - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.

Правило второе: не более одного недостатка в минутку. Чтобы избавить ребенка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто “отключится”, перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно переносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорить только о нем. Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.

Правило третье: за двумя зайцами погонишься. Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.

Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться.

Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать ребенка с успехами соседского. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок, соломинку, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: “Не сделал, не старался, не учил” порождает Эхо: “не хочу, не могу, не буду!”

Правило седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка – и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: “Еще не знаю, но могу и хочу знать”.

Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели. Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполненными целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.

Цель: дать возможность родителям задуматься над проблемой общения с ребёнком. Вооружить родителей приёмами эффективного общения.

Ход собрания

Участники располагаются по кругу.

С давних пор о доме и семье всегда говорили с улыбкой и любовью. Из этого далека до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайте-ка их вспомним. Я начинаю, а Вы – заканчиваете.

В гостях хорошо, а (дома лучше).

Не красна изба углами, а (красна пирогами).

Каково на дому, таково и (самому).

Дети не в тягость, а …в радость).

Когда семья вместе, и (сердце на месте).

- Как вы думаете, что такое общение? Насколько важно общение для ребёнка?

- Общение ребёнка с окружающими взрослыми не только условие, но и главный источник его психического развития. Ребёнок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми знаниями, умениями, способностями, отношениями, которые существуют в человеческом обществе. Всё это он может освоить только в общении с другими людьми – носителями общечеловеческого общества. Истории известны факты, когда маленькие дети были лишены общения с близкими людьми, это дети – маугли. Такие дети не владели способами общения с другими людьми, способами социального поведения, обнаруживали низкий уровень психического развития и практически не могли адаптироваться в человеческом обществе. Психологические исследования показали, что дефицит общения с окружающими взрослыми, дефицит тепла, любви, понимания нарушают формирование личности ребёнка. Чем меньше ребёнок, тем большее значение имеют для него контакты со взрослыми членами семьи.

В эмоциональном общении со взрослыми закладываются основы будущей личности: способность видеть, слышать, воспринимать мир, развивается познавательный интерес, чувство защищенности, уверенности в себе. Если в первые месяцы жизни ребёнок не получит должного тепла от близких людей, то в дальнейшем это даст о себе знать. Ребёнок будет скованным и пассивным, неуверенным в себе или, напротив жестоким, агрессивным…

Очень важно, чтобы в семье каждый мог по настоящему слушать, искренне выражать свои эмоции, мирно разрешать конфликты, уважать достоинство другого. Невозможно создать правильные отношения с ребёнком если нет мирной и доброжелательной атмосферы в семье в целом.

- Как вы думаете, как же надо общаться с ребёнком?

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, учим ли этому своих детей.

Главная формула общения

Обращаясь к детям, мы обычно заботимся о том, чтобы они, прежде всего, поняли смысл произносимых нами слов. Однако всегда необходимо помнить, что мы влияем на ребенка, воспитываем его, даже не произнося ни единого слова, — примером своих поступков в его присутствии. Существует общение без слов, которое происходит всегда, когда Вы находитесь рядом с малышом.

Прикосновение. Прикасается по-разному: как умеет, как привыкла. У одних — резкие, быстрые движения, дергающие ребенка, мать манипулирует им, как куклой.

А вот движения ласкающие, когда любое прикосновение к ребенку — нежное, оберегающее, успокаивающее. Разве не лучше именно так?

Голос. Что в них понимает маленький? Еще не понимает их смысла, может расплакаться, услышав резкий, громкий голос, и заулыбаться на слова, сказанные мягко и ласково.

Взгляд. Бывает взгляд, который может “пригвоздить” ребенка к месту. Такой взгляд (“смотри мне в глаза и говори правду!”) ничего, кроме напряжения и детских слез, не вызовет. А взгляд мягкий, ласкающий, как бы “прикасающийся” к его лицу, успокаивает малыша, снимает следы обиды, возбуждения и тревоги.

Дистанция. Самая близкая — мы обнимаем ребенка, прижимая его к себе и этим самым, подчеркивая его принадлежность нам: “Мой, никому не отдам”.

Психологи доказали, что потребность в любви – одна из основных человеческих потребностей. Её удовлетворение – необходимое условие для нормального развития ребёнка.

- Скажите, пожалуйста, как вы выражаете свою любовь к ребёнку?

- Конечно, потребность в любви удовлетворяется, когда вы говорите ребёнку, что он вам дорог, важен, нужен, что он просто хороший и сопровождаете это приветливыми взглядами, прикосновениями, ласковыми словами.

- Сколько раз в день вы обнимаете своего ребёнка?

- Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребёнка несколько раз в день. Она утверждает, что каждому человеку для выживания необходимо 4 объятия в день, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день. Подобные знаки внимания питают эмоционально растущий организм и помогает ему развиваться психически.

- Как же мы, взрослые, должны выражать своё недовольство ребёнком?

Как же мы, взрослые должны выражать свое недовольство ребенком?

Это надо выражать особым образом.

*Выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенка в целом.

*Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие его самого.

Что делать, если ребенок не слушается, раздражается?

Указывать на ошибки конечно же надо, но с особой осторожностью. Не следует замечать каждую ошибку ребенка, обсуждать ее лучше потом, в спокойной обстановке, а не в тот момент, когда ребенок увлечен делом. Замечания всегда надо делать на фоне общего одобрения.

В каждом возрасте

для ребенка существует определенный круг дел, с которым он может

только при участии взрослых или недоступные вообще. По мере развития

ребенка увеличивается и круг дел, которые он начинает выполнять

самостоятельно. Иначе говоря, завтра ребенок будет делать сам то, что

сегодня делал вместе со взрослыми. Если ребенку трудно, и он готов принять

Вашу помощь, обязательно помогите ему. Возьмите на себя только то, что не

может сделать ребенок. По мере освоения ребенком новых действии

постепенно передавайте их ему.

Как быть, если ребенок освоил дело, но упорно не хочет его делать

(уборка игрушек, постели? (вопрос родителям)

Необходимо выяснить причину непослушания. Возможно, ребенку еще

трудно его выполнить, или просто ему важно Ваше участие, Ваша моральная

поддержка. Может быть, корень упрямства и отказов лежит в отрицательных

переживаниях. Это может быть проблема самого ребенка, но чаще она

кроется в ваших взаимоотношениях. Если отношения испорчены, то без

дружелюбного и теплого тона они ничего не дадут. Тон главное условие

Не следует занимать позицию НАД ребенком. Дети очень чувствительны

и восстают против нее всеми силами души. Здесь хорошо помогают внешние

средства, например, картинки для напоминания, список дел, схемы, панорама

добрых дел, записки от любимого героя и т. д.

Еще одна из причин конфликта — излишняя заботливость родителей,

которые хотят для детей больше, чем сами дети. Сталкиваясь с нежеланием ребенка делать то, что ему положено, некоторые родители встают на путь "подкупа". Они соглашаются "платить" деньгами, вещами, удовольствием, если ребенок будет делать то, что от него хотят. Этот пугь опасен и малоэффективен. Дело обычно кончается тем, что ребенок начинает требовать все больше и больше, а обещанных изменений в поведении не происходит.

Важно помнить, что личность ребенка и его способности развиваются в

той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с

Постепенно снимайте заботу и ответственность за личные дела вашего

ребенка и передавайте их ему.

Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. В таких случаях надо его послушать. Что значит – активно слушать ребенка?

В беседе важно держать паузу, которая помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно почувствовать, что вы рядом. Помолчать хорошо и после ответа — может,он что-то и добавит. Если он смотрит не на вас, а в сторону, то продолжайте молчать : в нем сейчас происходит важная и нужная внутренняя работа.

Пожалуйста, и в повседневном общении с ребенком замечайте его переживания : когда он обижен, расстроен, боится и т. д. Называйте эти переживания в повествовательной форме при обращении к малышу.

- Специалисты рекомендуют: Для того, чтобы вы могли проанализировать, насколько правильно вы общаетесь со своим ребёнком мы предлагаем вам выполнить небольшое задание. Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов. Посчитайте, сколько раз в течение дня вы обращались к ребёнку с эмоционально положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой? Сколько раз с отрицательным упрёком, замечанием? Сколько раз в течение дня Вы обнимаете ребёнка (утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считается? Какие ласковые слова Вы используете в общении с ребёнком? Какими словами Вы называете ребёнка когда сердитесь?

В заключении нашей встречи давайте попробуем обобщить принципы эффективного общения с ребёнком. Сохраняйте в семье единство взглядов по вопросам воспитания и общения с ребёнком. Ребёнок постоянно должен чувствовать, любовь близких к себе. Принимать ребёнка следует таким, какой он есть, со всеми его особенностями. Проявляете интерес к ребёнку во время общения, кивком головы, одобрением и т. д. Поддерживайте стремление ребёнка к общению со взрослыми членами семьи. Общение должно иметь положительный эмоциональный тон. Чаще улыбайтесь ребёнку в процессе общения с ним. Замечайте успех и достижения ребёнка, радуйтесь вместе с ним.

Читайте также: